Подготовка к венчанию на Кубани
“Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей”.
Оглавление
Таинство брака
“Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей”. О том, что брак действительно является Таинством, свидетельствует ап. Павел:
“… оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…” ( Еф. 5, 31—32 ) В христианском понимании брак не есть средство для достижения некоторых целей, например, продолжения человеческого рода, но цель в себе. Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь “одной плотью” ( Быт. 2, 24 ; Мф. 19, 5–6 ), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства.
Христианскую семью называют “малой Церковью”, и это не просто метафора, но выражение самой сущности вещей, ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, “большой семье”, — единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы.
Основная цель жизни человека — услышать обращенный к нему призыв Божий и ответить на него. Но для того чтобы ответить на этот зов, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность “ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотдача”. Поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царствие Божие.
Но христианство, которое высоко ценит брак, в то же время освобождает человека и от необходимости брачной жизни. В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие — девство, представляющее собой отказ от естественного самоотречения в любви, каковым является брак, и выбор более радикального пути через послушание и аскезу, на котором обращенный к человеку призыв Божий становится для него единственным источником существования.
“Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное”. Однако путь девства доступен не для всех, ибо требует особого избранничества:
“… не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит” ( Мф. 19, 11—12 ). При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того, что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу:
“Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене” ( 1 Кор. 7, 32—33 ). Церковные каноны (правила 1,4, 13 Гангрского Собора, IV в.) предполагают строгие прещения но отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак недостойным христианина. В христианстве и девство, и брак равно признаются и почитаются как два пути, ведущие к одной цели.
Катехизаторские занятия перед Таинством Венчания
Предлагаемые темы занятий:
1 занятие:
2 занятие:
3 занятие:
Анкета для желающих совершить Таинство Венчания
Вопросы для жениха
1. Ф.И.О. ___________________________________________________________________
2. Дата рождения ____________________________________________________________
3. Адрес проживания, телефон ________________________________________________
_________________________________________________________________________
4. Ф.И.О. свидетелей _________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Сведения о государственной регистрации брака (номер свидетельства, дата и место регистрации) ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Какой по счету брак? ________________________________________________________
7. Если брак не первый, оформлен ли развод? ____________________________________
8. Были ли венчаны в первом браке? ____________________________________________
9. Сколько раз в течение последнего года приступали к Таинствам Исповеди и Святого Причастия?________________________________________________________________
10. Как часто посещаете храм?___________________________________________________
11. Имеются ли канонические препятствия для вступления в брак (кровное или духовное родство и т.п.)?_____________________________________________________________
12. Готовы ли посещать подготовительные занятия перед венчанием? ________________
13. Предполагаемая дата Вашего венчания ________________________________________
«____»_______________________ 20___ г.
___________________________________
(Ф.И.О. и подпись жениха)
Вопросы для невесты
1. Ф.И.О. ________________________________________________________________________
2. Дата рождения ________________________________________________________________
3. Адрес проживания, телефон _____________________________________________________
______________________________________________________________________________
4. Какой по счету брак?____________________________________________________________
5. Если брак не первый, оформлен ли развод? ________________________________________
6. Были ли венчаны в первом браке? _______________________________________________
7. Сколько раз в течение последнего года приступали к Таинствам Исповеди и Святого Причастия?___________________________________________________________________
8. Как часто посещаете храм?______________________________________________________
9. Имеются ли канонические препятствия для вступления в брак (кровное или духовное родство и т.п.)? _______________________________________________________________
10. Готовы ли посещать подготовительные занятия перед венчанием?___________________
«____»_______________________ 20___ г.
___________________________________
(Ф.И.О. и подпись невесты)
Прошение на совершение Таинства Венчания и подготовки к Таинству
Настоятелю храма
________________________________
________________________________
Прошение на совершение Таинства Венчания и подготовки к Таинству
Прошу Вашего благословения на прохождение подготовки и совершение Таинства Венчания
___________________________________________________
(Ф.И.О. жениха)
с невестой __________________________________________________________
(Ф.И.О. невесты)
в Вашем храме «____» _______________ 20___ года.
Зная, что Бог в Священном Писании учит супругов сохранять пожизненную верность и нерасторжимость православного брака, основываясь на словах Господа нашего Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Евангелие от Матфея 19:6 ), а также что развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания супругам и детям, готовы вместе с будущей супругой пройти соответствующие подготовительные занятия в течение одного месяца перед Таинством Венчания.
«____» __________________20__ г.
____________________________________ ___________________________________
Ф.И.О. и подпись жениха Ф.И.О. и подпись невесты
О мерах по повышению ответственности вступления в церковный брак
По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора во всех храмах Кубани организованы подготовительные беседы священников с молодыми парами, готовящимися к таинству венчания. В связи с этим брачующиеся должны за месяц до венчания обратиться в храм и в течение этого времени посетить подготовительные занятия.
Данное определение было принято на основании учения Нового Завета о том, что церковные таинства действуют на человека не сами по себе, а в зависимости от собственной веры человека («По вере вашей да будет вам» (Мф.3,29), «без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11,6) и др.), а также во исполнение решения Архиерейского Собора РПЦ 2008 года, который призвал всех верных чад русской Православной Церкви «свидетельствовать о греховной природе “гражданских браков” и защищать христианскую семью».
Меры по усилению подготовки желающих вступить в церковный брак предприняты неслучайно. Сейчас, когда рушатся все общественные устои, и народ страждет под гнетом собственной безнравственности и бездуховности, мы не имеем права обходить вниманием крайнюю ослабленность современной семьи. Либеральный подход к семье, который выражается в добрачных и внебрачных половых связях, абортах, контрацепции и как следствие в отказе от рождения детей, вся эта пагубная современная практика, неминуемо приводит не только к уменьшению численности населения страны, но и к её нравственной деградации. В результате бездуховности мы вымираем как нация: население сокращается на два миллиона в год.
Поражает статистика разводов — в России из пяти браков три развода; растет число так называемых «гражданских браков», а по сути блудных сожительств, и как результат: намеренное прерывание беременности и убийство ребенка, посредством которых уничтожается семья. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, всем здоровым силам общества необходимо очень глубоко осознать данную проблему и как можно скорее начать активную работу по духовно-нравственному воспитанию и религиозному просвещению современной семьи.
Пожелавшим вступить в церковный брак теперь необходимо заблаговременно подать соответствующее прошение на имя настоятеля приходского храма, в котором они решили обвенчаться, и заполнить соответствующие анкеты. В анкетах жениху и невесте нужно будет письменно подтвердить свою решимость со всей серьезностью подойти к предстоящим занятиям и религиозно-просветительским беседам.
В содержание проводимых бесед будет входить: объяснение основ православного вероучения, сущности венчания, разъяснение ответственности молодых супругов перед Богом и друг перед другом, о недопустимости
развода, о значимости полученной благодати Божией, необходимости хранить и возгревать её посредством регулярной религиозной жизни через молитву дома и в храме, участие в других таинствах Церкви, чтение Священного Писания и духовной литературы. Во время подготовительных бесед брачующимся будет указано на типичные ошибки в семейной жизни, а также методы их разрешения и профилактики.
В течение всего срока подготовки священники кубанской епархии будут уделять особое внимание и заботу жениху и невесте, разъяснять непонятные вопросы, готовить молодых к исповеди и Св. Причастию перед венчанием, а также указывать на препятствия к совершению Венчания, которыми является: отсутствие регистрации в ЗАГСе, духовное родство, происходящее через восприятие кем-либо крещаемого при Святом Крещении, кровное родство и др.
Циркуляром Митрополита Исидора в исключительных случаях предполагается сокращение срока подготовки к таинству венчания (например, отправка жениха на военные действия, переезд в другую страну, где отсутствует Православная Церковь и т. п.). В этих и им подобным случаях настоятелю храма предоставлено право сократить месячный срок подготовки вступающих в церковный брак и сделать об этом подробную запись в соответствующем журнале. Однако при всех вышеуказанных случаях по благословению правящего Митрополита сокращение количества подготовительных бесед с венчающимися, считается недопустимым.
Перед нами стоит общая задача: всеми доступными для нас средствами учить подрастающее поколение тому, что в этом меняющемся мире, можно не только создать, но и сохранить настоящую счастливую семью. Семью, где после заключения брака, первые и главнейшие обязанности мужа и жены заключаются в том, что они двое должны жить друг для друга, и что это больше уже не две жизни, а одна, где каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого и своих детей.
Храм святых Косьмы и Дамиана ст. Родниковская
По благословению ИГНАТИЯ епископа Армавирского и Лабинского
Таинство Венчания. Бланки.
На расторжение брака
по месту жительства
Социальная концепция Русской Православной Церкви о семье
Распространение знаний о сущности христианской семьи должно стать одной
из важнейших миссионерских задач Церкви.
Святейший Патриарх Московский
и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Окончание прошлого столетия было временем колоссальных, порой трагических, исторических перемен, происходивших как в нашем государстве, так и в мире в целом. Эти перемены поставили перед Церковью множество задач, и одна из главных — осмысление жизни христианина в окружающем его (часто враждебно настроенном) светском мире. «Основы социальной концепции РПЦ», утвержденные Юбилейным Архиерейским Собором 2000г., излагают базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и некоторых современных общественно значимых проблем. Целый раздел Концепции посвящен раскрытию православного учения о семье. Он называется «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности». Ниже приведен текст этого раздела с небольшими сокращениями.
Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении.
Согласно римскому праву, легшему в основу гражданских кодексов большинства современных государств, брак является соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Церковь восприняла это определение брака, осмыслив его исходя из свидетельств Священного Писания.
Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. Изначально христиане запечатлевали брак церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что являлось древнейшей формой совершения Таинства Брака.
Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак (Под гражданским браком здесь подразумевается брак, зарегистрированный в государственных органах. — Прим. ред.), или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».
Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.
Упомянутое выше определение Священного Синода говорит также об уважении Церкви «к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7. 14)».
В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей.
Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6,9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и народа.
Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод. Священнослужители также призваны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага.
К сожалению, иногда, по причине греховного несовершенства, супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в Таинстве Брака, и уберечь единство семьи. Желая спасения грешников, Церковь дает им возможность исправления и готова после покаяния вновь допустить их к Таинствам.
В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также
* отпадение супруга или супруги от Православия,
* противоестественные пороки,
* неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения,
* заболевание проказой или сифилисом,
* длительное безвестное отсутствие,
* осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния,
* посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей,
* снохачество, сводничество,
* извлечение выгод из непотребств супруга,
* неизлечимую тяжкую душевную болезнь,
* злонамеренное оставление одного супруга другим.
В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как
* заболевание СПИДом,
* медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания,
* совершение женой аборта при несогласии мужа.
В целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимьи, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимьи, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.
Священный Синод Русской Православной Церкви в Определении от 28 декабря 1998 года осудил действия тех духовников, которые «запрещают своим духовным чадам вступление во второй брак на том основании, что второй брак якобы осуждается Церковью; запрещают супружеским парам развод в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств семейная жизнь становится для супругов невозможной». При этом Священный Синод постановил «напомнить пастырям о том, что в своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7. 27-28,39)».
Семья как домашняя Церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.
В дохристианском мире бытовало представление о женщине как о существе низшего порядка в сравнении с мужчиной. Церковь Христова во всей полноте раскрыла достоинство и призвание женщины, дав им глубокое религиозное обоснование, вершиной которого является почитание Пресвятой Богородицы. В Ее лице освящается материнство и утверждается важность женского начала. Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. Представители некоторых общественных течений склонны принижать, а иногда и вовсе отрицать значение брака и института семьи, уделяя главное внимание общественно значимой деятельности женщин, в том числе несовместимой или мало совместимой с женской природой (например, работы, связанной с тяжелым физическим трудом). Нередки призывы к искусственному уравниванию участия женщин и мужчин в каждой сфере человеческой деятельности. Церковь же усматривает назначение женщины не в простом подражании мужчине и не в соревновании с ним, а в развитии всех дарованных ей от Господа способностей, в том числе, присущих только ее естеству. Не делая акцент лишь на системе распределения общественных функций, христианская антропология отводит женщине гораздо более высокое место, чем современные безрелигиозные представления. Стремление уничтожить или свести к минимуму естественные разделения в общественной сфере не свойственно церковному разуму. Половые различия, подобно различиям социальным и этническим, не затрудняют доступа ко спасению, которое Христос принес для всех людей: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3. 28). Однако это сотериологическое утверждение не означает искусственного обеднения человеческого разнообразия и не должно быть механически переносимо на любые общественные отношения.
В другом разделе Концепции, который называется «Проблемы биоэтики», рассматриваются вопросы так или иначе касающиеся семейной жизни и вызывающие дискуссии в современном обществе. Здесь формулируется официальная позиция Церкви в отношении абортов, гомосексуализма, применения контрацептивов, новых репродуктивных технологий, клонирования. Более подробно эти и многие другие вопросы рассматриваются в брошюре «…и Сотворил Бог мужчину и женщину…
» Комментарии к социальной концепции Русской Православной Церкви».