Как правильно сформулировать запрос психологу?
Почему важно правильно сформулировать запрос перед обращением к специалисту и как это сделать рассказывает психолог Мария Самоцветова.
Несмотря на бытующие стереотипы, не бывает «правильной» причины обращения к психологу. У кого-то это решение зреет долго, человек много размышляет, как он может справиться самостоятельно, есть ли еще силы потерпеть, а помощь психолога рассматривает только в самом крайнем случае. У других, решение обратиться к психологу возникает импульсивно.
Стресс, нахлынувшие переживания, с которыми трудно справиться, внезапная кризисная ситуация, резкие изменения привычного образа жизни — всё это может подтолкнуть к желанию обратиться за помощью. Оба варианта правильные, верные — неважно, какая причина привела вас в кабинет к психотерапевту (неважно с чем вы пришли), на результат процесса это не влияет, и правил тут нет.
Однако, всё же есть один важный критерий, отвечающий за половину успеха психотерапии. Этот критерий — правильно сформулированный запрос, то есть то, с чем вы хотите уйти.
Наличие и правильное формулирование запроса играет огромную роль как для клиента, так и для терапевта.
Что такое психотерапевтический запрос?
Это не просто проблема, которую вы принесли, не то, что у вас болит, не то, на что вы жалуетесь. Запрос всегда подразумевает получение определенного результата — то есть то, с чем вы хотите уйти от психотерапевта, что унести с собой.
Представьте, что у вас разбился экран телефона (ваша проблема), и вы приносите его в сервис (к психологу). Изначально, ваше желание очень смутное, и омрачено расстройством от поломки — вам просто хочется, чтоб этого — разбитого экрана телефона (проблемы) не было. Но вот работник сервиса вас спрашивает: «Чего конкретно вы хотите? Поменять экран? Это будет стоить столько-то и займет столько-то времени». Вы отвечаете что-то вроде: «Я просто хочу телефон, чтоб звонить и в интернете сидеть», потому что вы расстроены, и не очень хотите тратить ресурс на разрешение проблемы, не хочется про это думать. Но работник сервиса очень скрупулезно вас расспрашивает, и предлагает еще кучу вариантов: «Может быть вам тогда купить такой же телефон, но новый? Или подержанный? Или вообще другой телефон? Или взять свой старый, который вполне подходит, чтоб звонить и сидеть в интернете». Вы сначала сопротивляетесь этому допросу, и необходимости много думать, но потом понимаете, сколько на самом деле вариантов решения проблемной ситуации, но желаемый результат, желаемое решение, только одно. После того, как вы сделали над собой усилие, прислушались к работнику сервиса, не спеша, и без эмоций подумали, наконец смогли найти оптимальное решение, отчего уже чувствуете невероятное облегчение и удовлетворение. Вот почему так важно правильно сформулировать запрос — вы теперь знаете, чего хотите, и как это получить, хотя и не будете своими руками чинить телефон.
Зачем психологу понимать запрос клиента?
Тоже самое происходит (должно происходить), в кабинете терапевта — клиент и психолог дотошно, медленно, но твердо формулируют запрос к терапии. Специалисту его понимать также важно, как и клиенту. Вы можете спросить почему, он же учился так долго, он профессионал, он должен сам всё понимать, как мне помочь. Да, психолог — профессионал, но он не эксперт вашей жизни, и после первой встречи не может знать, как вам лучше, как вам жить, чего вы на самом деле хотите.
Психолог знает метод, знает как достичь, но чего достичь — это уже должен решить для себя клиент.
Я в своей работе привожу для клиентов метафору: мы с вами отплываем вместе на лодке, но из-за тумана ничего толком не видно. Вы мне говорите куда, а я буду править («гребём мы вместе»).
Более того, чётко и верно сформулированный вопрос очень сильно помогает самому клиенту — снижает тревогу, дает понимание и ясность. Это как чётко поставленный диагноз в больнице — когда точно знаешь, что у тебя, уже не так страшно лечиться. И нет ничего ужаснее той неизвестности, когда врачи не могут заключить, что же у вас за болезнь.
Формулировать запрос затруднительно, и клиенты с готовым запросом приходят крайне редко. Я это объясняю тем, что зачастую, люди, нуждающиеся в психологе, пребывают в таком эмоциональном состоянии, что не знают куда они хотят приплыть, но точно хотят покинуть текущую ситуацию — то есть отсюда. «Неважно куда, лишь бы не здесь!», «Давайте поскорее убежим отсюда, а куда — решим в процессе», — вот такой немой посыл есть у большинства клиентов, и он очень понятен, но важности и необходимости сформулировать запрос на первом этапе психотерапии это не отменяет.
Чтобы помочь вам сформулировать, хотя бы приблизительно, первичный запрос, я составила несколько вопросов, которые полезно задать себе еще до приходя в кабинет терапевта:
Как договориться о встрече с психологом?
О встрече с психологом нужно договариваться лично, а не через кого-то. Обычно договариваются о встрече по телефону. Если вам реально нужна психологическая помощь, то вас будет интересовать не стоимость услуг психолога, а те вопросы, которые он помогает решать. В начале разговора, конечно, вы должны сначала представиться. Это обычное требование этикета. А потом сказать, буквально в двух словах, в чем состоит ваша проблема, и спросить, занимается ли психолог помощью в решении таких задач и сколько примерно нужно времени на ее решение.
Если у вас конкретная услуга, занимающая конкретное время, то вы можете записаться и договориться о встрече, предварительно уточнив стоимость услуги и необходимое время на нее. Речь идет, например, о таких конкретных услугах, как диагностика, тестирование, профориентация и т. п. Здесь обычно нет необходимости длительной работы, а достаточно одной-двух встреч.
Если же психолог вам объяснит, что для решения вашей задачи может понадобиться длительная работа, то попросите записать вас на пробную консультацию. Если психолог вдруг ответит, что у него нет пробных консультаций, это должно вас насторожить. Профессиональный психолог, использующий психотерапевтические методы, сам заинтересован в пробных консультациях.
Во-первых, на первой консультации может выясниться, что его круг компетенций не подходит для решения вашей задачи. И он вам порекомендует другого, более подходящего для решения вашей проблемы специалиста. Во-вторых, клиент и психолог должны еще подойти друг другу чисто по-человечески, особенно это касается психотерапии. И первая встреча обычно есть некий «тест» на это.
Если психолог имеет большой опыт и востребован, то первая, даже пробная встреча может стоить гораздо выше, чем обычный час его работы. Почему?
Потому что профессионал способен помочь вам на первой встрече сформулировать четко вашу проблему, даже за 20 минут, а это уже 50 % ее решения.
Обычно пробная консультация длится не более 15–20 минут. Тогда это только знакомство и прояснение темы работы. Она может быть как платной, так и «бесплатной». Это зависит от специалиста. Мы уже выше говорили, что «бесплатных» услуг не существует. Затраты на такие «пробные» консультации учитываются в стоимости других услуг.
Вы можете уточнить все условия первой встречи по телефону. Если вы раздумали вдруг идти на встречу, обязательно заранее предупредите психолога об этом – это требование обычных взрослых отношений в любой сфере услуг.
Что сказать психологу на первой консультации?
- Что побудило Вас обратиться к психологу?
Задумайтесь, в какой момент у Вас появилась такая идея. Может быть, произошла какая-то ситуация, которая подтолкнула к принятию решения посетить специалиста. Может быть, ничего особенного не происходило, но присутствует смутное ощущение, как будто что-то идет не так, как надо. А может быть, все идет хорошо, но Вам хочется внутреннего развития, и Вы чувствуете, что дела могут идти еще лучше? Конкретизируйте причину обращения.
Оцените, насколько конкретно Вы описали на предыдущем этапе причину обращения к психологу. Будет отлично, если Вы найдете несколько конкретных примеров, иллюстрирующих причину обращения.
Например, причиной, побуждающей обратиться к психологу, может стать неуверенность в себе. Неуверенность в себе – понятие очень расплывчатое. Она может проявляться совершенно по-разному, и, соответственно, психологическая работа может строиться по-разному, в зависимости от конкретики. Например, может быть неуверенность на работе, может быть неуверенность в отстаивании своего мнения перед близким человеком, в принятии решений или в привлекательности для противоположного пола. Все это разные виды неуверенности. Поэтому, для того, чтобы максимально точно определить, в чем же именно заключается неуверенность, лучше всего отталкиваться от конкретных жизненных ситуаций. Где, в какие моменты чувствуется неуверенность? Как это влияет на всю ситуацию в целом? Почему неуверенность является проблемой?
Другой пример. За жалобами женщины на напряженные отношения с мужем могут скрываться совершенно разные причины. Для того чтобы в них разобраться, стоит привести в пример какое-то количество ситуаций, в которых эта напряженность проявляется.
Четкое понимание того, как и при каких обстоятельствах проявляется то, что Вы хотели бы изменить, необходимо не только для того, чтобы быстро ввести психолога в курс дела. Впоследствии Вы сможете оценивать свои изменения, произошедшие в результате работы с психологом, и названные Вами ситуации станут для Вас индикатором перемен. Ведь если не «приземлить» существующую проблему на жизненную конкретику, потом будет сложно понять, что же изменилось. Сформулируйте, чего Вы хотите.
Если до этого Вы описывали, что Вас не устраивает, теперь пришло время подумать, куда Вы хотите двигаться. Это тоже стоит сделать максимально конкретно. Что поменяется в Вашей жизни? Как будут выглядеть те жизненные ситуации, которые в данный момент Вас не устраивают? Описание желаемых результатов важно делать не через отрицание существующего положения вещей. К примеру, если молодой человек нервничает при общении с девушками, то ему не стоит описывать желаемую ситуацию так: «При общении с девушками у меня нет нервозности». Ему стоит сосредоточиться на том, что должно появиться, когда уйдет нервозность. Возможно, появится легкость в общении, уверенность, способность шутить и т.д. Как Вам кажется, что необходимо поменять в себе для того, чтобы изменить существующее положение вещей?
Результатом работы с психологом всегда являются внутренние трансформации. Меняя себя, человек меняет и свою жизненную ситуацию. Есть ли у Вас предположения, какие внутренние перемены помогут Вам поменять ситуацию? Может быть, необходимо научиться управлять своими эмоциями, или повысить самооценку, или развить умение договариваться с другими людьми, или научиться лучше понимать себя. Связываете ли Вы проблемные ситуации сейчас с опытом из прошлого?
Часто проблемные ситуации сейчас имеют свои корни в прошлом. Например, неуверенность в себе может сопровождать человека всю жизнь и быть связана с отсутствием поддержки со стороны родителей. Страхи и недоверие в отношениях с любимым человеком могут быть связаны с болезненным опытом предыдущих отношений.
Отвечая на вопросы, Вы готовитесь к предстоящей работе: Вы заглядываете внутрь себя, прислушиваетесь к себе, учитесь лучше себя понимать. Это, в конечном итоге, экономит время на консультации и ускоряет Вашу работу с психологом.
Стоит сказать, что на все пять вопросов ответить неподготовленному человеку может быть очень непросто. Даже самый первый вопрос о том, что Вас побудило обратиться к психологу, может оказаться сложным: человек может только смутно чувствовать, что нужно что-то изменить, и помощь психолога будет полезной, но ничего более конкретного сказать не может.
Если у Вас есть желание обратиться к психологу, и при этом Вы не смогли ответить на вопросы в статье, это может стать первой целью работы с психологом. Тогда запрос к психологу может, например, выглядеть так:
Чувствую, что в моей жизни что-то идет не так. Хочу разобраться, куда двинуться дальше.
У меня вроде бы все хорошо, но почему-то присутствует чувство недовольства происходящим. Хочу лучше понять себя, понять, что же меня не устраивает.
Меня не устраивает сложившееся положение вещей, но я не знаю, в каком направлении мне стоит двигаться, и что стоит изменить.
Даже если Вы совсем не знаете, что сказать психологу, не переживайте: тогда специалист Вам поможет сформулировать Ваш запрос, поставить цели психологической работы, сориентирует, чем Вам может быть полезна работа с психологом.
Алгоритм первой консультации психолога: с примерами и советами от практиков
Статья создана при участии выпускников и экспертов
Шахбази Татьяна Азеровна
Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.
Твороговой Татьяны Сергеевны
Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.
Читайте в статье:
На первой консультации клиент должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае он откажется от второй встречи. Мы подготовили простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно?
Начало консультации
Очевидное, но важное напоминание — не опаздывайте. Занесите встречу в ежедневник, поставьте уведомление в телефоне, оставьте немного времени на форс-мажоры.
Знакомство
Итак, вы на месте, клиент заходит в кабинет или выходит на связь, если это онлайн-консультация. Первое, что вам нужно сделать — представиться и познакомиться. Спросите клиента: «Как я могу к вам обращаться?». В будущем используйте именно ту форму, которую он назовет.
Затем скажите, сколько продлиться сессия, и предложите клиенту рассказать, с чем он пришел.
Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ:
Можно спросить об ожиданиях клиента, например:
«Может быть, вас интересует что-то касаемо самой консультации?»
Возможно, клиент захочет уточнить структуру встречи. Тогда вы можете ответить так:
«Сначала мы с вами познакомимся, определимся с запросами и главной темой на сегодня. Потом вы расскажите о том, что беспокоит. Я буду внимательно слушать вас, поддерживать, комментировать, задавать вопросы. В конце консультации мы подведем итоги, определимся с планом работы на будущее. Вас это устраивает? Может быть, хотите еще что-то узнать?»
Получите алгоритм первой сессии на электронную почту
Чтобы был под рукой в нужный момент
Выяснение запроса
Затем можно переходить к разбору темы консультации. Выслушайте, с чем пришел клиент. Узнайте его видение ситуации и позицию по этому вопросу. Когда он акончит рассказывать, помогите сформулировать запрос:
«Чего вам хотелось бы? Какого результата от нашей встречи вы ждете?»
В беседе помогайте клиенту раскрыться, поддерживайте его активным слушанием — кивайте.
Там, где это уместно, произносите фразы:
Выслушивая клиента, разрабатывайте стратегию консультации. Определите степень контроля — если клиент отвлекается от темы, то мягко возвращайте его к главному:
«Позвольте уточнить. Вы сказали … (повторяем что-то важное из слов клиента, а потом задаем вопрос по теме)»
Если он последовательно и уверенно излагает свои мысли, то на первых минутах консультации вы можете занять пассивную позицию. Если клиенту сложно раскрыться, вам нужно быть чуть активнее.
Отмечайте в блокноте все жалобы клиента. Перефразирование его ответов, небольшие паузы и вопрос «Это все или вас беспокоит что-то еще?» помогут вам собрать полную картину.
Завершающий шаг в диагностике — повтор всех жалоб, связанных с ними чувств и мыслей. Если клиент со всем согласен, можно переходить к основной части консультации.
Середина консультации
Трансформируйте жалобы и связанные с ними эмоции и чувства в темы для работы. Определите направления, в которых клиент будет двигаться для разрешения запроса. Проговорите их, получите обратную связь: согласен он с этим или нет.
Всегда запрашивайте обратную связь, обговаривайте с клиентом план, методы, условия сотрудничества — это один из этических принципов работы психолога. Формальные вопросы пропишите в терапевтическом контракте.
Попросите клиента назвать самое важное для него направление — то, с которого начнете работу. Сконцентрируйтесь на этом. Предложите клиенту рассказать, почему он выбрал именно эту тему, почему она так важна для него.
И еще раз проясняем, что клиент хотел бы получить в конце работы. Зачастую видение конечного результата трансформируется. Особенно по мере проговаривания и осознания клиентом ситуации.
Используйте открытые вопросы, если хотите продолжить обсуждение, и закрытые, если считаете, что его можно завершить. Для перехода от одной темы к другой примените фразу:
«Вы упомянули о … Расскажите, пожалуйста, подробнее»
Перефразируйте слова клиента, чтобы вернуться к сути разговора. Если вам кажется, что вы теряете контроль над ситуацией, то подытожьте все сказанное и продолжите обсуждение.
Без чего психологу нельзя начинать работу с клиентом? Без терапевтического контракта!
Получите шаблон на почту и используйте в работе
Правила общения с клиентом
О чем нужно помнить в процессе общения:
Отслеживайте время консультации, чтобы его было достаточно для ее полноценного завершения. Главное — следить за временем так, чтобы со стороны это не выглядело как желание поскорее «разделаться с этим».
Важный момент — следить за временем и уметь разделить его так, чтобы полноценно начать, углубиться в проблему и погрузить в нее клиента, а затем иметь достаточно времени для выхода из работы и оценки сессии.
Тайминг консультации определяется индивидуально в каждом случае — универсальной формулы здесь нет. Распределение времени зависит от двух факторов.
Первый, это личность клиента — открыт он или скрытен. Более застенчивому, недоверчивому клиенту иногда нужно больше времени на адаптацию к личности психолога, к ситуации консультирования.
Второй — характер проблемы. Например, жертвам физического или длительного психологического насилия требуется больше времени, чтобы просто проговорить проблему и, конечно, много времени, чтобы погрузиться в эти тяжелые воспоминания и подавленные чувства, а затем выйти из них.
Шахбази Татьяна Азеровна
Завершение консультации
До конца сессии осталось 10-15 минут, самое время подвести итоги:
«Итак, мы выяснили. », «Подытожим все сказанное»
«Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что вам хотелось бы добавить?»
Иногда на этом этапе всплывает ценная информация, с которой можно начать следующую сессию. Если же клиент ничего не хочет добавить, то предложите ему выбрать приоритетную тему для следующей встречи.
Вам важно получить и дать обратную связь:
Избегайте фраз типа «Сегодня вы отлично поработали. Думаю, мы успешно решим вашу проблему». Это оценочное суждение и необоснованное обнадеживание. В конце консультации просто поблагодарите клиента.
Творогова Татьяна Сергеевна
Когда клиент покинет кабинет, запишите в свою рабочую тетрадь главную информацию: темы консультации и будущей встречи (в том числе все направления работы, которые вы обозначили в начале консультации), гипотезы, сложности в работе, важные факты из истории клиента, имена, даты. Это нужно, чтобы не забыть ничего важного.
Смазанное или торопливое завершение консультации — распространенная ошибка начинающих психологов. Такой финал встречи способен испортить даже самую лучшую сессию. Уделите достаточно времени завершающей части.
Готово! Вы отлично провели консультацию. Можете похвалить себя и отдохнуть. Не забывайте посещать личного психолога, чтобы сохранять свое психологическое здоровье, и супервизора, чтобы отрабатывать сложные случаи, повышать профессиональные компетенции и защитить себя от выгорания.
Статья создана при участии выпускников и экспертов
Шахбази Татьяна Азеровна
Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.
Твороговой Татьяны Сергеевны
Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.
Сеанс у психолога: как подготовиться и чего ожидать
Первый сеанс у психолога — это ваш первый шаг к лучшей жизни. Поэтому бояться его точно не стоит. А вот подготовиться, чтобы работа прошла более эффективно, — хорошая идея.
Вы можете нервничать перед первичной психологической консультацией — это нормально. Ведь вы наконец-то решили поговорить о своей проблеме со специалистом и видите этого человека впервые в жизни. В этой статье мы расскажем:
— Почему профессиональный психолог никогда не будет вас осуждать.
— Что такое психотерапия и как она работает.
— Что будет происходить на первом сеансе у психолога.
— Как подготовиться к первому сеансу у психолога.
— Как и по каким алгоритмам работает психотерапия.
Схема консультации и профессиональная этика
Психотерапия — разговорная практика. Это значит, что большую часть времени вы будете беседовать с психологом. Такая беседа будет отличаться от простого разговора с другом. Терапия — это полностью про вас. Психолог задает вопросы, структурирует беседу и помогает вам разобраться в собственной жизни. Друг, скорее всего, будет обращаться к своему опыту и давать оценку вашим словам. Сравните:
— Я так устал, на работе каждый день одно и то же, уже не уверен, что хочу тут оставаться. А кроме этого ничего делать не умею. Вообще не знаю, как быть.
— О, у меня такое было два года назад! Я съездил в Индию на ретрит, помогло. Ты не падай духом, какие твои годы, еще найдешь себя.
Разговор с психологом
— Я так устал, на работе каждый день одно и то же, уже не уверен, что хочу тут оставаться. А кроме этого ничего делать не умею. Вообще не знаю, как быть.
— Вы говорите, что очень устали от работы. Когда вы впервые это поняли? На что похоже это чувство? Постарайтесь вспомнить: оно уже возникало когда-нибудь раньше? В какой ситуации?
Психолог не дает советов и не рассказывает, что вам делать. Не потому, что он плохой профессионал, а потому, что он не может этого знать. Только вы — эксперт по собственной жизни. Только вы знаете, как для вас хорошо и правильно. Психолог помогает почувствовать себя вправе делать то, что хочется, и взять ответственность за собственные решения. Он никогда не будет вас осуждать и критиковать.
Этапы психологической консультации: подробный план
*Любая терапия начинается с понимания, что человеку необходима профессиональная помощь. Психотерапия будет неэффективной, если человек сам не хочет ничего исправлять*
Первая паническая атака случилась с Машей полгода назад. Тогда она даже не поняла, что произошло: она работала за компьютером, как вдруг ощутила сильное головокружение и шум в ушах. Она испугалась, что происходит что-то опасное, у нее начали трястись руки и колотиться сердце. Маша хотела позвонить в скорую, но не могла сосредоточиться и набрать номер. Она легла и попыталась успокоиться — через 10 минут все действительно прошло. Остался только страх и непонимание.
Со временем эти симптомы стали повторяться: в общественном транспорте, супермаркете, по дороге из метро домой. Маша поняла, что с ней что-то не так, и решила провериться у врачей. Но ни невролог, кардиолог, ни эндокринолог не нашли существенных нарушений. Так Маша обзавелась диагнозом «ВСД» и рекомендациями больше гулять и меньше нервничать. Но симптомы не прошли.
Тогда Маша решила самостоятельно поискать, не сталкивался ли кто-то еще с похожей проблемой. И почти сразу наткнулась на словосочетание «панические атаки». Прочитав пару статей, Маша поняла, что скорее всего страдает именно от них — и нужно искать психолога.
В Alter можно найти психолога под индивидуальный запрос. Достаточно заполнить анкету — и алгоритм подберет тех, кто умеет работать с такими ситуациями.
Маша нашла психолога, который умеет работать с паническими атаками. Ей было страшно записываться на первый сеанс: а вдруг там придется рассказывать о чем-то личном? Как можно разговаривать открыто с человеком, которого видишь в первый раз? И вообще, вот пропишут ей таблетки и сделают овощем!
Но панические атаки не проходили, а только становились чаще, поэтому Маша решила попробовать. Она записалась на первый сеанс и начала ждать встречи с психологом.
В назначенный день Маша приехала в психологический центр, где ее психолог арендовал кабинет. Там было тихо и спокойно, и почти не было людей. Когда подошло ее время, психолог вышел, поздоровался и пригласил Машу в кабинет.
Маша ожидала увидеть обычный кабинет врача, но он скорее напоминал небольшую уютную гостиную. Здесь был приглушенный свет, стояли два кресла и столик, на стенах висели картины. Маша села в кресло и начала рассказывать свою историю.
*Важнейший этап терапии — формирование запроса. Запрос — это то, что вы хотите решить с помощью терапии. Нужно сформулировать, что вас беспокоит, и как вы хотели бы это изменить*
Выслушав Машу, психолог сказал, что она молодец, и ей правда пришлось столкнуться с тяжелыми переживаниями. Он добавил, что в больших городах и при современном темпе жизни многие люди начинают страдать от панических атак — но, к счастью, психологи знают, что с этим делать.
Психолог спросил, как Маша поймет, что ее проблема решена, и терапию можно заканчивать. Потом он задал еще несколько уточняющих вопросов: о сроках, частоте проведения консультаций; они вместе составили персональный план работы. Договорились, что Маша будет приходит раз в неделю, а дома выполнять психологические техники и вести дневник эмоций.
*Психологи часто дают клиентам домашние задания. Это поддерживающие техники, которые помогают применять в жизни то, чему вы научились в кабинете*
В оставшееся время Маша рассказала психологу о своей жизни, распорядке дня, важных событиях. Выяснилось, что недавно она перенесла внезапное увольнение с предыдущей работы и срочный поиск новой, в которой она до конца не была уверена. Скорее всего, организм среагировал паническими атаками на сильный стресс, который не удалось проработать.
Прошлое уже не изменишь, зато можно научиться по-новому реагировать на стресс и справляться с тревогой. Это поможет не только избавиться от панических атак, но и стать более устойчивой к трудностям.
Как подготовиться к первому сеансу у психолога
Эффективность психотерапии зависит как от работы психолога, так и от работы клиента. Ошибочно полагать, что вы просто будете «ходить на психотерапию», а специалист за это время решит ваши проблемы. Нужен вклад обеих сторон.
Этот вклад начинается с подготовки к первому сеансу. Она совсем не сложная и не требует много времени, зато поможет уменьшить стресс и повысить эффективность первой психологической консультации.
Как мы уже писали, первый этап — это запрос. Постарайтесь как можно точнее понять, что именно вас не устраивает. Если не получается — ничего страшного. Психолог поможет сформулировать запрос, это одна из его профессиональных компетенций. Но если вы сделаете это самостоятельно — возможно, работа будет двигаться быстрее.
Если вы нервничаете перед первым сеансом, постарайтесь как можно больше узнать о психотерапии:
Трезвость — очень важное условие психотерапии.
Сколько длится прием
Читайте также
Психолог для подростка: зачем он нужен и как его найти
По статистике ВОЗ, половина ментальных расстройств проявляется до 14 лет. При этом большинство из них…
5 книг, чтобы начать разбираться в психологии
Рекомендации для тех, кому не хватает блога Alter