Как написать чат-бота для vk.com за 3 минуты
К сожалению, на данный момент нет хороших библиотек на Python2, для того, чтобы быстро создать чат-бота. Ниже я покажу, как легко можно написать примитивного чат бота для VK, используя API VK.
Статья написана для новичков, чтобы показать, что ничего сложного в написании ботов на Python нет.
Авторизация
Нам понадобится библиотека vk_api. Авторизоваться в вк можно двумя способами:
— Как пользователь
— Как сообщество
В первом случае надо будет ввести логин и пароль. Во втором случае в группе надо включить «Сообщения сообщества» и создать ключ доступа к API:
Авторизация в две строчки:
Отправка сообщений
Теперь напишем короткую функцию, которая отправляет сообщение выбранному человеку.
P.S. Сообщество может отправлять сообщения только ранее писавшим пользователям.
В vk.method мы можем вызывать любой метод из VK API и передавать параметры в виде словаря.
В данном случае мы вызываем метод messages.send и в качестве параметров передаем id пользователя и текст сообщения.
Прием сообщений
Отлично! Отправлять сообщения мы научились, осталось научиться их принимать. Для этого нам нужен метод messages.get.
Несколько параметров, на которые стоит обратить внимание:
1) out — если этот параметр равен 1, сервер вернет исходящие сообщения.
2) count — количество сообщений, которое необходимо получить.
3) time_offset — максимальное время, прошедшее с момента отправки сообщения до текущего момента в секундах.
4) last_message_id — идентификатор сообщения, полученного перед тем, которое нужно вернуть последним (при условии, что после него было получено не более count сообщений)
В нашем случае этот метод вернет все полученные сообщения за последние 60 сек, если их конечно было меньше 100, а если больше, то последние 100.
В итоге мы получаем список items:
Если объяснять простыми словами, то items — это то, что можно выделить в диалоге.
Финальный аккорд, делаем вечный цикл, где на каждое сообщение будем отвечать «Привет, Хабр!».
Делаем своего первого чат-бота
Суперпростой способ создать бота, не зная программирования.
Уровень: начинающий
Материал рассчитан на тех, кто в жизни не написал ни строчки кода. Если вы уже в курсе основ программирования, прочитайте лучше о чистых функциях.
Многие слышали про чат-ботов и роботов для общения: им пишешь, они отвечают, получается диалог с машиной. Чат-бот может рассказать анекдот, поискать за вас в интернете, забронировать столик в ресторане и что угодно ещё, чему его обучат создатели.
Иногда такое общение выглядит как общение с человеком. Может даже показаться, что там работает искусственный интеллект — и иногда так действительно бывает. Но часто всё проще: это алгоритм, который умеет распознавать некоторые ваши слова и давать ответы по заранее заготовленным шаблонам. Чем алгоритм более разветвлённый, тем естественнее и полезнее бот.
Давайте сделаем собственного чат-бота с очень простым алгоритмом. Позже вы сможете усложнить его, как захотите. Но сначала — самая база для тех, кто никогда не писал код.
Обычно, чтобы создать какую-то программу, нужно выполнить несколько действий: например, скачать программу-обработчик языка, завести проект, написать задуманную программу, скомпилировать. И только потом ей можно пользоваться. Но мы пойдём по более простому пути: напишем программу, работающую прямо в браузере, через который вы читаете эту статью. Сделать это можно лишь на компьютере, на телефоне придётся пользоваться ботом.
Мы будем решать задачу на языке JavaScript — это язык программирования, который встроен в ваш браузер и на котором написать код можно прямо сейчас, ничего не устанавливая.
Чтобы сделать что-то на JavaScript, нужно открыть консоль. Почти во всех современных браузерах это делается сочетанием клавиш Shift + Ctrl + J или Cmd + Alt + J. Справа или снизу появится дополнительное окно, в котором уже будет что-то происходить:
Если у вас не открылась консоль, зайдите в верхнее меню и поищите слово «Консоль». Обычно этот пункт прячется в разделе «Инструменты разработчика».
Когда вы открываете консоль, она сразу готова выполнять ваши команды. Если в неё вставить программу, написанную на JavaScript, и нажать Enter, ваш браузер её реализует. Если в коде есть ошибки, консоль сама подсветит их. Можно отправлять в неё программу кусками или даже построчно: браузер будет помнить всё, что происходило в вашей программе, пока вы не перезагрузите страницу.
Первая строка
В консоли можно не только писать код, но и выводить туда результаты. Давайте для начала сделаем самую простую программу, которая отобразит в консоли слово «Привет!». Для этого используем команду console.log(‘Привет!’);
Вставим её в консоль и нажмём Enter:
Поздравляем, вы только что написали свою первую программу для компьютера! Она очень простая: компьютер всего лишь говорит «Привет!». Но оцените момент: это вы его научили так говорить. Попробуйте научить его и другим словам.
Если написать несколько команд, получим сообщение из нескольких строк:
Вот мы и начали создавать своего чат-бота, который нас уже поприветствовал в консоли. Теперь сделаем так, чтобы мы тоже могли ему что-нибудь ответить. Для этого нам понадобятся переменные.
Переменные
Чтобы дать понять компьютеру, что у нас сейчас будет переменная, нужно сказать ему слово var, после которого вписать название переменной — так нам проще к ней обращаться. Например, следующая строка создаст переменную name и положит в неё слово «Код»:
Название тут может быть практически любым, главное, чтобы оно начиналось с буквы. По-русски переменные называть нельзя, только буквами латинского алфавита. Можно было бы использовать вариант imya или zovut, но программисты считают, что чем проще название переменной, тем лучше.
Теперь посмотрим содержимое элемента. Следующая команда выведет то, что сейчас записано в переменной name:
Можно посмотреть, какое сегодня число. Это внутренняя системная переменная. Строго говоря, это не совсем переменная, но для начала давайте считать так:
Но это мы всё смотрим во внутренности компьютера. А нам нужно спросить что-то у пользователя. Чтобы мы могли ввести новые данные в нашу программу, используем команду prompt()
Вставьте в консоль команду var name = prompt(‘Как вас зовут?’); и посмотрите, что произойдёт. Компьютер выведет окно и будет ждать, пока вы внесёте туда своё имя. Интерфейс выглядит красиво: давайте в диалоге общаться с компьютером не через консоль, а через такие появляющиеся окошки. Для этого напишем новые команды:
Пусть компьютер проявит вежливость и скажет, что ему приятно с нами познакомиться. Чтобы он смог обратиться к нам по имени, используем переменную name — в ней как раз хранится то, что мы ответили компьютеру:
Расчёт дня рождения
Давайте соединим все наши команды в одну программу и допишем несколько новых фраз:
Обратите внимание: у нас появился новый вопрос и новая переменная hobby, в которой хранится информация об увлечении. А ещё — комментарии, которых можно добавлять сколько угодно. JavaScript не обращает внимания на то, что написано после двух косых черт:
Теперь у вас есть всё, что нужно, чтобы написать свою версию чат-бота для общения. Если продолжите решать наши задачки, то сможете научить компьютер по-разному реагировать на ваши ответы и даже вести осмысленный диалог.
Что ещё посмотреть
Вот кое-что, что может вам пригодиться при создании первого чат-бота.
performance.now() — эта команда возвращает время в миллисекундах с момента открытия текущей страницы. Можно поделить на 1 000, и вы узнаете, сколько секунд вы сидите на какой-то странице. Если поделить на 60 000 — сколько минут.
setTimeout() — позволяет выполнить любой код через определённое время. Например, вы можете задать вопрос и предоставить ровно минуту на размышление, после чего появится окно для ответа.
setInterval() — то же самое, что и предыдущее, но выполнение кода повторяется с равномерным интервалом, например раз в 5 минут. Если вы хотите научить чат-бота, чтобы он раз в час напоминал попить воды, эта команда — то, что нужно.
Как пользоваться этими штуками, мы расскажем в одной из будущих статей, но вы всегда можете самостоятельно поискать в интернете, как они работают. Пользуясь этими тремя возможностями JavaScript, получится создать неплохого бота, который будет следить за вашей продуктивностью и интервалами работы. Подписывайтесь на «Код», чтобы не пропустить новые разборы.
Инструкция: Как создавать ботов в Telegram
24 июня разработчики Telegram открыли платформу для создания ботов. Новость кого-то обошла стороной Хабр, однако многие уже начали разрабатывать викторины. При этом мало где указаны хоть какие-то примеры работающих ботов.
Прежде всего, бот для Telegram — это по-прежнему приложение, запущенное на вашей стороне и осуществляющее запросы к Telegram Bot API. Причем API довольное простое — бот обращается на определенный URL с параметрами, а Telegram отвечает JSON объектом.
Рассмотрим API на примере создания тривиального бота:
1. Регистрация
Прежде чем начинать разработку, бота необходимо зарегистрировать и получить его уникальный id, являющийся одновременно и токеном. Для этого в Telegram существует специальный бот — @BotFather.
Пишем ему /start и получаем список всех его команд.
Первая и главная — /newbot — отправляем ему и бот просит придумать имя нашему новому боту. Единственное ограничение на имя — оно должно оканчиваться на «bot». В случае успеха BotFather возвращает токен бота и ссылку для быстрого добавления бота в контакты, иначе придется поломать голову над именем.
Для начала работы этого уже достаточно. Особо педантичные могут уже здесь присвоить боту аватар, описание и приветственное сообщение.
Не забудьте проверить полученный токен с помощью ссылки /getMe»>api.telegram.org/bot /getMe, говорят, не всегда работает с первого раза.
2. Программирование
Создавать бота буду на Python3, однако благодаря адекватности этого языка алгоритмы легко переносятся на любой другой.
Telegram позволяет не делать выгрузку сообщений вручную, а поставить webHook, и тогда они сами будут присылать каждое сообщение. Для Python, чтобы не заморачиваться с cgi и потоками, удобно использовать какой-нибудь реактор, поэтому я для реализации выбрал tornado.web. (для GAE удобно использовать связку Python2+Flask)
Здесь мы при запуске бота устанавливаем вебхук на наш адрес и отлавливаем сигнал выхода, чтобы вернуть поведение с ручной выгрузкой событий.
Приложение торнадо для обработки запросов принимает класс tornado.web.RequestHandler, в котором и будет логика бота.
Здесь CMD — словарь доступных команд, а send_reply — функция отправки ответа, которая на вход принимает уже сформированный объект Message.
Собственно, её код довольно прост:
Теперь, когда вся логика бота описана можно начать придумывать ему команды.
3. Команды
Перво-наперво, необходимо соблюсти соглашение Telegram и научить бота двум командам: /start и /help:
Структура message[‘from’] — это объект типа User, она предоставляет боту информацию как id пользователя, так и его имя. Для ответов же полезнее использовать message[‘chat’][‘id’] — в случае личного общения там будет User, а в случае чата — id чата. В противном случае можно получить ситуацию, когда пользователь пишет в чат, а бот отвечает в личку.
Команда /start без параметров предназначена для вывода информации о боте, а с параметрами — для идентификации. Полезно её использовать для действий, требующих авторизации.
После этого можно добавить какую-нибудь свою команду, например, /base64:
Для пользователей мобильного Telegram, будет полезно сказать @BotFather, какие команды принимает наш бот:
I: /setcommands
BotFather : Choose a bot to change the list of commands.
I: @******_bot
BotFather: OK. Send me a list of commands for your bot. Please use this format:
C таким описанием, если пользователь наберет /, Telegram услужливо покажет список всех доступных команд.
4. Свобода
Как можно было заметить, Telegram присылает сообщение целиком, а не разбитое, и ограничение на то, что команды начинаются со слеша — только для удобства мобильных пользователей. Благодаря этому можно научить бота немного говорить по-человечески.
UPD: Как верно подсказали, такое пройдет только при личном общении. В чатах боту доставляются только сообщения, начинающиеся с команды (/ ) (https://core.telegram.org/bots#privacy-mode)
Чтобы бот получал все сообщения в группах пишем @BotFather команду /setprivacy и выключаем приватность.
Для начала в Handler добавляем обработчик:
А потом в список команд добавляем псевдо-речь:
Здесь эмпирическая константа 75 относительно неплохо отражает вероятность того, что пользователь всё-таки хотел сказать. А format_map — удобна для одинакового описания строк как требующих подстановки, так и без нее. Теперь бот будет отвечать на приветствия и иногда даже обращаться по имени.
5. Не текст.
Боты, как и любой нормальный пользователь Telegram, могут не только писать сообщения, но и делиться картинками, музыкой, стикерами.
Для примера расширим словарь RESPONSES:
И будем отлавливать текст :
Видно, что теперь структура Message уже не содержит текст, поэтому необходимо модифицировать send_reply:
И все, теперь бот будет время от времени присылать стикер вместо времени:
6. Возможности
Благодаря удобству API и быстрому старту боты Telegram могут стать хорошей платформой для автоматизации своих действий, настройки уведомлений, создания викторин и task-based соревнований (CTF, DozoR и прочие).
Вспоминая статью про умный дом, могу сказать, что теперь извращений меньше, а работа прозрачнее.
7. Ограничения
К сожалению, на данный момент существует ограничение на использование webHook — он работает только по https и только с валидным сертификатом, что, например для меня пока критично за счет отсутствия поддержки сертифицирующими центрами динамических днс.
К счастью, Telegram также умеет работать и по ручному обновлению, поэтому не меняя кода можно создать еще одну службу Puller, которая будет выкачивать их и слать на локальный адрес:
P.S. По пункту 7 нашел удобное решение — размещение бота не у себя, а на heroku, благо все имена вида *.herokuapp.com защищены их собственным сертификатом.
UPD: Telegram улучшили Бот Апи, из-за чего, теперь не обязательно иметь отдельную функцию для отправки сообщений при установленном вебхуке, а в ответ на POST запрос можно отвечать тем же сформированным JSON с ответным сообщением, где одно из полей устанавливается как ч ‘method’: ‘sendMessage’ (или любой другой метод, используемый ботом).
Как написать простого бота для ВК и Телеграм
Мы уже упоминали, как мы предоставляем бесплатные VPS для студентов, чтобы они учились программировать. Один из наших подопечных Павел сделал простеньких телеграм и ВК ботов для FAQ. Они очень простые, тем не менее, начинающему программисту не помешают комментарии опытных ребят — поэтому публикуем его рассказ — Павел будет рад, если в комментариях ему дадут советы.
Я — студент Новосибирского Государственного Технического Университета, не так давно мы с парочкой моих друзей реализовали площадку для продвижения проектов во всех возможных областях научной деятельности. Мы помогаем «сводить» заинтересованных преподавателей и студентов всех ВУЗов Сибири, чтобы проектная научная деятельность развивалась по территории Сибири и РФ.
Студенты и преподаватели часто обращались ко мне с вопросами и я решил автоматизировать этот процесс, написав ботов для ВК и Телеграм.
На вход они принимают сообщения, а на выходе выдают либо текстовый ответ, либо специальную структуру данных, замаскированное под сообщение: инлайновые или висячие клавиатуры.
Я использовал Python версии 3.6 просто потому, что он самый простой для меня. Кодил в PyCharm Community Edition. Весь код опубликован на GitHub. Удачи!
1. Предварительные приготовления для телеграм-бота
1.1 Получение токена от BotFather в телеграмме
Первым делом, нам нужно «зарегистрировать» нашего бота в Telegram.
Для этого, в поисковике телеги ищем BotFather
далее, делаем всё также, как на скриншотах:
После нажимаем на команду /newbot или же прописываем вручную.
Надо придумать уникальное имя для бота, придумываем и получаем соответствующий токен.
1.2 Переходим в любой редактор кода и создаем файл config.py
Перед созданием данного файла, нам нужно выбрать директорию, в которой будет реализован весь функционал бота. Если вы используете PyCharm Community/Professional Edition, то предлагаю просто создать новый проект, и писать там весь функционал бота.
Если Вы используете любой другой редактор, такой как Sublime Text 3, например, то Вам самостоятельно придётся создать директорию, создать виртуальное окружение, и работать из консоли со всеми предварительными тестами. Во избежание трудностей, предлагаю скачать продукт PyCharm Community Edition от компании JetBrains, с помощью данного продукта можно обойти действия, описанные в предыдущем абзаце, так как данный продукт сделает их самостоятельно, от Вас потребуется только указать путь до интерпретатора Python в конфигурациях PyCharm, с помощью которого и будет работать Ваш бот.
В данном файле (config.py) будет храниться только токен, который нам дал BotFather, поэтому пишем:
1.3 Cоздаём главный файл — bot.py
Делаем cледующие импорты и для соответствующих библиотек, в консоли прописываем закоментированные строчки:
Далее, нам необходимо использовать наш токен:
Этими действиям мы устанавливаем то, что мы будем накручивать функционал именно для того бота, для которого нам и дал токен BotFather.
2. Разворачиваем функционал
Начнём с того, что для того, чтобы пользователю запустить бота, нам необходимо прописать команды для старта они могут быть разными, например, /start или /go и вообще любыми, какие Вы сочтёте нужными.
Каждая функция, как и в примере сейчас, должна принимать один параметр — сообщение от пользователя, которое будет обработано соответствующей функции «в обёртке» декоратора. А также, каждая функция (или связка функций) должна возвращать соответсвующее сообщение от бота.
Итак, пройдёмся по строчкам:
В строках 20-21: открывается стикер по тому пути к директории, в которой я его сохранил, после чего отправляется.
Строки 22-28: создаем встроенную клавиатуру, добавляя туда три элемента.
Строки 30-37: описано создание и отправка приветственного сообщения
Как вы можете заметить, метод send_message в строке 30, позволяет использовать HTML, для форматирования текста.
Строками ниже, добавим запуск самого бота, который будет хоститься, пока не случится ошибка или же, пока мы Сами его не закроем.
Сделаем первый запуск! Для этого, в PyCharm-е нажмём зеленую кнопку старт в правом верхнем углу или же, можно запустить из консоли командой: python bot.py
Результат первого запуска:
2.1 Обработка нажатия на кнопки и создание inline keyboard
Так как любое сообщение — это текст, то мы будем обрабатывать именно текстовые сообщения.
Сделаем следующее и аналогично разберём по строчкам:
Строка 339 — обработчик любых текстовых сообщений
Строка 341 предназначена для того, чтобы сказать, что если данное сообщение предназначено боту, то сравни эту строку с теми, что здесь обрабатываются и отправь ответ.
Строки 353-355 — отправляют текст, вместе с нашей Inline Keyboard.
В условиях ниже представлены аналогичные представления обработки сообщений.
Итак, сделаем запуск:
2.2 Обработка InlineKeyboardButton
Итак, разберём построчно:
Строка 269 — объявляем обработчик, который будет обрабатывать каждую из нажатых кнопок с использованием лямбда-функции
Строки 273-278 — В данном блоке if, мы просто обрабатываем сообщение и отправляем сообщение пользователю.
Строки 279-283 — Делают аналогичное действие, что и в предыдущем условном блоке.
Так просто и обрабатываются inline keyboards.
3. Завершаем работу бота
Данная функция будет аналогичной функции обработки команд для старта бота, поэтому Вы сможете легко понять её функционал:
Здесь происходит следующее:
ВК БОТ
Перейдём к реализации бота Вконтакте, написанном на том же родном языке Python, его основное отличие от предыдущего в том, что он был написан с использованием ООП, а именно класса. Внешне, он выполняет ту же миссию. Сама библиотека для написания вк бота намного проще телеграмм бота, поэтому разобраться в ней самостоятельно не составит большого труда. Итак, начнём.
1. Предварительные подготовления
Установим следующие библиотеки по тем же технологиям:
▍1.1 Получение токена для сообщества Вконтакте.
Берем ключ и переходим в среду разработки и делаем следующее:
На этом, закончим подготавления.
2. Разворачиваем функционал
Первым делом создадим файл manage.py
Cоздадим прототип встроенной клавиатуры ( всё с помощью документации VkBotAPI ).
Затем переводим её в формат json, как требуется в документации:
Пример инлайн клавиатуры:
Не забываем все используемые клавиатуры переводить в формат json:
После создания всех прототипов, мы можем перейти к следующему шагу. ( к этому файлу мы позже вернёмся и доработаем обработку общения пользователя и нашего vk-бота )
▍2.1 Основной функционал (создаем файл vk_bot.py)
Мы не будем разрабатывать методы, которые будут выполнять, например, функцию парсинга времени или погоды, назовем их второстепенными. Я покажу лишь основной метод, который будет обращаться к этим второстепенным методам, для обработки тех или иных сообщений от пользователя. В конце статьи я выложу ссылку на свой GitHub, где Вы сможете самостоятельно просмотреть интересующий Вас функционал любого из метода. Итак:
Последнее свойство класса — inputMes — это особый словарь, у которого значения ключей — это текст из файла answers.py, где я расположил текст в виде строк, поэтому, чтобы не загромождать код я и вынес основной текст в другой файл.
3. Возвращаемся в manage.py и дописываем функционал
Теперь в первых строках нам необходимо проимпортить файл vk_bot. А также нам потребуется библиотека random.
После того, как мы объявили longpoll, дописываем основной функционал.
Как можете заметить, в условных блоках if и elif — присутствует обработка тех сообщений, которые подразумевают под собой вывод инлайн или встроенной клавиатуры (в данном примере — выводятся только инлайн клавиатуры). Сюда также можно добавить более сложные обработки сообщений, после которых обработка будет метаться туда сюда по блокам if и elif. Таким образом бот будет работать, пока не «упадёт с ошибкой».
Другое дело обстоит с блоком else, здесь мы обращаемся как раз ко классу нашего Бота, после чего он аналогичным способом находит обработку сообщения и выводит результат. Это можно назвать вложенной обработкой, а так как вложенностей лучше избегать, то лучше использовать тот метод программирования бота, который как раз-таки реализован в телеграмм боте.
Заключение
Надеюсь, что после прочтения данной статьи, Вы как минимум поняли основной принцип создания своего Telegram или Vk бота, а как максимум — легко сможете написать своего бота.
Как вы можете видеть, создать его функционал очень просто, особенно, если вы знаете основы языка Python.
Весь код опубликован в моём профиле GitHub:
Пошаговое руководство по созданию торгового бота на любом языке программирования
У меня нет квалификации, позволяющей давать советы, касающиеся инвестиций, законов, или чего-то подобного. Я и не пытаюсь этого делать. Цель руководства заключается в том, чтобы, в учебных целях, рассказать о программировании торговых ботов. Вы должны понимать, что, создав бота, вы несёте ответственность за принимаемые им решения, за выполняемые им инвестиционные операции, за те риски, которые сопряжены с торговой деятельностью. Я не могу отвечать за те решения, которые вы примете после прочтения данного материала. Помните, что боты способны потерять большие деньги, поэтому используйте их с осторожностью.
Часто можно встретить статьи, которые называются примерно так: «10 проектов, которые нужно реализовать программисту». Часто в списки этих статей входят торговые боты. Я считаю, что разработка торгового бота — это достойное вложение сил. Поэтому я решил уделить некоторое время тому, чтобы написать учебное руководство об этом.
Но вместо того, чтобы устраивать тут построчный разбор некоего кода, я решил, что лучше будет разобрать те концепции, с которыми должен быть знаком тот, кто хочет создать собственного бота. Смысл моего материала заключается в том, чтобы, прочтя его, вы сами написали бы код.
Поэтом я расскажу о том, что полезно знать для разработки торгового бота, и о том, что для этого нужно (от работы с биржами до реализации простой торговой стратегии). Здесь же я коснусь вопросов, связанных с архитектурой и внутренним устройством простых торговых ботов, с идеями, которые лежат в их основе.
Я буду демонстрировать примеры, написанные на псевдокоде. Поэтому вы сможете читать это руководство и тут же писать собственного бота на выбранном вами языке программирования.
В результате вам будет комфортно, так как вы будете пользоваться инструментом, с которым вы хорошо знакомы. Сможете спокойно заниматься программированием, а не тратить время на настройку рабочей среды и на привыкание к новому языку.
Шаг 1. Выбираем оружие
На первом шаге этого руководства вы выберете язык программирования, которым будете пользоваться. Этот вопрос вы должны решить самостоятельно.
Некоторым языкам, вроде Python, можно отдать предпочтение в том случае, если вы планируете в будущем оснастить своего бота, например, механизмами машинного обучения. Но моя основная идея заключается в том, что вы можете выбрать тот язык, с которым вам удобнее всего работать.
Шаг 2. Ищем поле битвы
В руководствах по написанию торговых ботов часто упускают одну важную тему. Она касается выбора биржи. Дело в том, что для того чтобы бот смог бы заниматься тем, для чего он создан, ему нужен доступ к бирже, на которой можно чем-то торговать. Выбор биржи и умение ей пользоваться — это так же важно, как навыки программирования.
Итак, вашим первым шагом будет принятие решения о том, чем именно вы собираетесь торговать (акциями, валютами, криптовалютами), и решения о том, где именно вы будете торговать.
Если говорить о биржевых активах, то я посоветовал бы обратить внимание на криптовалюты. Причина такой рекомендации заключается не в том, что я являюсь сторонником блокчейн-технологий и криптовалют (я полностью открыт в этом вопросе), а всего лишь в том, что криптовалютные рынки работают круглые сутки 7 дней в неделю.
Более «традиционными» активами можно торговать только в определённые временные промежутки, и часто — только по будним дням. Рынки акций, например, обычно открыты с 9 утра до 4 вечера и по выходным они не работают. Рынки FOREX, хотя и могут работать круглосуточно, обычно закрыты в выходные.
В связи с этим нам лучше всего подойдут криптовалюты, так как выбор данного рынка позволит нашем боту работать без перерывов. Кроме того, криптовалюты известны высоким уровнем волатильности. А это значит, во-первых, то, что на торговле ими можно потерять большие деньги, и во-вторых, то, что они представляют собой отличный инструмент для изучения и тестирования торговых стратегий.
О биржевых активах мы уже поговорили. Давайте теперь обсудим требования, которые нужно учитывать при выборе биржи, для которой будет создаваться бот. А именно, я говорю о двух основных требованиях:
И ещё, что так же важно, как и всё остальное, я порекомендовал бы оценить объём торгов биржи. Биржи с низкими объёмами имеют свойство «отставать» от ценовых движений. На них, кроме того, сложнее бывает выполнять лимитные заявки (подробнее об этом мы поговорим ниже).
Если вы, в итоге, решили выбрать криптовалюты, то вот — хороший список ведущих бирж. Здесь вы можете найти различные сведения о них, которые помогут вам в выборе биржи.
Шаг 3. Строим лагерь
Если биржа — это поле битвы, то теперь мы поговорим о том месте, из которого будем отправлять на поле битвы свои войска. Кстати, мне, пожалуй, пора завязывать с такими аналогиями.
Здесь я говорю о сервере. Код бота должен выполняться на некоем сервере, что позволит боту отправлять запросы к API биржи.
Во время тестирования бота, естественно, в роли сервера может выступать ваш компьютер. Но если вам нужно, чтобы бот работал бы постоянно, обычный компьютер — это, определённо, не лучший выбор.
Тут у меня есть два предложения:
Но большинство создателей ботов, вероятно, остановят свой выбор на каком-нибудь провайдере облачных услуг вроде AWS, Azure, GCS или Digital Ocean.
Большинство крупных облачных провайдеров имеют хорошие бесплатные тарифные планы, поэтому вам, возможно, удастся хостить своего бота у такого провайдера бесплатно.
На этом я разговор о серверах завершаю. Вам стоит выбрать то, что лучше всего вам подходит. Для маленького проекта, вроде того, которым занимаемся мы, то, что именно будет выбрано, не особенно сильно повлияет на конечный результат работы.
Шаг 4. Создаём бота
А вот теперь начинается самое интересное. Но, прежде чем приступать к этой части нашего проекта, проверьте, выполнено ли следующее:
▍Простейший бот
Моя цель заключается в том, чтобы помочь тому, кто до этого момента совершенно ничего не знал о ботах, подняться до уровня создания простого действующего бота. Поэтому я расскажу о том, как создать простого торгового бота, которого вы сможете, в соответствии с вашими нуждами, расширять и улучшать.
У нашего бота будут некоторые ограничения:
▍Механизм принятия решений
Вот простая диаграмма, дающая общий обзор функционирования нашего бота.
А теперь можно приступать к планированию архитектуры бота.
Нам, для начала, понадобится переменная, в которой будут храниться сведения о том, в каком именно состоянии находится бот в текущий момент. Это либо BUY, либо — SELL. Для хранения подобных сведений хорошо подойдёт логическая переменная или перечисление.
Затем нужно задать пороговые значения для операций покупки и продажи. Эти значения выражаются в процентах, они представляют собой увеличение или уменьшение цены актива с момента выполнения предыдущей операции.
В нашем случае подобные значения будут константами. Нам понадобится 4 таких значения — по 2 на каждое состояние бота.
▍Пороговые значения для выполнения операции BUY (если бот находится в состоянии SELL)
▍Пороговые значения для выполнения операции SELL (если бот находится в состоянии BUY)
Теперь, после того, как у нас сформировалось общее понимание того, как функционирует бот, пришло время рассмотреть псевдокод.
▍Вспомогательные функции для работы с API
Первое, что понадобится боту, это возможности обмена данными с API биржи. Эти возможности мы реализуем с помощью нескольких вспомогательных функций:
Вышеприведённый код должен быть понятен без особых объяснений. Но, реализуя этот функционал, вы должны точно знать о том, какие именно данные нужно передать API при выполнении POST-запросов, инициирующих покупку или продажу чего-либо.
Часто, например, когда торгуют парой XAU/USD (золото и доллары США), при выполнении запроса можно указать или то, сколько золота нужно купить, или то, сколько долларов нужно продать. При выполнении подобных запросов очень важно чётко понимать смысл производимых действий.
▍Главный цикл бота
Теперь, когда мы подготовили вспомогательные функции, приступим к описанию действий бота. Для начала нам нужно создать бесконечный цикл, выполняемый с некоторой периодичностью. Предположим, нам нужно, чтобы бот пытался бы выполнить некую операцию каждые 30 секунд. Вот как может выглядеть такой цикл:
Далее — настроим переменные и константы, о которых мы говорили выше, и напишем логику бота, позволяющую ему принимать решения. В результате, помимо вспомогательных функций и главного цикла, основной код бота будет выглядеть так:
Обратите внимание на то, что пороговые значения в этом коде выбраны произвольным образом. Вам следует подобрать эти значения самостоятельно, в соответствии с применяемой вами торговой стратегией.
На каждой итерации цикла бот будет проверять своё текущее состояние (BUY или SELL) и будет пытаться выполнить торговую операцию, используя при анализе текущей ситуации жёстко заданные в его коде пороговые значения. Затем, если операция будет выполнена, бот обновит сведения о своём текущем состоянии и данные о цене, по которой была совершена последняя операция.
Шаг 5. Улучшаем бота
Базовая архитектура нашего бота готова. Но мы, вероятно, можем его немного улучшить, оснастив его некоторыми дополнительными возможностями.
▍Журналы
Когда я приступил к созданию одного из вариантов этого бота, для меня было очень важно то, чтобы бот постоянно бы логировал сведения о своих действиях, выводя их в терминал и в отдельный файл журнала.
Каждый шаг работы программы должен был сопровождаться примерно такими записями:
То, что попадает в файл журнала, снабжается отметками времени. В результате, если я подключаюсь к серверу раз в день, и вижу, например, сообщение об ошибке, я могу узнать о том, когда именно произошла ошибка, и о том, чем бот занимался всё это время.
▍Идентификация трендов
Эти значения предназначены для ограничения убытков путём продажи актива при падении цены и для организации покупки актива при росте цены. Смысл тут в том, что с их помощью мы пытаемся предугадать тренды, цены при появлении которых выходят за пределы обычной стратегии, но могут либо нам навредить, либо дать нам заработать. И то и другое предусматривает некие действия с нашей стороны.
То, как сейчас устроен анализ цены, очень сильно нас ограничивает. Анализ цены, проводимый путём сравнения пары показателей, далёк от механизма, позволяющего выявлять тренды.
Но мы, к счастью, можем, без особенных проблем, сделать нашу систему определения трендов более надёжной.
▍База данных?
Простому боту, на самом деле, база данных не нужна. Ведь он оперирует весьма небольшими объёмами данных и хранит всю необходимую ему информацию в памяти.
При таком подходе бот, запускаясь, может не использовать значения, жёстко заданные в коде. Вместо этого он обращается к сохранённым данным и продолжает работу с того места, где она была прервана.
▍Панель управления
Если вы хотите организовать визуализацию деятельности бота, а так же управлять им, не редактируя его код, то вам может захотеться подключить бота к некоей панели управления.
Это потребует наличия у бота собственного серверного API, предназначенного для управления его функционалом.
Подобный подход, например, позволит легко менять пороговые значения.
Существует множество шаблонов панелей управления, а значит вам, если вы решите сделать что-то подобное, даже не придётся создавать такую панель с нуля. Взгляните, например, на Start Bootstrap и Creative Tim.
▍Тестирование стратегий на исторических данных
Многие биржи дают клиентам доступ к историческим ценовым данным. Кроме того, если вам нужны такие данные, их обычно несложно достать.
Их использование весьма полезно для тестирования торговых стратегий перед их реальным применением. Это позволяет запустить симуляцию, используя исторические данные и «ненастоящие» деньги. Благодаря этому можно узнать о том, насколько удачно показали бы себя пороговые значения, и, если нужно, поменять эти значения.
▍Дополнительные сведения о пороговых значениях и заявках
При размещении заявок нужно учитывать несколько моментов.
Во-первых, нужно знать о том, что существуют два типа заявок: лимитные и рыночные. Если вы совсем ничего об этом не знаете — вам, определённо, стоит почитать специальную литературу. Я тут объясню эти идеи буквально в двух словах.
Рыночные заявки — это заявки, которые исполняются по текущей рыночной цене. В большинстве случаев это означает их немедленное исполнение.
Лимитные заявки, с другой стороны, это заявки, которые размещают, указывая цену, которая ниже рынка (в случае с заявками на покупку), или выше рынка (в случае с заявками на продажу). При этом нет гарантии того, что эти заявки будут исполнены, так как цена может не достигнуть заданного значения.
Сильная сторона лимитных заявок заключается в том, что они позволяют, предугадывая движения рынка, размещать заявки там, где, по мнению трейдера, может оказаться цена.
Кроме того, к таким заявкам обычно применяются более низкие комиссии, чем к рыночным. Это так из-за того, что к рыночным заявкам обычно применимо то, что называется «taker fee» («комиссия получателя»), а к лимитным заявкам — то, что обычно называется «maker fee» («комиссия создателя»).
Причины, по которым эти комиссии называются именно так, заключаются в том, что тот, кто размещает рыночную заявку, просто принимает («taking») текущую рыночную цену. А лимитные заявки находятся за пределами рыночных цен, они добавляют рынку ликвидности и, в результате, «создают рынок», за что их создатели вознаграждаются более низкими комиссиями.
Обратите внимание на то, что бот, который мы тут рассматриваем, лучше всего подходит для работы с рыночными заявками.
И, завершая разговор о комиссиях, хочу отметить, что задавая значение PROFIT_THRESHOLD нужно учитывать и комиссии.
Для того чтобы получить прибыль, бот должен сначала выполнить операцию BUY, а потом — операцию SELL. А это значит, что комиссия будет взята два раза.
В результате бота нужно настроить так, чтобы прибыль, получаемая с продаж, по меньшей мере, покрывала бы комиссии. В противном случае бот будет торговать в убыток.
А теперь представьте себе, что ваш бот всегда закрывает сделки с чистым убытком. В такой ситуации можно довольно быстро потерять немалые деньги.
Итоги
Моей основной целью было раскрытие концепций, о которых нужно знать при разработке торговых ботов. Я старался описать всё так, чтобы это было понятно даже тем, кто раньше никогда не торговал на бирже. При этом я не привязывал повествование к какому-то конкретному языку программирования.
Я исходил из предположения о том, что читатели этого материала знают о том, как, пользуясь выбранным ими языком программирования, выполнять HTTP-запросы. Поэтому в детали программирования я не вдавался, сосредоточившись на других вещах.
Я рассказал вам о разработке торговых ботов всё, что хотел. Надеюсь, теперь вы сможете создать собственного бота.