Текст письма о сборе пожертвований с примерами: что писать, чтоб собрать денежные средства
Перед сотрудниками благотворительных организация стоит основная проблема: как грамотно составить текст о сборе средств на благотворительность. Несмотря на то, что благотворительность – полезная и уважаемая деятельность, не всегда можно легко достучаться до потенциального благодетеля. Текст просьбы о помощи не так просто составить, как кажется на первый взгляд. И возникает вопрос, как эффективно и без унижений просить деньги на благотворительность с помощью текста?
Креативный текст сбора средств
Человек, пытающийся повлиять на того, кто был выбран в качестве спонсора, должен пройти по тонкой грани между наглостью и унижением. Нельзя чрезмерно требовать помощи, обвинять, заявлять, например, что «спонсоры» роскошно живут, значит, они обязаны помочь нуждающимся. Но, с другой стороны, не стоит слишком давить на жалость и просить в крайне унизительном тоне. Важно сохранить достоинство, но попробовать задеть душевные струны филантропа, объяснить, что деньги, потраченные на добрые дела, вернутся в двойном объёме.
Прежде чем перейти к составлению текста о сборе средств на благотворительность, важно изучить основные каналы привлечения спонсоров. Для этих целей все чаще используется Интернет, поскольку это быстро, просто и почти не затратно в финансовом плане. Однако не стоит игнорировать и возможность личного влияния на потенциального благодетеля, если таковая имеется.
Коммуникационные каналы для связи со спонсорами:
Социальные сети. Для того чтобы организовать сбор денег или материальных ресурсов для оказания помощи нуждающимся, можно создать тематическую группу в одной из популярных соцсетей, публиковать в ней посты с информацией о том или ином случае, когда необходимо сторонняя поддержка. Для раскрутки паблика можно попросить знакомых сделать репосты, поставить лайки, стать подписчиками и т.д. Чем больше людей увидит объявление – тем больше шансов получить помощь.
Электронные рассылки. Первый способ хорош для привлечения массовой аудитории, однако электронные e-mail рассылки помогут привлечь конкретные лица, однозначно обладающие возможностью оказать помощь. Для использования рассылок, необходимо выяснить контакты нужных лиц: бизнесменов, политиков, известных артистов и т.п. Отправить им текст о сборе средств на благотворительность можно на электронную почту или личным сообщением в социальной сети (профили есть сейчас у многих на таких ресурсах). Также можно сделать рассылки на почты крупных коммерческих компаний, на официальном сайте любой из них всегда публикуется адрес электронного ящика, куда отправляются все предложения общего характера.
Личное общение с потенциальным спонсором. Этот способ привлечения благодетелей не пользуется такой популярностью, как два вышеописанных. Во-первых, на личное посещение всех спонсоров требуется больше временных и финансовых затрат. Во-вторых, люди, которые обладают обширными финансовыми ресурсами, имеют достаточно плотный график и редко встречаются лично с сотрудниками благотворительных фондов. При попытке назначить им встречу по такому поводу, чаще всего можно столкнуться с ответом: «отправьте предложение на почту», «оставьте информацию секретарю» и т.п. Именно поэтому важно знать, как правильно составить объявление по сбору денег.
Рассмотрим структуру объявления по сбору средств на благотворительные нужды
Первое – заголовок. Заголовок должен привлекать внимание, но не быть чрезмерно пафосным или отталкивающим. Например, не стоит писать: «Не останьтесь равнодушными! Голодные бездомные дети при смерти, поможем всем миром!». Довольно часто можно встретить подобные кричащие заголовки, люди уже настолько к ним привыкли, что редко обращают на них пристальное внимание. Это как контекстная реклама, на которую наш глаз уже привык не реагировать.
Сформулировать заголовок можно, как пример, таким образом: «Ваши 100 рублей способны спасти жизнь ребенку». С одной стороны, мы сразу обозначили, что от пожертвователей не требуют сверхъестественных сумм, речь идет о сборе по принципу «кто, сколько может», а, с другой, сохранилась некая доля интриги, по крайне мере, читающему захочется узнать, что же это за ситуация.
Второе – вступление. Во вступлении желательно отказаться от излишней воды и пространных рассуждений. Например, не стоит писать: «благотворительность – это важная и существенная миссия, каждый человек обязан хоть раз помочь ближнему своему…». Такие вступления зачастую раздражают читателя и вызывают у него желание скорее закрыть это объявление. Начать вступление можно с описания ситуации: «Иванов Иван 5 лет страдает от тяжелой формы заболевания, для лечения требуется операция…».
Третье – оффер. Говоря простым языком, оффер – это цепляющее предложение, которое привлекает нужную целевую аудиторию к описываемому предмету. Этот термин в основном используется для коммерческих предложений, однако, по сути, цель хорошего текста с призывов к благотворительности тоже состоит в том, что «продать». Только «продаются» проблемы нуждающихся.
Например, вы пишете текст обращения к предпринимателям. Как не стоит писать оффер в таком тексте: «помогите Ивану Иванову, для вас эта сумма ничего не значит, а для мальчика – это спасение, его родители не зарабатывают столько денег, сколько вы, у вас же самого есть дети, будьте милосердны!».
Бизнесмены – люди, которые во всем привыкли видеть в первую очередь выгоду для себя, как бы это цинично не звучало, но для составления оффера, рассчитанного на подобную категорию, нужно делать акцент на том, какие выгоды может получить благодетель. На что обратить его внимание: улучшение репутации, повышение имиджа его компании, моральное удовлетворение от совершение благого дела и т.д.
Например, как можно написать: «Ваш вклад станет решающим для помощи ребенку, вы сможете спасти ему жизнь, мы обязательно опубликуем официальную благодарность от нашего фонда и родителей на всех доступных для нас ресурсах». Если вы пишете не конкретное обращение к высокопоставленным лицам, а общее объявление массовой категории граждан, принцип можно использовать тот же: обращать внимание на то, что помощь нуждающимся:
а) не будет для них чрезмерно затратной
б) поможет им сделать лучше свой моральный облик.
Четвертое – отработка возражений. Чаще всего людей пугает, что проситель может оказаться мошенником, или что помощь сильно ударит по их карману. Именно поэтому важно к обращению приложить документы, подтверждающие подлинность просьбы, указать контактные лица нуждающихся, где их можно найти, чтобы лично убедиться в их положении.
Что касается отработки возражения, связанного со страхом чрезмерных финансовых затрат, здесь нужно учитывать целевую аудиторию. Например, если производится массовый сбор средств с населения по принципу «кто, сколько даст», то так и следует указывать, что каждый рубль, отправленный нуждающимся, имеет вес и может стать для него решающим.
Но нельзя забывать и о личных приоритетах людей, к которым обращаемся за помощью. Например, если вы отправите текст для сбора добровольных пожертвований на строительство храма кругу лиц, которые славятся своими атеистическими взглядами, то не ждите положительного результата, скорее всего такое сообщение проигнорируют. То есть перед отправкой рассылок конкретным лицам (бизнесменам, политикам, артистам) стоит изучить их пристрастия и характерные особенности для достижения эффективного результата.
Пятое – призыв к действию. Призывом к действию могут являться броские фразы, например: «Ванечка ждет твоей помощи! Осталось немного до сбора нужной суммы». После такого лозунга желательно сразу же указывать реквизиты для перевода средств или адреса, по которым принимаются пожертвования. После реквизитов лучше ничего не писать, чтобы не отвлекать внимание читающего от основного посыла. Можно указать разве что лаконичное: «заранее спасибо».
Особенности для составления образца письма для пожертвований
Старайтесь избегать чрезмерно просительных интонаций в письме. Безусловно, речь идет о помощи нуждающимся, которые находятся в плачевном состоянии, однако, чаще всего слишком настойчиво-жалостливая просьба может отпугнуть целевую аудиторию, а не собрать ее. Не запрещается упоминать о том, что лицо, нуждающееся в помощи, на грани жизни и смерти, либо не может жить полноценной жизнью из-за определенных материальных проблем, но делать это нужно без злоупотреблений.
Не стоит прибегать к обману. В век современных технологий не так сложно навести справки о том или ином лице, и подтвердить правдивость полученных сведений. Даже если вы приукрасили действительность, чтобы быстрее помочь нуждающимся, при раскрытии обмана вы потеряете свою репутацию, а нуждающиеся останутся без поддержки.
Попытайтесь предугадать вопросы и сомнения целевой аудитории, на которую рассчитано письмо. Здесь подойдут примеры из пункта «отработка возражений». Хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что если вы отправляете персональную просьбу какому-то состоятельному лицу – изучите внимательно его склад характера и жизненные принципы.
Не делайте сомнительных выводов. Не стоит писать: «Если вы не поможете, ребенок умрет от болезни, ваш отказ равносилен смертному приговору? Вы готовы нести такое бремя?». Подобные яростные призывы вызывают только негативную реакцию, получатель такого письма справедливо возмутиться: «Почему это? Разве я кому-то что-то должен?». Избегайте спорных и тем более агрессивных доводов.
Попытайтесь задеть душевные струны целевой аудитории. Несмотря на то, что даже в благотворительности люди могут находить выгоду для себя, все-таки эта деятельность построена на человеколюбии и отзывчивости. Можно использовать следующие фразы: «никто не застрахован от такой ситуации…», «многим из нас приходилось проходить через…», «сегодня вы окажете помощь, а завтра, возможно, она понадобиться и вам…». Но не делайте эти посылы слишком яростными, достаточно легко намекнуть адресату просьбы о пожертвовании, о том, что жизнь – непредсказуемое явление.
Допустим, благотворительная просьба была составлена верно, и нужное лицо откликнулось на призыв. На этом «работа» с благодетелем не заканчивается. После оказания помощи важно отблагодарить филантропа. Положительная ответная реакция продемонстрирует ему, что к нему относятся не просто как к источнику денег, но его искренне благодарят, как отзывчивого и доброго человека.
Текст благодарственного письма за благотворительность можно написать таким образом: приветствие и выражение благодарности («Добрый день, уважаемый (имя), спасибо Вам за оказанную помощь и поддержку!); указать, на что были направленны деньги («Ваши денежные средства были направленны на…»); рассказать о положительных результатах («Благодаря вашей помощи мы смогли провести операцию и спасти Иванова Ивана» / «Ваш вклад стал существенным частью собранной суммы, мы смогли сделать ремонт в детском доме» / «Переведенные денежные средства позволили купить в приют для животных лекарства и игрушки» и т.п.).
Написать о положительном результате очень важно, письмо не должно выглядеть сухо, например, не надо писать: «Добрый день, спасибо за помощь. Вы оказали неоценимую поддержку». Это пример шаблонной благодарность, а необходимо рассказать благодетелю, как именно его деньги помогли нуждающимся, чтобы он почувствовал моральное удовлетворение, гордость за себя и захотел помогать людям и/или животным снова. Можно отправить ему фотоотчеты, например, радостные лица сирот, которым оказали помощь, станут хорошим стимулом для дальнейшей помощи нуждающимся.
Сбор средств на благотворительность – достойная, нужная деятельность, но очень нелегкая. Советы, представленные выше помогут вам составить грамотный текст для призыва к благотворительности, но много зависит от вашего личного рвения.
Недостаточно написать красивый текст и отправить его по шаблону с помощью разных коммуникационных каналов – важно проявить всю свою креативность для того чтобы получить продуктивный результат.
Если нужно составить текст для сбора пожертвований с эмоциональной составляющей — обращайтесь.
Как выражать соболезнования: правила общения на похоронах
Как выражать Cоболезнования
Безусловно, правила общения и этикета обязуют пришедших к скорбящим знакомым непременно произносить слова соболезнования и поддержки им в этот тяжелый час. Однако делать это необходимо правильно. Сложность фраз о своем сочувствии в том, что, по сути, они не смогут как-либо повлиять на ситуацию и хоть немного уменьшить горе родных умершего. Смысл их произнесения – констатация того, что визитер разделяет утрату знакомых, печалится и вспоминает ушедшего вместе с ними. Главное правило, которое обязательно соблюдают при общении со скорбящими, – это искренность, открытость и подлинность чувств, естественность, отсутствие фальши. Чтобы соболезнования прозвучали подобающе, стоит придерживаться некоторых правил:
Не стоит сдерживать чувств, эмоций, все то, что на душе в минуты прощания, бесценно для вас и тех, кто проводил родного в вечность. Придя на похороны, важно сразу отбросить стеснение или излишнюю скованность. Вспомните, что вы – тоже живой человек и так же жалеете покойного, и, раз вас пригласили, значит, вас что-то связывало с ним в жизни. Даже несколько самых простых теплых слов, произнесенных со слезами на глазах, станут для близких покойного настоящей наградой от вас лично. Они будут в их глазах ценнее, чем даже самая лучшая, безупречная, но шаблонная и “сухая” речь.
Иногда показать свое уважение к покойному и сочувствие его родным легче и уместнее не только словами, но и поведением. Когда очередные слова слушать тяжело, лучше будет просто обнять человека, погладить по плечу, просто постоять и поплакать рядом. Тем, кто не был очень близок к семье умершего (коллеги, соседи, друзья родственников), может быть уместно просто пожать руки пригласившим с парой фраз поддержки.
Высшую ценность в глазах горюющих знакомых и друзей приобретет та поддержка, что выражается не только словом, но еще и делом. Похороны – это всегда большое и хлопотное мероприятие, в проведении которых могут помочь абсолютно все. Небольшие дела – развоз гостей по домам, до кафе и т.д., транспортировка венков, поддержание быта дома в дни траура – можно предложить выполнить за хозяев. Во многих ситуациях будет актуальной и денежная помощь. Тем, кто имеет возможность, стоит оказать ее без лишних вопросов. Обычно сами похороны и период после них несут значительные финансовые затраты, восстанавливать свои силы после удара судьбы родственники умершего будут еще долго. В любом случае материальная поддержка или помощь делами будут ярким выражением сочувствия и поддержки, запомнятся родственникам покойного на годы, дадут им душевные силы продолжать жить.
После выражения соболезнований будет очень хорошо помолиться за душу умершего вместе с его семьей. Молитва – это непременный атрибут традиционной культуры, к которому мы все волей- неволей привыкаем еще с детства. Ее слова способны внести каплю умиротворения и смирения в сердца страдающих, смягчить их горе, укрепить во время испытания. Искренне помолившись за покойного, попросив у Бога счастья для него в загробной жизни, можно помочь его близким обрести долю мгновение душевного покоя.
Фразы поддержки близким покойного станут по-настоящему искренними и теплыми, если произносящий их вспомнит что-нибудь хорошее о человеке, которого сегодня провожают в последний путь. Это могут быть не только самые значимые, крупные, общеизвестные достижения, но и даже самые незначительные, но такие милые эпизоды. Пришедший может вспомнить, как они вместе с ушедшим человеком вместе учились, работали, а может, попадали в переделки и помогали другу другу выпутываться? Может, гость видел, как покойный помогал слабым, любил своих детей, родителей, животных – обо всем таком светлом и интересном стоит искренне упомянуть. Это ясно даст понять близким товарища, что он прожил свою жизнь не зря и оставил навечно в памяти окружающих добрый след. Пусть скорбящие гордятся своим близким, испытывают ему благодарность за то, что побыл рядом с ними и многое им подарил. Искорка радости от того, что такой человек был с ними, сможет на мгновение осветить души скорбящих, дать им больше сил для преодоления испытаний.
Стараясь несколько сгладить боль потери для знакомых, на похоронах не стоит говорить им о том, что время способно вылечить их раны. Слова на тему ослабления горя в будущем, о перспективах и событиях после окончания траура – неуместны в момент прощания. Желание облегчить состояние скорбящих понятно, но тому, кто пришел к ним в час горя, стоит твердо знать, что это вряд ли возможно. Напротив: неумелая попытка утешить может вызвать в душе только что лишившегося близкого непонимание и даже негодование. Психологи единогласно утверждают, что в самое первое время после смерти человека его семья и друзья находятся в самом настоящем состоянии аффекта. Они не могут трезво смотреть на жизнь и воспринимать разные слова окружающих. Все, что им сейчас нужно – это разделение их скорби. О будущем они начнут думать много позже – и им стоит дать время для естественного прохождения всех стадий утраты.
Ни в коем случае нельзя произносить в беседе с горюющими слова типа “не стоит так сильно убиваться” или “печалью не помочь себе и окружающими”, “жизнь продолжается, не нужно с головой уходить в траур”. К сожалению, многие люди сейчас считают своим долгом напомнить только что потерявшим близкого о том, что “они обязаны оставаться сильными” и “не имеют права раскисать”. Само собой разумеется, что такие высказывания – недопустимы. Они могут исходить только от того, кто сам не испытывал в жизни тяжелых утрат и потому совершенно не понимает того, кто горюет. Потеря любимого и близкого члена семьи, друга – всегда серьезнейшее испытание, полностью завладевающее умом и эмоциями человека. Сдержать слезы, крики никак не получится – таково устройство психики человека и ее здоровая реакция на стресс. Выплеснув переживания, человек отчасти освобождается от напряжения, которое, накапливаясь, может вызвать даже тяжелые реакции организма вплоть до инфарктов и инсультов. Во время трагедии всегда нужно давать человеку поплакать – это необходимо.
Что бы ни хотел сказать человек, приглашенный на похороны, главное – избегать шаблонных громких фраз. Если оказать помощь или долго поговорить со скорбящим не получается, нельзя обещать это. Честность, открытость, естественность – вот самые ценные качества личности, которые стоит проявлять в общении с родственниками умерших. Нужно понимать, что высшее уважение к ним – это отсутствие фальши. Если у пришедшего с покойным были плохие отношения, не нужно стараться изобразить чрезмерное горе или ложную привязанность к нему. Лучше просто вооружиться мыслью о том, что независимо от того, как жил человек, сейчас ему приходится уходить в вечность, навсегда покидая родных. Все мы смертны, поэтому земные обиды перед лицом кончины нужно оставлять. Тем более что родственники покойного не виноваты в его конфликтах, и сейчас, горюя, видят в нем только хорошее.
Резюмируя, можно сказать, что в общении с близкими умершего стоит проявлять честность и тактичность, особенно следя за тем, что произносится и делается. Чтобы правильно повести себя на похоронах, стоит постараться понять скорбящих, мысленно поставить себя на их место. Тогда сразу станет ясно, как на самом деле помочь, не обидеть, не задеть. Еще важно свободно проявлять чувства, если они есть. В судьбоносный момент прощания отбрасывают стеснение и сдержанность и просто плачут, обнимаются, говорят о том, что чувствуют. Даже совсем незнакомых людей жаль, когда они покидают Землю, а что уж говорить о близких. Совместная скорбь может сплотить семью, друзей, помочь справиться тем, кому тяжелее всех.
Что можно Предложить семье покойного
Традиционно, приходя на похороны, люди предлагают родственникам покойного помощь.
Что это может быть конкретно?
Чаще всего дают деньги. В большинстве случаев они бывают семье покойного очень нужны. Родственники лишились источника доходов и помощи в делах, понесли немалые расходы на организацию похорон. Может быть, до этого они без оглядки тратили деньги на лечение или облегчение жизни больного близкого – так часто бывает.
Если нет желания давать именно деньги, вполне допустимы и уместные подарки – необходимые вещи в дом, оплата поминок в кафе, места на кладбище или ритуальных атрибутов.
Бывает, что у пришедшего нет возможности помочь материально – это не страшно, можно ограничиться словесной поддержкой или нужными услугами. Главное – не давать ложных обещаний и не показывать свое нежелание помогать, не гордиться тем, что сделал что-то для семьи, не заставлять ее членов чувствовать себя должными. Всегда кстати для тех, кто переживает кончину близкого, помощь в виде работы по организации похорон, заботы о быте прибывших из других городов родственников, присмотра за детьми, пожилыми, заболевшими. Бывает так, что, испытывая горе, люди не в состоянии уделять внимание даже таким простым задачам, как заказ необходимых услуг или рассказы о случившемся все новым и новым гостям.
Как выразить Cвои мысли правильно
В беседах со скорбящими или гостями похорон, во время поминок, на кладбище, дома важно говорить правильно. Подчас бывает так, что самый преданный друг семьи невольно задевает близких покойного. Причина тут банальна – это простое отсутствие знаний и опыта в деле общения с теми, кто находится в тяжелом положении. Чтобы построить диалоги с ними правильно, не навредив и по возможности помогая, нужно следовать правилам:
Говорить необходимо коротко. Длинные и сложные фразы затрудняют восприятие смысла, утомляют присутствущих и тяжело действуют на горюющих. Кроме того, если каждый пришедший будет говорить долго, то у всех, кто желает помянуть покойного добрым словом, просто не хватит времени. Поэтому лучше всего строить речь лаконично и однозначно. Точные яркие высказывания навсегда останутся в памяти пришедших, помогут скорбящим почувствовать единение с гостями в этот день.
Говорить необходимо коротко. Длинные и сложные фразы затрудняют восприятие смысла, утомляют присутствущих и тяжело действуют на горюющих. Кроме того, если каждый пришедший будет говорить долго, то у всех, кто желает помянуть покойного добрым словом, просто не хватит времени. Поэтому лучше всего строить речь лаконично и однозначно. Точные яркие высказывания навсегда останутся в памяти пришедших, помогут скорбящим почувствовать единение с гостями в этот день.
Особую ценность в глазах родных покойного приобретут услышанные ими необычные или даже неожиданные слова от пришедшего. Чтобы продемонстрировать свою искренность тем, кто потерял любимого, стоит говорить им оригинальные вещи. Фразы могут быть даже слишком прямыми, но, главное, – “живыми”, нешаблонными. Очень хорошо, когда друзья и родственники умерших говорят его ближайшему окружению о своем опыте общения с ним при жизни, подмечают лучшие черты его характера, милые особенности, привычки и пр. Может быть, покойный хорошо отзывался о своих родных? Может, любил домашних животных, которые сейчас остались на попечении его близких, или был страстным поклонником хобби. Все особенности личности человека можно вспоминать – это сразу покажет уважение и заинтересованность им. Лучше всего подготовить свою речь с соболезнованиями заранее, прикинув, о чем можно сказать и о чем пока не говорили остальные.
Самое главное и, возможно, самое сложное правило – говорить искренне. Дело в том, что фальшь всегда будет четко слышна и заметна для тех, кто только что испытал утрату. Таково свойство психики, и это стоит учитывать. Поэтому всегда стоит избегать лжи, просто тактично обходя вниманием возможные негативные моменты отношений с покойным. Теплые слова же, напротив, сдерживать не стоит – бояться показаться глупым или чересчур чувствительным не время и не место.
Фразы, которые стоит Сказать близким покойного
Эмоциональный настрой и отношение к умершему – это то, что очень важно для правильного выражения соболезнований его близким. Однако не менее необходимо тем, кто собирается на похороны, и умение точно и правильно выражать свои мысли. Для того чтобы люди на похоронах смогли верно понять пришедшего, ему стоит заранее поработать над своей речью. Какие правила стоит выполнять, раздумывая над разговорами с родными покойного?
Прежде всего, свои мысли по поводу случившегося стоит постараться выразить кратко и точно. Для этого хорошо пользоваться уже готовыми стандартными фразами, принятыми в обществе в подобных ситуациях. На основе них можно создавать свои уникальные речи. О чем же можно говорить?
В первую очередь будет уместным подчеркнуть достоинства, достижения покойного, его важную роль в жизнях всех собравшихся. Также стоит привести подтверждения своих слов, ссылаясь на поступки умершего, плоды его труда, пример, который он подал остальным.
Также стоит обязательно высказаться по поводу своего отношения к человеку. Если есть чувства, эмоции, их стоит назвать, признаться в своей растерянности, горе – это нормально. Если же умерший не был близким для говорящего, можно просто сказать, что испытываете жалость и сожаление об уходе хорошего человека. В любом случае важно избегать лжи, сдержанно опуская негативные детали, если они есть.
Если появляется желание говорить на тему религии, то стоит делать это очень и очень осторожно. Пришедший может не знать, что покойный был, например, человеком другого вероисповедания или атеистом, придерживаться философии агностики и т.п. То же самое может касаться и его близких. Так что перед тем, как употребить фразу о Боге, стоит хорошо изучить семью или, если это невозможно, просто обходить в речи потенциально опасные темы. Нейтральная направленность речи надежно застрахует гостя от конфузов и перспективы смутить других. Даже тогда, когда вероисповедание членов семьи покойного точно известно, значительно углубляться в религиозные темы не стоит. Во-первых, это попросту неуместно в присутствии разных гостей, а во-вторых, это требует достаточной доли экспертности, которой у пришедшего чаще всего нет. Правильно и точно приводить цитаты из Библии и давать советы на тему посещения церкви может только священнослужитель, остальным же лучше просто избегать высказываний такого рода. Если человек, желающий посетить похороны знакомого, уверен, что собравшиеся там люди религиозны, конечно же, поднимать темы религии в общении с ними можно. Но и тут все равно важно выдержать меру, чтобы не выглядеть глупо. А перед визитом обязательно стоит изучить правила и устои религии, касающиеся погребения, освежить в памяти терминологию и традиционно используемые названия, цитаты. Так получится побыть с молящимися гостями “на одной волне” и показать им свою причастность к происходящему.
Несмотря на то, что многие люди не видят ничего плохого в использовании в качестве некрологов или речей для похорон специальных траурных стихов, от такой идеи однозначно стоит сразу отказаться. Это касается и тех ситуаций, когда провожают в последний путь того, кто сам очень любил поэзию. Как видим, рекомендация против рифм на траурных мероприятиях – вполне категорична. Почему? Специалисты по организации похорон говорят, что причина тут в слишком большой неоднозначности звучания стихов при их восприятии разными людьми. Практика ритуальных агентов всех городов и даже стран мира показала, что буквально каждая строчка поэзии может трактоваться двумя разными людьми совершенно различно. Смысловое наполнение стиха в силу особенностей произведений этого жанра может выражаться в несколько необычной форме, доступной для понимания не всем. Степень осознавания идеи четверостишия определяется уровнем подготовленности слушающего, его словарным запасом, наличием или отсутствием склонности к лирике. Немаловажны и эмоции: чаще всего люди на похоронах очень сильно напряжены, истощены и шокированы эмоционально, их внимание рассредоточено, а восприятие искажено. Те, кто только что потерял близкого, обычно не в силах улавливать оттенки смысла, и стихи очень часто могут быть понятыми ими неправильно. В итоге произнесший их очень рискует невольно обидеть пригласивших его, всколыхнуть в их душах боль, а также – прослыть бестактным и грубым типом, произвести негативное впечатление на окружающих. Чтобы все траурные церемонии прошли достойно, без неприятных инцидентов и конфликтов, идеально будет использовать исключительно прозаические речи, отказавшись от стихов. Некрологи в рифму сейчас все еще популярны, однако опытные специалисты уверены, что с ростом в обществе культуры организации похорон эта странная мода себя изживет.
Многие люди, которых постигло известие о смерти друга или знакомого, сомневаются, допустимо ли использовать для выражения своих соболезнований СМС-сообщения. Их применение, на первый взгляд, сулит много плюсов. Это – и возможность оперативной реакции на случившееся, и факт того, что фразы, написанные в момент скорби, останутся сохраненными на долгие годы как память о времени утраты. В принципе данные доводы верны, но только в отношении мессенджеров, позволяющих обмениваться не короткими, а полноценными развернутыми сообщениями. Сами же короткие СМС использовать, естественно, недопустимо. Если известие о кончине человека застало врасплох, а встретиться лично с родными покойного пока нет возможности, можно использовать, например, электронную почту. Лучше же всего в такой ситуации просто самостоятельно позвонить потерявшему родственника и поговорить, слыша живой голос друг друга. СМС же является поистине отвратительным способом передачи соболезнований – прежде всего потому, что подразумевает короткое сообщение. В нем реально изложить только сухие факты, но показать свои чувства, отношение, горе – невозможно. Для того, что испытывает сильнейшую эмоциональную боль, такое “приземленное” сообщение справедливо покажется бесчувственным, циничным и даже жестоким. Горюющий почти точно обидится на отправителя, посчитав, что в страшный для его семьи момент человек не вошел в положение, а просто прагматично написал формальные пару фраз. Отправитель “траурного” СМС производит яркое впечатление человека, который пожалел времени и сил на разговор по телефону со скорбящим, но написал свое сообщение для формального соблюдения приличий. Такая “отписка” также может натолкнуть получателей на мысль о том, что ее автор просто желает поскорее забыть о произошедшем горе, а вину за это прячет, избегая звонка. Еще один довод против СМС в момент удара судьбы – то то обстоятельство, что короткие записки в состоянии острого горя воспринимаются плохо, отнимают внимание родных умершего, которое целиком направлено на него. СМС могут прийти в тот момент, когда получатель чем-то занят и не может отвечать, читать. Поэтому данный вид коммуникации, хоть он и очень современный, удобный, для выражения соболезнований совсем не подходит.