Как написать эпилог к книге
В «Одиссее Капитана Блада» сначала гибнет его флагман «Арабелла», что амечает конец его карьеры «пирата поневоле»,
-Блада делают губренатором Ямайки,
-происходит объяснение с возлюбленной.
Обратите внимание на то, межличностные конфликты более важны, чем глобальные побоища.
Поэтому гасятся ближе к завершению основной сюжетной линии.
Вот вам и шпаргалка, которая проможет не путаться в сюжетных линиях и соблюсти необходимую последовательность. Итак – еще раз: сюжетные линии завершаем по мере их важности для основной!
Что делать после завершения основной сюжетной линии.
Спешу огорчить лентяев, которые обрадовались, что после завершения основной сюжетной линии ставится последняя точка. Нет, это еще не конец. После завершения основной сюжетной линии следует эпилог. Почему? Потому, что завершение сюжетной линии это не медленное угасание повествования. Основная сюжетная линия завершается сильным ударом сердца повествования, после которого следует такой же сильный вздох-эпилог. Развязкой служит такое яркое событие, у которого неизбежно будут последствия.
Пример:
В первой хронике «Нарния» «Племянник чародея» завершение основной сюжетной линии (путешествие в Нарнию горе-чародея, его племянника Дигори и девочки Полли) – это возвращение Полли, Дигори и его дяди домой. Но мы видим там и дальнейшее повествование о судьбах героев (выздоровление матери Дигори, поправка дел его семьи, усмирение несостоявшегося горе-чародея дяди Эндрю). Почему нельзя без этого обойтись? Чтобы показать необратимость того, что произошло при завершении основной сюжетной линии. Полли, Дигори и уж в тем более дядя Эндрю не должны более возвращаться в Нарнию. И с их помощью тоже туда никто не должен попасть. Поэтому в эпилоге рассказывается о том, как Полли и Дигори зарывают волшебные кольца, которые переносили их в Нарнию. История внешне должна пройти бесследно. Как бы. Потому, что на самом деле она не могла произойти без последствий: мать Дигори выздоравливает, дядя Эндрю смиряется с тем, что от истории ему остается лишь только воспоминиане о роковой Ядис.
Юрий Дьяконов «Восемь волшебных желудей».
Заврешение основной сюжетной линии – возвращение желудят к Жене. Но мы видим и дальнейшее повествование о судьбах героев: какие подарки получили от Жени желудята, как юннаты уничтожают паризитов-гусениц в роще Красная Весна. История желудят не могла не пройти без последствий.
«Гордость и предубеждение» Джейн Остин.
Завершение основной сюжетной линии – официальное провозглашение помолвки Дарси и Элизабет. О чем эпилог? О необратимости того, что произошло из-за женитьбы Элизабет и Дарси. Неизбежно изменился образ жизни их родственников, друзей и недругов.
Итак: завершение основной сюжетной линии таково, что оно не может пройти бесследно и имеет последствия, которые «увековечивают» историю, произошедшуюю в повествовании.
Если этих последствий и перемен нет, то ВСЯ история, рассказывающая о том, что произошло с героями — бессмысленна. Поэтому эпилог — это доказательство состоятельности повествования!
Эпилог должен обладать тремя характерными признаками.
1. Между развязкой и эпилогом – максимальный временной разрыв.
Это необходимо для того, чтобы последствия развязки имели завершенный характер.
Пример: между возвращением Бильбо и визитом к нему Гэндальфа и Балина происходит несколько лет. Так же годы проходят и в «Гордости и предубеждении».
2. «Панорамность» обзора последствий. Последствия характеризуются кратко, может и не связано между собой. (Примирение Кэролайн Бингли с женитьбой Дарси и примирение Дарси с тетей Кэтрин между собой не связаны).
3. Эпилог касается всех участников, чьи последствия не предопределены развязкой. Так, мы еще до возвращения Бильбо знаем завершение сюжетной линии гномов, отвоевавших Одинокую гору. Но в эпилоге узнаем о том, как отстроили город Дейл (то, что не было предопределено развязкой, но стало поле нее возможным), как на бургомистра Озерного города напала драконова болезнь, и он получил по заслугам и т. д.
И напоследок:
Эпилог – это не жирная точка в конце. Это изящный вензель не остановившегося бойкого пера, когда линия не обрывается, а сама сходит на нет…
Как написать эпилог для романа
Письмо Эпилога
Выберите точку зрения, чтобы написать эпилог. Сохраняйте это совместимым с остальной частью романа, и поддержите ту же самую точку зрения как рукопись. Например, если история была написана в первом человеке, то избегите писать эпилог в третьем лице. Используйте эту технику, только если Вы хотите отделить эпилог полностью от романа как установка для другой книги.
Решите, где поднять историю. Вы хотите, чтобы действие имело место 20 лет в будущем, несколько месяцев спустя или очень на следующий день? Это поможет вести историю. Также определите, кто появится в эпилоге. Вы можете просто сосредоточиться на одном характере, или Вы можете включать фьючерс любого числа Ваших характеров.
Планируйте сценарий. Есть причина, эпилоги не всегда включаются в роман. Иногда конец текущего конфликта достаточно. Эпилог может помочь дать читателю смысл того, что произошло после того, как начальный конфликт решен или признан. Проведите коллективное обсуждение или точно настройте схему, чтобы определить то, что прибывает затем. Эта короткая основная сюжетная линия должна течь с остальной частью романа.
Избегите «счастливо после» ловушки. Счастливые окончания вздымаются, но они не должны использоваться в качестве способа минимизировать конфликт, который произошел в романе.
Рассмотрите использование различной структуры в эпилоге. Например, рассказчик может закончить с короткой речью, или Вы можете закончить стихотворением.
Эпилог может быть только несколько страниц длиной, или это может быть довольно обширно. Обычно лучше сохранять эпилог несколько кратким, таким образом, читатель не получает смысл, что совершенно новая история начинается. Из-за этого Вы должны сделать каждое количество слов.
Отформатируйте эпилог как отдельный участок. Если эпилог особенно краток, Вы можете хотеть возмещать его в шрифте как курсив.
Как написать окончание романа
Захотят ли читатели прочесть вашу следующую книгу?
Удачное начало романа — это шанс на его публикацию. Удачное окончание — это шанс на то, что читатели захотят купить следующую книгу данного автора.
Чувство глубокого удовлетворения
Общее правило: прочитав ваш роман, человек должен испытывать чувство глубокого удовлетворения. Однако надо помнить, что механизм возникновения этого чувства весьма зависит от жанра.
Жанровую литературу покупают, чтобы расслабиться, унестись в иные миры и получить определенный набор эмоций. Автору такого произведения лучше придерживаться общепринятых канонов: сердца соединяются, клады находятся, преступление раскрывается.
Разумеется, автор может написать жанровый роман, который начинается с погони за сокровищами и кончается 30-страничной проповедью о вреде абортов. Это будет оригинально, но…
Если читатель получает не то, на что он надеялся, автора — как создателя коммерческого продукта — ждет банкротство. Не пишите на ящике с мылом “копченая колбаса”.
Подводим читателей к выводам
Совсем иное дело — мейнстрим. Автор подобных произведений должен уметь ставить вопросы и давать ответы. Высший пилотаж — подводить читателя к определенным выводам, но не проговаривать их. Читатель мейнстрима ощутит глубокое удовлетворение, если он сделает для себя открытие, и будет разочарован банальной концовкой ничуть не меньше, чем читатель жанрового произведения — ее неправильностью.
Поманить читателя и не дать ему то, чего он хочет
Можно привести следующий пример:
Сыщик расследует убийство, потом ему все надоедает и, позабыв о преступнике, он уезжает на Гавайи.
Если роман написан в жанре детектива, то подобный финал испортит всю книгу. Если же речь идет о мейнстриме — о тонких переживаниях сыщика, о его неудовлетворенности работой и т.п. — то нераскрытая тайна может украсить историю.
Самый худший вариант окончания — это когда у читателя появляется вопрос: “Ну и что? Что автор хотел этим сказать?”
Буйство фантазии — это прекрасно, но не стоит забывать, что читатель — это работодатель автора. А оставлять работодателя в неприятном недоумении — себе дороже.
Открытый финал
Очень осторожным надо быть с открытым финалом — когда действие обрывается на неопределенной ноте и читателю предстоит самому догадываться, чем все закончится. Для жанрового произведения подобный конец крайне нежелателен. Для мейнстрима и интеллектуальной прозы — смотря по обстоятельствам.
Например, открытый финал в “Трудно быть богом” братьев Стругацких выглядит весьма органично.
Если книга будет иметь продолжение, то вполне уместно сделать соответствующий намек.
Варианты окончаний
Завершение круга
Конец аппелирует к сцене в начале. (И. Бунин “Легкое дыхание”)
Возвращение
Конец привязан к явлению, упомянутому по ходу повествования. (Г. Г. Маркес “Сто лет одиночества”)
Временные рамки
Временные рамки используются, когда автор описывает событие, имеющее начало и конец во времени. (А. Солженицын “Один день Ивана Денисовича”)
Пространственные рамки
Пространственные рамки используются, когда сюжет ограничен пребыванием героя в определенном месте. (М. Булгаков “Мастер и Маргарита”: Воланд прибывает в Москву, Воланд улетает из Москвы)
Расплата или награда
Путешествие закончено, тайна раскрыта, “они жили долго и счастливо” и т.п. (Ш. Перо “Золушка”)
Эпилог
История заканчивается, но жизнь продолжается. В эпилоге рассказывается, что случилось с героями дальше. (Ф. Достоевский “Бесы”)
Цитата
Герой что-то говорит в конце, тем самым подводя итоги всему произошедшему. (М. Митчелл “Унесенные ветром”)
Призыв
Автор призывает читателя совершить то или иное действие. (Л. Толстой “Война и мир”).
Что делать, если окончание романа не придумывается?
Если вы не знаете, чем закончить произведение, вернитесь на исходную позицию, то есть определите, о чем ваша книга и что именно вы хотите сказать.
Попробуйте проанализировать события романа с точки зрения каждого из героев. Это упражнение натолкнет вас на дельные мысли.
Иногда автор не может придумать окончание романа потому, что ему не хватает информации. Читайте книги, журналы и блоги, посвященные вашей теме, и недостатка в идеях не будет.
Как написать хорошую концовку книги
В этой статье поговорим о том, как распределять силы на «марафонскую» романную дистанцию, чтобы не просто закончить историю, а закончить ее ударно – то есть написать захватывающий финал.
Роман – это затяжной марафон, который иногда укладывается в полгода, а иногда растягивается на несколько лет. И написание имеет свойство изматывать. Причем неважно, сколько времени оно отнимает: два часа в неделю или двенадцать, два месяца или два года, ведь автор вкладывает в историю всего себя – мысли, чувства, ощущения, эмоции, время, с боем отвоеванное у реальности.
Мы часто недосыпаем, меняем посиделки за историей на прогулки и общение с семьей-друзьями, и это часто выходит боком. Мы не наполняемся новыми эмоциями, а лишь отдаем-отдаем-отдаем. И именно перед финишем случается так, что отдавать уже нечего. Эмоции кончились. Недосып мучает. Мозги плохо соображают. Ни одной дельной мысли в голове. И вот сейчас надо написать сильную эмоциональную или экшен-сцену, а хочется лишь спать. И невозможно вспомнить, о чем шла речь в прошлой главе, не говоря уж о сюжете.
Как в таком состоянии увязывать все сюжетные нити? Как найти нужные слова, чтобы передать силу финала? И вроде бы вот он, выход на стадион, и финишная ленточка маячит на горизонте, и так хочется быстрее добежать-дописать, но…
Проблемы долгой работы над книгой
Люди опытные знают трассу, то бишь сюжетный путь истории, и умеют распределять силы по «дистанции», а вот у новичков возникают проблемы. Которые часто приводят к двум закономерным итогам:
1. Заброшенная история – автор, что называется, «не тянет». Не хватает мыслей, чтобы додумать, и эмоциональных сил, чтобы закончить, и роман отодвигается в сторону. Иногда – до лучших времен, а иногда и на всю жизнь.
2. «Слитая» концовка – так хочется закончить, что события в истории торопятся, комкаются. И финал выглядит невразумительно и случается слишком быстро – только что герой еще раздумывал, где искать злодея, и вдруг тот сам появляется, сам натыкается на меч, и добро побеждает.
И первое, и второе – результат перенапряжения и усталости. И с мыслями собраться сложнее, и события середины путаются, и от текста подташнивает… да и от героев – тоже. Да-да, вот они, последние 195 марафонских метров, которые нужно, собравшись с силами и мыслями, героически преодолеть. И желательно, красиво и эпично, чтобы зрители (они же – читатели) восхитились и прослезились, да и медаль (она же – контракт с издательством) зацепить бы…
Как сохранить силы на хорошую концовку романа
1. Отдыхайте в процессе.
Многие боятся даже на пару дней отключиться от работы — боятся потерять нить истории, набранный темп и обретенное вдохновение. Но отдыхать необходимо – и необходимо отключаться. Вернее, ненадолго переключаться, чтобы вернуть голове ясность, а мыслям – легкость. Да, потом опять придется набирать темп, но зато точно будут силы на финал. И в дни отдыха хорошо бы расслабиться – погулять, почитать, заняться другим видом творчества.
А автор данной статьи, отдыхая, перечитывает написанное и ищет неувязки, вспоминает события. А еще я пишу обратный план – чтобы все значимые события, поступки и мысли героя были под рукой.
2. Не требуйте от себя слишком многого.
Да, есть «монстры», которые пишут роман за пару месяцев. Вам тоже так хочется. Всем хочется писать три-четыре книги в год, а не наоборот. Но если сейчас ваша норма — глава в месяц, значит, надо писать главу в месяц. Со временем – и с мастерством – вы, вероятно, дойдете и до романа за полгода. А пока не гонитесь за журавлем в небе, лучше удержите свою синицу.
Сюда же относится безудержное стремление перфекционистов писать сразу идеально и переделывать двадцать раз одну несчастную главу, которая чем-то не нравится. Если вы смутно понимаете, чем, не переписывайте, а перечитывайте и обдумывайте. Если же непонятно, оставьте, как есть. Переписыванием частей роман не закончишь. И идеально сразу не напишешь. Довести до идеала готовое куда проще, чем незаконченное. И спустя время шероховатости и неувязки видны гораздо лучше.
3. Не убегайте в историю от проблем реальности.
Особенно – от тех проблем и дел, которые требуют скорого решения. Когда писатель начинает разрываться между творчеством и, скажем, сессией, это не идет на пользу ни книге, ни экзаменам. И повествование комкается, и билеты не учатся, и человек страшно устает от борьбы с самим собой и обстоятельствами. Лучше отодвинуть — ненадолго! — творчество в сторону и решить проблемы. То же самое касается и каждодневных бытовых дел.
Делу, как известно, время, а потехе – час. А в наших жизненных реалиях творчество, к сожалению, это «потеха». Которой гораздо приятнее и полезнее заниматься тогда, когда никто не стоит над душой, когда не висят несделанные дела.
4. Соблюдайте режим.
На первых порах история, подстегиваемая интересом и вдохновением, помогает автору «гореть» — и писать едва ли не круглосуточно. И усталости нет, и азарт от «бега» зашкаливает, и все режимы летят в трубу. А потом проходит неделя, вторая, у самых выносливых третья… и организм берет свое. Появляются усталость, сонливость, и с мыслями собраться все сложнее (а иногда и не хочется), и работа встает. И история буксует.
Автор данной статьи относится к этой категории одержимых, поэтому знает, о чем говорит. И предупреждает – соблюдаете режим, даже если очень хочется писать до пяти утра. На выходных или в праздники можно это себе позволить, но в будние дни ложитесь спать, как обычно, и высыпайтесь. Берегите силы на главное.
Постоянный интерес к истории – важнейший «источник питания». И каждый раз нужно заканчивать «норму» так, чтобы с утра хотелось продолжить. Чтобы в течение дня в свободное время смаковать придуманные моменты и заряжаться от этого желанием писать. Энергия интереса перебарывает и недосып, и усталость, и подсознательное желание полениться. И дает силы для «финиша».
Для начинающих, продолжающих и опытных авторов, которые столкнулись с преградой в творчестве.
Это не курс, но и не просто сборник теоретических материалов. Здесь к статьям подобраны практические упражнения. Благодаря им книга «Творим без преград» станет подспорьем на всем вашем писательском пути. Чтобы он был долгим и плодотворным.
Принципы написания хорошего финала
Во-первых, растяните удовольствие – не откладывайте развязку на последние десять страниц. Раздробите ее событийно на две-три главы. Когда читатель всю историю наблюдает за процессом, а тот раз – и заканчивается на пяти последних листах, читатель чувствует себя обманутым.
Как же так, подумаете на месте читателя и вы, обнаружив, что путь героя до цитадели Темного властелина длиной в 350 листов внезапно заканчивается на 355, «а где. ». Где накал от предвкушения битвы? Где решимость победить, несмотря ни на что? Где сумасшедший экшен? Где.
Таким образом, во-вторых, не зажимайте информацию. Многие стремятся сделать финал непредсказуемым, плодят тайны, напускают туману и обо всем рассказывают на последних десяти страницах. И на читателя, привыкшего к размеренной середине, обрушивается шквал информации. И ответы теряют свою привлекательность.
В-третьих, решитесь на жертву (или жертвы). Когда герой, побеждая и получая всё, ничего не теряет, это выглядит неправдоподобно. Убьют лучшего друга или родственника, отрежут руку или откусят палец – неважно. Жертва необходима. Но – не ради «переживательности». Жертва должна быть логичной и важной.
И если, например, в битве убивают лучшего друга героя, то потому, что герой лежал без сил, а друг заступился и погиб, и герой, преисполненный горя и желания мести, находит силы вновь поднять меч и победить.
В-четвертых, не забываем о логике. Финал может быть непредсказуемым – и он должен быть непредсказуемым! — но вот нелогичным он быть не должен. В конце должны быть раскрыты все тайны, даны ответы на все вопросы, а жертвы принесены не ради смерти, а осмысленно. И, конечно, должны «выстрелить» все «ружья». Концовка должна быть логичным завершением всей истории — удивительным, непредсказуемым и обязательно логичным.
В-пятых, последней точкой история не кончается. Важно оставить задел на будущее, даже если роман однотомен и продолжений не будет. И читатели любят пофантазировать, представляя, как герои заживут (после того, как выживут), что еще интересного с ними случится. И история, имеющая концом «жили они долго и счастливо», — это «мертвая» история.
Концовка – это, как правило, последние две-три главы и эпилог. Последний – по авторскому желанию, и обычно эпилог используется тогда, когда все главные события случились, и нужно спокойно рассказать о том, как герои живут «после».
Варианты финалов романа
1. Открытый конец: тайны разгаданы, все становится ясным и понятным, кроме одного — что конкретно произойдет с героем после того, как он достиг желаемого, разобрался в окружающих загадках и сделал выбор (или почти сделал). Открытый конец предполагает неопределенность в будущем, обрыв действия на важном событии, которое остается незавершенным («Унесенные ветром» М. Митчелл), но при этом явное указание на самое вероятное развитие событий. Например, явное указание на повторение истории, на ее похожее продолжение (Дж. Фаулз «Коллекционер»).
2. «Закрытый» конец: все расставлено по своим местам, никакого простора для фантазии. И желаемого добились, и все для себя поняли, и выбор сделали – и результаты выбора показаны. И жили они долго и счастливо.
3. «Перевертыш»: все не то, чем кажется. Таковы, например, фильмы «Игры разума» или «Остров проклятых». И расследования оказываются глобальным экспериментом, а главный герой – не ведущим в сюжетной игре, а подопытным кроликом.
«Перевертыш» предполагает два-три сюжетных слоя – видимый и незримый, показанный аварскими намеками и подсказками, случайными несоответствиями. К «перевертышам» относятся также истории-сны, когда в конце герой просыпается и понимает, что… Классический пример – «Иван Васильевич меняет профессию».
4. Трагедия: правда – не одна, их несколько, и все противоборствующие стороны по-своему правы. Например, злодей стал таковым, потому что родители (деды) героя лишили его семьи, и он мстит герою, убивая его родню, а герой, не разобравшись, идет убивать злодея. И где она, правда? Чья сторона «правее»? Финал покажет.
5. Взгляд со стороны: таковая концовка историй, где герою – и рассказчику – или суждено погибнуть, или он по разным причинам не желает выкладывать всё. И концовка, объясняющая и дополняющая, пишется от другого действующего лица. Обычно такие финалы показывают историю с другого ракурса и отличаются сухостью, сжатостью, конспектным пересказом ключевых моментов.
И так далее. Однако, повторюсь, любая концовка должна быть логичной и оправданной (не путать с предсказуемостью).
Оправданный финал – тот, когда дочитываешь и понимаешь: все правильно. Страшно, жалко, жутко, но правильно.
И даже в истории-«перевертыше» или мистификации обязательно должны быть логичные намеки на двойное дно и возможность исхода, отличного от тех, что заданы целями и задачами героя.
Что же касается непредсказуемости… Предсказуемость финала – это, прежде всего, шаблонность всего романа. «Пришел, увидел, победил», да. А еще это предсказуемость героя.
Сделайте своего героя живым и непредсказуемым, не бойтесь загонять его в угол и ставить в безвыходные ситуации, помогайте выкручиваться и меняться, делая смелые выводы и неожиданный выбор. И не бойтесь экспериментировать с сюжетом. Изменчивый сюжет, когда шаги героев угадываются, но не все и не до конца, – вот главный залог непредсказуемой концовки.
Удачной работы и побольше сил на «финише», коллеги! ?
Как написать эпилог к книге
КОНЦОВКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Распространённые ошибки концовки произведения.
2. Общие правила концовки произведения.
3. Виды концовок по различным основаниям.
4. Технические приёмы завершения самой концовки.
Концовка произведения — не менее важный элемент структуры, чем завязка и перипетии. Подчас именно от неё зависит не только успех книги, но и желание читателя обратиться к другим произведениям писателя, рассказать о прочитанном своим друзьям и знакомым.
1. Распространённые ошибки концовки произведения:
► Обман читателя. Сейчас модно круто менять судьбу героя — например, по воле автора, угробить в конце всех, хотя ничто не предполагало такой развязки. Смело, неожиданно, читатель ахает и… разочаровывается. Разочарование заменяет чувство удовлетворения от прочитанного, читатель жалеет, что вообще открыл эту книгу. Обман читателя происходит и по другим причинам, например, когда концовка не соответствует заявленному жанру.
► Запутывание читателя. Читатель с интересом следил за судьбой героя, а в конце не может понять — решены задачи или нет? К примеру, героиня долго завоёвывала сердце избранника и, кажется, завоевала, но роман заканчивается многозначительной сценой: он и она встречаются, молчат под какую-нибудь музыку. Читатель восклицает: «Ну?! Что?!», — переворачивает страницу, а там пусто.
► Наглая незавершённость. Герой решает проблемы, но тотчас впутывается в клубок новых. Продолжение следует. Однако читатель не знал в самом начале, что данный роман всего лишь первая книга трилогии. Распространённый сейчас приём, когда писателю или издательству кажется, что если сообщить о продолжении в конце, то читатель непременно начнёт рыскать в поисках второго тома. Не начнёт — для этого книга должна быть суперхороша. Этот приём можно использовать (при условии «суперхорошести»), когда продолжение уже написано, и найти его можно сразу, а не ждать год или два. То, что действует для «Игры престолов», далеко не всегда действует для книг.
► Концовка вне логики. Герой решает задачи настолько нестандартно, что читатель вообще перестает понимать, о чём идет речь. Ужас-ужас пример: обаятельный герой всю дорогу ищет свою возлюбленную, находит, убивает её и радуется — проблемы больше нет, а он сам, оказывается, маньяк в десятом поколении.
► Банальность (обесценивание сюжета) концовки. Примеров — море: «мне всё приснилось», «произошло чудо», «герой болел, а теперь выздоровел», «вышел из комы (летаргии), в которой всё и привиделось», «вмешались неведомые силы (бог, дьявол, друзья, кошелёк с деньгами)». Сюда же отнесем и хэппи-энды без должных оснований, и прием «поскорее всех убью, ибо надоело писать».
► Концовка типа «мы наш, мы новый мир построим» или «поцелуй на развалинах». Распространённый прием в фильмах и книгах: парочка сидит (стоит) на камнях разрушенного города, на куче обугленных трупов, в пустыне, бывшей ранее планетой Земля, и радуется жизни. Возникает проблема достоверности. Читатель просто не верит в «счастливый» конец.
► Концовка «куча мала». Писатель решает, что пора бы и завязывать. В результате тридцать три линии романа завершаются в одной главе. Эпизоды нагромождаются один на другой, часто вообще не связаны между собой. По объему завязка куда больше, чем развязка.
► Концовка «не могу остановиться». Все задачи решены, но писатель никак не может расстаться со своими героями, придумывает им новые, не связанные с предыдущим сюжетом приключения, пишет эпилог, а потом еще послесловие, словарик, сиквелы, приквелы и прочее. И не отдельно — всю эту красоту закидывает в концовку.
► Концовка «как бы всё успеть». Да, проблемы решаются, но писатель вдруг обнаружил, что не реализовал до конца свой потенциал. Он начинает вставлять неуместный юмор, анекдоты, аргументы и факты, гипотезы и концепции, передавать свои знания обо всём на свете, часто впопыхах вкладывая всё это в уста героев, создаёт множество диалогов, ничего не добавляющих к сюжету.
► Концовка «Мораль сей басни такова…» Стиль произведения становится пафосным, а каждое решение (развязка) сопровождается моралью для читателя.
Понять ошибки просто. Почему же писатели их допускают? Вспомнить о правилах концовки нужно бы не тогда, когда она уже написана, а ещё при планировании произведения. Одно из важных правил — не начинать книгу, не зная, что же будет в конце. Как раз при подходе «наоборот» писатель или бросает начатое, или пишет концовку «абы как».
2. Общие правила концовки произведения:
► Идеальная концовка, когда читатель получает то, на что надеялся, плюс бонус неожиданности, открытия, озарения.
► Хорошая концовка вызывает у читателя чувство удовлетворения от прочитанного, сожаление, что нет продолжения, желание почитать что-то ещё у этого автора, а то и перечитать книгу, потому что возникает ощущение ценности всего сюжета, желание проверить свои впечатления.
► Книга должна быть без «нулевого эффекта» — типичного окончания для предполагаемого продолжения, сюжетно завершённой, даже если есть продолжение приключений героя.
► Читатель должен понять логику концовки — то, о чём хотел сказать писатель, — быть готовым к этому.
► Хороший писатель избегает в конце банальности и штампов.
► Концовка должна быть достоверной. Читатель должен видеть основания, причины счастливого или несчастливого конца, верить в них, понимать, что по-другому невозможно.
► Концовка требует такой же обстоятельности, как и начало произведения. Она должна быть не менее, а то и более интересной для читателя.
► Следует отличать концовку от эпилога и послесловия. В концовке важна развязка — убирание коллизий, разнообразное решение конфликтов, завершённость сюжетных линий.
Авторское послесловие — антоним предисловия, в нем писатель рассуждает, высказывает своё мнение, даёт заключительные объяснения не по сюжету, а по идеям в нем.
Эпилог — антоним пролога, пишется по необходимости после концовки и является отдельным рассказом о судьбах героев в будущем. События в эпилоге, как правило, происходят после развязки и не связаны с сюжетом произведения, чаще всего — через перерыв, через длительное время после событий в романе.
► Хорошая концовка не содержит отвлечений (вне сюжета) любого рода (шутки, анекдоты, концепции, лирические отступления, авторские размышления и т.д.). Впрочем, это правило и для всего произведения. Всё хорошо к месту.
► Хорошая концовка обойдется без морали и пафоса. Читатель сам сделает выводы.
► Концовка произведения всегда определяется его жанром и сюжетом.
Какие же бывают концовки? Видов по разным основаниям много, расскажем о самых главных.
3. Виды концовок по различным основаниям
По отношению ко всей композиции произведения:
► Круговая (циклическая) — событие в конце повторяет событие (место действия, участвующих персонажей) начала с разрешением поставленных проблем, новым взглядом на произошедшее.
► Возвращающая (галстучная) концовка — событие в конце возвращает читателя к событию, которое было значимым в ходе повествования и проблемы которого так и не были разрешены ранее.
► Рамочная — концовка не выходит за рамки места действия, обозначенного ранее.
► Концовка-петля — концовка почти полностью повторяет начало.
► Иллюзорная (круг, петля) — концовка похожа на начало, но уровень осмысления новый.
По отношению ко времени:
► Временная концовка — события начинаются и заканчиваются в определённый период времени. В конце происходят события, продолжающие историю и расставляющие всё по своим местам.
А) Хронологическая — всё завершается во времени в том порядке, как и возникало, в хронологической последовательности.
Б) Футуристическая — переход от настоящего к будущему, концовка рассказывает о будущем, в отличие от эпилога, не является отдельным рассказом, а продолжает (и заканчивает) историю.
В) Переключающая — концовка меняет временные планы: из настоящего в будущее, из прошлого в настоящее.
► Концовка-эпилог — все конфликты, проблемы в произведении разрешаются не одновременно, в конце рассказывается о событиях, которые происходят с героями через некоторое время, окончание всех фабульных линий.
Концовка по отношению к главному смыслу:
► Расплата — всё заканчивается расплатой за содеянное для героя и персонажей.
► Награда — в конце всё не просто разрешается хорошо, но является значимой наградой для героя и персонажей.
► Разгадка — в конце даются ответы на все вопросы-загадки всех сюжетных линий.
► Обобщение — подводится рационально-логический итог всему, что было ранее.
► Оценка — решаются все задачи, дается оценка основным событиям, действиям героев по разрешению конфликтов. Оценка может быть авторская, а может быть дана точкой зрения героя, персонажа.
Стилевые концовки:
► Счастливая концовка — события в конце могут показаться читателю не очень-то и счастливыми, но для героев они – счастье.
► Хэппи-энд — чёткое разделение счастливого завершения для положительных героев и наказания (возмездия) – для отрицательных.
► Трагическая концовка — всё плохо для героев, но читатель испытывает катарсис.
Концовка по отношению к сюжету произведения:
► Закрытая (полная) — все сюжетные линии логически завершены.
А) Условно закрытая — проблемы разрешены частично, остальные – в продолжении или же додумываются читателем.
Б) Закрытая провокационная — проблемы разрешены, но даётся намек на продолжение приключений героя.
В) Резкая концовка — мгновенное закрытие сюжетных линий.
► Открытая (неполная) — формальное завершение истории, исчерпанность лишь одной идеи.
А) Сюжетная развилка (вариабельная) — открытая концовка, говорящая о продолжении истории в новом произведении.
Б) Недосказанность — нарочито открытая концовка, будящая воображение и дающая возможность читателю додумать, как бы все могло быть.
► Неожиданная концовка — всё с ног на голову, смена эмоций, восприятия читателя, новая информация, переосмысление сюжета.
Концовка по эмоциональности:
► Нейтральная — читатель переживал во время чтения, история полностью закончена, все сюжетные линии закрыты.
► Экспрессивная открытая — самые сильные эмоции читатель испытывает в конце, так как желает, но не получает ответов на все вопросы, сюжетные линии частично или полностью не завершены.
► Экспрессивно закрытая — все сильные эмоции читатель получает в конце, инсайт, катарсис.
4. Технические приемы завершения самой концовки:
1). Цитата: герой или автор цитирует кого-то умного в самом конце, придавая значимости всему произведению.
2). Монолог героя: герой в собственной речи подводит итоги всему, что произошло, например, характерно для детективов.
3). Призыв, мобилизация: в конце произведения звучит призыв героя или автора, побуждая читателя совершить физическое или психологическое действие, например, вступить в общество по спасению дельфинов или купить книгу-продолжение.
4) Проблема, вопрос: в конце задаётся обобщающий вопрос, возникает новая проблема, заставляющая читателя задуматься.
5) Поэзия: поэтическое описание, детали, стихотворение, лирическое отступление в самом конце.
6) Вывод: в конце делаются краткие выводы, умозаключения по всем проблемам, идеям.
7) Мораль: герой или автор занимается в конце нравоучениями для себя или читателей, однако такая концовка — один из элементов сказки.
8) Пафос: «высшая точка подъёма воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев» (Словарь литературоведческих терминов).
Понятно, что использовать виды концовок, приёмы нужно с осторожностью: то, что уместно в детективе, может выглядеть нелепо в мелодраме, а, скажем, откровенный призыв, открытая концовка далеко не всегда побудит читателя купить продолжение.
Сбор видов концовок основан на работах учёных: М. Бахтина, А. Колесниченко, Т. Фадеевой, В. Одинцова и других. Собирал Альмонд.
Добавить комментарий
Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку от 0 до 10 (только целое число) с обоснованием этой оценки.
Помним : 0 — 2: работа плохая, не соответствует теме, идея не заявлена или не раскрыта, герои картонные, сюжета нет;
3 — 4: работа, требующая серьезной правки, достаточно ошибок, имеет значительные недочеты в раскрытии темы, идеи, героев, в построении рассказа;
5 — 6: работа средняя, есть ошибки, есть, что править, но виден потенциал;
7 — 8: хорошая интересная работа, тема и идея достаточно раскрыты, в сюжете нет значительных перекосов, ошибки и недочеты легко устранимы;
9 — 10: отличная работа по всем критериям, могут быть незначительные ошибки, недочеты