Степень научной разработанности темы исследования: пример
Степень научной разработанности темы исследования: пример
Диссертация разрабатывается и оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.11-2011 в котором указывается, что введение к научному труду должно содержать актуальность выбранной темы, степень научной разработанности темы, цели и задачи выполнения исследования, значимость представленной работы, перечень положений, выносимых на защиту. Дополнительно можно указать описание и примеры методов, которые применялись соискателем ученой степени для выполнения задач исследования и степень достоверности указанной в работе информации.
Степень научной разработанности проблемы – это список проблем в исследуемой области, потребность восполнения которых и определяет круг задач исследований соискателя. В данном разделе автор диссертационного труда проводит краткий анализ иных научных работ, связанных с выбранной темой собственного исследования.
Цель раздела исследования
При подготовке к написанию работы соискатель ученого звания или степени обязан изучить большое количество информации по заданной проблеме с целью:
Дополнительно степень научной разработанности позволяет определить место диссертации в определенной научной области.
Выявление уровня научной разработанности
Для более полного выявления степени научной разработанности темы рекомендуется изучить:
В качестве основных критериев определения разработанности темы исследования можно использовать:
Определение поля исследования и выявление результатов
Для определения поля предстоящей работы необходимо:
Проверка подлинности полученных результатов
Чтобы удостовериться в подлинности полученных результатов соискателю ученой степени при подготовке к диссертации рекомендуется изучить статьи, монографии не только российских специалистов, но и зарубежных ученых. Важно сформировать собственную позицию по рассматриваемой тематике и впоследствии сравнить свои выводы с итогами предшественников.
Основными критериями уровня знаний признаются:
Правила написания и оформление степени разработанности
Степень проработанности выбранной тематики должна содержать:
При составлении списка ученых важно придерживаться следующих правил:
Если при изучении исследований выявлены неточности, отсутствие обоснования или выводов, неполное рассмотрение вопроса, то это также указывается в разделе степени проработки темы сразу после списка авторов.
Фразы-клише, рекомендуемые для описания степени разработанности
При описании степени научной проработанности темы рекомендуется использовать следующие фразы-клише:
Для более полного описания характеристики, применяются следующие фразы:
При описании степени научной проработанности темы в части характеристики пробелов обычно используются следующие фразы:
Все что нужно знать о степени научной разработанности темы исследования
Одним из важнейших элементов вводной части любого исследования является обоснование степени его научной разработанности. Данный критерий отражает место ВКР среди иных научных публикаций, показывает, кто и как изучал вопрос ранее (до Вас).
Одним из важнейших элементов вводной части любого исследования является обоснование степени его научной разработанности. Данный критерий отражает место ВКР среди иных научных публикаций, показывает, кто и как изучал вопрос ранее (до Вас).
Степень научной разработанности помогает автору провести анализ ранее выдвинутых теорий, выявить их достоинства и недостатки, а затем обосновать собственную гипотезу. В то же время эта часть введения ВКР позволяет продемонстрировать уровень научных познаний, развитие кругозора автора исследования.
Как показывается степень научной разработанности проекта?
Обычно студенты и аспиранты рассматривают этот аспект в нескольких предложениях. Особый упор делается на тех трудах и авторах, который привнесли особый вклад в развитие науки и материалы которых стали основой исследования.
Отразить данный критерий можно с помощью:
Каких авторов следует указывать в вводной части?
Перечисление полного списка использованной литературы во введении не спасет ни один труд, а лишь усугубит ситуацию. Автору важно определить те труды, на которые он полагался. Основных работ окажется не более 5-7, а все остальные будут играть вспомогательную роль, так или иначе дополняли исследование, направляли в нужное русло.
Порой достаточно подтвердить степень научной разработанности перечислением автора или работ, имеющих широкую распространенность и большую известность в научных кругах.
Будет неплохо, если в качестве подтверждения степени научной разработанности будут указаны работы ученых кафедры, членов Диссовета. Такой ход не следует считать «подхалимством». Он продемонстрирует то, что Вы достаточно хорошо познакомились с трудами современных ученых, а значит, хорошо владеете актуальной, достоверной и обоснованной информацией.
Как указать авторов и их работы?
В большинстве случаев степень научной разработанности и изученности представляет собой краткий перечень научных работ и их создателей. Самый простой способ перечислить их в алфавитном порядке (первыми указываются фамилия и инициалы авторов).
В методических рекомендациях и ГОСТах нет конкретных указаний относительно оформления данной части введения. Поэтому в целом порядок перечисления ученых и их исследований не столь важен. В курсовых и дипломных работах это аспект рассматривается очень сжато, поэтому простое перечисление здесь уместно.
В диссертациях степень научной разработанности может занять несколько абзацев, поэтому в них приемлется более детальный анализ основных трудов. Сначала можно указать наиболее значимые для рассматриваемой области, науки или направления фамилии ученых, а затем привести примеры ярких научных исследований, которые повлекли реформы и изменили ситуацию, решили проблему (даже частично). Важно, чтобы в работе нашли отражение не только представители старых теорий, но и современные ученые и их гипотезы.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как оформить степень научной разработанности в тексте?
Чтобы продемонстрировать актуальность и необходимость очередного изучения темы, достаточно подчеркнуть, что ранее она изучалась определенными учеными (авторитетами и не только), но в ней не были учтены некоторые факторы. Обосновать такое положение в тексте можно с помощью распространенных клише:
— В последнее время (годы) данной проблеме уделяли внимание…
— Существенный вклад в развитие науки (отрасли, области, теории, для решения проблемы и пр.) внесли такие ученые, как…
— Решению поставленной проблемы способствовали…
— Проблеме (по теме) были посвящены следующие труды…
Автору предстоит дать краткую характеристику изученным трудам. Сделать это можно следующим образом:
— Их работы способствовали изучению…
— В этих трудах содержатся фундаментальные основы…
Важно указать именно тот факт, что именно проблема (а не тема в общем) неоднократно исследовалась в научных кругах, но не была полностью изучена или решена. Такой подход обоснует не только степень разработанности вопроса, но и необходимость его дальнейшего рассмотрения, решения, исходя из современных методов и возможностей.
Определить недостатки прошлых теорий можно так:
— Однако теории не учитывают…
— В значительной степени труды указанных ученых охватывают лишь…, но не принимают во внимание…
Самые распространенные ошибки при описании степени научной изученности
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Главная страница » Степень разработанности проблемы
Степень разработанности проблемы
Важным элементом введения в диссертацию является степень научной проработанности темы, либо, иначе говоря, степень разработанности проблемы.
Этот раздел несёт в себе важное значение – он характеризует научный кругозор соискателя, а также чётко обозначает, кто занимался подобными исследованиями в данном или аналогичном научном направлении раньше.
Показывается, какие работы имели место быть, какие вопросы были рассмотрены, а какие так и остались неизученными. Также именно за счёт степени разработанности проблемы определяется место данного диссертационного исследования в той или иной области знаний.
Форма
Степень научной проработанности темы/разработанности проблемы – это, по сути, краткий перечень пробелов и ключевых недоработок в сфере, которая исследуется. Именно их и должна компенсировать диссертация с её задачами исследований.
Чтобы отобразить степень научной проработанности темы, необходимо во введении:
Каких авторов включить?
Необязательно включать в список всех известных исследователей, которые только занимались данным вопросом. Достаточно привести лишь наиболее известных. Если список всё равно выходит более объёмным, чем хотелось бы, то достаточно указать лишь их часть, после чего добавить приписку «и др.». Также неплохо включить в перечень учёных кафедры, к которой прикреплён соискатель, а также членов диссертационного совета, на котором диссертация будет защищаться.
Как группировать авторов?
Для удобства список упоминаемых авторов составляется в алфавитном порядке. Зарубежные учёные, которые исследовали данную проблему, как правило, обособляются.
Если в диссертации рассматриваются сразу несколько направлений исследования, то по этим же направлениям необходимо сгруппировать авторов, приписав, какие вопросы они рассматривали и какие пробелы так и не были исправлены.
Вообще, как правило, степень научной проработанности разделяется на два или три подраздела, где сначала упоминаются учёные, что ранее занимались подобного рода исследованиями, а потом уже более современные учёные.
Типовые фразы
Когда описывается степень разработанности проблемы, то в той части, где перечисляются исследователи, применяются следующий фразы, либо аналогичные им:
Определенное влияние на решение проблемы… оказали такие авторы…
Когда описывается краткая характеристика проделанных работ, применимы такие фразы, либо аналогичные им:
Наконец, фразы, применяемые в разделе описания пробелов, могут быть примерно таковыми:
Данные работы не могут быть в чистом/текущем виде применены для решения…, так как …
Степень изученности темы (разработанности проблемы) курсовой работы + пример
Введение — одна из самых важных частей в структуре курсовой работы. В нём студент обосновывает актуальность исследования, определяет объект и предмет, ставит цель и задачи, а также описывает степень изученности темы курсовой. Этот раздел показывает, насколько автор знаком с теоретическими основами, глубоко ли изучил научную литературу. Мы расскажем, как написать эту часть и приведём пример степени научной разработанности темы курсовой работы.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Больше лайфхаков, которые помогут подготовить любую учебную работу, студенты найдут в нашем информационном телеграм-канале. А в специальной группе мы собрали выгодные предложения и крутые акции.
Как написать степень разработанности в курсовой работе
Чтобы понимать, о чём писать в этой части, разберёмся, что из себя представляет степень научной разработанности курсовой и для чего нужен этот раздел.
Что такое степень изученности темы в курсовой
В этом разделе студент формулирует основные подходы, которые сложились в научном мире при исследовании выбранной темы.
Степень научной разработанности темы курсовой работы показывает:
В целом, это своеобразное обобщение выводов учёных, которые обращались к этой теме прежде.
Каких авторов указывать в характеристике степени изученности темы курсовой работы
Когда студент готовит раздел, посвящённый изученности темы, перед ним обычно встаёт проблема: сколько и каких учёных указать. Нельзя перечислить в нескольких абзацах весь список авторов использованной литературы, но и 3-4-х фамилий явно будет недостаточно.
Оптимальным для курсовой считается указание 10-12 учёных, внёсших самый большой вклад в изучение затронутой проблемы. Перечислять их лучше в хронологическом порядке, начиная с основателей, которые начали разработку проблемы и постепенно переходя к современным учёным.
Не стоит указывать только отечественных или зарубежных учёных: соблюдайте разумный баланс.
Как оформить степень разработанности темы исследования в курсовой работе
У многих студентов возникают сложности с оформлением степени разработанности темы курсовой работы. Нельзя просто указать список исследователей, стоит использовать специальные обороты и клише, характерные для научного стиля:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Прежде чем писать раздел, советуем ознакомиться с примерами степени научной разработанности в курсовой
Типичные ошибки при написании научной разработанности курсовой работы
При подготовке данного раздела студентам стоит избегать следующих ошибок:
Последняя ошибка является одной из самых распространённых. Её допускают многие студенты младших курсов, которые делают упор на исследования советского периода и не используют актуальные научные издания.
Степень изученности темы курсовой работы: пример
Чтобы студенту было проще написать данный раздел, приведём пример степени разработанности проблемы в курсовой по педагогике, посвящённой дуальной форме образования.
«Первопроходцами» в данном направления в педагогической науке считаются немецкие учёные Х. Грайнер, В. Грунер, Г. Кершенштайнер. Именно в Германии дуальная система образования получила наибольшее развитие, и данные исследователи сформулировали её методологические основы.
Впоследствии вопросами внедрения дуальной формы образования занимались У. Бек, Х. Беннер В. Кларин, Е. Терещенков, Я. Канакин. В их работах сформулированы педагогические условия, необходимые для реализации дуального подхода к обучению, а также выделены ключевые преимущества, которых он позволяет добиться: эффективного синтеза теоретической и практической подготовки, получения необходимого профессионального опыта, развития личностных компетенций учащихся.
Анализ научной литературы и нормативных документов в современном научно-образовательном пространстве свидетельствует об увеличении внимания учёных к вопросу дуальной формы современного образования. Современные отечественные учёные исследуют различные аспекты данного образовательного подхода. Так, О. Богомазова пишет о подготовленности выпускников высших учебных заведений к профессиональной деятельности на производстве; И. Бойчевская говорит о значительной роли системы дуального образования в профессиональной подготовке молодёжи; В. Вьюнов считает дуальную форму профессионального образования одним из условий эффективного решения задач модернизации обучения; К. Пигарева исследует дуальную систему как одну из эффективных моделей кооперации обучения и производства, Л. Крымчак занимается вопросами социального партнёрства образования и производства.
Скачать образец можно по ссылке.
Если наш образец не помог вам понять, как писать степень изученности в курсовой работе, рекомендуем обратиться в студенческий сервис. Его эксперты помогут написать и правильно оформить любую часть реферата, курсовой, дипломной или диссертации.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Как написать степень изученности проблемы исследования
Аспирантура.РФ
Аспирантуры. Обучение в аспирантуре и защита диссертации. Далее—>
Что такое аспирантура
Обучение в аспирантуре. Очная, заочная аспирантуры. Далее—>
Аспирантуры Москвы и России
ВУЗы с аспирантурой. Формы обучения. Платная и бесплатная аспирантура. Далее—>
Написание текста диссертации
Как написать диссертацию. Структура диссертации. Требования к диссертации. Далее—>
Степень научной проработанности темы является обязательным элементом введения в диссертацию.
Основной целью данного раздела введения является характеристика научного кругозора соискателя и формирование круга исследователей, являющихся предшественниками соискателя в данном научном направлении, краткая характеристика их работ и вопросов, нерассмотренных ими в данном направлении исследований.
Кроме того, степень научной разработанности темы определяет место диссертационного исследования в конкретной области знаний.
Степень научной проработанности темы является кратким перечнем пробелов в исследуемой области, потребность восполнения которых и определяет круг задач исследований соискателя.
Степень научной проработанности темы отражается во введении перечислением авторов, имевших отношение к исследуемому соискателем вопросу, краткой характеристикой рассмотренных ими вопросов, а также указанием вопросов, которые по мнению соискателя необходимо исследовать.
Фамилии исследователей приводятся в алфавитном порядке. В список исследователей включаются наиболее известные ученые, если список получается большим, то можно перечислять не всех, а после перечисления указать «и др.».
Если проблема рассматривается впервые и не существует литературных источников по исследуемым вопросам, то это необходимо указать.
Если в диссертационном исследовании рассматриваются несколько направлений исследуемой проблемы, то необходимо сгруппировать авторов по направлениям с указанием рассмотренных ими вопросов и существующих пробелов.
Обычно описание степени научной проблемы темы подразделяют на 2-3 подраздела, в которых сначала упоминаются ученые, занимавшиеся данными исследованиями в более ранний период времени, а затем исследователи современного периода.
Кроме того, обычно в отдельную группу выделяют зарубежных ученых, исследовавших рассматриваемую проблему.
Целесообразно в перечень исследователей, включить ученых кафедры, к которой прикреплен соискатель, и членов диссертационного совета, на котором будет защищаться диссертация.
При описании степени научной проработанности темы в части перечня исследователей обычно используются следующие фразы:
— Проблемам повышения эффективности….. посвящены труды авторов …..
— Существенный вклад в изучение проблемы….. внесли….
— В последние годы проблеме… уделяли внимание…..
— Определенное влияние на решение проблемы…. оказали….
При описании степени научной проработанности темы в части краткой характеристики выполненных ранее исследований обычно используются следующие фразы:
— Их работы содержат фундаментальные основы…
— Их работы в значительной мере способствовали изучению….
— В этих работах отражен характер….
При описании степени научной проработанности темы в части характеристики пробелов обычно используются следующие фразы:
— Однако в трудах этих ученых не рассматриваются…
— Эти работы не могут быть в чистом виде применены для решения…., так как …
— В значительной части эти исследования охватывают только…, не учитывая…
Ниже приведены примеры изложения степени научной разработанности проблемы по экономике, праву, психологии, педагогике, философии, истории:
Также посмотреть консультирование при написании диссертации и консультации аспирантам.
степень разработанности по специальности 01.01.02 «Дифференциальные уравнения, динамические системы и оптимальное управление»:
степень разработанности по специальности 01.01.03 «Математическая физика»:
степень разработанности по специальности 01.01.05 «Теория вероятностей и математическая статистика»:
степень разработанности по специальности 01.01.07 «Вычислительная математика»:
степень разработанности по специальности 01.01.09 «Дискретная математика и математическая кибернетика»:
степень разработанности по специальности 01.02.04 «Механика деформируемого твердого тела»:
степень разработанности по специальности 01.02.06 «Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры»:
разработанность темы исследования по специальности 05.13.05 «Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления»:
разработанность темы исследования по специальности 05.13.06 «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами»:
степень разработанности по специальности 07.00.02 «Отечественная история»:
степень разработанности по специальности 07.00.03 «Всеобщая история»:
степень разработанности (степень изученности проблемы) по специальности 07.00.06 «Археология»:
степень разработанности (степень изученности проблемы) по специальности 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология»:
степень разработанности по специальности 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования»:
степень разработанности по специальности 07.00.10 «История науки и техники»:
степень разработанности темы по специальности 07.00.15 «История международных отношений и внешней политики»:
степень разработанности по специальности 08.00.01 «Экономическая теория»:
степень разработанности по специальности 08.00.02 «История экономических учений»:
степень разработанности по специальности 08.00.03 «История народного хозяйства»:
степень разработанности по специальности 08.00.04 «Региональная экономика»:
степень разработанности по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народных хозяйством»:
Еще один пример степени разработанности проблемы по специальности Экономика и управление народных хозяйством
Смотреть степень разработанности проблемы экономика и управление народных хозяйством
степень разработанности по специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит»:
Смотреть степень разработанности проблемы
Еще один пример степени разработанности Финансы, денежное обращение и кредит:
Смотреть разработанность Финансы, денежное обращение и кредит
степень разработанности по специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика»:
Смотреть степень разработанности проблемы
Еще пример степени разработанности диссертации по специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика»:
Смотреть степень разработанности проблемы Бухгалтерский учет, статистика
степень разработанности по специальности 08.00.13 «Математические и инструментальные методы экономики»:
Смотреть степень разработанности проблемы
Еще один пример степени разработанности по специальности 08.00.13 «Математические и инструментальные методы экономики»:
Смотреть степень разработанности проблемы Математические и инструментальные методы экономики
степень разработанности по специальности 08.00.14 «Мировая экономика»:
Смотреть степень разработанности проблемы
Еще один пример степени разработанности по специальности 08.00.14 «Мировая экономика»:
Смотреть степень разработанности проблемы Мировая экономика
степень разработанности по специальности 09.00.01 «Онтология и теория познания»:
степень разработанности по специальности 09.00.03 «История философии»:
Смотреть степень разработанности проблемы
Еще один пример степени разработанности по специальности 09.00.03 «История философии»:
степень разработанности по специальности 09.00.04 «Эстетика»:
Смотреть степень разработанности проблемы
Еще один пример степени разработанности по специальности 09.00.04 «Эстетика»:
Смотреть степень разработанности проблемы Эстетика
степень разработанности по специальности 09.00.05 «Этика»:
Смотреть степень разработанности проблемы
Еще один пример степени разработанности по специальности 09.00.05 «Этика»:
Смотреть степень разработанности проблемы Этика
степень разработанности по специальности 09.00.07 «Логика»:
степень разработанности по специальности 09.00.08 «Философия науки и техники»:
Смотреть степень разработанности проблемы
Еще один пример степени разработанности по специальности 09.00.08 «Философия науки и техники»:
Смотреть степень разработанности проблемы
Еще один пример степени разработанности по специальности 09.00.08 «Философия науки и техники»:
Смотреть степень разработанности проблемы
степень разработанности по специальности 09.00.11 «Социальная философия»:
Еще один пример степени разработанности по специальности 09.00.11 «Социальная философия»:
степень разработанности по специальности 09.00.13 «Философская антропология, философия культуры»:
а также пример степени разработанности по специальности 09.00.13 «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры»:
степень разработанности по специальности 09.00.14 «Философия религии и религиоведение»:
степень разработанности по специальности 10.01.01 «Русская литература»:
степень разработанности по специальности 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве»:
степень разработанности по специальности 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право»:
степень разработанности по специальности 12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право»:
степень разработанности по специальности 12.00.04 «Финансовое право; налоговое право; бюджетное право»:
степень разработанности по специальности 12.00.05 «Трудовое право; право социального обеспечения»:
степень разработанности по специальности 12.00.06 «Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право»:
степень разработанности по специальности 12.00.07 «Корпоративное право; энергетическое право»:
степень разработанности по специальности 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»:
Еще один пример степени разработанности по специальности 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»:
степень разработанности по специальности 12.00.09 «Уголовный процесс»:
Смотреть степень разработанности проблемы
Еще один пример степени разработанности по специальности 12.00.09 «Уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность»:
Смотреть степень разработанности проблемы
степень разработанности по специальности 12.00.10 «Международное право; Европейское право»:
Смотреть степень разработанности проблемы
Еще один пример степени разработанности по специальности 12.00.10 «Международное право; Европейское право»:
Смотреть степень разработанности проблемы Международное право; Европейское право
степень разработанности по специальности 12.00.11 «Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность»:
Смотреть степень разработанности проблемы
Еще один пример степени разработанности исследования по специальности 12.00.11 «Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность»
Смотреть степень разработанности проблемы
степень разработанности по специальности 12.00.12 «Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность «:
степень разработанности по специальности 12.00.13 «Информационное право «:
степень разработанности по специальности 12.00.14 «Административное право; административный процесс»:
степень разработанности по специальности 12.00.15 «Гражданский процесс; арбитражный процесс»:
степень разработанности по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»:
степень разработанности по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»:
степень разработанности по специальности 13.00.03 «Коррекционная педагогика»:
степень разработанности по специальности 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»:
степень разработанности по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»:
разработанность исследования по специальности 19.00.05 «Социальная психология»:
разработанность темы исследования по специальности 19.00.06 «Юридическая психология»:
разработанность темы исследования по специальности 19.00.13 «Психология развития, акмеология»:
разработанность темы исследования по специальности 22.00.01 «Теория, методология и история социологии»:
разработанность темы исследования по специальности 22.00.03 «Экономическая социология и демография»:
разработанность темы исследования по специальности 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»:
разработанность темы исследования по специальности 22.00.05 «Политическая социология»:
разработанность темы исследования по специальности 22.00.06 «Социология культуры»:
разработанность темы исследования по специальности 22.00.08 «Социология управления»:
разработанность темы исследования по специальности 23.00.01 «Теория и философия политики, история и методология политической науки»:
разработанность темы исследования по специальности 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии»:
разработанность темы исследования по специальности 23.00.03 «Политическая культура и идеологии»:
разработанность темы исследования по специальности 23.00.04 «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития»:
разработанность темы исследования по специальности 23.00.05 «Политическая регионалистика. Этнополитика»:
разработанность темы исследования по специальности 25.00.33 «Картография»:
разработанность темы исследования по специальности 25.00.34 «Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия»:
разработанность темы исследования по специальности 25.00.35 «Геоинформатика»:
разработанность темы исследования по специальности 26.00.01 «Теология»: