Как сделать техно. 20 советов.
Настало время, когда техно снова завоевывает популярность. Так что откапывай свой 909 (или его эмуляцию) и начинай творить свое крутое Techno вместе с нами.
В помощь тебе 20 советов, как сделать крутое техно.
1. Лучший способ сделать крутую перкуссию — это сделать ее собственными руками (ногами, губами, ушами). Немного поработав над леерингом Snare и Hat можно добиться отличных результатов. Если не хочется этим заниматься, попробуй различные обработки, Distortion на перкуссионных лупах. Это дает новую жизнь даже самым обычным и непримечательным семплам.
2. Многие современные звезды техно сцены используют этот трюк. Полевые записи. Суть его запись окружающего звука и использование его в своих треках. Например, как в фильме «Берлин зовет». Так что включай диктофон и вперед к новым звукам.
3. Есть вариант использовать эмуляцию «обратной ленты». Перегоняем партию в аудио, делаем ей реверс и вставляем в трек. Попробуй с различными инструментами и звуками. Результат приятно удивляет.
4. Применение «Сладенькой» задержки (Delay) к твоим синтезаторным рифам, позволит сделать микро мелодии внутри одного запила. Естественно при правильной настройке. Начни с установки времени задержки на четверть бита и выстави побольше фидбека. Затем экспериментируй с их значениями — это дает лучший результат, чем добавление новых инструментов.
5. Самый простой и быстрый способ — это нарезка уже существующих лупов. Однако для более индивидуального звучания и большей аутентичности можно использовать one-shot для своих треков. Хорошо себя показывают в Techno наборы стандартных банков от Rolland TR-909, однако использование one-shot’ов из других наборов, например Roland R8, оправдывает себя, кода нужно больше разнообразия.
6. Используй реверберацию. Это к тому, что множество эффектов в различных сбивка и переходах в Techno музыке делается именно с помощью реверберации. Большинство DAW имеют встроенные инструменты для этой цели. Изучи их и бери на вооружение.
7. Если у тебя есть Delay (уверен он есть) попробуй поэкспериментировать со звучанием, при настройке времени задержки близкой к значению «0». Chorus, reverb и flange эффекты получаются, как раз таки при значениях задержки близких к «0». Экспериментируй.
8. Techno музыке присущ минимализм в количестве инструментов. Если ты используешь синтезатор, то добиться максимально плотного звучания можно путем добавления Sub осциллятора. На 1 или 2 октавы ниже, чем главная нота.
9. Увеличь значение pre-delay в твоем ревербераторе для получения интересного ритмического рисунка.
«Techno — это комбинация динамики и реверберации. Экспериментируй».
10. Ключ к хорошему Techno — это синкопа. Ты можешь радикально влиять на перкуссию, перемещая элементы вперед или назад. К примеру попробуй подвигать hi-hats или заставь Clap звучать 16-ми и увидишь, как меняется весь ритмический рисунок трека.
11. Используй 2 бочки. К примеру основную оставь 909, а на слабую долю запусти 808. Только поработай с огибающими и громкостью. Заставь звучать рисунок без перегруза и клиппирования.
12. Может быть весьма уместным повышение резонанса среза фильтра в твоем синтезаторе. Это может вызвать дополнительные пики, но используй EQ или компрессор или лимитер, чтобы звук остался на прежней громкости.
13. добавь компрессии. Это может дать дополнительный панч твоим барабанам. Рекомендуется использовать компрессию на бочке отдельно от остальных ударных. Это позволит оставить громкость и динамику перкуссии в идеальном состоянии. Либо используй pre-compressed сэмплы ударных.
14. Используй рандомизацию. Это поможет тебе вдохновиться новыми идеями или же позволит получить еще более интересный рисунок.
15. Попробуй задействовать арпеджиратор в твоем секвенсоре. Это позволит сделать быстрые пассажи в максимально короткое время.
17. Хочешь добавить в свой трек темный вокал? Используй Pitch shift или другой плагин, позволяющий понижать высоту тона аудио. И не забудь добавить Distortion.
18. Для более чистого звучания используй Gate эффект. Он приберет все не нужные призвуки. Попробуй поставить его перед или после компрессии на групповом канале и выбери лучший вариант.
19. Когда настраиваешь перкуссию, вместо подъема частот эквалайзером, увеличь общую громкость и вырежи лишние частоты. Такой звук будет чище и мясистее.
20. Все действия по настройке EQ проводи в миксе. Не слушай дорожки отдельно. И тогда ты точно добьешься крутого звучания и твой трек будет качать.
«Техно – это музыка для гопников»
Первое лицо техно-сцены России Никита Забелин о том, как писать электронную музыку и стать популярным
Самый обсуждаемый техно-диджей России сегодня выступит с сетом в Доме Печати. Имя Nikita Zabelin вертится на языке завсегдатаев Berghain, а сеты в берлинском Tresor, в парижском Concrete, на фестивалях Arma17 и в прямом эфире проекта Boiler Room. Его треки выходят на лейбле «Трип», основала который небезызвестная Nina Kraviz.
Никита – главный манифестор движения Techno Make Sense, автор программы, посвященной российской электронной музыке – Resonance на Megapolis FM. Дизайнер и исследователь электронной музыкальной культуры, создатель техно-карты России Unit, на которой уже 150 новых имен.
IMC пообедал с Никитой в 26/28 накануне его выступления и выяснил, что такое техно?
– Добро пожаловать домой. Расскажи, в каком районе Екатеринбурга ты вырос?
– Я родился в Екатеринбурге, в 87-м году на Юго-Западе, улица Бардина. Там еще есть парк с вертолетом, мечта детства. Потом мы переехали на улицу Циолковского, в дом рядом с мусарней.
– Нет, ни разу. Я выгляжу, как задрот, что с меня взять.
– Не хулиганил в детстве?
– Нет, ты что, я только бабочками и динозаврами увлекался. Я был таким хорошим парнем в плохой компании. Но ко мне никогда не было претензий, потому что я был тихоней.
– Значит, ты дружил с гопниками?
– И до сих пор с ними дружу, мне они понятнее. Яркий пример, Дима Ковязин, который сегодня играет на Save (фестиваль, который организует Arma17), на прошлой неделе мы играли вместе в Mosaique, a 24-го он играет у меня на вечеринке в Родне. Он с Уралмаша или с Эльмаша, при этом он учится, получает научные степени по экономике.
– Дима в теме, а остальные друзья-гопники понимают техно?
– Дело в том, что техно – это музыка для гопников. Техно зародился в подвалах Детройта. Всякое движение, которое появляется, сначала протестно. Потом оно приобретает человеческий вид. Потом становится мейнстримом и потом умирает. Той музыки техно, о которой мы говорим, уже нет, она умерла. Пора взглянуть на техно по-новому.
– Перейти к новому стилю?
– Неважно, будет ли это новый стиль или трансформация техно, главное, чтобы в этом был смысл. Техно, как и любое течение в искусстве, обусловлено временем и ситуацией. Если оно отвечает на запросы человека, то тогда оно имеет значение. Техно уже ответило на все вопросы. Люди хотели глубокого погружения, танцев по 85 часов, темноты, но они устали от этого и хотят чего-то другого. Сегодня набирает обороты холодный танцевальный индастриал Берлина 80-х. Но мне это не близко, поэтому у меня впереди застой. Однажды я попал в техно-струю и реализовал все, что мне нужно было. Теперь у меня другие планы, которые не касаются электронной музыки.
– Недавно мне сказали: ты олицетворяешь техно в России, и что ты будешь делать, ведь оно умерло. Некоторые люди живут техно, любят техно. Для меня техно – это прием. В детстве я играл в рок-группе. Мне нравится гитара, Нил Янг, психодел 70-х, благодаря гитаре я могу увести себя в эмоциональную сторону. Хочу наконец-то реализовать мечту детства и записать рок-альбом. Не уверен, что я создам группу, но непременно это будет коллаборация с другими артистами. В свой последний трек Bells я вложил идею авангарда 20-х годов, этим треком я все сказал, все, что хотел сказать посредством техно.
– Каким он будет, твой рок?
– Ближе к блюзу, между блюзом и гранжем. Это пока секрет, мы работаем над новым проектом. Я поймал себя на мысли, что я копирую своих детских кумиров. Творчество – это всегда копирка, набор опыта и воспоминаний, но когда ты к этому относишься осознанно, ты транслируешь свои мысли, а когда ты этого не понимаешь, ты становишься вторичным.
– А ты не думал совместить рок и техно?
– Мы пытались сделать это в Берлине. Мне кажется, это плохо сочетается. У рока и техно разные основы. Техно – это ум, рок – это эмоция. В техно все привязано друг к другу четко и последовательно. В роке – это невозможно. Как можно танцевать на рок-концерте?
– Расскажи подробнее, как ты пишешь треки?
– Я хочу, чтобы трек писал сам себя, я задаю внутри программы некоторые значения, которые друг на друга влияют и друг друга видоизменяют. Шарик катится, сбивая на своем пути элемент, этот элемент сбивает другой – цепная реакция, так, я делаю свою конструкцию. Я не знаю наперед, как элементы распадутся. Момент внезапности для меня является главным. Грубо говоря, с помощью специальных цифровых приспособлений я создаю маленьких человечков, которые делают трек сами. Это и есть авангард. Меня не вдохновляет музыка как таковая. Я не люблю мелодию.
– То есть тебя интересует не форма, а содержание?
– Безусловно, если ты интересуешься формой, то ты никогда не сделаешь что-то новое, ты все время будешь подражать. Но если ты видоизменяешь форму, то так или иначе ты работаешь с содержанием. Если вспомнить знаменитую постановку авангардистов «Победа над солнцем» – это такой неклассический театр, в котором актеры не играют, они читают роли, слова в которых – набор звуков. Люди работают со смыслами, им интересно выйти за рамки реальности, создать новую реальность, в то время, когда люди борются с реальностью в реальности. «Техно имеет смысл» (техно-движение, автором которого является Никита Забелин) – это выражение о содержании.
– Никита, тебе не скучно играть на вечеринках для толпы танцующих людей, если твое творчество не про музыку, а намного глубже?
– Если рядом люди, которые меня понимают, тогда все получается. Таких, как правило, не много. Люди воспринимают техно как направление музыки, это мешает мне развивать проект Techno Make Sense. Для многих техно – это техно-джипси, люди мыслят простыми категориями, летают слишком низко. И это тупик. Все, что я хотел сказать в техно, я сказал треком Bells. Все, что я хотел сделать в техно, я уже сделал. Техно умерло. Я ухожу в живую музыку. Мне хочется играть по-новому, сочетать несочетаемое. Надеть адидасы с шубой, совмещать несовместимое. Я сегодня поеду в Дом Печати и буду делать то, что хочу, и люди будут слушать и смотреть. Тех, кто будет слушать, будет гораздо меньше.
– Тебя интересно разглядывать.
– Иногда я оденусь и думаю, что за клоун? Воспринимать себя как арт-объект – это прикольно, не относиться серьезно ко всему, что происходит.
– Мне нравится твое определение арт-объекта.
– Именно, арт – это несерьезное отношение к серьезному. Очередной мой арт-перфоманс произошел на награждении Alfa Future People, когда мне позвонили и пригласили получить награду за прорыв года. Сам факт, что награду мне вручает банк, в котором у меня висит незакрытый кредит, и все это происходит в Gipsy (популярный клуб в Москве) – уже сюр. Я надел супердорогой костюм, взял подругу – первую красавицу в Москве. Такой в стеклянных штанах с дамой с шикарными волосами. Мы приходим на эту вечеринку, играет Мэрлин Мэнсон, и Яна Чурикова мне вручает эту награду. Это и есть моя мечта – психоделический реализм, жизнь с непредсказуемыми поворотами. Ко мне подходит незнакомый парень с микрофон MTV и говорит: «Здорово Никитос, как ты докатился до такой жизни?», для того, чтобы объяснить ему, как я получил эту награду, мне бы потребовалось часа три, чтобы рассказать ему о принципе действия. Я сформулировал все в три слова: во-первых – это шуба, во-вторых – «ВКонтакте», в-третьих – Facebook. И так оно и есть. Это арт-перфоманс. Люди, которые меня номинировали, не знают мою музыку. Я получил признание только за свой образ.
– Урал как-то отпечатался на твоей музыке?
– Да, конечно. В Екатеринбурге живут дети индиго. Firma, Симачев, я – на худой конец, Теплов, Бондарев, Бусоргина, Orange – в Москве очень много талантливых людей из Екатеринбурга. Это потому что мы живем в городе красивом. Если ты видишь сквозь, читаешь между строк, тогда это город мечты. Конструктивистский рай. Я стараюсь транслировать Урал во всем, что я делаю. Я уже всех достал своими разговорами о своем любимом конструктивизме, я говорю об этом каждый день. Я вырос в Екатеринбурге, и это лучшее, что могло со мной случиться.
Как создать трек в стиле ТЕХНО
Как записать трек в стиле Техно (всего за 6 шагов):
2. Установите программу Ableton Live (но не вздумайте тратить на нее свои сбережения, просто используйте пробную версию!)
3. Найдите что-нибудь, чем можно сделать звук, похожий на звук ударных (добавьте еще несколько звуков, чтобы было еще более ТЕХНично)
4. Добавьте немного металлического звука (ДОБАВЛЯЙТЕ ЭФФЕКТЫ И УСКОРЯЙТЕ ЭТУ СРАНЬ!)
6. Загрузите вокал и миксуйте!
Поздравляем, теперь вы звезда!
хочется услышать полный трек)
Ловушка знаний или как ускорить обучение в несколько раз
Есть три уровня освоения:
1. Знание. Когда мы что то узнали, нам объяснили. Практики мало. Уровень концентрации внимания при применении самый высокий. Примем за 90%. Конечно есть разброс, в зависимости от материала, который осваиваешь. В своих примерах я исходил из того, что ученик(или же преподаватель) захочет использовать свои возможности по максимуму.
2. Умение. Нам объяснили и мы довольно долго практиковали. Есть серьезный опыт. Но все еще нужно контролировать процесс применения. Уровень концентрации внимания 50%.
3. Навык. Мы узнали или нам объяснили что-то. Количество практики очень большое. Практически не концентрируемся при применении. Уровень концентрации внимания 10%.
Совершенно очевидно, что чем больше осознанной практики, тем меньше нужно концентрироваться при применении.
1. Последующие темы основываются на предыдущих(включают их). Поэтому окружности нарисованы внутри друг друга. Не все и не всегда. Но в целом принцип соблюдается.
2. Освоение идет от простого к сложному. Концентрация внимания в каждой следующей теме повышается на 10%.
Последствия приоритета “знания” в обучении.
При таком подходе текущие микронавыки не тестируются. У упражнений нет количественной оценки(например время выполнения). Программа не корректируется в зависимости от уровня выполнения упражнений.
Если мы осваиваем материал только до уровня знания, то при переходе от одной темы к другой рано или поздно мы достигаем уровня концентрации внимания, который превышает наши физические возможности.
Память ненадежна и невозможно удержать в ней весь материал без его понимания. А значит даже такое кривое “освоение” материала становится чудовищно медленным.
Общие выводы для освоения через “знания”.
Освоение через знания дает выигрыш по времени, но только в начале процесса. Через некоторое время мы неизбежно начинаем тупить и скорость освоения скатывается почти в ноль. Чем дальше учимся тем сложнее и сложнее, пока не попадем в тупик. Из которого без посторонней помощи выбраться уже сложно. Такова школьная и вузовская система.
Приоритет “навыка” в обучении.
Если же мы осваиваем материал на уровне навыка, то получается очень интересный парадокс.
С одной стороны да, на самых базовых темах(в данном примере это тема 1) придется проделать большую работу. Чтобы дойти до уровня навыка в базовых темах придется изрядно попотеть. Но это окупится сторицей. Как только мы доведем базу до уровня навыка, сразу получим следующие преимущества:
2. Дельта при доведении всех последующих тем до уровня навыка всего 10%. А в реальности будет еще меньше. Потому что в реальности чем дальше мы двигаемся в предмете, тем меньше принципиально нового материала встречаем.
1. Переходить к следующей теме только если замеры показывают что уровень навыка достигнут. Если сравнивать со школой или вузом, то в начальных классах школы длительная отработка есть, но без каких либо замеров. Просто потому, что так составлена программа. А дальше на каждую тему строго отведенное время и тут уж не до отработок и замеров.
2. Тщательно подходить к самой технологии замера, тестирования. Внутри каждого упражнения уже должны содержаться критерии выполнения его на уровне навыка. Остается только фиксировать достижение этих критериев. При таком подходе замеры вообще не отнимают дополнительного времени.
Общие выводы для освоения через “навык”.
Освоение через навыки на начальных этапах требует очень большого расхода времени. Будет казаться, что безнадежно отстаешь. Все уже 10 тем прошли, а ты еще на первой-второй топчешься. Но в более долговременной перспективе дает просто нереальное ускорение! И несравненно более высокий уровень компетентности.
Проиллюстрировать разницу в скорости освоения в начале и в середине обучения с использованием такого подхода можно таким мемом:
Пример из личной практики.
Шёл 1997 год, март месяц. Я поступаю в вуз, хожу на курсы. Но из за того, что был по уши влюблен, на курсы забивал. Результат средняя оценка между 2 и 3 по физике и математике. Конкурс тогда был очень серьёзный.
Результат применения этой технологии в течении двух с половиной месяцев по 1,5 часа в день:
Как конкретно я делал в случае с физикой и математикой:
1. Отсек все лишнее, писал только вычисления и расчеты.
2. Создавал позитивное подкрепление. Фигачил под свой любимый хард рок.
Сейчас я использую этот принцип(но не только его) при разработке своих марафонов по обучению английскому.
Английский
Однажды я спросил у коллеги, как он смог так хорошо выучить английский? На что он ответил, что читал книги и смотрел сериалы на английском после работы. Только через год я узнал, что он читал книги и смотрел сериалы, живя при этом в Калифорнии, в течении 5 лет.
Как отключить рекламу в Яндекс навигаторе
На фото мой недавний косплей на Варвара из Diablo
Как быстро выучить иностранный язык?
Иногда можно встретить такой совет: чтобы быстро выучить иностранный язык, нужно поехать за границу, найти себе там девушку и вуаля! Через полгода ты уже свободно общаешься на этом языке.
На языковых курсах в Германии со мной учился англичанин. Когда курсы только начались, то он говорил чуть ли не лучше всех, шпрехал просто божественно для нашего уровня. Потом я узнал, что он в свое время познакомился с немкой, влюбился в нее, они начали встречаться, ради нее он учил немецкий на родине, переехал в Германию и пошел на языковые курсы, чтоб поступить в университет. Я ему завидовал, ибо у него была такая шикарная возможность попрактиковать язык! Но проходило время, мы все становились лучше, а он все буксовал на том же уровне, под конец многие из нас говорили лучше него. Я не понимал, как так: он же постоянно говорил на немецком со своей девушкой и ее друзьями, почему он с учетом такого количества практики не стал лучше?
А потом оказалось, что друзья-немцы с ним общаются преимущественно на английском. Он просил их перейти на немецкий, но «Нет-нет, что ты, это вообще не проблема, мы можем и на английском пообщаться, нам не трудно», прям как в этом комиксе.
Создание техно-музыки в Image Line FL Studio 4.51
Я не буду лукавить, если скажу, что практически все современные модные электронные музыканты используют Image Line FL Studio либо Propellerhead Reason. Это можно понять сразу после первого знакомства с этими программами, которое обычно начинается с прослушивания демо-композиций. До боли родные звуки, до тонкости «вылащенное» качество…
Совсем немного истории и введение
В основу программы легла достаточно простая идея сэмплера/секвенсора с поддержкой MIDI и возможностью экспорта в wav. Стоит отметить, что в то время Frootyloops была не единственной в этой нише, достаточно вспомнить MakingWaves и Tuareg.
Этот пласт программ отличался от обычных программных MIDI-секвенсоров тем, что их графический интерфейс структурно и внешне повторял реальные прототипы ритм-машин Roland TR-808 или TR-909.
Эти модели позволяли синхронно воспроизводить восемь отдельных ударных инструментов (бас-бочка, малый барабан и т.п.), для каждого из которых была предусмотрена своя дорожка. Общая партия загружалась фразами (pattern), состоящими из одного (или нескольких) тактов, разбитых по 16-й (или более крупной) сетке.
На рисунке я воспроизвел простейшую эмуляцию процесса создания ритмической партии в FL Studio, которая полностью соответствует работе с прототипом TR-909. На самом деле, все современные программные ритм-машины построены по этому же принципу.
Создав, таким образом, несколько различных ритмических фраз и, сохранив их как разные pattern, мы столкнемся с необходимостью установления порядка в их воспроизведении. То есть, нужен секвенсор. В варианте FL Studio он называется плэй-листом (Playlist).
Из рисунка видно, что мы просто раскладываем «кирпичики» по сетке времени, каждый из которых соответствует определенной ритмической фразе. В результате получается полноценная партия ударных со сбивками, сменами рисунков и т.п. Как видите, это очень просто и удобно.
Что касается самих ударных инструментов, то они загружаются в виде отдельных сэмплов, а их редактирование выносится в отдельное окно (на рисунке показаны две его закладки).
Количество инструментов не ограничено. Теперь стоит перейти к другому устройству прототипу, которое также оказало влияние на формирование современных программных моделей, а именно, TB-303.
Аббревиатура «TB» расшифровывается как «Transistor Bass». То есть, идеей Roland было создание ритма и аккомпанемента, работающих по одной схеме (взамосвязанно (!), на самом деле TB-303 выпускалась как часть модуля, другой половиной которого была ритм-машина TR-606). Заметьте, что в TB-303 уже имеется музыкальная клавиатура, но фраза также разбивается на равные интервалы. Данная машинка уже не раз повторена в программном виде, как говорится, «один в один». В варианте FL Studio мы получаем несколько другую разновидность.
Мы можем загрузить виртуальную клавиатуру, с помощью которой создается мелодическая фраза, а также указать для каждой ноты значение таких параметров как Pan, Velocity, Filter Cut, Filter Res, Pitch, Shift, в отдельном, очень удобно сделанном, окне.
И уже на данном этапе мы можем создать стандартную техно-композицию, используя мелодические и ритмические фразы. Но, на этом функциональные особенности программы не заканчиваются, а только начинаются. Переходим к следующему разделу.
Комбинирование фраз и длинных файлов в плэй-листе
В приведенных выше примерах мы оперировали родственной связью между интерфейсом FL Studio и семейством устройств Roland. Но в последнем варианте есть строгое разграничение на отдельные фразы (один или несколько тактов), из которых по кубикам собирается композиция. Поэтому можно сказать, что на этом родство данных систем заканчивается, и начинаются уникальные принципы организации рабочего процесса, свойственные только для интерфейса FL Studio. Наиболее близко к ней стоит Propellerhead Reason, но различия есть и здесь.
Мы можем оперировать фразами совершенно различными по времени, при этом в плэй-листе можно одновременно совмещать импортированное или записанное аудио, длинные MIDI-файлы, собственные pattern’s программы. Это настолько удобно, что я бы назвал этот секвенсор одним из лучших нынеизобретенных.
Рабочий интерфейс программы
Итак, сверху мы имеем в наличии место для «скользящих» панелей, в числе которых:
Все они являются «скользящими», то есть интерфейс верхней части экрана можно менять по своему усмотрению. Для переноса достаточно ухватить указателем мыши любую из панелей за «ушко».
Традиционно слева находится браузер, в котором можно найти действующие банки сэмплов, инструментов и эффектов, а также полную информацию по текущему и другим проектам.
И, конечно, по центру находится сама рабочая область, в которой мы и производим основные действия.
Базовые функции этого модуля мы рассмотрели чуть раньше, но помимо эмуляции работы ритм-машины и «наборщика» фраз, разработчики возложили на него дополнительную функцию коммутационного блока первого уровня.
Любой инструмент, будь то синтезатор или сэмплер имеет свой трек или как его называют в программе channel (канал). Таковых может быть много, потому как помимо большого количества собственных инструментов, программа обладает возможностями использования внешних подключаемых инструментов стандартов DXi и VSTi.
Для того, чтобы посмотреть, что вы можете вставить в Step Sequencer в качестве трека достаточно зайти в закладку главного меню Channel > Add One… В результате у вас должен появиться стандартный список, показанный на рисунке:
Список включает в себя следующие инструменты: Sampler, TS404 (продвинутая эмуляция TB-303), 3xOSC (subsynth), Plucked! (щипковые струнные), MIDI Out, DX10 (FM синтез), Scratcher (эмулятор проигрывателя виниловых дисков), WaveTraveller, Wasp, SimSynth Live, Sytrus и т.п.
Чтобы добавить в него дополнительные инструменты DXi и VSTi необходимо нажать на слово More… вверху списка, в результате чего появится дополнительная таблица типа такой:
С помощью Channel > Add One… в Step Sequencer добавляется любой инструмент. Выделив этот трек можно произвести в режиме реального времени запись партии инструмента. Если вы хотите обойтись без реальной записи, то в программе предусмотрен очень простой модуль Piano Roll, не требующий особых пояснений, поскольку он стандартен и встречается во множестве других программ.
Также можно импортировать и редактировать MIDI-файлы, плюс к этому заменять отдельные инструменты в них. При этом реализован переход от Step Sequencer к Piano Roll и обратно. Пример того, как будет выглядеть импортированный потреково MIDI-файл в Step Sequencer показан ниже.
Под MIDI-треками понимаются каналы, использующие стандартные синтезаторы типа General MIDI. Если же вы используете программный синтезатор или сэмплер, то эти данные воспринимаются как аудио.
При двойном нажатии указателем мыши на номер FX-канала автоматичеки загружается микшер.
Чудо автоматизации и удаленное управление
Нажав кнопку Record, вы можете записать не только звуковые данные, но и изменения параметров эффектов, смещения ползунков микшера и т.п., которые можно производить вручную и автоматически. Таким образом, работа получается близкой к живому ди-джеингу.
Для вынесения параметров на удаленное управление, достаточно поднести к любой виртуальной ручке или ползунку указатель мыши и нажать правую кнопку. В появившемся меню выбрать опцию Link to controller…, как это показано на рисунке.
В открывшемся окне нужно указать, на что вы хотите перенести управление (MIDI-контроллер либо одна из осей X-Y Controller). Примечание: X-Y Controller загружается как отдельный плагин.
Общие характеристики программы
Подытожив вышеизложенное, приведем список основных свойств программы:
В завершение
Очень приятно осознавать, что из небольшой программы выросла целая самодостаточная рабочая станция. Честно сказать, и не к чему придраться (даже обидно как-то:)).
Уникальность FL Studio состоит и в том, что эта программа является только РС-продуктом. На другие платформы (Мас) авторы наступать не собираются. Я не приводил описания инструментов и эффект-процессоров, поставляемых с программой, потому что их очень много.
Приятного времяпровождения и хорошего техно!