Главная » Правописание слов » Как написать учебник для вуза

Слово Как написать учебник для вуза - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Правильный учебник

Как правильно должен быть написан учебник? Ответ стандартный:
— сначала предмет изучаемой науки;
— затем принципы и методология;
— потом основные разделы;
— потом подразделы каждого раздела;
— и в конце практические детали.

Этот порядок считается классическим, а учебник, написанный таким образом — образцовым.

В своей статье я намерен доказать, что хороший учебник пишется строго задом на перед. А хорошие учебники в области IT тем более. Не зря ведь существует «Hello, World!»

Предположим, для наглядности, что некоему талантливому первооткрывателю поручено изучить и описать дерево, например, яблоню. С чего начнет первооткрыватель изучать яблоню? Со ствола? С ветвей? Нет, конечно же, он начнет изучение с яблок. Яблоки вкусные и полезные. К тому же быстро заканчиваются.

Насладившись яблоками, первооткрыватель переходит к листьям. Затем он понимает, что листьям предшествуют почки, а яблокам цветки. При чем яблоки появляются на месте опыленных цветков, а за листьями, которые получают больше света, затем крепнет стебель и превращается в ветку.

Чувствуете, к чему я клоню? Первооткрыватель сам изучает науку не в том порядке, в котором потом ее излагает. Но, продолжим.

Дальше студенты начинают учить ветви, и наука им надоедает. К моменту перехода к почкам и листьям — вызывает отрицательные эмоции. Цветочки не радуют. Долгожданные яблоки четко ассоциируются со скукой.

Почему так произошло?

Студентов сразу же лишили радости первооткрывателей. Им дали сухую теорию. Студентов не заинтересовали конечным результатом, не дали им возможности самостоятельно найти обобщения. Первооткрыватель лишил студентов историцизма изучения науки. Такой порядок — плохой учебник. Он воспитывает формализм, а не живой интерес.

Что раньше: теория или практика?

Раньше практика. На основе практики возникает теория. Способность анализировать и создавать теории на основе практики — важное качество для человека интеллектуального труда. И складывается впечатление, что писатели учебников специально торопятся изложить теорию впереди практики. На всякий случай, чтобы ни кто не заподозрил у них отсутствие способностей к обобщениям.

Может быть, ученые собственные теоретические изыскания ценят на столько высоко, что торопятся с них и начать? Но это тоже воспитывает формальное отношение к науке. Студенты начинают подгонять практику к существующей теории.

Примеры хороших учебников

Учебники по конкретным языкам программирования традиционно начинаются с предложения вывести на экран «Hello, World!» И все, кому приходилось их учить таким образом знают, насколько облегчается понимание языка. Сразу начинаешь понимать синтаксис, появляется желание врубится в философию. Хотя по классическому написанию учебников вывод на экран надо было бы изучать чуть ли не в последнюю очередь.

Еще пример хорошего учебника: практическое руководство по парсеру. За 5 коротких уроков ты чувствуешь, что знаешь язык.

Многие учебники на английском хороши, так как западные писатели нацелены на быстрый практический результат.

Примеры плохих учебников

Самым плохим учебником, и при этом очень распространенным, я назвал бы инструкцию по пользованию лифтом. Просто удивительно, насколько нужно ненавидеть всех юзеров данного гаджета, что бы писать такие страшные вещи.

Существует довольно много плохих учебников российских. Мне бы не хотелось называть конкретные имена — люди старались ведь. Плохие они потому, что пытаются дублировать собой мануалы, а не ведут студента за собой.

Взять, к примеру, друпал. Сайтов много, а хорошего учебника ни одного. Помните недавнюю дискуссию «Я люблю друпал» — «Я не люблю друпал»? Там Алексей писал — не можешь решить проблему — мучаешься, потом решаешь — радуешься. А будь один хороший учебник — и проблемы бы не стояло.

Это традиционная ситуация в IT сфере — мы уже привыкли все искать в мануалах, при чем в основном на английском. И когда российский писатель берется писать IT учебник, он не знает, как правильно его построить. С одной стороны — традиция строить учебник по классическому плану (хочется ведь, что бы все как у взрослых было). С другой стороны черпается информация из разных мануалов, которые структурируются по типам. С третьей стороны — традиция начинать с «Hello, World!» В итоге писатель совсем теряется и пишет как придется. Типа — как получается, так и структурирую.

Как правильно писать учебник

1. Начинайте с частностей, при чем с самых интересных. Например:
— пишете учебник, как приготовить пирог — начинайте с приготовления глазури;
— пишете учебник по jQuery — начинайте с полезных и интересных примеров.

2. Не забывайте про историцизм науки. Вспоминайте истории связанные с исследованием, и смешные, и трагические. Пусть студенты познают романтику, почувствуют диалектику.

3. Обобщения, принципы, методологию оставьте на последок. Дайте студентам возможность самим попробовать сформировать их, а в конце пусть сравнят свои выводы с вашими. Не лишайте их радости аналитики. Например:
— пишете учебник по JavaScript — оставьте парадигмы программирования на конец книги. Пусть студенты сначала наберут практики.

4. Давайте как можно больше практики. Это особенно важно для IT сферы. Людям нужны практические решения. Теория тоже нужна, но без практики она суха.

5. В учебнике обязательно должен быть подробный предментый указатель (спасибо за подсказку svart).

Источник

6 простых советов по написанию учебного пособия

Чтобы подтвердить статус ученого, преподаватели должны регулярно писать научные труды. Среди них: статьи, учебники, монографии и т.д. Не последнее место в этом обширном списке занимают и учебные пособия. Именно о них и пойдет речь в данной статье.

Учебное пособие и учебник: общее и различия

Для начала, определимся с тем, что собой представляет учебное пособие. Чем оно отличается от классического учебника? В первую очередь, учебное пособие представляет собой издание учебного плана, которое в той или иной степени заменяет учебник. Оно его дополняет. Поэтому учебное пособие не обязано охватывать весь курс целиком, а лишь его часть. В нем, к примеру, могут освещаться вопросы, не раскрытые в основном учебнике.

В учебном пособии должны содержаться различные взгляды на существующие проблемы дисциплины. Это – еще одно его отличие от учебника, в котором содержатся лишь официальные и доказанные теории, общепринятые взгляды. Тем самым, учебное пособие позволяет углубиться в изучение проблемы, рассмотреть ее с разных точек зрения. Поэтому это – идеальный вариант для факультативного и самостоятельного изучения студентами.

Еще одно отличие учебного пособия от учебника состоит в том, что в учебнике содержится только апробированный материал, а в учебном пособии освещены более современные сведения. Это обеспечивается тем, что учебное пособие издается быстрее. Поэтому при введении в курс новой дисциплины в первую очередь издают учебное пособие, а после апробации материала – учебник. Учебные пособия уместно также издавать по дисциплинам узкого профиля, по спецкурсам.

Вместе с тем, и учебник, и учебное пособие должны быть официально утверждены в качестве данного вида издания.

Пособие призвано удовлетворять следующим критериям:

Учебное пособие состоит (как минимум) из 4 авторских листов ( в переводе на обычное исчисление – 160 тыс. знаков с пробелами). Объем учебного пособия напрямую зависит от количества учебных часов дисциплины.

Для чего нужно писать учебное пособие?

Теперь разберем, для чего его нужно писать ученым и преподавателям? Лишь немногие преподаватели сейчас пишут учебные пособия, руководствуясь альтруистическими целями:

Однако написание учебного пособия сейчас преследует совсем иные цели. В основном, его составление служит для удовлетворения единственной задачи – соответствие определенным нормативам и требованиям. Например, для избрания по конкурсу на замещение должности доцента необходимо в списке трудов иметь учебное пособие, а иногда – и не одно. Нужно оно и для получения ученого звания.

Правила написания учебного пособия

Итак, вы решились написать учебное пособие. С чего начать? Прежде всего, следует определиться с двумя вопросами:

Вот только некоторые возможные варианты:

Ориентируясь на цель, следует подобрать материал для ее раскрытия.

При написании учебного пособия следует руководствоваться теми же стандартными правилами, что и для любого другого вида научной работы:

В отличие от многих других научных трудов, учебное пособие не должно содержать инновационные идеи. Для создания учебного пособия достаточно просто хорошо скомпилировать материал и уметь его объяснить доступным даже выпускникам школы языком.

Структура учебного пособия

Обязательными разделами любого учебного пособия являются:

Могут в нем присутствовать и дополнительные структурные элементы, среди которых: предисловие, иллюстрационный материал, глоссарий, список условных сокращений, приложения.

Рассмотрим каждый из разделов подробнее. Аннотация представляет всю вашу работу. Именно основываясь на ней, читатель будет принимать решение, подойдет ли для него данное пособие. К написанию аннотации рекомендуется приступать тогда, когда учебное пособие уже написано. В аннотации необходимо написать, кто является целевой читательской аудиторией.

В оглавление включаются заголовки всех уровней (как правило, 2 и 3). При наличии трех уровней, в оглавление входят разделы, главы, параграфы. Если заголовков только два, то параграфы опускаются. Детальное оглавление более удобно для читателя. Однако и злоупотреблять излишней детализацией тоже не следует.

Во введении следует обосновать основную проблематику работы, ее актуальность и темы, рассматриваемые в пособии. Внимание следует уделить и следующим вопросам:

Некоторым авторам введение удобно писать перед подготовкой основного текста. Однако, как правило, рекомендуется приступать к написанию этого раздела в самом конце, чтобы ничего не упустить.

В основной части должны быть раскрыты теоретические и практические вопросы.

Необходимо обеспечить, чтобы структура основной части работы соответствовала государственным образовательным стандартам и учебной программе университета. К примеру, одна глава должна соответствовать одной зачетной единице, а параграф — одной теме учебного плана.

В структуру работы уместно включить и дидактический материал. Он способствует лучшему усвоению материала дисциплины. В дидактический материал следует включить вопросы для закрепления материала, иллюстрационный материал (например, таблицы), задания для самостоятельной работы, темы докладов, рефератов, различные упражнения и тесты, список дополнительной литературы, контрольные работы и т.д.

Составлять дидактический материал следует так, чтобы он помогал усвоению главных вопросов и стимулировал мыслительную деятельность студентов.

В идеале объем дидактического материала должен составлять, примерно, одну треть общего объема пособия.

В заключении следует обобщить представленный материал. В него не стоит включать никакую новую информацию. Следует сделать акцент на нерешенных и трудно решаемых проблемах, привести рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список состоит из литературы трех типов:

Советы по написанию учебного пособия

Помочь в написании учебного пособия могут следующие простые советы:

В монографии обязательно должна присутствовать научная новизна и содержаться результаты авторских исследований. В отличие от нее, учебное пособие может не включать новые идеи и инновационные открытия. В нем должен быть приведён материал, доступный для понимания читательской аудитории, с примерами и пояснениями.

Как оформить учебное пособие?

При оформлении учебного пособия применяются общие требования для всех научных трудов. Вместе с тем, в отличие от научной статьи, следует воспользоваться еще некоторыми рекомендациями.

Так, в идеале рекомендуется отдать свою рукопись корректору для внесения исправлений. Ведь некоторые нюансы подвластны только профессионалам. Поэтому не стоит полагаться только на собственную грамотность и встроенный редактор MS Word. Ведь учебное пособие будут читать студенты, поэтому ошибки и опечатки недопустимы.

Не стоит для удешевления услуг издания стремиться самостоятельно создать оригинал-макет в редакторе Word. В большинстве случаев вы только потратите время впустую. Доверьте этот процесс профессиональному верстальщику. Он применяет профессиональное программное оборудование и знает все тонкости отечественных стандартов.

Чтобы не тратить зря время на то, чтобы переделывать оформление, следует еще на стадии написания работы задать необходимые параметры в Word (величину отступа, абзацев, полей, межстрочного интервала, шрифта и т.д.). Тогда в будущем не придется в срочном порядке корректировать работу.

Итак, написание учебного пособия является обязательным условием для развития научной карьеры ученого. Оно рассчитано, прежде всего, на студенческую аудиторию, поэтому должно содержать актуальную и достоверную информацию.

Источник

Как написать учебное пособие 41530

У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Оглавление

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.

Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.

Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.

Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:

Следовательно, Кай смертен.

Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях ( внешние рецензенты ).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

Также рекомендуем прочитать

Дистанционное поступление в вуз: опыт этого лета и будущие перспективы

В 2020 году пандемия коронавируса COVID-19 внесла коррективы в проведение вузами приемной кампании. Сам прием документов в дистанционном режиме не так нов. Многие университеты на этот момент уже предлагали личные кабинеты абитуриентам в качестве альтернативы дальним поездкам и почтовым отправлением.

​Отчет о работе преподавателя: варианты содержания

Преподаватель вуза в течение года проделывает значительный объем работы. Она не ограничивается чтением лекций и проведением семинаров, продолжительность которых можно оценить в часах. Все остальное учитывается и анализируется в иной форме. Для сведения результатов учебного года воедино и заполняют отчеты о работе.

Правила оформления статей. Что это? Зачем это? Для кого это?

Люди делятся на тех, кто любит правила (Шелдон Купер, ага), и тех, кто их ненавидит. Ну ладно, просто терпеть не может их соблюдать. Еще бы: каждый из нас повидал достаточно правил, смысл соблюдения которых покрыт туманом условностей. Поэтому сегодня я хочу рассказать, почему мы придумали правила оформления статей, кому и для чего они нужны и в каких случаях их можно не соблюдать.

Источник

Как написать качественный учебник?

Ерлан АСКАРОВ,

доцент каф. «Стандартизация,

сертификация и технология машиностроения»

КазНТУ им. К. И. Сатпаева

Для проведения качественного эффективного учебного процесса необходим учебник или учебное пособие. В дальнейшем оба этих понятия объеди­ним в общий термин «Учебник». Учебники существовали всегда, с тех пор как появился процесс обучения. Необходимо понять, что такое «качествен­ный учебник». Вопрос кажется простым и банальным, но точного вопроса на него в известных источниках нет. В последнее время много говорится о но­вых учебниках, учебниках нового поколения, учебниках нового века и ты­ся­челетия и т. д., но никто не сказал, что такое учебник нового поколения, и чем он отличается от учебника старого поколения. Очень модным стало слово «новая парадигма» образования, но что это такое, также до конца не по­нятно.

Все министры образования и науки РК по очереди заявляют, что в республике изда­ются плохие учебники и задают риторический вопрос: «Почему пишутся плохие учебники?». Автор хотел бы разобраться в этом вопросе и постараться дать на него ответ.

Необходимо точно сформулировать требования к учебнику, это необходимо, чтобы знать какой вариант учебника лучше, какой издавать и приме­нять в учебных заведениях.

Рассмотрим типичные существующие критерии.

Для выработки критериев оценки хорошего учебника необходимо исходить из желаний и потребностей потребителя учебника, в первую очередь, это учащийся, во вторую – преподаватель.

Что хочет учащийся? Из опросов учащихся и собственного опыта можно назвать несколько важных параметров учебника. Это:

Охарактеризуем каждое свойство,

1. Информативность. Учебник должен содержать достаточно большой объем полезной информации по предмету, но это объем должен быть оптимально сбалансирован. Здесь необходимо, отметить, что избыток информа­ции – это плохо. Учебник – это не научная монография.

2. Наглядность. Учебник должен быть очень нагляден, в нем должно быть много иллюстраций, графиков, таблиц и т. д. Эти материалы должны быть хорошего качества, хорошо смотреться, быть понятными и вызывать интерес.

3. Понятность. Язык учебника должен быть понятен, легко читаться и запоминаться. Он не должен быть перегружен иностранными и непонятными словами. Фразы должны быть легкими, не должно быть сложных, длинных предложений, перегруженных разными речевыми оборотами. Бывает так, что автор учебника хочет показать свою ученость и начитанность, он применяет множество иностранных слов, очень сложно строит свои предложения. В итоге чтение такого учебника напоминает движение через заросший лес, на каждом шагу препятствия, бурелом. Прочитав пару страниц такого учебника, читатель быстро устает, и у него нет интереса читать дальше. Всегда надо помнить, что учебник это не научная монография, а книга для молодого человека, который только начинает свое профессиональное восхождение.

Если человек много знает, но он косноязычен, он не сможет быть хорошим преподавателем, и он не сможет написать хороший учебник. Для напи­сания хорошего учебника необходимы хотя бы не­большие литературные способности, необходимо уметь хорошо говорить, понятно и быстро излагать свои мысли, грамотно их формулировать. Обычно эти способности раскрываются после длительного чтения лекций перед живой аудиторией слушателей. Можно утверждать, что человек, который не умеет выступать перед аудиторией, вести с ней диалог, не сможет написать хороший учебник.

4. Научность. Уровень учебника должен отражать современное состояние науки. Он, в обязательном порядке, дает информацию о последних научных достижениях в данной области. Но такая информация должна даваться в определенном объеме, причем обязательно надо учитывать уровень читателей – школьник, студент, бакалавр, магистрант либо докторант.

Достаточно часто попадаются учебники, где дается неправильная или устаревшая информация. К примеру, в учебнике «Стандартизация продукции», выпуск 2010 г., говорится: «Технические условия являются основным нормативным документом в РК». Но в Казахстане нормативный документ «Тех­ни­ческие условия» не существует с 2006 г., он заменен документом «Стан­дарт организации». Или в учебнике «Токарное дело» выпуск 2010 г. на полном серь­езе подробно рассматривается устройство станка модели 1К62, данный ста­нок снят с производства в 1975 г. Или учебник «Проектирование машино­строительного производства», выпуск 2006 г., дается описание коорди­натно-измерительной машины, в состав которой входит «цифропечатающий ме­ханизм и перфоратор». Я думаю, что перфокарты для ввода информации, ис­чезли еще до рождения современных студентов.

Показательны в этом плане американские учебники. В них всегда много юморных веселых рисунков, материал часто подается с долей иронии и т. д. Напри­мер, в учебнике по физике изучается тема «Сила гравитации», учащимся предлагается определить, с какой силой притягиваются друг к другу два уче­ника в классе. В конце задачи автор дает сноску, что, наверное, в природе су­ществует еще одна сила, которая намного больше притягивает юношей к де­вушкам класса. Понятно, что после такой фразы, эта задача запомнится лучше, и решат ее быстрее. Здесь грамотно применяются методы мнемотех­ники (улучшения запоминания). Для лучшего запоминания, желательно при­вязать информацию к факту, который хорошо известен и интересен чело­веку.

Интересен в этом плане автор А. Левин, написавший множество учебников по работе с персональным компьютером, его книги выдержали десятки изданий, например, очень известный учебник «Самоучитель работы на пер­сональном компьютере».

7. Логичность. Материал учебника должен излагаться логично, последова­тельно, от простого к сложному. Одно положение должно являться основой следующего. Обязательно должна соблюдаться причинно-следственная связь. Если в предлагаемом материале обеспечиваются эти требова­ния, учеб­ник будет понятен, не будет вызывать отторжения ученика. Если же мате­риал будет даваться хаотично, без связи друг с другом, это сразу создаст про­блемы у учащегося, он не будет понимать, на чем основаны выводы, предла­гаемые на страницах учебника, откуда появились эти факты. В конеч­ном итоге, он просто будет механически запоминать материал (зубрить), только для того, чтобы сдать экзамен, а выйдя с экзамена через полчаса за­будет все, что читал в таком учебнике.

Либо приводимые примеры не имеют никакого отношения к будущей работе ученика. Например, в учебнике «Статистические методы в управлении качеством продукции» все примеры связаны с бросанием монеты, стрельбой из пушки, объемом продаж и т. д. Сразу видно, что автор взял все примеры из обычного учебника по статистике, но причем здесь управление качеством продукции?

10. Оригинальность. Данный параметр имеет два аспекта. Первый – ориги­нальность показывает уровень автора, он дает достаточно свежую новую информацию, показывает ее в новом свете, открывает новые, ранее не за­меченные, стороны известной информации. Понятно, что такой учебник дает новые знания. Это хорошо.

Второй – плагиат плох всегда, читать то, что ты где-то уже видел не интересно. С другой стороны, это нарушение авторского права, правовое пре­ступление. Более того, это уголовное преступление, в Уголовном кодексе РК есть статья 186 «Нарушение авторского права». Многие авторы абсолютно свободно дословно списывают целые страницы с других книг, а другие еще проще делают – активно работают со сканером. Изучая учебники по одной дисциплине, можно проследить, что одна иллюстрация применяется на протяжении 30-40 лет, один пример может присутствовать в десятках книг разных авторов. Сканированные иллюстрации еще имеют очень низкое качество, плохо про­сматриваются, а некоторых элементов на них практически не видно.

В по­следнее время в плане списывания очень активно используется Интернет.

При написании учебника необходимо помнить, что учебник делается для потребителя-ученика. Учебник – это труд, товар, который должен иметь потребительскую стоимость. Он должен найти сво­его покупателя на свободном конкурентном рынке. Самый объективный че­стный показатель качества учебника – это уровень его реализации в обычных сво­бодных торговых точках. Если в обычный книжный магазин по своей воле приходит обычный студент или студентка, причем они знают, что этот учеб­ник есть в библиотеке ВУЗа, и платят за ваш учебник свои собственные кровные деньги, это говорит о том, что ваш учебник достаточно хорош, и вы рабо­тали не зря.

Также хорошим индикатором качества вашего труда является факт, что студенты старших курсов, прошедшие обучение по данному курсу, отказываются продавать свои учебники студентам младших курсов. Они, считают, что этот учебник еще пригодится им в будущей работе.

Второй потребитель учебника – это преподаватель, в основном, молодой, начинающий. В последнее время значительно увеличилось количество предметов в учебном заведении, особенно в ВУЗе. Один преподаватель ведет 5-7 разных предметов, причем предметы достаточно часто меняются. Преподава­тель не знает своего предмета досконально, часто он знает его не намного лучше самих студентов, которых он учит. В этом случае, ему крайне необхо­дим простой понятный учебник, по которому он быстро освоит предмет. На сайте одного университета студенты написали, что молодой преподаватель честно сказал, что он будет осваивать новый предмет вместе с ними, так как знает его плохо. Причем, что характерно, студенты с уважением отнеслись к такому честному заявлению преподавателя. Гораздо хуже, когда студенты с издевательством и иронией пишут о своих преподавателях, которые абсо­лютно не знают свой предмет, но, что особенно плохо, и не собираются его изучать.

Отсутствие понятия потребителя порождает два фактора – слабые авторы и издательства.

Для некоторых авторов учебников понятия потребителя-учащегося не существует. Цель написания учебника – получение ученого звания, аттестация, повышение авторитета и т. д. Такие авторы непоколебимо убеждены, что в свободной продаже учебник никто не купит, это полная утопия. Естественно основная цель таких авторов заручится поддержкой учебно-методических отделов, рецензентов, войти в план издания за бюджетные средства. Характерная особенность таких авторов – полное безразличие к тиражу учебника.

С издательствами такая же ситуация. Государственные издательства и частные издательства, имеющие постоянные государственные заказы, имеют планы и фонды издания. Задачи – удовлетворить пожелания потребителя у них нет. Главное выполнить план издания. Весь тираж скупают государственные уч­реждения – библиотеки, ВУЗы, отделы культуры и образования областей и т. д. Учебники таких издательств обычно имеют красивую разноцветную твердую обложку, но внутри желтая газетная бумага и слабое содержание. Какой-либо реальной редакторской работы такие издательства не проводят, в тексте много ошибок и несоответствий. Когда книги таких издательств попадают в книжные магазины, они там пылятся месяцами.

Напротив, частные издательства, все более погружающиеся в свободный конкурентный рынок, особенно, с российскими учебниками, качество учебников повышают. Это требования жизни. Они уже мало смотрят на звания и регалии авторов. Если книга издается за счет издательства, полностью или частично, в обязательном порядке проводится изучение учебника на предмет его коммерческой привлекательности для покупателя и оригинальности (от­сутствия плагиата). Такие издательства реали­зуют только часть тиража в ор­ганизации, которые в последнее время тоже стали смотреть, что покупают, другая часть тиража идет через розничную сеть – книготорговые ча­стные фирмы, которые естест­венно не будут покупать книги, которые зава­лят их магазины и склады без единого шанса быть проданными.

В практическом плане предварительную оценку – экспертизу учебников должны проводить эксперты. Требования к экспертизе:

1. Эксперты должны быть компетентными профессионалами в данной области, объективными. Они должны нести ответственность за свои решения и получать за свой труд деньги. Свои решения эксперты должны обосновывать, то есть приводить аргументацию.

2. Оценивание должно проводиться количественно в баллах, анонимно, с учетом принципов квалиметрии.

Приведем учебный пример экспертизы. На конкурс представлено три учебника А, В и С, по одному предмету. Необходимо оценить уровень каждого учебника для определения лучшего для издания.

Для оценки учебников приглашено 7 экспертов. Опре­делены единичные показатели качества учебника. Это 1) инфор­мативность, 2) понятность, 3) научный уровень, 4) наглядность.

1) Первым этапом решили определить весовые коэффици­енты каждого показателя. Для этого пригласили 20 студентов, изу­чающих данный курс, и предложили им расставить приоритетность для них этих четырех показателей. Самому важному показателю ставят 5 баллов. Данные опроса сводим в таблицу 1.

Студент 1 информа­тивность 2 понят­ность 3 научный уровень 4 на­гляд­ность
1 5 4 4 4
2 5 5 5 4
3 4 5 3 4
4 4 5 3 4
5 4 5 5 3
6 5 4 4 3
7 5 5 3 4
8 5 5 5 5
9 4 5 4 5
10 4 5 4 3
11 5 4 4 3
12 4 5 3 4
13 4 5 4 4
14 4 5 5 5
15 4 4 5 4
16 5 5 3 4
17 5 4 4 3
18 5 5 3 4
19 4 5 3 5
20 5 5 4 4
сумма 80 86 69 71

Определяем общую сумму баллов, она равна:

Весовые коэффициенты по каждому показателю равны:

В нашем примере самый важный показатель для студентов – второй – понят­ность.

2) Следующим этапом эксперты оценивают непосредственно учебники. Они изучили все три учебника, независимо друг от друга и выставили свои оценки по каждому показателю качества учебника, наивысшая оценка 10 баллов.

экс­перт информатив­ность понятность научный уро­вень наглядность
А В С А В С А В С А В С
1 10 9 8 9 9 8 10 9 9 10 8 9
2 9 8 9 8 9 8 10 8 9 10 9 8
3 8 8 10 8 8 8 9 8 9 9 9 8
4 9 9 10 9 7 9 9 8 8 9 8 8
5 8 10 9 9 9 8 8 7 8 8 7 9
6 10 7 8 8 10 7 10 8 10 9 9 8
7 8 8 7 7 8 9 10 8 9 10 9 9
сумма Q1A= 62 Q1B=59 Q1C=61 Q2A=58 Q2B=60 Q2C=57 Q1A=66 Q1B=56 Q1C=62 Q1A=65 Q1B=59 Q1C=59

3) Определяем комплексный показатель качества для каждого учебника по формуле

Из расчета видно, что наилучший показатель у учебника А, второй результат у учебника С, учебник В занял третье место.

Необходимо отметить, что экспертная оценка учебника, не может быть окончательная, особенно если комплексные показатели учебников близки по значению. Вполне возможно, что учебник, занявший второе или третье место, в будущем окажется лучше. Окончательную оценку поставят практика, потребитель.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать учебник для вуза, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать учебник для вуза", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать учебник для вуза:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *