Чудо-упражнение: свободный диктант
В нашем сообществе мы уже обсуждали вопрос, как научить ребёнка писать изложение, рассматривали специальный алгоритм, некоторые наши читатели уже им воспользовались и прислали свои отзывы. Очень рада, что мои советы и приёмы помогают.
Мы уже говорили о том, что изложение — это специальное речевое упражнение — письменный пересказ текста. Чтобы ему научить, нужно начинать с устного пересказа и письма по памяти (в 1-м классе), а во 2-м классе добавить предварительное письменное упражнение — свободный диктант.
Что такое свободный диктант? Помню, после экзамена по методике преподавания русского языка на четвёртом курсе в МПГУ заведующий нашей кафедрой Михаил Трофимович Баранов рассказал, как его студентка на вопрос о том, что такое свободный диктант, ответила: «Это когда учитель диктует, а ученик хочет пишет, а не хочет — не пишет».
На самом деле, конечно, свободный диктант — это совсем другое. Это чудо-упражнение! Оно сочетает в себе изложение, диктант и письмо по памяти. Начинать писать свободные диктанты можно уже в конце 2-го класса, а в 3-м рекомендуется проводить их как можно чаще. Это очень эффективное комплексное обучающее упражнение.
КАК ПРОВЕСТИ СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ?
Надо для первого раза выбрать текст из двух абзацев, в каждом абзаце не больше трёх коротких предложений. В предложениях должны быть слова с изученными орфограммами, тогда это будет и упражнение в правописании. И вообще тексты для свободных диктантов должны быть короткие, меньше по объёму, чем тексты для изложения.
1. Ребёнок слушает текст, следит по книге, озаглавливает текст.
2. Ребёнок слушает 1-й абзац. Проводим его анализ.
3. Ребёнок слушает 2-й абзац. Проводим его анализ.
4. Ребёнок слушает 1-й абзац и записывает так, как запомнил. Затем слушает 2-й абзац и тоже записывает, как запомнил.
То есть, получается, что мы диктуем текст, но не по предложениям, а по абзацам, а ребёнок записывают, как запомнил, — излагает содержание абзаца. А поскольку абзац короткий и мы его проанализировали, получается почти письмо по памяти.
Если ребёнок научится писать свободные диктанты, с изложением он будет справляться гораздо лучше.
Покажу на примере, как можно провести свободный диктант во 2-м классе (лучше начинать во втором полугодии).
1. Послушай текст, следи по книге. О чём он? Озаглавь текст. Напиши заглавие в тетради.
Тихо зимой в лесу. На снегу у куста большой след. Вот ещё следы. А если это медведь? Нет, медведь спит.
На пеньке я вижу птичку. Это дрозд? Нет, это клёст. У него особый клюв. Он похож на клещи.
6. Закрой текст. Послушай 2-ю часть. Сколько в ней предложений? (Тоже пять.)
7. Перескажи 2-ю часть текста.
8. Открой и перечитай 2-ю часть. В каких словах можно допустить ошибки? Подчеркни орфограммы-буквы, объясни. Устно подбери проверочные слова, где это нужно.
9. Закрой текст. Послушай ещё раз 1-ю часть. Напиши так, как запомнил.
10. Послушай ещё раз 2-ю часть. Напиши так, как запомнил.
11. Проверь свою запись: найди и обозначь в словах все знакомые орфограммы. Проверь абзацы, большую букву в начале и знаки в конце предложений.
12. Открой текст и сравни со своей записью: сколько в 1-м абзаце предложений? А у тебя? Сравни предложения. Твои могут отличаться, их может быть меньше или больше, но вместе они должны передавать тот же смысл. Так же сравни 2-ю часть в тексте и у себя. Если заметил ошибки в словах, исправь.
13. Оцени свою работу: что получилось хорошо, а что не очень хорошо. Расскажи, чему тебе нужно научиться.
Свободный диктант – средство подготовки к написанию изложения
– учитель высшей категории
МОУ СОШ № 000 г. Челябинска
Свободный диктант – средство подготовки к написанию изложения.
Формирование навыков, необходимых для успешной практической деятельности (умение изложить содержание прочитанного или услышанного, законспектировать лекцию, статью, написать отчёт, чётко сформулировать свои мысли, составить план и тезисы доклада), может быть осуществлено только на основе развития мышления и речи учащихся в процессе обучения. Именно поэтому необходимо систематически развивать у школьников умение связно излагать свои мысли, используя разные виды изложений и сочинений, а также свободные диктанты.
Свободный диктант – это диктант, при котором учитель диктует текст по частям, а ученики не дословно, а свободно воспроизводят прочитанное. С помощью свободных диктантов можно ввести в речевую практику учащихся определённую лексику и разнообразные конструкции, формировать навыки правописания.
Свободный диктант является прекрасным средством подготовки учащихся к овладению навыкам, необходимым при изложении целого текста. Систематическое проведение такой работы помогает преодолеть основной недостаток ученических изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания. Кроме того, свободный диктант воспитывает и развивает внимание и память учащихся.
Сравнительно небольшой объём отрывков, на который расчленяется текст свободного диктанта, их смысловая законченность позволяют учащимся при внимательном прослушивании успешно воспроизводить содержание своими словами.
Систематическое проведение свободных диктантов вырабатывает школьников важное в жизни умение отбирать в процессе прослушивания основное, отсеивать второстепенное. Умение выделить главное, становить логические связи и передать своими словами содержание прослушанных отрывков (объём которых постепенно увеличивается) – вот тот фундамент, который закладывается свободными диктантами для изложений.
На начальном этапе работы по проведению свободных диктантов нужно подбирать такие тексты, которые доступны воображению и переживанию ребёнка. Основные темы этих диктантов: жизнь детей, животных, описания природы. Текст должен быть связным, легко члениться на абзацы и своим содержанием воспитывать детей.
В 6–7 классах можно использовать описательные тексты для проведения свободного диктанта. Важно, чтобы подобранные тексты были доступны, интересны детям и являли собой образец в языковом отношении.
Объём текста должен быть таким, чтобы можно было отвести время на необходимую подготовительную работу и чтобы сам диктант писался без спешки. Учитывая уровень подготовки класса, психофизические возможности детей и необходимость проведения подготовительных упражнений, целесообразно использовать текст для свободного диктанта в полтора раза больше контрольного.
В процессе работы над обучающим свободным диктантом в классе проводится чтение текста, его смысловой анализ, речевая, орфографическая и пунктуационная подготовка, диктовка текста по абзацам. В работе над некоторыми текстами можно включать вступительное и заключительное слово учителя, дополнительную творческую работу учащихся.
В подготовительной работе к свободному диктанту два основных момента: 1) анализ содержания и языка текста; 2) предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок. И если первый момент – обязательный этап, предваряющий свободный диктант, то орфографическую и пунктуационную подготовку можно проводить по-разному в зависимости от уровня сложности подобранного текста и вида свободного диктанта (предупредительный, объяснительный, проверочный): либо перед написанием свободного диктанта, либо за 2-3 дня до него, либо частично до урока и на самом уроке.
Вступительное слово учителя может иметь характер краткой справки, в которой сообщаются сведения, необходимые для понимания текста, или подготовку к эмоциональному восприятию текста.
Первичное чтение всего текста должно возбудить интерес детей к содержанию, вызвать у них эмоциональный настрой. Так как при проведении свободного диктанта ставится задача обогащения речи учащихся определённой лексикой и различными синтаксическими конструкциями, то при чтении по абзацам можно подчеркивать голосом те или иные слова, словосочетания, предложения, которые желательно ввести в речевую практику детей.
Чтобы помочь детям в осмыслении текста, необходимо ставить такие вопросы, которые помогли бы учащимся понять обусловленность основных действий. Много вопросов задавать не нужно, с помощью 1-2 вопросов выяснить, как дети поняли основное содержание текста. Вопросы по содержанию и языку текста иногда целесообразно ставить к отдельным абзацам, их можно ставить до их чтения и после него. В первом случае предлагаются вопросы, которые заставят детей обратить внимание на язык текста и употребить определённые языковые средства. Если вопрос ставится после чтения абзаца, то нужно прочесть его ещё раз, чтобы восстановить в памяти учащихся его целостное восприятие.
В некоторых текстах встречаются незнакомые детям слова. Выяснение их значения помогает понять содержание. Целесообразно спросить: «Какие слова вам непонятны?»
Работа над текстом только тогда принесёт свои плоды, когда смысловой анализ будет сочетаться с языковым. С этой целью рассматриваются средства, с помощью которых автору удаётся подчеркнуть основную мысль, ярко описать тот или иной факт.
При анализе языка текста можно давать такие задания:
1) Выбрать из текста слова, которые характеризуют отношение автора к…
2) Выбрать из текста слова, с помощью которых описывается….
3) В какой форме используются глаголы в данном тексте? С какой целью?
4) Какую роль играют вводные слова в тексте?
5) Подберите синонимы к слову. Объясните, почему автор употребляет данное слово из ряда близких по значению?
Можно предлагать для использования речевые модели, но не обязывать учащихся применять их в работе.
Орфографическая и пунктуационная подготовка складывается из повторения соответствующих правил и выполнения упражнений.
В соответствии с написаниями, которые имеются в тексте диктанта, составляются упражнения, например:
а) объяснить правописание выделенных букв;
б) подобрать проверочные слова;
в) расставить знаки препинания;
г) смоделировать предложение по заданной схеме;
д) закончить начатое предложение (по содержанию текста);
е) заменить одну конструкцию другой;
ж) заменить один из глаголов деепричастием и т. п.
В целях предупреждения орфографических ошибок необходимо выписывать на доске имеющиеся в тексте незнакомые учащимся слова с непроверяемыми орфограммами, отдельные слова на неизученные правила, а также собственные наименования.
Практиковать свободные диктанты нужно начинать с 5 класса, буквально с первых дней – при повторении изученного в начальных классах. Изначально брать тексты адаптированные и интересные по содержанию. Постепенно усложняя работу и выполняя её систематически, мы приходим к 9 классу с прочно сформированными умениями написания изложения.
Свободный диктант как средство развития связной речи
Свободный диктант как средство развития связной речи
I. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Развитие речи — большая и сложная область методики русского языка. По вопросам развития речи имеется большая методическая литература. И, тем не менее, развитие речи как определенная область теории методики только начинает складываться.
Вопросами развития речи занимались многие языковеды: В. А. Добромыслов, В. И. Чернышёв, А. В. Текучёв, Л. Щерба, Т. А. Ладыженская, и другие.
Считаю, что обучение связной речи поможет ученикам овладеть разумными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями. Думаю, что с помощью свободных диктантов можно ввести в речевую практику учащихся определенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции, развивать творческое воображение. Это первый этап по овладению навыками написания эссе, а затем и сочинений разных жанров. Свободные диктанты не нашли ещё должного применения на практике.
II. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выяснить эффективность использования свободных диктантов для развития творческого воображения.
III. ИСХОДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Изучив опыт работы Т. А. Ладыженской, С. П. Белицкой, Л. Н. Виноградовой
Содержимое разработки
Свободный диктант как средство развития связной речи
I. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Развитие речи — большая и сложная область методики русского языка. По вопросам развития речи имеется большая методическая литература. И, тем не менее, развитие речи как определенная область теории методики только начинает складываться.
Вопросами развития речи занимались многие языковеды: В. А. Добромыслов, В. И. Чернышёв, А. В. Текучёв, Л. Щерба, Т. А. Ладыженская, и другие.
Считаю, что обучение связной речи поможет ученикам овладеть разумными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями. Думаю, что с помощью свободных диктантов можно ввести в речевую практику учащихся определенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции, развивать творческое воображение. Это первый этап по овладению навыками написания эссе, а затем и сочинений разных жанров. Свободные диктанты не нашли ещё должного применения на практике.
II. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выяснить эффективность использования свободных диктантов для развития творческого воображения.
III. ИСХОДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Изучив опыт работы Т. А. Ладыженской, С. П. Белицкой, Л. Н. Виноградовой, В. А. Флеровой по методике развития речи, решила использовать свободные диктанты как средство развития связной речи, т. к. свободный диктант позволяет непосредственно перейти от диктанта к изложению, являясь промежуточной работой между ними.
С диктантами его сближает то, что текст прослушивается учениками не только целиком, как в изложении, но и по частям. С изложением — то, что он не записывается под диктовку, а пересказывается свободно. Диктантом этот вид работы можно назвать только условно.
IV. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Свободный диктант — это диктант, при котором текст диктуется по частям, а ученик не дословно, а свободно воспроизводит услышанное (прочитанное учителем). Свободный диктант требует большой самостоятельности и активности от учеников. Текст выбирается таким образом, чтобы он легко делился на части.
Первый раз читаю весь текст целиком, далее провожу работу над незнакомыми словами и словами трудного написания, затем читаю текст ещё раз. После вторичного прочтения, учащиеся пересказывают услышанное, отвечают на вопросы учителя, выясняют главную мысль текста, количество частей, кратко пересказывают их. После чтения каждой отдельной части и пересказа, ученики самостоятельно записывают то, что запомнили.
Первый свободный диктант можно провести устно, второй — из двух, трех частей. По мере работы в дальнейшем тексты усложняются.
Методисты советуют брать для свободных диктантов тексты описательного характера, так как рассуждения запоминаются труднее.
V. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА
Если свободные диктанты проводить в системе, то можно преодолеть основной недостаток ученических изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания, развить творческое воображение. Это является и подготовительной работой к будущим сочинениям, а не пустому их переписыванию из Интернета.
VI. ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ
Обобщить теоретический материал по теме.
Разработать критерий отслеживания результатов.
Подобрать методические приложения.
VII. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАБОТЫ
Привлекательность работы со свободным диктантом состоит в том, что используется текст с занимательным, познавательным содержанием. И самое главное, по моему мнению, при работе над свободным диктантом ученик получает образец для подражания, следовать которому легче, чем при описании изложения, так как текст диктуется по частям. У учащихся появляется уверенность в своих силах, значительно повышается интерес к работе, появляется возможность творчески проявить себя.
Цель учителя — донести до учащихся содержание и основную мысль текста.
Цель ученика — запомнить содержание, главную мысль и отметить трудные места, максимально приближенно к тексту записать его.
ЧУДО-УПРАЖНЕНИЕ: СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ
В нашем сообществе мы уже обсуждали вопрос, как научить ребёнка писать изложение, рассматривали специальный алгоритм, некоторые наши читатели уже им воспользовались и прислали свои отзывы. Очень рада, что мои советы и приёмы помогают. Мы уже говорили о том, что изложение — это специальное речевое упражнение — письменный пересказ текста. Чтобы ему научить, нужно начинать с устного пересказа и письма по памяти (в 1-м классе), а во 2-м классе добавить предварительное письменное упражнение — свободный диктант. Что такое свободный диктант? Помню, после экзамена по методике преподавания русского языка на четвёртом курсе в МПГУ заведующий нашей кафедрой Михаил Трофимович Баранов рассказал, как его студентка на вопрос о том, что такое свободный диктант, ответила: «Это когда учитель диктует, а ученик хочет пишет, а не хочет — не пишет». На самом деле, конечно, свободный диктант — это совсем другое. Это чудо-упражнение! Оно сочетает в себе изложение, диктант и письмо по памяти. Начинать писать свободные диктанты можно уже в конце 2-го класса, а в 3-м рекомендуется проводить их как можно чаще. Это очень эффективное комплексное обучающее упражнение.
КАК ПРОВЕСТИ СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ? Надо для первого раза выбрать текст из двух абзацев, в каждом абзаце не больше трёх коротких предложений. В предложениях должны быть слова с изученными орфограммами, тогда это будет и упражнение в правописании. И вообще тексты для свободных диктантов должны быть короткие, меньше по объёму, чем тексты для изложения.
1. Ребёнок слушает текст, следит по книге, озаглавливает текст. 2. Ребёнок слушает 1-й абзац. Проводим его анализ. 4. Ребёнок слушает 2-й абзац. Проводим его анализ. 5. Ребёнок слушает 1-й абзац и записывает так, как запомнил. Затем слушает 2-й абзац и тоже записывает, как запомнил. То есть, получается, что мы диктуем текст, но не по предложениям, а по абзацам, а ребёнок записывают, как запомнил, — излагает содержание абзаца. А поскольку абзац короткий и мы его проанализировали, получается почти письмо по памяти. Если ребёнок научится писать свободные диктанты, с изложением он будет справляться гораздо лучше. Покажу на примере, как можно провести свободный диктант во 2-м классе (лучше начинать во втором полугодии).
ПОДГОТОВКА 1. Послушай текст, следи по книге. О чём он? Озаглавь текст. Напиши заглавие в тетради. Тихо зимой в лесу. На снегу у куста большой след. Вот ещё следы. А если это медведь? Нет, медведь спит. На пеньке я вижу птичку. Это дрозд? Нет, это клёст. У него особый клюв. Он похож на клещи.
9. Закрой текст. Послушай ещё раз 1-ю часть. Напиши так, как запомнил. 10. Послушай ещё раз 2-ю часть. Напиши так, как запомнил. ПРОВЕРКА
11. Проверь свою запись: найди и обозначь в словах все знакомые орфограммы. Проверь абзацы, большую букву в начале и знаки в конце предложений. 12. Открой текст и сравни со своей записью: сколько в 1-м абзаце предложений? А у тебя? Сравни предложения. Твои могут отличаться, их может быть меньше или больше, но вместе они должны передавать тот же смысл. Так же сравни 2-ю часть в тексте и у себя. Если заметил ошибки в словах, исправь. 13. Оцени свою работу: что получилось хорошо, а что не очень хорошо. Расскажи, чему тебе нужно научиться.
Методические рекомендации «Свободный диктант и его роль в развитии речи учащихся»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное образование город Краснодар
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 88
(полное наименование образовательного учреждения)
заместитель директора по УВР решение педсовета протокол № 1
_____________ Л.В.Большеченко от 29.08.2015 года
«_29__» __августа__2015___ года Председатель педсовета
__________________ М.В. Смолонская
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
учителей филологического цикла
подпись руководителя МО ОУ
к урокам русского языка
(указать предмет, курс, модуль)
Тема разработки: «Свободный диктант и его роль в развитии речи учащихся»
Адресат: учителя русского языка и литературы 5-9 классов
Разработчик: П a вленко A нжелика Владимировна
Общие сведения о свободном диктанте…………………………………….…..8-11
Требования к тексту свободного диктанта …………………………………. 12-13
Виды свободных диктантов. Их связь с изложением и сочинением. …. 14-16
«Свобода» свободного диктанта…………………………………………………..17
Роль устных пересказов. Требования к проведению свободных диктантов..18-21
Первые уроки свободных диктантов…………………………………………..22-27
Оценка свободных диктантов и работа над ошибками………………………28-29
Развитие личности в системе современного образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Для развития языковой компетентности на уроках русского языка используются различные виды творческих работ.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают правильное и умелое пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передачу другим своих мыслей и чувств, социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
В ряду учебно-тренировочных и контрольно-проверочных письменных работ свободный диктант занимает промежуточное место между диктантом и изложением. Этот вид упражнения по развитию речи опирается на подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, свободный диктант сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как производящее, так и творческое мышление, что помогает при подготовке учащихся к ГИА. Помочь учителям в подготовке и проведении уроков свободного диктанта – основная цель данных методических рекомендаций.
Актуальность данной работы подтверждается тем фактом, что, к сожалению, в настоящее время о таком виде работы по развитию речи, как свободный диктант, стали забывать, и многие учителя углубленно занимаются таким видом упражнений, как тестирование. Но свободные диктанты играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся. В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и творческое воображение. Углубленная работа над текстом, предшествующая свободному диктанту, повышает читательскую культуру.
С помощью правильно подобранных текстов для написания свободных диктантов можно влиять на развитие памяти, внимания, мышления, сосредоточенности и воображения учащихся, тем самым подготавливая их к переходу в обучении к более сложным видам упражнений, влияющих на развитие речи (изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение).
Данные методические рекомендации решают следующие задачи :
Определение основных требований к текстам свободных диктантов.
Описание методики обучения и проведения свободных диктантов.
Определение системы оценивания свободных диктантов.
В ходе непрерывного процесса развития речи учащихся с использованием свободных диктантов предполагается достичь выпускниками основной общей школы следующих результатов :
различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого);
понимать и формулировать тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию.
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Функциональные разновидности языка.
владеть практическими умениями различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы;
2) оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
3) исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
1) опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
2) анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
3) употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
4) использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
5) применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
6. Правописание: орфография и пунктуация.
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объеме содержания курса);
2) обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
3) извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников, использовать ее в процессе письма.
Чтобы учащимся овладеть навыками грамотной устной и письменной речи, необходимы систематические упражнения, направленные на обогащение словарного запаса учащихся, приобретение навыков правильного и целесообразного употребления в речи разнообразных грамматических форм и конструкций, связное изложение прочитанного, услышанного или увиденного. Одним из таких упражнений и выступает свободный диктант.
Данные методические рекомендации апробируются при проведении уроков русского языка в 5-9 классах МБОУ гимназии №88.
Общие сведения о свободном диктанте.
Свободный диктант – это эффективный вид комплексного упражнения, позволяющего совместить работу, направленную на развитие памяти, закрепление орфографических навыков и на развитие речи, поскольку ученику при написании диктанта приходится одновременно решать три задачи: думать о точной передаче содержания, о грамотном грамматическом оформлении и связности изложения мысли. Коммуникативная направленность – это главное достоинство диктанта. Свободное самостоятельное построение собственного высказывания, пусть даже с сохранением сюжетной линии или особенностей стиля, требует сформированности умения быстро ориентироваться в речевой ситуации и выбирать адекватные средства построения монолога. Подобные упражнения способствуют овладению основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета, приобретению опыта их использования в речевой практике, стремлению к речевому самосовершенствованию. Ни в одном из диктантов с изменением текста учение не конструирует текст заново, кроме как в свободном диктанте. Такая работа требует большой самостоятельности и активности и этим привлекательна для учащихся.
Ценность свободного диктанта отмечали в своих методических работах такие известные методисты, как В.А. Флеров, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, П.Ф. Ивченков, Т.В. Напольнова, Ю.И. Равенский, З.Ф. Ульченко, А.Н. Боброва, А.П. Астафурова, Н.Н. Щепетова, К.Б. Бахарин, З.А. Томкевич, М.В. Ушаков, Е.Н. Петрова, Ю.А. Ганшина и др.
Свободный диктант – это диктант, при котором учитель диктует текст по частям, а ученики не дословно, а свободно воспроизводят прочитанное учителем.
С помощью свободных диктантов можно ввести в речевую практику учащихся определенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции. И в этом отношении свободные диктанты более эффективны, чем изложения с грамматическим заданием, так как при воспроизведении по частям авторский текст больше воздействует на речь учащихся. В то же время свободные диктанты являются средством формирования у школьников навыков правописания.
Таким образом, свободные диктанты позволяют решать сложные задачи преподавания русского языка в школе. Несмотря на это, возникает вопрос, почему же свободные диктанты не нашли еще должного применения на практике? – Это в определенной мере объясняется недостаточным количеством пособий и текстов, которыми учитель мог бы воспользоваться для проведения этой работы в школе.
Основной причиной «непопулярности» свободного диктанта на уроках русского языка является то, что его проведение связано для учителя с целым рядом трудностей, включающим большую подготовку, подбор текста, недостаточность времени на уроке. Кроме того, нет убедительного ответа на вопрос о том, насколько свободно может быть изложен учащимися диктуемый текст. Недостаточно разработан вопрос о видах свободного диктанта, не ясна его связь с другими творческими упражнениями. Требует разрешения и вопрос об объеме текстов и диктуемых абзацев. Также важно выявить, как влияет текст диктанта на употребление учащимися определенных слов и конструкций. Опытной проверке подлежит вопрос о возможности использования для свободных диктантов текстов несюжетного характера (типа описаний и рассуждений). Также не совсем ясен вопрос о том, насколько целесообразно практиковать устные пересказы текста, предназначенного для свободного диктанта.
Однако свободный диктант имеет большой перечень положительных фактов, говорящих о необходимости практики использования их в рамках уроков русского языка.
Являясь средством подготовки учащихся к овладению навыками, необходимыми при изложении целого текста, свободный диктант, при систематическом его проведении, помогает преодолеть основной недостаток ученических изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания. В процессе прослушивания школьники вырабатывают умение отбирать основное, отсеивать второстепенное. Умение выделить главное, установить логические связи и передать своими словами содержание прослушанных отрывков (объем которых постепенно увеличивается) – вот тот фундамент, который закладывается свободными диктантами для изложений.
Свободный диктант воспитывает и развивает внимание и память учащихся.
Сравнительно небольшой объем отрывков, на которые расчленяется текст свободного диктанта, их смысловая законченность позволяет учащимся, при условии внимательного прослушивания, успешно воспроизводить содержание своими словами.
Опыт показывает, что учащиеся, овладевшие умением писать свободные диктанты, значительно лучше пишут и обычные, дословные диктанты.
Характер свободного диктанта позволяет отбирать для его проведения тексты, значительно большие по объему, чем для диктанта дословного. Это обстоятельство дает возможность использовать не только законченные отрывки из больших по объему произведений, но и целые, почти без купюр, рассказы.
В тексте для свободного диктанта, как правило, сохраняются все особенности авторской речи, в отличие от текстов для дословного диктанта. Предварительная речевая подготовка позволяет остановить внимание учащихся на семантике новых для них слов и оборотов, помогает обогатить активный словарь учащихся.
Анализ художественно-изобразительных средств языка выбранного для проведения свободного диктанта отрывка или рассказа дает учителю возможность показать учащимся своеобразие и достоинства языка автора. Наиболее «впечатляющие», яркие эпитеты, сравнения, метафоры ученики используют в своих работах. Эти выразительные средства речи остаются в памяти детей и впоследствии используются ими в самостоятельных устных и письменных высказываниях.
Таким образом, свободный диктант с полным правом может быть рекомендован как упражнение, способствующее обогащению активного словаря учащихся.
Этот вид диктанта может, при известных условиях, служить также орфографическим и пунктуационным целям.
Свободные диктанты способствует решению и воспитательных задач.
Для проведения свободных диктантов можно выбрать тексты на самые различные темы (о дружбе, честности, верности слову, уважении к окружающим, дружеской взаимопомощи, любви к родной природе и др.) Осторожно и ненавязчиво акцентируя внимание учащихся на идейном содержании рассказов, на поведении героев учитель заставляет детей задуматься над своим собственным отношением к жизни, к окружающим, подумать и оценить свое собственное поведение.
Все вышесказанное, несомненно, должно повысить интерес учителей русского языка к этому важному и очень интересному виду работы.
Требования к тексту свободного диктанта
Успех работы при проведении свободных диктантов зависит не только от специальной подготовительной работы, но и от самого текста, содержание которого должно отвечать ряду требований.
В связи с тем, что специфика свободного диктанта требует от учащихся записи по памяти целого абзаца, состоящего из ряда предложений, текст для написания должен представлять собой связное целое, легко членящееся по смыслу на части. Это первое требование к тексту.
Но не всякий текст школьники могут пересказать. Следовательно, он должен быть доступен по содержанию.
Наряду с этим тексты должны быть интересны для детей в познавательном отношении.
Для того чтобы текст вызвал у школьников живую работу воображения и, насколько возможно, взволновал, заставил вместе с героями рассказа пережить их радости и печали, целесообразно создать в классе нужное настроение с помощью вступительного слова, выразительного чтения текста и т.п. Этому же будет способствовать сам текст, его художественные достоинства.
Наконец, текст свободного диктанта содержанием должен воспитывать детей.
В связи с текстами свободных диктантов в воспитательных целях может проводиться беседа на морально-эпические темы (о дружбе, честности, уважении к старшим и т.д.), живое обсуждение поведения героев рассказа.
Итак, второе требование: текст должен быть доступным, интересным детям и ценным в воспитательном отношении.
Свободные диктанты как учебное упражнение служат задачам выработки орфографических, пунктуационных и грамматических тем.
Более всего речевым задачам служат образцовые в языковом отношении тексты, которые могут быть взяты учителями из произведений классиков русской литературы (И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского и т.д.).
Вместе с тем целесообразно использовать яркие по языку тексты из произведений детских писателей, которые часто помещаются в журналах и газетах для школьников.
Как правило, тексты, взятые для свободного диктанта, не адаптируются, так как необходимо учитывать влияние языка текста на речь учащихся; но в некоторых случаях, когда текст оказывается большим по объему, в нем можно делать несущественные пропуски (купюры).
Четвертое требование к тексту следующее: для свободных диктантов необходимо использовать лишь повествовательные прозаические тексты, а также тексты описательного характера в VI — VII классах, тексты-рассуждения в VIII — IX классах.
Объем текста должен быть рассчитан так, чтобы школьники смогли выполнить предложенную работу в течение одного урока. При этом важно помнить, что нужно отвести время на подготовительную работу и чтобы сам диктант писался без спешки.
Но, разумеется, в зависимости от содержания, от дополнительных творческих заданий (например, закончить свободный текст как изложение) объем свободного диктанта, рассчитанного на один урок, может быть изменен.
Виды свободных диктантов. Их связь с изложениями и сочинениями.
Среди свободных диктантов различаются диктанты полусвободные, задача при проведении которых заключается в сохранении в своем изложении определенных слов, словосочетаний и предложений. В данном случае могут одновременно преследоваться цели развития речи и правописания.
Понятно, что ставить различного рода грамматические задачи, ограничивающие свободу изложения, необходимо умело, так, чтобы это задание было посильно, легко выполнимо, так как в противном случае дети будут больше думать о форме, чем о содержании излагаемого.
В некоторых случаях постановка грамматического задания является излишней.
Следовательно, в каждом конкретном случае при постановке полусвободных диктантов необходимо учитывать посильность грамматического задания и его целесообразность.
Свободные, как и другие диктанты, могут быть обучающими (с разбором написаний) и контрольными (без разбора, пишется учащимися самостоятельно).
Обучающие свободные диктанты также могут быть различных видов. Он могут проводиться как предупредительные, если орфографический и пунктуационный разбор, а также предупреждение речевых ошибок проводится перед записью абзаца или перед чтением по абзацам.
Свободный диктант может проводиться и как объяснительный. В этом случае дети вначале пишут текст частично или полностью, а затем производится орфографический или пунктуационный разбор. Может быть и так, что часть текста будет записана учащимися с разбором до ее написания, другая часть – с разбором после ее написания, а третья – совершенно самостоятельно, без всякого разбора. В этом случае будет сочетаться предупредительный, объяснительный и контрольный свободный диктант.
Учитель должен учитывать подготовленность класса и каждый раз творчески подходить к вопросу о формах проведения того или иного диктанта, изменяя по ходу урока, если потребуется, предварительно намеченную подготовительную работу.
Свободные диктанты могут различаться по тому, как будет восприниматься текст: только на слух или на слух и зрительно. В зависимости от этого следует различать слуховые и зрительные свободные диктанты.
Если в классе раньше не проводились свободные диктанты, целесообразно начать с обучающих диктантов. При этом текст может восприниматься учащимися как на слух, так и зрительно.
По мере обучения свободный диктант должен носить все более самостоятельный характер. Его текст усложняется по своему содержанию и языку и вместе с тем увеличивается объем предлагаемых для воспроизведения частей.
Так как свободный диктант близок к изложениям, он может сочетаться со многими из тех заданий, которые предлагаются при проведении последних: заменить 1-е лицо 3-м; озаглавить текст; составить план или озаглавить абзацы и т.д.
Ставя задачу озаглавить текст или его части, мы учим детей находить главное, выделять существенное. Одновременно мы тренируем школьников в умении точно, логично и ярко формулировать основную мысль воспринимаемого на слух текста.
Свободный текст может соединяться с изложением. Такое сочетание свободного диктанта с изложением целесообразно, когда используется большой по объему текст.
Текст свободного диктанта дает возможность в целом ряде случаев ставить перед учащимися задачи творческого характера, например:
— ответить на вопросы по тексту;
— написать свое мнение по поводу изложенного;
— сформулировать вывод о том, чему учит данный рассказ;
— охарактеризовать действующих лиц на основе изложенного и т.п.
Также текст свободного диктанта может быть использован в качестве образца для проведения аналогичного по теме или по жанру сочинения.
Кроме того могут быть предложены такого типа задания, как изложить содержание текста диктанта, но:
— от лица другого рассказчика;
— с изменением композиции;
— в другом стиле или в другом жанре (например, в стиле юмористического рассказа, официального сообщения, в форме сценария, инсценировки, описания кадров к фильму и т.д.)
Сюжет, записанный учениками во время диктанта, может быть затем развернут ими в рассказ. Можно предложить ввести диалог, описание места, времени, действия и действующих лиц. Дети могут придумать конец рассказа и развить один из его второстепенных моментов в самостоятельный рассказ.
Таким образом, формы связи свободных диктантов с изложениями и сочинениями разнообразны. Их использование в работе учителя необходимо и целесообразно, так как повысит эффективность свободных диктантов и всей работе по развитию речи на уроках русского языка.
«Свобода» свободного диктанта.
Существует несколько точек зрения на вопросы о том, насколько свободно должны излагать учащиеся текст свободного диктанта и допустим ли дословный пересказ.
Проанализировав мнения ученых-лингвистов, приходим к выводу, что на первых порах обучения свободному диктанту можно допустить дословное воспроизведение диктуемого, но затем следует требовать все более свободной, осмысленной передачи излагаемого. Ученик должен стремиться к изложению прочитанной части своими словами, сохраняя, где это возможно, образно-выразительные языковые средства авторского текста. В процессе анализа написанных учащимися диктантов следует особенно выделять наиболее удачные средства выражения мысли, найденные детьми.