Шаблон к монологу в устном собеседовании
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута.
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображен(а)…………..
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)
5. На переднем плане мы видим….
6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).
7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
Рассказ на заданную тему
Рассуждение на заданную тему
1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.
2. (Произнести заданную для монолога тему).
3. Попробую изложить свою точку зрения.
4. Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос).
5. Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).
6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…
8. Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса).
9. (Ответ на последний вопрос)
10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.
Устный ОГЭ по русскому языку: как подготовиться к итоговому собеседованию
Экзамены все усложняют и усложняют, а ученикам ничего не остается, кроме как приспосабливаться и готовиться. С одной стороны, это может расстроить. С другой же, некоторые из них не представляют особой сложности, если просто хорошо учиться в школе. Один из таких экзаменов — итоговое собеседование на ОГЭ (или устный русский ОГЭ). Что на нем будет, как готовиться и на какие баллы рассчитывать — рассказываем в этой статье.
Из чего состоит итоговое собеседование
Чтобы написать устный русский ОГЭ, разберемся со структурой экзамена. Для того, чтобы успешно сдать итоговое собеседование, необходимо пройти через 4 этапа:
За устный русский ОГЭ можно получить 20 баллов, но системы оценок нет. Достаточно набрать 10 баллов, чтобы получить зачет, и нет обязательного минимума на каждое задание. Даже если не сдадите один раз, у вас будет вторая и третья попытка. О том, сколько можно получить за каждый из этапов, рассказываем ниже.
Советы по блоку “Чтение текста”
Тексты, чтобы написать устный русский ОГЭ, чаще всего посвящены каким-либо значимым событиям или людям, поэтому во время подготовки лучше всего пробежаться по тексту в поисках слов, которые вам мало знакомы. Это могут быть имена, места, обозначения, числительные (более двухсот, а не более двухста).
Обратите внимание и на пунктуацию. Так как читать вам придется вслух, нужно интонационно ставить паузы там, где запятые и завершать предложения там, где точки. Если в тексты встречается фамилия с инициалами, то нужно говорить их полностью или только фамилию.
Не торопитесь, читайте спокойно и выразительно. Но и не медлите, уложиться нужно в 2 минуты. Избегайте слов “классно”, “круто”, “прикольно” — за них будут сниматься баллы. Если сейчас вы понимаете, что с этим могут возникнуть проблемы — начните читать статью вслух. А лучше прочитайте книгу, а потом перескажите ее другу, чтобы отработать не только первый этап, но и второй.
Максимальное количество баллов за задание — 2.
Пересказ текста — секреты
Помимо обычного пересказа, когда вы будете сдавать устный русский ОГЭ вам дадут карточку с дополнительным материалом, который обязательно нужно включить в свой пересказ. Для этого заранее продумайте, куда вы вставите эту информацию.
Помимо этого экзаменатор будет оценивать:
Получить за это задание можно 5 баллов: если нет грамматических, орфоэпических и не более трех речевых ошибок.
Лучше всего поможет практика. Во-первых, вы подготовитесь и сдадите устный русский ОГЭ, а во-вторых, это хороший способ запоминать вообще любую информацию.
Подготовка к монологу
После того, как вы пришли на устный русский ОГЭ и дошли до этапа «Монолог», стоит определиться с выбором темы, на которую он будет. На карточке будет три типа:
Можете выбирать любую, но помните, что у вас будет всего минута на подготовку. А еще то, что к повествованию и рассуждению будут вспомогательные вопросы, на которые тоже нужно ответить в процессе монолога.
Следите за тем, чтобы размер монолога соответствовал критериям:
Всего за задание можно получить 3 балла:
Ознакомьтесь с видами монологов подробнее, чтобы быстро выбрать нужный и заработать баллы для того, чтобы сдать устный русский ОГЭ. Сделать это можно здесь.
Диалог
К этому заданию не будет подготовки, поэтому нужно сразу переключиться на последний этап, в котором основная задача — давать полные ответы на вопросы собеседника. Не отвечайте одним словом, рассказывайте свое мнение, объясняйте свою позицию, выбирайте правильные слова. Так вы получите 2 балла за последний этап и еще по 2 за отсутствие речевых ошибок в двух первых и двух последних заданиях и сдадите устный русский ОГЭ.
Порядок проведения экзамена
Стоит сказать об организационных моментах, чтобы на самом экзамене не возникло вопросов.
Устный русский ОГЭ — это обычная проверка общего развития учеников, поэтому его бояться не стоит. Если вы умеете читать, запоминать, говорить и вести диалог — у вас все получится. Чтобы быть уверенными в этом на все сто процентов, скачайте чек-лист по подготовке от преподавателя онлайн-школы Умскул. А еще не волнуйтесь, ведь на этом экзамене как никогда важно не путаться в мыслях и уверенно говорить. Выдохните, у вас все получится!
Как пройти устное собеседование без проблем
Автор: Инна Савицкая · Опубликовано 27.01.2021 · Обновлено 27.01.2021
Как пройти устное собеседование без проблем? Что делать? Этим вопросом задавался ещё Чернышевский. Реально ли успеть подготовиться или уже поздно? А с чего начать? А как всё запомнить? Я уже не успею? Вопросов много. Но ответы на них уже есть.
Что такое устное собеседование?
Устное собеседование состоит из четырех этапов:
Давайте подробно разберем каждый из этапов собеседования.
Чтение текста вслух
На подготовку чтения текста вслух дается одна минута. В течение этой минуты ученик про себя прочитывает текст. Одной минуты хватает, чтобы прочитать и осознать, что написано. Время засекается экзаменатором. После этого ученик прочитывает текст вслух. И здесь возникает первая ошибка — ученик старается прочитать текст как можно быстрее! Помните: текст нужно прочесть выразительно, а не быстро. Придерживайся среднего темпа чтения (не слишком быстро);
Читай осмысленно.
Знаки препинания – это паузы: запятая – небольшая пауза, точка, двоеточие, тире – пауза дольше.
Между микротемами (абзацами) тоже должна быть пауза.
Интонацией необходимо передать восклицательные и вопросительные предложения.
Второй этап устного собеседования — пересказ текста
Пересказ текста – это передача главной информации, основного содержания. Не нужно стараться запомнить дословно текст, важно показать, что вы его поняли и можете отделить главное от второстепенного. На подготовку дается две минуты. При прочтении текста во второй раз постарайся:
«Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Константина Случевского, писателя и журналиста, о Ростове Великом: «Здесь возросло и окрепло великорусское племя»
Когда вы включаете цитату в текст, помните о её оформлении. Сформируйте предложение следующим образом: «Как сказал Писатель и журналист Константин Случевский: «Здесь возросло и окрепло великорусское племя«.
Помните, что цитату заучивать не надо, она будет перед вами. Главное не забудьте включить её в текст. Просто прочитайте по бумажке.
Третий этап устного собеседования — раздел «Монологическое высказывание»
Помните, что в этом случае вам необходимо составить связный-текст описание, в котором должно быть не менее 10 предложений. Никто не требует от вас способностей Пушкина или Достоевского. Главное, чтобы текст был связный и правильно построенный. Советую вам в этом случае воспользоваться клише:
Описание фотографии
Четвертый этап — беседа с экзаменатором
В чем заключается данное задание? Экзаменатор задаст вам четыре вопроса, на которые вы должны дать развернутые ответы. Помните: ответ да, нет, согласен не учитываются. Внимательно слушайте вопрос. Ответ может включать часть вопроса. Пример: «Какой школьный праздник запомнился вам больше всего?» «Больше всего мне запомнился…»
В общей сложности экзамен длится около пятнадцати минут. Помните, что экзаменатор ваш друг. Никто не заинтересован в вашем провале. Если вы не можете успокоится, вы знаете, что на нервной почве вы можете забыть самые простые вещи, начинаете путаться в мыслях — посоветуйтесь с родителями и выпейте успокоительное. Ваше спокойствие залог хорошей работы на экзамене.
Желаю вам удачи на собеседовании, но это не конец ваших мучений: впереди у вас письменный экзамен, а это уже другая история!
Как подготовиться к итоговому собеседованию
Очередной эксперимент над учениками девятых классов — итоговое собеседование, которое является допуском к ОГЭ по русскому языку. Преподаватель Анастасия Веремчук даёт советы по подготовке к этой работе.
С нынешнего года итоговое собеседование по русскому языку становится обязательным для всех школ. Работа состоит из четырёх заданий: чтение текста, пересказ, монологическое высказывание, диалог. Зачет получат дети, набравшие от 10 баллов из возможных 19. Давайте разберёмся, на что стоит обратить внимание, готовясь к новой февральской «экзекуции».
1. Чтение текста
Время на подготовку — 2 минуты. Оцениваются интонация, темп чтения и соблюдение языковых норм. Основные камни преткновения в задании: постановка ударений, склонение числительных, нормы произношения и дикция.
Как готовиться. Запомните, как ставятся ударения в словах, в которых чаще всего делают ошибки не только школьники, но и взрослые (см. орфоэпический словник, составленный ФИПИ). Обратите внимание на постановку ударений в глаголах прошедшего времени (начал-начала-начали, принял-приняла-приняли и т. п.). Потренируйтесь склонять числительные, обозначающие количество (более пятисот, равно двумстам, о трёхстах) и порядок при счёте, годы (в тысяча девятьсот пятидесятом году). Вспомните, как читаются римские цифры (XVII = 17-й век). Почитайте тексты вслух с размеренной интонацией, делая нужные паузы на месте соответствующих знаков препинания. Не торопитесь: оценивается не скорость вашего чтения, а выразительность.
2. Пересказ текста
Время на подготовку — 2 минуты. Для пересказа вам понадобятся примерно те же приемы, что и для написания изложений. Выбрасывайте ненужные детали, сложные обороты, повторяющиеся мысли, объединяйте похожие факты в одно целое, перефразируйте, говорите простым и понятным языком.
Постарайтесь уже во время чтения рисовать в голове картинки происходящего, визуализировать текст, чтобы затем по этим кадрам воссоздать прочитанное
Используйте примерно минуту подготовки, чтобы сокращённо записать ключевые слова: глаголы, существительные, числительные. Применяйте условные знаки, схематические изображения, любые удобные для вас сокращения. Если вы неплохо знаете английский, то можете использовать в своих заметках короткие слова из этого лаконичного языка («let» вместо «позволили», «предоставили возможность»; «age» вместо «возраст» и т. п). Многие тексты в официальном сборнике ФИПИ посвящены знаменитым российским спортсменам. Чтобы перечислить их достижения, не допустив фактических ошибок, продумайте заранее сокращения для разных видов спортивных состязаний (ЧМ — чемпионат мира, ЧЕ — чемпионат Европы, ОИ — Олимпийские игры).
Так как при оценке вашего пересказа учитывается соблюдение языковых норм, постарайтесь, чтобы в вашей речи отсутствовали: тавтология («рисовал рисунки»), плеоназм — повтор близких по смыслу слов («главная суть»), некорректное сочетание слов («уделять значение» вместо верных вариантов «уделять внимание» либо «придавать значение»), ошибки в употреблении предлога с существительным («по окончанию» вместо «по окончании», «согласно приказа» вместо «согласно приказу»), коряво прикреплённый к предложению деепричастный оборот («Окончив институт, учёным было сделано важное открытие» вместо «Окончив институт, учёный сделал важное открытие»), неправильно построенное сложное предложение («Он решил то, что нужно развивать отечественную авиацию» с лишним словом «то»), ошибки в управлении («Он любил и гордился своей страной» вместо «Он любил свою страну и гордился ею»).
Итоговое собеседование — что это за зверь: новый экзамен для 9 классов
В пересказ текста вам необходимо будет включить одну конкретную цитату. Её можно переделать в косвенную речь, а можно оставить без изменений. Главное — найти для неё место, опираясь на логику и содержание текста. Иногда это место очевидно сразу, но в некоторых случаях нужно время, чтобы его обнаружить. Постарайтесь отвести на это хотя бы полминуты.
3. Монологическое высказывание
Время на подготовку — 1 минута. В третьем задании у вас есть возможность выбрать одну тему из трёх предложенных и построить своё высказывание по законам описания, повествования или же рассуждения. Выбирайте ту тему, которая вам ближе и понятнее. Если вы совсем не разбираетесь в катании на сноуборде или не любите театр, то не беритесь за монолог, посвящённый этой теме: последующие вопросы преподавателя будут касаться того же вида досуга.
1. Описание. Перед вами фотография или репродукция картины. Внимательно рассмотрите изображение и его детали (одной минуты на это, пожалуй, хватит, а вот ваша речь по большому счёту будет уже спонтанной).
Если вы не уверены в том, какое именно действие или событие отражено на снимке, примерьте на себя роль знатока из игры «Что? Где? Когда?»
Помните, как строит свой ответ знаток, которому не хватило времени на размышление? Он подробно описывает то, что видит перед собой, а в процессе этого размышления рождается правильный вывод. Попробуйте сделать так же: «Я вижу на фотографии…» Кого? Как они выглядят? Во что одеты? В какое время года обычно носят такую одежду? Каков возраст этих людей? Похожи ли они друг на друга? Они родственники или, может, друзья? Как они относятся друг к другу? Что можно сказать о выражении их лиц? Им нравится то, что они делают? Какие детали помогают нам понять, что же всё-таки происходит на картинке? Сделайте вывод. Не забудьте о примерном плане своего ответа, полученном вместе с фотографией: если вы отвечали в произвольном порядке, то убедитесь, что все пункты освещены.
Как готовиться. Описывайте вслух разные снимки — в первую очередь те, на которых просматривается определённый сюжет. Листая свою ленту Инстаграм, останавливайтесь на тех кадрах, которые можно использовать для тренировки. Это задание интересно выполнять в паре, подкидывая друг другу неожиданные фото, достойные описания. Но эффективнее, конечно, готовиться по сборнику ФИПИ с типичными картинками и планами ответов.
2. Повествование — развитие действия во времени. Выбрав этот тип монолога, представьте себя сказочником, эдаким Оле Лукойе, а ещё лучше — знаменитостью, вспоминающей интересный случай. Добавьте к плану ответа, который вам достался, вступление и заключение: это улучшит впечатление от вашего рассказа, укрепит его структуру. Опора вашей речи — глаголы, описывающие, что произошло, в какой последовательности, какие эмоции это вызвало у вас и у других участников событий и т. п.
Как готовиться. Потренируйтесь рассказывать друзьям, родным короткие истории из жизни. Попросите своих слушателей давать вам задания для спонтанного монолога: «Расскажи о любимом фильме, блюде, виде спорта, о любимом предмете, учителе, о самой необычной поездке, об интересной профессии, о прошлых выходных…» Эти и подобные задания включены в сборник от ФИПИ. Еще там много тем, связанных с семьёй, с отношениями в ней, а также с активным отдыхом.
3. Рассуждение. С одной стороны, это самый интересный вид высказывания, а с другой — самый сложный, если учесть, что на подготовку к нему отводится всё та же сиротливая минута. Диапазон тем широк, многие из них носят отвлечённо-философский характер, содержат дискусионные вопросы, на которые непросто ответить без промедления даже взрослому. Вот вопросы из опорного плана к некоторым темам:
Если вы с ходу готовы рассуждать на подобные темы, подкрепляя свои мысли какими-то доказательствами и примерами, то вы справитесь с этим заданием. В случае затруднения благоразумнее всё же выбрать повествование или описание. Хотя лёгкие темы для рассуждения в сборнике всё-таки есть: о роли Интернета в современном мире, о важности книг, о здоровом образе жизни и др.
Выбрав монолог-рассуждение, можно начать с объяснения ключевых слов в названии темы. Допустим, вы рассуждаете о том, нужно ли следовать моде в наше время. Дайте своё определение слову «мода», задумайтесь о плюсах и минусах этого явления, об отличии понятий «модный» и «стильный». Не забывайте о примерном плане вашего ответа. Попробуйте привести примеры из жизни, из кино или книг в подтверждение своих мыслей. Возможно, вы вспомните афоризмы и высказывания известных людей на эту тему. Всё это способно украсить ваше рассуждение, сделать его более аргументированным. Придумайте финальную фразу со словом «итак» или «таким образом», чтобы достойно завершить свой монолог.
4. Диалог
Это ответы на дополнительные вопросы учителя в рамках той темы, которую вы выбрали в предыдущем задании. Постарайтесь отнестись к диалогу с азартом.
Представьте, что это блиц в игре «Что? Где? Когда?» Именно вам, как самому надежному игроку, команда доверила возможность довести счёт до победного
Если вам достался сложный вопрос, не молчите: скажите, что вопрос очень интересный и вам нужно над ним подумать. Рассуждайте вслух. Попробуйте рассмотреть проблему с разных сторон, используйте конструкции «Предположим, что… Тогда…», «Если… то…», «С одной стороны, … с другой стороны, …» и подобные.
Слишком сильно волнуетесь, а это мешает вам размышлять? Скажите об этом. Нормальный учитель с пониманием отнесётся к вашему состоянию и поможет выйти из затруднительного положения.
Кстати, для учителей устное собеседование — такой же эксперимент, как и для вас: они тоже участвуют в этой авантюре в первый, максимум второй раз. Просто взрослым проще скрыть своё волнение.
Какие еще советы по подготовке можно дать?
Тренируйтесь. Сначала не ограничивайте себя во времени. Затем старайтесь ускорить выполнение заданий. Записывайте себя на диктофон и слушайте, что получилось. Вполне возможно, что первые попытки вам совсем не понравятся. Изменяйте, корректируйте свою интонацию, темп, манеру речи.
Примеряйте на себя разные образы: подумайте, как ту или иную историю рассказал бы ваш друг, учитель, любимый музыкант, актёр, спортсмен, видеоблогер.
Воспроизведите свой текст от лица человека, вполне уверенного в себе, привыкшего давать интервью. Пусть он попробует пройти собеседование «за вас». Если вас не устроит результат, «пригласите» другого персонажа, который уж точно справится.
Не забывайте записывать то, что выходит: это поможет вам отслеживать свой прогресс и привыкать к диктофону, фиксирующему вашу речь. Вскоре вы поймёте, что это всего лишь кнопка, которая не имеет над вами никакой власти.
Воспринимайте собеседование не как экзамен, а как интервью — первое и далеко не последнее в вашей будущей интересной работе. Делайте то, чего боитесь, и с каждым разом страх будет уменьшаться, отступать, сходить на нет, а вы — приближаться к поставленной цели!
Устное собеседование. Задание 3. Монологическое высказывание
1. Тема: Первый учитель
Задание: Расскажите о своём первом учителе. Не забудьте рассказать:
— как его звали, о внешности,
— какими качествами обладал этот учитель,
— что из общения с ним запомнилось больше всего,
— какую роль в Вашей жизни сыграл этот человек.
Возможный вариант ответа: У каждого человека есть первый учитель. Сегодня я хочу рассказать о своей первой учительнице. Анна Ивановна – человек, который взял меня за руку и привёл в мир знаний. Она научила меня читать и писать. Анна Ивановна научила дружить всех ребят в классе. Мы часто ходили в походы, принимали участие в самых разных конкурсах. Это очень добрый и мудрый педагог. Она сыграла очень важную роль в моей жизни. Именно благодаря ей я решила стать учителем. Я давно окончила начальную школу, но очень хорошо помню этого замечательного человека.
2. Тема: Достопримечательность места, где я живу
Задание: Расскажите о достопримечательности места, где Вы живёте. Не забудьте рассказать:
— что это за достопримечательность,
— как она выглядит,
— при каких обстоятельствах Вы увидели её впервые,
— почему запомнилась.
Возможный вариант ответа: Каждый из нас любит то место, в котором живёт. Я живу в прекрасном месте Воронежской области – Рамонском районе. Главной достопримечательностью нашего района считается замок принцессы Евгении Ольденбургской. Он был построен ещё в 19 веке. Здание много пережило со времени постройки, было частично разрушено, но не потеряло былой красоты. К счастью, сейчас ведётся реконструкция замка. Внутри ведутся восстановительные работы. Очень красивой стала территория около замка. Парк, облагороженный по последней моде, привлекает внимание жителей. Мы с родителями часто бываем в этом прекрасном месте.
3. Тема: Моё любимое время года
Задание: Расскажите о своём любимом времени года. Не забудьте рассказать:
— что происходит в природе,
— какие праздники приходятся на это время года,
— чем Вы любите заниматься в это время года,
— как время года влияет на ваше настроение.
Возможный вариант ответа: Сегодня я хочу рассказать о своём любимом времени года. Это зима. Всё вокруг преображается. Выпадает снег, деревья надевают свой белоснежный наряд. Зимой нас ждут такие волшебные праздники, как Новый год и Рождество. Думаю, им рады все: и взрослые, и дети. Зимой я очень люблю гулять по лесу и рассматривать следы зверей на снегу. Кажется, что это какие-то причудливые записи, оставленные человеку. Также мне очень нравятся зимние забавы: катание на коньках и на санках с горы. Несмотря на то что зимой достаточно холодно, я очень люблю зиму.
4. Тема: Интересный школьный проект
Задание: Расскажите об интересном школьном проекте, в котором Вы принимали участие. Не забудьте рассказать:
— как проект готовили,
— что было самым интересным, а что – самым трудным,
— как Вы его защищали,
— что запомнилось в работе больше всего.
Возможный вариант ответа: За годы учёбы в школе мне приходилось выполнять самые разные проекты. Сегодня я хочу рассказать об одном из них. Учитель предложила мне принять участие в районной конференции по теме «Родословие». К счастью, мои родители собирают эту информацию. Я согласилась принять участие в конференции. Дома мы систематизировали весь материал, который есть у нас. Собранные сведения я показала учителю. Она помогла мне всё оформить в нужном виде. Непростой была защита проекта. Было очень компетентное жюри. Я волновалась, но выступила хорошо. Мою работу оценили. Теперь меня ждёт участие в областной конференции.
5. Тема: Моя любимая книга
Задание: Расскажите о своей любимой книге. Не забудьте рассказать:
— как называется книга, кто её автор,
— о чём в ней рассказывается,
— как Вы узнали об этой книге,
— почему она Вам особенно дорога.
Возможный вариант ответа: Я очень люблю читать. Сегодня хочу рассказать о своей любимой книге. Это повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Об этой книге я узнала от учителя, когда получила список литературы для чтения летом. Не могу сказать, что повесть увлекла меня с первых строк. Примерно до середины первой главы всё было не очень понятно, но потом повествование просто увлекло меня. Переходя от одной главы к другой, я всё больше не могла оторваться от книги. Интересно было наблюдать за сюжетной линией и переживать за Петра Гринёва и Машу Миронову. К счастью, всё закончилось хорошо. Я часто перечитываю страницы этой повести.
6. Тема: Мой домашний питомец
Задание: Расскажите о своём домашнем питомце. Не забудьте рассказать:
— как он появился в вашем доме,
— как он выглядит,
— какие у него повадки,
— как Вы заботитесь о нём.
Возможный вариант ответа: Наверное, у каждого есть свой домашний питомец. У меня есть четвероногий друг. Это пёс Мухтар. В нашем доме он появился неслучайно. Это очень долгожданный друг. Мы с папой долго выбирали породу для будущего друга. А потом наступил мой день рождения, и родители подарили мне Мухтара. Он был совсем маленьким. Сейчас это уже довольно-таки взрослый пёс. Ему 4 года. Он весь чёрный, а на лапках есть белые пятнышки. Мухтар любит, когда я хожу с ним гулять. Он может подавать лапу. Также он очень радуется, когда я прихожу из школы. Я расчёсываю ему шерсть и купаю его. Мы с Мухтаром настоящие друзья.
7. Тема: Посещение музея, которое запомнилось больше всего
Задание: Расскажите о посещении музея, которое запомнилось Вам больше всего. Не забудьте рассказать:
— в каком музее Вы были,
— когда и с кем ходили,
— что интересного увидели,
— что запомнилось больше всего.
Возможный вариант ответа: Я очень люблю музеи, часто посещаю их. Сегодня я хочу рассказать о том, как мы с родителями были в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. Это очень большой музей, в который стремится попасть каждый. Чтобы попасть в него, сначала нужно отстоять очень большую очередь. Но этого стоит того… В Эрмитаже очень много самых разных залов. Но мне особенно запомнился зал, в котором представлены монеты разных времён и народов. Интересно было посмотреть на то, какими были денежные единицы раньше, как они изменялись с течением времени. Санкт-Петербург – это замечательный город, в котором много самых разных музеев. Недаром его называют культурной столицей России.
8. Тема: Как я помогала родителям
Задание: Расскажите, как Вы помогали родителям. Не забудьте рассказать:
— кому Вы помогали (маме, папе, бабушке, дедушке),
— просили ли Вас о помощи,
— что Вы делали,
— какое настроение у Вас было.
Возможный вариант ответа: Сегодня я хочу рассказать о том, как помогаю родителям. Это происходит достаточно часто. Но особенно мне нравится помогать маме на кухне. Мы всегда готовим что-то вкусное. Однажды мама предложила мне испечь торт. Я очень переживала, что не смогу помочь так, как это нужно. Мы взяли рецепт и следовали ему. Достали необходимые продукты, всё перемешали миксером. Потом я выложила получившееся тесто в форму. Мы включили духовку. Осталось только подождать нужное количество времени. Торт получился очень вкусным. Мы дождались, когда папа приехал с работы, и все вместе насладились чаем с тортом.
9. Тема: Школьная отметка, которая запомнилась надолго
Задание: Расскажите о школьной отметке, которая запомнилась надолго. Не забудьте рассказать:
— на каком уроке вы получили эту отметку,
— за что вы её получили,
— как отреагировал учитель и одноклассники,
— почему эта отметка запомнилась надолго.
Возможный вариант ответа: В школе я учусь хорошо, в основном на «4» и «5». Сегодня я хочу рассказать не о первой пятёрке, которых было много, а совсем о другой оценке. В моей жизни была самая первая двойка, которая запомнилась надолго. Это был урок русского языка во втором или в третьем классе. Не помню почему, но накануне я не выучила правило. Речь шла о правописании безударных гласных в корне слова. Когда учитель начала опрос, то все оказалось, что все не выучили правило. Она спрашивала одного, другого, но все молчали. Тут она начала спрашивать отличников, надеясь, что они уж точно расскажут. Настала моя очередь, но и я не ответила. Учительница была поражена. Мне поставили двойку в дневник. Она была такой большой, на две строки. Эту двойку я запомнила на всю жизнь.
10. Тема: Театральный спектакль, который запомнился больше всего
Задание: Расскажите о театральном спектакле, который запомнился больше всего. Не забудьте рассказать:
— в каком театре Вы были,
— когда и с кем Вы ходили, какой спектакль смотрели,
— о чём был спектакль,
— какие впечатления у вас остались.
Возможный вариант ответа: Вместе с классом мы часто ездим в какие-нибудь поездки. Сегодня я хочу рассказать о том, как мы были в театре. Классный руководитель предложила нам съездить в драматический театр и посмотреть спектакль. Произведение было выбрано по школьной программе. Это была комедия Гоголя «Ревизор». Мы только прочитали её и поехали. В здании драматического театра совсем недавно был сделан ремонт, обстановка внутри была очень красивая. Когда прозвенел третий звонок, мы все сели на свои места и с нетерпением ждали начала спектакля. Актёры мастерски исполняли свои роли. Время пролетело незаметно. Этот спектакль произвёл на нас неизгладимое впечатление. Всем очень понравилось.
Задание: Расскажите о своей семье. Не забудьте рассказать:
— из кого состоит ваша семья,
— кто и чем занимается в вашей семье,
— как Вы вместе проводите свободное время,
— какая атмосфера в Вашей семье.
Возможный вариант ответа: Сегодня я хочу рассказать о своей семье. Она небольшая: мама, папа и я. У каждого члена семьи есть своё занятие. Папа работает заместителем директора в Воронеже, мама учитель в школе, а я учусь в девятом классе. Дома тоже у каждого есть свои обязанности. Мама выполняет всю женскую работу: готовит еду, стирает и гладит одежду. Мы с папой занимаемся огородом и что-нибудь мастерим в гараже. В силу занятости моих родителей, нам не часто удаётся отдыхать. Когда у родителей появляется свободное время, мы проводим его вместе. Любим ездить на какие-нибудь экскурсии, узнавать что-то новое. Также мы любим отдыхать на природе. Атмосфера в нашей семье всегда спокойная и уютная. Я очень люблю свою семью.
12. Тема: Мой любимый актёр
Задание: Расскажите о своём любимом актёре. Не забудьте рассказать:
— кто Ваш любимый актёр или актриса,
— в каких фильмах или спектаклях он (она) принимал(а) участие,
— какая его (её) роль Вам нравится больше всего и почему,
— что Вы цените в его (её) актёрском мастерстве.
Возможный вариант ответа: Я не часто смотрю фильмы, но несмотря на это у меня есть любимые актёры. Сегодня я хочу рассказать об одном из них. Это Юрий Никулин. Он сыграл во многих фильмах. Каждая его роль была яркой и запоминающейся. Особенно мне нравится роль Юрия Никулина в фильме «Бриллиантовая рука». Герой Никулина – простодушный, наивный человек, который случайно оказывается замешанным в контрабанде драгоценностей. В итоге всё заканчивается благополучно. А зритель получает незабываемые эмоции от просмотра фильма. Мне очень нравятся фильмы с Юрием Никулиным в главной роли. Советую и вам их посмотреть.
13. Тема: Моя комната (повествование на основе жизненного опыта).
Задание: Расскажите о своей комнате. Не забудьте рассказать:
— о её размере, освещённости,
— об интерьере,
— что нравится в ней больше всего,
— что бы хотелось поменять.
Возможный вариант ответа: Я с родителями живу в частном доме, в котором у меня есть своя комната. Она небольшая, но очень уютная. В комнате большое окно, поэтому она всегда наполнена светом. В моей комнате есть всё необходимое: удобная кровать, шкаф для одежды и книг, письменный стол. На стенах комнаты красивые обои нежно-зелёного цвета. На полу лежит мягкий тёмно-зелёный ковёр. Письменный стол очень удобный. В нём много выдвижных ящиков, в которых лежат мои учебные принадлежности. Особой гордостью моей комнаты является стена. На ней висят мои фотографии. Снимки сделаны в разное время. Есть кадры, на которых совсем маленькая. Они особенно интересные. Мне очень нравится моя комната. Я провожу в ней много времени.
14. Тема: Прогулка в лесу (повествование на основе жизненного опыта).
Задание: Расскажите о прогулке в лесу, которая Вам запомнилась больше всего. Не забудьте рассказать:
— в какое время года она состоялась,
— что вы наблюдали,
— почему вам запомнилась эта прогулка,
— что даёт человеку общение с природой.
Возможный вариант ответа: Я очень люблю гулять в лесу. Сегодня мне хочется рассказать о прогулке, которая запомнилась мне больше всего. В конце учебного года классный руководитель предложил нам сходить в поход вместе с родителями. Это была замечательная идея! В первый день лета в назначенное время мы собрались у школы и двинулись в путь. Когда мы пришли на место, мамы начали обустраивать стол. Мальчики нашли ровное место, разбились на команды и начали играть в футбол. Девочки играли в бадминтон и собирали листья для гербария. Потом мы все сели подкрепиться. Наш классный руководитель придумал самые разнообразные вопросы, загадки, шутки. Время пролетело незаметно. Пришла пора собираться в путь. Все мы вернулись домой немного уставшие, но полные впечатлений. Эта прогулка в лессу запомнилась каждому.
15. Тема: Как я научился кататься на коньках (роликах, лыжах, сноуборде, велосипеде…) (повествование на основе жизненного опыта).
Задание: Расскажите, как Вы научились кататься на коньках (роликах, лыжах, сноуборде, велосипеде…). Не забудьте рассказать:
— как возникло желание научиться,
— кто помогал Вам учиться,
— как Вы тренировались,
— что было самым трудным, а что – самым интересным.
Возможный вариант ответа: Я могу себя назвать человеком, который ведёт активный образ жизни. Сегодня я хочу рассказать о том, как учился кататься на коньках. Когда мне было семь лет, Дед Мороз под ёлочку мне принёс коньки. Я была очень этому рада. С утра мы с родителями пошли на каток. Папа помог мне правильно зашнуровать коньки. Потом я встала на лёд. Сначала удалось сделать только несколько шажков, и последовало первое падение. Но я не расстроилась, встала и продолжила. В первый день я ходила только вдоль бортика и немного завидовала тем, кто свободно катался на коньках. В первый день падений было очень много, но родители подбадривали меня. На следующее утро мы снова отправились на каток. Самым трудным было вновь встать. Но в этот день меня уже получалось немного лучше. Примерно через неделю я практически не падала и начала потихоньку скользить. Сейчас я катаюсь уже достаточно хорошо. Всегда с теплотой вспоминаю, как я училась кататься.
16. Тема: Интересная поездка (повествование на основе жизненного опыта).
Задание: Расскажите об интересной поездке, которая запомнилась больше всего. Не забудьте рассказать:
— куда и с кем Вы ездили,
— что делали, что увидели,
— с какими интересными людьми встретились,
— какие впечатления остались.
Возможный вариант ответа: Я довольно часто бываю в поездках и с классом, и с родителями. Сегодня я хочу рассказать об интересной поездке, которая запомнилась мне больше всего. Однажды мы с классом в конце учебного года поехали в Санкт-Петербург. Поездка совпала с периодом белых ночей и длилась шесть дней. У нас была запланирована очень насыщенная программа. Сначала нас ждала обзорная экскурсия по городу. Из окна автобуса мы увидели главные достопримечательности. Экскурсовод рассказала много интересного о городе. Потом мы посетили Эрмитаж и Исаакиевский собор. Особенно интересными были ночная экскурсия и экскурсия по рекам и каналам города. Один день был полностью посвящён поездке в Петергоф. Эти шесть дней пролетели незаметно. Конечно, этот город невозможно рассмотреть за это время. Я очень надеюсь, что ещё раз посещу этот прекрасный город. Недаром его называют культурной столицей России.
17. Тема: Занятия в интересном кружке (повествование на основе жизненного опыта).
Задание: Расскажите о Ваших занятиях в интересном кружке. Не забудьте рассказать:
— какой кружок Вы посещаете,
— как проходят занятия,
— кто руководит кружком,
— что нового Вы там узнали, чему научились.
Возможный вариант ответа: В нашей школе ведётся много самых разных кружков. Я посещаю некоторые из них. Сегодня я хочу рассказать о своём любимом кружке. Это театральный кружок. Мы сами не играем на сцене, а водим кукол. Ведёт занятия наш учитель русского языка Нина Петровна. Примерно раз в четверть у нас премьера. Сначала мы выбираем произведение, потом распределяем роли, учим их, готовим декорации. Очень интересно проходят репетиции. Много внимания учитель уделяет нашей речи. Нужно, чтобы она был правильной, чёткой, выразительной. Иначе зрителю просто неинтересно будет смотреть за происходящим. Обычно мы показываем свои постановки учащимся начальной школы и воспитанникам детского сада. Мне очень нравятся занятия в этом кружке.
18. Тема: Интересный день в летнем лагере (повествование на основе жизненного опыта).
Задание: Расскажите об интересном дне в летнем лагере. Не забудьте рассказать:
— в каком лагере Вы отдыхали,
— как Вы провели этот день,
— какое настроение у Вас было,
— почему Вам запомнился этот день.
Возможный вариант ответа: Думаю, каждый хоть один раз бывал в летнем лагере. Я каждый год с удовольствием провожу там один месяц. Сегодня я хочу рассказать об одном интересном дне, проведённом в летнем лагере. Это был школьный лагерь. Мне очень запомнился день закрытия лагеря. К нам были приглашены аниматоры. День начался с торжественной линейки. Каждый отряд получил задание в конверте. На решение всех задач было отведено полтора часа. Для нас была организована военно-полевая игра. Мы проходили полосу препятствия, перевязывали раненых, добывали ценные документы. Все отряды справились с поставленной задачей. Время пролетело незаметно. Это был очень насыщенный день. Он запомнился мне больше всего.
19. Тема: Встреча с интересным человеком (повествование на основе жизненного опыта).
Задание: Расскажите о встрече с интересным человеком. Не забудьте рассказать:
— где произошла эта встреча,
— как вы познакомились,
— чем занимается этот человек в жизни,
— чем этот человек заинтересовал Вас.
Возможный вариант ответа: В жизни мы встречаем самых разных людей. Кто-то просто проходит мимо, а кто-то оставляет в нашей душе неизгладимый след. Сегодня я хочу рассказать об очень интересном человеке. Эту встречу организовала наш классный руководитель вместе с руководителем школьного музея. Мы познакомились с ветераном Великой Отечественной войны. Совсем юным мальчишкой он попал на фронт. Прошёл всю войну, дважды был ранен. После войны он работал председателем колхоза. Его правнуки учатся в нашей школе. Этот человек, несмотря на свой возраст, хорошо помнит сложные военные годы. Он рассказал, как непросто было в первые послевоенные годы. Этот человек меня заинтересовал своим умением рассказывать. Время классного часа пролетело незаметно. Но никто не спешил вставать после звонка. Наша встреча была очень интересной.
20. Тема: Моё увлечение (повествование на основе жизненного опыта).
Задание: Расскажите о своём увлечении. Не забудьте рассказать:
— чем Вы увлекаетесь,
— чем Вас заинтересовало это дело,
— как давно Вы этим увлекаетесь,
— что даёт человеку увлечение.
Возможный вариант ответа: У каждого человека есть какое-то увлечение. Сегодня я хочу рассказать о своём. Мне очень нравится выращивать петунию. Это очень неприхотливый цветок. При правильном уходе он будет радовать глаз с мая по октябрь. Это увлечение возникло у меня случайно. Моя мама выращивает рассаду петуний, а весной продаёт её. Сначала я просто наблюдала, как мама это делает, а потом тоже увлеклась этим процессом. Я перечитала много статей о выращивании петунии, научилась правильно и вовремя её прищипывать. А уже летом наслаждалась её цветением. Теперь у нас с мамой даже небольшое соревнование, у кого лучше получится рассада. Это увлечение сделало меня более усидчивой и наблюдательной.
21. Тема: Выходной день, который запомнился больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
Задание: Расскажите о выходном дне, который запомнился Вам больше всего. Не забудьте рассказать:
— с кем Вы провели этот день (с одноклассниками, с друзьями, с родителями),
— как Вы провели этот день,
— какое настроение у Вас было в этот день,
— почему Вам запомнился этот день.
Возможный вариант ответа: Сегодня я хочу рассказать о выходном дне, который запомнился мне больше всего. Мы решили провести его на природе. Папа заранее замариновал мясо для шашлыка. Мама взяла с собой овощи и фрукты. Я взял мяч и бадминтон. С утра мы отправились в лес. Когда приехали на место, мы с папой начали разжигать костёр. Мама обустраивала стол. Пока готовился шашлык, мы с сестрёнкой играли в бадминтон. Потом родители позвали нас к столу. Мы рассказывали друг другу весёлые истории, наслаждались природой. Потом мы всей семьёй играли в мяч. День пролетел незаметно, наступила пора возвращаться домой. Мы возвращались немного уставшие, но полные впечатлений. Этот день мне очень запомнился.
22. Тема: Игры моего детства (повествование на основе жизненного опыта).
Задание: Расскажите об игре (играх), в которую (которые) Вы любили играть в детстве. Не забудьте рассказать:
— в какие игры Вы любили играть в детстве,
— о правилах игры,
— с кем Вы любили играть,
— что вызывало особый интерес.
Возможный вариант ответа: Все дети в детстве играют в какие-либо игры. Я не стала исключением. Сегодня я хочу рассказать об игре, в которую мы играли в детстве. Эта игра называется «Казаки-разбойники». Правила игры таковы: все делятся на две команды. Одна команда прячет «клад» и пытается уйти от преследования. Места своего перемещения эта команда обозначает стрелочками. Через 15 минут вторая команда начинает искать первую. Когда удаётся найти всех игроков первой команды, участники второй команды пытаются найти клад. Потом команды меняются местами. Особый интерес вызывала таинственность этой игры. До последнего момента не было понятно, где спрятан клад.
23. Тема: Мой любимый художник (повествование на основе жизненного опыта).
Задание: Расскажите о своём любимом художнике. Не забудьте рассказать:
— что это за художник, какие его картины Вы знаете и любите,
— где Вы видели картины этого художника,
— какие художественные средства (цвет, свет, прорисовка предметов и др.) использует художник,
— чем Вас привлекает творчество этого художника.
Возможный вариант ответа: Миру известны самые разные художники. Сегодня я хочу рассказать о своём любимом художнике. Это Иван Яковлевич Билибин. С работами этого художника я познакомилась ещё в детстве, когда читала сказки. Родители подарили мне книгу сказок Александра Сергеевича Пушкина с прекрасными иллюстрациями. Сначала я прочла сказки, а потом долго рассматривала картинки. Каждая деталь в них была чётко прорисована. Мне стало очень интересно, кто автор этих иллюстраций. Оказалось, что у этого художника очень интересная и трагичная судьба. Он был очень талантливым, много работал, преподавал. Когда началась Великая Отечественная война, он отказался эвакуироваться и умер в блокадном Ленинграде.
24. Тема: Интересная профессия (повествование на основе жизненного опыта).
Задание: Расскажите об интересной профессии. Не забудьте рассказать:
— чем заняты люди этой профессии,
— как давно профессия появилась в обществе,
— какие знания и умения необходимы для этой профессии,
— хотели бы вы получить эту профессию.
Возможный вариант ответа: В современном мире существует много разных профессий. Каждая интересна по-своему. Сегодня я хочу рассказать о профессии, которая мне очень нравится. Это учитель. Думаю, что эта профессия появилась очень давно, ведь всем необходимо учиться. А кто-то должен учить. Моя мама работает учителем в школе много лет. Я вижу, сколько у неё проблем и забот. Это очень непростая и ответственная профессия, но как радуется моя мама, когда её ученики успешно сдают экзамены и поступают в вузы. Мне кажется, выбирать эту профессию должен только тот человек, который очень любит детей. Я тоже очень хочу быть учителем.
25. Тема: Любимый фильм (повествование на основе жизненного опыта).
Задание: Расскажите о своём любимом фильме. Не забудьте рассказать:
— как называется фильм,
— о чём этот фильм,
— игра каких актёров Вам запомнилась и почему,
— почему этот фильм Вам особенно нравится.
Возможный вариант ответа: Все мы в разные годы своей жизни смотрим какие-то фильмы. Одни из них мы даже не запоминаем, а вот некоторые хочется пересматривать. У меня много любимых фильмов. Сегодня я хочу рассказать об одном из них. Этот фильм называется «Ирония судьбы или с лёгким паром». Думаю, каждый хоть раз в жизни смотрел эту замечательную новогоднюю комедию. Фильм, созданный Эльдаром Рязановым в 1975 году, до сих пор с удовольствием смотрят многие. В комедии подобран прекрасный актёрский состав. Главные герои – Андрей Мягков и Барбара Брыльска – замечательно исполнили свои роли. Этот фильм в нашей семье является символом наступающего года. Без этой комедии мне трудно представить встречу Нового года.