Как писать сочинение анализ стихотворения в 5-6 классах. методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Готовьтесь заранее
Чем раньше вы начнете читать и перечитывать программные произведения, запоминать главных и второстепенных героев, анализировать тексты, тем лучше. Можно даже завести отдельную тетрадь для того, чтобы схематично заносить в нее сюжетные коллизии и имена персонажей. Также заранее стоит начать готовиться к написанию сочинений. Набивайте руку и доводите процесс до автоматизма: очевидно, что содержание вашего сочинения на экзамене будет отличаться от того, что вы пишете дома, однако структура должна всегда оставаться жесткой.
Придерживайтесь алгоритма
Какую бы тему вы ни выбрали, всегда ориентируйтесь на четкий план и неизменный алгоритм написания сочинения.
Сюжет
Итак, место действия – некий ресторан, в котором будто нарочно сконцентрирована вся грязь и пошлость большого города. Здесь тяжел сам воздух, трудно дышать, глаза окружающих пусты, кругом не люди, но гротескные создания «с глазами кроликов». Этот мир дисгармоничен, вязок и тосклив, а бытие в нем лишено всякого смысла.
И каждый вечер в этом ужасающем своей обыденной пошлостью месте появляется она – уже не Прекрасная Дама ранней блоковской лирики, но женщина, в чьем сердце очевидно таится некая тайна, какая-то горечь, что заставляет ее приходить сюда. Эта женщина, закутанная в шелка и источающая аромат духов, очевидно не принадлежит этому серому миру, она чужая в нем.
Незнакомка проходит по грязи, не замаравшись ею, и остается неким возвышенным идеалом.
Показательно, что лирический герой вовсе не стремится развеять окружающую ее тайну, подойти к ней и спросить ее имя, узнать, что привело ее сюда. Ведь в этом случае пропадет и романтический ореол, окружающий таинственную незнакомку, из незнакомки она превратится всего лишь в земную женщину, в чьей жизни, может быть, что-то произошло. Она важна для него именно как символ, как образ, показывающий, что даже в самом беспросветном мраке существует свет и красота, как знак мистического чуда, привносящего смысл и наполняющего жизнь содержанием.
Критерии, по которым оценивается сочинение
Рекомендуемый объем сочинения — 150-200 слов. Самый главный критерий, по которому оценивается ваша работа – «содержательный аспект». Если проверяющий поставит за него ноль баллов, то дальше работа проверяться не будет.
Максимальный балл за сочинение по литературе — 14.
Читать похожие статьи
Особенности разных видов сочинения. Как написать сочинение того или иного типа?
Сочинение по картине
Например, «И. Грабарь — великий русский художник. В картинах он удивительно точно и очень своеобразно живописал русскую природу.
3) В заключении — вывод: понравилась картина/не понравилась, и почему.
Сочинение — миниатюра
Для написания такого вида сочинения нужно сформулировать тезис. Например, тема «Как я провел каникулы». Тезис: «Мне было интересно/ весело/скучно/великолепно» Все остальное в таком сочинении — пояснение тезиса. Почему было весело? Здесь можно описать какой-то случай, который запомнился.
Сочинение-рассуждение
Это совершенно особый вид сочинений, которые подразумевают свою структуру.
Пример
Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:
Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.
Как написать сочинение-миниатюру
Прежде всего определите, что хотите нарисовать словами. Это может быть картина природы, явление в природе или обществе, событие. Необходимое условие: вы должны быть свидетелем данных событий. И эти события не должны вас оставить равнодушным.
Определите, какова будет основная мысль миниатюры. Для этого вы должны четко сформулировать свой замысел: какого результата вы ждете от данной работы и какие чувства хотите вызвать у читателей. Это идея произведения.
Оттолкнувшись от идеи своей миниатюры, подберите название. Оно должно быть точным, метким и выражать авторский замысел.
Обращайте внимание на детали: цвета, запахи, звуки, элементы одежды, мимику. Деталь в миниатюре расскажет много и углубит создаваемый образ.
Проявите внимательное отношение к слову, поскольку в миниатюре каждое слово значимо. Речь должна быть четкой, живой, образной. В миниатюре за каждым скупым словом должен стоять богатый образ.
Используйте средства художественной выразительности. Самые распространенные и популярные из них помогут вам создать яркий образ и передать чувства. Среди них метафора (кудри березок, зеркало озера), олицетворение (ручеек болтал что-то о своем), сравнение (осенние листья словно янтарь), эпитет (серебряная роса).
Отредактируйте строение предложений. Они должны быть разные по своему строению. Не увлекайтесь сложными предложениями. Употребляйте предложения полные и неполные, распространенные и нераспространенные, вопросительные и восклицательные и даже предложения, состоящие из одного слова.
Как написать сочинение-миниатюру
Пример сочинения-миниатюры:
Шаг 1. Определяем ключевую мысль выбранной темы
Итак, вам дали тему или вы выбрали её сами. Теперь вам нужно определиться со своими эмоциями. Что вы чувствуете, рассуждая над заданной темой, какие мысли, ассоциации у вас появляются. Хорошо запомните всё, что мелькает у вас в голове. После этого выпишите основную идею на черновик, добавьте название, ключевые чувства и своё отношение. Особый акцент сделайте на мелочах. Так как объём нас ограничивает, каждая деталь может быть важна.
Шаг 2. Выбираем средства выразительности речи
Теперь поработайте над изложением. В этом вам помогут различные средства выразительности речи:
Шаг 3. Выбираем оптимальную длину предложения
Обратите внимание на строение своих предложений. В миниатюре используйте преимущественно предложения средней длины. Не надо слишком часто употреблять длинные сложные предложения, перегруженные связями и однородными членами. Это может загубить вашу задумку и запутать читателя, сделав акцент лишь на одном моменте сочинения. Чтобы передать живость, течение времени, можно использовать предложения из одного слова, постепенно дополняя их. Например: Бежит. Ревёт. Свернул налево. Остановился. Посмотрел. И, словно сдулся, плечи опуская. Поплёлся медленно. И вдруг исчез совсем.
Шаг 4. Определяем структуру сочинения-миниатюры
Далее проработаем строение нашей миниатюры. Здесь всё так же, как в большом рассказе:
Начинаете плавно, последовательно, потом создаёте напряжение и загадку, после чего пишете развязку. Она может быть как грустной, так и юмористической. Она может нести глубокий смысл, поучение, вопрос к читателю для рассуждения и многое другое.
Шаг 5. Проверяем текст
Дописали? Теперь всё перечитайте и проанализируйте. Может, стоит ещё что-то добавить, а что-то убрать. Если всё в порядке, спокойно сдавайте работу и ждите оценку.
Сочинение стихотворений-миниатюр на уроках речевого развития младших школьников
Пояснительная записка
В своей статье я хочу рассмотреть вопрос о том, что такое поэзия и проза, как они взаимосвязаны, чем отличаются друг от друга и как на основе стихотворных текстов можно научить младших школьников сочинять свои стихотворения-миниатюры.
Слово “поэзия” происходит от греч. poieo = творить, создавать, строить, созидать; poiesis (поэзия) = создание, творение, произведение. В применении к словесным произведениям этот первоначальный смысл слова подчеркивает момент творческий, созидательный, момент словесной обработанности, искусности. Отсюда термином “поэзия” следовало бы назвать произведения искусства. Так оно и стало в дальнейшем, когда слово “поэзия” получило более широкое значение художественной словесности вообще. Это широкое значение совпадает с буквальным, этимологическим смыслом слова, и поэтому следовало бы считать первоначальное понимание поэзии как стихотворных произведений слишком узким.
Слово “проза” происходит от латинского прилагательного “prosus” = вольный, свободный, движущийся прямо (от prorsus = прямо, вперед)
Однако эмоциональная насыщенность содержания не всегда приводит писателя к созданию стихотворной поэзии в прямом и узком смысле слова. Иногда приподнятость настроений оказывается уделом писателя-прозаика, и он явно выходит тогда за границы прозы, не прибегая однако к стихам, создавая то, что называется обычно ритмической прозой, или “стихотворением в прозе”.
Все эти явления показывают, что границы поэзии и прозы не абсолютны и что между ними существуют постепенные переходы. Однако в большинстве случаев в литературных стилях и направлениях существует отчетливое преобладание поэзии или прозы.
Итак, отличие поэзии от прозы не является моментом только внешним, узко-формальным, внося вместе с особенностями формы – поэтической или прозаической – известное своеобразие и в выражение идейного содержания. Романтическая приподнятость, гражданская патетика, лирический подъем, моралистический пафос, словом – эмоциональная насыщенность содержания, составляют существенное свойство поэзии, отличающее ее от прозы. С эмоциональной окрашенностью содержания в поэзии связано и то преобладающее значение, которое получают в поэзии средства выразительности. А одним из самых сильных и существенных средств выразительности, активно воздействующим на сознание слушателя, является ритм. Отсюда ритмическая организованность оказывается постоянным и существенным свойством поэзии.
Ритмическая организованность в стихе следовательно гораздо выше, чем в прозе. Высокая эмоциональная насыщенность поэзии неизбежно определяет ее тяготение к стиху. Выразительность поэтического произведения достигается, однако, не только средствами ритма, но и другими интонационно-синтаксическими средствами. Эмоционально насыщенный, выразительный язык поэзии изобилует обычно такими интонационными фигурами и такими словосочетаниями, которые сравнительно редко встречаются в языке прозы. Таковы фигуры восклицания, обращения, перечисления, повторения, инверсии, единоначатия, градации и т. д., причем все эти интонационно-синтаксические средства имеют в поэзии особое значение, выражают не столько ход повествовательной мысли, сколько приподнятость идейного настроения автора.
Чем же стихи отличаются от прозы? Современная наука о литературе отвечает на этот вопрос так: текст, записанный в столбик, – стихи, в строчку – проза. Само слово “стих” в переводе с греческого значит “ряд”, а слово “проза” в переводе с латыни – “речь, которая ведется прямо вперед”. В стихах как бы появляется новый знак препинания – пауза на конце стиха. Благодаря этим паузам стихи произносятся медленнее, чем проза. Читатель вдумывается в смысл каждого стиха – новой “порции” смысла. Вот, например, басня И.А. Крылова Две бочки:
Две бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шума и шажком
Плетется,
Другая вскачь несется…
Короткие вторая и третья строки приобретают в сознании читателя такое же значение, как сообщение в длинной первой строке. Сразу становится ясно, что “героиней” басни станет вторая бочка.
Проза при осмысленном чтении тоже делится на отрезки, но это членение задается только синтаксисом. В то время, как в стихах стихотворная строка не обязательно совпадает с синтаксическим членением фразы. Например:
А плакала я уже бабьей
Слезой – солонейшей солью.
(М. Цветаева)
Ощущение единства и тесноты стихового ряда усиливается еще и звуковой организацией стиха. Звучание стихов гораздо важнее, чем звучание прозы. Звуки в стихах как бы “окликают” друг друга. Часто повторяются одни и те же согласные – это называется аллитерация. Строчка В.В. Маяковского Где, он, бронзы звон или гранита грань…как бы напоминает звон металла и твердость гранита. Сам поэт говорил: “Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова”. Повторяются в стихах и гласные звуки – это явление называется ассонанс.
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
(М.Ю. Лермонтов)
– повтор звука “у” как бы передает гулкое затишье перед боем.
Благодаря звучанию, перекличке звуков, интонации, “слово в стихе имеет тысячу неожиданных смысловых оттенков, стих дает новое измерение слову” (Ю.Тынянов).
В чем же все-таки заключается основное отличие поэзии от прозы? По словам литературоведа С.Н.Зенкина, “общий принцип стихотворной речи – повышенная активизация всех уровней текста, которая покупается ценой искусственных ограничений и делает текст особенно информативно емким”. Так, если рифмы нет, то используется ритм, если же и он отсутствует, используется членение на строки, которое может дополняться отсутствием пунктуации. Все это – для того, чтобы “активизировать нашу деятельность интерпретации текста”, так как задача поэзии – заставить читателя заново постигать реальность, открывая бытийные смыслы через слово. Тем она и отлична от прозы с ее изначальной описательностью и информативностью.
Проза определяется как художественная речь (в отличие от бытовой), так как в ней, по словам С.Н. Зенкина, “в снятом виде присутствует поэтический ритм, проза воспринимается на фоне поэзии; проза – это то, что не захотело быть стихами, в отличие от “сырой” прозы бытовой речи, в принципе не ведающей о стихах”.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, о том, что стихи являются именно той формой текста, которую младшие школьники воспринимают более эмоционально. Поэзия оставляет белее яркий след в душе ребёнка, побуждая его к стихотворному творчеству.
Безусловно, написать хорошее стихотворение ребёнку сложно, а значит начинать надо с небольших стихотворных форм, таких как синквейн и хокку. Предварительно учащихся надо познакомить с этими стихотворными формами. Сделать это можно на уроках литературного чтения.
Тема: “Сочинение стихотворений-миниатюр на основе предварительной работы по восстановлению текста”.
Дата проведения: 19 февраля
Вид урока: коммуникативно-креативный
Цель: обучение детей сочинению стихотворений-миниатюр, развитие коммуникативно-речевых умений, направленных на создание речевого высказывания.
Дидактические средства и материалы: музыкальное произведение А.Вивальди “Зима”, графический “Словарь настроения”, кубики с правилами построения текстов, карточки со словами, карточки-снежинки, таблица микротем, ёлка.
Ход урока
1. Организация класса
Учитель: Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их и больше не отвлекайтесь.
2. Введение в речевую ситуацию
– Сегодня на уроке нас ждёт уже известный нам вид работы, но задания будут необычные. Мы сегодня превратимся в соавторов, сочинителей стихотворений миниатюр.
– Наша работа будет связана с красивым и необычным временем года. О нём расскажет музыкальное произведение. Попробуйте по настроению музыки догадаться о каком времени года идёт речь.
(Звучит фрагмент произведения А.Вивальди “Зима” из цикла “Времена года”)
– Какое время года можно себе представить, слушая эту музыку? (Зиму, полёт снежинок)
– Какие образы рождает эта музыка? (Образы чего-то лёгкого, воздушного)
– Как мог назвать это произведение автор?
– Это произведение А.Вивальди называется “Зима”. Сегодня на уроке мы поработаем сочинителями текстов, тема которых связана с зимним временем года.
– Какой жанр литературы ближе всего к музыке? (Стихи) Стихи – это поэзия. А что же такое поэзия? Чем поэзия отличается от прозы? (Рифма, ритм, передача чувств, многозначность слов. Поэзия всегда о чувствах, мыслях)
3. Реставрация рифмы
– Мы начнём свою работу с главных правил стихосложения
– Поиграем в рифму. Перед вами стихотворение-загадка:
Кружатся, кружатся
Над столом у… (лампочки)
Собрались на огонёк.
А куда им … (деться)
Им ведь тоже ледяным
Хочется … (погреться)
– О чём это стихотворение загадка? (о снежинках)
– Что общего у образов в этом стихотворении и в музыке?
– Совпадает ли настроение в стихотворении с настроением в музыкальном произведении? (Да.)
Покажите мне ту карточку из словаря настроений, которая соответствует настроению в стихотворении. (Радость, восхищение)
4. Работа над восстановлением стихотворений
– Мы восстановили рифму в стихах. У этого стихотворения прекрасный образ снежинки. Я считаю, что каждая снежинка – это чудесное воплощение гармонии, также и стихи – чудесное воплощение гармонии речи.
– Мы с вами восстановили рифму. А теперь попробуем восстановить стихотворные тексты. Каждая группа получила конверт с текстом стихотворения. Текст разбит на двустишия, вам нужно восстановить его. Восстанавливая текст, обратите внимание на то, какие же мысли и чувства хотел донести до нас автор? ( Дети обводят в кружок те мысли автора, которые являются ключевыми)
1 группа
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
(З. Александрова)
2 группа
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
– Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
(М.Пожаров)
3 группа
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встает.
Как каждый день, полней и лучше,
Полней и лучше новый год…
Сверкает снег…
Какая малость!
Печаль, куда же ты девалась?
(А. Твардовский)
4 группа
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
(А.Фет)
– А теперь давайте сравним ваши варианты стихотворений с авторскими. Ваши варианты звучат очень хорошо. Я думаю, что авторы стихов с вами бы согласились.
5.Анализ поэтических образов с помощью сравнения мира реальности и мира поэзии
– Сейчас наш ждёт самое интересное. Я предлагаю вам превратиться в сочинителей. Мы попробуем создать с помощью восстановленных стихотворений свои стихотворения-миниатюры. Здесь нам пригодиться лист микротем, в котором мы сравним мир реальности и мир поэзии. Набранные нами слова помогут вам сочинить синквейн или хокку.
Мир реальности | Мир поэзии | |
Что? | Какой? Как? | Что делает? Как? |
снег | Густой, белый, пушок летучий, |
Белые звёздочки, хлопья, мягкий
6. Создание стихотворений-миниатюр
Сейчас вы можете приступить к написанию своих мини стихов, синквейнов или хокку. Правила составления синквейнов и хокку написаны на кубиках, которые находятся у вас на парте. Свои произведения запишите на снежинках. У нас на доске есть ёлочка, она не простая. Это лист творчества, на который вы сможете прикрепить свою снежинку, чтобы все могли прочесть ваше произведение. Таким образом, мы с вами соединим две гармонии – снежинку и стихотворение.
Правила составления синквейна:
1 строчка – тема
2 строчка – 2 прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – слова, продолжающие мысль
5 строчка эмоциональная точка, вывод
Правила составления хокку:
1 строчка – описание
2 строчка – действие
3 строчка – мысль, чувства
Вы проделали сложную работу, ребята. Ваши стихотворения миниатюры получились хорошими.
Наш урок подошёл к концу и теперь я предлагаю вам выбрать из графического словаря настроений ту карточку, которая соответствует вашему настроению на уроке, вашим чувствам. Можете прокоментировать свой выбор.
– Всем спасибо за урок. Все получили за урок пятёрки.
Как писать сочинение-анализ стихотворения в 5-6 кл
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Как писать сочинение- анализ стихотворения в 5-6 классах.
Тема. Ан ализ стихотворения в 6 классе.
Проблема: все ученики 5-6 классов испытывают трудности при написании сочинения по анализу стихотворений,однако в учебнике по литературе никаких рекомендаций нет.
Цель проекта : разработать практические рекомендации к написанию сочинения по анализу стихотворения для учеников 5-6 классов.
1)рассмотреть имеющиеся в различных источниках план анализа лирического произведения, выбрать план, приемлемый для учеников 6 класса;
2) рассмотреть методические рекомендации к написанию сочинения по лирическому произведению, выбрать или на их основе разработать свои рекомендации;
3) составить словарь терминов,используемых при анализе стихотворений для удобства работы над сочинением;
4) найти или разработать языковые клише,которые можно было бы использовать в сочинении по анализу любого стихотворения;
5) разработать словарь,состоящий из слов чаще всего использующихся в сочинениях,помогающих точно передать замысел автора.
Литературное образование играет решающую роль в формировании эмоциональной культуры личности.
Развивая эстетический вкус учащихся, необходимо научить их всестороннему постижению литературного произведения.
Художественное произведение постигается не только умом, но и чувствами, эмоциональной памятью. Предельная эмоциональность характерна для такого рода литературы, как лирика.
Стихи обогащают представлениями о внутреннем мире человека, о мыслях, переживаниях, разнообразных проявлениях душевных явлений, присущих людям разных эпох. Борис Корнилов, поэт, считает, что равнодушие к музыке говорит о неразвитости слуха, а равнодушие к поэзии говорит о неразвитости души.
Наблюдения над отдельными элементами стихотворения, тропами, композицией, языком нужны для того, чтобы постичь идеи и эмоции, образы и мотивы.
Специфика стихотворного текста состоит в том, что он, во-первых, как правило, бессюжетен, во-вторых, наполнен скрытым смыслом, выраженным очень сжато, свернуто и в особой форме..
Почему такая особая роль отводится поэзии? Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора, лаконичной, аккумулирующей природой стиха, и многозначностью поэтического образа.
Эти свойства лирики – в центре внимания при изучении стихотворных произведений на уроках литературы.
Анализ поэтического текста включает в себя решение трёх вопросов: истолкование, восприятие, оценка. Речь может идти о вашем личном интеллектуально-эмоциональном восприятии стихотворения. Вы можете написать о том, какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало. Также речь может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художниками.
Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы. Анализировать стихотворение необходимо с учётом контекста творчества автора и русской поэзии в целом, а также своеобразия лирики как рода литературы. В сочинении возможны ссылки на истолкование стихотворения специалистами-литературоведами, сопоставление различных точек зрения.
Оценка – это замечание о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве автора, литературе в целом. Оценка – это и точка зрения других авторов, и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе анализа произведения.
План – это только «костыли». Они нужны на всякий случай: чтобы чего-то не забыть. Если вы освоили написание сочинения по плану, то можно искать свой путь, свою «дверцу» в произведение. Этой «дверцей» может стать размышление над значением лексических единиц, рассмотрение значения использованных тропов, но самое главное: необходимо обратить внимание на то, что именно работает на ваше восприятие, что углубляет и усиливает для вас смысл произведения.
Глава 1. Подготовка к сочинению.
Любому сочинению предшествует подготовка, сбор материалов, их систематизация. Помочь в этом может следующий план работы.
Прочитай стихотворение несколько раз.
Узнай сведения об авторе стихотворения.
Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.
Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Запиши в черновик, пользуясь при затруднении словарём настроений (смотри ниже).
Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.
Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.
Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.
Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа сочинения (смотри ниже). В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.
Примерно это будет выглядеть так.
«Неохотно и несмело…»
Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской лирики. Картины природы у поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире.
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля —
Чу! за тучей прогремело,
Ветра теплого порывы —
Дальний гром и дождь порой.
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
«Пересказ своими словами»
Поэт рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами.
Восторг от грозы. Поэт восхищается.
Эпитеты: «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная».
Олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…»
Сравнение: «вихрем пыль летит с полей».
Метафоры: «в сиянье потонула», «молнии струя»
Эти слова помогают поэту передать все изменения в природе перед дождём, ярче нарисовать пейзаж.
Образы солнца и земли, образы молнии, грома.
Особенность – много глаголов, передающих действие, движение.
Тема и основная мысль.
Стихотворение о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя.
Понравилось, потому что дождь – это очищение для природы. Гроза всегда настораживает и привлекает. Ощущаю запах дождя.
Остаётся всё сложить в один текст, пользуясь планом.
Глава 2. План анализа стихотворения.
Мы рассмотрели несколько планов сочинений по анализу стихотворения. Одни были слишком объёмными, содержали 17 пунктов, многие из которых непонятны ученику 5-6 классов,т.к. не были изучены по программе. Нашли один план для учеников начальной школы, но он не содержал те понятия, которые изучаются в 5-6 классах (изобразительно-выразительные средства). Мы остановились на одном плане, предложенном Прокиной Натальей Валентиновной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №2 р.п. Колышлей Пензенской области.
Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.
1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).
2. Эмоциональное восприятие текста.
3. Словесное рисование (пейзажная лирика).
4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.
5. Определение темы стихотворения, основной мысли.
6. Образ лирического героя.
7. Собственное отношение к прочитанному.
8. Выразительное чтение стихотворения (ученик).
Однако данный план не подходит для написания сочинения. Поэтому мы решили взять план, предложенный в тематических тетрадях по литературе, переработав его, убрав неизвестное ещё шестиклассникам, добавив пункты из предложенного выше плана. Каждый пункт плана мы решили снабдить подробными вопросами, которые, на наш взгляд, помогут ученику в разборе стихотворения. Некоторые детали плана, рассматриваемые в других источниках как отдельные пункты анализа мы объединили в один пункт для удобства (один пункт – один абзац), тем более в шестом классе ученик ещё не может полно и объёмно раскрыть образы, основную мысль стихотворения и ему для этого не потребуется отдельный абзац.
План сочинения- анализа стихотворения.
1. Название стихотворения и его автор. Ведущая тема.( О чём стихотворение?) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
2. Какую картину рисует в своём стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
3. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) Синтаксические фигуры: антитеза, обращение и восклицание.
4. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
На основе материалов, собранных к сочинению, может получиться такое сочинение.
Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской лирики. Картины природы у поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о связи его с природой. Пейзажи восхищают своей эмоциональностью, выразительностью. Это можно увидеть в стихотворении Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…», в котором говорится о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя.
В своём произведении Ф.И.Тютчев рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами. Поэт восхищается оживлённой природой, восторгается надвигающейся грозой.
Главными образами стихотворения являются образы солнца и земли, молнии и грозы, которые как бы не позволяют солнцу соединиться с землёй. Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…». Используя эпитеты «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная», поэт создает образы природы. Обилие глаголов помогает передать движения, изменения в природе.
Мне понравилось стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело…», потому что дождь – это очищение для природы. Гроза настораживает и привлекает одновременно. Мне кажется, что я ощущаю запах дождя.
Глава 2. Речевые клише.
Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.
В стихотворении… (автор, название) говорится о…
В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…
В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.
Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…
Автора пронизывает чувство…
Стихотворение можно разделить на…части, так как…
Композиционно стихотворение делится на…части.
Короткие (длинные) строки подчеркивают…
В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….
Поэт хочет запечатлеть словами….
Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…
Лирический герой этого стихотворения представляется мне….
Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)
Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …
Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.
Стихотворение вызывает у меня чувство…
Глава 3. Словарь настроений
В лирическом произведении одно из главных мест занимает настроение пота, его чувства, переживания. Сложно бывает объять словами всю палитру чувств автора, словарный запас шестиклассника не так велик. На наш взгляд, в этом ему может помочь словарь настроений, увиденный нами на одном из сайтов и дополненный.