ОГЭ. Задание 15.1. Сочинение – рассуждение по раскрытию смысла высказывания. Рекомендации
Задание 15.1. может звучать примерно следующим образом.
(рекомендации)
Рекомендации сопровождаются примерами сочинения по цитате Лихачёва Д.С.
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Пример
Пример (по тексту из демоверсии 2016 года)
1 пример. В нём даём характеристику Анны Фёдоровны по её речи.
2 пример. По речи характеризуются дети.
Совершенно иначе говорят с ней ребята, особенно мальчик. Его речь даже несколько высокомерная. Тон мальчика Анне Фёдоровне не понравился (№ 14).Желание получить оригиналы писем любой ценой приводят к тому, что дети несколько грубы с женщиной, не могут понять, как ей дороги письма, и речь их – официальная (№ 19). В ней – безразличие к судьбе героини. И читатель не удивился, когда понял, что дети просто украли эти письма. Речь – отражение сухости, чёрствости и эгоизма детей.
Комментарий.
Пример
Таким образом, прав был Лихачёв Д.С., высказывая мысль о том, что речь человека во многом характеризует его как личность. Поэтому необходимо развивать свою речь, учиться, пополнять свой словарный запас, много читать, чтобы говорить красиво и убедительно. А ещё нужно помнить, что надо следить за тем, что и как мы говорим, чтобы не обидеть собеседника. Пусть язык, наша речь будут друзьями, а не врагами.
Критерии оценивания задания 15-1.
Наличие примеров-аргументов – 3 б.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения – 2 б.
Композиционная стройность работы – 2 б.
Максимальное количество баллов за сочинение 15.1.
по критериям К1–К4 – 9 б.
Критерии оценивания грамотности и фактической точности
Соблюдение норм пунктуации – 2 б.
Соблюдение грамматических норм – 2 б.
Соблюдение речевых норм – 2 б.
Фактическая точность – 2 б.
Максимальное количество баллов – 10
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Что писать в сочинении-рассуждении по цитате и высказыванию
Эссе является одной из самых трудных письменных работ в школе. Ученик должен проявлять новаторские и интеллектуальные способности при его изложении, ведь на это дается всего пара уроков. Хотя учитель в классе объяснял, как писать рассуждения по шаблону статьи, многие пункты со временем могли позабыться. Писать сочинение-рассуждение по высказыванию с полным раскрытием темы легко, если следовать структурному плану.
Содержание и состав эссе
В самом слове «сочинение» заключена суть. Иными словами, ученик должен составить текст по выбранной тематике, включить внутреннего автора и красочно описать состояние героя, предмет размышления, окружение. Например, в эссе-повествовании необходимо создать мини-историю, описание из разряда «Как я провел лето». Если мы говорим о сочинении-рассуждении, следует рассмотреть себя в качестве журналиста, который доказывает собственную точку зрения.
Как построить структуру текста? Учитель дает цитату или высказывание для размышления. С ним можно согласиться или опротестовать его и защитить свою идею. Здесь же необходимо показать свою позицию в соответствии с определенной схемой-структурой текста:
Вступление и завязка темы
Это отправная точка рассуждений. Можно начинать говорить об актуальности предмета, его значимости для общества. При необходимости совершается экскурс в историю, приводятся примеры из книг, журналов, исследований, подбирается база для аргументации в основной части.
Например: «Мама — первое слово, которое говорит ребенок. Первый и самый нужный человек, к которому бегут с радостью или с горем, — это мама. Отношение с родителями определяет, как растущий ребенок видит мир и кем он станет, творя свою судьбу, поэтому я согласен с автором строк «Мир держится на ласке матерей».
Основная часть
Здесь приводится аргументация своих убеждений, надо убедить читателя в правильности своих суждений. В этом блоке текста можно в меру употреблять вводные слова и термины, такие как:
Для доказательства используются примеры из личной жизни и литературы, мнение из авторитетных источников и авторов. Эта часть занимает порядка 70% статьи.
Например: «Я верю этому утверждению, потому что очень люблю мать и хочу, чтобы она была счастлива. Я осознаю, что никогда не встречу того, кто будет любить меня так самоотверженно. Сотни поэтов писали о матерях. Они возвышают мамину безусловную любовь, ласку, нежность и открытое сердце.
Конечно, хочется, чтобы так было в каждой семье. Но к сожалению не все мамы одинаковы. Я говорю о тех случаях, когда детей в семьях обижают, относятся к ним как к собственным вещам, а не к маленьким, но людям, у которые есть собственные мечты и переживания».
Заключение и выводы
В заключение надо красиво и искренне подвести итог всем своим аргументам. Объяснить, насколько эта тема важна для общества, почему люди должны обращать на нее внимание.
Надо описать свои резюмирующие впечатления от темы в двух-пяти предложениях.
К примеру: «Я бы хотел, чтобы ласка матерей действительно поддерживала мир, чтобы он опирался на нравственность и доброту, которую закладывают в своих детей их любящие родители. Чем больше счастливых семей и детей, тем лучше и счастливее общество, в котором мы живем…».
Памятка при написании рассуждения
Одним из главных факторов для успешного написания сочинения по высказыванию должно быть отличное понимание предмета. В противном случае абсолютно нечего будет обдумывать, ученик не сможет представить и защитить свое независимое мнение, показать свои рассуждения и доказать правоту своего рассуждения. Без понимания предмета работа будет слабая.
Во время написания эссе следует распределить объем текста так, чтобы начало и конец составили в сумме около трети общего текстового содержания. То есть если сочинение рассчитано на 3 страницы, то объем его вводной и заключительной части не должен превышать половины листа.
Нежелательно использовать заумные слова, может потребоваться много времени, чтобы найти правильную фразу. Лучше донести свою мысль простыми словами, чем ошибиться с понятием термина и неверно его применить.
Можно начать с черновика и написать его кратко, используя слова и предложения, как если бы тема обсуждалась с близким знакомым, а затем отредактировать полученный текст, используя подходящие термины.
Приводя многочисленные аргументы, надо помнить, что они должны быть взаимосвязаны и дополнять содержание эссе.
Написав эссе-рассуждение на черновике, его надо перечитать как минимум пару раз, мысленно проговаривая, чтобы убедиться, что текст является цельным, а компоненты произведения логически перетекают друг в друга, и никаких резких изменений в ходе концепции не было.
Лучше перепроверить все текстовое содержание на наличие грамматических и орфографических ошибок, и если нет уверенности в значении или написании слова, заменить его синонимом. Исключениями являются используемые в тексте цитаты или точные формулировки из исходных источников, которые были использованы в качестве доказательной базы.
Применение аргументов и доказательств
Рассуждая, желательно использовать конкретные примеры. Это могут быть ситуации из жизни, отрывки из работ, критика авторитетных людей, статистика и так далее. Сочинение по цитатам пишут с приведением примеров подтверждения или опровержения, указанных в разных источниках.
Надо конкретизировать свое мнение, особенно если оно отличается от мнения автора. Однако в этой ситуации совершенно необходимо прояснить, почему оно отличается, простого отрицания будет недостаточно.
Необходимо обращать внимание на точное написание цитат: ошибочное цитирование, изменение или пропуск фразы будет рассматриваться как фактическая ошибка.
Вывод в заключении должен практически суммировать весь текст. В своем эссе автор выступает в роли исследователя, который предлагает доказательства для подтверждения гипотезы. Следовательно, не исключено, что конечным результатом может стать другой тезис.
Требуется воздерживаться от повторения аргументов, а также перепроверить объемное соотношение основных элементов сочинения, чтобы не получить слишком длинного начала и конца или недостаточного количества основного смыслового текста.
Способность к ясному выражению своих мыслей и аргументированному отстаиванию своих позиций приходит не сразу. Для развития навыков надо читать больше литературы, участвовать в диалогах, уметь слушать и говорить, не теряя нити рассуждения.
Как написать сочинение расуждение по цитате?
1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью1.ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)
СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:
1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса (В наше время особенно остро стоит проблема… Или: Проблема… является актуальной в наши дни)
3) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста (Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным. Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо. )
-Приводим аргументы, факты, доказывающие данный тезис.
-Так как аргументов несколько, то используем специальные вводные слова для оформления рассуждения: во – первых, во – вторых и т. д. Но если вы сомневаетесь, поддерживаете в какой – то степени ту и другую точку зрения, уместнее использовать другие вводные слова: с одной стороны, с другой стороны.
ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:
— Глаголов 1-го лица мн. числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим)
-Союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы, для того чтобы)
ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ:
это подтверждается тем… ; это объясняется тем… ; это обусловлено тем… ; причина состоит в следующем… ; отсюда вытекает… ; из этого следует, что… ; из этого вытекает, что… ; это позволяет предположить, что…
СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:
-вводных слов (таким образом, итак)
(в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу )
Как написать сочинение-рассуждение: структура, речевые клише и полезные советы
В чем разница между сочинением и сочинением-рассуждением? В чем особенность сочинения-рассуждения и как его грамотно написать? В этом и не только попробуем разобраться в статье.
Особенность рассуждения
Для начала разберемся, что понимают под рассуждением. Различные источники дают разные определения, поэтому я попробую их объединить в одно.
Рассуждение предполагает логичное и последовательное изложение собственных мыслей по какому-либо конкретному вопросу или проблеме. В процессе рассуждения используют доказательства и аргументы, на основе которых делают определенные выводы. Аргументы и выводы являются частью структуры рассуждения, о которой я расскажу позже.
Что интересно, ваша работа может строиться на утверждении (что представленный тезис верный) или опровержении (доказательстве, что тезис ложный). В качестве инструментов доказательства вы можете использовать прямые факты или аргументы от противного, полагаться на личный опыт или на фильмы, давать примеры из жизни или из литературы.
Что проверяют сочинением-рассуждением
Перед тем как начать сочинение-рассуждение, важно подумать о том, чего хочет от вас преподаватель. А он, задавая писать сочинение, проверяет ваши умения:
Ориентируйтесь на эти требования в процессе подготовки к сочинению-рассуждению: они помогут избежать сложностей и неожиданностей в ходе написания эссе.
Структура сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение пишется по определенной схеме. Она состоит из:
В качестве аргументации в сочинении-рассуждении можете использовать:
На аргументацию отводится больше половины всего объема сочинения. Исходя из опыта, наиболее оптимальное количество аргументов — 3;
Условно структура делится на 3 части: вступление, основную часть и заключение.
Вступление в сочинении-рассуждении
Как я уже писал, для вступления можно использовать вопрос или цитату. Они должны плавно подводить к основной проблеме сочинения. Если подобрать подходящие цитату или вопрос сложно, пишите об актуальности темы и важности разговора о ней. Хорошо делать вступление экскурсом в историю проблемы, примерами из различных печатных и устных источников и др.
Во всем нужен и важен баланс. Там, где есть правое, обязательно должно быть и левое. Поэтому я согласен со словами одного из героев романа “Мастер и Маргарита” Булгакова, который говорит, “что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?”. Хотя тут стоит многое пояснить…
Основная часть сочинения-рассуждения
Здесь вооружаемся аргументами и доказываем свою точку зрения: читающий должен прийти к мнению, что ваши рассуждения верны. Как этого добиться? Используйте вводные слова и словосочетания, специальные связывающие предложения конструкции и много примеров.
Во-первых, стоит вспомнить об одном из философских законов о “единстве и борьбе противоположностей”. Определения понятий “добро” и “зло” раскрывают сущность закона. Во-вторых, ничто не может трактоваться однозначно. Добро в нашем понимании не то же добро в понимании кого-то другого. Более того, в нем явно может прослеживаться зло.
Заключение в сочинении-рассуждении
В заключительной части нужно подвести итоги описанного выше. При необходимости, ключевые мысли можно повторить, но добавив к ним какое-либо обобщение. Как вариант, можно поделиться своими впечатлениями об описанной проблеме.
Каждый, кто прочитает роман, сделает для себя определенные открытия. В частности, что добро всегда рядом со злом. И люди в жизни, как и герои в романе, не так просты и понятны, как нам кажется.
Какие условия нужно соблюсти в сочинении-рассуждении
Проверяйте аргументы на логичность с помощью основных законов логики.
Речевые клише для сочинения-рассуждения
Чтобы вы уловили логику, я выбрал для вас по 2 примера на каждую из частей работы:
7 важных моментов
Что нужно учесть, работая над сочинением-рассуждением:
Чтобы посмотреть, как все требования учитываются на практике, вы можете скачать шаблон для написания сочинения по русскому языку.
Остались вопросы? Задавайте их опытным экспертам Studently.
Как написать эссе – пример и пошаговая инструкция
В процессе обучения студенты сталкиваются с необходимостью написания огромного количества различных работ. В том числе и эссе. Такое задание можно услышать в школе, на ЕГЭ, в колледже или в высшем учебном заведении. Данный вид творческой работы очень распространен среди преподавателей но, несмотря на это, многие учащиеся впадают в ступор, когда перед ними встает задание написать эссе. В нашей статье мы постараемся приоткрыть завесу тайны и подробно объясним, что же такое эссе, чем оно отличается от сочинения и как его написать, а также приведем наглядный пример хорошо написанной работы.
Что такое эссе?
Прежде чем перейти к подробному описанию и перечислению характеристик, присущих данному виду работ, сначала необходимо дать определение этому понятию, которое максимально раскроет его суть.
Эссе – это разновидность сочинения в прозаической форме, то есть в виде текста, небольшого объема, которое раскрывает субъективный взгляд автора на какую-либо проблему, процесс или явление.
Эссе действительно является разновидностью сочинения, но не стоит ставить между этими двумя понятиями знак равно, это далеко не так. Ниже мы перечислим основные характеристики эссе, которые выделяют его среди прочих литературных жанров.
Именно эти характерные черты и отличают эссе от сочинения, как впрочем, и от любого другого повествовательного жанра.
Образец написания эссе и пошаговая инструкция
С тем, что такое эссе мы разобрались, но с чего начать его написание? Как выбрать тему? Что должно содержаться в этой работе? На все эти вопросы мы ответим чуть ниже.
Начнем, пожалуй, с самого главного – это с темы. Без правильно выбранной темы не получится хорошего эссе. Тема должна быть вам близка, она должна вызывать интерес. Как правило, преподаватели дают студентам список тем для написания работы, остается только выбрать то, что вам ближе, то, что вас беспокоит и, о чем вы хотите рассуждать.
После того, как вы определитесь с темой, можно приступать к написанию эссе. Помните, что эта работа призвана развить в студентах способности к критическому мышлению. Основной ценностью в ней являются ваши мысли, ваша позиция, подкрепленная аргументами.
Четко выраженная позиция и убедительные аргументы позволят вам получить хорошую оценку и одобрение преподавателя.
Структура эссе состоит из трех основных элементов: введение, основная часть и заключение. На них остановимся поподробнее.
1. Введение. Вступительная часть задет настроение и характер эссе. Во введении поднимаются вопросы, которые будут раскрываться в основной части. Старайтесь затрагивать злободневные аспекты, темы, которые актуальны на сегодняшний день. Вступление занимает лишь 15-20% от объема всего труда, но оно очень важно и позволяет понять читателю, о чем пойдет речь в эссе. Если вы испытываете трудности с написанием введения, можете использовать следующие конструкции, которые помогут вам четче сформулировать мысль:
• Выбор данной темы, позволяет мне глубже окунуться в проблему…
• Данное высказывание можно рассмотреть с нескольких сторон…
• На мой взгляд, выбор данной темы позволит мне лучше узнать…
• Эту проблему можно рассматривать как ключ к пониманию…
Задайте вопросы по теме, которые вас интересуют, и постарайтесь ответить на них в основной части.
2. Основная часть. Здесь важно ваше мнение о теме эссе. Если в качестве темы выступает цитата знаменитого человека, вы можете согласиться с ней или опровергнуть ее, таким образом, формулируя собственный тезис. Обязательно приводите аргументы, доказывая свою точку зрения. Лучше, чтобы их было не менее трех штук.
Аргумент – это утверждение, приводимое для доказательства своей точки зрения. В качестве аргументов могут выступать мнение ученых, исторические факты, статистические данные, законы науки и многое другое.
Хорошо подойдет для одного из аргументов и личный опыт, главное не забывать подкреплять его другими источниками. Тут также следует вспомнить несколько правил аргументации:
1) Аргументы не должны противоречить друг другу.
2) Аргументы должны соответствовать теме и тезису.
3) Аргументы должны быть достоверными.
4) Аргументы должны быть достаточными для тезиса.
Используя доказательства, которые соответствуют всем вышеизложенным требованиям, вы сможете создать сильную позицию, которая будет по достоинству оценена читателем.
Основная часть эссе занимает 60-70% от всей работы. В ней заключается основная мысль труда и то, ради чего он писался. В эссе можно использовать следующие конструкции для аргументации тезиса:
• Во-первых, … во-вторых, … в-третьих, …
• Рассмотрим несколько примеров из истории, которые наглядно покажут нам …
• С одной стороны …, но с другой стороны…
• В качестве аргумента можно привести …, который проиллюстрирует…
Эти конструкции позволят значительно сэкономить время на написание основной части.
3. Заключение. В заключении автор подводит итоги, излагает вывод, к которому пришел в ходе написания работы. Здесь важно вновь обратиться к теме эссе, его проблеме, и основываясь на приведенных аргументах в основной части, придти к логическому заключению. Эта часть работы, как и введение, не должна занимать более 15-20% от общего объема труда. В заключении можно использовать несколько готовых конструкций:
• Таким образом…
• Поводя общий итог можно сказать, что…
• В соответствии с приведенными аргументами я считаю, что…
• В заключение можно сделать вывод…
Следуя приведенным выше рекомендациям, можно написать эссе хорошего качества, которое будет претендовать на отличную оценку и положительный отзыв преподавателя.
Избегайте основных ошибок при написании работы:
1) Большой объем. Оптимальный объем текста в эссе составляет не более пяти страниц.
2) Длинные, перегруженные предложения. Помните, о чем мы говорили выше? «Краткость – сестра таланта». Лучше писать короткими, отдельными предложениями.
3) Мало аргументов. Эссе – это, прежде всего, ваша точка зрения, подкрепленная доказательствами. Не пренебрегайте ими, недостаточная аргументация не позволит получить положительную оценку.
4) Непонимание темы или проблемы. Очень важно, чтобы тема работы была вам понятна и близка. Отсутствие понимания темы – плохо написанная работа.
5) Отсутствие авторской точки зрения. Это собственно то, зачем пишется данный труд, без обозначения мнения автора, вся работа просто не имеет смысла.
Если написать работу самостоятельно не представляется возможным, ее можно скачать из Интернета. Ниже мы привели пример эссе, которое всегда можно использовать в качестве образца.
Какой процент оригинальности должен быть у эссе?
Поскольку эссе является авторской работой, то и процент оригинальности у нее должен быть соответствующий. В идеале уникальность такого труда должна быть не меньше 90%.
Каждый преподаватель может устанавливать свои нормы оригинальности, перед тем как написать эссе, попросите у него методические указания.
Если вы решили позаимствовать уже готовую работу из Интернета, не забудьте увеличить у нее процент уникальности. Сделать это можно двумя способами:
1. Путем рерайта. Достаточно долгий способ, который подразумевает изменение исходного текста на свой вариант, путем замены слов на синонимы. Строго говоря, вы переписываете уже готовый текст заново своими словами.
2. Повышение уникальности с помощью нашего сервиса. Всего через 2 минуты вы получаете оригинальную работу, без искажения смысла и форматирования текста.
Чтобы увеличить оригинальность, просто загрузите файл, выберите систему, в которой ваш преподаватель будет проверять работу, и отметьте необходимый процент уникальности. Настоятельно рекомендуем включить дополнительную маскировку.
Наш сервис обладает следующими преимуществами:
• Всего 2 минуты на обработку файла.
• Стоимость составляет 100 рублей.
• Текст не искажается.
• Форматирование остается неизменным.
• Повышение уникальности без пометки «Подозрительный документ».