Как правильно написать ТЗ на систему или доработку системы 1С
Для того, чтобы Вам как заказчику, консультанту или методологу понять, что нужно разработчику 1С для того, чтобы доработать Вашу систему или разработать новую, нужно понимать, какими категориями информации он оперирует в ходе своей работы. Это сильно упростит программисту понимание того, что же от него хотят.
В данной статье я постараюсь кратко и, при этом, достаточно полно объяснить, что Вам нужно написать в техническом задании помимо общих разделов с глоссарием, титульным листом и описанием бизнес-требований.
Данные правила легко соблюдать даже при написании кратких пользовательских историй, если Вы создаете их в рамках проекта SCRUM / Agile.
Итак, приступим.
Для начала вы должны понимать, что же на самом деле в 90% случаев программирует программист 1C:
Формы ввода информации
Это могут быть как формы ввода в систему какой-либо информации (документы, элементы справочников, таблицы с данными), так и формы загрузки этих данных откуда-нибудь по шаблону (например, Excel или XML и другие форматы для интеграции с другими системами).
Не забывайте указывать перечень кнопок-команд, которыми пользователь должен командовать Вашей системой.
Если техническое задание не содержит продуманного Вами заранее прообраза таких форм или шаблонов, то программист будет придумывать их по своему усмотрению, а Вы будете жаловаться, что вам это неудобно в работе.
В бизнес-процессах эти процедуры являются предварительными контролями, чтобы вам было понятно. Т.е. это такие контроли, которые система делает сама в тот момент, когда пользователь с той или иной ролью пытается работать с системой, и выдает предупреждение или намеренно прерывает работу пользователя, не позволяя ему выполнить задуманное.
В эту категорию попадают:
Конечно, программист сделает модель данных так, как ему подскажет его опыт на текущий момент. Если программист опытный, он сделает эффективную структуру данных. А если не очень — то не очень.
Если Вы тоже «не очень» программист, то единственное полезное, что Вы сможете в этой части написать для программиста, это будут базовые характеристики модели данных:
Алгоритмы автоматического заполнения данных
Если у Вас формы ввода содержат много полей или таблиц, Ваши пользователи вряд ли захотят каждый раз заполнять все поля с чистого листа.
Здесь Вы должны продумать, какие поля или таблицы могут быть заполнены по другим полям или таблицам этого или других бизнес-объектов.
Так же, здесь Вы продумываете зависимые автоматические заполнения форм ввода в зависимости от только что измененных полей пользователем. Например, после выбора номенклатуры пользователю не надо выбирать ее основную единицу измерения, система подставит ее по-умолчанию сама.
Формы вывода информации
В эту категорию попадают отчеты и формы объектов «на просмотр» или «выбор». Понятное дело, программист не должен сам придумывать форму отчета, которую Вы представляете себе совершенно определенным образом.
Нарисуйте прообраз такого отчета в Excel, желательно, с формулами и комментариями, откуда брать информацию, и вложите в ТЗ. Этого достаточно.
Так же сюда попадают формы выгрузки данных в Excel или XML и другие форматы для интеграции с другими системами.
Формы ввода и вывода часто могут объединяться с алгоритмами заполнения данных и контрольными процедурами в функциональные интерактивные АРМы пользователей, дополняться кнопками, вызывающими определенные действия и события в системе. Тем не менее, к ним применимы те же самые принципы написания технического задания, с учетом этих особенностей.
Обеспечив программиста этим нехитрым набором сведений в техническом задании, вы на 90% застрахуете себя от того, что он сделает что-то не то.
Как составить техническое задание программисту 1С
Скачать пример технического задания Проект ТЗ.doc
В этом разделе мы расскажем Вам, как составить техническое задание программисту 1С и что такое Составление ТЗ. Сразу заметим, что всё нижеизложенное является только советом, основанном на нашем опыте работы, и ни в коем случае не требованием, предъявляемым к составлению ТЗ. Основным результатом работы и для заказчика и для исполнителя, естественно, является сама программа, но кроме этого заказчику важно, чтобы работа была выполнена быстро, качественно и недорого, а для исполнителя очень важно верно оценить объем и не потерять клиента. Не секрет, что любая база данных — это не просто программа, а сложный механизм, который дорабатывается и улучшается на протяжении всего срока использования. Поэтому программист всегда старается сохранить перспективные отношения с клиентом и, учитывая Ваши интересы, старается подсказать как правильно, быстро и недорого реализовать проект.
Чем отличается Проект от Технического задания? Проект — это намерение разработать некий механизм автоматизации учёта или желание получать быстрые и точные отчёты от уже имеющийся системы. Начинается он с назначения руководителя проекта. Им может быть либо сотрудник фирмы заказчика, либо фирмы исполнителя; во втором случае, естественно, все услуги по ведению проекта войдут в его стоимость. Далее, в случае с «1С:Предприятием», выбирают и изучают типовую конфигурацию по вопросам её возможностей и необходимости в доработках. Только после соответствующего анализа руководитель проекта составляет доскональное и точное задание программистам на внесение изменений в конфигурацию. Это задание и называется Техническим заданием (ТЗ), и именно составление ТЗ рассматривается в данном разделе.
Есть ли смысл изменять конфигурацию? Этот вопрос требует серьёзного рассмотрения. Все конфигурации, работающие с бухгалтерской компонентой, в некоторой степени — правовые системы, т.е. кроме функций расчёта и хранения информации от них требуется соответствующее государственным законам ведение учета. Для этих программ фирмой «1С» ежемесячно выпускаются обновления 1С, как форм отчётности, так и самих конфигураций. Но что получится, если Вы измените программу, а после установите обновление? Все Ваши изменения пропадут. Можно каждый раз восстанавливать их, но зачастую это практически то же, что делать работу заново. В данной ситуации самый лучший способ — выполнять все доработки во внешних модулях. Рассмотрим конфигурацию, доработка которой, по мнению пользователей, необходима — «Торговля и Склад». Необходимость доработки — это не значит, что программный продукт некачественный, наоборот, эта конфигурация, пользуется огромной популярностью. В своём базовом варианте она способна работать в разных торговых сферах деятельности. Но у каждого бизнеса есть свои нюансы, и совмещать их в одной программе не имеет смысла.
Рассмотрим основные принципы составления ТЗ:
1. Изучите имеющуюся у Вас программу. Если её нет, попросите исполнителя установить демо-версию. В любом случае, сначала необходимо ознакомится с тем, что вы имеете, чтобы дважды за это не платить. Заполните справочники, создайте несколько документов, проверьте работу отчётов. Если что-то не понятно, проконсультируйтесь у исполнителя. По возможности начните работу в программе и, по мере необходимости, небольшими заданиями её изменяйте. Самое главное: не относитесь к типовой конфигурации как к полуфабрикату — это готовый к использованию программный продукт, написанный большим коллективом разработчиков и отлаживавшийся годами. Не ознакомившись с программой и написав большое задание, Вы практически «выбрасываете деньги на ветер», создавая сложности исполнителю и себе.
Вывод: хотите меньше потратить денег на доработку — изучайте программу.
2. Ознакомьтесь с интерфейсом программы. В случае, если назначение какого-то элемента Вам не понятно — проконсультируйтесь у исполнителя. Очень часто при разработке технического задания пользователи, которые только начинают использовать «1С:Предприятие», просят убрать не нужные, с их точки зрения, поля, документы или справочники. Не спешите этого делать, так как с одной стороны убрать их, для программиста несколько часов работы, а вернуть их в будущем обратно раза в два больше, и это время Вам придётся оплатить. Что же касается настройки прав доступа и меню — это совсем несложно, здесь нет необходимости приглашать специалиста. Не забывайте только о том, что, если Вы отдали конфигурацию на доработку, подождите, пока её вернут, иначе придётся делать настройки заново.
Вывод: старайтесь по минимуму изменять интерфейс, в плане удаления «ненужных» полей или усовершенствования, это дорогой и бесполезный процесс, а настройку прав и меню, проконсультировавшись со специалистом, сделайте своими силами.
3. При составлении ТЗ в начале разработки помните о том, что это задание, а не весь проект и постарайтесь объяснить программисту, что от него требуется в результате. Снабдите его образцами форм, сделанными в Ms Excel, Ms Word или нарисованными от руки, но в точности такими, какие Вы хотите получить. Постарайтесь не использовать подобных объяснений: «интерфейс должен быть предельно понятным», «документы желательно распечатывать по какой-то форме», «по результатам нужно, чтобы строился какой-то отчёт» или «документы как-то должны попадать в 1С:Бухгалтерию». Если Вы попросите оценить подобное задание, то цена может быть 10-1000 у.е., точнее сказать трудно. Лучше сформулируйте так: «интерфейс документа похож на документ Реализация ТМЦ», «необходимо две печатные формы, образцы прилагаются», «по результатам необходим следующий отчёт, его форма в Excel-файле». Разрабатывать обмен данными между базами лучше после накопления некоторого опыта работы с ними и проведения основных доработок, связанных с изменением структуры программы.
Вывод: постарайтесь в первом задании как можно подробнее объяснить программисту, что от него требуется. В дальнейшем задания могут иметь более свободную форму, всё зависит от взаимопонимания с исполнителем.
4. Если Ваш проект по замыслу глобален, а времени мало и Вы не знаете с чего начать, то не составляйте сразу большое техническое задание, а проконсультируйтесь с исполнителем и по возможности начните с небольших заданий последовательно.
5. Возникающие при разработке алгоритма трудности стоит обсудить с программистом. При всех различиях и спецификах деятельности в большинстве проектов реализуются схожие задачи. Наиболее часто такие как: система скидок (постоянные, накопительные или от суммы документа), система учёта заявок покупателей, системы расчёта потребностей в товаре и заказов поставщику, и конечно наиболее частые задания — по обмену между базами. Некоторые из этих вопросов уже решены в типовых конфигурациях, возможно, только стоит с ними ознакомиться.
«1С:Предприятие» пользуется огромной популярностью, и при серьёзном подходе к вопросу проектирования, результат оправдает Ваши ожидания. С помощью программирования возможно реализовать любые схемы учёта, но заказчику необходимо вполне определённо представлять результат, который он хочет получить.
1) Общие сведения, назначение и цели доработки
Необходимо сформулировать цели доработки и для чего в конечном итоге она предназначается. Данный пункт должен быть уточнен глобальными целями.
2) Характеристика объектов автоматизации.
Нужно указать, что именно мы будем разрабатывать в терминах платформы «1С». Какие объекты метаднных будут добавлены к конфигурации, какие изменены и в какой части. Данный пункт Постановщик составляет совместно с Исполнителем по результатам работы с Заказчиком
3) Требования к системе.
Заказчик излагает свои требования в виде списка. Определяются критерии оценки эффективности выполнения требований.
4) Состав и содержание работ по созданию системы.
Исполнителем составляется план работ, который утверждается Заказчиком.
5) Порядок контроля и приемки системы.
Заказчик назначает ответственных специалистов по тестированию доработок, определяются порядок и сроки тестирования, согласовываются с Исполнителем.
6) Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие.
Заказчик предоставляет требования по начальным корректировкам ИБ, осуществляемым через пакетный ввод данных.
7) Требования к документированию.
Постановщик и Исполнитель утверждают содержание документации по доработке.
Надеемся, что наши советы помогут в составлении ТЗ и решении Ваших задач.
Составление технического задания для программиста 1С
Многие сталкиваются с тем, что достаточно сложно объяснить коротко и ясно то, что мы хотим в повседневной жизни. А уж когда надо дать задание специалисту написать программу для организации или ИП с учетом особенностей и собственных пожеланий по функционалу, то можно вообще «зависнуть».
Кто должен писать ТЗ?
Для чего необходимо техзадание?
Содержание ТЗ
Пример ТЗ для программиста
НОВОСТИ
Конференция в Финансовом Университете при Правительстве РФ
Конкурс ко Дню Конституции РФ
Обучающие видеокурсы по 1С
Отзывы о компании
ПАО «НИКО-БАНК» выражает свою благодарность за оперативную и грамотную работу.
В условиях постоянно меняющегося законодательства Банк заинтересован иметь полную и актуальную номативную базу. Это обеспечивается использованием Банком справочно-нормативной системы «Гарант».
Безусловным плюсом в работе компании «МастерСофт» является быстрое реагирование сотрудников при предоставлении документов по запросу Банка, принятых до обновления справочно-правовой системы.
Коллектив компании «АЭРОПОРТ ОРЕНБУРГ» выражает благодарность за взаимовыгодное сотрудничество с МастерСофт-ИТ. Оперативная поставка антивирусных программ Dr. Web обеспечила надежную защиту нашей компьтерной сети.
Особая благодарность сотрудникам Департамента продаж СЦ ИТ за профессиональный подход в решении всех возникающих задач.
ООО «Орский Вагонный Завод» выражает искреннюю благодраность за качество обслуживания вашими специалистами. Консультации и поставка антивирусов всегда проходят оперативно и на высоком профессиональном уровне.
Уверены, что и в дальнейшем наше сотрудничество на взаимовыгодных условиях продолжится.
Главный бухгалтер муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи» Кетерер Татьяна Михайловна выражает благодарность специалистам МастерСофт:
«Я хотела бы объявить благодарность вашим сотрудникам. Работает с нами по программе «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» непосредственно Шевлягина Юлия.
Так же огромная благодарность за отзывчивость, терпение и квалифицированную, своевременную помощь Набокиной Олесе и Ерёменко Татьяне (они нас сопровождают по программе «Зарплата и Кадры»).
Им очень с нами тяжело, но они терпеливо продолжают сотрудничать. С вами очень надёжно. Конечно же наши ошибки есть и без вас мы бы вообще о них не знали и в суде, наверное, судились бы. А сейчас мы решаем вопросы. «.
Как писать четкие ТЗ программистам, дизайнерам и даже себе
Составить техническое задание так, чтобы человек понял, что от него требуется и у него появилась внутренняя мотивация решить твою задачу, — это не особое искусство или магия, а конкретный скилл, который можно и нужно вырабатывать.
У меня 8-летний опыт в проектном менеджменте, работе с дизайнерами, программистами и в постановке задач для них. А последние 3 года я руковожу собственной digital-студией «Пекло». Поэтому с уверенностью говорю, что неважно, работаешь ты с придирчивым разработчиком-перфекционистом или супер-творческим десигнером, подход к формированию задачи одинаковый, за исключением нескольких мелочей.
В этой статье я поделюсь советами и приемами, которые я использую в работе сам: как составить ТЗ так, чтобы вашим коллегам, подрядчикам, партнерам было приятно и комфортно принимать и осуществлять ваши задачи. А это залог эффективной командной работы, выполненных планов, заработанных денег. Поехали!
Рекомендации выше подходят как для мелких задач, не требующих дальнейших описаний, видения решения и так далее. Также я рекомендую использовать эти правила даже для ведения личных задач, а не только для постановки коллегам.
Задача, «подкрепленная» дедлайном более приоритетная и важная к исполнению. Задача без дедлайна получает статус «ну, когда-нибудь хорошо было бы ее сделать».
Если вы ставите задачу партнерам и вы не рулите приоритетами их задач, то обязательно уточняйте, когда ее смогут выполнить.
Описание задачи необходимо для крупных и объемных задач, где нужно передать весь контекст проекта и понимание ситуации. Обычно описание задачи состоит из нескольких логичных последовательных блоков (это важно!):
Но помните, что не нужно писать летописи-лонгриды из ваших user story при описании багов. Краткость — сестра таланта. Плюс текст отформатированный, с расставленными акцентами, логично распределенный на абзацы.
Заголовок: Задать подготовленные мета-данные для страниц сайта
Мы обнаружили, что на сайте не сформулированы titles & meta descriptions. У части страниц они не заполнены, половина страниц — дубли, а оставшаяся часть сформулирована без использования ключевых слов и некликабельно. Это критическая ошибка, так как без корректных мета-данных сайт не может расти в поисковой выдаче.
Мы составили таблицу в Google Docs с прописанными мета-данными для каждой статической страницы сайта, а также с шаблонами для динамически генерируемых страниц. Ссылка на документ: . Так как у проекта нет админки, где мы могли бы все настроить своими руками, просьба вставить метаданные из документа на страницы сайта:
Просьба это сделать ASAP, так как от этого зависит вся дальнейшая работа по оптимизации. После реализации задачи, мы отправим сайт на переиндексацию и сразу получим увеличение показов и кликов в выдаче! Если в ходе работы возникнут вопросы — без проблем спрашивайте!
Пояснение: кратко описываем проблему, подготавливаем всю необходимую информацию для разработчика (таблица), далее описываем решение задачи, объясняем подводные камни с «переменными». В конце обозначаем важность задачи, желаемые сроки и профит, который будет от решенной задачи. Также мы добавляем, что мы если что рядом и готовы оперативно ответить и помочь (снижает стресс при получении незнакомой задачи).
Самое важное: если решенная задача имеет конкретный результат и пользу, то у исполнителя есть мотивация ее выполнить. Если важность задачи не раскрыта и понимание того, что она даст, то и желания сделать задачу, быть причастным к ее решению тоже особого нет.
Заголовок: Разработать landing page для
К нам обратились ребята из ХХХ. Они организуют ивенты и тусовки для крупных компаний, и за два года стали лидерами. Текущий лендинг — унылое говно и не соответствует их компании.
Мы узнали собрали всю инфу и контент у клиента:
Помни: рисуем mobile-first, так как 90% трафика — мобильные устройства!
Предлагаю перед стартом работ встретиться и обсудить детали работ, я детальнее расскажу про компанию и структуру лендинга, которую мы продумали. По срокам — нужно показать макет до ХХХ, так что время на подумать есть. Контент дали хороший, заказчик адекватный — так что уверен, сможем сделать круто!
Пояснение: рассказываем о сильных сторонах клиента и о проблеме, даем всю необходимую информацию для старта работ и показываем важные технические нюансы. Из моего опыта, дезигнеры, как правило, не любят много букв, текст читают и копипастят невнимательно, поэтому с ними чаще всего нужно обсуждать задачу голосом. В конце, опять же, говорим о положительных нюансах и намерении сделать круто. Однако, жизнь, тяжелая и непредсказуемая штука: может прилететь говняный проект, и вы понимаете, что уже не отвертеться, его нужно сдать и забыть как страшный сон. В таком случае не обманывать коллегу и говорить честно: «Брат, мы должны сделать эту грязную работу!».
Некоторые из советов (вроде написания заголовков задач) вообще не требуют дополнительного времени на постановку, а вот насколько развернутые и детально описанные должны быть ТЗ — определяет контекст задачи. Перед постановкой задачи обязательно:
В результате вы сэкономите всем время, нервы, быстрее и круче решите задачу, получите каеф от гладкого процесса.
С каждым человеком у нас складываются определенные взаимоотношения и стиль общения. И чтобы задача лучше читалась и воспринималась исполнителем, можно этот нюанс учитывать и отходить от официоза, канцеляризмов и написать текст на «вашем» языке, что тоже будет комфортнее для восприятия информации
Еще небольшая фишка: когда задача уже сформулирована по феншую. Ее нужно ПРОДАТЬ исполнителю:
Прямо по канонам AIDA получается, да? 🙂
Хороший пример:
Вася, привет! В процессе аудита сайта мы обнаружили серьезную ошибку — которая мешает росту сайта. Нужна твоя помощь. Посмотри, пожалуйста, ее сегодня — <ссылка на тикет>!
Плохой пример:
Всем привет! Завели новую задачу:
Главное, сформировать у себя привычку писать задачи по феншую — это перестанет быть для вас стрессом, нагрузкой и перестанет занимать дополнительное время. Зато будет порядок в процессах и в эффективности работы!
Техническое задание для программиста 1С
В жизни очень часто бывает так, что человек не может объяснить, что хочет, даже в бытовых вещах. Когда дело доходит до объяснения программисту своих «хотелок», человек просто впадает в ступор.
Кто должен писать ТЗ?
В идеале ТЗ должен составлять заказчик — только он знает, что ему нужно. Но на практике из-за низкой компетенции заказчика в сфере 1С часто это приходится делать исполнителю. Заказчик устно озвучивает свои потребности, а программист(консультант) оформляет это в письменной форме.
Зачем нужно техническое задание?
Любые доработки в системе 1С, в идеале, должны сопровождаться техническим заданием. Это, во-первых, четкое определение задачи, сроков и метода выполнения. Во-вторых, это документ, с помощью которого решаются все спорные моменты в будущем. Писать ТЗ или нет — дело, конечно, Ваше, лично мне ТЗ облегчает работу и общение с клиентом.
Что должно содержать в себе техническое задание?
Тех. задание обязательно должно содержать в себе:
Примеры и образцы ТЗ для 1С
Небольшая подборка, которую я нашел в свободном доступе в сети. Начиная от самых простых и доступных, заканчивая достаточно сложными документами:
К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.