Проект «Экологическая тропа»
Гульнися Хусяинова
Проект «Экологическая тропа»
Проект «Экологическая тропа»
Актуальность проекта
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Для формирования у детей экологического мировоззрения. Я разработала проект «Экологическая тропа». Через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире, цель вы видите на экране.
Цель проекта:
Создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей средствами экологического воспитания.
• Показать детям многообразие растительного мира окружающей среды.
• Развивать устойчивый интерес к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям.
• Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
• Воспитывать детей в духе бережного отношения к природе.
• Активизировать участие родителей в создании экологической развивающей предметно-пространственной среды на участке, а также в экологическом воспитании ребенка.
• Вид проекта: Долгосрочный, исследовательский, познавательно-творческий.
•Участники: Дети МБДОУ, родители, педагоги.
Этапы реализации проекта
Первый этап – подготовительный – май 2017г.
Обследование объектов природного окружения ДОУ
Обработка консультативно – методической литературы по проблеме экологического воспитания детей. Беседа с родителями о проекте «Экологическая тропа».
Привлечение родителей к созданию экологической предметно- пространственной среды на участке.
Второй этап – основной – июнь – август 2017г.
1. Создание экскурсионных объектов на маршрутах экологических троп
2. Организация поисковой деятельности детей и взрослых по теме «Экологическая тропа»
Третий этап – итоговый – сентябрь 2017г.
1. Создание фотоальбома «Я люблю природу»
2. Изготовление гербария «Лекарственные растения»
3. Презентация проекта «Экологическая тропа»
Для реализации проекта использовала
Формы и методы работы с дошкольниками
• Проведение наблюдений за объектами природы
• Организация экскурсий по экологической тропе
• Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформление альбомов, фотогазет, выставок книг
• Чтение произведений о животных и растениях
•Продуктивная деятельность: рисование, аппликации и др.
• Оформление материалов проекта
• Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности.
• Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
• Расширение знаний и представлений детей о бережном отношении к природе.
• Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.
• Повышение уровня знаний о живой и неживой природе.
• Активные участники мероприятий экспериментално-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
• Активные помощники в создании РППС на участке ДОУ
• У родителей повышается экологическая компетентность.
• Участники создания экологически развивающей предметно-пространственной среды
• Участие в реализации проекта способствует повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам экологического воспитания
• Проект способствует развитию творческого потенциала
На подготовительном этапе было обследовано природное окружение ДОУ и выявлены более интересные места.
Была создана карта-схема тропы с нанесением маршрута всех ее объектов;
При разработке маршрута и оборудования ее объектов, была изучена методическая литература по экологическому развитию детей дошкольного возраста.
На подготовительном этапе были определены видовые точки.
На основном этапе совместно с родителями, педагогами и с детьми создавали объекты экологической тропы.
В ходе плодотворной работы были оформлены все точки экологической тропы.
2 точка «Огород лекарственных трав».
На этом объекте знакомили детей с разнообразными лекарственными растениям это: мята, мелиса, календула, ромашка, крапива, мать- и-мачеха, подорожник и тд. Рассказали об их биологических особенностях, лечебных свойствах, учили распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветов, проводили тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.); Наблюдали за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепляли знания о ценности их для здоровья.
3 точка «Малиновый край»
Малина многолетнее растение с очень сладкими и ароматными ягодами. Дети узнали, что ягоды малины используют в свежем виде, замораживают, готовят из них варенье, соки, джемы, компоты, мармелад. Узнали, что ягоды обладают ценными лечебными и диетическими свойствами, богаты витаминами.
4 точка «Птичий городок»
На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи.
Здесь мы наблюдали за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику, слушали их пение, отгадывали загадки узнавали их на картинках. Беседовали с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; насыпали корм, наполняли водой поилки.
5, 6, 12, 13, 15 точки «Рябина», «Лиственница», «Вишневый сад», «Русские березы», «Ель»
На территории ДОУ произрастают различные виды деревьев.
И на этих видовых точках мы знакомим детей с особенностями каждого вида.
7 точка «Лесная поляна».
На прогулке с детьми мы рассматривали объекты деревенского подворья (Ферма,где живут домашние животные: собачка в будке, поросята, куры и петух).
9 точка «Природная лаборатория»
Объект включает в себя столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал).
На этом объекте знакомили, расширяли и уточняют знания детей о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т. п.); проводили совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения.
Создавали из бросового материала. С помощью родителей создали зоопарк «Африканских животных» для расширения знаний детей об этих животных.
Животный мир Африки богат и разнообразен.
Здесь ребята познакомились с жирафом, зеброй, слоном, обезьяной, черепахой, крокодилом.
11 точка «Метеостанция» создавалась педагогами ДОУ
«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.)
Оборудование детской метеостанции включает в себя:
• Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.
• Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
• Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
• Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.
Цветник – это ограниченная территория (клумба, вазон, на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.
Подбор растений : ирисы, циннии, бархотки, пионы, астры и др. выбран таким образом, чтобы в течении всего периода с ранней весны и до поздней осени, было обеспечено цветение на клумбах и цветниках.
16 точка «Охраняемые растения»
17 точка «Муравьиный домик»
Конечно же, каждый человек, побывавший в лесу, сталкивался с муравьиными домиками, сооруженными из веточек и опавшей хвои.
На этой точке рассказали детям о пользе муравьев в природе.
18 точку «Огород» Создал коллектив ДОУ.
Огород – это искусственно созданный человеком объект. На нашем огороде растут овощи (помидоры, капуста, перец, лук, огурцы, свекла) и клубника.
Все эти овощи сажает человек, но их нужно не только сажать, но и ухаживать за ними. Дети знакомятся с разными способами размножения – выращивания овощей (рассадой, клубнями, луковицами). Дети узнают условия необходимые для роста и развития овощей.
На веранде расположен наш эко-клуб. Ребята там проводят интересно время. Решают кроссворды,отгадывали интересные задания воспитателя, участвуют в шахматных турнирах, играют домино и тд.
29 точка. «Творческая мастерская»
На веранде ДОУ оборудована творческая мастерская, где ребята рисовали, лепили, делали разные поделки из природного материала.
Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры»
Анна Бондарь
Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры»
Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры»
Составила :Бондарь А. П.
воспитатель ГБДОУ №69 Выборгского района
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе,поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем учреждении детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающая исследовательская образовательная деятельность практикуются не первый год.
Участники проекта: дети всех возрастов, воспитатели группы, родители воспитанников.
Руководители проекта: заведующий ГБДОУ №69, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель, воспитатели всех групп.
Задачи проекта:
— разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;
— обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;
— познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
— формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;
— воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;
— способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого-развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
— повысить экологическое просвещение родителей.
Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.
— Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
— Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
— Содействовие развитию представлений о растительном и животном мире.
— Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
— Презентация проекта на педагогическом семинаре в ГБДОУ.
— Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
Этапы реализации проекта
Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа»
1. Анализ работы по экологическому воспитанию.
2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста.
3. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.
4. Разработка маршрута и составление карты – схемы экологической тропы. Составление конспектов образовательной деятельности по маршруту экологической тропы.
Реализация работы по маршруту экологической тропы
1. Выбор объектов для проведения ОД.
2. Проведение последовательной ОД по маршруту экологической тропы;
3.Изготовление лэпбуков: «Лекарственные травы», «Цветы», «Деревья», «Огород», «Птицы»
Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы.
Анализ результативности поставленных задач
1. Проведение итоговой экскурсии.
2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с дошкольниками.
Правила поведения на экологической тропе
1. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
2. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
3. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
4. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
5. С тропынельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.
6. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Для организации работы на экологической тропе разработан специальный «План экологической тропы».
Точки экологической тропы:
1. Точка «Зелёная аптека» (лекарственные растения)
2. Точка «Альпийская горка»
3. Точка «Садовые цветы»
5. Точка «Лесная опушка»
6. Точка «Фитонцидный уголок»
7. Точка «Экологические знаки»
9. Точка «Пернатые друзья»
10. Точка «Дендрарий»
11. Точка «Первоцветы»
В каждой точке экологической тропы можно найти информацию о данном участке. Так, например на участке с деревьями (дендрарий) есть таблички с описанием дерева, где описаны его биологические, экологические характеристики, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т. д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек).
Мы выбрали деревья и кустарники, произрастающие на территории ДОУ. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ, «Растения». Так, воспитатели могут проводить наблюдения за пнем (рассматривают его поверхность при помощи луп) после чтения и обсуждения сказки Н. А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял».
На территории имеется одно засохшее дерево. Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль.
В нашем учреждении воссозданы фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных, прежде всего для нашей местности (леса, луга). Это помогает познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. На тропе есть небольшие возвышения, что позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками.
В проекте «Экологическая тропа» педагоги используют следующие формы и методы работы,как:
— экологические беседы;
— наблюдения в природе;
— экскурсии в природу;
— экологические акции;
— чтение художественной литературы;
— обсуждение и проигрывание ситуаций;
— «Зеленая аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке)
— выставки и экспозиции;
— экологические развлечения, досуги, праздники;
— экологические игры и квесты;
— экологические сказки;
— физкультурно-оздоровительные мероприятия.
3. Описание объектов (видовых точек).
По экологической тропе дети проходят по видовым точкам по плану экологической тропы. В состав экологической тропинки входят видовые точки,такие как:
Точка №1 «Зелёная аптека»
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями и условиями их роста, уточнить особенности развития и использования в народной медицине, учить осторожно обращаться с некоторыми растениями. С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:
Разбираясь в её травяной картотеке.
Объекты для наблюдений:
Аптекарский огород создан нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления знаний о ценности их для здоровья, учить правилам сбора и сушки трав «зеленого аптеки».
Точка №2 «Альпийская горка»
Цель: формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника; дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы).
Альпинарий – ландшафтная композиция, как правило, высотная, которую устраивают на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для альпинария присущ подбор растений горных ландшафтов.
Созданный нами «альпинарий» представляет собой фрагмент горного пейзажа с искусственным водоемом, сухим ручьем и различными растениями.
Точка №3 «Садовые цветы»
Цель: знакомить детей с особенностями внешнего вида растений, поддерживать интерес к жизни растений и насекомых, учить дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть её красоту.
Педагоги знакомят детей с растениями, произрастающими на территории ГБДОУ, проводят беседы о цветах, их необходимости, значимости и т. д.Предлагают поиграть в игры: «Назови цветок», «Узнай по описанию», Доскажи словечко» и т. д.
Рекомендации по организации работы с детьми:
— труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян;
— наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
— сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
— беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);
— проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
— видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
— формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.
Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.
Эта видовая точка представляет собой огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений. Огород имеет заборчик и пугало.На грядке будут расти: укроп, петрушка, морковь, лук,щавель, мята, мелиса, салат, редис, помидоры, клубника и т. д.
Рекомендации по организации работы с детьми:
— наблюдение за трудом взрослых;
— посадка и уход за посаженными растениями;
— наблюдение за ростом растений.
Точка №5 «Лесная опушка»
Рекомендации по организации работы с детьми:
— кто живет в лесу, как можно увидеть следы пребывания птиц;
— следы пребывания человека;
— правила поведения в лесу людям;
— что нужно животным, чтобы выжить в лесу;
— игры «Дары леса», «Что сделано из дерева?», «Загадай, а мы отгадаем», «Что где растет»;
— стихи, загадки, пословицы о лесе, экологические и подвижные игры.
Точка №6 «Фитонцидный уголок»
В этом году мы начали работу над созданием фитонцидного уголка. Планируется, что это будет оздоровительный участок засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений, но наши растения еще совсем маленькие, поэтому мы с ребятами очень ждем, когда они подрастут и созданная нами бактерицидная средастанет отличной площадкой для занятий с детьми., таких как пение, дыхательная гимнастика, психогимнастика. Ведь фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Хвойные деревья выделяют фитонцидов в 2 – 2,5 раза больше, чем лиственные. Фитонцидный уголок это живая «ширма» из фитонцидных растений (ель, сосна, сирень, элеутерококк, мята и др., защищающих участок от выбросов проезжей части дороги.
Точка №7 Экологические знаки
Цель: формирование у детей ответственного отношения к природе. Познакомить с правилами поведения на природе.
Нельзя разорять муравейник
Не ломайте ветки деревьев и кустарников
Не повреждайте кору деревьев
Нельзя брать яйца из гнёзд
Не разводи костёр в лесу
Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
В лесу,на природе запрещается поднимать крик и шум
Отдыхая в лесу,не оставляй после себя мусор
Цель: закреплять знания о флоре и фауне луга, о насекомых, о взаимосвязях (цепи питания, рассказать детям о правилах обращения с насекомыми (безопасность).
На данной площадке дети могут рассматривать цветы и насекомых, побеседовать о пользе и вреде насекомых. Педагог объясняет детям, что в природе нет вредных и полезных насекомых – есть необходимые и нужные.
Точка №9 «Птичий городок»
На территории детского сада есть объект – «Птичий городок». На данном объекте экологической тропы скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми, таблички с видовым описанием птиц и их повадок.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири….
Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.
Точка №10 «Дендрарий»
Цель: учить дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть её красоту, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к деревьям.
Точка №11 «Первоцветы»
Цель: Знакомство с первыми цветами, которые появляются на территории детского сада, в лесу, в садах; выяснение причин, почему надо беречь первоцветы.
Формы работы с родителями.
— Традиционные (родительские собрания, консультации, беседы).
— Нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
— Выставки, поделок из природного материала,сделанных детьми и их родителями:
— Праздники и развлечения на экологической тропе. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Планы по дальнейшей работе с тропой: