Stand-up-комики о том, как создают монологи для выступлений
Галым Калиакбаров, 33 года, город — Нур-Султан, Stand-up-комик, @galymkaliakbarov
О начале пути
Как создавать материал
Самое главное — записывать любую мысль из жизни. Даже если это очень смешная шутка, и вам кажется, что вы ее никогда не забудете — это не так. Лучше сразу все записать. Когда пишешь целенаправленно шутки, то, скорее всего, получится литературный текст. На выступления лучше выходить с подготовленными тезисами и записывать все на видео или диктофон.
Темы для своих монологов я обычно беру из жизни, например, когда просто иду в супермаркет, могу увидеть что-то интересное или странное. Из этого может записаться одна шутка или даже целое выступление. Людям нравится комедия наблюдений, потому что они узнают себя, сталкиваются с разными ситуациями в повседневной жизни.
Stand-up-комик должен быть честным. Когда на сцене говоришь, что действительно беспокоит, то люди чувствуют и лучше проникаются этим. Они видят, что у человека есть определенная позиция. Stand-up хорош тем, что здесь комик не обманет зрителя, и зритель не обманет комика. Все честно.
Можно развить чувство юмора, существуют определенные книги, но зачастую это такой навык, который нужно развивать постоянно. Если перестать выступать и шутить, то, как в спорте, мышцы начинают ослабевать.
Всем кажется, что заниматься Stand-up легко, но здесь нужно быть готовым к тому, что это большой путь. Практически у каждого комика есть хотя бы одно провальное выступление, но обычно их сотни. И каждый раз хочется бросить заниматься этим делом. Но потом все равно возвращаешься. Важно быть готовым к тому, что это стресс.
Всем кажется, что заниматься Stand-up легко, но здесь нужно быть готовым к тому, что это большой путь
В других видах сценических выступлений есть музыка и необязательно стоять одному. В Stand-Up есть только комик и микрофон. Особенно сложно, когда выступаешь долго, например, час.
Stand-up — это единственный вид сценического выступления, где есть хеклеры — люди, которые могут выкрикивать и мешать. Нужно уметь им отвечать, это отдельный навык.
Кто вдохновляет
Из комиков меня вдохновляет Луи Си Кей. Я расписывал его концерты, записывал, смотрел структуру его выступлений. В основном вдохновляют комики, которые прошли какой-то путь. Например, Билл Берр, у которого долгое время были несмешные выступления, но он продолжал выступать и сейчас это один из топовых комиков в мире.
Я люблю Stand-up за энергию. Когда ты говоришь шутку и люди смеются, происходит какая-то магия и неописуемое состояние эйфории.
Медет Калибеков, 31 год, город — Алматы, Stand-up-комик, @kalibekov_medet
О начале пути
Как создавать материал
Сначала я собираю заходы — начало шуток. Считаю, что хорошая шутка зависит от того, настолько хорош заход. Поэтому к этой части шутки я отношусь внимательно и серьезно. Когда я собрал достаточное количество заходов у себя в телефоне, в заметках, я сажусь писать шутки. В целом каждая шутка для меня как задачка в математике.
По времени, чтобы написать пять минут смешного материала, у меня уходит две недели времени. Темы я не выбираю, а, скорее всего, темы выбирают меня. Шучу о том, что происходит со мной.
Темы я не выбираю, а, скорее всего, темы выбирают меня
В Stand-up вы должны быть готовы ко всему. Чем выше у вас интеллект, тем вы лучше шутите и импровизируете. Трудностей много, и этим Stand-up хорош.
Научиться шутить легко. По сути, все мы умеем это делать, просто надо чуть-чуть понять суть шутки и стендапа. Если вы достаточно мотивированы, у вас все должно получиться.
Кто вдохновляет
Я следил за творчеством Константина Пушкина, который выступал в тогда еще никому неизвестном жанре Stand-up на шоу «Смех без правил» на ТНТ. Я разбирал его шутки, хотел понять, как он заставляет все это работать. Хочу быть таким же крутым, как он.
Нурсултан Айдаров, 24 года, город — Бишкек, Stand-up-комик, сценарист, @nursultanvtoroi
О начале пути
Мой друг по КВН пригласил меня в качестве зрителя на «Открытый микрофон». Я понял, что это Stand-up, где мог выступить любой желающий, через неделю я тоже выступил.
Философия Stand-up мне понравилась больше, чем КВН
Как создавать материал
Процесс создания материала начинается с записи в заметках. Это может быть любая мысль или наблюдение, которое кажется смешным. Затем это можно обсудить с другом-комиком, который еще подаст идей сверху. После идешь в бар и выступаешь, записывая на диктофон. Затем все это слушаешь, где смеялись, где нет. И так, пока тебя самого не удовлетворит.
Мы, в Salem Stand Up, проверяем монолог по полтора месяца, потом снимаем на YouTube, то есть на один 8-минутный монолог уходит один-два месяца. В США на часовой концерт у комиков уходит по два-три года работы. В Москве выступают по несколько раз в день. Мы в Центральной Азии выступаем два, три раза в неделю, так как у нас пока не развита эта индустрия.
Темы для монологов я выбираю из жизни, если мне есть, что по тому или иному поводу сказать. Если боюсь что-то говорить, например, про религию или политику, то не говорю.
Чтобы научиться шутить, нужно читать книги, иметь нестандартную точку зрения и бороться с несправедливостью, хотя бы делать вид, что с ней борешься.
По моему мнению, комик должен быть смелым, злым, добрым, образованным, и самое главное — честным с самим с собой и со своей аудиторией.
В Stand-up важно быть готовым к неудачам и несмешным выступлениям. Они случаются, и нужно понимать, что это часть работы над материалом. Трудности в том, что в какой-то момент вы всегда шагаете в туманное завтра, никто не гарантирует в этом деле успех. Еще нужно быть готовым к тому, что ты будешь делать это бесплатно.
Настоящий стендап
Блог про стендап-комедию, комедию в целом, теорию юмора и про многое другое.
среда, 24 апреля 2013 г.
Вот наше новое определение:
Сетап создает ожидание
Панч создает удивление
Теперь, когда вы это поняли, то можете писать отличные шутки, правильно?
Не совсем. Недостаточно знать, что делает шутка. Нужно знать, как шутка делает то, что она делает.
Давайте перейдем ко второму признаку:
2. Главное предположение – это предположение, которое полностью разбивает панчлайн.
Каждая шутка с сетапом предназначена для того чтобы публика представляла первую Историю с помощью предположений. Затем панчлайн раскрывает неожиданную вторую Историю, удивляющую публику, которая предположила одно и ошиблась…именно это и есть главное предположение. Например, из всех предположений, что вы сделали в сетапе шутки из примера, только главное предположение – «маска была снята после процедуры» полностью разбивается об панч – «Потом маска отпала».
13 комментариев:
Спасибо огромное, ребята.
Нуус, не зная теории тож можно шутить
Верно. Без теории можно делать интересные вещи.
Как подготовить стендап-выступление: советы для новичков
Енот заходит в парикмахерскую. Что произойдет дальше, зависит только от фантазии рассказчика. Но одно можно сказать наверняка: если вы готовите стендап-выступление, то история должна быть остроумной и смешной.
Комедия – это ремесло, требующее большой самоотдачи и творчества, а стендап-комики – люди, которые зарабатывают на жизнь шутками. И зарабатывают, надо признать, весьма достойно. По данным портала Forbes.ru, пять российских комиков, в числе которых известные стендаперы Нурлан Сабуров и Алексей Щербаков, за год заработали несколько миллионов долларов, являясь ведущими юмористического YouTube-шоу «Что было дальше?» [Создатели «Что было дальше?» стали самыми высокооплачиваемыми видеоблогерами в России, 2020].
Звучит заманчиво, но если вы начинающий комик, вам нужно грезить не о миллионах, а подумать о том, как подготовить первое выступление и написать материал, способный рассмешить публику. В данной статье вы найдете конкретные советы, которые помогут в этом.
Что такое стендап-комедия и когда она появилась?
Стендап-комедия – это шоу или выступление, в котором комик исполняет оригинальные шутки на сцене перед живой публикой, чтобы рассмешить ее. Комедийные представления были популярны и в древние времена, но прародителем современного стендапа является водевиль конца XIX века.
Чарли Кейсу, афроамериканскому исполнителю водевиля, приписывают первый настоящий стендап-концерт в 1880-х годах, где он исполнял комедийные монологи перед аудиторией. Как и нынешние комедианты, Кейс рассказывал анекдотические шутки – забавные истории из своей жизни. Так родилась стендап-комедия, которую мы знаем сегодня.
Полноценное выступление перед микрофоном называется сетом (set). Он имеет начало, середину и конец, а его длительность зависит от того, является ли комик хедлайнером или человеком, разогревающим публику. Если вы планируете выступать в роли лидера, будьте готовы провести на сцене час и больше.
Устная стендап-комедия содержит следующие элементы:
В России о стендапе узнали в конце 80-х годов, но его развитие началось лишь в 2000-х. Сегодня этот жанр динамично шагает по городам нашей родины, а с 2017 года в Москве проводится ежегодный фестиваль стендап-комедии «Панчлайн». В 2020 году его зрителями стали более 5 миллионов человек [Итоги фестиваля «Панчлайн-2020», 2020].
Как написать стендап-комедию за семь шагов
Если вы мечтаете выступить на местном открытом микрофоне, написать юмористический сценарий или стать настоящим мастером стендап-комедии, воспользуйтесь советами ниже.
Смотрите и учитесь
Изучайте юмор других комиков. Начните с громких мировых имен (Луи Си Кей, Эдди Мерфи, Джордж Карлин, Джимми Карр, Джерри Сайнфелд, Билл Берр): посмотрите их ранний стендап и более поздние выступления, проанализируйте, как изменился их стиль. Сходите в комедийный клуб на живое шоу, чтобы увидеть, как комики структурируют свой сет. Обратите внимание, как они открывают и закрывают выступление, сколько битов в каждом сете. Сядьте сзади и понаблюдайте за публикой: как часто они смеются? На что реагируют больше всего?
Соберите материал
Используйте личный опыт, чтобы подготовить выступление. Проанализируйте и найдите забавные моменты в своих отношениях с партнером, ребенком, начальником, коллегой или соседом. На первых этапах нужно собрать все комичные идеи. Они не должны быть готовыми шутками или остротами, а просто быть вещами, которые заставляют вас смеяться.
Поищите курьезные моменты, связанные с вашей культурой, семьей, в которой выросли, привитыми ценностями, образом жизни. Записывайте любые идеи, даже незначительные, они могут пригодиться в будущем. Лучший стендап – личный стендап. Комики, которые делают себя главными героями шуток, часто оказываются самыми интересными исполнителями, на чьи выступления живо откликается публика.
В интервью для газеты The Guardian основатель Американского института комедии Стивен Розенфилд сказал: «Объект стендапа, как и любого другого вида искусства, – это вы. Оригинальность объясняется вашим подходом к тому, о чем вы говорите» [Learning laughter: an expert’s guide on how to master standup comedy, 2017]. Чтобы собрать материал о своей жизни, составьте список всего, что:
Оттачивайте навыки наблюдения и возьмите за привычку ежедневно фиксировать смешные ситуации из своей жизни. Помните: аудитория смеется тогда, когда узнает себя в рассказе, поэтому убедитесь, что ваше наблюдение не является узконаправленным. Например, не используйте идеи, которые поймут только люди, работающие в конкретной профессиональной сфере.
Напишите шутки
Когда составите список идей, выберите одну и поработайте с ней: найдите сюжетную линию и конкретизируйте сетап, ответив на вопросы:
Придумайте один или несколько панчлайнов. В этом случае используйте семантическую теорию юмора, разработанную профессором лингвистики Виктором Раскиным, которая утверждает, что текст является юмористическим и вызывает когнитивную реакцию, если он:
Раскин иллюстрирует свою теорию следующей шуткой:
Пациент стучится в дом врача.
– Доктор дома? – спрашивает он севшим от болезни голосом.
– Нет, – шепчет в ответ молодая и хорошенькая жена доктора. – Входите [Raskin V, 1985].
В этой шутке есть несоответствие между вопросом пациента и ответом жены врача. Первая часть шутки активирует в мозге слушателей специальный сценарий: пациент пришел за медицинской помощью. Раскин называет такой сценарий «доктор», и подкрепляет указанием на голос пациента, севший от болезни. Но поведение жены доктора несовместимо с информацией, заложенной в этот сценарий, и тогда аудитория начинает искать новый для интерпретации взаимодействия между женой врача и пациентом. Активируется второй сценарий под названием «любовник», и слушатели делают вывод, что пара вовлечена в незаконный роман.
Проще говоря, панчлайн – это поворот сюжета, идущий вразрез с логическим завершением шутки. Вот еще один пример от американского актера и комика Стива Мартина: «Я люблю женщин с головой на плечах. Ненавижу шеи».
Составьте как можно больше забавных фраз и не печальтесь, если первые шутки не смогут вас рассмешить. Будьте терпеливы и продолжайте работу.
Оформите свое выступление
Начните с написания 30-секундного фрагмента для выступления. Вспомните любой свой странный поступок, привычку или щекотливую ситуацию и попробуйте это сыграть, представив себя комиком-ведущим, который делает подводку к выступлению следующего артиста. Запишите 30-секундный сет на видео и покажите друзьям, чтобы получить обратную связь.
Далее составьте 2-минутный сет, соединив вместе несколько шуток. Подумайте над переходами, чтобы биты не казались разрозненными. А после попробуйте написать 5-минутный фрагмент и попросите оценки друзей или семьи, чтобы проверить материал. Не бойтесь рассказывать шутки, которые не являются совершенными. Принимайте критику, но помните, что только вы решаете, каким будет ваше выступление.
Когда соберете достаточно шуток для часового шоу, систематизируйте их так, чтобы это выглядело естественно. Всегда имейте запасные биты на случай, если вам понадобится сменить направление.
Напишите открытие и закрытие
Открытие и закрытие, о которых мы упоминали ранее, являются важнейшими составляющими стендапа. Начало – это возможность показать зрителям, кто вы есть, а финал дает шанс сделать выступление цельным и придать ему смысл. Как сделать открытие и закрытие? Начинайте сразу с шутки. Не нужно представляться или говорить, что вы впервые на сцене: это не смешно.
Если не знаете, чем закончить, подумайте о своем выступлении, как об истории, имеющей замысел, это поможет сделать вывод, который удовлетворит публику. Помните, что финал выступления аудитория запомнит лучше всего, поэтому поместите самые удачные шутки и важные идеи в конце вашего шоу.
Составьте сет-лист
Сет-лист – это список шуток, с которыми вы планируете выступать. Зафиксируйте его на блокнотном листе или в записной книжке смартфона. Наличие сет-листа поможет систематизировать идеи и запомнить шутки, избавляя вас от слов-паразитов и «мычания» во время выступления на сцене. Как показало исследование специалистов в области психологии, при обилии в речи говорящего слов-заполнителей, типа «м-м-м» или «э-э-э», слушатель перестает направлять свое внимание на контент и вместо этого концентрируется на дикции и речи выступающего, что оказывает негативное влияние на понимание слушателей [Duvall E., Robbins A., Graham T., Divett S., 2014].
Не нужно записывать в сет-лист шутки целиком, достаточно составить список ключевых ее частей или первых двух слов, которые напомнят вам, о чем должна идти речь. Например, шутка о том, как отнести пирожки своей бабушке, может быть записана так: «Бабушка Пироги».
Отрепетируйте свой сет
Повторяйте шутки в порядке сет-листа пока не запомните их. Так вы точно будете знать, как преподнести каждый бит и сколько примерно времени это займет. Кроме того длительная репетиция поможет вам понять, какие части шуток можно улучшить, а какие вовсе исключить.
Единственный способ узнать, хорош ли ваш стендап, это рассказать его аудитории. Соберите друзей, семью или других начинающих комиков и по их реакции оцените, есть ли у вас шанс на комедийную карьеру. Репетиция на публике дает возможность: отработать физические жесты и в дальнейшем чувствовать себя естественно на сцене; развить уверенность; отредактировать сет. Не привязывайтесь к тому, что сами считаете забавным. Обратите внимание на реакцию близких людей и внесите соответствующие правки: оставьте шутку, если вы получаете положительный отклик, уберите ее, если слышите тишину.
Как шутить смешно?
Итак, вы решили попробовать себя в роли стендапера. Прекрасно! Любой успешный комик скажет вам, что ежедневное написание шуток требует усердной работы. Генерировать идеи, может, и легкое дело, но потребуется немало усилий, чтобы превратить сырой материал в веселые биты, которые заставят людей смеяться. Как научиться шутить? Вот несколько рекомендаций, которые помогут:
Проверяйте материал на себе
Большая ошибка начинающих комиков состоит в том, что они пишут шутки, которые, по их мнению, другие люди сочтут смешными, но для них самих таковыми не являются. Это заблуждение. Поэтому продолжайте сочинять биты, пока не найдете те, которые понравятся лично вам.
Смотрите по сторонам
Российский комик Алексей Щербаков считает, что главные качества стендапера – это наблюдательность и внимательность. Даже самые приземленные вещи могут рассмешить людей, поэтому он предлагает наблюдать за происходящим вокруг вас для написания материала [«Меня заставили»: резидент шоу StandUp Алексей Щербаков рассказал, как попал в мир большого юмора, 2019].
Проведите пару часов в общественном месте, просто наблюдая за людьми и записывая как можно больше о том, как они выглядят, разговаривают и что делают. Когда вернетесь домой, прочтите свои записи и выделите моменты, которые кажутся вам забавными и являются общечеловеческими истинами. А дальше постарайтесь это смешно интерпретировать.
Рассказывайте истории
Посмотрите на эту шутку: «Вчера был день рождения моей жены, и я подарил ей сертификат на парный массаж. Она осталась недовольна, сказав: «Джерри, это подарок для нас, а не для меня». Я вернул сертификат и заказал ей ужин в ресторане на одного».
В этой шутке есть все элементы сторителлинга: персонажи, обстановка, сюжет, конфликт, тема, арка сюжета. Если проанализировать историю глубже, то можно увидеть, что женщина в данной шутке выступает антагонистом главного героя. Такие биты оказывают дополнительное влияние на аудиторию, рождая эмоции, и публика начинает не просто реагировать на шутку, а по-настоящему болеть за главного героя, подсознательно желая ему победы.
Хотите научиться увлекать людей своими рассказами? Приглашаем вас на онлайн-программу «Сторителлинг», пройдя которую вы найдете свой писательский стиль, сможете убедительно выступать на публике и излагать мысли просто и захватывающе. Если вы начинающий стендапер, то 5 недель этой программы значительно прокачают ваш скилл в рассказывании историй.
Создавайте возможности для смеха
Создавайте как можно больше возможностей для смеха, делая забавными и переход, и действие, и панчлайн, и даже имена персонажей шутки. Вот пример от комика Йонаса Польски:
«Говоря о нарушениях речи… Мой двоюродный брат Заикающийся Стью работает на фабрике по производству салфеток. Он ненавидит обеденный перерыв, потому что никогда не может найти чистую салфетку!»
В этом примере у зрителя есть четыре шанса, чтобы рассмеяться: забавный переход, забавное прозвище, забавная работа и панчлайн. Если три из них не сработают, а один раз публика все-таки засмеется, считайте, что шутка удалась.
Излагайте по существу
Будьте краткими, удалите все маловажные элементы из своих историй. Не стоит упоминать в шутке, что вы ехали на арендованном Chevrolet Tahoe High Country с кожаными креслами, если единственное, что нужно знать аудитории – это то, что ваш автомобиль был арендован. Внимание публики ограничено, поэтому исключайте детали, которые не являются забавными.
Используйте смешные слова
Существуют слова, которые кажутся смешнее остальных и могут вызвать улыбку без какого-либо контекста. Так считает американский актер и стендап-комик Джерри Сайнфелд. Этот подход он использовал в истории про пирог с начинкой, который когда-то впервые появился на прилавках магазинов в США и показался чем-то невероятным: «Пирог внезапно появился в супермаркете… и мы были похожи на шимпанзе в грязи, играющих палками». По словам Сайнфелда, шутка заключается в том, что текст содержит четыре забавных слова: шимпанзе, грязь, игра и палки [Jerry Seinfeld Interview: How to Write a Joke | The New York Times, 2012].
Рассуждайте о человеческом
Не стесняйтесь задавать большие вопросы в своем выступлении. Скорее всего, подобные вопросы есть у каждого человека, и, затрагивая их в стендапе, вы налаживаете эмоциональную связь с аудиторией. В современном мире люди пытаются отделить себя от остальных, не понимая, что они мало чем отличаются друг от друга.
В конечном счете, мы все ищем любовь, смысл, понимание и общность. Поэтому смело рассказывайте со сцены о собственном отношении к реальности, и аудитория откликнется, узнав себя. Этого же мнения придерживается Нурлан Сабуров – стендапер, который в 2020 году вошел в рейтинг самых перспективных и признанных россиян до 30 лет по версии журнала Forbes. По его словам, стендап – это история личности с ее переживаниями и чувствами, а не просто человека, стремящегося рассмешить толпу [Нурлан Сабуров: «Если я занимаюсь стендап-комедией, это вовсе не значит, что я шучу везде и над всеми», 2017].
Развивайте чувство юмора
В этом вам поможет наш бесплатный курс «Чувство юмора». Здесь вы познакомитесь с теорией юмора, природой и формой комического, приемами построения шуток.
На самом деле, не существует секретных методов написания идеальных шуток, которые каждый раз будут вызывать смех публики. Со временем вы научитесь писать биты в собственном стиле. Главное – экспериментировать, ошибаться, анализировать провалы и не опускать руки. Такой же совет в одном из своих интервью дал комик и наставник российского стендап-шоу «Открытый микрофон» Иван Абрамов [Иван Абрамов: Комик должен быть приятным человеком в приятном луке, 2020].
8 советов начинающим стендап-комикам
Если вы все еще полны решимости стать отличным стендап-комиком, и уже набросали несколько уморительных шуток, вот 9 советов, которые вам пригодятся:
Тренер по актерскому мастерству и основательница театральной школы Hartt & Soul Acting Studio Кэтрин Хартт считает, что для хорошей комедии нужно много энергии. Если вы будете уставшим, это сделает ваше выступление натянутым и несмешным. Поэтому занимайтесь физической активностью, чтобы заставить кровь активно двигаться в вашем теле и мозге [5 Quick Comedy Tips, 2015].
И последнее. Помните, что вначале стендап-карьеры ваши сеты могут не быть умопомрачительно смешными, и если во время выступления вы не услышите много смеха, проигнорируйте желание испариться. Выйдете на сцену со смирением и покиньте ее с чувством собственного достоинства.
Теперь же, перед тем как подвести итог, предлагаем вам проверить, насколько хорошо вы разобрались в теме сторителлинга:
Старая пословица гласит: «Умереть легко, быть смешным – сложно». Чтобы преодолеть эту сложность, вы должны искренне любить комедийное ремесло и получать удовольствие от того, что делаете. Напишите шутки, отрепетируйте выступление, затем пойдите на сцену и повеселитесь. Будьте уверены в себе и рискуйте, друзья! Если вам весело, вы почувствуете прилив энергии, который поможет рассмешить аудиторию и сделать отличное стендап-шоу. Успехов!