Как написать детектив:
Закрытый. Также известен как классический. Узкий круг персонажей, преступление совершается в ограниченных условиях или пространстве, следовательно подозреваются все.
Пример: Агата Кристи «10 негритят»
Исторический. Сюжет разворачивается в прошлом, известные исторические события и обстоятельства влияют на расследование прямо или косвенно.
Пример: Умберто Эко «Имя розы»
Психологический. Обстоятельства и последствия преступления настолько запутаны, что грозят свести с ума чуть ли не всех персонажей. Морок захватывает и самого читателя.
Пример: А. Дж. Финн «Женщина в окне»
Иронический. Может быть прямой сатирой, высмеивающей стереотипы жанра, а может — и вполне серьезной криминальной историей, просто написанной с обилием юмора.
Пример: Иоанна Хмелевская «Что сказал покойник»
Фантастический. Преступление совершается в мире будущего, вымышленной вселенной, на другой планете.
Пример: Станислав Лем «Расследование»
Полицейский. Сюжет фокусируется на работе профессиональных полицейских и их ежедневной рутине.
Пример: Александра Маринина «Настя Каменская» (серия книг)
Шпионский/конспирологический. Ведет по следу шпионов, разведчиков, «спящих агентов». Действие может происходить и в военное, и в мирное время.
Пример: Борис Акунин «Турецкий гамбит»
Политический. Убит президент, похищена британская герцогиня — каким бы ни было преступление, оно должно влиять на политику. Чаще всего мировую.
Пример: Фредерик Форсайт «День Шакала»
Вернемся к жизненно важным для жанра персонажам и чуть расширим список. Нам потребуются:
Чтобы избежать плоских, картонных персонажей, прорабатывайте их по одному. Создавая нового героя, найдите ответы на несколько вопросов:
Неважно, какой тип повествования вы выберете: классический линейный или запутанный, обманчиво-хаотичный. В любом случае вам понадобятся план и внутренняя структура.
Прежде чем оформлять первый черновик, составьте план. Мысленно разбейте свою историю на три акта:
Лучший источник идей — реальная жизнь. За основу сюжета вполне можно взять настоящее нераскрытое преступление и представить «а что, если. ».
Автору хорошей криминальной истории не обойтись без знаний, подкрепленных грамотными исследованиями. Перед тем как написать детектив, ознакомьтесь со спецификой профессий, местностей, эпох — всего, что вы хотите упомянуть.
Следите, чтобы в ваш детектив не пробрались распространенные ошибки. Не забывайте:
Как написать детектив, который захочется прочесть до конца, — избегать штампов и клише.
Ходы, которые лучше исключить, чтобы никого не разочаровать:
Как написать хороший детектив книга
Памяти Раймонда Чендлера (1888-1959)
Предисловие. Почему всем авторам детективов следует прочесть эту книгу
Не хочу вас разочаровывать, но так ничего не получится.
Книга «Как написать гениальный детектив» вовсе не сборник наставлений, что писать можно, а что нельзя. Эта книга научит проводить мозговой штурм, строить схему детектива, писать черновик, вносить правку. Эта книга подробно расскажет, как создать яркие динамичные трехгранные персонажи, которые, если дать им волю, помогут построить сложный, запутанный, но тем не менее правдоподобный сюжет. Он будет полон загадок, опасностей, драматических конфликтов и напряжения.
Кроме того, книга объяснит, как выбрать правильную форму повествования, как совершенствовать стиль и наводить на роман глянец и как после завершения работы над рукописью найти литературного агента.
Наши приключения начнутся в главе I. В ней мы обсудим, почему люди читают детективы, подумаем, какое место детективы занимают в современной литературе и какое участие принимают в создании мифологии культуры. Если вы собрались написать детектив, вам все это крайне важно знать.
I. Почему люди читают детективы и другие полезные сведения для авторов, взявшихся писать детектив
Если вы хотите написать детектив, сначала нужно понять, почему люди их читают.
Эд Макбейн (автор серии книг про 87-й полицейский участок) в одном интервью сказал, что люди читают детективы, чтобы еще раз утвердиться в своей вере в эффективность законов. Без сомнения, справедливое утверждение.
Однако, если бы страсть к загадкам была главной причиной любви читателей к детективам, этот жанр вымер бы в тридцатые-сороковые годы XX века вместе с особым направлением детективных романов, которые назывались «детективы запертой комнаты». Они были тщательно продуманы и полны загадок. Убийство происходило в комнате, запертой изнутри, в ней находили только труп. Пулевое ранение есть, а пули нет. Тело обнаружили на крыше, потом оно исчезло. Любой читатель, самостоятельно вычисливший убийцу, мог гордиться собой.
Чтобы написать гениальный детектив, одной головоломки мало.
Мари Роделл в работе «Детективный жанр» (1943) приводит четыре классические причины, заставляющие людей читать детективы. Эти причины не изменились и по сей день.
1. Читателям интересно следить за ходом мыслей главного героя, они сопереживают сыщику, преследующему убийцу.
2. Читателям нравится испытывать удовлетворение при виде злодея, получившего по заслугам.
3. Читатели отождествляют себя с главным героем, «включаются» в события романа и тем самым повышают собственную значимость.
4. Читатели проникаются чувством уверенности в реальности событий, происходящих в детективном романе.
Барбара Норвилль в полезной и познавательной книге «Как написать современный детектив» (1986) утверждает, что современный детективный роман уходит корнями в средневековые пьесы-моралите, отмечая, что «в современном детективном романе отрицательный персонаж совершает преступление, направленное против своего соседа, в пьесе-моралите отрицательный персонаж виновен в грехах гордыни, лени, зависти и т. д.».
Говоря о «мифе» или «мифологических чертах», я подразумеваю, что детектив содержит мифологические элементы и представляет собой пересказ древних преданий современным языком. Герой древних легенд убивал драконов (чудовищ, которых страшилось тогдашнее общество) и спасал красавиц. Герой современного детективного романа ловит убийц (чудовищ, которых страшится современное общество) и спасает красавиц. Многие качества героев древних легенд и персонажей современных детективов совпадают: они отважны, преданны, стремятся наказать зло, готовы на жертвы ради идеала и т. д.
Как написать детектив – 5 шагов к созданию бестселлера
Вы хотите узнать, как написать детектив, но не знаете, с чего начать? Интересуетесь, как заинтриговать читателя, и чего не должно быть в качественном романе? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в нашей статье!
Детектив – один из самых популярных жанров, любимый многими. О похождениях знаменитого сыщика Шерлока Холмса и его не менее знаменитого помощника доктора Ватсона не слышали, разве что, маленькие дети, а в каждой семье на книжной полке наверняка найдется не одно детективное произведение. Неудивительно, что этот жанр до сих пор не изжил себя, и с каждым годом на прилавках появляются новые книги о раскрытии преступлений: хороший детектив способен надолго увлечь читателя, давая ему возможность раскрыть дело наравне с литературными профессионалами. Но как написать детектив, который добьется всеобщего признания и станет бестселлером?
Как написать детектив, который станет бестселлером
Многие начинающие (и не только) авторы, видя популярность детективных романов, хотят попробовать себя именно в этом жанре, надеясь на быструю прибыль и популярность. Казалось бы, что сложного? Придумал сыщика, подробно расписал преступление, добавил пару ложных улик, чтобы сюжет получился увлекательным, и сиди, жди прибыли. Однако большинство произведений так никогда и не увидят своих читателей, разве что сам автор разместит свое произведение на каком-нибудь форуме писателей-любителей.
Так в чем же причина? Как написать детектив, который не стыдно будет представить широкой публике? Давайте разберемся!
Артур Конан Дойл знал, как написать детектив, который полюбят читатели
Как написать план детективного романа
Рисунок начинается с эскиза, а книга – с плана
Помните, как вас заставляли составлять план произведения на уроках литературы? Вспоминаем школьные годы! Очень немногие авторы умеют импровизировать на ходу, подавляющее большинство делает наброски будущего сюжета, а также заранее прописывает характеры всех значимых героев. Отдельными пунктами очень кратко распишите последовательность поворотов сюжета.
Как написать хороший детективный сюжет
На самом деле, здесь все индивидуально. Кому-то из читателей подавай запутанную историю с кучей сюжетных поворотов и неожиданных развязок в стиле лучших боевиков, а кого-то зацепит и простая, но до последнего интригующая история с убийцей-дворецким, написанная хорошим литературным языком.
Можно дать один дельный совет: не делайте сюжет слишком сложным, по крайней мере, в первых произведениях. Такое произведение запутает не только читателя, еще в книжном магазине отбив у него охоту продолжать чтение после просмотра первой страницы, но и вас самих.
Знаете, чем хороший детективный роман отличается от плохого? Он позволяет читателю почувствовать себя частью расследования и уйти от рутины, в то время как второй призван скоротать свободное время и быть забытым через несколько минут. Одно из главных правил детектива – читатель должен знать о деле ровно столько же, сколько и сыщик, чтобы делать свои выводы по ходу чтения. Никаких роялей в кустах! Но и излишнее разжевывание сюжета плохо: мало кому понравится, когда буквально в каждой строчке есть намеки на личность преступника.
Баланс оригинальности и правдоподобности
Хотите, чтобы детектив был небанальным, но не решаетесь выйти за привычные рамки? Зря! Поверьте, книжный рынок переполнен историями, действие которых разворачивается «в обычном провинциальном городе», а их главный герой – «самый обычный частный детектив». Оригинальные идеи повысят шансы вашего романа стать популярным. Хотите, чтобы действие происходило в далеком будущем и на Луне? Почему бы и нет! А может, стоит перенести читателя в Средние века? Бессмысленно спрашивать, как написать детектив, если вы не готовы брать ответственность за лихие повороты сюжетной линии!
Как написать детектив? Не бойтесь здоровой оригинальности!
Избегайте клише
Забудьте о поимке преступника с помощью анализа пепла от сигареты, найденной на месте преступления, или по запаху одеколона: сотни, нет, тысячи авторов делали это до вас и столько же сделает после.
Старайтесь, чтобы ваш детектив как можно больше походил на настоящее расследование. Почитайте пособия по криминалистике и различные медицинские статьи, которых много в открытом доступе, чтобы все выглядело как настоящее расследование. Конечно, придется попотеть, но вы ведь хотите прослыть настоящим профессионалом? Оригинальность оригинальностью, но не должно быть противоречий с сюжетом.
Почерк главного героя
Возможно, ваш персонаж использует в работе сложное оборудование, которого пока не существует, но действие происходит в наши дни? Постарайтесь объяснить, откуда оно у него появилось (возможно, это новое экспериментальное изобретение, которое только начало тестироваться?), либо используйте что-то более привычное. То же самое и со сверхспособностями: никаких внезапных магических навыков в обычном мире, если это не является изначальной задумкой (например, главный герой является вампиром).
С сюжетом более-менее разобрались, переходим к следующему важному пункту.
Как создать интересных детективных персонажей
Повторимся снова: не бойтесь экспериментировать, но и не перебарщивайте!
Мало кому будет интересно читать про похождения самого обычного лейтенанта полиции, который живет самой скучной жизнью, разве что сюжет будет настолько крутым, что читателю будет неважно все остальное. Напротив, слишком многогранный герой, который за завтраком раскрывает преступление, в обеденный перерыв ловит преступника, а вечером завоевывает олимпийское золото (и все это в неполные 20 лет) еще больше оттолкнет аудиторию: читатель должен отождествлять себя с персонажем, а таких людей просто не бывает.
Помните, что сыщик (и остальные герои) – обычный человек со своими достоинствами и недостатками. Смело добавляйте ему изюминку: поверьте, так будет только интереснее! Возможно, главный персонаж начинает вслух вспоминать алфавит, когда думает? Или пьет только воду с 5 ложками сахара?
Героиня хорошего детективного романа неподражаема, но реалистична
Герои второго плана
В погоне за созданием нового Шерлока Холмса не забывайте и о героях второго плана: в конце концов, именно с ними ассоциируют себя наибольшее число читателей! Что, если помощник детектива экстрасенс-недоучка и использует эту способность для раскрытия дел, но в итоге идет по ложному следу? А каким будет преступник?
Не раскрывайте все карты сразу, позвольте читателю постепенно узнавать о внешности и характере героев, ведь мы практически никогда не узнаем о человеке все в момент первого знакомства.
Как начать писать хороший детективный роман
Сюжет есть, персонажи прописаны… самое время перейти к написанию!
Возвращаемся к нашему плану. Совсем скоро наши коротенькие пункты обретут объем и начнут превращаться в настоящую рукопись! Состоять она будет из двух частей: основы и украшений.
Основа рукописи
Все довольно просто: начинаем постепенно расширять наш набросок, грубо говоря, делаем краткое изложение. На этом этапе коротко прописываем все произведение, подробно раскрывая каждый пункт. И простое «преступник похитил девушку» превращается в что-то наподобие «Воскресным вечером, когда все вокруг праздновали день города, девушка прогуливалась по пустынному парку в спальном районе. На следующее утро она не пришла на работу. Начальник, привыкший к вечным прогулам, заявил в полицию только тогда, когда девушка не явилась третий раз подряд…».
Возможно, поначалу это покажется сложным, однако гораздо проще раскрывать уже имеющийся план, чем писать книгу с нуля, имея все наброски в голове. Процесс этот не быстрый и может занять до нескольких недель, все зависит от вашего опыта желания писать.
Украшения и стиль
Когда «каркас» готов, начинаем оформление: придаем нашему произведению более литературный вид, добавляем различные описания, в общем, облагораживаем роман. И снова вспоминаем, что иногда лучше не дописать, чем переборщить. Излишне богатый сложными оборотами текст тяжело читать.
Создайте свой уникальный стиль, который есть у каждого писателя. Возможно, вам понравится писать от первого лица? Или вы считаете, что книга без вашего юмора – бумага на ветер? Ищите себя, ведь авторский стиль играет не последнюю роль в популярности будущей книги: гораздо интереснее читать автора с изюминкой.
Что делать, когда детективный роман написан
Подумать только, еще недавно вы робко спрашивали Интернет, как написать детектив, а теперь гордо держите в руках свою первый роман книгу и уже готовы покорять знаменитые издательства и книжные магазины!
Не торопитесь: как бы вы ни старались, ваша книга может понравиться далеко не всем, включая издателей. Перед большим шагом в мир литературы дайте прочитать ваш шедевр хотя бы десятку знакомых, их мнение поможет взглянуть на произведение более объективно.
Если переживаете, что вам завысят оценки, чтобы не расстраивать и не обижать, устройте анонимный опрос, например, на бумажечках или через какой-нибудь интернет-сервис. Еще один способ – выкладывать маленькие отрывки из книги на форуме писателей. Конечно, речь идет не о ключевых моментах произведения, а лишь о его отдельных частях. Не бойтесь критики: она помогает трезво взглянуть на ваши способности, а порой намного улучшить произведение и показать его миру. И помните: все в ваших руках!
Вам понравились наши советы о том, как написать детектив, или мы что-то упустили из виду? Какие советы для тех, кто хочет написать новый детективный бестселлер, предложили бы вы? Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях!
Голливудское правило и схема детектива: 7 книг, которые научат вас писать
Гришин Александр
Начинающие авторы делятся на два типа: первые приступают к делу, не прочитав ни одной книги и опираясь лишь на веру в собственный талант, — а вторые годами не могут решиться, стараются набраться опыта, и начинают ближе к пенсии. Но чтобы стать успешным молодым автором, нужно учиться и пробовать одновременно. T&P собрали семь книг по писательскому мастерству, которые можно прочесть, чтобы научиться писать.
«Школа литературного мастерства»
Юрген Вольф
Каждая глава этой книги — своеобразный очередной шаг в творчестве и карьере для начинающего автора. Юрген Вольф помогает избавиться от сомнений и поверить в себя, одновременно раскрывая секреты непубличной жизни писателя, которые известны только успешным авторам. Работа затрагивает вопросы организации труда писателя, рекламы, маркетинга и работы с издательствами.
Книга Юргена Вольфа очень хорошо структурирована и написана простым, понятным языком. Чтобы вспомнить, о чем говорилось в книге, спустя, скажем, год после ее прочтения, достаточно прочесть оглавление, — и память тут же восстановит главные идеи по названиям глав. Возможно, причина этого — немецкие корни автора, ведь он родом из Берлина. Отсутствие излишней витиеватости в текстах, посвященных писательскому мастерству, делает его книги доступными не только для гуманитариев.
«Как написать гениальный детектив»
Джеймс Н. Фрэй
Детективы читают все, поэтому они позволяют своим авторам добиться коммерческого успеха быстрее, чем книги других жанров. Чтобы написать хороший детектив, нужно следовать определенной схеме повествования, умело показывая одни факты и скрывая другие. Джеймс Фрэй прямо по ходу книги придумывает детективную историю и учит автора видеть обстоятельства сюжета глазами преступника, полицейского и читателя.
Написание детектива напоминает съемку фильма по сценарию — читатель, как и зритель, видит намного меньше того, что написано в черновике у автора или происходит на съемочной площадке. Когда Джеймс Фрай на глазах читателя придумывает и объясняет сюжетные линии своего детектива, разбирает возможные действия протагониста и антагониста в зависимости от их характера, процесс создания детектива перестает быть чем-то загадочным и превращается в формулу, использовать которую может даже начинающий автор.
«52 способа написать бестселлер»
Александр Гордон Смит
Сборник содержит 52 истории, посвященные писательскому делу. Книгу можно читать привычным образом, от первой до последней страницы, а можно открывать наугад и выхватывать идеи и рекомендации ее автора. Нелинейное чтение особенно полезно, когда нужны новые идеи, а ничего путного в голову не приходит.
Каждая глава содержит интригующее название, а ее лид раскрывает главную тему. И хотя ответы на заявленные 52 вопроса знает каждый автор, возвращение к прочитанному помогает преодолеть творческий ступор. Вдобавок в каждой главе содержится краткое руководство к действию и приводятся связанные с ним идеи, техники и рекомендации.
«Как писать хорошо»
Уильям Зинсер
Автор — американский мэтр non-fiction — систематизировал свой большой опыт по работе с художественными и нехудожественными текстами. Он рассказывает о принципах, методах и жанрах, делится авторскими приемами. А еще это книга об авторском стиле. Уильям Зинсер расскажет, как найти и сформировать свой авторский стиль, как его совершенствовать день за днем. Также писатель рассказывает, какие жанры оказывают большое влияние на стиль, а какие — нет.
Книга будет полезна и авторам, которые только ищут свое место в писательском мире. Уильям Зинсер рассказывает о тонкостях работы пишущих людей на различных должностях, так что у читателя есть возможность «примерить» самые разные профессии, начиная от спортивного обозревателя и заканчивая копирайтером.
«Психология для сценаристов»
Уильям Индик
Чтобы читатель проглатывал страницу за страницей, повествование должно быть захватывающим. Переворачивая страницы, человек следит за путешествием главного героя, за изменениями, которые происходят с ним и окружающим его миром. Эта книга учит писателей создавать правдоподобные характеры героев, которые будут удерживать читателя за чтением книги.
Каждая часть книги (всего их шесть) носит имя известного психиатра, начиная от Зигмунда Фрейда и заканчивая Ролло Мэйем. Внутри части — от двух до пяти глав, которые идентичны психологическим конфликтам. Автор анализирует, как такие конфликты влияют на поведение героев. В конце каждой главы приводится список фильмов, герои которых действуют в рамках описываемого конфликта, и практические задания для самостоятельной работы.
«История на миллион долларов»
Роберт Макки
У американских сценаристов есть секрет, о котором должны знать все начинающие авторы. Этот секрет — трехактная структура полного метра. На экране действие может развиваться только согласно такой структуре, причем главный герой по мере продвижения к финалу обязательно должен меняться.
Русскоязычные авторы традиционно переоценивают внутренний мир героев, их чувства и душевные терзания. То, что вызывало интерес читателей в позапрошлом веке, не находит отклика среди современников. Мир стал «быстрее», тексты — короче, времени ни на что не хватает. Сегодня удержать читателя за чтением может только действие. Пробегая глазами по строчкам на странице книги, он должен видеть, слышать, чувствовать и проживать то, что происходит внутри произведения.
«Птица за птицей»
Энн Ламотт
Энн Ламотт учит, пожалуй, самому важному — быть честным: как с самим собой, так и с читателями. Эта книга, пронзительная и искренняя, рассказывает о стиле жизни писателя и о том, какие трудности его поджидают. Автор рассказывает, как преодолеть страх перед первым черновиком, как писать постоянно, писать много, писать хорошо, получая при этом удовольствие.
Почему нельзя начинать новый писательский проект по понедельникам и в декабре? О чем думают и что чувствуют известные писатели, когда приступают к работе над новым текстом? Как заставить себя писать? Энн Ламотт отвечает на эти и другие вопросы на каждой странице своей книги.
Как написать детектив
Почему мы читаем детективы? С одной стороны, это форма убегания от реальности, лишнее доказательство того, что мы живем в справедливом мире. Это спортивный азарт — мы болеем за своего сыщика. Это приятная иллюзия — мы отождествляем себя с главным героем и в результате кажемся себе более сильными, смелыми и т.п.
С другой стороны, это упражнение для ума — многим нравится отгадывать шарады.
Главные элементы детектива
Четырьмя столпами детектива являются:
Загадка. Читатель вместе с главным героем ищет ответы на вопросы: Что это было?, Кто это сделал? и иногда — Поймают или не поймают?
Напряжение. Чтобы читатель всерьез заинтересовался тайной, на кон должно быть поставлено что-то важное. Поэтому детективные сюжеты апеллируют к таким фундаментальным ценностям как жизнь, свобода и деньги. Динамичный сюжет и высокие ставки создают напряжение, и читателю хочется узнать, что будет дальше.
Конфликт. Детектив уходит корнями в древние легенды об эпическом путешествии воина, который борется со Злом. Раскрытие преступления, в особенности убийства, — это символическая победа над смертью. Поэтому в детективе белое отделено от черного и Добро и Зло находятся в состоянии непримиримой войны.
Мир жанрового детектива лишь отдаленно напоминает мир реальный. В нем нет места случайностям, совпадениям и невыясненным обстоятельствам. Все должно быть четко продумано и логично. Каждый из героев выполняет строго определенную функцию: сыщик расследует, свидетели преподносят ему нужные факты, преступник скрывается. Но при этом правдоподобность остается важной особенностью детектива.
Виды детективов
• Детектив закрытого типа. Преступление совершается в замкнутом пространстве (на корабле, в горном пансионате и т.п.), и подозрение может пасть на ограниченный круг людей. Закрытый детектив был особенно популярен в 1920-1930 гг.
• Психологический детектив. Основной акцент делается на психологию как преступника, так и сыщика.
• Исторический детектив. Действие происходит в прошлом. Одна из разновидностей исторического детектива — расследование преступления, совершенного давным-давно.
• Политический детектив. Действие разворачивается вокруг выборов, политических акций или частной жизни политиков.
• Шпионский детектив. Описываются приключения разведчиков.
• Искусствоведческий детектив. Расследуется похищение произведения искусства.
• Любовный детектив. Любовная интрига (зачастую между двумя антагонистами) серьезно влияет на развитие сюжета.
• Иронический детектив. Повествование ведется в ироничном тоне. Расследованиями, как правило, занимаются дамы-любительницы. Кровавые подробности опускаются.
• Милицейский детектив. Подробно описываются следственные процедуры и работа профессионалов. Вариация — судебный детектив. Авторами этих произведений обычно становятся адвокаты или бывшие сотрудники правоохранительных органов.
• Фантастический детектив. Расследование проводится в вымышленном мире.
• Частный детектив. Следствие ведет частнопрактикующий сыщик.
• Сыщик-любитель. За раскрытие преступления берется непрофессионал — свидетель, подозреваемый, родственник или друг героя, замешенного в деле. Если речь идет о серии романов о сыщике-любителе, возникает парадокс, когда обычный, казалось бы, человек раз в полгода натыкается на труп.
Персонажи детектива
Сыщик — человек, который ведет следствие. Как уже было выше сказано, сыщики делятся на следующие типы:
• работник правоохранительных органов;
Характерные черты главного героя детективов — это отвага, чувство справедливости, замкнутость и способность нарушить закон ради правого дела. Например, сыщик может запугивать негодяя-свидетеля, чтобы узнать истину. Он способен постоять за себя и готов прийти на помощь другим. Он профессионал в своем деле, хотя речь необязательно идет именно о следственной работе.
Зачастую у него имеется особый талант: уникальная память, способности к языкам и т.п. Одним словом, он всегда чем-то отличается от простых смертных — это часть мифа.
Странности и парадоксы в характере героя украшают повествование: тихая библиотекарша может гонять на мотоцикле; патологоанатом — по выходным работать клоуном и т.п. Но тут надо соблюдать осторожность: лесоруб, обожающий балет, выглядит ненатурально. Если библиотекарша ездит на работу на Харлее, пусть у этого будет рациональное объяснение. Например, мотоцикл достался ей в наследство от погибшего мужа.
Помощник — служит для того, чтобы сыщик мог объяснять кому-то детали расследования. Как правило, это человек средних способностей, на чьем фоне главный герой выглядит более представительно.
Преступник — человек, совершивший или организовавший преступление. Как правило, его имя неизвестно до конца.
Вот что советует Джеймс Н. Фрей в книге “Как написать отличный детектив”:
Преступник должен быть эгоистичным и действовать из личных интересов. Если читатель обнаружит, что убийство совершила добрая монашка, защищавшая детей-сирот, теряется один из факторов удовольствия от прочтения детектива. Люди хотят, чтобы зло было наказано. Нет зла — нет конфликта — нет чувства удовлетворения. Если хороший преступник необходим для развития сюжета, наращивайте остроту конфликта другими методами.
Преступник должен бояться разоблачения — в противном случае опять теряется острота конфликта. Сделайте его умным и изобретательным. Пусть они с сыщиком борются на равных.
У преступника в прошлом может быть душевная травма, после которой он и вышел на кривую дорожку.
Подозреваемый — человек, на которого изначально падают подозрения. Как правило, он оказывается невиновным.
Жертва — человек, погибший или пострадавший в результате преступления.
Свидетели — люди, снабжающие сыщика важной информацией о преступлении и/или преступнике.
Мудрец — дает сыщику ценные советы о том, как вести расследование.
Эксперт — снабжает сыщика важными научными или профессиональными данными. Например, в области баллистики, лингвистики, искусства и т.п.
План детектива
Обычно детектив строится по следующей схеме:
1) Сыщик берется за расследование. В некоторых случаях автор описывает сцену преступления или вводит пролог — для того, чтобы создать нужную атмосферу.
Если главный герой — профессионал, то пояснять его мотивацию (почему он согласился вести следствие) не нужно: у него работа такая. Если главный герой — любитель или частный детектив, без вводной части не обойтись: надо показать, с какой стати герой ввязался в дело. Это можно сделать в порядке флэш-бэка.
2) Сыщик начинает расследование и сначала ему сопутствует удача. В мифологии это называется инициацией — герой оставляет привычную жизнь и попадает в тридевятое царство криминала.
Расследование ведется двумя способами:
• охота — сыщик сразу находит важную улику и это позволяет ему распутать весь клубок;
• собирательство — сыщик изучает разрозненные факты, которые впоследствии соединяются в картину преступления.
Конфликт может заостриться, если сыщик попадает не в свою среду: например, простой немногословный парень из социальных низов расследует убийство на Рублевке.
3) Сыщик сталкивается с серьезным кризисом, который переворачивает его жизнь, собирается с силами и продолжает расследование уже в новом направлении.
4) Следствие идет по горячим следам. Сыщик обнаруживает недостающие звенья цепи. Наступает момент просветления — он находит ответы на все ключевые вопросы.
5) Сыщик ловит преступника. Убийца (похититель, шпион и т.п.) получает по заслугам.
6) Рассказывается, как события романа повлияли на героев.
На что обращать внимание при написании детектива
Сыщики всегда отслеживают:
• мотив — причину совершения преступления,
• способ — подозреваемый должен иметь доступ к орудию преступления и иметь физическую возможность совершить то или иное действие.
В детективе должно быть как минимум две истории: одна подлинная, вторая — ложная. Сначала сыщик разрабатывает ложную версию: она настолько хорошо сочетается с фактами, что у него не возникает сомнений насчет избранного пути. И лишь потом, ближе к кульминации, начинает выявляться истинное положение вещей. Ситуация переворачивается с ног на голову и именно в этот момент читатель испытывает катарсис.
Полезно где-то на середине романа остановиться и прописать: о чем к этому времени догадывается читатель? Какие прогнозы он строит? И как минимум два-три прогноза не должны оправдываться.
Чтобы убийцу невозможно было вычислить сразу, наделите каждого из подозреваемых равнозначными достоинствами и недостатками. Пусть внимание читателей концентрируется на сыщике: если самым интересным персонажем романа будет убийца, тайное тут же станет явным.
Хороший детектив напоминает квест — компьютерную игру: чтобы добраться до цели, надо собрать определенное количество предметов, которые впоследствие пригодятся игроку. В детективе эту роль выполняют улики.
Уровень мастерства автора во многом зависит от того, насколько искусно он их прячет. Искусно не значит далеко. Напротив, улики должны лежать на поверхности, но при этом иметь такой незначительный вид, что читатель не обращает на них внимание. В результате в момент кульминации ему остается только развести руками: Ну как я не догадался? Ведь мне дали все ключи к разгадке!
Как спрятать улику? Американская писательница Шеннон Окорк приводит такой совет: “Если улика большая, покажите ее маленькой. Если она должна потеряться, положите ее на видное место. Красивую улику испачкайте или сломайте, опасную представьте как совершенно обыденный предмет”.
Отличный пример спрятанной улики можно найти в рассказе Роалда Дала Жертвенный агнец: жена убивает супруга замороженной бараньей ногой, а потом скармливает ее полицейским, которые целый день безуспешно искали орудие преступления.
Особое внимание надо обращать на кульминацию. Она бывает следующих типов:
• сыщик собирает всех действующих лиц и объявляет, кто убийца;
• в отчаянии преступник пытается совершить нечто ужасное (хватает заложников и т.п.);
• сыщик знает, кто убийца, но у него нет прямых доказательств. Он расставляет ловушку, и убийца сам в нее попадает;
• преступник уже готов торжествовать, но тут появляется неожиданный свидетель;
• битва между сыщиком и преступником (вариант — погоня);
• сыщик внезапно осознает, что его предположения не соответствуют действительности;
• псевдо-кульминация. Преступник пойман, читатель радуется, но в последний момент выясняется, что взяли не того.
Сама кульминация строится по следующей схеме:
• удивление — например, читатель никак не ожидал, что убийцей будет именно министр обороны;
• усиление угрозы — убийца загнан в угол, ему нечего терять и теперь он готов на все;
Сыщик ловит преступника только благодаря собственному уму — никакой удачи, гадания по руке, бога из машины и пр.
Читатель будет чувствовать себя обманутым, если убийство в конце концов окажется самоубийством или несчастным случаем. То же самое произойдет, если преступление будет раскрыто, когда преступник явится с повинной.
Сюрпризы и неожиданные повороты сюжета — это замечательно. Но когда их слишком много, читатель путается. Рекомендуется вводить два-три больших сюрприза и пару маленьких. Ни сыщик, ни преступник не должны делать заведомых глупостей. Иначе на такой поединок неинтересно смотреть.
Удача может сопутствовать злодею до того, как сыщик разоблачит его. Если потом злодей улетает на голубом вертолете, читатель разочаровывается.
Штампы в детективах
• Сыщик носит плащ и шляпу, в кармане у него всегда имеется фляжка со спиртным.
• Перед ревизией в магазине или на складе преступники устраивают пожар.
• Сыщика пытается соблазнить роскошная женщина — главная подозреваемая.
• Перед смертью жертва шепчет таинственное слово или имя, которое является ключом к разгадке.
• Патологоанатом, жующий на рабочем месте.
• Главный мафиози носит на пальце перстень с бриллиантом, зализывает волосы гелем и везде ходит в сопровождении
гориллообразных телохранителей.
• Следователь постоянно переживает, как бы у него не забрали дело.
• Во всем виновата таинственная секта с маньяком-предводителем во главе.
• Преступник удирает, отпросившись в туалет.
• Подделка отпечатков пальцев.
• Собака не лает на заведомого незнакомца, из чего сыщик делает вывод, что пес знает этого человека.
• Автор так настойчиво подсовывает читателю подозрительного типа, что становится очевидно — это не убийца.
• Поймав сыщика, злодей привязывает его к машине смерти и долго рассказывает о своих коварных планах.
• Начальник следователя — полный идиот и/или мерзавец.
• Жена сыщика погибла в самом начале (за несколько лет до начала), и с тех пор наш герой не знает слов любви.
• Сыщик находит на месте преступления окурок и по следам от зубов (отпечатку помады) вычисляет злодея.
• Преступник обеспечивает себе алиби с помощью манекена или брата-близнеца.
• Главный злодей развлекается составлением тайных шифров и хитроумных пиктограмм.
• Сыщик делает дедуктивные выводы, которые не так однозначны, как хотелось бы автору.