Хроники детерминированности
(об IT, обучении, обучении в IT)
Как писать научные тексты: примеры научного стиля с пояснениями
Продолжим серию заметок о правильном написании научных текстов. В этот раз поговорим о том, как сделать текст научным, т.е. написать его в научном стиле, а не в газетном или того хуже.
Итак, сначала несколько принципов (примеры — ниже):
Теперь — подробнее и с примерами.
1. Следует писать в безличной форме.
BAD: Частой ошибкой начинающих авторов является использование выражение «я сделал», «я рассмотрел», «автор предлагает», «автор выполнил». Так писать НЕЛЬЗЯ.
GOOD: Следует писать «в докладе рассмотрено», «в статье предлагается», «было обнаружено», «исследование показало, что» и т.п.
2. Следует избегать «повседневных примеров».
Примеры в научных текстах — материя тонкая. Их задача — не «пояснять глупому читателю, о чём идёт речь», а расширять описание, дополняя его полезной информаций.
BAD: «Данный алгоритм работает так же, как работал бы секретарь, составляя отчёт», «предлагаемый подход похож на использование стандартного набора инструментальных средств», «использование разработанного ПС для конечного пользователя — не сложнее работы в MS-Word».
GOOD: «В основу предлагаемого метода положен модифицированный алгоритм определения дистанции Левенштейна», «сложность применения предлагаемого программного средства сопоставима со сложностью использования офисных приложений», «упрощёнными аналогами предлагаемого подхода являются алгоритмы…», «в предельном случае данная задача сводится к частным упрощённым решениям, а именно…»
3. Следует избегать «беседы с читателем».
BAD: «Как известно», «задумывались ли вы», «многие думают», «Что такое Интернет?»
GOOD: Таких выражений просто не должно быть.
4. Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов.
И здесь тоже всё просто. У каждого (КАЖДОГО!) жаргонизма есть научный вариант. Он либо и так общеизвестен, и нужно просто вспомнить его, либо его можно «синтезировать» на основе понимания сути жаргонизма (того объекта или явления, которое он описывает).
BAD: «Админка», «движок», «залогиниться».
GOOD: «Интерфейс администратора», «ядро приложения», «пройти авторизацию».
5. Следует помнить о ссылках на первоисточники и вспомогательном материале (формулах, таблицах, рисунках и т.п.)
Даже самый прекрасный текст без вспомогательного материала смотрится как минимум немного странно, а как максимум — вызывает подозрения в недостоверности и прочих грехах.
BAD: «Проводимый на протяжении семи месяцев эксперимент показал…»
GOOD: «Результаты эксперимента (таблица 1), полученные в течение семи месяцев, позволяют прийти к выводу…»
BAD: «Схема взаимодействия модулей приложения является избыточной в некоторых ситуациях».
GOOD: «Существуют ситуации (рисунки 1, 2, 3), в которых существующая схема взаимодействия модулей приложения может оказаться избыточной (коэффициент избыточности рассчитывается по формуле (1)), что позволяет упростить её до вида, представленного на рисунке 4».
Помните о ссылках на первоисточники.
BAD: «По мнению экспертов…» — звучит голословно.
GOOD: «По мнению экспертов [1, 24, 89] …» — звучит намного убедительнее.
6. Следует оформлять рисунки в строгом стиле.
Если вы готовите «бизнес-презентацию» — да, вы можете использовать любые рисунки, картинки, видеоролики и т.п. С любым содержанием.
Но в научной статье:
BAD:
GOOD:
7. Следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п.
BAD: «Предлагаемый подход заключается в…»
GOOD: «Алгоритм-1: в основу алгоритма положено…»
BAD: «Итак, исследование показало…»
GOOD: «Результат исследования. Основным результатом исследования является…»
8. Следует избегать как слишком коротких, так и слишком длинных лингвистических конструкций. Однако, если выхода нет, предпочтение следует отдавать длинным конструкциям.
BAD: «Рассмотрим предложенный алгоритм. Алгоритм является простым. Простота определяется малым количеством действий.»
GOOD: «В сравнении с конкурирующими аналогами предложенный алгоритм оказывается значительно более простым в силу двукратного сокращения количества операций на стадии выполнения основных вычислений.»
BAD: «Автоматическая проверка подлинности электронной подписи клиента осуществляется в случае оформления заказа, передачи заказа на обработку другому оператору, отложенной оплаты заказа и доставки заказа в область, не являющуюся областью по умолчанию, для клиентов данной категории, не прошедших дополнительную авторизацию».
GOOD: Такое предложение должно быть разбито на несколько отдельных или, что даже лучше, представлено в виде списка.
«Автоматическая проверка подлинности электронной подписи клиента осуществляется в следующих случаях:
а) при оформлении заказа;
б) при передаче заказа на обработку другому оператору;
…»
9. Железное правило: если в названии какого бы то ни было структурного блока текста (раздела, главы, параграфа и т.п.) встречается слово «анализ», где-то ниже по тексту ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть ВЫВОД.
BAD: Самой частой ошибкой является именование структурного раздела с использованием слова «анализ», после чего идёт большой блок текста и: всё. Начинается новый структурный раздел. Для чего тогда был весь этот анализ? Что он дал?
GOOD: В конце структурного блока есть чётко сформулированные результаты анализа, выводы и, возможно, какие-то рассуждения или рекомендации.
10. Текст должен быть структурирован, т.е. иметь вводную часть, описание основных положений (идей), пояснение (подтверждение) идей, выводы, заключение.
BAD: Просто текст. Могила информации. Монолит данных.
GOOD: Разделы, главы, параграфы, «поименованные абзацы» (в начале абзаца пишется его заглавие, выделенное жирным). Текст носит законченный характер: заход на тему, тема, плавный вывод (выход).
Как научиться писать статьи в научном стиле?
Рано или поздно любой студент сталкивается с необходимостью написания научного текста. В отличие от любого другого текста, научная статья требует определенного подхода к оформлению. Проще говоря, при ее написании требуется придерживаться научного стиля.
Структура научного текста
Для таких текстов характерна четкая последовательная структура изложения. Обязательными требованиями являются последовательность и логичность.
Заключение в научном стиле оформляется в конце текста, в то время как для многих других стилей выводы делаются в начале повествования.
Если в научном тексте приводится анализ какой-либо проблемы, то сразу после него следует соответствующий вывод.
Способ изложения текста
Для научного стиля характерны две основные особенности изложения мыслей автора и прочей информации:
При написании научных текстов не используется разговорный стиль – вся информация подается официальным языком, жестко и лаконично.
Лексический язык
Тексты в научном стиле всегда пишутся с использованием лексического языка и терминов, характерных для той или иной области науки. Такие понятия не требуют расшифровки при условии, если не вводятся впервые в работе. Помимо этого, для научного стиля характерны такие общепринятые лексические слова, как:
Научный стиль также требует использования проверенных фактов и аргументированных выкладок.
Сложность
Доступность текста, оформленного в научном стиле, не является приоритетным параметром. Для подобных работ используются предложения средней сложности без объяснения прописных истин. Научные статьи, как правило, пишутся для весьма узкого сообщества, читатели которого компетентны в затрагиваемых в работе вопросах.
Жаргонная и сленговая лексика
В научном стиле ни в коем случае не прибегают к использованию жаргона и сленга. Даже слова и выражения, привычные в обиходе ученого сообщества, в работе заменяются профессиональными терминами и понятиями. Для каждого сленгового выражения имеется свой научный аналог.
Авторские права и ссылки
В основе любой научной стать лежат открытия, сделанные ранее. Использование чужих работ и публикаций требует указания авторства и ссылки на источники. Также в научном стиле допустимо размещения ссылок на графики, диаграммы, таблицы и рисунки.
В конце текста в научном стиле обязательно приводится список использованной литературы со ссылками на электронные версии документов, журналов и книг.
Нормативно-правовые требования
Научные тексты всегда оформляются в полном соответствии с принятыми ГОСТами. Аналогичные требования предъявляются дополнительным материалам – рисункам, таблицам, схемам, графикам и диаграммам.
Издания, в которых будет публиковаться научная статья, также выдвигают свои требования, соблюдение которых является
обязательным условием.
Полнота текста
Работа, оформленная в научном стиле, должна раскрывать затронутую тему настолько полно, насколько это возможно. При этом не должно оставаться никаких вопросов после ее прочтения.
Классификация научных текстов
Научные тексты делятся на три основных типа:
Каждый из них имеет свою аудиторию и к каждому из них предъявляются индивидуальные требования. Самым строгим типом является научный. Применяется только при написании профессиональных научных работ для специалистов в той или иной области науки.
Научно-учебный стиль отличается средней сложностью и применяется в основном при написании учебников, методических пособий и аналогичных изданий.
Научно-популярный текст несет науку в массы. Строгие требования изложения к нему не предъявляются, все содержащиеся в нем термины доступно и подробно объясняются.
Умение писать тексты в научном стиле является одним из обязательных навыков не только ученых, но и студентов. Знание базовых основ стиля позволит быстро научиться писать такие работы.
Пример научного текста. Научный стиль: советы и рекомендации для копирайтера
Научный текст и научная статья в копирайтинге отличаются особым стилем, который имеет четкие требования к написанию. В этом материале будут рассмотрены ключевые моменты оформления научных текстов с примерами и пояснениями. К концу прочтения этой статьи Вы будете сами в состоянии создавать собственные примеры научного текста.
Если Вам нужен наглядный пример научной статьи, то его можно найти на этой странице.
Любому копирайтеру рано или поздно приходится столкнуться с задачей написания научного текста. Цели таких текстов могут быть различными, например, создание материала с подробным техническим обоснованием или просто выполнение заказа на написание научной статьи. Однако в отличие от продающих текстов, традиционных веб-публикаций или записей в блоге, научный текст требует к себе особого подхода. Проявляется этот подход в строгом стиле и жестких рамках. Рассмотрим подробнее на примерах.
1. Структура научного текста
Для научных текстов не актуален принцип «перевернутой пирамиды». Вместо этого используется четкая последовательная структура. Научный текст должен обязательно быть логичным и последовательным.
Как правило, заключение дается в конце текста, в то время как для классического копирайтинга и веб-публицистики характерно ставить выводы в начале.
Если в научных текстах предлагается анализ, то следом за анализом обязательно должен идти вывод.
Пример научного текста №1:
Неверно: Принцип перевернутой пирамиды определяет местоположение вывода в начале текста. Эксперименты показывают, что люди не всегда просматривают веб-страницу целиком. Многие читатели сканируют текст и пропускают самую важную информацию.
В этом примере научного текста нет структуры. Вывод идет в начале текста и вызывает сразу ряд вопросов: «Почему?», «Откуда?». Несмотря на то, что вопросы могут раскрываться далее по тексту, структура уже нарушена.
Верно: Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста.
2. Манера изложения научного текста
Научные тексты и научные статьи отличаются двумя ярко выраженными особенностями в плане манеры изложения автора:
В плане манеры изложения научный текст прямо противоположен записи в блоге. Для него неприемлем разговорный стиль. Все пишется жестко и официально.
Пример научного текста №2:
Неверно: Я с гордостью рад представить Вам новую программу. Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько времени Вы тратите на пустые действия в своей повседневной жизни? Забудьте об этом! Новая программа P организует Ваш день, освободив Вам до 70% свободного времени!
Верно: Программное обеспечение P позволяет рационально организовать распорядок дня и освободить до 70% времени.
3. Лексика научного текста
Научный текст всегда пишется с использованием слов (лексики), которые характерны для той или иной области знаний. В любой отрасли, будь то юриспруденция, биология, молекулярная физика или любая другая, есть термины, которые знающим читателям известны и не требуют расшифровки. Кроме того, существует общепринятая лексика научных текстов, для которой характерны такие слова как:
Пример научного текста №3:
Неверно: Большие емкости для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки часто используются в виде вагонов поездов.
Верно: Включение цистерн в состав локомотива характерно для современной транспортной промышленности.
4. Примеры в научном тексте
В отличие от традиционного копирайтинга, где самые лучшие примеры – примеры из повседневной жизни, научные тексты требуют использования научных аргументированных выкладок.
Пример научного текста №4:
Верно: Проблема воровства требует соответствующих адекватных мероприятий со стороны субъекта хозяйствования, в частности, использование вспомогательных орудий труда для ликвидации потенциальной угрозы со стороны злоумышленника.
5. Сложность научной статьи
Для традиционного копирайтинга чем проще текст – тем он лучше и доступнее. Научный текст доступность в приоритет не ставит. Для научного стиля простота предложений не характерна, вот почему рекомендуется использовать предложения средней сложности.
Кроме того, в научных текстах, как правило, никогда не «разжевываются» прописные истины. Научный текст пишется для узкого круга компетентных людей, а не для широкой аудитории.
Пример научного текста №5:
Неверно: Простота – залог успеха. Эксперимент это доказал.
Верно: Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха.
6. Сленг и жаргон в научном стиле
Сленг и жаргон не используются в научном стиле. Даже те слова, которые пользуются популярностью в кругу специалистов, в тексте заменяются характерной лексикой. Любое сленговое выражение можно заменить научным аналогом.
Пример научного текста №6:
Неверно: Кривой грызун спохабил все результаты эксперимента.
Верно: результаты эксперимента были недостоверны из-за неисправности манипулятора.
7. Ссылки и авторские права
Как правило, все новые научные знания базируются на открытиях, совершенных ранее. Новые диссертации, например, пишутся на основе уже существующей литературы с внесением собственного вклада автора. При использовании чужих публикаций и работ в научном тексте, автор текста обязательно должен сделать ссылку. Ссылки могут также указывать на приложения, рисунки и таблицы.
Самым наглядным примером использования ссылок является всемирно известная Википедия.
В конце научного текста, как правило, указывается список литературы и прочих источников, на которые в самом тексте делается ссылка.
Пример научного текста №7:
Неверно: В результате проведенных экспериментов было доказано, что психика североафриканских ежей крайне чувствительна и уязвима.
Верно: На основании результатов экспериментов, данные о которых представлены в работе [1] и отображены на Рис. 5, можно сделать вывод, что североафриканские ежи ранимы в психическом аспекте.
1. Ежов Е.Е. Психология североафриканских ежей, М.: Издательство, 2010 г.
8. Требования нормативных документов
В большинстве случаев оформление научных текстов регламентируется тем или иным общепринятым стандартом (например, ГОСТом). Вот почему в зависимости от типа публикации могут предъявляться различные требования к оформлению рисунков, таблиц, абзацев и прочего.
Такие требования, как правило, не актуальны для публикации текстов в сети Интернет.
9. Полнота научного текста
В идеале научный текст в копирайтинге должен соответствовать одному важному правилу, которое уже было затронуто в статье «Оптимальный размер статьи в копирайтинге»: он «должен быть как шар». Иными словами, Ваш текст должен раскрывать тему настолько полно, чтобы не оставлять никаких лишних вопросов.
10. Разнообразие научных текстов
Научные тексты бывают трех видов:
У каждого из них свой адресат и для каждого существуют свои требования. Самый строгий вид научного текста – научный. Используется специалистами для специалистов.
Научно-учебный текст обладает средней сложностью, используется для создания учебных и методических пособий, учебников и т.д.
Наконец, научно-популярный текст связывает науку с широкими массами. К нему не предъявляются строгие требования, он не содержит массу терминов, а если и содержит, то все они подробно объясняются.
Резюме: умение писать научные тексты и статьи позволяет копирайтеру существенно поднимать цену своего труда. А знание основ научного стиля и изучение готовых научных текстов позволит развить это умение. Как результат, копирайтер может зарабатывать больше.
Автор: Даниил Шардаков
Инженер, интернет-маркетолог, копирайтер, писатель, преподаватель. Практик. Автор книги «Копирайтинг с нуля».
Как овладеть научным стилем 4452
Не только у ученых, но даже у студентов и школьников возникает необходимость рассказать о своих научных исследованиях. Для этого ученые пишут монографии, студенты — курсовые работы, а школьники делают «проекты» и презентации. Конечно, все это — разные уровни научности. Но есть то, что их объединяет — научный стиль изложения. Да, монография ученого по ядерной физике и сообщение школьника на эту же тему — тексты совершенно разные, но функционально они похожи. И тот, и другой текст транслируют научную информацию определенной аудитории. Именно эту задачу и решает научный стиль. О том, что это такое, в чем его особенности и каких ошибок следует избегать, чтобы овладеть научным стилем, мы расскажем в этой статье.
Что такое стиль и, в частности, научный стиль
Сегодня мы говорим о научном стиле, а несколько веков назад — вплоть до XVIII века — у науки был не просто стиль, а свой язык — латынь. Представьте, если бы вам приходилось писать реферат, а потом устно делать доклад по нему ab ovo usque ad mala на латыни! А ведь буквально три века назад студенты могли не просто писать, но — общаться на этом древнем языке! Потому что действительно это — гимнастика для ума.
Однако постепенно наука (вслед за литературой и дипломатией) перешла на национальные языки. И уже внутри национальных языков около науки оформился свой стиль, который и получил название научного.
Что вообще такое стиль? Если попробовать объяснить по-простому, то это — разновидность употребления языка. Язык содержит в себе огромное количество элементов, «этажей», структур. Но не всё в нём годится для того, чтобы создавать научные труды. Ученый выбирает лишь некоторые элементы — и из них строит свой текст. Этот выбор элементов и последующее их применение и называется стилем. В нашем случае — научным, так как область функционирования этого стиля — наука. Кстати, выделяемый именно по «области функционирования» научный стиль является одним из так называемых «функциональных стилей».
Вообще, с научной точки зрения, не очень научно (извините за тавтологию) выделять стиль на основе внеязыковых реалий. Но что поделать, если в данном случае это наиболее простой и точный способ. Итак, научный стиль — это выбор и применение тех элементов языка, которые способны передать научную информацию наиболее полно и точно.
Какие «элементы» языка входят в научный стиль
Как и всякий другой, научный стиль характеризуется:
Ниже мы проследим основные особенности как языковых единиц, так и их организации, а также отметим основные ошибки, которые допускают люди при написании научного текста.
Здесь же отметим, что внутри научного стиля есть свои разновидности. Скажем, одна и та же информация, изложенная, с одной стороны, в монографии, с другой — в учебнике и, с третьей, — в научно-популярной книжке, — будет преподнесена по-разному, хотя и сохранит единство научного стиля. Во всех трех случаях будут видны его оттенки, или «подстили». Но на них мы в данном случае останавливаться не будем.
Зачем науке свой стиль
Свой стиль науке нужен по двум причинам. С одной стороны, та информация, которую транслирует наука, слишком специфична, чтобы обходиться обыденным языком. Попробуйте, например, языком домохозяйки пересказать теорию Большого Взрыва. Нет, нет, не сериал, а именно физическую теорию! Получится очень приблизительно и крайне неточно, если вообще получится. А вот в научно-популярных книгах Стивена Хокинга она изложена и точно, и так, что ее могут понять даже, извиняюсь, гуманитарии.
А с другой стороны, специфична не только информация, которую передает наука, но и само научное сообщество. Все-таки заниматься наукой «человек с улицы» не сможет, для этого нужна, по крайней мере, осведомленность в области какой-либо науки, своего рода «посвященность». А эта «посвященность» предполагает и особый язык (вернее, конечно, стиль), непонятный для профанов, но такой, по которому с полуслова понимают друг друга ученые. А вот пример НЕпонимания, скажем, медицинской терминологии дан в фильме «Кавказская пленница»: врач говорит, что у пациента «белая горячка», а товарищ Саахов подтверждает: «Да, да, белый, белый, совсем горячий!» Конечно, это гротеск, необходимый для комедии, но довольно показательный.
Специфика научной информации
Итак, какие же особенности научного стиля связаны со спецификой научной информации:
Специфика научного сообщества
В научных текстах она проявляет себя следующим образом:
Типичные ошибки при написании научных работ
Наконец, перейдем к тем ошибкам, которые чаще всего встречаются при написании научных работ. Естественно, мы не будет здесь говорить об орфографических, грамматических и синтаксических ошибках, которые делаются из-за незнания школьной программы (хотя и это, увы, не редкость). Остановимся только на ошибках стилистических — возникающих именно при использовании научного стиля.
Подобные ошибки мы разделили бы на три части.
Ошибки, связанные с усложнением языка
Ошибки, связанные с неточностью словоупотребления.
Это целый пласт речевых ошибок, для простого описания которых не хватит и отдельной статьи. Поэтому мы укажем только на некоторые:
Ошибки, связанные с различными излишествами:
Тональность текста
Ошибки в тональности текста, вероятно, больше сопутствуют текстам по гуманитарным предметам. Во всяком случае, не только научно-популярные, публицистические, критические, но даже и научные издания по этим дисциплинам очень часто содержат оценочные суждения, выраженные очень пристрастно. К тому же профессиональные историки (или филологи) могут исповедовать разные политические взгляды и отстаивать их. Конечно, в идеале никакие политические и — шире — мировоззренческие установки не должны влиять на научность. Научность не должна приноситься в жертву мировоззрению. Однако так бывает далеко не всегда.
А молодые историки и филологи, читая «страстные» книги своих старших коллег, извлекают из них не только факты, но и способ их изложения — чаще всего полемический (мы в данном случае, безусловно, говорим не обо всей науке, а только о наиболее характерных образцах подобного рода, которые оказываются в то же время наиболее читаемыми).
И напоследок — два полезных совета
Также рекомендуем прочитать
Что такое Google Scholar и зачем она молодому ученому
Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий заниматься наукой стало значительно легче. Исследователи получают доступ к неограниченному числу материалов – от последних работ авторитетных коллег до древних первоисточников. Одни находятся в свободном доступе, другие – в ограниченном, но с любым материалом можно ознакомиться, не покидая рабочего места.
Как оформить список литературы
Ссылки, списки литературы, библиографические списки являются важным элементом учебной (реферат, курсовая и дипломная работа) или научной (статья, диссертация) работы. Их оформление должно соответствовать ГОСТам, однако сориентироваться в них неискушенному человеку бывает непросто. Журнал «Молодой ученый» решил разобраться, на что именно и в каких случаях следует опираться.
Как написать научную статью
Цель данной статьи — ответить на основные вопросы, возникающие у человека, который впервые столкнулся с необходимостью написания научной статьи.