Как передать эмоции в тексте
Мы спрашиваем, как писать эмоционально, но, если разобраться в значении этого слова, становится сразу понятным как это «писать эмоциональные тексты». Эмоции — это состояние человека, которое проявляется в переживании важных для него ситуаций или событий. Ключевое здесь «в переживании». Могу сказать по собственному опыту, чтобы писать эмоционально, нужно именно пережить, хотя бы в голове, событие о котором пишешь.
Для того чтобы писать, а тем более писать с чувством, необходимы впечатления. Уже на их основе появляются эмоции, которые можно описывать. Из этого не следует, что писать хорошо можно только о событиях, которые происходили в собственной жизни. Но это проще. Поэтому писатели часто начинают свою деятельность именно с описания событий своей жизни.
Для того нам и дана фантазия, чтобы представить чьи-то переживания. Говоря простыми слова, только «зацепившая» нас тема даст пищу для эмоционального рассказа.
Второй важный момент в вопросе эмоциональных текстов. Необходимо различать, мы хотим передать свои собственные эмоции? Или вызвать нужные нам эмоции у читателя? Скорее второе. Потому что мы говорим не о публикации своих дневниковых записей, а о вполне конкретных текстах, конечная цель написания которых, продажа наших услуг или товаров.
А есть ли какие-то приёмы, которые позволят нам наверняка передать эмоции в тексте? Да, конечно есть.
Эмоции — это скорость. Глаголы или прилагательные
Скорость, с которой мы говорим, тоже передаёт эмоции. Мы можем говорить взволновано, с чувством, беспокойно, громко. А можем — медленно, смущённо, вяло, затыкаясь на каждом слове. Как же передать это в тексте?
Прилагательные тормозят текст, поэтому передавая эмоции с помощью этих частей речи, главное не затормозить повествование.
Глаголы — ускоряют. Мы пишем в социальных сетях, поэтому скорость важна. Читатели проносятся по нашим текстам со скоростью лидеров гонок Формулы 1. Если мы будем медленны — отстанем от них.
Конечно, всё это не означает, что писать нужно только глаголами, а о прилагательных забыть. Всё хорошо в меру и, главное, понимать, где поправить, когда вы чувствуете, что в текст топчется на месте.
Как передавать эмоции определёнными словами
1.Если всё-таки используете прилагательные, не пишите их со словом «очень», например, «очень красивый». Используйте сразу более сильное слово, в данном случае, «великолепный». Однако следите, чтобы слово это несло нужный смысл, рисовало картинку.
Очень красивый — великолепный
Очень страшный — ужасный
2.Пользуйтесь синонимами. Слов гораздо больше, чем те, которые приходят нам в голову в первый момент. В Интернете можно найти целые словари. Вот один из них, которым пользуюсь я сама: http://synonymonline.ru.
Красивый — нарядный, изящный, прелестный, обворожительный, эффектный, яркий, хороший, живописный, блестящий, видный, художественный и.т.д.
Страшный — грозный, коварный, дьявольский, уродливый пугающий, трагический, убийственный, катастрофический, бедственный, лихой, непривлекательный и т.д.
Кстати, вы заметили, что, просто читая эти слова, у вас уже появляются определённые чувства?
Ну вот, для восстановления баланса прочтите ещё и эти строки:
Надежда — перспектива, ожидание, вера, шанс, упование чаяние, предчувствие, мечта, перспектива, иллюзия, предвкушение, предчувствие.
3.Есть волшебные обороты, с помощью которых можно достучаться до сердца читателя. Об этом образно пишет Саша Карепина в своей книге «Пишем убедительно». Я приведу несколько примеров.
Добавят эмоций
Испортят ваш текст
Я прошу вас вносить оплату в срок.
Мы просим вас простить нас. Мы вели себя недостойно.
Администрация не несёт ответственности за оставленные вещи.
Компания приносит вам свои искренние извинения.
Пожалуйста, указывайте точный адрес, куда отправлять посылку.
Почтовый адрес необходимо указывать полностью и без ошибок.
Я провалила работу
Мы выиграли этот конкурс
Результат, к которому я стремилась, не был достигнут.
Был получен положительный результат
Хотелось бы предложить…
Эксплуатировать
Наша мастерская предлагает художественные товары.
Художественные товары предлагаются нашей мастерской.
Я с огорчением узнала, что…
Мы обрадовались, когда услышали…
Вследствие проведённой работы…
Выставка имеет своей целью…
Как передавать эмоции, рисуя картинку
Да, эмоции — мы можем передавать с помощью различных прилагательных, но, если их не наполнить смыслом, который понятен для читателя, они будут пусты. Например,
Каждого гостя ждёт изысканный завтрак. Мы предлагаем качественные блюда европейской кухни с тонким вкусом и неповторимым ароматом.
Когда вы проснётесь, можете спуститься к нам в ресторан. Мы приготовим для вас чашечку кофе, свежеиспечённый багет и мягкое сливочное масло. При желании, вместо масла вы можете заказать джем или шоколадную пасту. За дополнительную плату мы приготовим для вас яичницу с беконом или овсяную кашу на молоке. Масло, яйца и молоко поставляются на нашу кухню каждое утро из собственного подсобного хозяйства.
Картинка наполняется чувствами, читая, мы представляем запах кофе и жареного бекона, а во рту уже тает хрустящий хлеб со сливочным маслом.
Разговорный стиль придаёт эмоциональную окраску тексту
Пишите живым языком. Так, как будто вы рассказываете что-то своей любимой подружке. Если не хотите вмешивать в это подруг, придумайте себе виртуального собеседника. Дайте ему имя, найдите фотографию и рассказывайте ему свои истории. Для предания тексту лёгкости используйте:
Где можно использовать эмоциональные описания?
Поверьте – везде. Ведь мы уже поняли, что речь идёт не о кричащих тремя восклицательными знаками и БОЛЬШИМИ буквами предложениях:
Получите НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ результат и НЕПОВТОРИМУЮ АТМОСФЕРУ В ДОМЕ.
Эмоциональные, а значит человеческие описания, можно использовать даже рассказывая об условиях оплаты и доставки или о правилах группы. Ведь вам важно, что чувствует человек, читающий ваши строки? Что общаться с вами просто и приятно, либо сложно и муторно.
Сравните два варианта. Вам какой больше нравится?
«Оплата товара может осуществляться с использованием платёжных терминалов, электронных платёжных систем или с помощью банковского перевода.»
«Вы можете оплатить товар электронными деньгами, воспользоваться карточкой вашего банка и сделать онлайн-платёж, либо перевести деньги в ближайшим платёжном терминале.»
Эмоции в тексте – зависимость от вида статьи, способы и средства выразительности, примеры и советы для новичков
Приветствую, дорогие посетители! Я очень рада, что вы почтили вниманием мою статью! Видите, как эмоционально я вас приветствую? Вы считали чувства, несмотря на то, что не слышите и не видите меня, а значит, ничего не можете сказать о тоне моей речи, мимике, жестикуляции.
Сегодня мы поговорим о способах передачи экспрессии с помощью ограниченного набора средств, доступного райтеру. И вообще, насколько уместны эмоции в тексте, если он ориентирован на размещение в интернете? Тема эта очень сложная и далекая от однозначности: многое здесь завязано на вкусовщине и не поддается точному анализу. Еще бы: чувственная сфера – штука тонкая, далекая от математики.
Нужны ли в тексте эмоции?
Создателем любого текста является человек, то есть, существо, априори обладающее эмосферой. Не будем рассматривать частные случаи типа автопереводов, созданных «роботами» – их и текстами назвать проблематично. Итак, у автора в любом случае эмоции есть, стоит ли их транслировать читателю?
Тут все зависит от типа, стиля и целей текста. Если автор создает научную монографию или пишет должностную инструкцию, о какой чувственности может идти речь? В данном случае важна точная передача информации, не допускающая разночтений и домыслов. То есть, для научного или официально-делового стиля эмоциональность недопустима.
Художественная литература, лишенная эмоций, суха, невыразительна и мертва. Определенная толика экспрессии присуща и публицистическому стилю – иначе бы СМИ не имели такой власти над людскими умами (а точнее – душами).
Веб-публикации и эмоциональность
Большинство веб-публикаций создается на стыке стилей, причем в основу ложится очищенный от словесного мусора разговорный. Он обычно сочетается с художественным или публицистическим стилем, но может коррелировать и с иными. Иначе откуда же взяться научно-популярному стилю или профессиональным публикациям по юридической тематике, предназначенным для широкого круга читателей? А эмоциональность – одна из ярчайших примет именно разговорного стиля.
Это значит, что практически любой текст, размещающийся в интернете, в той или иной степени эмоционален. Исключение составляют лишь официальные документы, инструкции и так далее. Но доля эмотивности в каждом случае разная, от незначительной до преобладающей.
Важная ремарка: эмоции автора не всегда совпадают с читательскими. В большинстве заказных текстов они не совпадают априори, ведь задачей автора является вызов определенных чувств у целевой аудитории. Настоящий профессионал умеет играть словами, вызывая определенные эмоции: радость, умиление, негодование, страх и так далее. Он искусно оперирует общеизвестными триггерами, дабы воздействовать не только на разум, но и чувства читателей. Это высший пилотаж: такие статьи демонстрируют хорошие показатели по поведенческим факторам, что высоко оценивается при ранжировании.
Продающие тексты
В классическом варианте продающие статьи эмоциональны априори. Буквально пару лет назад почти вся реклама вертелась вокруг прямо-таки орущей эмотивности: купи, сделай, реши проблему! Побольше восклицательных знаков и лозунгов. Теперь такие приемы используются все реже: потребитель стал более разборчивым, дефицит исчез, и единственная эмоция, которую может вызвать такой текст – это раздражение. Сие, разумеется, не нужно.
В принципе, все искусство создания продающих текстов заточено под создание у аудитории единственного чувства – мне нравится, хочу купить (заказать, посмотреть, подписаться). Об этом можно рассуждать бесконечно долго, поэтому остановлюсь на азах.
При создании продающего текста важно учитывать портрет целевой аудитории. Понятно, что женщины, в большинстве своем более эмоциональны, нежели мужчины, а подростки – нежели люди среднего возраста. Бизнесмены и профессионалы в каких-то узких сферах вообще предпочитают конкретику. При написании статей, ориентированных на эти группы, желательно снизить накал страстей и воздействовать преимущественно на разум аудитории.
Пример для женщин (сплошные эмоции и красивости):
Это роскошное колечко великолепно подчеркнет изящество ваших пальчиков, а венчающий его бриллиант оттенит блеск ваших глаз. Не говорите подружкам, что оно так недорого стоит – вам не поверят, решат что подделка!
Пример для мужчин (конкретика + немного эмоций):
Стильное золотое кольцо с бриллиантом в 3 карата оптимально подойдет для помолвки. Цена снижена на 30%. Она не сможет сказать «нет»!
Пример для деловых людей (выгода):
Ювелирный магазин реализует изделия из коллекций прошлых сезонов со скидкой до 50% (при заказе 2 и более наименований). Предложение действует до 1 мая 2020 года.
Отдельным пунктом стоит прописать и ценовую категорию товара. Всяческая недорогая мелочь хорошо продается под влиянием эмоций. Вроде и не нужна, а захотелось – купят (пятую пару недорогой обуви, десятую погремушку ребенку, двадцатую помаду и так далее). А вот при продаже дорогих товаров эмоции важны лишь на этапе подводки (то есть в лиде). Как бы эмоционально и красиво ни описывали автомобиль, я не куплю его без тщательного изучения технических характеристик и сопоставления с другими предложениями на рынке.
Если я пишу текст, например об элитной мебели, я сразу учитываю: выбирать будет, скорее всего, женщина, но принимать окончательное решение и оплачивать покупку – мужчина. Что я делаю? Пишу эмоциональную подводку к телу текста, повествующую об эксклюзивности, изяществе линий, утонченности дизайна – словом, воздействую на эмоции дам. Далее я работаю с конкретикой: описываю материалы, привожу технические характеристики, упоминаю о долговечности и простоте сборки. И венчаю все это дело выгодой, неотразимо действующей на всех представителей ЦА – беспроцентная рассрочка, скидка 30%, сопоставление с более дорогим аналогом.
Информационные статьи
Сразу скажу: я уважаю Ильяхова, но изобретенный якобы им (что противоречит истине) инфостиль считаю уместным далеко не для всех статей. Коллега прав в одном: его сервис «Главред» действительно помогает очистить текст от словесного мусора, но не всегда эта чистка идет ему во благо. Он настоятельно советует убирать из статей все средства, способствующие созданию повышенного эмоционального фона, а это порой в разы снижает силу воздействия текста на читателя.
Словом, в информационных статьях эмоциональность присутствовать должна, но переход в ярко выраженную экспрессию допускается лишь в отдельных случаях. Обычно это делается для расставления смысловых акцентов и привлечения внимания читателей. Лонгрид на 10-15 тысяч символов, пропитанный экспрессией в каждом предложении, попросту утомит читателя.
Блоги и соцсети
В личных блогах и постах для соцсетей всегда ярко просматривается личность автора публикаций. Во всяком случае, должна просматриваться – это обусловлено спецификой жанра. Пользователь должен сопереживать автору, испытывать сопричастность с ним. Либо наоборот – негодовать, спорить, доказывать свою правоту. Да-да, деструктивные эмоции порой тоже идут на пользу продвижению. Так вот: испытывать какие-то эмоции по отношению к человеку с эмоциональностью калькулятора практически невозможно!
Вот я сейчас пишу для вас статью. Если убрать из нее эмоциональность, останется сухой безликий текст, похожий на сотни других. Он гарантированно не вызовет у вас должного отклика и затеряется на дальних страницах поиска. Вы не подумаете воспользоваться моими рекомендациями, да и статью вряд ли дочитаете до конца. А с эмоциональной составляющей вы чувствуете во мне единомышленника, более опытного, но заинтересованного в решении тех же задач. Мы настраиваемся с вами на одну волну, взаимодействуем к взаимной пользе и удовольствию.
Средства создания эмоциональности
Сразу оговорюсь для любителей точности и профессиональных филологов: эмоциональным может быть человек. Но статья, выводящая его на эмоции, правильно называется «эмотивной». Но так как я пишу эту публикацию не для профессиональных языковедов, оставляю за собой право упрощать некоторые понятия до уровня, доступного широкому кругу читателей.
Сложно говорить о средствах создания определенного эмоционального фона с отрывом от целостных статей. Бывает, что автор испытывает одни эмоции, но при трансляции их читателю они преобразуются в другие. Это неизбежный процесс, ведь каждый из нас – особенная личность. Хуже, когда профессионал стремится вывести читателя на положительную эмоцию, но вызывает лишь негатив. Например, скуку или раздражение.
Итак, мало эмоций – скучный текст, слишком много – кричаще-раздражающий. Так где же золотая середина? А это, друзья мои, никто не знает точно. Весов, измеряющих количество средств, вызывающих эмоции, не существует, так что райтерам приходится полагаться на собственный вкус, опыт и маркетинговые исследования.
Психологические приемы
Психологические якоря, которые способны вызвать эмоционально окрашенные чувства, именуют триггерами. Их множество (страх, инстинкт размножения, стремление к успеху, любовь и так далее). Нужно зацепиться за этот якорь и умело отыграть его словами – нужное эмоциональное воздействие будет достигнуто. А вот как это сделать – уже вопрос мастерства автора.
Для создания положительной эмоциональной атмосферы зачастую используются доброжелательные шутки, понятные и близкие среднестатистическому представителю ЦА. Сразу предупреждаю: грубый юмор «ниже пояса» в данном случае неуместен, во всяком случае, в не завуалированной форме. Исключения крайне редки, даже если вы пишете об интимных игрушках или виагре.
Поистине взрывного воздействия можно добиться при помощи провокации, выраженной тем или иным способом. Но этот вариант можно порекомендовать лишь профессионалам, тонко чувствующим целевую аудиторию. Провокация способна вознести текст на вершину читательского восприятия, но может вызвать очень сильные отрицательные эмоции, которые оттолкнут читателя.
Запомните: чем сильнее читатель отождествляет себя с автором либо выведенным им персонажем, тем мощнее эмоции. Во всех случаях райтер применяет особые речевые средства, экспериментирует с пунктуацией и синтаксисом, а иногда – и визуальным оформлением текста.
Пунктуация и синтаксис
Самый экспрессивный «препинак» – это, разумеется, восклицательный знак, тем более, их можно поставить аж три штуки подряд, правилами это не возбраняется. Но вот будет ли толк от этого молчаливого вопля? Скорее всего, у читателя возникнут неприятные эмоции вплоть до неприятия, и он попросту закроет страничку с «орущим» текстом.
В современных условиях восклицательные предложения следует использовать крайне осторожно, тщательно дозируя и не злоупотребляя ими. Порой два восклицательных предложения подряд – это явный перебор, а три – и вовсе никуда не годится.
Пример неправильного употребления восклицательных знаков:
Почувствуйте себя на гребне волны! Купите тур на пленительную Майорку! Успейте воспользоваться ранним бронированием до 1 марта!
Пример с исправлениями:
Почувствуйте себя на гребне волны! У вас есть уникальный шанс отправиться на пленительную Майорку со скидкой до 50% от стандартной стоимости тура. Рекомендуем воспользоваться преимуществами раннего бронирования.
Использование многоточий придает тексту флер задумчивости и неуверенности. Эти «препинаки» хорошо употреблять в блоках текста, где речь идет о проблемах читателя. Но ими тоже злоупотреблять не стоит – это замедлит и затянет текст. Лучше чередовать их с другими знаками препинания.
Снова опрелости… Снова эксперименты с подгузниками разных брендов… Вам не надоело выбрасывать деньги на ветер? Гипоаллергенные подгузники N – это здоровая кожа вашего малыша и экономия семейного бюджета.
Немаловажен в данном случае и синтаксис. Любые излишне перегруженные синтаксические конструкции снижают накал положительных эмоций. Пока читатель разберется, что именно хотел сказать автор, он точно выпадет из желаемого эмоционального фона. Поэтому слишком навороченные конструкции нужно дробить на более простые и приятные для восприятия. Но в излишний примитивизм впадать тоже не стоит – телеграфный стиль определенно не способствует эмоциональности текста.
Речевые средства
А сейчас мы поговорим о лексике, то есть, словах. Большинство слов любого языка эмоционально нейтрально. Но есть группы слов, имеющих ярко выраженную стилистическую и, соответственно, эмоциональную окраску. Более того, стоит добавить суффикс – и слово уже эмоционально окрасилось. Или окружите его другими словами – и о никакой нейтральности речи уже не будет.
Именно поэтому изучение языков столь сложно: запомнить и расставить слова по приемлемой для понимания схеме – это достаточно просто. А вот постичь все смысловые и эмоциональные оттенки можно только при виртуозном владении речью. Кстати, им обладают далеко не все носители языка, но профессиональному райтеру это искусство необходимо.
Тропы
Незнакомое слово? Все просто: тропы – это речевые средства художественной выразительности, придающие тексту эмоциональную окраску, дополнительные смысловые слои и еще много чего интересного. Существует достаточно сложная классификация тропов, причем даже языковеды не пришли к единому мнению по части ряда позиций. Поэтому оставим филологам узкоспециальные теоретические вопросы и снова перейдем на популярный уровень.
Итак, рассмотрим наиболее известные тропы:
Обилие прилагательных или глаголов
Существует общий принцип: обилие прилагательных замедляет восприятие текста, глаголов – ускоряет. Именно поэтому обилие прилагательных характерно для описаний, глаголов – для повествований.
Если вы хотите сделать статью мягкой, неспешной, минимально агрессивной по части эмоций, добавьте прилагательных и причастий – это способствует включению воображения и созданию определенного гипнотического эффекта. Но нужно понимать, что три и более прилагательных подряд – это уже дурновкусие.
Южное солнце ласкает теплыми лучами золотой песок побережья Адриатики. Изумрудные пальмы со словно навощенными листьями изящно колышутся на фоне лазурного неба. И все это тропическое великолепие – в вашем распоряжении!
Если вы хотите, напротив вывести читателя из состояния блаженной задумчивости, разбудить и побудить к действию, поиграйте глаголами.
Стремится навстречу блестящая трасса, из-под повизгивающих лыж разлетаются искры снега, дыхание перехватывает, а в венах поет адреналин. Желаете попробовать горнолыжку по-буковельски? Не стоит медлить – сезон в разгаре!
В подавляющем большинстве веб-статей рационально употреблять действительный залог (страдательный – это к канцелярии и науке). «Мы провели опыт», а не «опыт проведен», «директор подписал приказ», а не «приказ подписан».
Экспрессивная лексика
В данном случае я имею в виду стилистически окрашенную лексику. Это могут быть:
Окрашенные словоформы
Ярко выраженную экспрессивную окраску можно придать слову и тексту в целом при помощи некоторых аффиксов (то есть, хорошо знакомых нам приставок и суффиксов). Это хорошо знают райтеры, ориентированные на написание текстов для родительской аудитории, в частности, молодых мамочек и беременяшек (видите, как своеобразно окрасились слова с суффиксами?).
Рождение малыша – это счастье и, в то же время, серьезное испытание для молодой мамочки. Теплый комочек, восхитительно пахнущий и сладко посапывающий рядом, нуждается в постоянном уходе. Миниатюрные ноготочки нужно регулярно подрезать, а об уходе за нежной кожицей и говорить нечего – ее обрабатывают в среднем 6-8 раз в день, при каждой смене подгузника.
В эмоционально окрашенном тексте допустимо употреблять (не выходя за рамки хорошего вкуса, разумеется) слова с аффиксами, придающими им следующие оттенки:
Междометия
В разговоре мы зачастую употребляем слова, выражающие эмоции и не несущие смысловой нагрузки. Их называют междометиями. Их употребление вполне допустимо и в веб-текстах, особенно когда градус экспрессии зашкаливает. Лично я их иногда использую при написании лидов (первых абзацев статей) для акцентуализации читательского внимания и создания определенного эмоционального настроя. «Главред», конечно, сие не приветствует, но кто сказал, что он всегда прав?
Особые конструкции
Тут можно привести массу примеров, когда одно-два стилистически нейтральных слова кардинально меняют не только эмоциональную окраску текста, но и корректируют смысл.
Программисты всегда придумают что-нибудь интересное.
Эти программисты всегда придумают что-нибудь интересное.
Пример:
Специалисты полагают, что создание машины времени принципиально возможно.
Так называемые «специалисты» полагают, что создание машины времени принципиально возможно.
А теперь сравните отрывки. Добавление слов «эти» и «так называемые» моментально придает фразам пренебрежительный оттенок.
Визуальные приемы
Когда-то, в эпоху повального увлечения НЛП, практически все рекомендации по написанию «продажников» содержали совет выделять опорные слова ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. В результате тексты становились поистине монструозными: казалось, что у автора проблемы с психикой и он то и дело срывается на ор (КАПС в сетевом общении идентифицируется с криком). Благо, сейчас такие рекомендации признаны морально устаревшими. Посему я рекомендую, если очень хочется, выделить капсом лишь одно слово в тексте, действительно сверхважное для восприятия.
Вы думаете, детский праздник – это море всевозможных вкусностей и подарков? Нет: прежде всего, это ожидание ЧУДА!
Опорные слова можно выделять курсивом или жирным шрифтом – это не так сильно бьет по восприятию и при разумном применении не вызывает раздражения. Можно поиграть шрифтами и воспользоваться цветовым выделением отдельных блоков – это сделает текст визуально более привлекательным и вызовет положительные эмоции у читателя.
Советы начинающим
Об эмотивности статей можно говорить бесконечно: на подобных темах защищают диссертации. Но я считаю, что дала вам базовое понятие, привела примеры, а дальше вы сами разберетесь в нюансах. Дело за малым – советами начинающим веб-райтерам и сочувствующим:
Желаю успехов в нелегком, но таком интересном райтерском труде, побольше щедрых заказчиков и мягких дедлайнов!
Привет! Я дипломированный педагог-филолог, с 2013 года ушедший во фриланс. Хочу поделиться с начинающими копирайтерами секретами мастерства, основанными на собственном опыте. Учимся писать статьи и посты, постигаем тайны интернет-терминологии и секреты русского языка, начинаем зарабатывать деньги и искать хороших заказчиков!
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать эмоции в тексте, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать эмоции в тексте", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.