Главная » Правописание слов » Как написать рабочую программу логопеду по фгос в доу

Слово Как написать рабочую программу логопеду по фгос в доу - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольной образовательной организации

Ирина Ворошилова
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольной образовательной организации

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

В связи с тем, что дошкольные образовательные учреждения являются структурными единицами системы образования в нашей стране и осуществляют образовательную деятельность в соответствии с законом № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», деятельность педагогов предполагает проектирование и реализацию рабочей программы учебного курса, дисциплины.

На основании ст. 48 ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Ст. 2. п. 9 ФЗ устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации.

Логопедическая деятельность относится к педагогической и имеет все компоненты учебного курса.

ПРИКАЗОМ от 18 октября 2013 г. N 544н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА определены трудовые действия педагога.

В соответствии с обобщенной трудовой функцией А (проектирование и реализация образовательного процесса) необходимо овладение трудовыми действиями (по общепедагогической функции. Обучение):

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

Разработчиками рабочей программы являются педагоги образовательной организации: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учителя – логопеды, учителя-дефектологи и другие категории педагогов образовательной организации (в соответствии со штатным расписанием образовательной организации). Воспитатели, работающие на одной группе, составляют рабочую программу совместно.

Рабочая программа педагога образовательной организации является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим систему образовательной работы с детьми по реализации образовательной программы дошкольного образования (адаптированной образовательной программы дошкольного образования).

Рабочая программа педагога образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования (далее – образовательная организация, разрабатывается в соответствии

с Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

образовательной программой дошкольного образования (адаптированной образовательной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной образовательной организацией

В связи с тем, что, что законом «Об образовании в Российской Федерации» не определены требования к рабочей программе, педагог имеет право самостоятельного выбора формы записей, текстового варианта рабочей программы. Однако необходимо отметить, что во избежание наличия разных вариантов рабочей программы в одном учреждении, на уровне дошкольного образовательного учреждения необходимо разработать единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, в том числе, учителей-логопедов, закрепив данные требования локальным актом – Положением о рабочей программе педагога дошкольного образовательного учреждения.

Положение о рабочей программе обсуждается на заседании коллегиального органа образовательной организации, которому делегированы данные полномочия в соответствии с уставом образовательной организации. По итогам рассмотрения коллегиальным органом Положения о рабочей программе оформляется протокол, в котором указывается принятое решение.

Положение утверждается приказом руководителя образовательной организации (директора, заведующего образовательной организации).

Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательной организации, и каждая программа заверяется на титульном листе подписью руководителя образовательной организации (директора, заведующего, или заместителя по УВР) в соответствии с должностными обязанностями.

Образовательная организация самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы педагогов, данный вопрос отражается в Положение. Сроки реализации рабочей программы согласуются с этапами реализации образовательной программы (адаптированной образовательной программы) дошкольного образования.

Рабочие программы педагогов, разработанные и оформленные в соответствии с утвержденным Положением, рассматриваются ежегодно (в начале учебного года) коллегиальным органом образовательной организации. По итогам рассмотрения коллегиальным органом рабочих программ оформляется протокол, в котором указывается принятое решение.

Образовательная организация может вносить изменения и дополнения в Положение о рабочей программе, в содержание рабочих программ, рассмотрев и утвердив внесенные коррективы на заседании коллегиального органа образовательной организации.

На сегодняшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены.

Каждый педагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документа. Рабочая программа может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой дошкольного образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО (пр. от 17.10.2013г. N 1155).

Педагог может корректировать все структурные элементы рабочей программы с учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.

Рекомендуемая структура рабочей программы педагога определена в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. №2/15)

Содержание (страницы указать)

Содержание рабочей программы учителя-логопеда

Рабочая программа учителя-логопеда, учителя-дефектолога – документ, определяющий содержание, объем, структуру коррекционной работы, основывающийся на содержании адаптированной образовательной программы дошкольного образования, разработанной образовательной организацией и учитывающий психофизические особенности, особенности нарушений развития воспитанников с ОВЗ, определенные по результатам обследования

Цель рабочей программы – планирование (перспективное) коррекционной работы с учетом особенностей развития и возможностей каждого воспитанника, управление образовательным процессом по коррекции нарушений развития детей.

Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности коррекционной работы с учетом контингента воспитанников с ОВЗ и особенностей образовательного процесса образовательной организации в текущем учебном году.

Структура рабочей программы учителя-логопеда

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи коррекционной работы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

1.2. Планируемые результаты

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников

2.2. Перспективное тематическое планирование (комплексно-тематическое)

2.3. Учебный план реализации ООП ДО в группе (в виде таблицы).

2.4. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе

2.5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.

3. Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогические условия

3.2. Организационные условия

3.3. Материально-технические условия

Рекомендации к содержанию рабочей программы учителя-логопеда

Оформление титульного листа рабочей программы учителя-логопедатрадиционно включает в себя следующие элементы:

– наименование дошкольного образовательного учреждения;

– наименование рабочей программы

– указание группы дошкольного образовательного учреждения либо возраста детей, с которыми проводится логопедическая работа в соответствии с содержанием рабочей программы;

– период времени, отводимого на освоение рабочей программы детьми;

– фамилия, имя, отчество учителя-логопеда, его квалификационная категория и/или ученая степень;

– город, год разработки рабочей программы;

– грифы для согласования и утверждения рабочей программы учителя- логопеда.

Примерный титульный лист рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения приведен в приложении 1.

1.1. Пояснительная записка включает в себя основные концептуальные положения рабочей программы учителя-логопеда.

В пояснительной записке указываются:

-Документы, на основании которых разработана данная рабочая программа, сведения о программах, на основании которых разработана данная рабочая программа (примерная адаптированная образовательная программа дошкольного образования, методические пособия и др.);

-Сроки реализации рабочей программы;

-Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей с ОВЗ.

При проектировании пояснительной записки учитель-логопед описывает возрастные и индивидуальные особенности детей, имеющих нарушения речевого развития и посещающих логопедические занятия, т. е. следует представить клинико-психолого-педагогическую характеристику воспитанников. Недопустимо использовать в этом разделе программы общие фразы, отражающие особенности высших психических функций, в том числе и речи, у детей с каким-либо нарушением речевого развития. Данный раздел проектируется только на основе проведенного логопедического обследования детей и содержит количественное и качественное описание его результатов. В содержании данного раздела необходимым условием является наличие сводных таблиц и диаграмм, отражающих состояние речевых и неречевых функций у обследованных детей.

В структурупояснительной записки входят следующие элементы:

1.1.1. Цели и задачи коррекционной работы с учётом специфики реализуемой адаптированной программы дошкольного образования, особенностей образовательной организации, психолого-педагогических условий, характеристика контингента детей с ОВЗ (возрастные и индивидуальные особенности развития, др.);

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы.

Недопустимо простое перечисление принципов, учителю-логопеду необходимо раскрыть их содержание, т. е. каким образом данные принципы применяются в проектировании и реализации рабочей программы.

При проектировании рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения необходимо учитыватьи следующие коррекционно-педагогические принципы:

– рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка;

– принцип учета структуры речевого дефекта; – принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии;

– принцип учета зоны ближайшего зоны ближайшего и актуального развития.

Также необходимо учитывать такие общедидактические принципы, как наглядность, доступность, дифференцированный и индивидуальный подход и др. Принцип наглядности в проектировании рабочей программы учителя- логопеда дошкольного образовательного учреждения регламентирует подбор наглядного материала. Принцип доступности предполагает подбор материала от простого к сложному, в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей ребенка. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода при разработке рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения отражается на комплектовании групп и подгрупп в зависимости от результатов обследования детей с нарушениями речевого развития.

1.2. Планируемые результаты

При проектировании раздела рабочей программы, описывающей планируемые результаты освоения детьми с нарушениями речи содержания коррекционно-развивающей деятельности необходимо учитывать структуру нарушений речевого развития, а также содержание реализуемой в образовательной организации адаптированной образовательной программой дошкольного образования.

Проектирование критериев и показателей достижения детьми планируемых результатов в сфере коррекции нарушений речевого развития осуществляется с опорой на нормативы логопедического обследования детей, обозначенных в программах коррекции нарушений речевого развития. Мониторинг логопедической работы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития детей. При проектировании данного раздела программы, необходимо учитывать ряд принципов: – принцип комплексного подхода к изучению речи ребенка (всестороннее обследование и оценка развития всех сторон речи ребенка и ее моторно-психологической базы); – принцип целостного системного изучения ребенка (обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений, но и связи между ними, систему нарушений – первичных, вторичных); – принцип динамического изучения (учет зоны актуального и ближайшего развития); – принцип качественного и количественного анализа данных (изучение отношения испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер ошибок, отношение к результату своей деятельности); – принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии. Объектом изучения при обследовании, которое проводит учитель- логопед, является речь и ее моторно-психологическая база у ребенка дошкольного возраста. Периодичность обследования речи устанавливается специалистами дошкольного образовательного учреждения с опорой на рекомендации парциальных программ коррекции нарушений речевого развития. При разработке этого раздела программы необходимо указать сроки проведения логопедического обследования детей. Например, входное обследование 1– 2 неделя сентября; промежуточное обследование 3 неделя января; контрольное обследование 3– 4 неделя мая. В рабочей программе не стоит описывать методики изучения разных сторон речи и моторно-психологической базы у детей, достаточно их перечислить и обозначить авторов, их разработавших.

2. Содержательный раздел рабочей программы

2.1. Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников. Основное содержание коррекционной работы определяется в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования, возрастом детей, особенностями нарушений развития, индивидуальными возможностями и потребностями воспитанника.

2.2. Перспективное тематическое планирование (комплексно-тематическое) с определением основных видов деятельности воспитанников (на учебный год с учетом срока реализации рабочей программы).

Форма перспективного тематического планирования может быть определена образовательной организацией самостоятельно в соответствии с реализуемой адаптированной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной в образовательной организации.

2.3. Учебный план реализации программы в группе (в виде таблицы).

2.4. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.

2.5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.

Организационный раздел рабочей программы.

В организационном разделе необходимо отразить структуру реализации образовательного процесса и условия реализации программы.

• комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников

разработка индивидуального образовательного маршрута

Организационные условия:

• формы образовательной деятельности (подгрупповые, индивидуальные занятия)

В данном разделе учитель-логопед указывает основные организационные формы логопедической работы: – индивидуальная логопедическая работа (в подготовительной группе может использоваться термин «занятие»);

– подгрупповая логопедическая работа, которая проводится в рамках непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога и детей;

– фронтальная логопедическая работа, которая также проводится в непосредственно образовательной деятельности, непосредственно организованной деятельности, совместной деятельности педагога и детей.

Выбор организационной формы осуществляется в зависимости от условий, имеющихся в дошкольном образовательном учреждении (наличие групп компенсирующей направленности, работа логопункта).

образовательная нагрузка (количество занятий, длительность и время проведения в режиме дня группы) в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.

• особенности распорядка дня и создание специального режима дня в определенные периоды (например: организация режима молчания для заикающихся и др.)

• использование специального оборудования

• учебно-методические средства обучения (учебно- методические пособия, учебно-наглядные пособия, информационные образовательные ресурсы)

Источник

Как написать рабочую программу логопеду по фгос в доу

Комплект включает в себя:

Одну рабочую программу на три года, в том числе:

Пакет документов для организации работы:

Авторы комплекта документов

Склярова Юлия Рифкатовна

Харламова Ольга Александровна

1 900 руб.

1 490 руб.

✅ Вы получаете ОДНУ рабочую программу на три возраста (средний, старший, подготовительный).

Пакет документов, для организации работы.

5 900 руб.

4 990 руб.

✅ Вы получаете ВСЕ четыре рабочие программы на три возраста (средний, старший, подготовительный).

✅ Пакет документов, для организации работы.

Обратите внимание, что при выборе первого тарифа (только рабочая программа за 1 900) выбрать конструктор можно только единожды. Повторный выбор не доступен.

Пакет 1 рассчитан на работу с детьми с ФФН, в старшей и подготовительной группе.

Пакеты 2,3,4 с детьми с ТНР в средней, старшей и подготовительной группе, в зависимости от примерной АООП ДО.

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция ФФН речи в старшей и подготовительной группе в условиях логопедического пункта» + Пакет документов (по «Программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной).

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция ТНР в средней, старшей, подготовительной группе в условиях группы комбинированной (компенсирующей) направленности» + Пакет документов (по «Примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. под редакцией профессора Л. В. Лопатиной».)

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция ТНР в средней, старшей, подготовительной группе в условиях группы комбинированной (компенсирующей) направленности» + Пакет документов (по «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой)

Четвертый пакет:

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция ТНР в средней, старшей, подготовительной группе в условиях группы комбинированной (компенсирующей) направленности» + Пакет документов (по «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, Г. В. Чиркиной)»

Источник

Рабочая программа в логопункте ДОУ

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА» СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Старший воспитатель МБДОУ Заведующий МБДОУ

«Советский детский сад № 2 «Березка» «Советский детский сад № 2 «Березка» ____________________ Т.М.Пронина ____________________ А.П.Комиссарова

«____ » «_______________» 2019г. Приказ № ____ от «_____» «______» 2019г.

на заседании педагогического совета

протокол № ____ от «____» «_____________» 2019г.

по исправлению речевых нарушений

у детей старшего дошкольного возраста

в условиях логопункта (в соответствии с ФГОС)

(2019-2020 учебный год)

Шлемова Ольга Сергеевна,

учитель-логопед первой квалификационной категории;

педагогический стаж – 12 лет

I. Целевой раздел Программы

1.1. Пояснительная записка

1.2. Принципы и подходы к организации коррекционной работы

1.3. Цели и задачи коррекционной работы

1.4. Планируемые результаты освоения Программы с ФН, ФФН, ОНР III уровня

II. Содержательный раздел Программы

2.1. Возрастные и образовательные особенности детей, направленных на индивидуальные занятия с учителем – логопедом.

2.2. Особенности организации коррекционной работы.

2.3. Содержание коррекционной работы с детьми с ОНР.

2.4. Содержание коррекционной работы с детьми с ФН.

2.5. Содержание коррекционной работы с детьми с ФФН.

2.6. Формы, методы реализации программы.

2.7. Взаимодействие с родителями и педагогами в ДОУ по реализации Программы.

III. Организационный раздел Программы.

3.1. Материально – техническое обеспечение.

3.2. Программно – методическое обеспечение.

Приложение 1. График работы учителя – логопеда на 2019-2020 уч. год

Приложение 2. Циклограмма рабочего времени учителя логопеда на 2019-2020 уч.г.

Приложение 3. Журнал учета посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий с учителем – логопедом на 2019 – 2020 уч. год.

Приложение 4. Речевая карта.

Приложение 5. Перечень литературы.

I. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

Актуальность написания данной программы обусловлена тем, что существующие программы рассчитаны на работу в условиях групп компенсирующей направленности ДОУ, компенсирующего или комбинированного вида, в связи с чем, не подходят для использования МБДОУ общеразвивающей направленности. В группах общеразвивающей направленности находится масса детей с особыми образовательными потребностями, которым необходима помощь в освоении основной образовательной программы. Применение этой программы позволит учителю-логопеду организовать и структурировать свою работу с детьми с особыми образовательными потребностями и поможет детям освоить фонетическую систему языка, своевременно сформирует у них полноценную фонематическую базу, автоматизирует слухо-произносительные умения и навыки, что позволит детям успешно овладевать школьной программой.

В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении содержание образовательно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования разработанной на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа предполагает в направлении «Социально-коммуникативное развитие» в образовательной области «Речевое развитие» использование логопедической поддержки.

С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционируют индивидуальная логопедическая работа. В связи с появлением в общеобразовательных садах большого количества детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения индивидуальных логопедических занятий при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений:

— «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина);

— «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5лет» (Т.А. Ткаченко)

— «Развитие речи детей 5-7 лет» (О.С. Ушакова);

1.2. Принципы и подходы коррекционной работы учителя-логопеда

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и опирается на следующие принципы.

1. Принцип научности и системности – данный принцип является базовым для всех видов образовательной деятельности. Содержание учебного материала научно обоснованно и практически апробировано. Без системного подхода в коррекционной работе достижение положительных результатов сводится к минимуму.

2. Принцип всестороннего развития личности ребенка. Реализация этого принципа актуальна в связи с решением задачи обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка, осуществления необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности в целях успешной социализации ребёнка в обществе.

3. Принцип активности и сознательности должен реализовываться на каждом занятии с детьми, имеющими ОНР, ФН, ФФН

4. Принцип комплексности и интегративности. Успех коррекционного воздействия становится возможным только при наличии комплексного психологомедико-педагогического подхода, который выражается в следующем:

• взаимосвязь в работе всех специалистов МБДОУ.

5. Принцип учета возрастных особенностей и доступности материала. Данная программа составлена с учетом речевых и возрастных особенностей детей с ОНР, ФН и ФФН.

6. Принцип наглядности особенно важен в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

7. Принцип учета индивидуального и дифференцированного подхода. В состав одной подгруппы включаются дети с одинаковым дефектом и одного возраста. Речевой материал для занятий подбирается логопедом с учетом речевых особенностей детей.

8. Принцип учета зоны ближайшего развития. Учебный материал, предлагаемый детям на занятиях должен содержать посильную трудность, которую дети преодолевают самостоятельно либо с помощью логопеда (данный принцип разработан Л.С. Выготским).

9. Принцип связи речи с другими психическими процессами. Этот принцип раскрывает взаимосвязь формирования отдельных компонентов речи с другими психическими процессами (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления).

10. Принцип воспитывающего характера обучения. На каждом занятии решаются не только образовательные и коррекционные, но и воспитательные задачи.

11. Принцип ведущей роли учителя-логопеда в организации и координации коррекционной работы.

1.3. Цели и задачи программы

Цель программы – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами и с учетом ФГОС ДО.

• выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ;

• формирование профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые и другие нарушения в развитии;

• обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями и организация коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

1.4. Планируемые результаты развития речи детей

Предполагаемые результаты развития речи детей с ОНР III уровня

Дети к концу обучения должны:

• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

• владеть элементарными навыками пересказа;

• владеть навыками диалогической речи;

• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;

• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы. В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

Предполагаемые результаты развития речи детей с ФН

Дети к концу обучения должны:

• овладеть навыками правильного звукопроизношения;

• уметь различать правильное и дефектное произношение звуков, которые подлежали коррекции;

• овладеть навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов (5-6 лет).

• овладеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза слов (6-7 лет).

Предполагаемые результаты развития речи детей с ФФНР

Дети к концу обучения должны:

• Овладеть навыками правильного звукопроизношения;

• Иметь достаточный уровень сформированности фонематического восприятия и фонематических представлений;

• Овладеть навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов (для детей 5- 6 лет);

• Овладеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза слов различной звуко-слоговой структуры (для детей 6-7 лет);

• Овладеть навыками выразительного интонационного оформления речи;

• Овладеть навыками произношения слов различного звуко-слогового состава.

II. Содержательный раздел программы

2.1. Возрастные и образовательные особенности детей, направленных на индивидуальные занятия с учителем-логопедом

На индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем– логопедом зачисляются дети с ОНР (общее недоразвитие речи), с ФНР (фонетическое недоразвитие речи), с ФФНР (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу – около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.

ФНР (Фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка при сохранном фонематическом слухе и восприятии, полноценном словаре и сформированном грамматическом строе. Данное речевое нарушение определяется у детей с 5-ти летнего возраста. Для детей с ФН характерен сохранный фонематический слух, сформированная слоговая структура сложных слов, грамотная, развитая согласно возрасту речь. Страдает только звуковая сторона речи: искажение звуков и возрастные замены отдельных групп звуков. У ребенка складывается и закрепляется неправильное произношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов. Чаще бывают нарушены группы свистящих или шипящих, или соноров. Они обычно не оказывают влияния на усвоение детьми знаний, но иногда могут влиять на коммуникативные процессы. Процесс коррекции звукопроизношения у детей с ФН занимает более краткие сроки, чем у детей с ФФН и составляет от 3-х до 6-ти месяцев. К школьному возрасту речь детей соответствует возрастной норме. Они имеют достаточные представления о звуковом составе слова, правильно соотносят звуки и буквы и не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками произношения соответствующих звуков.

ФФНР (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее ТПМПК) рекомендует детям с ФФН срок обучения не менее года, т.к. ФФН – это более сложное нарушение речи по сравнению с ФН и требует более углубленной и продолжительной коррекционной работы (те же рекомендации по срокам обучения детей с ФФН у Г.А. Каше в книге «Подготовка к школе детей с ФФН» и в программе Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой, С.А. Мироновой, А.В. Лагутиной «Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»).

2.2. Особенности организации коррекционной работы

Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов по подготовке учителей-логопедов, приравненных к высшему дефектологическому образованию.

На коррекционные занятия принимаются дети с диагнозом ОНР с 5-6 лет на 1-2 года диагностики, с диагнозом ФН с 5-6 лет на срок коррекционного обучения от 3до 6 месяцев (до одного года при диагнозе дизартрия), с диагнозом ФФН с 5-6 лет на 1 год, посещающие учреждение и не получающие логопедическую помощь в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями.

Коррекционные занятия проводятся два, три раза в неделю с диагнозами ОНР и ФФН и 1-2 раза в неделю с диагнозом ФН. Дети со сложной речевой патологией: с тяжелой формой заикания, ОНР I и ОНР II – подлежат обучению в специализированных группах компенсирующей направленности.

На коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом в первую очередь должны быть зачислены дети подготовительного дошкольного возраста в связи с тем, что у этих детей остается всего 1 год для подготовки к школе, а также дети младшего дошкольного возраста, нуждающиеся в более точной диагностике (для выявления ведущего дефекта) и требующие длительной коррекциионной работы.

Зачисление ребенка на коррекционные занятия производится на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, в котором указывается речевое заключение и срок обучения и заявления родителей (или законных представителей ребенка).

Утверждение списочного состава детей, зачисленных в логопункт на текущий учебный год, осуществляется руководителем учреждения по положению на 1 сентября. Прием детей в логопункт осуществляется в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Выпуск детей производится по мере устранения у них речевых дефектов на основании решения ПМПК учреждения.

Участниками коррекционно-образовательного процесса являются: ребенок, педагогические работники (учитель-логопед, психолог, воспитатели, другие специалисты), родители (законные представители).

Формами организации коррекционной работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Подгрупповые занятия организуются на этапах разучивания артикуляционных и дыхательных упражнений и этапе автоматизации звуков с детьми, имеющими сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.13.№ 26 длительность подгрупповых занятий с детьми 4-го года жизни – 15 минут, 6-го года жизни – 25 минут, 7-го года жизни – 30 минут.

Состав подгрупп является открытой системой. Количество детей в подгруппах меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Продолжительность индивидуальных занятий зависит от возрастных и психофизиологических способностей ребенка и составляет 10-20 минут.

2.3. Содержание коррекционной работы с детьми с ОНР III уровня

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бéйка мóтлит и не узнáйа» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы дым тойбы, потамута хóйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аквáиюм» — аквариум, «таталлист» — тракторист, «вадапавóд» — водопровод, «задигáйка» — зажигалка).

Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с ясика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лезит под стула» — коробка лежит под стулом, «нет количная пáлка» — нет коричневой палки, «писит ламáстел, кáсит лучком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лóжит от тóя» — взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» — «ключит свет», «виноградник» — «он сáдит», «печник» — «пéчка» и т. п.). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания. изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — дóмник», «палки для лыж — пáлные), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («тракторил — тракторист, читик — читатель, абрикóснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенóй, свицóй»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горóхвый», «меховой — мéхный» и т.п.).

Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «пальты», «кóфнички» — кофточки, «мебель» — «разные стóлы», «посуда» — «миски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк») и т. п.

Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра», «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался»).

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.

Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.

В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневик» — снеговик, «хихиист» — хоккеист), антиципации («астóбус» — автобус), добавление лишних звуков («мендвéдъ» — медведь), усечение слогов («мисанéл» — милиционер, «ваправóт» — водопровод), перестановка слогов («вóкрик» — коврик, «восóлики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корáбыль» — корабль, «тыравá» — трава).

Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР

(III уровень развития речи)

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:

1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

2) произносительной стороны речи;

3) самостоятельной развернутой фразовой речи;

4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения фронтальных логопедических, а также частично и воспитательных занятий делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

Предусматриваются следующие виды занятий по формированию: связной речи; словарного запаса, грамматического строя; произношения.

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.

Логопедическая работа с детьми с ОНР III уровня речевого развития

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать рабочую программу логопеду по фгос в доу, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать рабочую программу логопеду по фгос в доу", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать рабочую программу логопеду по фгос в доу:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *