Главная » Правописание слов » Как написать словесный портрет ломоносова

Слово Как написать словесный портрет ломоносова - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Михаил Васильевич Ломоносов. Биографическая справка

19 ноября исполняется 300 лет со дня рождения выдающегося русского ученого, поэта, реформатора русского языка, художника и историка Михаила Васильевича Ломоносова.

Выдающийся русский ученый, первый русский академик, поэт, реформатор русского языка, художник и историк Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Мишанинской (ныне село Ломоносово) Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в семье крестьянина‑помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах.

В декабре1730 г., стремясь получить образование, Михаил Ломоносов ушел с рыбным обозом в Москву.
В январе 1731 г. Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно‑греко‑латинскую академию при Заиконоспасском монастыре («Спасские школы»).

В 1735 г. в числе 12 лучших студентов академии он был отправлен учиться в Санкт‑Петербургскую академию наук.
В 1736 г. трое из способных студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл пять лет.

В Германии Ломоносов поселился в Мальбурге – в доме Екатерины Елизаветы Цильх, вдовы пивовара и члена городской думы Генриха Цильха, с младшей дочерью которой Елизаветой он обвенчался 6 июня 1740 г.

В июне 1741 г. (по другим сведениям, в январе 1742 г.) Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в августе 1745 г. стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.

В 1749 г. на торжественном собрании Академии наук Ломоносов выступил с речью под названием «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». Речь произвела хорошее впечатление и Ломоносов стал пользоваться большим вниманием при дворе, сблизился с любимцем Елизаветы графом Иваном Шуваловым.

Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к Ивану Шувалову, легли в основу проекта Московского университета.

25 (12 по старому стилю) января 1755 г. Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. 7 мая (26 апреля по старому стилю) 1755 г. состоялось торжественное открытие университета в здании Аптекарского дома, находившегося на месте Исторического музея. В 1940 г., в дни празднования 185‑летнего юбилея, университету было присвоено имя Михаила Ломоносова.

В марте 1757 г. Ломоносов был назначен советником Академической канцелярии. В ведении Ломоносова находились Академическое собрание, университет, гимназия и Географический департамент.

В 1763 г. Михаил Ломоносов был избран членом Российской академии художеств. В конце жизни Ломоносов стал почетным членом Стокгольмской (в 1760 г.) и Болонской (в 1764 г.) академий наук.

Умер Михаил Ломоносов 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1765 г., похоронен на Лазаревском кладбище Александро‑Невской лавры в Петербурге.

Открытия Ломоносова в области химии, физики и астрономии на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых. Он развил атомно‑молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Он выдвинул учение о свете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на планете Венера, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Известны его труды в области истории.

Ломоносов – крупнейший поэт XVIII века, создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания, автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка.

Имя Ломоносова носят многие учреждения науки, образования и культуры России: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук, Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова и др.

Именем Ломоносова названы город в Ленинградской области, течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на Луне.

В марте 2012 г. будет запущен космический спутник МГУ «Ломоносов», который станет отслеживать связь между высокоэнергичными процессами во Вселенной и атмосферными явлениями.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Как написать словесный портрет ломоносова

19 ноября — 300 лет со дня рождения великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.

Слава Россов, неподражаемый, бессмертный Ломоносов!

Михаил Васильевич Ломоносов — один из величайших гениев в истории человечества. Он стал первым нашим соотечественником, которого и современники, и потомки с полным правом ставят в один ряд со знаменитыми европейскими учёными, заложившими основы научных знаний нового времени.
Трудно назвать то направление науки и культуры, которого бы не коснулся его уникальный, всеобъемлющий талант. Ломоносова сравнивают с Леонардо да Винчи и другими гениями эпохи Возрождения. Такие величайшие умы появляются в истории народов не то чтобы раз в столетие или раз в тысячелетие, а вообще — один только раз!
Научные открытия Ломоносова обогатили мировую науку, некоторые из них опередили на несколько столетий своё время, а для России он стал основоположником отечественной науки и культуры нового времени.
19 ноября 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения достойнейшего сына Русской земли!
Михаил Васильевич Ломоносов родился в Архангельской губернии, по разным источникам в деревне Мишанинской или Денисовке, расположенной на берегу Курострова, самого большого из островов в устье Северной Двины, недалеко от городка Холмогоры, в семье крестьянина — помора Василия Дорофеевича Ломоносова.
Юный Михайло, как звали Ломоносова, с детских лет помогал отцу, слыли они в округе опытными мореходами. Ходили вместе в море, охотились на морского зверя и ловили рыбу. Михайло с десяти лет уже умел управлять кораблём.
Суровая, но по своему прекрасная природа родного края, обычаи и нравы его обитателей, далёкие и небезопасные путешествия по морю с отцом — все эти впечатления с жадностью впитывал наблюдательный парнишка.

У Михайлы очень рано пробудилась тяга к познанию, к творчеству. И читать, и писать, и считать лучше всех научился и местных учителей превзошёл. По преданию, местный дьячок, учивший пытливого отрока, поражённый его способностями, упал пред своим учеником на колени, признавшись, что больше ничему научить его не может. Желание «познать разные науки» становилось всё сильнее. У своих соседей, братьев Дудиных, Михайло увидел две светские книги — «Грамматику» Милентия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого.
Эти две книги потрясли юношу. Он выучил их наизусть, с благодарностью помнил всю жизнь и называл «вратами своей учёности».
Когда будущему учёному исполнилось 19 лет, отец решил женить сына и передать ему всё хозяйство. Неудержимо стремившийся к знаниям, юноша решил бежать в Москву. Из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Михайло надел на себя две рубахи, тулуп, занял у соседа три рубля денег, взял с собой подаренные ему «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. В ту пору стояли лютые морозы, и риск замёрзнуть был велик.
На третий день Михайло настиг обоз и упросил рыбаков взять его с собой. Через три недели юноша был в Москве. Назвавшись дворянским сыном, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинсую академию и стал студентом единственного тогда в России высшего учебного заведения. За три года талантливый юноша закончил шесть классов, многому научился.
Когда по решению Сената в Петербурге организовали при Академии наук «семинарию» для самых способных к учению дворян, Ломоносов попал в список тридцати избранных. Спустя некоторое время трёх наиболее способных студентов направили в Германию для изучения химии и горного дела. Подающий большие надежды Михайло Ломоносов вошёл в их число.
Через пять лет, закончив обучение, в Петербургскую Академию наук возвратился блестяще образованный молодой учёный — энциклопедист. Началась новая эпоха в жизни Ломоносова — эпоха великих открытий, главным образом, в химии, физике и астрономии, на десятилетия опередившие работы западноевропейских учёных.
Через некоторое время Ломоносов получил должность профессора химии. Проводя огромную исследовательскую и научную работу в химической лаборатории, построенной благодаря его самоотверженным усилиям, гениальным русским учёным был открыт закон сохранения материи и движения — один из основных законов природы.
Научные интересы Ломоносова были столь разнообразны, что их с лихвой хватило бы не одному десятку учёных. Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, верно указал на электрическую природу северных сияний и определил их высоту — 110 км., открыл атмосферу на Венере.
Далеко опережая современную ему науку, Михаил Васильевич первым из учёных разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят», предсказал существование Антарктиды. За двадцать лет неустанных трудов учёный-исследователь создал необычайно важную для практического применения работу по горному делу, где дал описание руд и минералов, рассказал о признаках их залегании, причинах и значении окраски горных пород.
Книга Ломоносова была первым практическим руководством к поискам руд, основанным на строгих научных наблюдениях. Она была разослана по рудникам и оказала большую помощь русским горным мастерам-рудоискателям, открывшим много новых месторождений на Урале, Алтае и в Нерчинском крае. К книге была приложена замечательная работа Ломоносова «О слоях земных», которая положила начало геологической науке в нашей стране.
Взгляды великого учёного значительно опередили его время. Ломоносов утверждал, что останки вымерших животных встречаются там, где жили эти животные, а пласты каменного угля имеют органическое происхождение. Также Ломоносов первый указал на образование нефти из остатков организмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только в 20 веке.
Много сил положил Ломоносов на открытие северного морского пути. Итогом напряжённого труда и огромной исследовательской работы учёного стали составленные им подробный план и маршрут плавания северной экспедиции. Самим учёным были сконструированы и изготовлены многие навигационные приборы для оснащения кораблей, например, морской барометр, «ночезрительная труба» — прибор ночного видения для морских кораблей, дающий возможность ночью или в сумерках различать скалы и корабли в море. Спустя более двух веков по чертежу Ломоносова в Советском Союзе были созданы специальные ночные бинокли, которые использовались на кораблях в годы Великой Отечественной войны.
Михаила Васильевича Ломоносова первого из русских учёных избрали почётным членом иностранных академий наук. Русская наука в его лице получила европейское признание. Ломоносов вошёл в историю России как создатель русской науки. Огромна его роль в развитии образования и просвещения. Великий учёный считал, что русский университет необходим России как воздух. Именно по его планам и проектам, при содействии графа Шувалова, 1 мая 1755 года Московский университет распахнул свои двери перед русскими юношами.
Александр Сергеевич Пушкин писал по этому поводу: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый русский университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Сейчас Московский государственный университет носит имя великого учёного.
Михаил Васильевич Ломоносов знаменит и своими мозаичными картинами, где в полной мере воплотился его талант художника. В художественной мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаики: портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и грандиозное мозаичное полотно «Полтавская баталия». Из сорока мозаик до наших дней сохранилось двадцать четыре.
За работы в области мозаичного искусства Болонская академия наук в Италии в 1764 году избрала Ломоносова своим почётным членом.
Гениальный учёный был не только основоположником отечественной науки, но и великим поэтом — реформатором. Оды, стихи, послания Ломоносова открыли новую эпоху в русской литературе. Со школьной скамьи и на всю жизнь мы запоминаем поэтические строки, вошедшие в золотую сокровищницу русской поэзии:

— Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут,

— Открылась бездна, звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне дна,

— Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!

Его имя стоит первым в ряду гениев поэтического слова — Ломоносов, Державин, Пушкин.
С полным правом мы называем его основоположником современного русского языка. В написанной им новой «Российской грамматике» великий Ломоносов создал систему норм и правил живого русского языка, соответствующей его природной сути.
Стало знаменитым его изречение о сравнении русского языка с другими: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского и сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Всю жизнь великий учёный трудился, не покладая рук, для пользы и величия Отечества. О борьбе с врагами своими он писал: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство».
И, обращаясь уже к истории и к будущим поколениям, говорил: «Восстани и ходи, Россия. Отряси свои сомнения и страхи. И радости и надежды сполна, красуйся, ликуй, возвышайся!»
Михаил Васильевич Ломоносов воплотил в своих деяниях духовную энергию и мощь не только своей личности, но и своего народа.
Александр Сергеевич Пушкин, преемник и продолжатель Ломоносова в поэзии, очень интересовался его жизнью и судьбою. Он посвятил ему поэтические строки:

Невод рыбак расстилал по брегу
студёного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок,
оставь рыбака!

Мрежи иные тебя ожидают,
иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь
помощник царям!

Эти строки кратко и образно дают нам представление о жизни и судьбе одного из самых великих людей в истории человечества, когда-либо рождённых русской землёй!

Слава Россов, неподражаемый, бессмертный Ломоносов!

72
К 88 Кудрявцев Б. Биография великана [Текст] / Кудрявцев Б. — М. : Молодая гвардия, 1967. — 253 с. : ил. — (Эврика).
здч

72
Л 75 Ломоносов : крат. энцикл. слов. [Текст] / ред. Карпеев Э. П. — СПб. : Наука, 2000. — 258 с.
здч

72
Л 75 М. В. Ломоносов в портретах, иллюстрациях, документах [Текст] / сост. В. Л. Ченакал. — М. ; Л. : Просвещение, 1965. — 316 с. : фот.
здч, едф

63.3(2)
Л 75 Ломоносов М. Записки по русской истории [Текст] / Ломоносов М. ; сост. Лосиевский И. — М. : Эксмо, 2007. — 736 с. : ил.
едф, зуф

87.3(2)
У 84 Уткина Н. Михаил Васильевич Ломоносов [Текст] / Уткина Н. — М. : Мысль, 1986. — 224 с. — (Мыслители прошлого).
зуф, здч, едф

«В НАЧАЛЕ ЖИЗНИ ШКОЛУ ПОМНЮ Я. »

84(2Рос=Рус)6
А 32 Андреев-Кривич С. Может собственных Платонов : юность Ломоносова [Текст] / Сергей Андреев-Кривич. — М. : Советская Россия, 1968. — 163с.
едф

72
Б 44 Белявский М. Все испытал и все проник [Текст] / Белявский М. — М. : Изд-во Московского университета, 1990. — 221 с. : ил.
здч, зуф, едф

63.3(0)
Б 93 Бутромеев В. Великие и знаменитые. Новое время века [Текст] / Владимир Бутромеев. — М., 1996. — С.
здч

Жизнь замечательных людей : Михаил Васильевич Ломоносов [Текст] // Веселые уроки. — 1999. — N 4. — С.
оио

72
И 97 Ишлинский А. Ломоносов — великий русский ученый [Текст] / Ишлинский А., Павлова Г. — М. : Педагогика, 1986. — 128 с. : ил. — (Библиотечка детской энциклопедии «Ученые — школьнику»).
здч

84(2Рос=Рус)6
Р 13 Равич Н. Повесть о великом поморе [Текст] / Н. Равич ; худ. И. Архипов. — М. : Детская литература, 1976. — 174 с. : ил.
оио

Баринова Т. М. В. Ломоносов — великий гражданин, ученый, прославивший Россию [Текст] / Тамара Баринова // Химия. — 2009. — N 4 (февр.). — С.
зуф

72
В 18 Варшавский А. Сыны Отечества [Текст] / Варшавский А. В. — М. : Детская литература, 1987. — 303 с. : ил. — (Люди. Время. Идеи).
здч, едф, зуф

72
К 88 Кудрявцев Б. М. В. Ломоносов [Текст] / Кудрявцев Б. Б. — М. : Учпедгиз, 1955. — 128 с. : ил. — (Классики физики).
здч

72
К 95 Курмачева М. Петербургская Академия наук и М. В. Ломоносов [Текст] / Курмачева М. Д. — М. : Наука, 1975. — 79 с. — (История нашей Родины)
здч, зуф

24
М 23 Манолов К. Великие химики [Текст] : пер. с болг. / К. Манолов ; под ред. И. М. Раскина, В. М. Тютюнника. — М. : Мир, 1977. Т. 1. — 451 с.
здч, едф

84(2Рос=Рус)6
М 91 Муравьев В. Слава столетия : ист. повести [Текст] / Муравьев В. Б. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Детская литература, 1979. — 352 с. : ил.
оио, едф

84(2Рос=Рус)6
О-75 Осокин В. Российской землей рожденный [Текст] : ист. повесть о М. Ломоносове / Осокин В. Н. — М. : Молодая гвардия, 1971. — 160 с. — (Пионер — значит первый).
зуф

72
Г 61 Голованов Я. Михайло Ломоносов [Текст] / Я. Голованов // Голованов Я. Этюды об ученых / Я. Голованов ; худож. А. Белюкин. — Изд. доп. — М., 1976. — С.
здч

МОЗАИЧНЫХ ДЕЛ МАСТЕР

85.143(2)1
Н 48 Некрасова Е. Ломоносов-художник [Текст] / Екатерина Некрасова. М. : Искусство, 1988. — 143с.
здч

Малов В. Как Ломоносов мозаичным мастером был [Текст] / Владимир Малов // А почему? — 2009. — N 4. — С.
здч

84(2Р)6
А 67 Анискович Л. «Ломоносов» : поэма [Текст] / Анискович Л. — М. : Вече, 2001. — 144с. : ил.
оио

83.3(2Рос=Рус)1
З-30 Западов А. В. Отец русской поэзии: о творчестве Ломоносова [Текст] / Западов А. В. — М. : Советский писатель, 1961. — 284 с.
зуф, здч

72
Л 33 Лебедев Е. Михаил Васильевич Ломоносов [Текст] / Лебедев Е. Н. — Ростов н/Д : Феникс, 1997. — 640 с. — (След в истории).
зуф, здч

84(2Рос=Рус)1
Л 75 Ломоносов М. Стихотворения. Письма [Текст] / Ломоносов М. В., Сумароков А. П., Тредиаковский В. К. — М. : АСТ: Олимп, 1999. — 544 с. — (Школа классики — ученику и учителю).
здч, зуф

83.3(2Рос=Рус)
П 70 Прашкевич Г.М. Михаил Васильевич Ломоносов [Текст] / Г. М. Прашкевич // Прашкевич Г. М. Самые знаменитые поэты России / Прашкевич Г. М. — М., 2003. — С. — (Самые знаменитые).
едф

«И СЕЯ ПРОСВЕЩЕНЬЯ ДУХ. »

72
Б 44 Белявский М. М. В. Ломоносов и основание Московского университета [Текст] / М. Белявский ; ред. М. Н. Тихомиров. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1955. — 311 с. : ил., портр.
здч

Кузичева З. Московскому государственному университету — 250 лет [Текст] / Зоя Кузичева, Нина Курдюмова // Математика в школе. — 2005. — N 1. — С.
здч

Леонова Л. К исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова [Текст] / Л. Леонова // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2009. — N 7. — С.
зуф

Ломоносовская частная школа — лучшая и старейшая частная школа Москвы [Электронный ресурс] // Ломоносовская школа. — [Б. м.], 2011. — Режим доступа: http://www.lomon.ru/

Ломоносов Михаил Васильевич [Электронный ресурс] // [Б. м.], 2011. — Режим доступа: http://www.lomonosov300.ru/

Отделы библиотеки:
здч — зал делового чтения;
зуф — зал универсальных фондов;
едф — единый фонд книгохранения.
оио — отдел интеллектуального отдыха

наверх

Источник

Неизвестные факты об известных. Михаил Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов – один из немногих деятелей мировой науки и истории, который был талантлив не в одной, а сразу в нескольких сферах. Причем не только науки, но и культуры. Он занимался химией, физикой, астрономией, писал прекрасные, хоть и кажущиеся нам сегодня слишком «тяжеловесными» стихи, а в свободное от всех этих дел время складывал мозаичные картины. Он внес небывалый вклад в развитие самых разных наук и искусств, что по праву заслуживает сравнения с величайшим гением эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Личность Михаила Васильевича Ломоносова уже давно стала хрестоматийной и успела обрасти различными мифами.

♦ Одним из самых «жареных» фактов для любителей сенсаций считается версия, что Петр Первый может быть отцом Ломоносова. Действительно, Михаил Васильевич боготворил императора, писал в его честь оды, составлял его мозаичные портреты, а в одном из высказываний даже сравнил его с богом.

Послал нам радость за судьбиной
В щедротах неизмерный бог.
Орел великий обновился,
На высоте своей явился
И над Европою парит.
Россияне руками плещут,
Враги в унынии трепещут,
Познав, кто носит скиптр, меч, щит

Мозаика работы М.В.Ломоносова, 1755-1757, Государственный Эрмитаж.

Но историки уверены: такая любовь не была проявлением родственных чувств. В Архангельске, где родился Ломоносов, царь бывал, и даже трижды. Но намного раньше 1711 года, когда появился на свет будущий ученый.

Прижизненный портрет Ломоносова. Художник Георг Преннер. 1750 год. В последствии это картина много раз копировалась и пережила немало интерпретаций.

Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву. Как вы понимаете, на самом деле Ломоносов добрался до Москвы не пешком (еще иногда прибавляют, босиком). Т.е. вероятно, что периодически он шел пешком, рядом с обозом (обычно лошадям давали отдохнуть, да и самим размяться хочется), но не весь путь и не один-одинешенек. С собой он взял только одежду и две книжки — «Грамматику» и «Арифметику».

♦ Отправляясь в Москву, Михаил Ломоносов уже был вполне грамотен, чтобы поступить в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Грамоте Ломоносова обучил дьячок местной Дмитровской церкви. Однако, чтобы быть зачисленным в это известное учебное заведение, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя за сына холмогорского дворянина.

♦ Стипендия Ломоносова составляла 3 копейки в день. На эти деньги можно было купить примерно 1,5 килограмма мяса или около 4 килограммов хл:). Денег не хватало, поэтому Михаил, как и многие нынешние студенты, вынужден был подрабатывать.

♦ В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить в Европу 12 наиболее способных молодых людей из «Спасских школ» для обучения естественным (физика, химия) и техническим наукам (металлургия, горное дело). Во время учебы в Марбурге Ломоносов освоил не только точные науки, но и умение обращаться со шпагой. И в таком совершенстве, что любившие позадираться немецкие студенты обходили его стороной.

Вид дома, где в 1739-1740 гг. жил М.В. Ломоносов, Саксония, г. Фрейберг. 1950-е.

Дом в Марбурге, где жил Ломоносов. Наши дни.

Мемориальная доска на этом доме.

♦ Переехав в Германию, Ломоносов поселяется в доме вдовы немецкого пивовара, на дочери которого (Елизавете) он впоследствии женился. Существует распространенный миф, будто когда Ломоносов уехал из Германии в Петербург, он на два года вообще «забыл» про свою супругу. Ей пришлось разыскивать беглеца через российское посольство. Химик не стал отрицать факт женитьбы и помог жене переехать в Россию. Этой вынужденной разлуке есть объяснение, но оно будет ниже, в разделе «Личная жизнь». Хотя об истинных мотивах Ломоносова можно только гадать. В различных источниках женитьба на Елизавете интерпретируется по разному: от истинной глубокой любви до безысходности после появления незаконорожденного ребенка.

♦ Несмотря на благообразный и спокойный внешний вид (если судить по картинам), Ломоносов был человеком буйного нрава и не сдерживал себя в проявлении эмоций. Однажды, уже в чине академика, он гулял по Васильевскому острову. Смеркалось. На обратном пути, когда ученый шел домой, его окружила подвыпившая троица матросов, которые хотели ограбить одинокого прохожего. Не тут-то было: разгневанное светило науки засветило одному из нападавших в физиономию. Второго грабителя Михаил Васильевич схватил, заставил раздеться, а одежду забрал себе — в качестве трофея. Третьему чудом удалось ретироваться.

♦ Отношения Ломоносова с церковью трудно назвать теплыми. Он бы приверженцем деизма (признание существования Бога и сотворения им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений). В 1757 году достоянием общественности стал его «Гимн бороде», в котором поэт описывает такую темную страницу в истории христианства, как сожжение еретиков, и позволяет себе довольно смелые высказывания в адрес священнослужителей. Члены Святейшего Синода не оставили поэтический пасквиль без внимания и стали искать защиты у Елизаветы Петровны. Но она оставила их призывы наказать Ломоносова без внимания. После чего Михаил Васильевич разразился еще одной сатирой с церковным уклоном – «Гимном бороде за суд».

Если кто невзрачен телом
Или в разуме незрелом;
Если в скудости рожден
Либо чином не почтен,
Будет взрачен и рассуден,
Знатен чином и не скуден
Для великой бороды:
Таковы ее плоды! (из «Гимна бороде»)

♦ За хвалебную и полную комплиментов оду в честь коронации Елизаветы в 1748 году, Ломоносов получил солидный гонорар – 2000 рублей. Но так как никаких других денег, кроме медных, в России той поры не выпускалось, вознаграждение было выдано Михаилу Васильевичу звонкой монетой. Ее доставили два груженых доверху воза.М. В. Ломоносов представляется Елизавете Петровне, Борис Артемьевич Чориков, гравюра, XVIIIв.

Ломоносов в буквальном смысле «возродил» уникальную мозаичную технику Древней Руси, пришедшую в киевские храмы еще из Византии сразу после принятия христианства, но к XVIII веку давно утраченную и позабытую. В Риме мозаичное дело продолжало существовать, но секреты его хранились в строжайшей тайне. Однажды привезенные современником из Италии образцы флорентийской мозаики вдохновили Ломоносова на собственные опыты. Ломоносов первым в России стал заниматься цветным стеклом. В результате он получил более двух тысяч оттенков цветного стекла, которые оказались намного богаче, ярче и красочнее итальянских. Заново открыв древний секрет, Ломоносов обратился в Сенат:

«Желаю я, нижайший, к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекол».

Прошение было удовлетворено, и фабрику построили недалеко от Ораниенбаума (ныне город Ломоносов, Ленинградская обл).Мозаичная мастерская М.В. Ломоносова, Портрет графа П.И. Шувалова (фрагмент), с оригинала неизвестного художника, 1758, Государственный Эрмитаж


М. В. Ломоносов показывает Екатерине II в своём рабочем кабинете свои мозаичные работы, Алексей Кившенко, 1895

♦ Михаил Ломоносов создал более десятка принципиально новых оптических приборов. Эти приборы использовались им и для астрономических наблюдений. Так, понаблюдав за Венерой в небольшой телескоп, он уверенно заявил, что на планете есть атмосфера. И, как выяснилось намного позже, был абсолютно прав.

♦ Точно так же поражают и географические открытия ученого. Он предположил существование Антарктиды задолго до ее обнаружения.

♦ Ученый долго размышлял над природой электричества, но так и не смог найти его источника. И даже пообещал наградить сотней золотых монет того, кто приоткроет для него завесу тайны. Желающих не нашлось.

♦ Он активно изучал электричество атмосферное — то есть молнии. С этим связана одна из научных трагедий: 26 июля 1753 года во время опытов Г.В. Рихман был убит ударом молнии, что было использовано противниками учёных в Академии наук.

♦ В царствование Петра I и после него царствующий дом в честь различных празднований устраивал грандиозные фейерверки, привлекая к их созданию ученых и затрачивая на их изготовление колоссальные по тем временам средства. В царствование Елизаветы Петровны (1741–1761) к созданию фейерверков был привлечен М.В. Ломоносов, которому поручалась организация фейерверков и иллюминаций.«Изображение фейерверка и иллюминации, которые в новый 1748 год перед зимнем ея императорского величества домом представлены были». Автор рисунка: Э. Гриммель. СПб. 1747

♦ Именно Ломоносов ввел их в обиход аббревиатуры. Ему первому пришла в голову мысль заменять отдельные фразы начальными буквами этих фраз. Правда, применительно только к одной сфере – учебному процессу в академической гимназии. Например, «НУ» напротив фамилии гимназиста означало, что он «не знал урока», а ББ объясняло, что данный юноша «был болен». Тогда, в 18-м веке, идея не прижилась, зато в 20-м расцвела всеми красками.

В 1754-м году Михаил Васильевич Ломоносов составил особую записку “О исправлении Академии”, в которой с горечью писал о том, что в Академии ничего не делается для подготовки русских учёных, что вся учебная работа развалена, а за последние семь лет “ни один школьник в достойные студенты не доучился”. К этому времении Ломоносов уже вполне уяснил механизм бюрократических действий в Академии наук. Академические дела быстро не рассматриваются, поскольку советник Канцелярии занят «многими и более важными делами».
Ломоносов приходит к мысли о создании самостоятельного и независимого от Академии университета, двери которого были бы открыты для учащихся всей страны.
План создания университета в течение долгого времени обсуждался М.В. Ломоносовым с И.И. Шуваловым, при этом Ломоносов, что университет должен быть устроен “по примеру иностранных… что весьма справедливо”. Без поддержки Шувалова ничего бы не получилось.

Шувалов не только “пробивал” проект в высших инстанциях, но и взвалил на себя всю организацию дела. Он подбирал профессоров и студентов, устроил при университете гимназию и типографию, а также добился для университета автономии от местных властей” (“История России”).
Ломоносов планировал организовать три факультета:
юридический факультет должен был иметь четыре кафедры (“натурального народного права”, “российской юриспруденции”, внутреннего государственного права”, “политики”);
медицинский – три (химии, натуральной истории, анатомии);
философский – шесть (философии, физики, риторики, поэзии, истории и древности).

Ломоносов писал: “Во всех европейских государствах позволено в академиях обучаться. всякого звания людям, не выключая посадских и крестьянских детей, хотя там уже и великое множество учёных людей. А у нас в России при самом наук начинании, уже сей источник регламентом по 24-му пункту заперт, где положенных в подушный оклад в университет принимать запрещается. Будто бы сорок алтын столь великая и казне тяжёлая была сумма, которой жаль потерять на приобретение учёного природного россиянина”.

При университете Ломоносов предполагал устроить гимназию, а позже выступил идеологом создания студенческих общежитий, расположенных вблизи мест обучения студентов.

♦ ♦ ♦ Личная жизнь ♦ ♦ ♦ (из журнала «Наука и жизнь», Статья «Ломоносов. Личная судьба»)

Молодые люди были знакомы около двух лет, когда в 1738 году между ними произошло объяснение. Ломоносов хорошо понимал всю ответственность, которую брал на себя, выбирая в невесты немецкую девушку. Всё осложнялось двумя моментами: отсутствием у Ломоносова средств к содержанию семьи и принадлежностью его возлюбленной к другой вере. Михайло Васильевич рассчитывал, что его материальное положение в России будет более благополучным для жизни семьи. Следовало уговорить Елизавету переехать в неизвестную для неё страну. В феврале 1739 года они поженились, не обвенчавшись в церкви, и 19 ноября у них родилась дочь Катерина-Елизавета. В церковной метрике с немецкой педантичностью указано: незаконнорождённая, в связи с тем, что их брак был гражданским, а не церковным. (Девочка умерла вскоре после переезда в Петербург.)Пресс для бумаг. М.В. Ломоносова

В 1740 году Ломоносов, наконец, обвенчался с Елизаветой Цильх в церкви реформаторской общины Марбурга. После этого он стремился поскорее уехать на родину и начать научную работу. Он не мог привезти молодую жену на пустое, необжитое место. Супруги договорились, что Михаил вышлет из России жене приглашение и деньги на переезд. К тому моменту Елизавета была беременна вторым ребенком, а ее мать была тяжело больна. Родившийся мальчик умер спустя месяц после рождения, а вскоре умерла и мать Елизаветы.

Пережитые потрясения окончательно убедили Елизавету в необходимости ехать к мужу в Россию. Но от него не было никаких известий… Ломоносов, прибыв в Петербург 8 июня 1741 года, мечтал быстрее заняться научной работой. К сожалению, не всё шло в его жизни так, как ему хотелось. Ломоносов был назначен адъюнктом (помощник профессора, ассистент) и выполнял различные поручения: составление каталога минералов, переводы статей, оформление научных диссертаций по материалам, привезённым из-за границы. Ему было назначено жалованье в 360 рублей в год, выделены две комнаты в доме Академии наук.
Блюдо с монограммой Ломоносова. Серебро

Академией наук в то время фактически управлял немец Шумахер, руководитель канцелярии, сосредоточивший в своих руках академические финансы. При господстве в Академии немцев природному россиянину с собственным мнением особого продвижения по ступеням научной карьеры не предвиделось. Он видел, как его «обходили» адъюнкты ниже по званию, но обласканные Шумахером. Ломоносов испытывал постоянную зависимость и мелочный контроль со стороны академической бюрократии. Даже садовник-немец не разрешал ему брать овощи из огорода Академии, дрова, свечи и прочее. Учёный был возмущён, его гордая натура протестовала против такого засилья иностранцев. В результате острых и бурных столкновений (в отчёте записано «. поносил профессоров отборной руганью, называл их ворами и такими словами, что и писать стыдно, и делал против них руками знаки самым подлым и бесстыдным образом. «)в Академии он был подвергнут домашнему аресту и просидел «под караулом» семь с половиной месяцев. Его освободили при условии «просить прощения в учинённых дерзостях» у профессоров Академии, что и было сделано им на заседании конференции Академии в 1744.

Находясь под стражей, Ломоносов несколько раз обращался в Академию наук с просьбой выдать ему денежную сумму в счёт невыплаченного жалованья. В августе 1743 года он писал, что почти целый год не получал денег от Академии и «оттого пришёл в крайнюю скудость». Ответ бы таков: «За неимением в казне денег выдать Ломоносову пять рублёв». Чуть позже Ломоносов пишет прошение в Сенат о назначении годового жалованья по должности профессора химии в 660 рублей, так как «химическая наука состоит не только в одной теории, но и в весьма трудной практике, которая и здравью вредительна бывает».

Дело заключалось в том, что Сенат, назначив его профессором, забыл установить ему оклад. Рассмотрение дела Сенатом затянулось. Шумахер в своём представлении Сенату уклончиво писал: «Профессорам при Академии разные оклады: иным по 860, другим по 660, молодшим по 500». Указ Сената о назначении Ломоносову годового оклада в сумме 660 рублей был подписан только 14 марта 1746 года. Книга «Российская грамматика», М.В. Ломоносов. Санкт- Петербург 1755 г.

Не имея от мужа никаких вестей, Елизавета Цильх начала искать его через русского посланника в Гааге. Ломоносов выслал ей на дорогу сто рублей, и, предположительно, в первой половине 1743 года Елизавета Цильх вместе со своей четырёхлетней дочерью и братом приезжает в Санкт-Петербург. Биографы предполагают, что после её приезда состоялось их венчание в православной церкви, которая не запрещала браки между представителями разных христианских конфессий, но считала обязательным воспитание детей в духе православия. После этого Елизавета Цильх стала носить имя Елизаветы Андреевны Ломоносовой.

Ломоносов оказался однолюбом и всю жизнь испытывал нежность к своей супруге. В собственный дом Ломоносовы въехали 9 сентября 1757 года. Был использован типовой проект «дома для именитых граждан».
Дом Ломоносова на Мойке

Загруженный работой, Ломоносов практически не имел времени на полноценный отдых, развлечения. Для того чтобы не нарушать ритм жизни учёного, семья ограничивала количество гостей в доме.М.В. Ломоносов «Слово о пользе Химии, сентября 6 дня 1751 г говоренное.

Есть свидетельства того, что на балах, маскарадах Михаил Васильевич бывал вместе с женой. На одном из них Елизавета Петровна подарила ей оригинальный веер.

По воспоминаниям жившей у Ломоносовых племянницы Матрёны Евсеевны, в доме учёного всегда радовались гостям, особенно северянам. Тогда «на широком крыльце накрывался дубовый стол, и сын Севера пировал до поздней ночи с весёлыми земляками своими, приходившими из Архангельска на кораблях и привозившими ему обыкновенно в подарок мочёной морошки и сельдей».

Седьмого июня 1764 года дом Ломоносовых посетила императрица Екатерина (см. 4-ю стр. обложки). Она посмотрела мозаичные работы учёного, посвящённые Петру Великому, изобретённые им физические инструменты, наблюдала физические и химические опыты, пообедала с семьёй учёного. После этого императрица пригласила Ломоносовых к себе в гости: «Завтра приезжайте ко мне откушать хл:)-соли, щи у меня будут такие же горячие, какими потчевала нас ваша хозяйка». Книга «Волфианская экспериментальная физика» перевод с немецкого языка М.В. Ломоносова 1760 г.

В Полном собрании сочинений Ломоносова есть ряд документов, свидетельствующих о тяжёлом физическом, моральном и финансовом положении семьи учёного. в последние годы жизни Ломоносов стал чрезвычайно рассеянным и нередко во время обеда «вместо пера, которое он по школьной привычке любил класть за ухо, клал ложку, которою хл:) горячее, или утирался своим париком, который снимал с себя, когда принимался за щи…».

Четвёртого апреля 1765 года, в пять часов вечера, простившись с женой, дочерью и другими людьми, находившимися в доме, первый российский академик скончался.

После смерти мужа Елизавета Андреевна оказалась в тяжёлом материальном положении. Как статской советнице, Елизавете Андреевне положен был годовой оклад мужа в размере 1875 рублей, за вычетом долга Академии наук в размере 667 рублей 45 с половиной копеек. Однако этих денег она так и не получила. Седьмого мая 1766 года вдова Ломоносова просила И. Елагина, близко находившегося к императрице, помочь ей получить пенсию. Елизавета Андреевна не смогла устоять против бед, которые упали на её плечи и в 1766 году умерла. Не известны ни точная дата её смерти, ни место захоронения. Она пережила мужа лишь на полтора года, прожив на свете всего сорок шесть лет.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать словесный портрет ломоносова, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать словесный портрет ломоносова", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать словесный портрет ломоносова:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *