Что необходимо знать при обращении к услугам химчистки? Что делать, если в химчистке испортили вещь, имеются иные недостатки работы, нарушены сроки выполнения услуг химчистки?
Правоотношения, возникающие между потребителем и исполнителем (организацией оказывающей услуги химической чистки), регулируются Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (ст.ст. 27-35), Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», Гражданским кодексом РФ (§1, § 2 главы 37 «Бытовой подряд»).
Меховые шубы, дубленки, изделия из кожи, шерсти, пиджаки, вещи из комбинированных материалов и многие другие вещи в домашних условиях просто невозможно хорошо почистить, не нанеся им вреда. Однако идти с ними в химчистку многие не торопятся, зная о том, что после химчистки вещь может быть испорчена. Чтобы не испортить вещи, требующие особого деликатного ухода, и не получить непредвиденный и печальный для вас результат, следует быть внимательным, прибегая к услугам химчистки.
Информация об исполнителе
Обратите внимание на обязательный набор информации, который должен быть представлен в наглядной и доступной форме в удобном для обозрения месте приемного пункта. Вот что вы непременно должны увидеть:
Если указанная информация отсутствует, вряд ли стоит доверять свои вещи такой химчистке.
Кроме того, в качестве дополнительной информации вы можете увидеть расшифровку символов по уходу за изделиями, а также обязанности клиента перед тем, как сдать вещи в чистку (например, должен ли клиент отпороть пуговицы, молнии и прочую фурнитуру). Бывает, что химчистки сами отпарывают и потом пришивают заново фурнитуру или декоративные элементы, выполняют даже мелкий ремонт изделия. В таком случае все это уже включено в стоимость услуг. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату.
Квитанция. Будьте внимательны
При приемке вам укажут на недостатки и слабые места вещей (если таковые имеются) и предупредят о возможных негативных последствиях обработки (например, предупредят о том, что на вещи из шерсти есть молевые вытравки, на месте которых возможно образование дырок). Вы решаетесь на риск и принимаете решение отдать вещь в чистку. Приемщица делает в квитанции соответствующую запись (например, «В результате химической чистки возможно образование дыр на местах молевых вытравок на рукавах изделия»), а вы подписываетесь в квитанции, в том числе и под этим предупреждением. В этом случае, если в результате чистки ваша вещь действительно потеряет товарный вид в соответствии с написанным предупреждением, вы никаких претензий по этому поводу предъявить не сможете.
Вы можете не подписывать квитанцию и отказаться от услуг данной химчистки, если они не могут вам гарантировать сохранность вещи. Поэтому, прежде чем подписывать квитанцию, внимательно прочитайте ее.
Бывает и другой сценарий похожего развития событий.
Приемщица осмотрела ваши вещи и выписала квитанцию (распечатала на принтере). В ее неразборчивый почерк (мелкий шрифт) вы вчитываться не стали, а при получении вещей обнаружили досадные факты: изделие испорчено частично или полностью. В ответ на ваши претензии вам показывают квитанцию и говорят, что вы подписывались под соответствующим предупреждением, а значит, были поставлены в известность о возможной порче вещи и добровольно согласились на такие условия. А вы не можете разобрать в квитанции ни одного слова и не знаете, какие аргументы вам привести в свою защиту.
Если сложилась такая ситуация, необходимо помнить, что квитанция содержит условия договора, а также информацию об услуге. В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 11 «Правил бытового обслуживания населения» при оформлении заказа исполнитель обязан дать достоверную информацию об оказываемой услуге и о конкретных обстоятельствах, мешающих качеству выполнения услуги. В данном случае информация предоставлена не была, поскольку она была недоступна для прочтения. Следовательно, предприятие бытового обслуживания несет ответственность за некачественно оказанную услугу по химической чистке вашего изделия на основании ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что юридической силы указанный пункт квитанции (договора) не будет иметь и ее «стандартный» текст всегда может быть оспорен в суде.
Как уже было сказано, исполнитель, включивший в договор пункт, ущемляющий права потребителя, несет административную ответственность. Поэтому, на организацию, включившую данный пункт в договор, возможно наложение административного штрафа за подобное нарушение. Органом, привлекающим к ответственности за включение условий, ущемляющих права потребителей, является соответствующее Управление Роспотребнадзора. Адрес Управления Роспотребнадзора по Рязанской области: г. Рязань, ул. Островского, д. 51.А. Жалоба подается в письменном виде с указанием наименования организации-нарушителя и ее адреса. Желательно приложить копию договора.
Определение износа вещи
Правила определения износа прописаны в «Руководстве для работников приемных пунктов предприятий химической чистки и крашения», утвержденных Министерством бытового обслуживания населения в РСФСР 20.06.1990 г. (документ действующий):
Также Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» обращает внимание на существование специального ГОСТа Р 51108-97 «Услуги бытовые. Химическая чистка. ОТУ», принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 17.12.1997 г. № 412 (ГОСТ действующий). Указанный ГОСТ содержит общие технологические требования к процессу химической чистки, требования к качеству изделия, прошедшего химическую чистку, другие требования и правила.
Произошел конфликт. Как действовать?
Что делать в случае порчи изделия и потери им товарного вида? Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» информирует, что в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» вред, причиненный имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков работы ли услуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме.
Кстати, предприятие ответственно и за сохранность принятых у вас вещей. Пункт 1 ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязывает исполнителя в случае полной утраты вещи, принятой от потребителя, в трехдневный срок заменить ее вещью аналогичного качества. А в случае отсутствия такой возможности исполнитель обязан возместить причиненный потребителю ущерб в размере двукратной стоимости изделия. Следует излагать свои требования в письменной форме и со ссылками на соответствующие правовые нормы. Содержание претензии, как по поводу порчи, так и утраты вещей, состоит из трех частей:
Претензия составляется в двух экземплярах, первый отдается ответственному лицу предприятия, а второй с отметкой о вручении (дата, подпись, расшифровка подписи этого ответственного лица) остается у вас. Следует направить эту претензию по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (это единственный выход в том случае, если вашу претензию отказываются принять и подписать).
Если вы составили акт дефектур, забрали вещь, но исполнитель отказывается удовлетворить ваши требования, можно провести независимую экспертизу вещи самостоятельно. Если же акт дефектур не составлен, вещь находится у исполнителя, экспертизу следует провести в рамках судебного процесса.
Технологическая экспертиза способна выявить, имел ли место факт нарушения технологии химической чистки, или же порча изделия произошла вследствие причин, не зависящих от химчистки (например, из-за плохого качества изделия). К сожалению, в настоящий момент ситуация такова, что независимых экспертных учреждений, сертифицированных на проведение соответствующей технологической экспертизы, не так много.
И технологическая, и товароведческая экспертиза потребуют от вас оплаты. В случае выигрыша дела в суде все расходы по организации экспертиз лягут на плечи ответчика. Если же вы проиграете дело, вам придется возмещать убытки ответчика.
Какие же у потребителя имеются права в случае наличия недостатков оказанной услуги по химической чистки или в случае уничтожения (полностью, частично) вещи либо нарушения сроков выполнения работ?
Как уже говорилось ранее, вы должны выдвинуть исполнителю письменные требования, в том числе в суде, в зависимости от нарушения, допущенного химчисткой.
1. При нарушении сроков оказания услуги следует предъявлять требования в соответствии со ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» (выбрать нужно только что-то одно):
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
2. При некачественно оказанной услуге (например, остались пятна после химчистки) следует предъявлять одно из требований статьи 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» :
Независимо от объема исковых требований вы имеете право требовать также компенсацию морального ущерба в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Если исполнитель нарушил сроки оказания услуг или оказал услугу с недостатками, или отказывается признать факт порчи вещи и при этом отказывается в добровольном порядке удовлетворить Ваши законные требования, вы можете смело обращаться за защитой ваших нарушенных потребительских прав и интересов в суд (ст. 17 Закона «О защите прав потребителей»).
Исковое заявление в суд составляется по тому же принципу, что и претензия. Однако, форма и содержание искового заявления должны отвечать требованиям, установленным ст. 131 ГПК РФ. Отличием является то, что в описательной части указывается суд, в который подается исковое заявление, а ниже указывается наименование ответчика и его юридический адрес. В заключительной части вы должны по порядку указать свои требования и подсчитать общую сумму, которую вы просите взыскать с ответчика. Далее указываются документы, которые прилагаются к исковому заявлению в качестве доказательств.
К исковому заявлению необходимо, как минимум, приложить:
Приобретая вещь, помните, что если ее нельзя стирать, то ее необходимо будет чистить в химчистке. Придирчиво относитесь к выбору, ищите подтверждение слов продавца об уходе за изделием на маркировке, которая непременно должна быть на изделии.
Обезопасить себя от неприятностей на сто процентов невозможно: бывает, что и дорогая вещь оказывается непрактичной и крайне капризной к чистке, а можно купить изделие на рынке, и ему сносу не будет. Но в любом случае, при покупке обязательно помните про кассовый (товарный) чек: вы должны получить его на руки и хранить до первой чистки или стирки изделия.
Клиент заплатил химчистке 1180 рублей, а потом потребовал 500 тысяч
После новогодних праздников мужчина принес в краснодарскую химчистку платье и брюки. Платье — Кристиана Диора, а брюки — Сальваторе Феррагамо. За очистку их от следов былого веселья он заплатил 1180 рублей.
Когда все было готово, клиент забрал вещи и ушел. Спустя месяц он вернулся с претензиями: на красном платье нашлось белое пятно, а брюки стали короче. Вещи испорчены, носить их нельзя, и виновата химчистка — отдавайте деньги. Но, конечно, не 1180 рублей, а двукратную стоимость платья и брюк — то есть 500 тысяч рублей. Стоимость услуг тоже верните и моральный ущерб компенсируйте. Химчистка в шоке, начались суды.
Почему клиент химчистки потребовал столько денег?
По его словам, химчистка испортила вещи. Носить их больше нельзя. По закону за такое можно требовать двукратную стоимость вещей и компенсацию расходов. Мужчина так и сделал. Кристиан Диор нынче недешев — за платье и брюки набежало полмиллиона. Потерпевший заручился поддержкой объединения по защите прав потребителей и пошел в суд.
Если это законно, почему химчистка не заплатила?
Когда химчистка отдала вещи, претензий от клиента не было. Он не пришел с вопросами по поводу пятна и уменьшенных брюк ни через неделю, ни через две. И где вообще доказательства, что это белое пятно появилось после химчистки? Может, платье еще раз стирали, а брюки неправильно гладили?
Химчистка не признала свою вину в порче вещей, отказалась платить и оказалась в суде.
Что сказали суды?
Если кто-то взялся оказывать услуги, нужно делать это качественно. Когда при выполнении какой-то работы используется материал или вещь заказчика, исполнитель должен следить за их сохранностью: он за это отвечает.
Если сразу при приемке понятно, что в химчистку отдают вещь с недостатками, нужно это зафиксировать. А если химчистка приняла вещи без пятен и усадки, а вернула с дефектами, придется заплатить клиенту две цены.
Еще надо вернуть все деньги за услуги, заплатить неустойку и штраф, раз не согласились на добровольную компенсацию.
Вот заключение экспертизы. Там написано, что пятно на платье появилось из-за того, что его терли отбеливателем. А брюки дали усадку на два размера, потому что их погладили слишком горячим утюгом. Вещи новые, износ всего 5—10%.
Права потребителя нарушены, верните ему деньги.
По поводу двукратной стоимости вещи — все так. Если в работу взяли вещь или материал заказчика, тут есть такой вид ответственности, как двойная стоимость. Когда клиент обращается в химчистку, он фактически заключает договор бытового подряда. Еще тут работает закон о защите прав потребителей.
Если с вещью что-то случилось, химчистка или ателье заменят ее или заплатят две цены. Но есть правила бытового обслуживания. В них написано, что потребитель должен принять работу и сразу осмотреть вещь при исполнителе. Если обнаружатся недостатки, о них положено немедленно сообщить, составить акт и все в нем зафиксировать. Если недостаток вскроется позже, потому что сразу его нельзя было заметить, тогда сообщить необходимо в разумный срок.
Иногда недостатки можно заявлять даже в течение пяти лет — как с недвижимостью. Но это не касается вещей после химчистки, и там другая ответственность.
Обычно доказывать отсутствие вины должен продавец или исполнитель. Но с продажей товаров или оказанием услуг по-другому. Тут доказывать должны обе стороны. Если клиент не предъявил никаких претензий, когда забирал вещи из химчистки, он все равно может требовать компенсацию. Но только если сам докажет, что пятно и усадка появились до того, как он принял вещь.
А в этой истории мы видим вот что. Клиент химчистки забирает вещи 12 января. В квитанции он не указывает недостатки — забрал и пошел. 12 февраля он приходит в химчистку с претензиями и требует две цены за фирменные вещи.
Экспертиза показала, что пятно появилось от отбеливателя, а усадка брюк — от утюга. Но в заключении не написано, что все это по вине химчистки, и нет точной даты, когда появились проблемы с одеждой. Клиент мог целый месяц носить вещи и делать с ними что угодно: оттирать пятна и гладить не по инструкции.
Суды не обратили на это внимания. Да еще заставили химчистку доказывать, что дефекты появились не в процессе чистки, а после. Якобы только если докажет, тогда может не платить. Это незаконно.
Итог. Решения судов в пользу клиента химчистки отменили. Верховный суд сказал разбираться заново — апелляция процитировала выводы Верховного суда и вынесла решение в пользу химчистки: ничего она за испорченное платье и брюки не заплатит. А если что-то уже заплатила — ей все до копейки вернут.
Как получить деньги, если вещь и правда испортили?
Если сдаете одежду в химчистку или отдаете в ателье ткань на костюм, попросите написать на квитанции, что на ваших вещах и материалах нет брака, дефектов, пятен и сморщенных швов.
Укажите в квитанции стоимость вещи. Или храните чек о том, что это настоящий Кристиан Диор. Так проще доказать стоимость вещи, чтобы не делать этого в суде.
Когда будете забирать вещь, сразу осмотрите ее: нет ли пятен и дефектов, которых не было или не должно быть. Сразу, а не через месяц. В этой истории вполне могло быть так, что пятно и правда оставила химчистка, а мужчина не проверил, принес вещи домой и забыл про них на месяц. А когда рассмотрел, то увидел дефекты, но было уже поздно. Не доверяйте красивым упаковкам и улыбчивым менеджерам — проверяйте качество услуг и свои вещи сразу.
Если на вещи есть дефекты, пишите претензию не отходя от кассы. Если не принимают, отправьте почтой. После этого у вас все шансы получить:
Или требуйте, чтобы работу переделали. В зависимости от требований срок исполнения — 10 дней или 3 дня. Две цены можно требовать не всегда: с ателье и химчисткой это работает, а вот со стоянкой, которая не уследила за машиной, нет: там только ущерб.
Но тут есть вот какой нюанс: химчистка могла сразу предупредить вас, что дубленка может полинять, а рубашка станет розовой из-за особенностей ткани и процесса. Все это может быть написано мелким шрифтом в квитанции. Иногда бывает, что вещь и правда берут в чистку, но из-за особенностей ткани или выделки может быть непредсказуемый результат. Об этом должны предупредить.
Если вы согласились, предъявить претензии не получится. Но с белым пятном от хлорки на платье и уменьшенными из-за неправильной глажки брюками такое не пройдет: это очевидные дефекты из-за неправильной чистки и глажки. Тут главное — вовремя предъявить претензии. Если бы клиент не ждал месяц, у него было бы сейчас два платья от Диора и две пары новых брюк от Феррагамо.
Почитайте историю нашего автора про химчистку, которая требовала от него 16 тысяч вместо 490 рублей. До суда не дошло, но пришлось писать заявление в полицию. Зато владелец сам пришел в комментарии, извинился и предложил решение проблемы. Но не все владельцы химчисток такие, поэтому всегда читайте квитанции и сразу проверяйте свои вещи. И судитесь: госпошлину платить не нужно, помогает Роспотребнадзор, а результат может вам очень понравиться.
Жалоба за испорченную вещь в химчистке
Когда обычная стирка, проводимая в домашних условиях, не справляется с трудновыводимыми пятнами, люди обращаются за услугами в химчистку. Количество таких организаций растет с каждым днем, но не все из них могут предоставить качественное обслуживание. Поэтому важно отдавать вещь, заранее выбрав предприятие, по отзывам бывших клиентов, а не следует идти в первую встречную химчистку.
Нередко возникают случаи, когда в химчистке клиенту портят вещь. И тогда, у многих людей возникает вопрос, можно ли вернуть деньги потраченные на химчистку и должна ли организация по закону возместить испорченную вещь? Чтобы ответить на эти и последующие вопросы необходимо детально разобрать ситуацию.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.
Нормативная база
При предоставлении некачественной услуги или порчи изделия, права гражданина можно восстановить, ссылаясь на:
Клиент вполне может потребовать возвращение стоимости химчистки и денежную компенсацию за поврежденную вещь. Если изделие испорчено настолько сильно, что её невозможно будет использовать по изначальному предназначению, то организация должна выплатить его стоимость в двукратном размере.
Все предъявленные требования к химчистке должны удовлетвориться в течение трех дней с момента обращения. Если ответа нет, то необходимо идти дальше и писать жалобы в вышестоящие инстанции.
Действия при порче вещи в химчистке
Перед сдачей вещи в химчистку, квитанция о приеме должна быть оформлена согласно правилам.
Важно быть бдительным и не подписывать в квитанции ничего, если там что-то невнятно или непонятно написано. Иначе при предъявлении претензии, правосудие будет на стороне организации.
Приемщик, оценивая вещь, в случае непригодности, должен предупредить о всевозможных последствиях. Если он этого не сделал, то в случае порчи, вина полностью ложится на сотрудника химчистки.
При обнаружении дефекта на вещи:
В том случае, когда недостатки были обнаружены после того как клиент покинул химчистку, право на компенсацию остается в силе только тогда, если невидимые дефекты нельзя было установить во время приемки вещи. Потребовать компенсацию можно в течение двух лет после химчистки. На протяжении этого времени предприятие несет ответственность за предоставленные услуги. Если причиной порчи изделия стало химическая обработка, то клиент может подать на них жалобу.
Если потребитель подписал акт, о том, что химчистка его полностью устраивает и претензий не имеет, дальнейшее разбирательство будет уже необоснованным.
Получить компенсацию можно следующими способами:
Химчистка несет ответственность также за сохранность вещей. Если изделие было утеряно, то предприятие должно полностью возместить его стоимость или предоставить клиенту аналогичный товар.
Бывают случаи, когда организация пытается избежать ответственности незаконным путем, подделывая квитанции, применяя силу и давление. Клиенту нельзя поддаваться угрозам, надо зафиксировать случай правонарушения и сразу обратиться в суд.
Куда обращаться?
Сразу после обнаружения дефекта на изделии, клиент должен попытаться мирно договориться о компенсации с руководством химчистки. Если вариант не удовлетворяет требование клиента, следующий его шаг – оформление претензии и отправка в сервисные службы. Но, когда и это не помогает, в целях защиты своих прав, гражданин может обратиться в один из следующих инстанций:
Человек сам должен решить, куда именно обратиться за помощью. Можно привлечь адвоката и следовать его рекомендациям. В любом случае советы юриста не помешают, руководствуясь его рекомендациям и профессионализму можно урегулировать конфликт без судебных разбирательств. Даже если придется обратиться в суд, то качественная поддержка поспособствует восстановлению справедливости.
Нужна ли экспертиза?
Когда химчистка выражает явное несогласие с предъявленными претензиями, гражданин может обратиться в независимую экспертизу. Их существует два вида:
Все услуги проводимые экспертизой оплачиваются гражданином. Если суд встанет на сторону клиента, то химчистка должна будет возместить сумму, потраченную и на экспертизу тоже.
Результат экспертизы играет большую роль при разбирательствах и спорах. Все доказательства отталкиваются именно с нее. Если она показала, что причиной дефекта стала неправильная обработка вещи, то химчистке принудительно обязует выплатить компенсацию клиенту.
Претензия
Претензия пишется на имя управляющего организацией, в которой предоставляются услуги химчистки. В акте нужно указать все обстоятельства, имеющие к делу и свои претензии по отношению к предприятию. Документ оформляется следующим образом:
Далее следует указать существующие законы, которые защищают права человека и что они были нарушены в процессе предоставления услуги.
В заключении фиксируют свои требования по отношению к химчистке и срок исполнения согласно закону. Указывается также дальнейшее действие клиента в случае невыполнения его требований. Акт составляется в двух экземплярах, один оставляет себе клиент, а другой оставляет в организации.
Претензия должна быть рассмотрена руководством химчистки в течение трех рабочих дней. В случае отрицательного ответа, следует потребовать заключение в письменном виде для предоставления в качестве доказательства в суде. Если на претензию ответа нет, то нужно отправить еще одну, но с уведомлением о вручении. Если и её руководство химчистки проигнорирует, то уведомление равносильно отказу.
Скачать образец претензии при обнаружении недостатков оказания услуги (химчистки) можно здесь.
Пошаговая инструкция подачи жалобы на химчистку
Если написанная претензия никак не повлияла на конфликтную ситуацию, гражданину остается только написать жалобу в надзорные службы.
Если жалоба пишется в Ростпотребнадзор для этого нужно:
Когда жалоба пишется в прокуратуру необходимо:
Жалоба в суд пишется, когда от Ростпотребнадзора и прокуратуры нет удовлетворительного результата. Но по желанию клиента он может начать сразу с суда. Для этого гражданин должен:
Компенсация за испорченную вещь в химчистке
Клиент может потребовать от предприятия стоимость испорченной вещи, в двукратном размере основываясь на ст. 35 закона «О защите прав потребителей». Также она обязана будет выплатить сумму потраченную клиентом за все время разбирательства конфликтной ситуации. Свою позицию, руководство химчистки должна озвучить в течение трех рабочих дней.
Если товарный чек на вещь утерян
Потеря товарного чека не освобождает руководство химчистки не брать претензию у человека. Законом предусмотрено, что отсутствие у клиента квитанции, подтверждающую оплату товара или услуги, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания (п.5 ст.18 ЗоЗПП).
В этом случае в суде будут опираться только на свидетельские показания, также значимую роль могут сыграть видеоролик или фотографии.
Судебная практика
В случае, когда предприятие отказывается добровольно возместить ущерб, принесенный клиенту, часто дело рассматривается в суде. К этому гражданин идет долго, настырно проходя через услуги экспертизы и жалобы в надлежащие инстанции.
В ходе судебной практики зафиксировано немало случаев, когда суд был на стороне истца. Но полное удовлетворение требований происходит не часто.
Стоит не забывать, что химчистка также может быть освобождена от возмещения компенсаций по закону. Такое может случиться:
Для повышения вероятности исхода судебного процесса в пользу клиента, нужно иметь неопровержимые доказательства.
Чтобы подать на предприятие в суд необходимо учесть все «за» и «против». Только в этом случае нужно затевать это длительное и неприятное дело.
В законодательстве имеется такое понятие как срок исковой давности по некачественно оказанным услугам. Иными словами имеющие претензии к подрядчикам следует предъявлять в течение установленного законом срока, но не надо затягивать больше чем на год.
Нюансы
Как и в любых спорных ситуациях, не стоит сразу нажимать на рычаги административного давления. Нужно попытаться решить конфликт сначала мирным путем. Когда химчистка отказывается возместить ущерб добровольно, то следует напомнить им о защите своих прав. Рекомендуется сохранять все имеющиеся доказательства в случае дальнейшего разбирательства дела в суде. Можно проконсультироваться с юристом и следовать его рекомендациям.