Главная » Правописание слов » Как написать тезисный план примеры

Слово Как написать тезисный план примеры - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Развернутый план и тезисный план: как это писать

Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?

Виды планов

Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.

Различают два вида планов:

По типу языкового оформления:

Вопросный от назывного отличается построением.

Назывной Вопросный
1. Птицы, зимующие у нас. 1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Перелетные птицы. 2. Какие птицы улетают на юг?
3. Поможем птицам перезимовать. 3. Как помочь птицам перезимовать?

Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:

Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.

Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:

При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.

Пример — роман «Евгений Онегин»:

Какие существуют требования

Алгоритм составления тезисного плана

Составление ведется по одному алгоритму:

Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:

Как составить развернутый план

Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.

В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:

Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.

Чем различаются тезисный и развернутый планы

По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.

Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.

Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.

Примеры

На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.

Развернутый

Тезисный

Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:

Источник

Как правильно составить тезисный план: особенности, алгоритм составления, типичные ошибки и пример

Любите много читать и конспектировать? Приходится изучать большие объемы литературы? Хотите как-то упростить процесс восприятия и запоминания материала? В вашем случае стоит попробовать составлять тезисный план.

В этой статье я расскажу, зачем нужен план и как его грамотно составить.

Планирование и особенности тезисного плана

Зачем нужен план

Одним из этапов работы над любым текстом является составление плана. С его помощью вы сможете лучше понимать и запоминать информацию.

План — перечень элементов текста, в которых заключен основной смысл. Если вы собираетесь писать текст, то правильное структурирование будет играть огромную роль.

Элементы текста — смысловые ориентиры, опираясь на которые вы сможете последовательно двигаться к поставленной цели.

Есть несколько вариантов такого плана:

Особенности тезисного плана

Тезисный план представляет собой один из вариантов структурирования текста. Сами тезисы, как я уже писал, это положения, в которых сконцентрирована основные моменты текста.

С помощью тезисов можно разобраться не только в структуре текста, но и в ключевых его идеях, объясняющихся в каждой из частей текста.

Чтобы сформулировать тезисы, сначала нужно внимательно изучить весь доступный вам материал, найти в нем то, что на ваш взгляд можно считать основным и только потом сформулировать тезис.

Тезисный план исходит из того, что в каждом тексте есть определенная структура и логическая связь между составляющими частями текста. Несмотря на то, что каждая текстовая часть отвечает за отдельную идею, которые работают на общую идею, сам текст можно поделить на разделы.

Пункт тезисного плана — двусоставное предложение с заключенной в нем главной мыслью всей части.

Составление тезисного плана возможно только на смысловой основе текста.

Алгоритмы составления плана

Алгоритм составления общего плана

Перед тем как приступать к составлению какого-либо из предложенных выше вариантов плана, нужно понимать и уметь составлять общий план текста.

Вот алгоритм его составления:

Полученный план должен соответствовать определенным критериям:

Эти критерии применимы как к общему, так и к любому другому варианту плана.

Алгоритм составления тезисного плана

После ознакомления с особенностями составления общего плана, можно приступать к составлению тезисного.

Вот алгоритм его составления:

Тезисный план бывает двух видов: краткий и подробный. Для последнего обязательно наличие подпунктов.

Типичные ошибки при составлении тезисного плана

Я собрал для вас все ошибки, которые чаще всего допускают при составлении тезисного плана. Запоминайте их, чтобы при составлении плана у вас не было проблем.

Топ-6 типичные ошибки:

Пример составления тезисного плана

При составлении тезисного плана нужно отталкиваться от правил структурирования текстовой информации. Также важно понимать, какие абзацы можно и стоит использовать для формулировки тезиса, а какие нет.

Надеюсь, эта информация поможет вам составить тезисный план правильно.

Источник

Как составить план текста?

План – это перечень основных смысловых блоков текста. Составление плана имеет большое значение при подготовке текста. Пункты плана – это ориентиры, которые помогают автору двигаться в нужном направлении – к задаче, поставленной перед текстом.

Текст, написанный без плана, напоминает поток сознания. Невозможно уловить его центральную идею, а следить за развитием мысли – крайне сложно. Такой текст имеет право на жизнь в художественной литературе, но в сфере бизнеса или науки он неприемлем. В данной статье мы рассмотрим виды планов, разберем, как составить план текста, проанализируем примеры планов.

Виды планов текста

Существуют разные виды планов текста. Мы рассмотрим вопросный, тезисный планы и план-опорную схему. Покажем примеры и разберемся, как составить каждый тип плана.

Вопросный план

Строится в виде списка вопросов, на которые необходимо ответить автору статьи по ходу ее подготовки. Оптимален для написания инструкций, мастер-классов, обучающих статей.

Пример вопросного плана:

Сколько стоит декоративная штукатурка?

Тезисный план

Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста.

На каждую 1000 знаков текста рекомендуется отводить один пункт в тезисном плане. Если вам нужно написать статью на 5000 знаков, значит, в плане должно быть 5 пунктов, если на 10 тыс. знаков – значит нужно составить план из 10 пунктов.

Пример тезисного плана текста:

Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста).

План-опорная схема

«Опоры» – это ключевые слова и части предложений, по которым легко восстановить полный текст. Строится по усмотрению автора. Такой вариант плана хорошо подходит для устного выступления. В работе копирайтера может пригодиться для составления коротких текстов, например, новостей. В такой план можно включать основные факты, цифры, которые планируется изложить в материале.

Пример такого плана:

Чек-лист, нужна ли вам контекстная реклама?

Как составить план текста?

Существует довольно большое количество видов текстов, которые имеют четкую структуру. К ним относятся, например, новости, пресс-релизы, деловая корреспонденция, научные работы. Для примера приведем структуру новости: заголовок, лид (первый абзац – суть новости), содержание (раскрывает суть подробнее), бэкграунд (дополнительная информация).

Важно знать, какую структуру должен иметь текст, и придерживаться правил. Во-первых, читатели интуитивно ожидают, что текст определенного стиля и жанра будет иметь определенную структуру. Во-вторых, типовая структура составлена оптимальным образом для решения задачи, поставленной перед текстом.

Знание структуры текста – это важно!

Посмотрите, как значительно отличаются, например, структуры научного и журналистского текста:

Разница связна со спецификой текстов. В научной работе важно обосновать ее значимость, актуальность, подтвердить собственные мысли ссылками на материалы других ученых. Научные труды не читают на бегу, их внимательно изучают. Журналистские тексты «живут» в совершенно иных условиях. В них не вчитываются, их пробегают глазами за завтраком, по дороге на работу. Они должны привлечь внимание читателя и сразу сообщить ему важную информацию. Если не учесть эту разницу при подготовке материалов, тексты получатся «неработающими».

Общий алгоритм составления плана текста

Составить план любого текста поможет следующий алгоритм:

логично расположить пункты – и план готов.

Пункт 2 – выбор информации – может вызывать сложность, особенно если объем текста не ограничен. Здесь можно рассуждать следующим образом: готов ли потенциальный читатель текста воспринимать большой объем информации? Например, для рекламных текстов действует следующее общее правило: чем дороже и сложнее товар или услуга, тем больше объем текста. Если товар недорогой и решение о покупке может быть импульсивным, то объем текста уходит на второй план, а основной задачей становится запоминаемость.

Давайте попробуем составить план текста по этому алгоритму!

Допустим, мы готовим посты для блога компании, которая занимается продажей бытовой техники. Какой-то общепринятой структуры для постов в блоге не существует, поэтому рамками структуры мы не ограничены.

Тема сегодняшнего поста – интересные факты о холодильниках. Итак, начали:

1. Задача текста – получить интересный материал, который люди будут охотно читать и делиться им в социальные сети, отправлять друзьям.

2. Что нужно написать в тексте, чтобы решить эту задачу? Действительно интересные факты. Сколько их должно быть? Вероятно, от 5 до 10. Меньше 5 – слишком мало, больше 10 – долго и утомительно читать.

3. Ищем фактическую информацию. Допустим, нам удалось найти 20 интересных фактов. Выбираем из них 10 самых любопытных и кратко формулируем в виде пунктов плана-опорной схемы, например:

4. Теперь ранжируем пункты по тому, насколько они интересны. Самые интересные размещаем в начале, а также оставляем один из самых интересных пунктов на конец текста – чтобы пост закончился на интересной ноте и у читателя был стимул поделиться постом. Вот и все, план готов.

Общие требования к планам текста

Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям:

Пример удачного плана текста

Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи.

Допустим, у нас получился вопросный план:

Как определить, что пересадка прошла успешно?

Почему этот план – удачный?

План состоит из 6 пунктов. Такое количество пунктов относительно несложно удержать в голове.

Пример неудачного плана текста

Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план.

Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его.

Данный план требует доработки, потому что:

Теперь вы знаете, как составить план текста правильно. Выбирайте любой вид плана – вопросный, тезисный, план-схему или какой-либо другой. Главное – не забывайте: любой план всегда лучше отсутствия плана.

Источник

План статьи: как написать логичный и полезный текст

Одну и ту же информацию в текстовом виде можно подать по-разному — так, что читатель запутается и ничего не поймет, или же сможет найти ответы на все свои вопросы, прочитав лишь малую часть. Это зависит от подготовки, которую автор должен проделать еще до начала работы. О том, что такое план статьи, для чего он автору и от каких ошибок страхует, расскажем в этой статье.

Что такое план статьи

План статьи — это структура будущего материала. Обычно это список тезисов и опорных точек, которые помогают плавно раскрывать тему: что это — для чего — как используется — какая польза.

План написания статьи необходим для любого текста. Ведь в работе над материалом часто встречаются моменты, когда автор резко перескакивает с мысли на мысль или не до конца раскрывает тему. Чтобы избежать подобной ситуации, создается план, где четко формулируется идея и расписывается ход работы.

Например, вы хотите рассказать читателям о том, как провели несколько недель в походе. Нужно понять, кому это будет интересно и что именно читатель хотел бы узнать — выделить полезную информацию. План статьи может быть таким:

Зачем нужен план статьи

А теперь подробно остановимся на том, какую пользу приносит план статьи для автора и заказчика.

Создает правильный фокус

План статьи помогает сконцентрироваться и четко представить будущий текст: на какие вопросы читатель сможет найти ответы и как этот материал поможет ему в работе или в повседневной жизни.

Направляет автора и читателя

С помощью плана написания статьи вы как автор сможете выделить ключевые моменты и создать навигацию в тексте, чтобы читатель при беглом взгляде сразу же увидел полезную информацию и перешел к подробному изучению материала. План статьи также помогает автору понять, с чего начать статью и как ее закончить.

Экономит время

За счет готовой схемы статьи вы экономите свое время — по заранее продуманному плану писать получается быстрее и качественнее.

Помогает найти пользу для читателя

Продуманный план статьи помогает создать текст, который даст релевантный ответ на запрос читателя, решит его «боль» и принесет пользу.

Улучшает качество написания

План статьи помогает в написании понятных и читабельных текстов, а также в правильном оформлении материала. Вы сможете улучшить качество подачи информации: вступление — завязка — сюжет — заключение, то есть плавно подвести читателя к главной мысли статьи.

Демонстрирует профессионализм

Умение составлять план показывает ваш профессионализм. Когда на начальном этапе работы с заказчиком вы показываете список тезисов — можете сразу обсудить правильность направления. А у заказчика всегда перед глазами будет список с описанием ваших действий.

Рекомендуется к прочтению! Узнайте, как стать профессионалом в копирайтинге.

Чем чревато отсутствие плана статьи

А теперь давайте расскажем, как отсутствие плана влияет на будущий текст и какие ошибки совершают авторы:

5 схем планов для написания статей

План помогает копирайтеру структурировать свои мысли четко и доступно. Чтобы упростить эту работу, используют один из пяти видов схем, о них и поговорим в этом разделе.

Тезисный план статьи

Такая схема представляет набор тезисов. Тезис — это одно-два предложения. Этот тип плана для статьи универсальный, он подойдет для работы над материалом любой тематики и формата.

Пример тезисного плана на основе нашей статьи:

Введение, или лид — рассказать в нескольких предложениях о том, почему план статьи полезен копирайтеру.

Вопросительный

В этой схеме каждый пункт представляет собой вопрос, на который автор должен ответить в статье. Такой план подойдет для создания кейсов, мастер-классов и инструкций.

Пример вопросительного плана статьи:

Введение, или лид — В чем польза этого текста для читателя?

Назывной

Для этого вида используются тезисы-названия, не более двух-четырех слов. Подходит для работы над сторителлингом и информационными текстами.

Пример назывного плана статьи:

Введение — польза плана для копирайтера.

Опорный

Для вида плана используют фразы и ключи — они помогают автору создать полноценную статью. Полезен для тех, кто выступает со сцены, создает новости или пишет небольшие тексты.

В этой схеме можно использовать цифры, факты, комментарии экспертов и важные даты. Создается в удобной для автора форме — ограничений здесь нет.

Пример опорного плана:

Введение — польза для копирайтера.

Сложный

Этот тип плана предполагает написание заголовков, подзаголовков и подпунктов. Подходит в работе над большими статьями, где нужно уточнять детали в каждом пункте.

Пример сложной схемы:

Как составить план статьи

Давайте теперь разберемся, с чего начинается написание плана для статьи, а также узнаем, откуда брать тезисы для темы.

Определение цели статьи

Перед тем, как начинать работу, задайтесь вопросом: «Для чего писать этот текст и какую проблему он должен решить?». Это и будет целью вашей статьи.

От выбора цели зависит целевое действие для пользователей, которое вы укажете в конце своей статьи: подписаться, зарегистрироваться, перейти в корзину или на сайт, купить, скачать, сделать репост и многое другое.

Анализ целевой аудитории

Далее переходим к изучению целевой аудитории. Например, наша статья будет интересна копирайтерам, маркетологам, редакторам и SMM-специалистам.

Проанализируйте: кто ваши подписчики, составьте портреты читателей и выясните, какой путь они проходят: знакомство — интерес — вовлечение в процесс — совершение целевого действия.

Например, заказчик занимается продвижением сайтов. Вам дали задачу наполнить блог статьями. Целевая аудитория сайта — предприниматели, бизнесмены и разработчики сайтов. Вы можете рассказать об инструментах для создания сайта или какую CMS выбрать. Первый текст поможет разработчикам пересмотреть свой инструментарий, а второй — правильно выбрать предпринимателям платформу, благодаря которой они смогут увеличить эффективность бизнеса.

Выбор темы

Выбрать тему статьи можно несколькими способами:

Вы также можете проанализировать сайты и социальные сети конкурентов и взять за основу их темы — не скопировать, а переосмыслить и написать свой текст. Также старайтесь не дублировать чужие мысли, а привносить в текст что-то новое и полезное.

Помните! Одна статья — это одна тема. Не нужно пытаться рассказывать обо всем в одном тексте.

Сбор ключевых фраз и выбор формата текста

Ключевые фразы — это основа, помогающая понять, что ищут пользователи в сети и какие вопросы им интересны.

Рекомендуется к прочтению! Узнайте, как написать хороший SEO-текст.

Даже если вы пишете текст не для поисковых сетей, ключевые слова — важная составляющая будущего материала и его плана. Это опорные точки, которые помогают ориентироваться в теме и не упустить важные разделы.

Ключевые фразы можно собрать при помощи «Яндекс.Вордстат» и Google Trends. Ниже показан пример поиска ключей для темы «стол своими руками» в сервисе от «Яндекс»:

Пример поисковых запросов из «Яндекс.Вордстат»

А это пример анализа темы в сервисе Google: динамика запроса, его популярность по регионам, варианты похожих тематик и ключевых фраз.

Пример анализа ключей в Google Trends

При поиске материалов для статьи делайте заметки и примечания — они помогут собрать все идеи в единый список. Всю информацию по теме можно выписать в таблицу: название статьи или ее направление, ключевые фразы и тезисы как в примере ниже.

Как можно записать идеи для будущей статьи

Далее необходимо решить, в каком формате будет текст. От этого будет зависеть выбор схемы плана статьи — тезисный, вопросительный и так далее.

Примеры форматов текста: инструкция, исследование, список советов, интервью с экспертом, сторителлинг, подборка продуктов или обзор новой услуги.

Важно! О том, как создавать образовательный контент, читайте в нашей статье.

Создание структуры плана статьи

Переходим к созданию структуры плана статьи — указываем последовательность частей статьи:

Заголовок. Здесь важно указать ключевую фразу и дать краткое объяснение статьи — название может быть интригующим или провокационным, чтобы привлечь внимание пользователя.

Введение, или лид. Во вступительной части нужно показать важность проблемы или темы, о которой пойдет речь. Лид должен интриговать читателя, чтобы он перешел к основной части статьи. Вы можете задавать вопросы, создавать мини-истории с персонажами, приводить факты и данные из официальных источников.

Основная часть. В этом пункте все будет зависеть от выбора формата статьи. В руководстве описывают пошаговую последовательность действий или решение проблемы, в обзорах указывают характеристики, варианты использования, а также преимущества и недостатки. В текстах, где отвечают на боль клиента, пишут о том, что и зачем нужно сделать и какой эффект будет от этого решения.

Заключение. В последнем блоке авторы обычно подытоживают информацию и кратко описывают пользу материала — чек-лист, список выводов, таблица с плюсами и минусами продукта и тому подобное. Также в самом конце добавляется абзац с призывом совершить целевое действие.

Например, план для статьи «Как сделать стол своими руками»:

А здесь показан пример не очень удачного плана для этой же статьи. У схемы нет четкой структуры — из-за чего есть ощущение, что не хватает какой-то части. Также читателю придется возвращаться к первым пунктам, чтобы понять и воспроизвести в голове этапы создания стола.

Критерии хорошего плана написания статьи

Давайте выясним, как определить качественный план статьи? В нем нужно учесть следующие факторы:

Примеры удачных планов для статьи

Это пример плана из статьи-кейса про создание чат-бота для футбольного клуба. Автор рассказывает о целях чат-бота, его преимуществах, возможностях и структуре. Далее — о том, как создавалась рассылка и какие результаты получила компания. Статья решает несколько проблем пользователя: рассказывает о возможностях инструмента, его функциях и практическом применении. В конце текста есть призыв — зарегистрироваться на сайте и попробовать сервис.

Пример плана статьи

Откройте для себя чат-бота

Выстраивайте автоворонки продаж и отвечайте на вопросы пользователей с помощью чат-бота в Facebook, VK и Telegram.

Пример плана из статьи о том, как создавать стильные фотографии для Instagram. Эта схема сложная, в ней несколько подпунктов.

В плане есть информация о видах фэшн-съемки в Instagram, трендах и о том, как придумать образ для модели: зачем использовать мудборды и референсы. Далее идет инструкция по подготовке к съемочному процессу: выбор реквизита, постановка кадра и варианты обработки готовых фотографий. В конце представлена подборка для поиска вдохновения.

Пример сложного плана статьи

Заключение

В этом материале мы рассмотрели план статьи, его виды и то, как его нужно использовать в работе.

Чек-лист по написанию плана статьи:

А для того, чтобы создавать интересные и эффективные тексты, — подписывайтесь на наш блог SendPulse и учитесь вместе с нами!

Журналист без диплома, копирайтер без сертификатов, тексты без воды, трафик без проблем

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать тезисный план примеры, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать тезисный план примеры", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать тезисный план примеры:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *