Как писать песни: памятка для новичков
Всегда мечтали сочинять песни, но не знали, с чего начать? Вот вам несколько простых советов от практика с 25-летним опытом.
Meery Mary для Skillbox Media
Gfire M
Преподаёт и исполняет музыку уже более 25 лет. Даёт уроки вокала и сочинительства песен, игры на фортепиано и фолк-гитаре, диджеинга и йоги ученикам от пяти до ста пяти лет 🙂 — как онлайн, так и очно. Живёт в «мировой столице живой музыки» Остине, штат Техас, США.
Переводчик. Любит языки и всё, что с ними связано. В свободное время учит новые (языков много не бывает!), а ещё рисует.
Интересная идея может посетить сонграйтера когда и где угодно. И её, конечно, захочется записать. Важно быть к этому готовым. Поэтому запаситесь блокнотами, ручками и всегда держите их под рукой — дома, на рабочем месте и в машине. Даже если придумается только название, пусть всего из одного слова, — не поленитесь сохранить и его.
Научитесь быстро открывать диктофон на смартфоне — вдруг вам будет удобнее просто напеть мелодию или наговорить слова новой песни.
С подготовкой закончили, а теперь о вдохновении. Так или иначе на всех нас влияют разные исполнители, композиторы и музыканты. Составьте плейлист с творчеством авторов, которых цените больше всего, — пусть он поможет вам не терять это самое вдохновение.
Определитесь со структурой песни
Для этого надо знать, из каких частей вообще состоят песни. Разберём это на примерах.
Пример 1
В самом простом случае у песни всего одна составная часть — куплет (назовём его «А»). Такова популярная ария Summertime («Летней порой») Джорджа Гершвина.
Куплет в ней повторяется дважды (то есть её структура будет A-A). Послушайте сами:
Пример 2
В песнях с припевом уже две разные части (раз куплет «А», то припев пусть будет «В»). Так в знаменитой песне Боба Дилана Blowin’ in the Wind («В дуновении ветра»).
Вот её структура: A-B-A-B-A-B.
Пример 3
Бывает и более сложная структура — из куплета «A», припева «B» и бриджа «C». Такая песня есть у «Битлз» — это Ticket to ride (дословно «Билет в дорогу» или «Билет на поезд»; подробнее о названии песни и её истории читайте в «Википедии». — Пер.).
Структура здесь уже такая: A-B-A-B-C-A-B-C-A-B.
Переслушайте и проанализируйте любимые композиции (обратите внимание на повторяющиеся части внутри каждой).
Так вы научитесь отличать одну песенную структуру от другой и сможете экспериментировать с ними в своём творчестве.
Как написать слова песни
Песня — лаконичная творческая форма. Поэтому важно, чтобы её текст был объединён какой-то общей идеей. Если мыслей много, не пытайтесь все их вместить в одну песню — лучше напишите несколько разных.
С чего бы вы ни начинали, полезно описать идею песни одним-двумя предложениями — сделать логлайн. Он соберёт вас, поможет не растечься мыслью по древу, всегда напомнит о сути.
Для песни «Битлз» Ticket to ride подобный логлайн мог бы выглядеть так: « Моя девушка уходит от меня. И мне грустно, но ей всё равно» (в оригинале: «My girlfriend is moving away from me and I am sad, but she doesn’t care». — Пер.).
Кстати, вовсе не обязательно писать все слова за один присест: многие сонграйтеры ограничиваются куплетом или припевом и продолжают работу позднее, когда вернётся вдохновение.
Сочиняем мелодию, подбираем аккорды
Для музыкальных экспериментов отлично подходит диктофон на смартфоне или компьютере. Напевайте свой текст на разные лады. Проделайте это хотя бы трижды и переслушайте, что получилось.
А кто-то, наоборот, предпочитает начинать с аккордов. Сыграйте несколько аккордов на гитаре или пианино и запишите на диктофон. Напевайте текст под них, сравнивайте.
Или попробуйте совместить всё сразу: текст, придуманную мелодию и выбранные аккорды.
Если не получается придумать удачную последовательность аккордов, можно позаимствовать её из другой песни с похожим стилем и ритмом. Главное — не копировать саму мелодию: она защищена авторским правом (а вот последовательность аккордов как таковая — нет).
Придумываем название
Песне нужно хорошее название! Кто-то выносит в него хук (самую цепляющую строчку), кто-то — повторяющиеся слова из припева. Единого рецепта тут нет: название может быть даже описательным, отвлечённым, то есть без единого слова из самого текста.
Полируем результат
Первая версия готова? Теперь дайте своей песне отлежаться. Хотя бы пару дней даже не вспоминайте о ней. Вы вернётесь со свежим взглядом и слухом — и песня предстанет перед вами в новом свете. Скорее всего, вам захочется доработать текст или заменить какие-то аккорды — и ваше творение зазвучит ещё круче.
Готовую песню можно испытать на публике. Например, исполнить на вечере свободного микрофона или хотя бы перед вашим музыкальным наставником. Реальное исполнение и обратная связь помогут исправить недочёты и сгладить неровности, которых вы сами не замечали.
Ещё одна отличная идея — записать своё исполнение и выложить в интернет. В наш век это легко сделать даже дома (достаточно хорошего микрофона и специального софта). Пусть вашу работу оценят потенциальные поклонники и другие артисты. А может, талант ваш приглянётся даже музыкальным продюсерам.
Придуманные слова и неправильная грамматика: как написать поп-хит на английском
Композитор Макс Мартин, который писал песни для Бритни Спирс, Кэти Перри, Тейлор Свифт и многих других известных исполнителей, поделился своими секретами создания хитов. Оказывается, все довольно просто.
Про правила можно (и нужно!) забыть
Мартин уверен, что для написания популярной песни не обязательно соблюдать все правила английского языка — иногда их можно очень сильно исковеркать. Ариана Гранде даже пыталась бороться с композитором за правильную речь. Макс приложил руку к ее песне «Break Free» и написал строчки: «Now that I’ve become who I really are» («Теперь, когда я стала той, кем являюсь на самом деле») и «I only wanna die alive» («Я хочу умереть только живой»).
По правилам первая фраза должна звучать так: «who I really am», потому что с местоимением I возможна только такая форма глагола to be, никакого are там быть не может. Ну а «die alive» это вообще из области фантастики. Но Мартина это совершенно не смущает. А если он не может найти рифму к какому-то слову, то он ее просто придумывает.
«Я вырос на Элтоне Джоне и The Beatles и понятия не имел, о чем они пели, это был просто бред (gibberish). Когда я пишу песню и нужно сделать либо правильно, либо круто, то я выберу второе. Но если вы можете все это совместить, то вы молодец», — рассказал композитор.
Равное количество слогов и слов
Каждая песня условно делится на несколько частей, в которых нужно примерно равное количество слов и слогов. Если первая часть песни насыщена словами, то вторую можно составить из простого «na-na-na». Во-первых, если этот баланс будет соблюден, а хит не перегружен. Во-вторых такой подход очень полезно использовать, если вы застряли и ничего не можете написать.
«The thing that happens within the method has to be free-flowing and creative in order to be great» («То, что вы делаете в этот момент, должно быть свободным и необычным, чтобы получилось что-то великое»), — говорит Мартин.
Вокал не имеет значения
Певцу вообще не обязательно иметь выдающийся голос, чтобы исполнить хит, уверен композитор. В первую очередь человек должен уметь рассказать историю ( telling the story).
Учить английский с помощью любимой музыки — одно из самых приятных занятий. Скачивайте бесплатный личный план и проверьте на себе.
Долгое время я размышлял, чем бы таким из личного опыта, я мог бы поделиться с другими пикабушниками. И тут я вспомнил, что уже не первый год занимаюсь написанием песен. Учить писать музыку вне рамок личной встречи дело сугубо бесполезное, но зато можно поделиться некоторыми лайвхаками по написанию к этой самой музыке текстов.
С текстом для песни такая хохма не пройдёт, о чём ниже.
В любом случае, если вы собрали группу из числа одноклассников, студентов универа или просто приятелей; либо же группа у вас уже есть, но вам надоело играть чужое и вы решили поработать над собственным материалом, следует из числа её участников (как вариант среди знакомых, которые сами на сцену вылезать стесняются, но согласны помочь) выбрать самого начитанного, опыт в рифмоплётстве приветствуется, но не обязателен, как по вышеуказанным причинам, так и по тому о чём я напишу прямо сейчас.
Итак, именно ты из числа участников группы (и их знакомых) самый начитанный и умеющий складно выдумывать. Теперь тебе необходимо научиться писать нечто с очень чёткой внутренней ритмикой, при этом состоящее из как можно более ёмких при этом коротких фраз, поскольку вся современная музыка родом из англоговорящих стран чей язык фонетически очень короткий т.е. большинство слов имеет два три слога и вот на такой формат тебе стоит в идеале ориентироваться.
Далее я напишу основные отличия песенных текстов от высокой поэзии:
1) О ритмике я уже говорил и можешь сам проверить, если то или иное поэтическое произведение ты можешь прочитать, так, как сочтёшь нужным, то при прочтении вслух текстов Шевчука. Кинчева, Ильи Чёрта, Горшка (выбери сам) тебе потребуются не имоверные усилия, чтобы читать вне заложенного в них внутреннего ритма т.е. читая текст вслух ты по сути поёшь, но без мелодии.
2) Во что бы то ни стало избегай более двух гласных или согласных подряд, иначе при пропевании начнётся каша (особенно если вы с приятелями играете мазафаку и текст у вас идёт скороговоркой) в идеале (почти не возможном) все слова в строке должны чередовать гласные и согласные звуки. При сочетании же двух гласных или согласных, ни в коем случае это не должны быть одинаковые гласные (согласные) иначе «Топот твари» или «Сторона окна» превратятся в «Топ от Вари» и «Сторона Кна». Лучше поищи аналоги (вот тут и пригодится твоя начитанность)
3) Так же следует избегать близкого расположения друг к другу звуков «с», «з», «ш», «щ», «ч» и «ж», если это конечно не фича. Поскольку иначе вам не избежать сыканья, зыканья, шуршания и жужжания. В идеале использовать по одному из вышеуказанных звуков на строчку, ну или сделать так, чтобы они находились друг от друга, как можно дальше (за это вам скажет большое человеческое спасибо звукач, который будет отстраивать вашу группу в клубе, а то и после того, как вы наберёте денежкав на запись в студии)
4) Старайся не пользоваться матом (если только это не задумывается, как фича группы) и не только им, но даже просто словами, которые можно использовать, как ругательные. Они являются «ударными» т.е. именно к себе притягивают наибольшее внимание, не взирая на то, какое место с твоей точки зрения им уготовано.
Иначе, когда ваш репертуар станет настолько велик, что можно будет выбирать какие из уже придуманных песен вы сыграете в очередной раз, выяснится, что песня о том, как лирический герой ходил на первое свидание с тян, размышляя что этому самому свиданию «Не помешают никакие гандоны», в представлении фанов станет песней про «Никакие гандоны»
Теперь, предположим, что ты уже знаешь все вышеописанные правила и даже разговариваешь короткими, ёмкими фразами, чередуя гласные с согласными, не злоупотребляя нехорошими звукосочетаниями и словами.
Так что перейду непосредственно к текстонаписанию, для этого существует два способа: сперва текст и сперва музыка.
Первый самый лёгкий, но пользоваться им следует лишь в том случае если тот кто пишет текст, пишет и музыку, а так же сам делает аранжировки, либо же досконально знает любимый ритм барабанщика, ходку басиста и когда гитарист вздумает сыграть небольшое соло прямо во время куплета.
Выше я не однократно говорил такое страшное слово, как внутренняя ритмика. Если ты только только пробуешь свои силы в текстонаписании для начала приготовь себе ритмическую болванку т.е. напиши задуманный тобой куплет-припев на тарабарском языке, используя рандомные слова русского или вообще подходящие по размеру числа:
Скипи трипи шынана
Хрен, Редиска и укроп
или 8 10 60
и так столько строчек, сколько ты задумал. Теперь просто пиши свой текст подбирая слова, которые бы идеально в эту ритмическую заготовку уложились. В итоге должно получится что-то вроде:
Танцевали до утра
Танцевали не прогнать
Танцевали просто так
Не смогли дотанцевать
В дальнейем, после того, как ты прокачаешь свой скилл текстовика такие заготовочки будут уже не нужны, точнее ты просто будешь автоматом писать ритмизованный текст.
Однако, если музыку пишешь не ты, а весь коллектив или ты, но знаешь, что после того, как над ней посидят остальные участники она может измениться до не узнаваемости или ты вообще барабанщик и не принимаешь участия в написании мелодии, но при этом ты самый начитанный и умеющий рифмовать, а твоя тян учится на филолога (или ты втихаря спишь с учительницей родного языка), ну или ты приятель музыкантов, который сам на сцену не лезет, а с текстами помочь согласен.
В этом случае используется такая штука, как рыба. По сути это вариант вышеописанной ритмической заготовки, только придумывается она не рандомно, а подбирается под уже готовую мелодию и делает это либо автор музыки, либо, если музыка пишется всем коллективом, тот, кто ответственнен за вокальную мелодику.
Следом она передаётся тому, кто будет писать текст. В качестве примера: Давным давно, в нашей галактике, но в уже не существующей стране под названием СССР, снимали фильм про хороших милиционеров «Следствие ведут ЗнаТоКи» и этому самому фильму (который планировался, как телесериал) необходима была песня на заставку, отвечавший за написание музыки Марк Минков, передал поэту Анатолию Горохову следующую рыбу:
Это было много лет тому назад
Шёл еврей домой по улице Арбат и т.д.
на которую были написаны пафосные
Наша служба и опастна и трудна
И на первый взгляд кому-то не видна
В общем, дерзай. Да и самое главное правило, хочешь стать хорошим текстовиком, пиши, как можно чаще и по любому поводу. И пускай не всё что ты напишешь станет песнями, но зато ты набьёшь руку. Плюс, старайся писать не под кого-то из уже известных авторов, а ищи свою собственную фичу (с известными авторами тебя и без того сравнят, поскольку человеческий мозг не любит чего-то принципиально нового и всё новое сравнивает с уже услышанным))))
Текст мой, тэг моё, баянометр ругается на дядю Лёню и бабу Вангу
Лига рок-музыки
5.5K постов 20.2K подписчиков
Правила сообщества
1 Нельзя оскорблять друг друга
2 Не допускается критика каких-либо групп или исполнителей без грамотной и развернутой аргументации
3 Нельзя постить клубничку под рок-музыку.
В студенчестве, как и многие девственники духовно богатые люди, писал я стихи. И учился со мной чел, который пел в группе. Почитал он мое творчество и особенно проникся одним из «шедевров». Очень просил разрешения положить на него музыку и исполнить. Ну мне не жалко, я к своей писанине всегда относился с долей самоиронии. Пущай поёть человек, раз так понравилось.
Ну и через месяцок скинул он мне результаты. Плакать хотелось и ржать. Если и было в том стихотворении хоть что-то стоящее, оно было изнасиловано и убито отвратительным вокалом и херовой музыкой )
Вот прям молодец! Хорошо подал и по делу.
Видно, что и опыт есть и вообще молоток. От себя добавлю, что хорошо бы ещё учитывать всякие фишки с эффектами.
Например когда фраза попадает в делэй, лупиться кусок из слова, который образует другое слово при повторении. Но это так, редкость. Спасибо за хороший пост.
в произведении может не быть ни ритма, ни рифмы, ни смысла и. даже слов. С текстом для песни такая хохма не пройдёт
Что такое авторская песня.
[Исполнять на произвольную мелодию]
Что такое авторская песня?
Я сейчас хочу об этом спеть.
Если вдруг кому неинтересно,
Полчаса придется потерпеть.
Значит, так. Сперва нужна гитара.
Без гитары петь нельзя никак.
Быть должна гитара очень старой,
Битой и без третьего колка.
Чтобы виртуозною игрою
Публику случайно не спугнуть,
Струны хорошо чуть-чуть расстроить.
Впрочем, лучше даже не чуть-чуть.
Также в песне нужно много текста
С рифмой, а желательно с двумя,
Но не больше, так как, если честно,
Рифмы только уши утомят.
В тексте нужно что-то про походы,
Про дожди и вольные ветра,
Про погоду или непогоду,
Про друзей и вечер у костра.
А еще следить за смыслом важно,
Чтобы в песне не было его,
Чтоб никто из слушателей ваших
И не вздумал думать ничего.
На гитаре надо брать аккорды.
Как известно, их бывает три.
Струны можно жать не очень твердо,
Что придаст особый колорит.
Можно на мелодию накласть.
То есть чисто в ноту не попасть.
Стыдно петь без хрипов и без вдохов
И блистать вокальною красой,
Потому что это очень плохо,
Так как называется попсой.
А попса бездарна, как известно,
Так как нам не нравится она.
Нам по нраву авторская песня,
А кому-то даже не одна.
Вообще, если сомневаешься, лучше писать блюзы. Там можно обойтись парой строк. Причем структура может быть простейшей. Важней эмоциональность.
Ехал всю ночь, чтобы бежать
Ехал всю ночь, чтобы бежать
Ехал всю ночь, всё утро и день
Обгоняя свою собственную тень
Ехал всю ночь, чтобы бежать.
И норм. Можно пилить соло)
Или Бригада С с песней «Скорый поезд придет ровно в 6 часов». Да много хороших песен в блюзе написаны буквально парой строк. Часто используется прием постепенного раскрытия темы.
А как получился стошаговназад?
Топот твари» или «Сторона окна» превратятся в «Топ от Вари» и «Сторона Кна»
Так это же вордплеи получились)
И где советы о том, что рифмовать на глаголы не комильфо?
Я иду по улице.
золотая осень.
я вчера тебе соврал
что курить я бросил
медууузааа
Меня пугают тексты от пож-та в блестящей рубашке, жилетке и бабочке.
Добрый КиШ
Жила когда-то девушка с губами алыми как кровь и звали ее Элиза Дэй. Однажды она повстречала мужчину, который, глядя ей прямо в глаза, позвал ее с собой в место, где растут дикие розы. Он отвел ее на берег реки, и там оглушил тяжелым камнем. Наклонившись над ней, мужчина вложил в ее уста красную розу, прошептал “Красота должна умереть” и спустил тело в реку.
В 1995 году Кайли Миноуг, принцессе поп-музыки, только исполнилось 27 лет. Ее песни стабильно занимали первые места в топ-чартах. Чтобы сосредоточиться на карьере певицы, она ушла из ситкома “Соседи”, который сделал ее знаменитой. Она встречалась с солистом популярной инди-группы INXS. Все было прекрасно. И тут в один день она получила письмо от Ника Кейва: музыкант написал для нее песню об убийстве и хотел, чтобы Кайли спела в ней партию.
Ник Кейв позвал Кайли исполнить роль Элизы Дэй. Фактически он пригласил ее туда, где выросли бы дикие розы. Агенты и продюсеры Кайли убеждали ее, что с ним не стоит связываться и письмо надо оставить без ответа. Но своенравная девушка ответила музыканту на следующий день: она была согласна. Красавица отправлялась в логово Чудовища. Если бы это была готическая сказка или шекспировская трагедия, сердце читателя бы тревожно сжалось.
Но все обошлось. Вместо трагической развязки героев ждала теплая дружба в течение долгих лет. Кайли после этой встречи хотела заняться инди-музыкой, но Ник сказал, что Кайли должна и дальше писать поп-песни.
Поиск ответа
Вопрос № 308131 |
Здраствуйте, для оформления иностранных названий правильно использовать кавычки какого вида «» или „“?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Как выделить слово YouTube в тексте диплома? Кавычками или курсивом выделяются названия иностранных социальных сетей (например, Instagram) и, в частности, данного видео-хостинга в тексте диплома?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте, возник вопрос: надо ли ставить кавычки в иностранных названиях чего-либо, когда они встречаются в русском тексте? «Бренд Ganesha Travel – филиал Coral Travel, который представлен на рынке с 1995 года».
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Трудно что-то посоветовать в таком случае, поскольку данное написание никаким орфографическим нормам не отвечает.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, надо ли ставить кавычки данном случае: Компания является частью зонтичного бренда «Made in Russia»? Надо ли брать название бренда в кавычки или нет? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
1. Как правильно: Министерство чрезвычайных ситуаций или Министерство ПО чрезвычайным ситуациям? 2. Нужно ли заключать в кавычки название песни или передачи на латинице, но не на английском, а например, на казахском?
Ответ справочной службы русского языка
1. Верно: Министерство по чрезвычайным ситуациям. 2. Названия, написанные латиницей (не только на английском), в текстах на русском языке обычно не заключаются в кавычки.
Здравствуйте. Нужны ли кавычки: правоохранители поставили номер под хит «Triller»? Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Подскажите, нужно ли заключать в кавычки названия иностранных компаний, написанные латиницей?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста, как правильно: » Мы предпочли отдых в отеле «Fairmont» » или » » Мы предпочли отдых в отеле Fairmont «? В смысле, нужно ли брать в кавычки название отеля, если оно не переводится?
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите пожалуйста, в рускоязычном тексте употребляется название книги на английском языке, оно должно писаться в кавычках или без? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Нужно ли в художественном тексте заключать в кавычки название иностранной музыкальной группы? Контекст: из наушников полилась знакомая мелодия («)Muse(«)
Ответ справочной службы русского языка