Как написать детектив
В современной литературе детектив — один из популярных жанров книг, предназначенных для «легкого чтения». Сегодня, как и много лет назад, детективные истории, романы, где присутствуют обаятельные герои, захватывающая интрига и головоломка, собирают огромное число почитателей. В чем же их сила и привлекательность.
Почему мы читаем детективы
Виды детективов
Перед написанием детектива нужно определиться, будет ли этот детектив:
Бывают еще любовные, милицейские, фантастические, крутые — с изобилием трупов, насилия, секса.
У каждого из перечисленных детективов свои почитатели, своя аудитория и только вам выбирать, каким будет ваш детектив.
Отличие детективного жанра от триллера
В начале детектива всегда происходит убийство и дальнейшие события объединены одной идеей — вычислить убийцу.
В детективе читатель до конца не знает, кто преступник, какова цель его преступления и стремится самостоятельно решить эту головоломку.
Детективы пишут от первого лица, герои хорошо выписаны. Преступление раскрывается постепенно.
В триллере с самого начала нагнетается ситуация, которая может привести к террористическому акту, политической, климатической, железнодорожной и т.д. катастрофе, ограблению банка. Здесь самый важный вопрос — предотвратит ли герой эти ужасные события.
В триллере повествование ведется обычно от третьего лица, герои не очень прописаны.
Основы детектива
Загадка.
Перед главным героем встают вопросы: Кто совершил преступление? Мотив? Как? Ответы на эти вопросы вместе с героем будут искать и заинтригованные читатели.
Напряжение.
Один из лучших и успешных способов привлечь внимание читателя и быть уверенным, что произведение будет дочитано до конца, — придумать новый, нестандартный сюжет для детектива. Динамичный увлекательный сюжет создает напряжение, читатель строит версии, пытается вычислить, что случится дальше. Однако, не стоит делать сюжет очень сложным, что может запутать не только читателя, но и самого автора.
В процессе расследования у детектива должно появиться несколько версий, среди которых только одна подлинная. Вначале, как правило, расследование идет по ложному следу и только к середине истории одна маленькая, казалось бы незначительная деталь (случайно оброненное слово, завалившая под шкаф вещица, портрет на стене и т.д.) способна вдребезги разрушить первоначальную версию и заставить начать все с самого начала.
Конфликт.
В детективе просматривается четкое разделение белого и черного, Добра и Зла. Одной из движущих сил конфликта возможно противостояние: протагонист (главный герой)- антагонист. Очень важно придумать яркого интересного героя, наделив его острым умом, исключительной памятью и еще какими-то особыми талантами. Много внимания следует уделить и подозреваемым, которым удается запутывать следы благодаря хитрости, изворотливости, стечению обстоятельств и т.д.
Сюрприз.
По ходу повествования читатель пытается самостоятельно вычислить преступника, тем более, что перед ним выложены все подсказки. Но если его подозрения подтвердятся и он правильно вычислит преступника, он будет слегка разочарован — интриги не случилось. Огорчение ждет читателя и в случае, когда убийство окажется роковой случайностью, самоубийством или злодей в конце концов осознает весь ужас содеянного и приходит с повинной. Не порадует читателя и появление в финальной части потусторонних сил, о которых ни словом не упоминалось на протяжении всей детективной истории. Финал должен быть красивым, логичным с обязательным эффектом неожиданности. Именно это отличает качественный детектив от посредственности.
План детектива
1. Создаем образ и прописываем характер главного и второстепенных, наиболее значимых героев. Кроме детектива или сыщика главным героем может быть частное лицо, свидетель преступления, невольно впутанный в эту ужасную историю.
Прописываем характерные особенности героя:
Герой детектива должен иметь помощника средних умственных способностей, которому гениальный детектив раскрывает глаза на преступление и ход его расследования.
Определяем обстановку. Легче всего описывать происходящие события в том месте и в то время, которое хорошо вам знакомо — наши дни, город, работа, какое-то учебное заведение. Если выбранные время и место преступления вам мало известны (например, средневековая Англия), лучше поискать информацию в библиотеке, интернете, очерках, художественной литературе того времени и т.д.).
2. Идеальное преступление — какое оно? Несколько сценариев для создания детектива:
3. Образ преступника.
Преступник — человек, спланировавший, совершивший или задумавший преступление. Он — умный, расчетливый, изобретательный, достойный противник детективу. Одновременно это — жестокий, подлый, эгоистичный человек, которому чуждо сострадание даже к близким ему людям. Чтобы не вычислить преступника сразу, в историю нужно ввести несколько персонажей с похожими достоинствами и недостатками. Все они в равной степени попадают под подозрение. Имя настоящего преступника становится известно лишь в конце истории. Им может оказаться и лучший друг героя и старик-сосед, сообщавший сыщику неправдивые сведения и тот же неприметный дворецкий, знавший все тайны богатого аристократического семейства.
Ну и завершающий этап плана — осмотр места преступления, опрос свидетелей — герой ввязывается в расследование.
Как написать детектив:
Закрытый. Также известен как классический. Узкий круг персонажей, преступление совершается в ограниченных условиях или пространстве, следовательно подозреваются все.
Пример: Агата Кристи «10 негритят»
Исторический. Сюжет разворачивается в прошлом, известные исторические события и обстоятельства влияют на расследование прямо или косвенно.
Пример: Умберто Эко «Имя розы»
Психологический. Обстоятельства и последствия преступления настолько запутаны, что грозят свести с ума чуть ли не всех персонажей. Морок захватывает и самого читателя.
Пример: А. Дж. Финн «Женщина в окне»
Иронический. Может быть прямой сатирой, высмеивающей стереотипы жанра, а может — и вполне серьезной криминальной историей, просто написанной с обилием юмора.
Пример: Иоанна Хмелевская «Что сказал покойник»
Фантастический. Преступление совершается в мире будущего, вымышленной вселенной, на другой планете.
Пример: Станислав Лем «Расследование»
Полицейский. Сюжет фокусируется на работе профессиональных полицейских и их ежедневной рутине.
Пример: Александра Маринина «Настя Каменская» (серия книг)
Шпионский/конспирологический. Ведет по следу шпионов, разведчиков, «спящих агентов». Действие может происходить и в военное, и в мирное время.
Пример: Борис Акунин «Турецкий гамбит»
Политический. Убит президент, похищена британская герцогиня — каким бы ни было преступление, оно должно влиять на политику. Чаще всего мировую.
Пример: Фредерик Форсайт «День Шакала»
Вернемся к жизненно важным для жанра персонажам и чуть расширим список. Нам потребуются:
Чтобы избежать плоских, картонных персонажей, прорабатывайте их по одному. Создавая нового героя, найдите ответы на несколько вопросов:
Неважно, какой тип повествования вы выберете: классический линейный или запутанный, обманчиво-хаотичный. В любом случае вам понадобятся план и внутренняя структура.
Прежде чем оформлять первый черновик, составьте план. Мысленно разбейте свою историю на три акта:
Лучший источник идей — реальная жизнь. За основу сюжета вполне можно взять настоящее нераскрытое преступление и представить «а что, если. ».
Автору хорошей криминальной истории не обойтись без знаний, подкрепленных грамотными исследованиями. Перед тем как написать детектив, ознакомьтесь со спецификой профессий, местностей, эпох — всего, что вы хотите упомянуть.
Следите, чтобы в ваш детектив не пробрались распространенные ошибки. Не забывайте:
Как написать детектив, который захочется прочесть до конца, — избегать штампов и клише.
Ходы, которые лучше исключить, чтобы никого не разочаровать:
Как написать детектив – 5 шагов к созданию бестселлера
Вы хотите узнать, как написать детектив, но не знаете, с чего начать? Интересуетесь, как заинтриговать читателя, и чего не должно быть в качественном романе? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в нашей статье!
Детектив – один из самых популярных жанров, любимый многими. О похождениях знаменитого сыщика Шерлока Холмса и его не менее знаменитого помощника доктора Ватсона не слышали, разве что, маленькие дети, а в каждой семье на книжной полке наверняка найдется не одно детективное произведение. Неудивительно, что этот жанр до сих пор не изжил себя, и с каждым годом на прилавках появляются новые книги о раскрытии преступлений: хороший детектив способен надолго увлечь читателя, давая ему возможность раскрыть дело наравне с литературными профессионалами. Но как написать детектив, который добьется всеобщего признания и станет бестселлером?
Как написать детектив, который станет бестселлером
Многие начинающие (и не только) авторы, видя популярность детективных романов, хотят попробовать себя именно в этом жанре, надеясь на быструю прибыль и популярность. Казалось бы, что сложного? Придумал сыщика, подробно расписал преступление, добавил пару ложных улик, чтобы сюжет получился увлекательным, и сиди, жди прибыли. Однако большинство произведений так никогда и не увидят своих читателей, разве что сам автор разместит свое произведение на каком-нибудь форуме писателей-любителей.
Так в чем же причина? Как написать детектив, который не стыдно будет представить широкой публике? Давайте разберемся!
Артур Конан Дойл знал, как написать детектив, который полюбят читатели
Как написать план детективного романа
Рисунок начинается с эскиза, а книга – с плана
Помните, как вас заставляли составлять план произведения на уроках литературы? Вспоминаем школьные годы! Очень немногие авторы умеют импровизировать на ходу, подавляющее большинство делает наброски будущего сюжета, а также заранее прописывает характеры всех значимых героев. Отдельными пунктами очень кратко распишите последовательность поворотов сюжета.
Как написать хороший детективный сюжет
На самом деле, здесь все индивидуально. Кому-то из читателей подавай запутанную историю с кучей сюжетных поворотов и неожиданных развязок в стиле лучших боевиков, а кого-то зацепит и простая, но до последнего интригующая история с убийцей-дворецким, написанная хорошим литературным языком.
Можно дать один дельный совет: не делайте сюжет слишком сложным, по крайней мере, в первых произведениях. Такое произведение запутает не только читателя, еще в книжном магазине отбив у него охоту продолжать чтение после просмотра первой страницы, но и вас самих.
Знаете, чем хороший детективный роман отличается от плохого? Он позволяет читателю почувствовать себя частью расследования и уйти от рутины, в то время как второй призван скоротать свободное время и быть забытым через несколько минут. Одно из главных правил детектива – читатель должен знать о деле ровно столько же, сколько и сыщик, чтобы делать свои выводы по ходу чтения. Никаких роялей в кустах! Но и излишнее разжевывание сюжета плохо: мало кому понравится, когда буквально в каждой строчке есть намеки на личность преступника.
Баланс оригинальности и правдоподобности
Хотите, чтобы детектив был небанальным, но не решаетесь выйти за привычные рамки? Зря! Поверьте, книжный рынок переполнен историями, действие которых разворачивается «в обычном провинциальном городе», а их главный герой – «самый обычный частный детектив». Оригинальные идеи повысят шансы вашего романа стать популярным. Хотите, чтобы действие происходило в далеком будущем и на Луне? Почему бы и нет! А может, стоит перенести читателя в Средние века? Бессмысленно спрашивать, как написать детектив, если вы не готовы брать ответственность за лихие повороты сюжетной линии!
Как написать детектив? Не бойтесь здоровой оригинальности!
Избегайте клише
Забудьте о поимке преступника с помощью анализа пепла от сигареты, найденной на месте преступления, или по запаху одеколона: сотни, нет, тысячи авторов делали это до вас и столько же сделает после.
Старайтесь, чтобы ваш детектив как можно больше походил на настоящее расследование. Почитайте пособия по криминалистике и различные медицинские статьи, которых много в открытом доступе, чтобы все выглядело как настоящее расследование. Конечно, придется попотеть, но вы ведь хотите прослыть настоящим профессионалом? Оригинальность оригинальностью, но не должно быть противоречий с сюжетом.
Почерк главного героя
Возможно, ваш персонаж использует в работе сложное оборудование, которого пока не существует, но действие происходит в наши дни? Постарайтесь объяснить, откуда оно у него появилось (возможно, это новое экспериментальное изобретение, которое только начало тестироваться?), либо используйте что-то более привычное. То же самое и со сверхспособностями: никаких внезапных магических навыков в обычном мире, если это не является изначальной задумкой (например, главный герой является вампиром).
С сюжетом более-менее разобрались, переходим к следующему важному пункту.
Как создать интересных детективных персонажей
Повторимся снова: не бойтесь экспериментировать, но и не перебарщивайте!
Мало кому будет интересно читать про похождения самого обычного лейтенанта полиции, который живет самой скучной жизнью, разве что сюжет будет настолько крутым, что читателю будет неважно все остальное. Напротив, слишком многогранный герой, который за завтраком раскрывает преступление, в обеденный перерыв ловит преступника, а вечером завоевывает олимпийское золото (и все это в неполные 20 лет) еще больше оттолкнет аудиторию: читатель должен отождествлять себя с персонажем, а таких людей просто не бывает.
Помните, что сыщик (и остальные герои) – обычный человек со своими достоинствами и недостатками. Смело добавляйте ему изюминку: поверьте, так будет только интереснее! Возможно, главный персонаж начинает вслух вспоминать алфавит, когда думает? Или пьет только воду с 5 ложками сахара?
Героиня хорошего детективного романа неподражаема, но реалистична
Герои второго плана
В погоне за созданием нового Шерлока Холмса не забывайте и о героях второго плана: в конце концов, именно с ними ассоциируют себя наибольшее число читателей! Что, если помощник детектива экстрасенс-недоучка и использует эту способность для раскрытия дел, но в итоге идет по ложному следу? А каким будет преступник?
Не раскрывайте все карты сразу, позвольте читателю постепенно узнавать о внешности и характере героев, ведь мы практически никогда не узнаем о человеке все в момент первого знакомства.
Как начать писать хороший детективный роман
Сюжет есть, персонажи прописаны… самое время перейти к написанию!
Возвращаемся к нашему плану. Совсем скоро наши коротенькие пункты обретут объем и начнут превращаться в настоящую рукопись! Состоять она будет из двух частей: основы и украшений.
Основа рукописи
Все довольно просто: начинаем постепенно расширять наш набросок, грубо говоря, делаем краткое изложение. На этом этапе коротко прописываем все произведение, подробно раскрывая каждый пункт. И простое «преступник похитил девушку» превращается в что-то наподобие «Воскресным вечером, когда все вокруг праздновали день города, девушка прогуливалась по пустынному парку в спальном районе. На следующее утро она не пришла на работу. Начальник, привыкший к вечным прогулам, заявил в полицию только тогда, когда девушка не явилась третий раз подряд…».
Возможно, поначалу это покажется сложным, однако гораздо проще раскрывать уже имеющийся план, чем писать книгу с нуля, имея все наброски в голове. Процесс этот не быстрый и может занять до нескольких недель, все зависит от вашего опыта желания писать.
Украшения и стиль
Когда «каркас» готов, начинаем оформление: придаем нашему произведению более литературный вид, добавляем различные описания, в общем, облагораживаем роман. И снова вспоминаем, что иногда лучше не дописать, чем переборщить. Излишне богатый сложными оборотами текст тяжело читать.
Создайте свой уникальный стиль, который есть у каждого писателя. Возможно, вам понравится писать от первого лица? Или вы считаете, что книга без вашего юмора – бумага на ветер? Ищите себя, ведь авторский стиль играет не последнюю роль в популярности будущей книги: гораздо интереснее читать автора с изюминкой.
Что делать, когда детективный роман написан
Подумать только, еще недавно вы робко спрашивали Интернет, как написать детектив, а теперь гордо держите в руках свою первый роман книгу и уже готовы покорять знаменитые издательства и книжные магазины!
Не торопитесь: как бы вы ни старались, ваша книга может понравиться далеко не всем, включая издателей. Перед большим шагом в мир литературы дайте прочитать ваш шедевр хотя бы десятку знакомых, их мнение поможет взглянуть на произведение более объективно.
Если переживаете, что вам завысят оценки, чтобы не расстраивать и не обижать, устройте анонимный опрос, например, на бумажечках или через какой-нибудь интернет-сервис. Еще один способ – выкладывать маленькие отрывки из книги на форуме писателей. Конечно, речь идет не о ключевых моментах произведения, а лишь о его отдельных частях. Не бойтесь критики: она помогает трезво взглянуть на ваши способности, а порой намного улучшить произведение и показать его миру. И помните: все в ваших руках!
Вам понравились наши советы о том, как написать детектив, или мы что-то упустили из виду? Какие советы для тех, кто хочет написать новый детективный бестселлер, предложили бы вы? Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях!
Как написать детектив
Почему мы читаем детективы? С одной стороны, это форма убегания от реальности, лишнее доказательство того, что мы живем в справедливом мире. Это спортивный азарт — мы болеем за своего сыщика. Это приятная иллюзия — мы отождествляем себя с главным героем и в результате кажемся себе более сильными, смелыми и т.п.
С другой стороны, это упражнение для ума — многим нравится отгадывать шарады.
Главные элементы детектива
Четырьмя столпами детектива являются:
Загадка. Читатель вместе с главным героем ищет ответы на вопросы: Что это было?, Кто это сделал? и иногда — Поймают или не поймают?
Напряжение. Чтобы читатель всерьез заинтересовался тайной, на кон должно быть поставлено что-то важное. Поэтому детективные сюжеты апеллируют к таким фундаментальным ценностям как жизнь, свобода и деньги. Динамичный сюжет и высокие ставки создают напряжение, и читателю хочется узнать, что будет дальше.
Конфликт. Детектив уходит корнями в древние легенды об эпическом путешествии воина, который борется со Злом. Раскрытие преступления, в особенности убийства, — это символическая победа над смертью. Поэтому в детективе белое отделено от черного и Добро и Зло находятся в состоянии непримиримой войны.
Мир жанрового детектива лишь отдаленно напоминает мир реальный. В нем нет места случайностям, совпадениям и невыясненным обстоятельствам. Все должно быть четко продумано и логично. Каждый из героев выполняет строго определенную функцию: сыщик расследует, свидетели преподносят ему нужные факты, преступник скрывается. Но при этом правдоподобность остается важной особенностью детектива.
Виды детективов
• Детектив закрытого типа. Преступление совершается в замкнутом пространстве (на корабле, в горном пансионате и т.п.), и подозрение может пасть на ограниченный круг людей. Закрытый детектив был особенно популярен в 1920-1930 гг.
• Психологический детектив. Основной акцент делается на психологию как преступника, так и сыщика.
• Исторический детектив. Действие происходит в прошлом. Одна из разновидностей исторического детектива — расследование преступления, совершенного давным-давно.
• Политический детектив. Действие разворачивается вокруг выборов, политических акций или частной жизни политиков.
• Шпионский детектив. Описываются приключения разведчиков.
• Искусствоведческий детектив. Расследуется похищение произведения искусства.
• Любовный детектив. Любовная интрига (зачастую между двумя антагонистами) серьезно влияет на развитие сюжета.
• Иронический детектив. Повествование ведется в ироничном тоне. Расследованиями, как правило, занимаются дамы-любительницы. Кровавые подробности опускаются.
• Милицейский детектив. Подробно описываются следственные процедуры и работа профессионалов. Вариация — судебный детектив. Авторами этих произведений обычно становятся адвокаты или бывшие сотрудники правоохранительных органов.
• Фантастический детектив. Расследование проводится в вымышленном мире.
• Частный детектив. Следствие ведет частнопрактикующий сыщик.
• Сыщик-любитель. За раскрытие преступления берется непрофессионал — свидетель, подозреваемый, родственник или друг героя, замешенного в деле. Если речь идет о серии романов о сыщике-любителе, возникает парадокс, когда обычный, казалось бы, человек раз в полгода натыкается на труп.
Персонажи детектива
Сыщик — человек, который ведет следствие. Как уже было выше сказано, сыщики делятся на следующие типы:
• работник правоохранительных органов;
Характерные черты главного героя детективов — это отвага, чувство справедливости, замкнутость и способность нарушить закон ради правого дела. Например, сыщик может запугивать негодяя-свидетеля, чтобы узнать истину. Он способен постоять за себя и готов прийти на помощь другим. Он профессионал в своем деле, хотя речь необязательно идет именно о следственной работе.
Зачастую у него имеется особый талант: уникальная память, способности к языкам и т.п. Одним словом, он всегда чем-то отличается от простых смертных — это часть мифа.
Странности и парадоксы в характере героя украшают повествование: тихая библиотекарша может гонять на мотоцикле; патологоанатом — по выходным работать клоуном и т.п. Но тут надо соблюдать осторожность: лесоруб, обожающий балет, выглядит ненатурально. Если библиотекарша ездит на работу на Харлее, пусть у этого будет рациональное объяснение. Например, мотоцикл достался ей в наследство от погибшего мужа.
Помощник — служит для того, чтобы сыщик мог объяснять кому-то детали расследования. Как правило, это человек средних способностей, на чьем фоне главный герой выглядит более представительно.
Преступник — человек, совершивший или организовавший преступление. Как правило, его имя неизвестно до конца.
Вот что советует Джеймс Н. Фрей в книге “Как написать отличный детектив”:
Преступник должен быть эгоистичным и действовать из личных интересов. Если читатель обнаружит, что убийство совершила добрая монашка, защищавшая детей-сирот, теряется один из факторов удовольствия от прочтения детектива. Люди хотят, чтобы зло было наказано. Нет зла — нет конфликта — нет чувства удовлетворения. Если хороший преступник необходим для развития сюжета, наращивайте остроту конфликта другими методами.
Преступник должен бояться разоблачения — в противном случае опять теряется острота конфликта. Сделайте его умным и изобретательным. Пусть они с сыщиком борются на равных.
У преступника в прошлом может быть душевная травма, после которой он и вышел на кривую дорожку.
Подозреваемый — человек, на которого изначально падают подозрения. Как правило, он оказывается невиновным.
Жертва — человек, погибший или пострадавший в результате преступления.
Свидетели — люди, снабжающие сыщика важной информацией о преступлении и/или преступнике.
Мудрец — дает сыщику ценные советы о том, как вести расследование.
Эксперт — снабжает сыщика важными научными или профессиональными данными. Например, в области баллистики, лингвистики, искусства и т.п.
План детектива
Обычно детектив строится по следующей схеме:
1) Сыщик берется за расследование. В некоторых случаях автор описывает сцену преступления или вводит пролог — для того, чтобы создать нужную атмосферу.
Если главный герой — профессионал, то пояснять его мотивацию (почему он согласился вести следствие) не нужно: у него работа такая. Если главный герой — любитель или частный детектив, без вводной части не обойтись: надо показать, с какой стати герой ввязался в дело. Это можно сделать в порядке флэш-бэка.
2) Сыщик начинает расследование и сначала ему сопутствует удача. В мифологии это называется инициацией — герой оставляет привычную жизнь и попадает в тридевятое царство криминала.
Расследование ведется двумя способами:
• охота — сыщик сразу находит важную улику и это позволяет ему распутать весь клубок;
• собирательство — сыщик изучает разрозненные факты, которые впоследствии соединяются в картину преступления.
Конфликт может заостриться, если сыщик попадает не в свою среду: например, простой немногословный парень из социальных низов расследует убийство на Рублевке.
3) Сыщик сталкивается с серьезным кризисом, который переворачивает его жизнь, собирается с силами и продолжает расследование уже в новом направлении.
4) Следствие идет по горячим следам. Сыщик обнаруживает недостающие звенья цепи. Наступает момент просветления — он находит ответы на все ключевые вопросы.
5) Сыщик ловит преступника. Убийца (похититель, шпион и т.п.) получает по заслугам.
6) Рассказывается, как события романа повлияли на героев.
На что обращать внимание при написании детектива
Сыщики всегда отслеживают:
• мотив — причину совершения преступления,
• способ — подозреваемый должен иметь доступ к орудию преступления и иметь физическую возможность совершить то или иное действие.
В детективе должно быть как минимум две истории: одна подлинная, вторая — ложная. Сначала сыщик разрабатывает ложную версию: она настолько хорошо сочетается с фактами, что у него не возникает сомнений насчет избранного пути. И лишь потом, ближе к кульминации, начинает выявляться истинное положение вещей. Ситуация переворачивается с ног на голову и именно в этот момент читатель испытывает катарсис.
Полезно где-то на середине романа остановиться и прописать: о чем к этому времени догадывается читатель? Какие прогнозы он строит? И как минимум два-три прогноза не должны оправдываться.
Чтобы убийцу невозможно было вычислить сразу, наделите каждого из подозреваемых равнозначными достоинствами и недостатками. Пусть внимание читателей концентрируется на сыщике: если самым интересным персонажем романа будет убийца, тайное тут же станет явным.
Хороший детектив напоминает квест — компьютерную игру: чтобы добраться до цели, надо собрать определенное количество предметов, которые впоследствие пригодятся игроку. В детективе эту роль выполняют улики.
Уровень мастерства автора во многом зависит от того, насколько искусно он их прячет. Искусно не значит далеко. Напротив, улики должны лежать на поверхности, но при этом иметь такой незначительный вид, что читатель не обращает на них внимание. В результате в момент кульминации ему остается только развести руками: Ну как я не догадался? Ведь мне дали все ключи к разгадке!
Как спрятать улику? Американская писательница Шеннон Окорк приводит такой совет: “Если улика большая, покажите ее маленькой. Если она должна потеряться, положите ее на видное место. Красивую улику испачкайте или сломайте, опасную представьте как совершенно обыденный предмет”.
Отличный пример спрятанной улики можно найти в рассказе Роалда Дала Жертвенный агнец: жена убивает супруга замороженной бараньей ногой, а потом скармливает ее полицейским, которые целый день безуспешно искали орудие преступления.
Особое внимание надо обращать на кульминацию. Она бывает следующих типов:
• сыщик собирает всех действующих лиц и объявляет, кто убийца;
• в отчаянии преступник пытается совершить нечто ужасное (хватает заложников и т.п.);
• сыщик знает, кто убийца, но у него нет прямых доказательств. Он расставляет ловушку, и убийца сам в нее попадает;
• преступник уже готов торжествовать, но тут появляется неожиданный свидетель;
• битва между сыщиком и преступником (вариант — погоня);
• сыщик внезапно осознает, что его предположения не соответствуют действительности;
• псевдо-кульминация. Преступник пойман, читатель радуется, но в последний момент выясняется, что взяли не того.
Сама кульминация строится по следующей схеме:
• удивление — например, читатель никак не ожидал, что убийцей будет именно министр обороны;
• усиление угрозы — убийца загнан в угол, ему нечего терять и теперь он готов на все;
Сыщик ловит преступника только благодаря собственному уму — никакой удачи, гадания по руке, бога из машины и пр.
Читатель будет чувствовать себя обманутым, если убийство в конце концов окажется самоубийством или несчастным случаем. То же самое произойдет, если преступление будет раскрыто, когда преступник явится с повинной.
Сюрпризы и неожиданные повороты сюжета — это замечательно. Но когда их слишком много, читатель путается. Рекомендуется вводить два-три больших сюрприза и пару маленьких. Ни сыщик, ни преступник не должны делать заведомых глупостей. Иначе на такой поединок неинтересно смотреть.
Удача может сопутствовать злодею до того, как сыщик разоблачит его. Если потом злодей улетает на голубом вертолете, читатель разочаровывается.
Штампы в детективах
• Сыщик носит плащ и шляпу, в кармане у него всегда имеется фляжка со спиртным.
• Перед ревизией в магазине или на складе преступники устраивают пожар.
• Сыщика пытается соблазнить роскошная женщина — главная подозреваемая.
• Перед смертью жертва шепчет таинственное слово или имя, которое является ключом к разгадке.
• Патологоанатом, жующий на рабочем месте.
• Главный мафиози носит на пальце перстень с бриллиантом, зализывает волосы гелем и везде ходит в сопровождении
гориллообразных телохранителей.
• Следователь постоянно переживает, как бы у него не забрали дело.
• Во всем виновата таинственная секта с маньяком-предводителем во главе.
• Преступник удирает, отпросившись в туалет.
• Подделка отпечатков пальцев.
• Собака не лает на заведомого незнакомца, из чего сыщик делает вывод, что пес знает этого человека.
• Автор так настойчиво подсовывает читателю подозрительного типа, что становится очевидно — это не убийца.
• Поймав сыщика, злодей привязывает его к машине смерти и долго рассказывает о своих коварных планах.
• Начальник следователя — полный идиот и/или мерзавец.
• Жена сыщика погибла в самом начале (за несколько лет до начала), и с тех пор наш герой не знает слов любви.
• Сыщик находит на месте преступления окурок и по следам от зубов (отпечатку помады) вычисляет злодея.
• Преступник обеспечивает себе алиби с помощью манекена или брата-близнеца.
• Главный злодей развлекается составлением тайных шифров и хитроумных пиктограмм.
• Сыщик делает дедуктивные выводы, которые не так однозначны, как хотелось бы автору.