Что такое Трэвел-журналистика: история, жанровые признаки и классификация
Трэвел-журналистика сейчас далеко отошла от исторического понятия путевых заметок. В наше время это особый пласт в массмедиа, который рассказывает о путешествиях, раскрывая тему через такие аспекты, как география, культура, история, специфика туризма, религия и другие, которые вызывают общественный интерес.
На сегодняшний день трэвел-журналистика считается наименее изученным направлением, отношение к которому иногда даже является «несерьезным». С чем это связано, что представляет с собой такая журналистика, какие задачи она имеет и какие проблемы решает? Я и авторы известных пособий по журналистике ответим на эти вопросы.
История возникновения
До эпохи повсеместного распространения Интернета, только профессионалы могли создавать контент на тему путешествий, рассказывая, как живут люди в других странах, чем отличаются их быт и нравы, какую экзотику там можно увидеть. Причём такие рукописи появились ещё очень давно, например, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина — это произведение древнерусской литературы.
Тем не менее, как направление журналистики, этот вид сформировался в 21 веке, когда на смену письменным очеркам и путевым заметкам пришли технологии, позволяющие расширить потенциал сообщений о путешествиях — Интернет, различные технические устройства, а также появилась потребность людей в путешествиях и получении информации об этом. Всё это породило ту тревел-журналистику, которую мы видим сейчас — не только профессиональную, но и пользовательскую, такую, как блоги, развёрнутые сообщения в социальных сетях, и многое другое.
Это явление, породившее разнообразие любительского контента на тему журналистики путешествий, получило название Трэвел 2.0, соединившее 2 термина, Travel и Web 2.0. Этот контент пользуется огромной популярностью, так как обычно подобная информация поступает от знакомых читателю людей, а потому различные отзывы и ссылки вызывают доверие и интерес.
Тогда же появились понятия «тревел-журналист» и «тревел-блогер»— термины, пришедшие из журналистики, которые обозначают людей, являющихся представителями таких видов деятельности, как фриланс-писатель, видеограф, фотограф. Они занимаются созданием историй о путешествиях, где впечатления становятся информацией. Нередко в таких сообщениях встречается реклама того или иного представителя туристических услуг, а также злачных вспомогательных сервисов.
Определение и признаки
Определение трэвел-журналистике дано в начале статьи. Это отдельный журналистский пласт в пространстве массмедиа, рассказывающий о путешествиях и предоставляющий информацию через описание географии, культуры, истории, религии, особенностей туризма, экономики и др. Благодаря такому комплексу понятий читатель получает наиболее полную информацию об интересующих его местах.
Существенное отличие этого вида журналистики от других состоит в том, что здесь информация является скорее досуговой, нежели новостной, и потому принадлежит направлению лайфстайл (или стилю жизни).
Среди признаков можно назвать одну особенность — журналист тревел-блогером быть может, тогда как наоборот — нет. Блогер журналистом не является.
Трэвел 2.0 влияет на рынок туристических услуг, так как содержит в себе оценочную информацию, которая отражает интересы пользователей.
Виды и жанры
В силу специфических особенностей трэвел-журналистики, она содержит как текстовую, так и графическую информацию разных жанров. Это позволяет журналисту самому выбирать тот или иной вид. Среди них выделяются следующие:
Однако, в чистом виде данные жанры встречаются не часто, журналисты пользуются скорее гибридными формами, например, в тексте может быть сочетание очерка и репортажа.
Как написать статью для тревел-блога
Это своеобразная пародия на весь тревел-контент интернета, где каждый текст — копия копии. Я решила выпендриться и рассказать о том, как написать статью «как у всех».
Важно! Не стоит серьезно относиться к происходящему.
Тема статьи: о чём писать
Тем в тревел-контенте не так уж и много: всё крутится вокруг одних и тех же стран и пляжей — популярных туристических направлений, которые рассматриваются со всех сторон.
Так мы берем одну страну и начинаем фестивалить:
Когда мы закончили со страной, запускаем ту же карусель, но уже по городам. И вот вы уже год пишете про Чехию. Je mi potěšením.
Топы и списки
В каждом блоге есть статьи-списки, потому что их легче всего писать. Чередуйте картинку со стока и коротенький текстик (300–500 знаков) — вот и всё. Вы уже написали «10 самых романтичных городов планеты», «20 достопримечательностей, которые должен увидеть каждый» и «30 самых красивых пляжей» и, казалось бы, идеи закончились. Нет.
Путеводители
Сейчас путеводители стало писать куда проще, чем раньше. Их наплодилось столько, что уже и ехать самому не нужно. Важно, чтобы в комментах не попался какой-нибудь умник, который живет в стране, о который вы написали. Всё вам испортит.
Интригующая правда
«Названы 10 лучших стран для путешествий в 2021 году». Это мощно, за душу берет, режет без ножа. Открываете статью, а там старые друзья — Таиланд, Италия, Испания, Вьетнам, Греция. И Чехия, конечно же. В общем, недорогие популярные направления, которые больше всего продаются.
Все всегда рады таким статьям: читаешь, заражаешься вот этими всеми «сказочные улочки, вкуснейшие фрукты, дружелюбные местные», смотришь, что есть недорогие билеты и покупаешь их. И через месяц уже сидишь довольненький в самолёте и ждёшь свой томатный сок.
Классика
«55 советов для путешественников», «30 вещей, без которых не обойтись настоящему путешественнику», «Как упаковать чемодан».
Это классика, база вашего блога, которую нельзя игнорировать.
Вот такие фотографии должны быть.
Как придумать заголовок
Самые идеальные заголовки — с цифрами, о которых я уже писала выше.
Если для вас это слишком просто, то вот еще варианты:
Есть ещё один вид заголовков, но этому не научить. Такое идёт изнутри, от сердца.
Как написать вступление
Это самое любимое. Начало статьи должно быть ярким и оригинальным. Например, начните с фразы «Париж — город любви» или добавьте больше личного и напишите «Мы изучили все пляжи Турции и собрали для вас самые лучшие».
Больше таких фотографий.
Фразы, которые обязательно стоит включить в текст
Советы
«Надеемся, что статья была полезной» — идеальная концовка. Вы всё сделали правильно. Удачи!
Как написать тревел репортаж
Перепост, перепост, перепостище!
Когда пишу, вечно испытываю угрызения совести за то, что текст может быть неинтересным, скучным, с минимумом фотографий. Стараюсь совершенствоваться. К слову, половину тревел-постов читать невозможно из-за скучного описания обстановки аэропортов, долгих рассказов о том, кто как ловил такси и текстами, содранными с путеводителей о тех или иных красотах. Скучна!
Засим, краткое руководство, как это сделать прикольно, рассказали главный редактор журнала National Geographic Traveler Александр Железняк и главный редактор журнала «Вояж» Ольга Яковина. А я скопировала 🙂
Александр Железняк: «Важно найти соус»
Я помню, как-то принес статью, где было много субъективного, деталей, героев. И эту статью запороли в одном журнале, сказали, что это пройденный этап, что личный опыт автора им не интересен. Впрочем, журнал исчез, а опыт — это самое ценное, чем можно поделиться. При этом не нужно возводить этот совет и любой другой в абсолютный подход и рассказывать читателю все детали путешествия, начиная от поиска билетов в интернете».
Ольга Яковина: «Меньше слов»
«В наш век смс и твиттера никто не читает длинных текстов. Хотите, чтобы читатели осилили ваш рассказ — пишите коротко и емко, не растекаясь мыслью по странице. К черту лишние подробности, лирические отступления и исторические выкладки — все это графоманство никому не интересно. В принципе, любой текст можно сократить до подписи к картинке, и для жанра путевых заметок это особенно верное утверждение».
Александр Железняк: «Картинка — это червячок»
«Соотношение 30% к 70% в тревел-журналистике (да и не только в тревел) уже давно работает. 70% от общего объема занимает картинка. Она играет роль червячка, на которого читатель должен запасть, чтобы перейти к тексту. А дальше нужно задавать ритм, чтобы где-то акцент был на фото, где-то на текст. Этот ритмический рисунок лучше всего чувствуешь, когда и пишешь, и снимаешь сам. Это, кстати, довольно болезненный вопрос. Ведь существует разделение труда, и фотографы не любят, когда авторы текста «снимают на свою мыльницу». Это верно, но если говорить о тревел-журналистике, то здесь как раз исключение. В этой среде важна универсализация. Нет гарантии, что вместе с вами в путешествии окажется хороший фотограф и сделает снимки, которые смогут так же передать атмосферу и состояние природы. Потому лучше уметь снимать самостоятельно. Ну и наоборот, нужно уметь написать к фото авторский текст, тревел-репортаж (я еще люблю словосочетание «путевые заметки»)».
Ольга Яковина: «Бес в повествовательности»
«Одна из самых главных ошибок начинающих тревел-авторов — стремление описывать последовательность своих перемещений. Из-за всех этих «сначала мы пошли туда, потом мы поехали сюда, а затем нас ждало то-то» текст становится нудным, как повестка собрания районной администрации. Ищите другие способы связать свои воспоминания в единый рассказ — или не ищите вовсе. Один из самых удачных приемов для подачи тревел-текста — просто выбрать несколько ключевых для описываемого места понятий и рассказать о них. Скажем, если вы рассказываете о Шотландии, это могут быть овцы, замки, тартан, виски, дождь и овсянка».
Александр Железняк: «Читатель должен провалиться, как Алиса в колодец»
«Начинать лучше всего с какого-то действия. Сразу должен начаться экшн, сразу люди, герои, интрига, текст должен зацепить. Зачем ты туда поехал? В первом абзаце об этом надо сказать. С первой строки читатель должен провалиться, как Алиса в колодец. А уже потом надо отойти немного от этого, приземлиться на дне колодца, осмотреться, рассказать о месте.
Сообщать о том, как именно ты в это место попал — самая распространенная ошибка начинающих тревелогеров. Потому что когда ты читаешь о приключениях в аэропорту Шереметьево и какие сволочи французы, потерявшие багаж, это банально (ну кто не «попадал» с самолетами?) и просто неинтересно».
Ольга Яковина: «Бог в деталях»
«Пространные описания вызывают лишь зевоту. Одна точно подмеченная деталь, смачная подробность или яркий образ расскажут о месте гораздо больше, чем три страницы общих слов. Бла-бла-бла можно найти в любом путеводителе, а то, ради чего будут читать ваш рассказ — это подробности. Не упускайте их. Не ленитесь приставать к гидам и местным жителям с вопросами, записывайте их истории (сразу, потом не вспомните), обращайте внимание на забавные мелочи, и читать ваши истории будет куда интереснее».
Александр Железняк: «Слова «потрясающий» и «удивительный» я вычеркиваю сразу»
«Что касается красивостей, то, как Тургенев, писать тоже не надо. Я недавно перечитывал «Записки охотника», и там чуть ли не на трех страницах описывается состояние неба — очень уж тяжеловесно. Я думаю, что такие подробные, неспешные описания уже в прошлом. Происходит эволюция текстов, посмотрите как писали (и хорошо писали) советские писатели (кстати, очень советую для любителей путешественнической прозы — Визбора «Завтрак с видом на Эльбрус», Виктора Конецкого «Соленый лед» и «Среди мифов и рифов»).
Тексты должны быть динамичными, но не сухими, как твиттер, конечно. Они должны быть максимально лаконичными. Ты должен от одного слова проникнуться ощущением. Если ты почувствовал запах, вкус от одного эпитета, от какой-то детали, автор попал.
Правда, есть несколько табуированных слов, которые ни в коем случае нельзя употреблять в текстах. Это слова «потрясающий», «прекрасный», «удивительный», «замечательный», «уникальный» и так далее. Или словосочетания типа «это удивительное сочетание древности и современности». Мой совет — вычеркивайте все это сразу. Если вы хотите сказать, какой потрясающий закат, вы должны сказать, чем именно он вас потряс. Нужны детали и очень правдивые, живые, а не банальные. Удивляйте сами, вместо того, чтобы говорить, что что-то способно удивить».
Ольга Яковина: «Не жадничайте на советы»
«Как удобнее добираться, как перемещаться внутри страны, какие гостиницы, музеи и рестораны вы можете рекомендовать, а какие категорически не советуете, каких ситуаций стоит опасаться и т.д. — все это совершенно бесценные сведения, которые могут очень пригодиться вашим последователям. Поэтому всю полезную практическую информацию, которую вы собрали за время путешествия, имеет смысл не хранить в тайне, а собрать в кучу, систематизировать и тезисно изложить в конце текста — в журналистике это называется «подверстка». В этом случае те, кто хочет прочитать исключительно лирические впечатления, просто пролистают неинтересные им подробности, не увязая в них и не начиная скучать. А те, кто сам думает о подобном путешествии, воспоют вам осанну и немедленно отправят пост в закладки».
Александр Железняк: «Люди не знают географии»
В тексте нужны географические привязки. Если мы пишем о Феодосии, то надо сказать, что это в Крыму. Причем ввести указание надо мягко, не нарочито, не выставляя читателей дураками, например: этот черноморскийгород. Или: этот город на берегу Черного моря. Смех смехом, но не рассчитывайте на то, что все читатели хорошо знают географию.
Подчеркивать какие-то политико-географические моменты не надо, это тоже такой табуированный момент».
Ольга Яковина: «Помните про wow-фактор»
«Читатель — он как капризная красавица. Чтобы ему понравиться, нужно его удивлять, иначе быстро заскучает и пойдет любить другого, более занятного путешественника. Парадоксальные и любопытные факты и наблюдения должны встречаться в вашем рассказе как минимум в каждом третьем абзаце — и тогда можете рассчитывать на перепосты с комментариями типа «Ничего себе, а я и не знал!» Но прежде чем вставить wow-факт в свое произведение, «пробейте» через гугл, насколько общеизвестная эта информация — иначе рискуете выглядеть со своим «А вы знали, что Волга впадает в Каспийское море?!» довольно глупо».
Александр Железняк: «История, или как пользоваться Википедией»
«Иногда присылают тексты — с перечислением статистических данных страны, самых важных исторических дат, достопримечательностей. и сразу понимаешь, что Википедию человек прочитал. Ну или какой-то еще справочник. Вас поразили факты, которые вы узнали.. только не надо спешить вываливать их на читателя. Обработайте их, отберите самые важные и интересные, может быть, нужно выбрать факты, чем-то связанные, а остальные отбросить и давать их внутри текста — очень дозировано. Вот тут написано на стене, а тут вы познакомились со стариком и он что-то вам рассказал. Историю можно рассказывать словами героев, еще как-то. Но только не нужно переписывать Википедию».
Ольга Яковина: «Сжечь до прочтения»
«О каком бы интересном месте вы ни рассказывали, есть вещи, которые убивают любой рассказ. Это пафос и патетика — нет ничего унылее напыщенных текстов с возвышенными эпитетами. Это многословные «красивости» — не увлекайтесь описаниями, лучше разместите фотографию. Это чрезмерное «яканье» — информации об авторе в тексте не должно быть больше, чем информации о месте его дисклокации. И это занудные подробности — оставьте их для Википедии. Хотите знать, что спасает любой текст? Ирония и хорошее чувство юмора. Даже если вы описываете самый банальный маршрут по Парижу, но делаете это по-настоящему смешно — ваш текст будет в топе».
Туристический «антисловарь» Ксении Турковой
У тех, кто пишет о путешествиях, есть свой «джентльменский набор» метафорических приемов, которые кочуют из текста в текст и уже превратились в штампы. Авторы туристических текстов «облюбовали» несколько сфер, из которых они берут сравнения для тех или иных стран, городов и достопримечательностей.
Туристический объект описывается как очень вкусное или просто экзотическое блюдо:
«Здесь вам удастся посетить королевские покои, в часовне Святого Георгия вы сможете стать гостем кукольного домика королевы Мэри, а выставка королевской посуды станет десертом вашего путешествия в этих краях».
Сравнение с десертом — самое популярное и самое абстрактное, пустое. Гораздо интереснее, когда автор конкретизирует метафору, например, так:
«Если взглянуть на остров Санторини с борта корабля, может показаться, что вы смотрите на огромный слоёный торт с белой полосой крема сверху».
Еще один излюбленный прием — метафора, связанная с литературой, точнее, с литературными жанрами. Но, как правило, большого разнообразия тут не наблюдается: если внимательно почитать сайты о путешествиях, можно убедиться в том, что почти все страны и города мира похожи на «сказку». Хотя, наверное, есть города, которые можно читать, как роман.
«Китцбюэль –самый популярный и любимый горнолыжный курорт Тироля, очаровательная снежная сказка, в которой отражается вечно праздничная атмосфера красивого города».
«Описать словами Царство Вечной Мерзлоты сложно, лучше один раз увидеть! Представьте оживший замок Снежной Королевы! Представили? Так вот Северный Полюс гораздо интереснее!»
Если город не похож на сказку, его обязательно сравнят с раем. Словосочетание «ад для туристов» я тоже встречала, но такой формулировкой в город не завлечешь. Хотя в каком-то блоге я однажды наткнулась на текст: «Египет для туристов — рай или ад?» Далее следовал подробный разбор достоинств и недостатков отдыха в этой стране. Но это уже к самому жанру путевых заметок имеет отдаленное отношение.
Если же говорить о штампах в описании тех или иных мест, то на первом месте окажутся уже упомянутый «рай» и не менее популярная «Мекка». «Турция — это рай на Земле, где богатейшая культура, гостеприимные и мудрые люди, не имеющая себе равных в мире по разнообразию блюд кухня, «приправленная» неповторимой мелодией, легендами и восточными сказками, влюбляют в себя, призывая ваше сердце снова увидеть этот удивительный край».
«Майорка приобрела славу туристической Мекки с 1960-х годов, когда развитие индустрии туризма вызвало строительство сотен многоэтажных отелей, домов и торговых центров, которые сейчас расположены вдоль берегов острова».
Украшения и драгоценности
«Сладким» сравнениям с десертами не уступают «драгоценные» метафоры, когда объект сравнивается с ювелирным украшением или камнем. Особенно прикипели авторы к «жемчужине».
«Древний город набатеев Петра — самое удивительное место Ближнего Востока и жемчужина Иордании. Город высечен в розовых скалах и насчитывает примерно 800 памятников».
«Остров Корфу расположен в северо-западной части Ионического моря. Длина острова — 60 км, ширина — от 4 до 30 км, протяженность береговой линии составляет 217 км. Это самый известный из 7 своих ионических собратьев, самый западный (по географии и нравам), самый зеленый из всех оливковых оазисов Средиземноморья, самый незабываемый из изумрудногоожерелья райских уголков Греции!»
Все эти избитые сравнения опытные тревел-журналисты предлагают тоже внести в «черный список». Никакие «жемчужины», «Мекки» и даже «рай на земле» не украсят ваш рассказ о путешествиях так, как это сделают детали и герои.
К слову, МЫ КУПИЛИ БИЛЕТЫ В ЮЖНУЮ АМЕРИКУ! Все возможно, если мечты рассматривать не как пустые фантазии, а как цели 🙂
Летим мы пока вчетвером, возможно, к нам присоединится спецкор РИА Новости, и тогда будет совсем WOW!
Маршрут примерно такой:
1. Бразилия (Новый год в Рио-де-Жанейро, Петрополис, Салвадор, Натал, Форталеза, Белен, Манаус, Таватинга, Фоз-де-Игуасу).
Новый год в РИо-де-Жанейро
Пелуриньо, г. Салвадор
Натал и Форталеза. Говорят, там сейчас лучшие пляжные вечеринки по всей Бразилии
Потом мы проплываем почти всю Амазонку, с Белена до Манауса. Или с Манауса до Табатинги, еще не решили.
2. Колумбия (Богота, Санта-Марта, потерянный город Сьюдад Пендида, Картахена и несколько секретных мест в джунглях)
Санта Марта и ее окрест.
Потерянный древний индейский город Ciudad Perdida
3. Перу (Лима, Мачу-Пикчу, Куско и еще пара мест)
Ла Пас, столица, расположенная в горах.
5. Чили ( в основном, чилийская Патагония с фламинго, горячими, источниками, ледниками и мумиями, а еще Glaciar Balmaceda)
Мраморные пещеры в Чилийской Патагонии.
Маршрут пока держится на соплях, возможно, многое выкинем, но пока трясемся от нетерпения и хотим быть везде.
Полтора месяца счастья ждет нас впереди, скорей бы уж декабрь! Впереди детальное расчерчивание маршрута, покупка проездных по Ю.Америке, сбор амуниции и много-много счастливых снов 🙂
11 советов тревел-журналистам: как заработать текстами про путешествия
Как и любая работа мечты, тревел-журналистика относится к сфере высокой конкуренции. Автор более 20 путеводителей издательства «Эксмо» и преподаватель тревел-журналистики в Mediaшколе АиФ Ольга Чередниченко составила 11 советов для тех, кто хочет быстрее других превратить любимое хобби в способ заработать на жизнь.
1. Тревел-журналистика — не творчество, а ремесло, а значит, ему можно обучиться. Начните с бесплатных лекций, обучающих видео из интернета и статей на интересующую тему. Не стесняйтесь добавлять известных тревел-журналистов в друзья в социальных сетях, наблюдать за тем, что и как они делают, задавать им вопросы в комментариях.
2. Пишите о своих поездках на «Фейсбуке», публикуйте фото с подписями в инстаграме, заведите блог — мир должен знать, что вы хотите и умеете писать про путешествия. Если вдруг вам срочно потребуется показать свои тексты редактору — это тоже подойдет.
3. Подумайте о своих читателях. Кто они? Чем занимаются? Какого возраста? Какие читают СМИ? В каких социальных сетях сидят? Пишите не для себя, а для них.
4. Мир сегодня перенасыщен информацией, и люди готовы читать только те тексты, которые окажутся им полезны. Этот пункт не противоречит №2, а шире раскрывает №3. Делитесь собственными лайфхаками не ради самореализации (пусть это будет лишь побочным эффектом), а чтобы помочь другим путешественникам.
5. Как удержать внимание читателя с первого до последнего предложения? Рассказывайте истории. Это главный секрет текстов, которые не хочется бросать. У всех историй одинаковая структура. Не нужно изобретать велосипед, надо только один раз изучить, как это делается, а потом всегда писать такие тексты, которые хочется читать не только вашей маме.
6. Будьте уникальны. Сегодня почти о всех достопримечательностях, ресторанах и отелях мира написаны сотни тысяч слов. Пропускайте эту информацию через призму собственного сознания, ваших своеобразных интересов и, конечно, личного опыта.
7. Пишите кратко — никто уже не читает длинные простыни. Сразу переходите к делу. Люди принимают решение, читать или не читать текст дальше, после первых двух-трех предложений.
8. Любое путешествие — это не только возможность увидеть мир, но и способ лучше понять себя через соприкосновение с неизвестным. Подумайте, чем вас вдохновляет каждое место, о котором вы хотите рассказать, — прямо по пунктам!
9. Ищите поразительные факты, собирайте легенды, расспрашивайте местных, проверяйте информацию. Скучные даты, общая информация и нудятина из справочников уже всем надоела. Каждое ваше предложение должно удивлять, забавлять или вдохновлять.
10. Изучите все издания про путешествия, которые вам нравятся, найдите контакты редакторов и напишите им письма, включив в них пару ссылок на свои лучшие тексты. Кто-нибудь да ответит!
11. Лучший способ быстро узнать приемы тревел-журналистов, обзавестись полезными связами и набить руку в написании таких текстов, за которые вам будут платить деньги, — поучиться у тех, кто делает это давно и успешно. Например, отправиться в образовательное путешествие «Японский лагерь для тревел-журналистов» с Ольгой Чередниченко. Семь дней подряд мы будем учиться создавать репортажи в глянцевые журналы, описания достопримечательностей, посты в блог, статьи о кухне, культуре, особенностях менталитета, грамотно составлять целые путеводители, самостоятельно выходить из творческих кризисов и раскручивать себя как бренд. Лучшие тексты будут опубликованы на портале о Японии Tabitabi и станут отличным дополнением к портфолио и веским аргументом для продолжения карьеры тревел-журналиста.
10 ноября на вебинаре от клуба «Моя Планета» Ольга Чередниченко также поделится своим опытом и расскажет, какие тексты про путешествия наиболее востребованы и каковы нюансы их написания, а также какие есть способы монетизировать свой блог.