Главная » Правописание слов » Как написать проблему в проекте по химии

Слово Как написать проблему в проекте по химии - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Основные понятия предмета

В основе каждой проблемы исследования (ПИ) лежит противоречие, и в абсолютном большинстве случаев сам предмет отождествляется с вопросом, на самом деле не являясь произвольной составляющей, а имея прямое отношение к результатам, которые удается получить во время практических занятий и изучения теоретического курса. Проще говоря, она всегда возникает не на пустом месте, а лишь тогда, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно, в то время как новые данные еще не обрели четкой формулировки и понимания.

Главные вопросы

Раздумывая над тем, как сформулировать проблему исследования, необходимо отталкиваться от вопросов, которые возникают при первом ознакомлении с материалом. Важно понимать, что от их правильной постановки напрямую зависит формулировка самой проблемы, поэтому преодоление этого этапа является залогом успеха. Обычно в процессе работы используются следующие вопросы:

Естественно, приведенные вопросы носят общий характер. На практике они могут существенно отличаться, но сама суть их постановки обретает более понятный смысл. Между тем правильная формулировка такого обращения является лишь одной из нескольких составляющих, которые способствуют максимально точному определению проблемы научного исследования.

Важно провести полный анализ имеющегося материала и целей, которые стоят на повестке дня. Это необходимо для точного определения того, что уже было изучено, а также что придется изучать для полного раскрытия темы и ее сути. Справиться с поставленной задачей поможет следующая универсальная инструкция:

Примечательно, что в плане проведения исследовательского процесса проблема методологии может определяться как до обоснования собственной актуальности, так и после нее. Актуальность нередко определяется как некий результат изучения основной проблемы процесса исследования.

В таких ситуациях наиболее уместным будет вопрос: «Почему именно сейчас стоит изучить конкретную проблему?».

Нужно отметить, что чем сложнее область исследования, тем труднее будет сформулировать суть ПИ. К примеру, в студенческой курсовой она может быть представлена в виде вопроса о приемлемых решениях и их поиске, тогда как в научной диссертации возможным становится ее представление в качестве вывода, задачи или практического решения.

Цели и виды исследования

Обязательной частью любой работы является преследуемая цель, определить которую можно как в начале пути, так и в процессе. Само понятие подразумевает получение конкретного результата, который является логическим завершением проделанной работы. Специалисты выделяют следующие виды исследовательских проблем:

Особого внимания заслуживает и формулировка самой задачи, получить представление о которой можно посредством выбора определенных средств для достижения поставленной цели. Если проще, речь идет о выборе оптимальных путей, направленных на решение проблемного вопроса, полностью соответствующих выдвинутой гипотезе. Формулировать подобные задачи проще всего в виде своеобразного утверждения, направленного на достижение всех поставленных целей.

При перечислении актуальных задач рекомендуется идти по восходящей, начиная с самых простых и заканчивая наиболее сложными.

Что касается их количества, то именно от них зависит глубина исследования и, как следствие, самого процесса познания. В то же время ПИ должна соответствовать таким современным требованиям и критериям, как объективность и значимость. В первом случае причина возникновения вопроса кроется в объективных факторах, тогда как во втором она будет обоснованной каким-то теоретическим или прикладным значением для научного процесса в целом.

Анализ и противоречия

Так как в основе любой ПИ лежит противоречие, то обязательной становится его формулировка, которая должна быть четкой и максимально отражающей суть вопроса. В качестве наглядного примера можно привести следующие обозначения тем: «Особенности раннего речевого развития», «Комплексная коррекция дизартрии», «Изучение основ речевой этики». От правильности формулировки зависит понятие сути исследовательского процесса, именно поэтому они практически полностью совпадают.

Кроме того, существует такое определение, как степень научной разработанности темы, являющейся обязательным элементом введения любого проекта. Главная цель разработки, как правило, заключается в отражении кругозора соискателя, формировании определенного исследовательского круга, состоящего из предшественников соискателя в конкретном направлении, а также выявлении целей и вопросов, которые не были изучены ранее.

Еще одно предназначение степени разработанности темы сводится к определению места научной работы в определенной исследовательской области. То есть фактически речь идет об обозначении пробелов в уже существующих знаниях, которые нуждаются в восполнении. Именно они определяют основные задачи и цели проекта.

Анализ, который активно используется для обнаружения главной проблематики, помогает получать новые знания в исследуемой области или системе. Кроме того, проведение глубокой аналитической деятельности позволяет избежать повторов, которые являются крайне нежелательными из-за внесения своеобразной путаницы в процесс исследования. Для проведения максимально продуктивного анализа рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:

Если в работе используются цитаты других авторов и ссылки на научные источники, то обязательно нужно убедиться в точности их передачи и уместности применения в проекте. Обязательной проверке на достоверность подлежат все размещаемые статистические данные и расчеты.

Примеры составления формулировки

Условно формат описания ПИ можно разбить на три основные части: идеал, реальность и возможные последствия. Первая часть должна описывать некую идеальную ситуацию, которая должна быть, вторая — сложившиеся в реальности условия, препятствующие реализации конкретных целей, с четким обозначением степени несоответствия, тогда как третья наглядно демонстрирует оптимальные способы решения. Для примера можно привести следующую жизненную ситуацию:

То есть изначально описываются идеальные условия, которые являются общепринятой нормой, на втором этапе обозначается, что именно не дает их обеспечить, а после этого производится увязка между первой и второй частью с обязательным использованием противоречащих союзов «но» и «однако».

Максимальная детализация несоответствия реальных условий требуемым усиливает целесообразность проводимого исследования и поиски вариантов улучшения сложившихся обстоятельств.

Таким способом можно обосновать не только необходимость проведения ремонта в детском саду, но и по-настоящему глобальные вопросы типа индустриализации отдельных государств, поиска новой вакцины против опасной эпидемии, модернизации градообразующих предприятий, введения новых методик для коррекции отклонений физического развития и т. д.

Источник

Проектная деятельность учащихся по химии: от выбора проблемы до представления работы

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МКОУ Коммунаровская ООШ

«Проектная деятельность учащихся по химии: от выбора проблемы до представления работы»

Разработчик учитель химии

1. Понятие метода проектов. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые и педагоги всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева и др.

Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности человека.

Самостоятельная деятельность обучаемых заключается в том, что она:

формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;

развивают общеучебные, исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки;

формируют компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

приоритетно нацеливают на развитие познавательного интереса учащихся;

реализуют принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди методов, реализующих самостоятельную деятельность учащихся, принадлежит сегодня методу проектов.

Проект от лат. «projektus» означает буквально «выброшенный вперед». Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем».

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Сегодня метод проектов возрождается и успешно развивается, приобретая все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ или средство достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Учителя обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Эта образовательная технология позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и творчество при выполнении учебных заданий.

Метод проектов находит все большее распространение в системе образования. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной. Применение метода проектов вытекает из:

необходимости не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

актуальности и обязательности приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

жизненной необходимости установления широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

значимости для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

2. Место организации проектов в учебном процессе

Результаты проектной деятельности можно реализовать несколькими способами:

— во время урока (учащиеся разрабатывают проект по изучаемой теме и на уроке освещают эту тему с разных сторон, участвует весь класс);

— вне урока (учащиеся работают над проектом по интересующей их актуальной теме и представляют результаты своих исследований на конференции, выставке, салоне достижений и т.д.).

3. Алгоритм выполнения проекта

Проект в готовом виде представляет собой законченное самостоятельное исследование определенной актуальной проблемы, с применением эксперимента, наблюдения и выводов (рекомендации). Обязательным условием метода является публичная защита. В общем виде можно выделить несколько этапов работы над проектом.

1. Определение (нахождение) проблемы (выбор темы исследования, уточнение цели, обсуждение задания).

2. Обсуждение и поиск способов решения проблемы (анализ проблемы, определение источников информации, уточнение планов деятельности, распределение ролей в команде, сбор и уточнение информации).

3. Решение проблемы (учащиеся выполняют исследование).

4. Оформление результатов (описание цели, задач, хода работы над проектом, результаты).

5. Защита проекта (подготовка доклада, презентация, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта).

6. Оценка и самооценка результатов (оценивание результатов проведенной работы).

4. Основные критерии использования метода проектов в учебном процессе

1. Наличие интересной, значимой в исследовательском, творческом и познавательном плане проблемы /задачи/, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Проект должен иметь практическую, теоретическую, познавательную и образовательную значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и пр.);

3. Проект предполагает существенную самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.

4. Для оптимальной реализации проекта, он должен быть структурирован на отдельные содержательные части (с указанием поэтапных результатов).

5. Работа над проектом должна предполагать обязательное использование методологии данной науки и научных методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

— выдвижение гипотез решения проблемы;

— работа с научной литературой;

— выбор обоснованной методики исследования (наблюдений, экспериментальных, статистических и других методов);

— сбор, систематизация и анализ полученных данных;

— оформление конечных результатов доклада (презентация, защита творческих отчетов, просмотры и т.д.);

— подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

— выводы, выдвижение новых проблем исследования.

6. Работа над проектом должна завершаться самооценкой ученика по результатом работы над темой.

Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся во время работы над проектом являются:

 аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

 наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

 изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);

 усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

 экспериментальная проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

 оформление итогов работы;

 разработка и защита проекта.

5. Презентация и защита учебных проектов

Презентация и защита результатов проекта может быть проведена в виде:

— демонстрации видеофильма, иллюстрированного сопоставления фактов, документов и событий, спектакля, телепередачи, театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа), рекламы, пресс-конференции;

— диалога исторических или литературных персонажей, инсценировки реального или вымышленного исторического события, путешествия, ролевой игры, экскурсии;

— научной конференции, научного доклада, отчета исследовательской экспедиции;

— соревнования, спортивной игры, выставки и т.д.

6. Структура проектов, реализуемых на уроке

Чтобы задействовать всех учащихся класса, необходимо назначить ответственных за каждый пункт выполнения темы (по 1-3 ученика). Учитель заранее объявляет тему урока и выдает каждому ученику индивидуальное задание, помогает им в подборе необходимой литературы, изготовлении схем, таблиц, презентаций и экспериментов.

Индивидуальные задания учащимся при изучении химического элемента или вещества

1. Историческая справка (в 8-9 классах рассматривается «кто открыл?», «когда открыл?», «откуда название?»; в 10-11 классах открытия рассматриваются в связи с общественной обстановкой того времени);

2. Нахождение в природе:

а) общее содержание элемента в природе;

б) содержание элемента или его соединений по сферам Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера);

3. Физические свойства:

а) агрегатное состояние (газ, жидкость, твердое вещество);

б) внешние признаки (цвет, запах, вкус, тактильные ощущения, звук при ударе, при разламывании);

в) физические константы (температуры кипения, плавления, плотность, электропроводность, теплопроводность);

4. Строение атома (если изучается элемент), молекулы (если изучается вещество);

5. Нахождение в общей классификации элементов или веществ. Номенклатура. Изомерия (если органическое вещество);

6. Химические свойства (с демонстрацией основных свойств):

Источник

Организация проектной деятельности на уроках химии

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Управление образования ГО «Александровск-Сахалинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

на уроках химии и биологии

Автор: Рачук Елена Николаевна, учитель химии и биологии

Оглавление

Введение

Современным школьникам для успеха необходимы:

Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи.

Уметь работать в команде и обладать навыками общения.

Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести. персональную ответственность за них.

Эффективно использовать знания реальной жизни.

Для реализации перечисленных образовательных достижений учащихся становится очевидным, что использование только методов традиционного обучения не достаточно, нужны современные образовательные технологии. Безусловно, информационно-коммуникационные технологии занимают приоритетное направление. Однако, как показывает практика, существует противоречие между огромными возможностями ИКТ и недостаточной готовностью учителя интегрировать их с другими педагогическими технологиями.

Для решения данного противоречия необходим отбор таких педагогических технологий, которые максимально могли использовать возможности ИКТ. Такими технологиями являются:

Обучение в сотрудничестве

Вариативное, модульное обучение

Проектная технология, о которой пойдёт речь, позволяет комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки, творческого развития и воспитания выпускника. Проектная деятельность предполагает развитие:

познавательных навыков учащихся;

умений самостоятельно конструировать свои знания;

умений ориентироваться в информационном пространстве;

критического и творческого мышления;

умения увидеть, сформулировать и решить проблему

и способствует формированию у учащихся следующих компетенций:

информационных (умение пользоваться и обрабатывать информацию);

социально-правовых (знать законы, как вести себя и т.д.);

коммуникативных (общение друг с другом, со взрослыми, умение беглого чтения, владение компьютером, диалогической речью, иностранным языком, составление тезисов, докладов, выступлений). [5]

Организация обучения по методу проектов предполагает превращение школьника в субъект трудовой деятельности, каждый становится равноправным членом творческого коллектива. При этом учитель не противостоит обучающимся, а выступает в качестве партнёра. Работа над проектами в творческом коллективе даёт возможность школьникам объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Всё это способствует самоопределению, самореализации личности обучающихся, позволяет им подойти к осознанному выбору профессии.

Включение метода проектов в учебный процесс даёт возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и эвристические приёмы и методы активизации творческого мышления [11].

Особое значение приобретает метод проектов при изучении химии и биологии в профильных классах, где необходимо решать следующие задачи:

показать логику науки, способы достижения истины, относительность на каждом этапе развития, её бесконечность;

помочь увидеть науку как развивающееся целое с другими, части которых находятся во взаимной связи и зависимости;

вооружить обучающихся методологическими знаниями, развивать у них творческое мышление, ориентированное на самостоятельный поиск знаний, активное их усвоение и развитие.

Для успешной реализации метода проекта на практике необходимо владеть технологией организации уроков по данной методике.

Работая по методу проектов я поставила перед собой следующую цель:

развитие самообразовательной активности учащихся и творческой практической деятельности, в результате которой обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

Этапы подготовки учителя к организации проектной деятельности

В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта, одно из них:

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся –партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:

развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитие критического мышления;

самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной,

групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;

решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующем деятельность специалистов какой-либо предметной области;

представлении итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;

сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»). [9]

Проект – это проблема, разнообразные способы её решения, основопологающий вопрос, единство целей и задач, конкретные результаты и творческий подход.

Достижение положительных результатов при использовании метода проектов возможно при условии качественной методической подготовки учителя, которая включает:

знание принципов и требований к подбору объектов и тем проектной деятельности обучающихся;

владение методикой и организацией учебного проектирования;

умение планировать деятельность учащихся в ходе работы над проектом;

организацию систематического контроля учащихся в ходе выполнения творческих проектов;

подготовку необходимых методических и дидактических материалов.[12]

Следовательно, на первом этапе работы учитель в ходе построения своей рабочей программы (учебно-тематического планирования) определяет тему (раздел) для организации проектной деятельности, планирует результаты обучения, которые соответствуют образовательному стандарту, отбирает и анализирует центральные понятия учебной программы и выдвигает проблему для исследования по данной теме.

При определении проблемы учитель должен помнить, что ситуация приобретает проблемный характер, если:

имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить,

требуется установить сходство и различия,

важно установить причинно-следственные связи,

необходимо обосновать выбор,

требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями,

стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения. [15]

Второй этап связан с формулировкой основополагающего вопроса и творческим названием (темой) проекта.

Основополагающий вопрос служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом. [4].

Удачно разработанный основополагающий вопрос:

способствует развитию навыков мышления на высоком уровне;

предполагает сравнение, оценку, интерпретацию, создание «единой картины» из деталей;

предполагает больше, чем простое перечисление фактов, усиление внимания к важным темам;

связывают тему исследования с другими дисциплинами и темами. [7].

Основополагающий вопрос закладывает фундамент качества учебного проекта. От него в решающей степени зависит, будут ученики выполнять самостоятельное исследование заинтересованно, по внутренней мотивации, или причиной их деятельности останется внешнее стимулирование (исполнительская дисциплина, требовательность педагога).

Не менее важной задачей является формулировка творческой темы проекта: необходимо, чтобы формулировка темы привлекала внимание учащихся, была неординарной и запоминающейся.

Третьим этапом является формулировка проблемных вопросов, которые тесно связаны с темами самостоятельных исследований учащихся. Тема является результатом индивидуального творческого поиска и может быть определена только после выбора проблемного вопроса. Метод проектов предполагает формулировать проблемные вопросы в ходе обсуждения с учащимися. Но, естественно, что для четкой организации совместной деятельности учитель должен заранее продумать круг вопросов, чтобы предложить их учащимся для обсуждения.

Проблемные вопросы предназначены для того, чтобы обозначить и раскрыть основополагающий вопрос в рамках определенной темы и предмета. Данные вопросы должны включать приемы, которые активизируют мыслительный процесс и поддерживают познавательный интерес учащихся. Они должны быть достаточно общими для вовлечения учащихся с разнообразными интересами и способностями и должны предполагать широкий диапазон разнообразных ответов. Главное не в том, каким является вопрос, а в том, как сосредоточить внимание учащегося на главных целях обучения, связать конкретные вопросы с более общими, направить исследование и процесс раскрытия важных понятий в нужное русло. [3].

Вот некоторые творческие названия проектов, выполненные учащимися за последние 3 года:

Где и как живут незаметные соседи и зачем они нужны?

Как увидеть в лягушке красавицу?

Где искать тайны природы?

Почему мы говорим о глобальном экологическом кризисе?

Как вырасти здоровым и умным в современном обществе ?

Пища, которую мы едим: за и против.

Энергетические напитки: вред и польза.

На четвертом этапе технологии организации проектной деятельности для осуществления успешной самостоятельной исследовательской работы учащихся учитель продумывает и разрабатывает учебно-методический пакет проекта:

визитная карточка проекта,

дидактические и методические материалы,

критерии оценивания самостоятельных исследований учащихся и т.д.

Разработка визитной карточки проекта начинается с описания особенностей изучения данной темы (аннотация проекта), постановки дидактических целей и методических задач, определяются сроки проведения проекта, проводится отбор программно-технического обеспечения, необходимого для проведения учебного проекта.

Аннотация включает в себя: учебные темы, которые охватываются в учебном проекте, описание основных изучаемых теоретических положений и краткое объяснение того, как практические занятия и самостоятельные исследования помогут учащимся соответствующего возраста ответить на проблемные вопросы.

Под дидактическими целями понимается цель учебного процесса, который включает в себя проект, как метод достижения цели.

Под методическими задачами проекта понимаются задачи, связанные с формированием у учащихся определенных знаний, умений и навыков. [2].

Особое внимание при разработке проекта учителю необходимо уделять дидактическим и методическим материалам в поддержку проектной деятельности. Дидактические материалы могут включать: определенные

инструкции к заданиям, формы дневников наблюдений, рабочие тетради, тестовые задания, перечень различных образовательных ресурсов и т.д.

Как показывает опыт практической работы, графическое представление информации помогает:

наглядно и понятно учащимся представить структуру понятия, явления, проекта;

легче воспринимать идеи и генерировать новые (а это полезно и для преподавателя, и для учащихся);

сделать мышление более гибким, превратить его в критическое. [5]

С этой целью готовлю свой дидактический материал в виде кластеров, концептуальных таблиц, ментальных карт, логико-смысловых моделей, диаграмм, схем и т.д., нацеливая учащихся на то, чтобы результаты исследований они выполняли так же графически, что поможет им найти самое главное в своем исследовании и сделать правильный вывод. Вот пример концептуальной таблицы:

В ходе исследования заполните таблицу:

Каковы сходства и различия «многоликого углерода»?

3. Деятельность участников образовательного процесса при реализации проекта

Несмотря на ши рокий выбор тем проектов, различия в уровне сложности и глубине ученического исследования, все проекты характеризуются единым подходом к их осуществлению. Особо следует отметить эффективность данного метода для развития самостоятельности и ответственности учащихся, их умения работать в группе.

В процессе проектной деятельности существенно меняется роль учителя. Можно выделить семь ролевых функций учителя, которые предстоит «проживать» в ходе руководства ученическими проектами.

Энтузиаст, инициатор повышает мотивацию учащихся, поддерживает, поощряет их, направляет проект в сторону достижения конкретных результатов.

Специалист обладает знаниями и умениями по многим вопросам, в первую очередь, по вопросам проектирования, а не по всем областям знаний.

Консультант организует доступ к информационным ресурсам, направляет за справками к другим специалиста.

Руководитель в вопросах планирования и контроля сроков выполнения проекта.

Координатор всего процесса проектной деятельности.

Эксперт дает четкий анализ результатов выполнения проекта, помогает производить текущую оценку (рефлексию) проектной деятельности.

Рассмотрим модель учебных занятий по проектной методике, где временные рамки этапов проекта определяет учитель в соответствии со своим учебно-тематическим планированием.

Содержание работы. Определение темы и целей проекта, постановка проблемы.

Деятельность учащихся. Обсуждают предмет с учителем и получают необходимую дополнительную информацию. Ставят цели. Подготавливают рабочее место для разработки проекта, формируют группы, определяют партнеров.

Деятельность учителя. Знакомит учащихся со смыслом проектного подхода и мотивирует их, выдвигая проблему в виде основополагающего вопроса. Определяет готовность учащихся к работе. Помогает в постановке целей и формулировании проблемных вопросов.

Помогает сформировать группы и найти партнеров.

в одну группу не включают учеников, взаимно отвергающих друг друга;

учеников с низким статусом необходимо направить в такие группы, где отношение к ним будет нейтральным, а если кто-либо из членов группы отвергает такого ученика, то л ишь односторонне; [12]

группы создаются без учета уровневых достижений.

При формировании группы необходимо учитывать распределение

«ведущий» (организатор) организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекает в него всех членов группы;

«аналитик» задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;

«протоколист» фиксирует все, что относится к решению проблемы;

«наблюдатель» оценивает участие каждого члена группы в решении проблемы на основе заданных критериев.

Содержание работы. Определение источников информации, способов представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса. Распределение задач между членами команды.

Деятельность учащихся. Анализируют проблему. Обсуждают главную идею будущего проекта. В ходе дискуссии определяют вид проекта. Определяют форму представления проекта (презентация, буклет, информационный бюллетень, реферат и др.), распределяют обязанности участников совместного проекта.

Деятельность учителя. Предлагает идеи, проблемы исследований. Мотивирует познавательную деятельность учащихся.

Содержание работы. Отбор материала из информационных ресурсов по своей проблеме.

Деятельность учащихся. Знакомятся с источниками информации, в ходе групповой дискуссии отбирают главное.

Деятельность учителя. Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует их, предлагает дополнительные источники информации.

Содержание работы. Овладение методикой исследования. Выполнение проекта.

Деятельность учащихся. Выполняют исследование: анализируют информацию, выявляют основные противоречия, конструируют систему вопросов, предлагают варианты решения проблемы, выбирают ее оптимальный вариант. Особое место занимает этап по формулировке гипотез.

очевидна. Гипотеза должна быть проверяемой, не должна содержать в себе противоречивых суждений и суждений оценочного характера.

Гипотезы проекта направлены на выявление причинно-следственной зависимости (связи) между различными явлениями, процессами.

Если биоритмы есть, то они влияют на работоспособность и успеваемость школьников.

Если нитраты способствуют росту растений, то их необходимо максимально добавлять в почву.

Если бы животные имели органы чувств как у человека, они не выжили бы в своей среде обитания.

Гипотеза, как любое предположение, может быть самой невероятной, главное, чтобы учащимся было интересно опровергать или подтверждать ее! [2].

Деятельность учителя. Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся, помогает выбрать оптимальный вариант решения

проблемы, оформить предварительный ответ. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

Содержание работы. Анализ информации, формулирование выводов. Деятельность учащихся. Находят партнера по проблеме, знакомят его со своим вариантом решения проблемы; заслушивают партнера; уточняют результаты; обмениваются вопросами; формулируют выводы.

Деятельность учителя. Координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Оформление результатов работы

Содержание работы. Выбор форм защиты проекта. Оформление хода и результатов исследования. Сравнение результатов с гипотезой.

Деятельность учащихся. В соответствии с конечной целью оформляют проект: описание хода и результатов исследования, сравнение с гипотезой. Упражняются в использовании приемов защиты творческой работы.

Несколько советов при отражении результатов исследовательской деятельности:

результаты исследования учащихся часто целесообразно представить в графическом виде. Это могут быть результаты проведения социологических опросов, обработки статистических данных.

результаты исследования более наглядно будут смотреться в виде таблиц, организационных диаграмм, схем. [10]

Деятельность учителя. Наблюдает за деятельностью учащихся, советует, как подготовиться к творческой защите, активизирует их работу.

Представление результатов (отчет)

Содержание работы. Представление результатов (отчет) в различных формах.

Деятельность учащихся. Выступают перед аудиторией, отвечают на вопросы. Рецензируют содержание и форму изложения работы друг друга, определяют уровень эффективности результатов в процессе выполнения проекта.

Деятельность учителя. Организует личное выступление ученика, помогает оценить работу в ходе защиты, задает целесообразные вопросы, выступает в роли рядового участника. Помогает анализировать результаты проектной деятельности, консультирует по вопросам рецензирования.

Оценка результатов и процесса (рефлексия)

Деятельность учащихся. Коллективно обсуждают оценки, дают самооценку, определяют пути достижения успеха.

Деятельность учителя. Оценивает деятельность учащихся, их креативность, качество использования источников. Высказывает собственное суждение о достижении цели общего проекта, возможности продолжения работы. Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей.

4. Практическое применение технологии проектов
В своей работе я чаще использую межмпредметные информационные проекты (биология-информатика, биология-химия-информатика). По договоренности с учителем информатики учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета. Польза такого сотрудничества весьма очевидна.
Для учеников:
возможность к литературным источникам добавить Интернет-ресурсы
отработать приемы и задачи ИКТ на конкретном учебном материале по биологии
выполнить проектное задание в учебное время
Для учителей:
Учащиеся на уроках информатики не просто отрабатывают необходимые навыки и приемы, решают необходимые задачи, а на конкретном биологическом материале
Возможность выполнения и оформления информационных проектов в учебное время
Проект «Растения нашего края» (межпредметный информационный проект)
Цель проекта:
создать книгу о растениях нашего края (для конкретного семейства)

Мной разработаны различные требования и памятки для обучающихся:

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ ПО БИОЛОГИИ.
Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы.
Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:
— введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;
— обзор литературы, научных статей, работ, уже выполненных ранее по решению аналогичных проблем;
— место и время выполнения работы;
— краткое описание используемых методик ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);
— систематизированные, обработанные результаты исследований;
— выводы, сделанные после завершения работы над проектом;
— практическое использование результатов проекта;
— социальная значимость проекта;
— приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ ПО БИОЛОГИИ (ПРИМЕРНЫЕ):
— четкость поставленной цели и задач;
— тематическая актуальность и объем использованной литературы;
— обоснованность выбранных методик для проведения исследований;
— полнота раскрытия выбранной темы проекта;
— обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;
— уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);
— анализ полученных данных;
— наличие в работе вывода или практических рекомендаций;
— качество оформления работы (наличие таблиц, схем, графиков, фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ ДОКЛАДЧИКА НА ЗАЩИТЕ ПРОЕКТА:
— обоснованность структуры доклада;
— вычленение главного;
— полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;
— использование наглядно-иллюстративного материала;
— компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы. Задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);
— уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА ПО БИОЛОГИИ:
При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт, это позволит во многом, ограничить включение в работу лишних материалов второстепенного ранга, которые помешают вычленить главное, основное или засоряющих работу.
Для защиты проект может быть представлен как в печатном варианте, так и в рукописном, оформленном на белых плотных листах бумаги формата А-4. Все подписи должны быть четкими и выполненными, желательно печатным шрифтом, а также достаточно крупными и хорошо читаемыми. Формат бумаги А – 4, поля (сверху – 2 см, снизу – 2 см, справа – 1,5 см, слева – 3 см).
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее

1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.
2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.
3. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.
5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.
6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.
Качество знаний по химии возросло на 15 %, по биологии на 23% за 3 последних года.

Повысилась познавательная мотивация учащихся

Вырос интерес к урокам химии

Вырос уровень внеклассных мероприятий

Ученики приобрели опыт участия в школьных и областных конкурсах

Успехи отдельных учащихся стимулируют познавательную активность других учеников

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать проблему в проекте по химии, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать проблему в проекте по химии", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать проблему в проекте по химии:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *