Как написать триллер
Триллер порождает сильные эмоции, возбуждение, чувство тревоги и ожидания. Он щекочет нервы и держит в напряжении.
«Триллеру свойственно прощупывание физических и эмоциональных пределов жизни, упоение опасностью, осознание её роковой притягательной силы». Росс Макдональд
Чем же отличается триллер от детектива?
В триллере речь идет о преступлении или катастрофе, которая должна вот-вот случится, если герой не предотвратит его. Читатель часто знает кто злодей, иногда даже следит «из-за его плеча» за тем, как тот совершает зло. Читатели, в отличие от главного героя, на шаг впереди него и знают то, что задумал злодей.
Виды триллеров
Существуют такие виды триллеров: шпионские, детективные, судебные, политические, полицейские, военные, медицинские, романтические, исторические, приключенческие, религиозные, мистические, научно–фантастические, «хай–тек».
Приемы, которые используются при написании триллеров
Универсальные формулы триллеров
Альфред Хичкок говорил, что ожидание порождает страх. Читатель должен находиться в состоянии ожидания чего-то страшного. Вот три рецепта от Хичкока для успешного триллера:
Идеи для триллеров
Персонажи
В триллерах персонажи четко делятся на положительных и отрицательных.
Герой должен быть активным участником событий, а не наблюдать за событиями, которые разворачиваются вокруг него.
В результате всех испытаний, что он пережил, герой должен измениться и вырасти над собой к концу романа. Эти изменения и должны помочь герою в финале победить антагониста.
Строение романа
Предпосылки к конфликту или поворотный пункт. Переход главного героя от повседневной жизни к вовлечению в события, чтобы их решить. Конфликт. Осложнения. Самый темный час, когда все кажется конченым. Финальное сражение и развязка.
Психологический триллер, особенности
«Типичный психологический триллер, вместо того, чтобы развиваться, словно бы сжимается в себя. Напряжение возрастает вместе с увеличением страданий героев, они как ночные бабочки, что летают вокруг лампы, которая их убивает. Через небольшое время для них не существует ничего за пределами их собственной муки.»
«Психологический триллер представляется, как спираль: в первых главах он описывает небольшой мирок, который постепенно уменьшается до самого кульминационного момента. Этот метод помогает концентрации, потому что читатель сосредотачивается на мелочах, так же, как страдающий герой. Казалось бы, что лучшим начальным пунктом для такого типа повестей было бы спокойное начало, но это не совсем так. Можно начать в любом месте, если только ты увеличиваешь напряжение, постепенно сужая круг.» Лесли Грант-Адамсон «Как написать детектив».
Триллеры
Дафна дю Морье «Ребекка», Дин Кунц «Ангелы-хранители», Робин Кук «Хромосома-6», «Мозг», Деннис Лехэйн «Таинственная река», «Остров проклятых», Си Джей Уотсон «Прежде чем я усну», Софи Ханна «Маленькое личико», «Солнечные часы».
Как написать хоррор, мистику или триллер
Найти книги по писательскому и сценарному мастерству не так уж и сложно, поэтому я прочитала их немало. Однако, чем глубже я погружаюсь в эту тему, тем сильнее становится в потребность в специализированной, «жанровой» литературе, которая объясняла бы основные законы жанра, описывала бы сложившиеся штампы, наиболее типичных героев и ожидания (и неожидания) аудитории. К сожалению, книг о том, как написать хоррор и триллеры, на русском очень мало.
Почти вся литература на эту тему лежит на Амазоне на английском языке (если не считать «Пляски смерти» Стивена Кинга). Можно найти отдельные статьи на разных сайтах, но не всегда это помогает. Зачастую их переписывают друг у друга, поэтому найти что-то действительно оригинальное сложно.
Этой статьей я открываю серию заметок из личного опыта написания мистических триллеров. Здесь будут описаны мои открытия (aka инсайты), интересные фрагменты из прочитанных книг по сценарному мастерству и все остальное, что может пригодится всем, кто хочет узнать, как написать хоррор.
Чем отличаются мистика, хоррор и триллер
По-моему, большей путанницы, чем между этими жанрами, нет. Поэтому перед тем, как написать хоррор или мистический триллер, нужно разобраться в их особенностях.
Как видно, мистика, хоррор и триллер преследуют разные цели, однако их соединение усиливает чувство напряжения и страха. Это рождает желание дочитать книгу до конца, поэтому часто они соединяются в одном произведении. Каждый писатель сам определяет пропорции: кто-то может писать чистый хоррор, кто-то комбинирует его с триллером.
Я определяю свой жанр как мистический триллер, то есть у меня центральными элементами выступают саспенс и мистика, а цели напугать читателей я перед собой не ставлю (что не отменяет того факта, что кому-то моя история может показаться страшной).
Основные элементы хоррора и мистического триллера
В этом разделе я описываю свой личный опыт в написании подобных историй, поэтому на 100% истинность не претендую. Итак, как написать хоррор или мои маст-хэвы для создания мистического триллера и ужасов:
Плоская арка героя
Если ты изучаешь писательское мастерство, то точно знаешь, что в конце истории в характере главного героя должно произойти серьезное изменение. Он должен стать не таким, каким был изначально. Я так и пыталась сделать при планировании своей истории, и никак не понимала, почему, блин, ничего не выходит. Насыщенный сюжет был, а вот изменений в главной героине не предвиделось.
К счастью, в этот момент я решила прочитать одну книгу из своих запасов, и выбор пал на работу Кэти Уэйланд «Создание арки персонажа. Секреты сценарного мастерства: единство структуры, сюжета и героя». Она буквально перевернула мое понимание сценарного мастерства, потому что оказалось, что герой необязательно должен меняться.
В некоторых случаях он остается собой, а вот другие персонажи и мир вокруг него меняются. Такой способ построения арки персонажа особенно уместен во всех историях, где речь идет про выживание (хоррорах, триллерах, боевиках), а также в некоторых комедиях.
Постоянное присутствие невидимой опасности
Главный враг жанров хоррора и триллера — очевидность. Как только опасность приобретает четкие очертания, а причина загадочных явлений обнаруживается, сюжет теряет свою напряженность. Горы трупов и реки крови — это не то, что заставляет сердце сжиматься от страха. Омерзительный монстр — всего лишь монстр, с которым можно разделаться подручными средствами.
Для создания напряженной атмосферы нужно, чтобы никто не знал, откуда исходит опасность: ни герои, ни читатели. И даже автор не всегда должен знать.Опасность — это что-то затаившееся в темных углах, в шелесте листьев безлунной ночью, в отражении зеркала в полной темноте.
Я сейчас не говорю о том, что в истории не должно быть маньяков, монстров, зомби, вампиров, призраков и прочей нечисти, но не всегда им стоит проявляться открыто. А лучше всего, если причина всех проблем как можно дольше будет скрыта (если это возможно): героев и читателей неопределенность должна мучить как можно дольше.
Крючки в конце каждой главы
Если человеку не удается прочитать книгу за один присест, он обычно дочитывает до конца главы и прерывается. Твоя цель — не дать этого сделать. Конец главы должен быть моментом максимального напряжения, и здесь разрешается использовать любые методы: неожиданные открытия, повисший в воздухе вопрос, резкие повороты сюжета.
В идеале подобный ритм нужно выдерживать на протяжении всей истории, но крючки в конце главы — это обязательная программа-минимум. Нужно всегда оставлять читателя с вопросом: «Что же будет дальше?».
Неожиданные сюжетные повороты
Не могу сказать, что это черта исключительно хорроров и триллеров — сюжетные повороты необходимы любой истории, но для данных жанров они должны быть максимально неожиданными. Они должны переворачивать все представления, которые были у читателей раньше. Герои шли все время по ложному следу, главный антагонист оказался по совместительству протагонистом, персонажи пытались спастись, но их действия только приблизили их гибель? Отличный пример такого построения сюжета в кино — детективный триллер «Китайский квартал».
Часть сюжетных поворотов нужно планировать с самого начала, особенно тот, что будет в конце, но не стоит забивать на это дело уже при написании истории. Нужно использовать любую возможность перенаправить историю в другое русло.
Здесь я хочу остановиться и сделать важное примечание. Большинство читателей знает об устройстве произведения только из уроков литературы, однако к тому времени, когда они дойдут до твоей книги, у них за плечами будут сотни, а то тысячи историй. Читатели умны и проницательны, они за версту чуют любые попытки автора напустить тумана и запутать их, поэтому создание сюжетных поворотов — самая сложная задача. Необходимо балансировать на тонкой грани, чтобы не раскрыть важную информацию раньше времени даже легким намеком, но и не запутать все настолько, что никто вообще ничего не поймет.
Какой совет я могу дать в этом случае? Пиши уверенно. Держи в голове все, что раскроется в дальнейшем, оставляй небольшие намеки-зацепки, но не акцентируй на них внимание. Пусть это будут обрывки фраз, жесты, предметы. Но до тех пор, пока правда не раскрылась, пиши так, будто и ты не знаешь ее. Если ты планируешь действительно мощный поворот, читатели и так будут шокированы, так что нечего заигрывать с ними, пытаясь намекнуть на что-то невероятное, что произойдет дальше.
Собственный опыт
Я не про встречи с привидениями и маньяками (хотя и это тоже неплохой бэкграунд). Любые истории в жанре хоррора, триллера с элементами мистики — это не просто будоражащие кровь истории про все таинственное и опасное. В первую очередь это попытки сублимировать свои страхи, примириться с мыслью о смерти и пережить всю боль и несправедливость, что есть в мире.
Пиши не просто о призраках — пиши о своих призраках. О тех страхах, которые живут внутри тебя. Визуализируй их, заставь себя встретится с ними через своих персонажей. Если ты боишься темноты, доведи свои фантазии до самого предела: чем она тебя пугает, кто там может скрываться, и что она может с тобой сделать. Если тебя мучает депрессия, представь, как она выглядит и каким образом сводит тебя с ума. Смотри на свои страхи и проблемы не просто как на обстоятельства своей жизни, но как на живых существ со своей волей и разумом.
Немало людей страдает от похожих вещей, поэтому твои истории будут не осознаваться ими буквально, но внутри, на подсознательном уровне, они поймут, про что ты пишешь. А когда они поймут, их посетит чувство страха и напряжения. И тогда твоя книга станет настоящим хоррором или триллером.
Жанры хоррора и мистического триллера ориентируются в первую очередь на внешнее действие: напряженное повествование, неожиданные сюжетные повороты и яркие визуальные образы, а внутреннее развитие и изменение персонажей отходит на второй план. Однако это не означает, что на эту сторону повествования можно забить: никто не запрещает прописывать арки изменения персонажей и раскрывать их внутренний мир. Надеюсь, после моей статьи тебе стало понятней, как написать хоррор и триллер.
А узнать о том, подходят ли эти жанры тебе ты можешь, пройдя небольшой тест на писательскую личность всего из 4 вопросов.
Как написать триллер: эффективные рекомендации начинающим писателям (видео)
Для российской литературы книга-триллер – не самое частое явление. При этом среди читателей данные произведения весьма популярны – иностранных прозаиков, работающих в этом жанре, у нас в стране читают очень активно. Чтобы найти свое место в пока не сильно занятой нише, нужно разобраться, как написать триллер. Это вам подскажет материал KnigaStudio.ru.
Особенности жанра
Хороший триллер должен вызывать у читателей чувство страха, тревожного ожидания или хотя бы волнения. При этом выбранная автором тематика может быть какой угодно. Книги-триллеры подразделяются на приключенческие, детективные, политические, военные, исторические, фантастические, мистические. Можно написать шпионский или даже романтический триллер – ограничений по теме практически нет.
Главное, чтобы ваша история щекотала нервы, держала в напряжении, заставляла публику не отрываться от чтения в ожидании развязки. Сюжет должен быть интригующим, закрученным, фокусирующимся на неординарных событиях и сильных эмоциях.
Главные герои и злодеи
Как правило, персонажи триллеров очень четко делятся на положительных и отрицательных. У первых может быть полно отталкивающих или просто неприятных черт характера. А точку зрения и методы достижения цели вторых во многих случаях можно если не принять, то понять.
Тем не менее, ваша аудитория должна «болеть» именно за первых. При всем понимании поведения антагониста он должен оставаться для читателей злодеем. Победа над ним должна вызывать радость, а не сочувствие. Поэтому делать главного отрицательного персонажа чрезмерно человечным не стоит.
Структура произведения
Большинство книг-триллеров пишется примерно по одной схеме. По-настоящему талантливые литераторы, конечно, отступают от шаблонов и придумывают что-то свое. Но даже если следовать привычной для жанра структуре, можно сочинить захватывающее, достаточно оригинальное и востребованное массами чтиво – с яркими и необычными действующими лицами, неожиданными сюжетными поворотами, финальным твистом и т.д.
Вот как обычно строится повествование в книгах-триллерах:
Бывает, что к финалу (особенно если это психологический триллер) герой меняется – преодолевает внутренний конфликт, избавляется от какого-либо комплекса, становится человечнее и т.п. Однако в большинстве произведений жанра акцент на этом не делается. Главное состоит в том, что «наши» победили, а зло наказано. Читатель провел немало волнительных часов за книгой и, если ему действительно понравилось, он обязательно купит продолжение.
Как написать хороший триллер
При создании книги-триллера, как правило, используются следующие приемы:
Как закончить триллер
Есть еще один важный момент, касающийся концовки произведения. Практически в любом детективе личность преступника выясняется только в последних главах. В триллере же имя злодея может быть известно уже на первых страницах (только читателю либо и читателю, и героям). А суть сюжета заключается в том, как его поймают.
Однако едва ли не все современные книжки-триллеры заканчиваются каким-нибудь эффектным твистом в стиле ранних фильмов М. Найта Шьямалана. Но запутывая читателей по ходу действия, чтобы поразить его в конце, не переусердствуйте. Неожиданный финал должен иметь хоть какое-то логическое обоснование. Поэтому перед тем, как отправлять свою рукопись в издательство или выкладывать готовый материал в интернет, еще раз перечитайте весь текст.
Убедитесь, что все развешенные вами по ходу сюжета крючечки, ружья и подсказки ведут в правильном направлении. Тогда концовка будет удивлять именно своей неожиданностью, а не натянутостью и нелепостью.
Некоторые подробности о триллере как о литературном жанре смотрите также в этом видео:
Как написать идеальный сценарий?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Универсальные формулы триллера
В основе триллера всегда лежит какая-то страшная опасность или трагедия, которая случается в финале фильма. Чаще всего эта трагедия связана с попыткой убийства кого-то из персонажей.
Зритель сразу понимает, что над героями нависла опасность. И это ощущение не должно пропадать до самой развязки. Повторимся: именно зритель! Герой может еще долго не подозревать о приближающейся беде. И даже если он все-таки узнал о ней, в триллере он ничего не может сделать для того чтобы ее избежать.
«Литературный негр приезжает в загородное поместье премьер-министра Великобритании, чтобы закончить его мемуары. Предыдущий «призрак пера», которому изначально заказали книгу погиб при странных обстоятельствах» (реж и сцен. Роман Полански «Призрак» 2009).
«Молодая семья живет в мире после Апокалипсиса, где Землю захватили инопланетные хищники реагирующие на громкий звук. Чтобы спастись, они обустроили свой быт на загородной ферме и обустроили дом десятками приспособлений для спасения от инопланетян» (реж. и сцен. Джон Красински «Тихое место» 2018).
Уже по завязкам из этих примеров любой зритель сразу поймет: что-то пойдет не так!
Финала в итоге может быть два: либо герой избежит смерти, либо его все-таки убьют.
Но даже если ему удастся спастись, чтобы не лишать зрителя удовольствия от напряжения, это случится в самый последний момент. А до этого будет казаться, что безопасного выхода нет. Кроме того очень часто вместо героя в конце погибают его близкие и друзья.
Особенности жанра
Главная особенность триллера, как жанра – это создание ощущения тревоги и саспенса у зрителя. Напряжение появляется с самых первых сцен и постепенно нарастает. Если триллер выстроен правильно к кульминации зритель уже цепляется за подлокотники кресел, чтобы сдержать рвущиеся наружу эмоции.
Чтобы вызвать у зрителя саспенс, нужно наполнить сценарий напряженными сценами. Мы уже писали, за счет чего создается напряжение с научной точки зрения и как эти знания экспортировать в историю. Так что сейчас напомним только основные моменты
Чтобы сцена в фильме вызывала напряжение, в ней обязательно должны быть следующие элементы:
Для начала герою нужен конфликт, который нарушает равновесие в его повседневной жизни. Это условие создает неустойчивую систему: ситуация может как вернуться к исходной точке, так и породить новое равновесие. Новую реальность для героя.
Если к этому моменту зритель уже подключился к персонажу и его проблемам, то это эмоциональное вовлечение заставляет его прочувствовать конфликтную ситуацию.
Но на первом этапе, публика все равно испытывает лишь небольшие переживания. Эмоции зрителя нарастают постепенно. Чтобы они переродились в настоящую тревогу, нужно время. Чем больше, тем лучше.
В этот момент персонажи никак не контролируют ситуацию. Они не могут ее предотвратить или разрешить. Возможно, они не видят выхода или даже не знаю о том, что проблема есть. А вот зритель, чтобы прочувствовать напряжение, должен заранее знать и о приближающейся беде и о возможных последствиях, к которым она может привести.
Это следующее условие: конфликт должен быть с прогнозируемыми выходами. Причем, как минимум один из них должен быть ужасающим. Если же зритель не сможет заранее предположить, чем все может закончиться, вместо тревоги он испытает любопытство.
Насытив, фильм сценами, отвечающими этим принципам, вы создадите в итоге и получите триллер.
Структура произведения
В структуру триллера, помимо классических элементов диктуемых драматургией (экспозиция, усложнения, сюжетные повороты, кульминация, финал), содержит еще одну обязательную часть.
Мы сейчас говорим о принципе вдоха-выдоха, соблюдение которого для триллеров обязательно.
В одном из предыдущих материалов, мы уже рассказывали, что нельзя заставлять зрителя испытывать одну и ту же эмоцию на протяжении всего фильма. Зритель просто устанет от нее и его мозг захочет переключиться на что-нибудь другое.
Тогда мы приводили в пример полнометражные фильмы-скечкомы. Но для триллеров это правило имеет такое же значение.
Альфред Хичкок говорил, что напряжение ощущается зрителем примерно также, как если бы он сделал вдох и задержал дыхание. Невозможно в таком состоянии просидеть в кинотеатре все два часа. Публике нужно обязательно давать моменты для выдоха.
Именно поэтому структура триллера подразумевает чередование напряженных сцен и моментов послабления.
И не стоит бояться, что такие эпизоды собьют весь настрой фильма.
Для примера достаточно вспомнить, классическую историю Гоголя «Вий». Не важно, повесть или экранизацию. После каждой долгой напряженной ночи, где было не ясно: выживет герой или нет, наступал день. В это время Хоме Бруту ничего не угрожало, но и он и зрители/читатели знали, что с наступлением темноты опять придется идти в церковь. А потому хотя это и были моменты выдоха, полностью расслабиться эти эпизоды все равно не позволяли.
Если в финале триллера есть какой-то сюжетный твист, он должен восприниматься зрителями как последний, самый сильный выдох. Вспомним хотя бы классический твист из «Шестого чувства». После него все мелкие нестыковки и непонятности сюжета тут же вставали на свои места. И зритель, наконец, полностью выдыхал: «Ах, вот, что это все значило!».
Примеры триллеров в кино
Чем отличается триллер от детектива
На самом деле, отличить детектив от триллера нетрудно.
Структурно, триллер – это вывернутый наизнанку детектив. В детективе сначала происходит убийство, а потом идет расследование. В триллере сначала идет история, а потом совершается попытка убийства.
Если их объединить, может получиться длинный сюжет о том, как готовится убийство, а потом детектив его расследует.
В остальном, детективы и триллеры, конечно родственные жанры. Они обращаются к зрителям на одном языке.
Оба этих жанра зарождают интерес у зрителя с помощью тайн и загадок. В детективе главная загадка – кто убийца и как именно его поймают. В триллере – что произойдет в конце, почему злодей делает, то что делает и удастся ли герою выбраться из западни.
Оба этих жанра по максимуму используют напряженные сцены для введения зрителя в состояние саспенса.
Именно поэтому во многих триллерах есть элементы детектива (например «Молчание ягнят» Джонатана Демми, сцен. Тед Тэлли – 1991), а в детективах элементы триллера (к примеру «Семь» Дэвида Финчера, сцен. Эндрю Кевин Уокер – 1995).
И все же разница всегда в нюансах. Детектив изначально интеллектуальный жанр. Решение загадки в нем важнее напряжения. Дедукция, логические цепочки, улики, мотивы – вот что прежде всего ценят любители детективов.
А в триллере главное саспенс, ощущение тревоги, страх, который испытывают зрители следя за действиями героя на экране. Все остальное – лишь украшение, вишенка на торте.
Самые распространенные виды триллеров
Хотя наверно правильнее было бы сказать под виды триллеров. Ведь на самом неделе, структурно произведения этих категорий мало чем отличаются друг от друга. Разница в основном идет за счет добавления элементов какого-то другого жанра.
Итак, самые распространенные подвиды триллеров:
Разумеется, эти поджанры не строго отделены друг от друга. А потому зачастую трудно с точностью определить фантастический, например, это триллер или мистический. Но если вы собираетесь писать сценарий, вам лучше четко понимать, в какую категорию вы метите.
Есть еще один вид триллеров, который уже тоже сформировался в отдельный поджанр, но его нельзя отнести к списку показанному выше. Потому что эта категория ориентируется не на наполнение, а на сеттинг. Мы сейчас говорим о триллерах в закрытом пространстве. Основная задача триллера в том чтобы над героем всегда нависала опасность, и он не мог ее избежать. Заперев персонажа в каком-нибудь здании, можно полностью отрезать ему путь к отступлению. Это настолько действенный прием, что к сегодняшнему дню он развился уже в полноценное ответвление. Чтобы понять, как делаются такие фильмы, стоит для начала изучить фильм «Куб» Винченцо Натали (1997г).
Психологические триллеры
Классический вариант триллера. Ну, или то, что в обывательском сознании, прежде всего, ассоциируется с триллером. На самом деле это просто хорошая драма с правильно выстроенным ростом напряжения к финалу. Перед героями возникают какие-то драматические ситуации, может быть даже бытовые, которые наслаиваются друг на друга.
Сами события, разворачивающиеся в таком триллере, не достаточно уникальны и интересны, чтобы увлечь зрителя. И потом, авторы этих фильмов акцентируют свое внимание на психологии героев, их переживаниях и страхах. Собственно, также как и в любой хорошей драме.
Под конец у публики создается ощущение, что персонажи попали в сужающуюся клетку из проблем и переживаний. И разрушить ее герои либо не могут, либо просто не успевают.
Возьмем, к примеру, потрясающе пугающий триллер «Молчание ягнят». Если убрать всю экзистенциальные разговоры о комплексах и страхах героини и потрясающую игру Энтони Хопкинса, что останется? Чем, на бумаге весь фильм занимается Кларисса Старлинг? Весь фильм она просто допрашивает одного преступника для того чтобы поймать другого. В сухом остатке звучит не очень интересно. Но если добавить игры сюда игры с психологией, получится один из самых запоминающихся триллеров в истории кино.
Шпионские и детективные триллеры
Если предыдущий подраздел триллеров создавал напряжение отталкиваясь от внутренних проблем и комплексов персонажей, то здесь точкой отсечете становится действие героев.
В обучающей литературе чаще говорят об экшен-триллерах, но так как экшен все больше и больше ассоциируется именно с перестрелками, погонями и взрывами, мы предпочитаем использовать более нейтральное – «действие».
У человека возникает проблема, он начинает действовать и запускает цепочку событий, которая в конце приведет его к краю пропасти. Вот усредненный рецепт такого триллера.
Именно этот подвид ближе всего подходит к другому жанру – детективу. Потому что расследование – это тоже действие. А расследование, которое начинается как что-то простенькое и незамысловатое, но в итоге приводящее к ужасающим тайнам и мировому заговору – это уже почти обязательное клише, как для триллеров, так и для самих детективов.
По этой же причине сюда относятся и шпионские триллеры. «Маленький человек, узнает секрет, который не должен знать и теперь за ним охотятся все сильные мира всего. А он даже толком не понимает, что нашел». Такой анонс можно дать половине шпионских триллеров. Взять хотя бы классический фильм «Три дня Кондора».
Если же нужен пример более изысканный подход к созданию напряжения через действия героев, пересмотрите «Гравитацию» Альфонсо Куарона (2013г). Каждый шаг героини в этом фильме, спасает ее в короткой перспективе, но в целом делает ее участь все более и более незавидной. Клетка смыкается.
Научно-фантастические триллеры
Это фильмы, использующие в качестве источника напряжения какую-нибудь научно-фантастическую теорию, гипотезу или предпосылку. Причем – это может быть даже предпосылка, отвергнутая серьезной наукой. Как, например, зомби, мгновенная мутация или перемещение из тела в тело.
Идеальным примером этого раздела, на наш взгляд является фильм «Эффект бабочки» Эрика Бресса, Дж. Мэки Грубера (2004г). История парня, который получив возможность путешествовать во времени старается исправить ошибки молодости, но с каждым разом делает настоящее все хуже и хуже просто не может оставить равнодушным. Один из лучших научно-фантастических триллеров за всю историю кинематографа.
Впервые аспект теории хаоса про «взмах крыла бабочки меняющий мир» приложил к путешествию во времени Рей Бредбери в своем рассказе «И грянул гром». Но там это конец истории. И собственно последствия раздавленной в прошлом бабочке не описываются. Хотя экранизация 2005 года, снятая по мотивам рассказа, все-таки пошла дальше. Но там к все это превращено в обычный фильм-катастрофу.
Мистические триллеры
На этот раз отправной точкой для создания саспенса становятся подсознательные и мифические образы, вложенные в наш культурный код. Если история стартует благодаря какой-то легенде, поверье, сказке исследуя которую герой вдруг оказывается в ловушке – перед нами мистический триллер.
При этом сам мифический элемент может не играть решающую рол в опасности, ожидающей героя в конце. Он только запускает цепь событий. Например, в «Сиянии» Стенли Кубрика мистическими силами обладает отель, но в итоге опасность исходит именно от Джека Торранса. Похожая история происходит в фильме «Роковое число 23» Джоеля Шумахера (2006г), где мистическим образом преследующая героя Джима Керри цифра никак в итоге не влияет на опасности, возникающие вокруг персонажа. Это лишь триггер, который запустил события и подсказывал герою направление.
Ужасы
Эту мысль может быть трудно принять, но ужасы – это те же самые триллеры. Такая же ставка на нарастающее напряжение. Такая же главная угроза жизни герою в конце.
Именно поэтому очень часто один и тот же фильм кто-то называет хорором, а кто-то триллером. Например, уже упоминаемое нами выше «Молчание ягнят». Это триллер, но он пугает как настоящий хоррор. Или наоборот: фильм Девида Кроненберга «Муха» (1986г) – это ужасы, которые вполне можно также назвать и научно-фантастическим триллером.
А хорроры и мистические триллеры вообще похожи как два брата-близнеца. Они также близки друг к другу как драма и мелодрама. Оба апеллируют к мифическим и подсознательным образам. Просто ужасы идут чуть дальше, чем простое нагнетание тревоги. Их задача – вызвать страх.
Триллеры в литературе ничем не отличаются от киношных. А потому и в книгах можно встретить все указанные выше поджанры. Так Эдгар Алан По специализировался на психологических триллерах. Ян Флемминг – на шпионских. Дин Кунц, Ричард Морган – фантастические. Ну а в библиографии Стивена Кинга можно найти все возможные поджанры, и вариации их соединений.
Главные герои и злодеи
Как ни странно, у триллера на самом деле более лояльное отношение к персонажу, чем у других жанров. Например, такие фильмы более лояльны к малоактивным персонажам. Если в боевике или драме, зритель видя, что герой ничего не делает, будет измывать от скуки, то в триллере небольшая инертность персонажа находящегося в огромной опасности – это именно то что нужно для нагнетания саспенса.
Но хотим подчеркнуть: инертность, а не пассивность. Если персонаж пассивен и в прямом смысле ничего не делает
Что же касается злодеев в триллере, то тут очень важно оставить некий налет недосказанности и тайны. Именно в триллерах сценарист может не подробно прописывать мотивацию злодея, его предысторию и тд. Напротив, часто именно излишние детали в итоге портят зрителям саспенс. Человек с древности боится того, чего не понимает и в триллерах надо этим пользоваться.
Но опять же, тут важно не удариться в другую крайность. Зритель должен узнавать в злодее (или зле, если оно не персонифицировано) кого-то из реальной жизни. Пьяного алкаша, который напугал его в детстве. Маньяка, про которого писали в СМИ. Персонажа страшной сказки, которую рассказывали ночью в пионерлагере.
Именно вот эта схожесть с реальным миром и вызывает тревогу, вокруг которой строится триллер.
Как закончить триллер
Альфред Хичкок был уверен, что напряженная сцена обязательно должна заканчиваться хеппиэндом. Потому что только так задержавший дыхание зритель сможет, наконец, выдохнуть.
Из этого опыта Хичкок и сделал свой однозначный вывод: напряженная сцена должна заканчиваться хеппиэндом.
Именно поэтому закончить триллер можно как хеппиэндом и спасением героя, так и его смертью. Если это будет закономерно, зритель выдохнет.
И будем честными, большинству современных историй рассказываемых в триллерах позитивный финал совсем не к лицу. Он там просто все испортит. Так, что если вы пишите триллер не бойтесь быть жестокими к своим персонажам до самого конца.