Характеристика на руководителя
Чаще всего характеристика на руководителя нужна для награждения или трудоустройства (перевода). Например, руководитель отдела одной компании планирует заключить трудовой договор с иной компанией. И просит предоставить ему характеристику с учетом его должности. Реже ее используют с целью применения негативных последствий. Для расторжения трудового договора или применения дисциплинарного взыскания. Иногда характеристику могут истребовать органы власти в тех или иных целях.
Руководитель организации — не всегда главное «лицо» организации. Многие учредители компаний нанимают специалистов для занятия такой должности. Поэтому сотрудники кадров должны уметь составлять характеристику на руководителя и организации, и отдела. Причем часто руководитель того или иного структурного подразделения может поручить составление характеристики на подчиненного. Мы разместили пример характеристики не только для наглядности, но и для использования в работе.
Пример характеристики на руководителя
Характеристика руководителя организации
Радищев Виктор Семенович работает в ООО «Просвет» с с 10 мая 2018 года, принят на должность руководителя отдела продаж (10.05.2018 г. — 10.09.2019 г.), переведен на должность заместитель генерального директора (10.09.2019 г. — 05.02.2020 г.), переведен на должность генерального директора с 05.02.2020 г. Стаж работы на руководящих должностях — более 10 лет.
В должностные обязанности Радищева В.С. входит управление текущей деятельностью организации, руководит производственно-хозяйственной, финансово-экономической деятельностью предприятия, организацией взаимодействиями всех структурных подразделений Общества. Обеспечивает выполнение всех принимаемых Обществом обязательств, включая обязательства перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами, а также по договорам.
Радищев В.С. обладает высокими профессиональными знаниями для выполнения возложенных должностных обязанностей и исключительным практическим опытом. Отлично знает организационные взаимосвязи между подразделениями Общества, постоянно добивается высоких финансово-экономических результатов.
За время трудовой деятельности Радищев В.С. показал себя практичным, грамотным руководителем. Имеет обширные знания в области теории и методов управления, управленческих концепций. Свободно ориентируется в вопросах менеджмента, маркетинга, кадровых вопросах. Систематически совершенствует личную профессиональную подготовку, постоянно стремится к получению новых и усовершенствованию имеющихся знаний.
Имеет обширные знания в области организации и нормирования труда и отлично умеет их использовать; свободно ориентируется в вопросах маркетинга, имеет большую практику в этой области. Систематически совершенствует личную профессиональную подготовку, стремится к получению новых знаний.
Умеет оценивать последствия различных нормативных актов и управленческих решений. Блестяще планирует работу; добивается высокой жизнеспособности и реалистичности плана. При решении тех или иных вопросов исходит из интересов дела.
Решителен: решение принимает быстро, без промедления. При необходимости принятия решения в незнакомой для себя области умело привлекает специалистов и консультантов и использует их знания. Способен и умеет осуществлять правильный и своевременный контроль за ходом дел.
Настойчив, упорен и цепок; не останавливается, пока не достигнет цели или не разберется в каком-то деле досконально. Способен быстро разобраться в сути вопроса и выделить главное.
Награжден благодарственным письмом контрагента Общества ООО «Союз» за успешное сотрудничество.
Вежлив и корректен в отношении с окружающими.
Имеет высокий культурный уровень, образован; эрудированный, интеллигентный человек. Пользуется большим и заслуженным авторитетом в коллективе, уважением всех работников.
Характеристика выдана для представления по месту требования.
Единственный участник ООО «Просвет» Ладов Ладов С.П. 11.08.2023 г.
Как составляется характеристика на руководителя
По своей структуре и содержанию такой документ отличается от характеристики с места работы. Но безусловно многое определяет место предоставления документа. В зависимости от цели содержание документа меняется. В описательной части. Структуры рекомендуем придерживаться следующей:
Кто подписывает характеристику
Если документ составлен на руководителя структурного подразделения (отдел, управление, цех), подписывает документ руководитель организации. А если речь идет о самом директоре организации, то документ может подписать один из учредителей. Или представителей коллегиального органа. Например, председатель Совета директоров.
Негативная характеристика на руководителя по структуре не отличается от представленной. В содержании же составитель проводит анализ между возложенными обязанностями и фактическим их исполнением. О неудовлетворительной работе могут свидетельствовать — неисполнение контрактов, судебные тяжбы (с контрагентами, работниками), наличие дисциплинарных взысканий, привлечение Общества к административной и иной ответственности.
При составлении характеристики на руководителя обратите внимание на соблюдение законодательства в сфере персональных данных и Положения о коммерческой тайне.
Характеристика на руководителя
Тип документа: Характеристика
Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.
Размер файла документа: 58,5 кб
Любой руководитель вне зависимости от уровня осуществляемого им управления (принадлежности к низшему, среднему или высшему звену руководства) является прежде всего управленцем. Характеристика на руководителя во многом схожа с аналогичными служебными характеристиками, оформляемыми на специалистов предприятия. Однако существует принципиальное отличие: при описании деятельности руководителя отражают и оценивают в первую очередь уровень его управленческих качеств, навыков и достижений.
Цель составления характеристики
Цель документа – достоверно и объективно описать и оценить деятельность сотрудника организации, занимающего руководящую должность. При составлении документа следует учесть его дальнейшее предназначение. В большинстве случаев его составляют:
В зависимости от предназначения документа ту или иную его часть описывают и оценивают более подробно. Например:
Важно! Не нужно в характеристике перечислять должностные функции, выполняемые руководителем. Характеристика призвана оценить общий уровень профессиональной компетенции руководителя.
Основные разделы
Унифицированной формы документа не существует. Однако при составлении документа, как правило, выделяют три основных раздела.
Первый раздел
В начальной части документа после указания Ф.И.О. руководителя, даты его рождения и полного названия занимаемой им должность приводят краткую информацию о полученном им образовании, общей квалификации и основных этапах трудового пути на предприятии.
Важно! Как правило, не описывают те этапы трудовой деятельности, которые имели место до приёма на работу в данную организацию.
Второй раздел
Основной раздел документа содержит: описание следующих качеств, навыков и достижений руководителя:
Важно! Документ будет выглядеть весомым и аргументированным только в том случае, если он будет содержать конкретные цифры, демонстрирующие достижения руководителя или ссылки, демонстрирующие соответствие его деятельности определённым критериям. Например: «подано 124 рационализаторских предложения» или «своевременно в соответствии с Распоряжением № 25».
Третий раздел
Содержание заключительного раздела диктуется дальнейшим предназначением характеристики. Это может быть:
Оформление документа
Характеристику желательно оформлять на фирменном бланке с логотипом организации. В противном случае в верхней части документа следует указать полное наименование организации, её юридический адрес и номер телефона.
Как правило, документ подписывает руководитель организации или уполномоченное им лицо. Если документ составляют на главного руководителя организации, то подписать его может вышестоящий руководитель холдинга или учредитель. Наличие печати организации – обязательное условие оформления документа.
Характеристика на руководителя для награждения
Характеристику для награждения могут попросить на любого сотрудника, в том числе и на руководителя. Наградить работника могут органы администрации населенного пункта или глава организации, если речь идет о руководителе структурного подразделения. Обязанность по написанию характеристики ложится на плечи работников отдела кадров. Рассмотрим, как составить такой документ.
Образец характеристики на руководителя для награждения
Общество с ограниченной ответственностью «Рододендрон»
Характеристика
на генерального директора ООО «Рододендрон»
Светлова Петра Петровича
12 января 2021 года
Петр Петрович Светлов, 15 февраля 1971 года рождения, образование — высшее, ФГБОУ «КГУ», специальность — экономика и управление на предприятии. Был принят в ООО «Рододендрон» 5 апреля 2013 года на должность менеджера по продажам, 14 августа 2015 года переведен на должность руководителя отдела продаж, 20 октября 2017 года переведен на должность генерального директора организации.
В должностные обязанности Светлова П.П. входит управление деятельностью компании: финансово-экономической, производственно-хозяйственной. Обеспечивает взаимодействие всех отделов компании, выполнение всех обязательств, принимаемых ей, в том числе обязательств по договорам, перед бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами, кредиторами, инвесторами.
За время работы в ООО «Рододендрон» Петр Петрович показал себя практичным, грамотным специалистом с нестандартными подходами к решению задач любой сложности. Под его руководством прибыль организации выросла на 45%, расходы сократились на 15%, налажены связи с несколькими крупными зарубежными клиентами, профессиональный уровень всего трудового коллектива вырос, ушла проблема текучки кадров, обновилось техническое оснащение компании.
За решение сложных производственных вопросов был несколько раз премирован учредителями ООО «Рододендрон». Имеет благодарственные письма за сотрудничество от ООО «Союз», ООО «Восток», ЗАО «Онегин».
Петр Петрович обладает большими знаниями в области теории и методов управления, российского налогового и трудового законодательства, ориентируется в вопросах маркетинга. Постоянно совершенствует свой профессиональный уровень, стремится к овладению новыми знаниями и тем самым подает пример своим подчиненным. В ООО «Рододендрон» выросла численность высококвалифицированных работников.
По инициативе Светлова П.П. компания организовала инженерные лагерные смены для увлеченных и одаренных детей, начала участвовать в благотворительных мероприятиях нашего города.
Петр Петрович коммуникабелен, высоко эрудирован, владеет тремя иностранными языками, обладает высокой степенью работоспособности, целеустремлен. В общении с подчиненными добродушен и корректен, готов всегда прийти на помощь. С клиентами и партнерами соблюдает правила деловой этики. Спокоен, сдержан и неконфликтен. Дисциплинарных взысканий на него не налагалось. В конфликтах с подчиненными замечен не был. Пользуется заслуженным авторитетом подчиненных.
Учредители ООО «Рододендрон»
Михайлов / Е.А. Михайлов
Вахрушев / В.С. Вахрушев
По каким правилам составляют характеристику
Если характеристика необходима руководству компании, чтобы решить вопрос относительно поощрения работника, то ее составляют в свободной форме. Если награждать работника будут какие-либо госорганы, то, скорее всего, составлять документ не придется, поскольку для этого могут предоставить специальный бланк.
Традиционно характеристику пишут следующим образом: указывают данные о сотруднике, его должности в организации, коротко называют должностные обязанности, перечисляют трудовые достижения, профессиональные и личностные качества.
Подробное описание частей характеристики:
К сведению! Не нужно забывать о правильном оформлении шапки документа. В ней указывают наименование и реквизиты организации, наименование документа, дату и место его составления.
Характеристику подписывает непосредственный руководитель характеризуемого лица, например, генеральный директор для начальника производственного цеха. Если же она пишется на самого гендиректора, то ее подписывают учредители или председатель совета директоров.
Полезная информация для написания характеристики
Характеристика должна отражать профессиональные качества работника, его достижения в организации и содержать только достоверные данные. Нужно использовать официально-деловой стиль речи, исключить двусмысленные обороты, различного рода ошибки и опечатки. Мысли нужно формулировать четко, ясно. Можно воспользоваться стандартными формулировками, главное — написать достоверные сведения.
Нельзя включать в текст сведения, которые не относятся к трудовой деятельности сотрудника, например, о хобби, религиозных или политических взглядах.
Данные, которые включаются в документ, выбирают согласно требованиям, указанным учреждением, для которого составляется характеристика. Нужно помнить, что требования не должны расходиться со статьями 86-90 Трудового кодекса РФ, положениями закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ и коммерческой тайной компании.
Отрицательные характеристики составляются крайне редко. Если между организацией и работником произошел конфликт, то она может отказать в ее оформлении, если, конечно, бумага не нужна для судебных органов или иных подобных. Характеристика для награждения уже подразумевает, что она будет положительной.
Как правильно составить по образцу характеристику на руководителя с места работы?
Характеристика на руководителя с места работы – это официальный документ, который наиболее подробно излагает всю необходимую информацию о его моральных качествах, навыках и профессиональных заслугах.
Бумага составляется с целью принятия решения о награждении и повышении сотрудника фирмы в должности или напротив взыскания части заработной платы за некомпетентность и дисциплинарные проступки.
Особенности и виды
Характеристика содержит подробную, но исчерпывающую информацию о руководящем лице, а именно:
Если предприятие или организация является государственным владением, то характеристика на руководителя с места работы составляется в соответствии с ГОСТОМ Росстандарта 6.30 от 2003 года: «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
В зависимости от адресата, куда направляется характеристика, она может быть:
Узнать больше о том, что такое характеристика с места работы, а также посмотреть образец заполнения документа, можно здесь.
Причины запроса информации о директоре организации
Характеристику на руководителя с места работы могут затребовать:
Больше о том, куда требуется и для чего нужна характеристика с места работы, мы рассказывали в этой статье.
Кто составляет и подписывает документ на начальника?
Характеристика на руководителя с места работы составляется на листе формата А4. Документ должен быть заверен директором и его заместителем + на характеристике должны быть проставлены печати организации или предприятия.
Характеристика – официальный документ, способный трезво произвести оценку профессиональной пригодности сотрудника рядовой и руководящих должностей. Документ составляется кадровыми работниками, их задача сделать акцент на качества руководителя, которые требуют запрашиваемый орган. Пройдя этап составления, характеристика передается на подпись и печать:
Структура
При написании рекомендательного письма на руководителя, уполномоченные лица обязаны указать:
Алгоритм написания
Характеристика не имеет строгую деловую форму заполнения, но документ должен соответствовать ГОСТУ Росстандарта 6.30 от 2003 года, а именно:
Предлагаем поэтапную схему составления характеристики на руководителя с места работы.
Больше о том, или написать и оформить хорошую характеристику с места работы, мы рассказывали в отдельной статье.
Заголовок
В заголовке уполномоченное лицо должно указать:
Личные данные сотрудника
Необходимо указать анкетные сведения:
Трудовые записи
Деловые качества
Рекомендуем указать следующую информацию:
Допустимо также указать информацию про наличие или отсутствие вредных привычек у сотрудника, занимающего руководящую должность.
Оценка показателей работы
Оценить уровень работоспособности сотрудника можно опираясь на следующую шкалу:
Заключение
В данном абзаце необходимо указать цель составления характеристики, она бывает нескольких типов:
Чтобы рекомендательное письмо было признанным, как действующий документ, его должен подписать генеральный директор или директор компании, его заместитель и лицо, отвечающее за подбор персонала, если таковой имеется в штате компании. Руководство, поставив подписи должно заверить документ печатью и выпустить его в двойном экземпляре. Один экземпляр передается по назначению, второй храниться внутри организации.
Характеристика на руководителя с места работы – официальный документ, предоставляющий объективную оценку профессиональным, личным и деловым качествам сотрудника. Рекомендательное письмо способствует повышению и понижению сотрудника в должности. Характеристика – лицо руководителя, изображенное в письменном виде.
Образец характеристики на руководителя
Характеристикой называется документ, который включает сведения о профессиональных достижениях и личных особенностях сотрудника. Чаще всего её подписывает руководитель, но иногда самому директору тоже требуется такой документ. Рассказываем, как составляется характеристика на руководителя для награждения, повышения, привлечения к дисциплинарной ответственности и прочих ситуаций.
В каких случаях требуется характеристика
Характеристика с места работы — это документ, в котором содержатся сведения о профессиональных успехах, квалификации, достижениях и личных качествах специалиста. Она может потребоваться любому сотруднику, вне зависимости от статуса: и новичку, и опытному руководителю. В этом материале мы подробно остановимся на характеристиках второго типа и разберём, как описывать профессионализм руководителя.
Когда требуется характеристика:
Правила составления
Законодательство не содержит никаких требований к характеристикам, поэтому документ допускается готовить в произвольном виде. Как правило, составляется в печатном виде на листе формата А4. Содержание необходимо уложить на одной странице. Чтобы достичь ясности изложения и удобства чтения, рекомендуется придерживаться такой структуры:
Выводы требуются в характеристиках для повышения, перевода на новую должность, награждения или дисциплинарного взыскания. В них составители делают собственное заключение: рекомендуют наградить, поощрить, наказать и т. д.
При подготовке характеристики принципиальное значение имеет объективность изложения.
Не следует перехваливать специалиста или очернять его. Уместно приводить факты, которые доказывают мнение составителей. Например, формулировка «хороший руководитель» слишком неконкретна. Тезис «руководит коллективом из 15 человек, для постановки и контроля выполнения задач использует Trello» выглядит убедительнее.
Кто готовит документ
Подготовкой характеристики, как правило, занимаются непосредственные начальники и их заместители, а также отдел кадров. Если речь идёт о руководителях отделов, заведующих секторами, главных бухгалтерах и другом управляющем персонале, проблем не возникает. Однако, как поступать, если необходимо подготовить характеристику на генерального директора? В таком случае работу обычно поручают начальнику отдела кадров.
Образцы характеристики
Теоретических рекомендаций для подготовки качественной характеристики может быть недостаточно. Рассмотрим практические примеры характеристики руководителей разного типа:
Документы будут похожи между собой, но будут отличаться некоторыми нюансами.
На генерального директора
Наибольшую трудность составляет описание генерального директора — главного руководителя организации. Подчинённым трудно объективно оценивать его, особенно если в документе необходимо отразить недостатки или промахи. Характеристика генерального директора часто составляется для правления компании, которое решает, стоит ли продлевать с ним контракт.
Возможно. образец характеристики на генерального директора поможет вам в подготовке документа:
«Дмитрий Иванович Александров, 1970 года рождения, работает на должности генерального директора ООО «Косметическое оборудование» с ноября 2016 года, с момента учреждения организации. За это время продемонстрировал лидерские качества, отличные навыки планирования, умение оперативно решать сложные вопросы и работать на стратегическое развитие компании.
Дмитрий Иванович руководит коллективом из 50 человек, в его подчинении 4 начальника отделов и главный бухгалтер. Использует современные методы управления персоналом: онлайн-постановка задач и контроль их исполнения, электронный учёт рабочего времени, регулярное повышение квалификации сотрудников (вебинары и онлайн-курсы). В коллективе поддерживает ровные, дружеские отношения. Для урегулирования конфликтов между сотрудниками организует внутреннюю комиссию по спорам.
Чётко выполняет задачи, поставленные правлением показатели. Дважды добивался превышения плановых показателей по итогам года: на 7% в 2017 года и на 12% в 2018. Инициативен, исполнителен, работоспособен.
В 2018 году проходил дополнительное профессиональное обучение по курсу «Современное оборудование для медицины и косметологии».
В отношениях с коллегами и деловыми партнёрами корректен, вежлив, приветлив. Отличается вниманием и умением слушать. Дискуссии ведёт спокойно и аргументированно.
Вывод: соответствует занимаемой должности, рекомендуется продление трудового договора».
На руководителя отдела
Подготовить характеристику на начальника отдела немного проще: зона ответственности этого руководителя меньше. Составить документ вправе генеральный директор, его заместитель или начальник отдела кадров.
Характеристика на начальника отдела:
«Андреева Ирина Петровна работает в должности начальника отдела рекламы ООО «Ювелирная столица» с апреля 2018 года (получила повышение с должности маркетолога). За это время продемонстрировала организаторские навыки, личную эффективность и многозадачность. Инициативна, работоспособна, отличается аналитическим складом ума и коммуникабельностью.
В обязанности входит разработка стратегии продвижения ювелирных изделий и бренда, реализации мероприятий стратегии, оценка их эффективности.
В подчинении Ирины Петровны работают 6 специалистов — менеджеры по продажам, дизайнеры, контент-менеджер. Каждому требуется постановка специфических задач, с чем Ирина Петровна успешно справляется. Коллектив под её руководством работает слаженно. Сотрудники отличаются высокой лояльностью организации и не планируют менять место работы.
Главная задача Ирины Петровны — продвижение продукции ООО «Ювелирная столица», повышение узнаваемости бренда и рост продаж. О её успехах на рабочем месте можно судить по следующим показателям: рост продаж за период за 3 квартала 2018 года составил 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, узнаваемость бренда возросла до 90% (по данным внутреннего исследования).
Контролирует своевременное и качественное исполнение поручений руководства, вносит конструктивные предложения, своевременно уведомляет непосредственное начальство о проблемах и предлагает пути решения».
На начальника отдела кадров
Как правило, начальник отдела кадров сам составляет характеристики. Поэтому, когда характеристика требуется ему, в организации возникают трудности. Чтобы упростить задачу, используйте следующий пример как основу:
«Меншикова Любовь Алексеевна, 1980 года рождения, работает начальником отдела кадров ООО «Магеллан» с сентября 2014 года. В обязанности входит кадровый учёт, оформление кадровой документации, организация собеседований, проведение тренингов и мастер-классов для персонала.
Любовь Алексеевна зарекомендовала себя как ответственный и внимательный к деталям специалист, способный эффективно руководить коллективом из 5-7 человек и вести кадровый учёт коллектива из 350 человек. Владеет нормами трудового законодательства и использует их на практике. Проверки государственных органов показывают, что на предприятии неукоснительно соблюдаются трудовые права работников, все документы оформляются без ошибок и в срок.
Умеет учитывать интересы сотрудников и решать спорные ситуации. За время руководства отделом кадров Любовью Алексеевной ни один из сотрудников не обращался в трудовую инспекцию: все спорные вопросы и конфликты решались внутри организации.
Владеет методикой эффективного поиска персонала, подбирает сотрудников с необходимой квалификацией и стажем работы. Активно участвует в собеседованиях, организует тестирования с потенциальными кандидатами.
Постоянно совершенствуется в профессиональной сфере: за 3 года Любовь Алексеевна прошла 2 курса повышения квалификации в сфере HR, более тематических 10 семинаров.
В личном отношении Любовь Алексеевна доброжелательный, спокойный, уверенный в себе человек. Умеет найти подход к каждому сотруднику, создать непринуждённую и дружескую атмосферу в коллективе».
Заключение
Составление характеристики на руководителя рекомендуется поручить его непосредственному начальнику, а если речь о генеральном директоре — начальнику отдела кадров. Характеристика используется для решения о повышении, переводе в другую организацию или на новую должность, награждении, дисциплинарном взыскании, а также иногда требуется государственным органам и суду. В этом документе необходимо объективно описать профессиональные и личные качества специалиста, его достижения на рабочем месте.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Характеристика с места работы на подсобного рабочего: образец