«Начните с плана»: как написать и издать свою книгу
До этого я публиковал короткие рассказы в сборниках, а тут захотел выпустить, так сказать, полный метр. Идея у меня была уже давно, но одной идеи мало — нужно что-то большее, чтобы развить ее до размеров книги, чтобы как-то оживить героев и, самое главное, чтобы не было скучно.
С чего лучше начать
Начните не с коротких заметок, как советуют некоторые, а с плана книги. Распишите крупными мазками всю книгу. Прямо пишите как есть, не задумываясь ни о формулировках, ни об изящности слога. Но постарайтесь, чтобы вы сами поняли написанное через пару недель и не потерялись. Лично мне еще помогло нарисовать две схемы: схему взаимоотношений героем и схему развития этих отношений. Первая схема не даст запутаться самому в том, что придумали, а вторая позволит избежать сюжетных дыр.
Писать лучше главами, сохраняя каждую в отдельный файл. Я не делал разные файлы по мере написания глав и просто дописывал одну главу и начинал новый файл с другой главой. Почему так — если давать кому-то почитать кусок, то просто отправляешь один файл и не мучаешься с вырезанием и добавлением текста. И не заботьтесь о грамотности и формулировках на этом этапе. Вам сейчас важно накидать мяса на уже имеющийся скелет.
Как вводить и описывать героев
Я очень не люблю вкидывание героем и отсутствие у них мотивации. Поэтому, когда вы вводите нового героя, то описывайте, почему он делает то, что он делает. Никому не нужен опереточный злодей, который злой, просто потому что он злой. Покажите, что им движет, какие его мотивы и какая его конечная цель. Не обязательно раскрывать все сразу, но раскрывать героев обязательно надо. У них должно быть развитие, особенно, если это центровые персонажи. Заведите на каждого карточку и заглядывайте в нее, чтобы самому не забыть о каких-то нюансах. А то иногда встречаются ляпы, что сначала кто-то лысый, а потом через пару глав у него на ветру развеваются роскошные локоны.
Небольшая хитрость: давайте имена по алфавиту. Если ваш первый герой Анна, то второй будет Борис, третий Владимир, а четвертый Галина. Это позволит избежать дублирования имен и избавит от мучительных вопросов «как назвать дворецкого». Не зацикливайтесь на описании, если этого не требуется, читателю интересно самому представить, как кто-то выглядит, дайте общую картину, а детали оставьте воображению.
Линии персонажей
Помимо того, что я не люблю внезапных персонажей, я не люблю, когда история героя не закончена. За это я недолюбливаю ситкомы, когда мне показали забавный сюжет, подразнили и оставили наедине с вопросом «с центральным-то все ясно, но что с тем смешным дядечкой из бара?». Поэтому, когда вы вводите очередного участника, то потом не забудьте закончить его историю. Это и даст живости миру, который вы рисуете и избавите читателя от лишнего недоумения.
Сборка текста
Когда все главы написаны, начинайте вычитку. Вычитка — это финальная подготовка текста, и она нужна для выявления грамматических, орфографических и стилистических ошибок. Не надейтесь на проверку орфографии, которую дает текстовый редактор — он не различает синтаксис и показывает именно ошибки, но не формулировки. С его точки зрения слова «Офицер остановил машину» и «Офицер остановил маши ну» будут без ошибок, но с точки зрения стиля тут ошибка. Поэтому читать нужно внимательно. Можно отдать на проверку на сторону, если не уверены в собственных силах.
Обложка
Книгу встречают по обложке. Интересная обложка может привлечь внимание и повысить продажи. Но имейте в виду, что иллюстрация, которую вы собираетесь использовать, может быть защищена авторскими правами. То же самое касается и шрифта. Иллюстрацию можно нарисовать самостоятельно или взять из источников, которые предоставляют иллюстрации, предназначенные для коммерческого использования. Это важно и издательство может у вас попросить источник иллюстрации и используемого шрифта.
Подготовка текста для издательства
Если в вашем тексте встречаются сцены употребления наркотиков, сцены, связанные с нанесением увечий и прочими «взрослыми» вещами, то лучше об этом предупредить в самом начале книги. Кроме того, у меня издательство потребовало убрать прямое указание на конкретные виды веществ, заменив их неявными описаниями. Кроме того, это будет честно по отношению к читателю.
Как выбрать издателя и как попасть в магазины
Проще всего попасть на Литрес. Попасть туда можно, зарегистрировавшись на сайте selfpub.ru и загрузив в кабинет текст вашей книги. Внутренний редактор позволяет создать обложку и макет книги. А после поступления книги в продажу контролировать статистику. Помимо этого сервис предоставляет такие платные услуги, как корректура и стилистический анализ. Стоимость и сроки зависят от объёма текста. Тут же можно заказать и печать тиража на бумаге.
Помимо selfpub.ru, есть ridero.ru и свою книгу я перенес туда. Ридеро позволяет выйти на «Озон», «Литрес» и еще несколько магазинов, но тут уже попросят заключить договор. По сравнению с selfpub у Ридеро более удобный интерфейс редактирования макета и более функциональный редактор обложек. Если ещё остались вопросы, то я готов помочь вам в комментариях. Кроме этого, можете почитать, что получилось у меня.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Как написать книгу
Кажется, что написать книгу может только кто-то ну очень особенный. Как вообще люди это делают? Конечно, чтобы создать своё произведение, нужны и немалые знания, и недюжинное воображение, и сила воли, и усидчивость, и, несомненно, умение излагать свои мысли на бумаге. Если всё это у вас есть, пришло время выпустить бестселлер. А мы дадим несколько советов, которые помогут вам написать свою книгу.
О чём писать
Подумайте, почему и для чего вы хотите написать книгу. Чем поделиться с читателями, о чём рассказать, к чему подтолкнуть? Впрочем, уместен и такой ответ: «Я хочу написать книгу, чтобы стать знаменитым».
Если вы автор специализированной или бизнес-литературы, найдите тему, которая вас захватывает, в которой вы разбираетесь или можете привлечь экспертов для помощи.
Можно собрать в книге мудрость многих людей или советы, которые дали вам ваши родители и которые помогли вам добиться успеха в жизни. Можно написать о своём жизненном опыте и профессиональном пути или описать биографию знаменитых личностей.
А может быть, вы давно хотите поведать людям о вымышленных мирах и их героях, открыть фантазийный мир прошлого, настоящего или будущего? Это тоже отличные темы для книги, которая обязательно найдёт своего читателя.
Неважно, проза это, стихи или нон-фикшен, совет один: начинайте!
Составьте план или набросайте сюжет
План книги или сюжет, если вы задумали художественное произведение, поможет вам легче продвигаться в написании и создать в итоге целостный текст.
План может выглядеть по-разному: следующие друг за другом пункты, напоминающие привычное содержание книги, карта мыслей или просто последовательность событий. Если вы пока не готовы составить план, запишите все идеи, которые роятся у вас в голове, на отдельных карточках, а потом попробуйте собрать их в единую картину.
Также вам могут быть полезны короткие справки с описанием ключевых черт и характеристик главных героев произведения. Такая картотека позволит сделать персонажей более живыми и нагляднее показать характеры.
Как начать писать книгу
Начать несмотря ни на что. Мало времени? Нет подходящего места, чтобы уединиться? Мысли путаются, и вы не понимаете, какой будет первая глава? Оставьте эти отговорки и садитесь за любой стол, нареките его рабочим и начинайте писать.
Многие авторы пишут нелинейно: начинают с середины, с конца, перескакивают с мысли на мысль. Такая методика позволяет поддерживать градус заинтересованности и эффективности работы. Пишите то, что пишется, а уж потом вы расположите главы в нужном порядке, обрамите их вступлением и заключением.
Сначала пишите, потом редактируйте
«Пиши пьяным, редактируй трезвым», — советовал Эрнест Хемингуэй. Стоит ли впутывать алкоголь в писательский процесс — личное решение каждого, однако истина в том, что нужно сначала писать, отдавшись полностью порыву и погрузившись в состояние потока, а через некоторое время возвращаться к написанному и редактировать. Пытаясь шлифовать текст в процессе написания, вы выходите из состояния потока, теряете мысль и нестандартные обороты. А ведь куда эффективнее написать 10 тысяч знаков «непричёсанного» текста, нежели 3–4 тысячи выверенного и взвешенного.
Как не отвлекаться
Насколько это возможно, создайте себе идеальные условия для написания книги. Что помогает вам писать? Тишина, белый шум, классическая музыка? Сделайте всё, что в ваших силах, чтобы обеспечить себе безупречные условия.
Заведите для себя ритуал. Например, Джек Керуак перед началом работы зажигал свечу, а закончив писать, задувал её. Зажжённая свеча была сигналом для мозга — время творить. Придумайте свой ритуал, который настроит вас на работу: начинайте в одно и то же время или слушайте любимое музыкальное произведение перед работой.
Как не забросить написание книги
Сделайте публичное заявление. Друзьям, близким или подписчикам в соцсетях расскажите, что начали писать книгу и планируете закончить её к такому-то сроку. Публичные обязательства не дадут вам расслабиться.
Пишите каждый день. Что бы ни происходило, какое бы настроение у вас ни было, пишите хотя бы по 20–30 минут ежедневно. Постарайтесь не разрывать цепочку. Если поначалу муза во время вашей работы будет где-то блуждать, будьте настойчивы. Продолжайте писать, конструировать сюжет или собирать материалы. Со временем муза начнёт приходить вовремя.
Объём многих книг — не более 30 тысяч слов. Если за полчаса вы будете успевать написать 150 слов, то 30 тысяч слов напишете чуть более чем за 12 стандартных рабочих дней.
Как писать интересно
Больше историй! Люди любят истории из личного опыта, они доверяют им. Будьте хорошим рассказчиком.
Избегайте клише, устойчивых выражений и скучного официального языка. Не громоздите сложные слова в лихо закрученные конструкции. Придумывайте свои образы и метафоры, чтобы увлечь читателя свежестью своего стиля. Пишите простыми предложениями, чтобы книгу было легко читать. Создавайте и развивайте свой собственный узнаваемый стиль: ритм, язык, изобразительные средства.
Где искать вдохновение
А вам оно не нужно. Правда. Воспринимайте написание книги как работу. Она может быть лёгкой и приятной, а иногда тяжёлой и нудной, но это работа, и вам приходится её делать, если вы хотите (подставьте нужное) донести свои идеи, образы и истории до аудитории, создать настоящий бестселлер, заработать денег, стать известным автором и творить дальше.
Если вы будете писать только тогда, когда у вас есть вдохновение, этот процесс может затянуться на годы, а может и не закончиться вовсе.
Впрочем, можно немного подстегнуть свой мозг к творчеству. Попробуйте больше гулять. Говорят, ноги — колёса мыслей. Ко многим писателям идеи приходили именно во время прогулок на свежем воздухе. Общайтесь с людьми, слушайте музыку, позавтракайте в любимом кафе. А может быть, вдохновение приходит, когда вы делаете какую-то работу по дому или в саду?
А ещё наблюдайте за окружающим миром, он так часто подкидывает истории и сюжеты, нужно только успевать их ловить. Держите наготове маленький блокнот или смартфон, чтобы фиксировать мысли, наблюдения, идеи, которые посетили вас. Если записывать всё, что происходит вокруг, очень скоро вы наберёте материал на несколько книг.
Уверены, что вдохновили вас взяться наконец за написание книги. Желаем удачи и ждём с нетерпением ваш шедевр!
Как издать книгу. Гайд от начинающего автора
В декабре 2020 года в издательстве «Олимп-Бизнес» вышла моя книга «Профессия «бизнес-аналитик». Краткое пособие для начинающих». В предыдущем посте я рассказал о предпосылках к написанию книги и работе над текстом. В комментариях меня попросили подробнее рассказать о том, как происходил поиск и выбор издательства. Этому и посвятим сегодняшний пост.
Некоторые издательства готовы рассматривать рукописи со степенью готовности «10%». По крайней мере так заявлено у них на сайтах. Тем не менее, у тщательно проработанного текста шансы на издание выше. Судите сами: из подробной рукописи издательство поймёт структуру будущей книги, логику повествования, детальность проработки темы. Иными словами, оценит перспективы издания.
Перед отправкой текст желательно «отшлифовать»: сделать его легким и удобным для чтения, насколько это в ваших силах. Важно убрать канцеляризмы, сложные предложения, самоповторы и опечатки. Для того, чтобы сделать шлифовку текста более последовательной и осознанной, рекомендую прочитать книги Норы Галь «Слово живое и мертвое» и Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай».
Также полезно распечатать рукопись и прочитать ее с карандашом вслух: от начала и до конца. Отмечайте все места, на которых вы «споткнулись»: сложные слова, чрезмерно длинные предложения, опечатки. Все это необходимо исправить, чтобы текст стало приятно читать. Чтение вслух не должно вызывать сложностей: сбивать вас с ритма или требовать дополнительных вдохов.
Помните, что сотрудники издательства станут вашими первыми читателями. Не заставляйте их продираться сквозь сложные словесные конструкции, специальные термины и канцеляризмы. Чем легче читать ваш текст, тем меньше усилий придётся прикладывать издательству в ходе редактуры. А это несомненный плюс для начинающего автора. После прочтения своей рукописи вслух я внёс в текст более 100 мелких и крупных правок.
В идеале, вы должны довести текст до состояния, в котором были бы готовы опубликовать его самостоятельно, в виде самиздата. Иными словами, вы должны сказать себе: «Мне больше нечего добавить или исправить». Конечно, спустя 5 минут после отправки рукописи в издательство вас осенит новыми идеями. Это нормально, потом допишите 🙂
В гугле можно посмотреть рейтинги крупнейших книжных издательств и добавить ещё несколько адресатов в список рассылки. Также можно обратить внимание на местные издательства. Они легко гуглятся по запросам типа «Издательства Казани», «Издательства Новосибирска» и т.п. Если вы пишете деловую книгу или учебное пособие, то ещё одним вариантом издания книги могут стать издательства при вузах.
После того, как список потенциальных издательств сформирован переходим к следующему этапу.
Другое дело, если заявки принимаются в виде писем на электронный ящик. В этом случае важно написать заявку коротко и по делу. Поставьте себя на место редактора: ему приходят десятки писем от желающих опубликовать свои произведения. Не стоит грузить его пространными рассказами о своей биографии или творчестве.
В вашей заявке должны быть ответы на следующие вопросы:
2. Что вы хотите? Пример: прошу рассмотреть мою заявку на публикацию рукописи.
3. Рабочее название книги.
5. Количество иллюстраций.
6. Степень готовности в процентах.
7. Предполагаемая аудитория книги. Для кого вы пишете книгу? Для профессионального сообщества, студентов, преподавателей? Для начинающих или для экспертов?
8. В чем особенность вашей книги? Чем она может «зацепить» целевую аудиторию? Например: отсутствие аналогов на рынке, оригинальная подача материала, инновационный подход и т.п. 3-4 предложения будет достаточно.
10. Контактный телефон.
Но вернёмся к позитивному сценарию. В ходе личной или скайп-встречи вам предложат возможные варианты издания первого тиража книги. Это может быть издание:
1) Полностью за ваш счет.
2) Частично за ваш счёт.
3) Полностью за счёт издательства.
Конечно, этот вариант в первую очередь подходит для деловой литературы. Вряд ли ваша компания заинтересуется участием в выпуске сборника фантастических рассказов? Хотя. 🙂
В течение срока действия исключительной лицензии вы не сможете издавать свою рукопись самостоятельно или предложить её другому издательству.
При заключении договора обратите внимание на следующие моменты:
2. Роялти. Ваше авторское вознаграждение. Из того же гугла узнаём, что для начинающих авторов роялти составляет от 5 до 10% от стоимости каждого проданного экземпляра.
Поэтому вы можете согласовать с издательством пункт, в котором укажете: если в течение определённого срока (полгода, год, два. ) издательство не печатает новые тиражи, то договор считается расторгнутым. Это честная позиция. Хотя издательству и нет смысла держать у себя права на непопулярную книгу из вредности 🙂
4. Объём тиража. Обычно кратен 500 экземплярам: 500, 1000, 1500. От объёма тиража зависит итоговая стоимость проекта, что немаловажно, если Вы участвуете в нём своими деньгами.
Относительно заключения договора можно дать следующие простые советы:
1. Распечатайте и внимательно прочитайте договор с карандашом в руках. Делайте пометки во всех пунктах, смысл которых Вам не ясен;
2. Не стесняйтесь задавать вопросы юристу издательства. Просите включить в текст договора пункты, которые считаете необходимыми. Допускается и изменение формулировок в некоторых пунктах. Это воспринимается абсолютно нормально: обе стороны должны чётко понимать условия сделки во избежание недоразумений. Конкретика и однозначное толкование рулят.
3. По возможности покажите договор знакомому юристу: он может дать вам ценный совет. Также вам будет спокойнее, что опытный человек посмотрел договор и не обнаружил в нём подводных камней.
Основные параметры, на которые обращают внимание издательства при оценки перспектив издания рукописи:
1. Качество текста, глубина проработки темы.
2. Объём рукописи. Идеал: не слишком мало, не слишком много. По моей субъективной оценке это от 5 до 10 печатных листов.
3. Наличие аналогов в России и за рубежом. Позволяет оценить востребованность и актуальность темы.
5. Ваш профессиональный опыт. Если речь идёт о бизнес-литературе, очевидно, необходим опыт работы в той отрасли, о которой вы пишете, чтобы вас воспринимали всерьёз.
Если Вы интересуетесь темой бизнес-анализа в ИТ, приглашаю Вас ознакомиться с моей книгой «Профессия «бизнес-аналитик». Краткое пособие для начинающих», которая вышла в издательстве «Олимп-Бизнес». Книга доступна для покупки на Ozon, Litres и в интернет-магазине издательства «Олимп-Бизнес».
Спасибо.
Тоже пишу свою первую книгу, у меня пока стадия 60% черновика)
Удачи! Пусть все получится 🙂 На этом пути главное терпеливо двигаться шаг за шагом, без суеты ?
а в чём вообще смысл по сравнению с электронным самиздатом?
Если хочется электронный самиздат, то для редактирования и корректуры, оформления и вёрстки нужно просто самому найти людей за свой счёт, а печать и распространение неактуальны.
Хвалебные вещи о текте на обложках книги пишут обычно какие-то известные эксперты, у вас прямо на главной обложке похвала от Айдара, который сам же на эту книгу дал денег((
Сравнили Варданяна с вашим директором LOL вы хоть в курсе, что он номер 1 в этой области в России?
Хороший материал, практичная подача.
Плюс.
Я написал и опубликовал книгу за 30 000 ₽
И два с половиной года
В мае 2018 года я опубликовал свою первую книгу. Я писал ее с начала 2016.
В России есть поговорка, что каждый мужчина должен вырастить ребенка, посадить дерево и построить дом. В Южной Америке она звучит иначе: последний пункт обычно заменяют на «написать книгу». И не зря: времени и сил на такую затею может уйти не меньше, чем на возведение дома. Мой опыт это подтверждает.
Южную Америку я вспомнил не случайно: в Чили я закончил писать книгу, там же встретил ее редактора. Путешествие по Южной Америке сильно повлияло на мой жизненный путь и творческие взгляды.
В статье расскажу, как выглядит процесс создания книги, сколько стоит запустить ее в продажу, как она может изменить жизнь и где черпать творческие силы.
Как и почему я написал книгу
Идея появилась у меня не сразу. До 30 лет я вообще не думал, что стану писателем. У меня техническое образование, диплом математика-программиста. После университета я работал по специальности: разрабатывал ПО для телефонных станций. Затем ушел в собственный бизнес: занимался лечебными травами, позже открыл кальянную. В 2013 году моя семейная жизнь рухнула, и это стало переломным моментом. Тогда я собрал рюкзак и улетел в Бангкок.
Следующие полгода я провел на севере Таиланда, в джунглях, где в полной изоляции от внешнего мира обучался боевым искусствам. В основе тренировок лежал древний тайский стиль муай-чайя и духовные практики. Условия были экстремальные: например, однажды меня укусила змея, и я еле выжил.
Все это повлияло на мой подход к жизни. Я понял, что пора отправляться навстречу приключениям. С тех пор я непрерывно путешествую: за последние шесть лет побывал на всех континентах, кроме Австралии, посетил больше 40 стран.
Я купил подержанный ноутбук и погрузился в творчество. Писал исключительно про джунгли Таиланда: мне хотелось поделиться с читателями вдохновением, мотивацией и стремлением к мечте.
Р по курсу на начало 2016 года» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Я провел в Рио полгода и написал первую версию книги, но качество меня не устроило. Поэтому я отложил затею с писательством и возобновил путешествие по Южной Америке.
Следующая волна вдохновения накатила на меня через год — после путешествия по Антарктике. В этот раз сюжет книги уже вышел за пределы джунглей — в ней появились среди прочего Африка и Антарктика. В то время я двигался автостопом по Патагонии и не мог набивать текст в дороге, но постоянно крутил в голове сюжет и продумывал структуру произведения.
Когда я приехал в Сантьяго, столицу Чили, то арендовал комнату в центре города и сел за книгу. За полтора месяца закончил второй вариант. Качество меня снова разочаровало, я был подавлен.
Тогда я снова отправился в путь — уехал в Аргентину, но удовольствия от автостопа больше не получал: теперь это казалось несерьезным. Меня больше привлекало писательство, а с ним почему-то не получалось. Я почти бросил затею.
Примерно через месяц я вернулся в Сантьяго, где случайно встретил Тимура — редактора из Москвы, который тоже путешествовал по Чили. Он подвигнул меня взяться за третью версию книги. Наработанный материал уже был — и к декабрю 2017 года появился вариант, который устроил и меня, и Тимура как моего редактора.
Книга получилась образной, несмотря на то что я опирался на фактические события из своих путешествий. Мне не нравится сухой формат мемуаров, и за два года экспериментов я наконец нашел свой стиль: теперь пишу в стиле магического реализма. Пример произведения в таком жанре — «Сто лет одиночества» Маркеса.
На мое видение повлияла жизнь в Южной Америке с ее мистической атмосферой, африканскими мотивами и духом коренных индейцев. Поэтому в книге есть параллельные реальности, нелинейность времени, шаманские и психоделические ноты. Я написал ее так, как живу и чувствую.
Но написать книгу — это далеко не все. Дальше была рассылка рукописи по издательствам, оформление обложки, корректура, верстка, самостоятельная печать тиража, первые рецензии, попытки раскрутить произведение — и еще одна редактура. Расскажу обо всем по порядку.
Что нужно для подготовки рукописи
Инструменты. Чтобы написать книгу, из вещей понадобится только ноутбук с текстовым редактором и записная книжка. Хотя вместо нее можно пользоваться заметками на телефоне.
У меня подержанный, древний ноутбук — я расцениваю его как печатную машинку. Для писательства не нужен мощный компьютер: большинство программ, сайтов и сервисов, которые понадобятся в процессе, работают даже на самой слабой операционной системе.
Программ для работы с текстом много — как профессиональных, за которые нужно платить, так и более простых и бесплатных. Можно писать и в «Ворде», но там неудобное меню и много элементов дизайна, которые отвлекают.
Я использую бесплатный текстовый редактор Focuswriter. Он очень минималистичный, но при этом в нем есть все необходимое. А главное, у него приятный дизайн. Это важно, потому что за текстом придется провести, скорее всего, не менее тысячи часов.
Любые интересные мысли я записываю в черновики в «Гугл-почте» : записи можно делать офлайн, а затем они доступны с любого устройства. Также я часто использую бумажный блокнот, чтобы набросать структуру, нарисовать стрелочками связи между сценами и персонажами.
Бета-ридер. Когда десятки раз перечитываешь один и тот же текст, взгляд замыливается — становится сложно определить качество написанного. Поэтому не помешает оценка со стороны.
Бета-ридер — это человек, который первым прочитает сырой вариант рукописи и поделится своим мнением. Доверить это дело можно кому-то из знакомых. Желательно тому, кто вас понимает и разделяет ваши взгляды. В моем случае это был редактор Тимур, которого я встретил в своем путешествии.
Когда рукопись готова, есть два варианта: отправить ее на рассмотрение в издательства или публиковать самостоятельно.
Обращение в издательство
Если рукопись заинтересует издательство, оно заключит с автором договор и возьмет на себя весь процесс допечатной подготовки: редактуру, корректуру, создание обложки и макета книги.
Издательство может многое поменять в тексте, даже авторский стиль и название. Иногда могут попросить дописать несколько глав, чтобы объем текста соответствовал маркетинговой стратегии. Все эти нюансы заранее оговариваются и учитываются в контракте.
Список издательств с контактами можно посмотреть, например, на сайте «Продалитъ». Если пишете для детей и подростков, вот хорошая подборка издательств в этом направлении.
Требования к рукописи. Рукопись можно отправлять сырой, потому что издательство в первую очередь оценивает идею и сюжет. Но если текст слишком неряшлив, скорее всего, его отправят в корзину.
Обычно у издательств есть требование о минимальном объеме рукописи. Например, издательство «АСТ» рассматривает произведения объемом от 6 авторских листов, а «Армада» — от 12. Авторский лист, а. л. — это 40 000 знаков, включая пробелы.
Заявка. Прежде чем обращаться в издательство, надо убедиться, что оно специализируется в жанре будущей книги, и ознакомиться с требованиями к заявке. В большинстве случаев достаточно отправить письмо на электронную почту издательства с темой «Рукопись на рассмотрение». В теле письма обычно приводят информацию о книге — название, жанр и аннотацию — и указывают сведения о целевой аудитории, авторе. К письму прикрепляют рукопись и синопсис.
Для начинающего автора публиковаться через издательство — долгий путь. Ответ на заявку может прийти через несколько месяцев, год или вообще не прийти. Крупные издательства стараются сотрудничать с уже известными писателями: они выступают в роли инвесторов и не рискуют вкладываться в новичков, если не уверены в окупаемости. Маленькие издательства охотнее работают с новыми авторами, но их ресурсы позволяют взять в работу только редкие литературные находки.
Основной критерий, на который обращают внимание издательства, — коммерческий потенциал и продаваемость книги. Если вы публичная личность или известный блогер с активной аудиторией, шансы напечататься через издательство высоки.
Если своей публики нет, все равно стоит попробовать. Учитывайте, что издательства получают десятки рукописей ежедневно, и вероятность, что вас заметят, мала. Я советую брать количеством: отправлять рукопись как в крупные, так и в мелкие издательства и быть готовым к отказам и молчанию адресатов.
Мой опыт. Я отправил свою книгу на участие в литературной премии «Лицей» в 2018 году. Заявки принимали весной — как раз к этому времени я закончил работу. Кроме того, у этой премии нет жестких ограничений. Принимают как поэзию, так и прозу, и попытать счастья может любой начинающий автор от 15 до 35 лет. По возрасту я проходил. В итоге в список финалистов моя книга не попала, но попробовать все равно стоило.
Первую версию книги я отправил в три издательства, вторую — в четыре, а заключительный вариант — еще в шесть издательств. Было ощущение, что посылаю сигнал в космос: почти никто не ответил. Пришло письмо только от пары издательств, которые предложили сотрудничество на полностью или частично коммерческой основе. Мне это показалось невыгодным.
Я посчитал, что если от меня требуется финансовое участие, то лучше публиковаться самостоятельно — так я хотя бы сохраню за собой полную свободу действий. Кроме того, у меня изначально не было цели делать из книги бизнес. Поэтому я легко решился на самостоятельную публикацию.
Самостоятельная публикация
Если издавать книгу самостоятельно, она бесплатно публикуется на электронных площадках. За рубежом самиздат практикуют уже давно — рынок электронной публикации там хорошо развит. Самый известный сервис для этого — «Амазон».
Я использовал сервис «Ридеро», поэтому в статье буду рассказывать о самостоятельной публикации через него. Мне он показался простым и понятным.
Чтобы опубликовать произведение через «Ридеро», нужно:
После этого электронная книга проходит модерацию и в течение месяца бесплатно появляется на интернет-площадках: «Амазоне», «Озоне», «Литресе», «Букмейте», а также в магазине «Ридеро». На «Озоне» покупатель может купить бумажную версию книги — это называется печатью по требованию. То есть печатается только один экземпляр по запросу клиента.
Заказ печатного тиража — платная услуга. Так как макет книги уже готов, все происходит быстро: после оплаты через сайт курьер доставляет коробку с книгами примерно через неделю.
стоит допечатная подготовка на «Ридеро»
Редактура и корректура
Это первый этап допечатной подготовки книги — после этого рукопись становится готовым произведением.
Редактура. Редактор оценит структуру текста, стилистику, даст рекомендации, как усилить сюжетные линии и диалоги. Высушит текст от обилия воды. Если у автора уже есть писательский опыт, то редактору, скорее всего, останется минимум работы.
Корректура. В любой текст, даже если проверять его десятки раз, вкрадываются опечатки и грамматические ошибки. Поэтому нужен человек, который вычитает и откорректирует его.
Услуга корректора в «Ридеро» стоит 1100 Р за 1 а. л. Также специалиста можно найти, например, в бюро «По правилам» или среди фрилансеров. Стоимость — от 105 Р за 1000 знаков с пробелами.
Дизайн и верстка
Это еще один этап допечатной подготовки: нужно продумать обложку и оформление книги, подготовить иллюстрации, если они есть, и сверстать текст.
Иллюстратор. Если формат книги подразумевает картинки, фото или графики, потребуется иллюстратор или фоторедактор. Если нужны рисунки от руки или инфографика, придется задействовать художника-иллюстратора.
Если используете собственные фотографии, их все равно нужно отредактировать, привести к нужным размерам и провести цветовую коррекцию. Эту работу в принципе можно сделать самостоятельно в «Фотошопе» или любом онлайн-редакторе. Но если нет опыта, легко ошибиться — результат получится не очень. Поэтому лучше поискать исполнителя, например, на «Юду». Цены начинаются от 300 Р за фото.
Если планируете вставлять чужие изображения, нужно запросить разрешение на их публикацию.
Электронная версия книги в этом плане дает больше возможностей. Можно вставлять ссылки на видео, фото, звуки. Иногда предоставлять читателю выбор, от которого зависело бы дальнейшее развитие сюжета. Но на текущем этапе я оставил максимально простой вариант оформления, без медиаконтента. При желании читатель всегда может заглянуть ко мне на сайт, в группу во «Вконтакте», инстаграм и статьи в Т—Ж — и найти элементы, которые дополняют книгу. Это могут быть отдельные фото с мест событий или какая-то заметка, раскрывающая ту или иную сцену.
Дизайн обложки и оформление книги. Вместо интерактива я сосредоточился на оформлении обложки. Впрочем, с ней все произошло быстро и само собой. В апреле 2018 года, когда я занимался публикацией книги, параллельно подрабатывал волонтером в хостеле в Колумбии. Там я встретил путешественника-уругвайца, который занимался дизайном. Я объяснил ему свою задумку, дал какие-то наброски — и он буквально за сутки нарисовал мне готовое оформление. Сделал это по дружбе, абсолютно бесплатно.
«Ридеро» же предлагает оформление обложки от 2900 Р — это в случае, если автор предоставляет свою фоновую картинку, а дизайнер гармонично размещает ее с необходимыми надписями на обложке. За индивидуальным дизайном лучше обратиться в другие издательства, например «Первый том» и «Эдитус», или найти профессионального дизайнера.
Верстка книги. Выбор шрифта, размещение текста и иллюстраций на странице, переносы строк, сноски и примечания — все это происходит на этапе верстки.
Если планируете печатать тираж книги в любом другом издательстве, то они обычно предлагают свои услуги по верстке.
При простом оформлении книги сверстать текст можно самостоятельно. Бесплатный функционал «Ридеро» позволяет загрузить документ в форматах DOC, TXT, DOCX, RTF, ODT, PDF в редактор — он автоматически создаст макет книги. Единственное условие: размер документа не должен превышать 40 Мб. Дальше вручную можно изменить оформление текста: выбрать стиль шрифта и заголовков, вставить картинки, ссылки и сноски.
Когда макет готов, книга визуализируется в 3D. Можно оценить ее внешний вид, покрутить с разных сторон и полистать еще до момента публикации.
У бесплатной версии сервиса стандартный набор возможностей, которого может не хватить для книги со сложным оформлением. Но расширенные инструменты для верстки есть в про-версии аккаунта. Там можно, например, вставлять разрыв страницы и использовать буквы нижнего и верхнего регистра. Это может понадобиться для технической литературы. Для моей книги бесплатной версии оказалось достаточно.
Я загружал текст из «Ворда», предварительно перенеся его туда из Focuswriter. С версткой пришлось немного повозиться, так как редактор периодически глючил. Например, пару раз переносил кусок текста, и тот оказывался в другом месте книги. Также возникали проблемы с копированием нового текста в программу. Приходилось перезаливать заново весь документ, проделанная корректура терялась, и я начинал заново.
Электронная публикация
После допечатной подготовки книги — редактуры, корректуры, дизайна и верстки — можно ее публиковать. Это возможно как в электронном, так и в бумажном виде. Моя книга вышла в свет в мае 2018 года.
придется заплатить за идентификатор ISBN, если будете оформлять его самостоятельно
Роялти можно установить самостоятельно на сайте. В зависимости от роялти для электронной и бумажной версии автоматически формируется отпускная стоимость книги в онлайн-магазинах.
стоит моя книга на «Литресе». Из этой суммы я получаю только 50 Р
У меня до сих пор не сформировалась какая-то четкая картина по поводу заработка на книге. Изначально я взял сумму роялти просто из головы: хотел, чтобы книга засветилась. Заработок никогда не был целью, ведь параллельно я делюсь книгой бесплатно у себя на сайте. Но если кто-то из читателей хочет меня отблагодарить, может сделать донат или купить книгу на интернет-площадках.
Печать тиража
На «Ридеро» есть встроенный калькулятор, где можно рассчитать стоимость тиража. Она зависит от формата книги, количества страниц, числа экземпляров, обложки, твердая она или мягкая, и печати — цветная или ч/б. Минимального ограничения по количеству экземпляров нет — можно заказать даже одну книгу, но тогда себестоимость тиража будет выше.
Дальше порядок такой:
Я выбрал формат А5, черно-белую печать на офсетной бумаге 80 г/м² и мягкую ламинированную обложку.
Для начала решил заказать тестовую партию — 50 экземпляров, чтобы проверить качество результата. И правильно сделал: позже я нашел в книге несколько опечаток — пришлось исправлять. Затем решил убрать аннотацию с задней обложки, потому что без нее смотрится симпатичнее. Плюс ко всему после выхода печатного тиража мы с Тимуром еще раз отредактировали текст — расставили кое-где новые акценты. Поэтому сейчас самая свежая версия — электронная.
Часть экземпляров я подарил знакомым, восемь книг разыграл в конкурсе на «Лайвлибе», часть продал.
Продвижение
Это один из самых важных и дорогостоящих этапов: при хорошей рекламной кампании можно продать миллионы экземпляров любой, даже некачественной книги. С другой стороны, каким бы гениальным ни было произведение, без продвижения о нем просто никто не узнает.
За продвижением также можно обратиться в другие издательства и агентства, например «Перо» или «Прайм-паблиш». Расценки такие: 3000 Р — публикация в соцсетях, 5000 Р — рекламная кампания в интернете, 8000 Р — публикация на рекомендательном сервисе.
Если бюджет на продвижение отсутствует и нет собственной аудитории и подписчиков, то придется делать все с нуля и надеяться, что сработает сарафанное радио. Как минимум нужно обозначить себя в социальных сетях, также не помешает создать авторскую страничку или сайт книги.
Группу во «Вконтакте» и свой инстаграм я постарался оформить в том же стиле. На момент публикации книги у меня было более 25 тысяч подписчиков, но, к сожалению, только немногие из них были русскоговорящими. Чтобы как-то раскрутить книгу, я даже перевел первую главу и опубликовал ее частично на английском и испанском языках на Wattpad — международной социальной платформе, где можно делиться своими историями. Но дело оказалось слишком трудоемким, поэтому целиком книгу я решил не переводить, а начать работать над второй.
Отзывы на книгу я собираю в сообществе «Лайвлиб».
Сколько можно заработать на книге
Теоретически писатель может разбогатеть, и подобные примеры существуют. Так, журнал «Форбс» ежегодно выпускает рейтинг самых оплачиваемых авторов. Первое место в 2019 году заняла Джоан Роулинг с 92 млн долларов. Ее основные поступления были от тематических парков, театральных постановок и авторских прав на фильмы.
В России ситуация скромнее. Средний тираж книги у нас составляет 2—3 тысячи экземпляров, и с каждым годом этот показатель ухудшается. Вопреки мнению, что наша страна — самая читающая в мире, книги регулярно читает менее 10% населения. Для сравнения: в Японии, где людей на 20 млн меньше, средний тираж книги — 50—70 тысяч экземпляров.
Так что если метите в долларовые миллионеры, то стоит писать на английском языке: охват аудитории будет максимальным.
При самостоятельной публикации произведения автор исключает посредников и может добиться профита в 15—50% с экземпляра, но в этом случае придется раскручивать произведение своими силами. На это, как правило, уходят огромные усилия и бюджет.
Подводные камни на пути писателя
Творческие блоки. На писательском пути затыки случаются часто: пропадает вдохновение, мотивация. Не знаешь, о чем дальше писать, — сидишь полдня над одной строчкой, редактируя ее по десять раз. В один день кажется, что вроде получается неплохо, а в другие уже ничего не нравится и хочется все бросить.
В таких случаях нужно сделать перерыв. Абстрагироваться, переключиться на другую деятельность, поиграть в компьютерные игры — делать все, что позволит на время забыть про книгу. Например, я нередко садился на несколько дней играть в пошаговую стратегию «Цивилизация 5» — больше мой компьютер не тянет.
Даже в такие моменты книга пишется — работа продолжается на бессознательном уровне. Я считаю, что писательство — это не только предельная концентрация, но и умение отпустить процесс. Важно не то, сколько времени ты посвящаешь книге, а сколько раз возвращаешься к ней со свежим взглядом и новыми силами.
Также у меня случались мрачные полосы по несколько недель, когда ничего не получалось, а мотивация была на нуле. Тогда я откладывал рукопись и искал вдохновение в путешествиях и книгах. Просто брал по несколько произведений авторов, которые мне нравятся, например Кастанеды, Маркеса, Бунина, Хемингуэя, Гессе. Либо книги, где мне по душе стиль. Так я заряжался текстом, его образностью и ритмом. Потом, когда садился за свою книгу, уже был настроен на нужную волну.
В начале писательского пути я относился к книге так, будто от нее зависит моя жизнь. В какой-то момент я стал воспринимать все проще: понял, что даже если не напишу ее, то жизнь продолжится. Это осознание расслабило меня. Поэтому потом никаких дедлайнов я себе не ставил и не переживал по этому поводу.
Я стараюсь работать в комфортном для себя ритме и приятной атмосфере. Когда я захвачен идеей, то могу работать ночами. Неоднократно я просыпался от того, что мне в голову приходила какая-то творческая мысль, а вместе с ней — заряд бодрости. Я вставал, заваривал чай мате, включал приятную музыку и садился за текст. Спал по 4—5 часов и в таком режиме иногда проводил несколько недель.
Критика. Всегда приятно видеть, что люди погрузились в книгу и прониклись ею, отметили какие-то цитаты. Понимаешь, что встретил единомышленников, твое произведение услышали и поняли, часто даже глубже, чем ты мог ожидать. Это радует.
Другая часть читателей не прониклась моим творчеством. Это тоже нормально: просто книга не их либо попала в руки не в тот момент.
Но существует третья категория читателей, которые мочат автора по полной: пишут злые комментарии и ставят произведению минимально возможную оценку. И мне до сих пор непонятно, почему книга, на которую я потратил столько времени и сил, куда вкладывал светлое послание и которую раздаю бесплатно, может вызывать такую резкую реакцию.
Книга как ребенок, и любую критику воспринимаешь болезненно. Очень важно, чтобы это не подкосило мотивацию. Во всяком случая для меня это было сложным психологическим испытанием.
Итоги
Когда я писал книгу, то был в непрерывном путешествии. Серьезно занялся ею в начале 2016 года и закончил финальную рукопись в конце 2017 года. То есть на создание ушло два года. Опубликовал книгу еще через полгода — 28 мая 2018 года.
Это вполне обычный срок: чтобы написать книгу, у большинства авторов уходит от шести месяцев. Конечно, есть примеры, когда книгу заканчивали за несколько недель или месяц. Например, Достоевскому пришлось за 26 дней написать роман «Игрок», чтобы расплатиться с долгами. Но в большинстве таких случаев у автора уже есть какие-то наработки. В противовес этому существует пример Гете, который работал над «Фаустом» всю свою жизнь.
я потратил на издание книги
Потратил на издание книги 28 300 Р
Печать 50 экземпляров книги | 9510 Р |
Ноутбук | 7600 Р |
Редактор | 5000 Р |
Рецензент | 3500 Р |
Хостинг сайта | 1400 Р в год |
Домен | 1290 Р в год |
Помимо денег и времени я потратил много эмоциональных сил, прошел все состояния — от блаженства до полного отчаяния.
Несмотря на все трудности, осенью 2018 года, после путешествия в Никарагуа, я взялся за вторую книгу. Возможно, на этот раз мое послание достигнет большего числа людей. Обе книги построены таким образом, что их можно читать в любой последовательности, и каждая из них углубляет историю другой.
Первые две главы новой книги снова про Таиланд и подпольную жизнь Бангкока. Одна глава — про пустыню Сахару, в 2015 году я пересек ее по земле. Еще одна глава освещает революцию 2018 года в Никарагуа, а другая посвящена Чили — моей любимой стране в Южной Америке.
Что касается нового печатного издания «Из декабря в Антарктику», я планирую сделать его одновременно с выходом второй книги. Возможно, в будущем получится опубликовать их в одном томе. А может, к тому времени появятся новые идеи, и я уже возьмусь за третью книгу.
Стану ли я кому-то советовать взяться за свою книгу? Безусловно, да. Я убежден, что писательство — это магический процесс, который никогда не получится до конца объяснить. Каждый человек, у кого достаточно целеустремленности и есть желание выразиться, поделиться чем-то позитивным, должен попробовать реализовать задуманное.
Написание книги — это психотерапия, честный диалог с самим собой. Когда проводишь много времени один, то пытаешься разобраться в мыслях и чувствах, переосмысливаешь их и узнаешь себя с другой стороны. Кроме того, это опыт, который может изменить человека. Для меня создание книги стало самым ярким путешествием в жизни, хотя я объездил почти весь мир.
Хочу собраться с силами и написать книгу про борьбу с облысением, надеюсь начать во время зимних каникул
Антон, ваша борьба успешна?
Алексей, мысли и эмоции всех людей на этой планете удивительно (нет) похожи друг на друга, именно поэтому существует такое количество успешных произведений художественной литературы. Да, и денег на этом тоже можно заработать.
Виктор, спасибо за рассказ! Интереснейший опыт. До сих пор не понимаю как можно соединить путешествия 24/7 с написанием не заметок, не постов в Инстаграм, а целую книгу. Пишите о себе и продолжайте развиваться. История вдохновляет. Пойду редактировать статью, с чего-то же нужно начинать 😉
Поддержу автора на Озоне.
Спасибо! Всегда было интересно как этот путь выглядит со своей книгой. Позновательно! Самиздат всё же шагает уверенно вперед, как и с музыкальными произведениями, что не может не радовать.
Одного не понял, на что автор жил и путешествовал черпая вдохновения в разных странах?
НАКАНЕЦ-ТА. давно ждал когда вы расскажете про себя. спасибо!
Виктор, спасибо за рассказ. Успехов вам в писательстве! Пусть всё получится!
Пишу книгу, про то как быть счастливым. Рабочее название «100 правил на пути к счастью». Где-то посредине вашего пути. Спасибо за вашу статью, она очень полезная и мне помогла! ?? Успехов вам во всех начинаниях!
«Еще одна глава освещает революцию 2018 года в Никарагуа».
Интересно, не знал, что в Никарагуа была революция в 2018. Расскажите об этом Даниэлю Ортеге, вместе посмеетесь.
На мой взгляд, там и на серьезную попытку переворота не тянуло. Так, буза и не более.
Вот поэтому и есть негативные отзывы на книгу. Тщательнее нужно, тщательнее. 🙂
В любом случае, спасибо за комментарий, и за то, что раскрыли секрет негативных отзывов.
Виктор, я тоже. Поэтому знаю, о чем пишу 🙂 Я бы сказал, что это были народные волнения, формальным поводом для которых послужило увеличение отчислений в местный фонд социального страхования. Для средней никарагуанской зарплаты в 230 долларов, я прикидывал, выходило где-то на 1 доллар больше в месяц (округлил вверх). Ну, а дальше, появились революционеры. Причем забавно, большинство из них не платили в соцстрах, поскольку нигде не работали. Например, студенты, а также местный криминалитет (среди прочих).
Местная гопота встретила народные протесты с большим энтузиазмом. Быстро разобрав брусчатку улиц она стала сшибать копеечку с припозднившихся проезжавших. На перекрестках крупных дорог выросли небольшие баррикады. Ночами стали жечь покрышки.
Вкратце, я это запомнил так. Но это без подробностей, без событий в Леоне. Лень писать.
Всем приятного вечера.