Птицы
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: птицы, грач, аист, жаворонок, скворец, стриж, трясогузка, гусь, утка, журавль, селезень, соловей, ласточка, кукушка, воробей, снегирь, клест, синица, голубь, ворона, галка, дятел, кормушка, корм, туловище, лапка, хвост, крыло, клюв, голова, перья, яйцо, гнездо, птенец, голод, холод, хлебные крошки, зерно, рябина, забота, помощь, жилище людей, сова; глаголов: прыгать, перелетать, подметать, махать крыльями, сидеть, голодать, подкармливать, насыпать, воровать, чирикать, каркать, ворковать, трещать, долбить, лечить, утащить, зимовать; прилагательных: черный, проворный, белобокая, пестрая, сизокрылый, серый, задорный, веселый, голодный, зимующие; наречий: голодно, холодно, жалко, высоко, низко, мало, далеко, близко.
Следим за правильным употреблением в речи предлогов: С, НА, НАД, К, ОТ, ПОД, ИЗ-ПОД, ВОЗЛЕ, ОКОЛО.
Игровые упражнения
Упражнение «Один много»
Грач — грачи — грачей жаворонок — жаворонки — жаворонков
птица — птицы — птиц скворец — скворцы — скворцов
стриж — стрижи — стрижей трясогузка — трясогузки — трясогузок
аист — аисты — аистов гусь — гуси — гусей
журавль — журавли — журавлей утка — утки — уток
селезень — селезни — селезней ласточка — ласточки — ласточек
соловей — соловьи — соловьев кукушка — кукушки — кукушек
яйцо — яйца — яиц птенец — птенцы — птенцов
лебедь — лебеди — лебедей гнездо — гнёзда — гнёзд
яйцо — яйца — яиц птенец — птенцы — птенцов.
Упражнение «Назови ласково»
голубь – голубок птенец — птенчик
перо — перышко голова — головка, головушка
соловей — соловушка шея — шейка
жаворонок — жаворонушек крыло — крылышко
скворец — скворушка гусь — гусёк, гусёнок
утка — уточка лебедь — лебёдушка
гнездо — гнездышко журавль — журавушка, журка
трясогузка — трясогузонька аист — аистёнок
Упражнение «У кого — кто»
«Назови детеныша» (детям 6 лет)
Грач — грачонок — грачата аист — аистенок — аистята
стриж — стриженок — стрижата журавль — журавленок — журавлята
кукушка — кукушонок — кукушата лебедь — лебеденок — лебедята
скворец — скворчонок — скворчата утка — утенок — утята
гусь — гусенок — гусята
Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).
«Закончи предложение».
Упражнение «Кто как голос подает?»
Ворона – каркает грач — кричит “гра”
Воробей – чирикает кукушка — кукует
Ласточка — щебечет жаворонок — звенит
Соловей — заливается, свистит, щелкает
“Угадай и назови”
«Четвертый лишний». Составление сложносочиненных предложений со словами потому что.
Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай);
ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка);
петух, индюк, курица, ворона (ворона);
журавль, аист, цапля, грач (грач).
Упражнение «Посчитай птиц»
(3-4-х перелетных птиц).
1 кукушка, 2 кукушки, 5 кукушек…
Упражнение «Чей, чья, чьё, чьи?»
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.
Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?). перья воробья (чьи?). перья снегиря (чьи?). перья голубя (чьи?).
«Скажи, какая(ой)?» (детям 6 лет)
Клин лебедей — лебединый,
Упражнение «Скажи одним словом».
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У снегиря красная грудка, поэтому его называют ….
Упражнение «Узнай птицу по описанию».
Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?
Упражнение «Скажи наоборот» (для детей от 5 лет)
Развитие мелкой моторики.
Сколько птиц Ритмично сжимать и разжимать кулачки
Прилетело? Мы расскажем:
Две синицы, воробей, На каждое название птицы
Шесть щеглов и голубей, загибать по одному пальчику
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек! опять сжимать и разжимать кулачки
Выучить наизусть стихотворение. Рассмотреть картинки, перечисленных в нем птиц.
Снегирь сорока, и клёст, и синицы –
зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами,
мы будем кормить их, конечно же, сами.
Загадывание загадок:
На шесте — дворец, во дворце — певец,
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)
Стихи для автоматизации поставленных звуков
Аисты (С, Р)
Зарос в деревне старый пруд
Тут летом аисты живут
С утра летят на росный луг,
Подняться в небо учат двух
А те глядят на старый пруд
Со страхом, но вот-вот
Над липой крыльями взмахнут
И – в первый свой полет.
Арифметика (С, Р)
К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок,
А из них лишь три сороки
Прилетело на урок? Т. Белозеров
Ласточка (Л)
Воробьи (Л, Р)
Дождь со снегом пополам,
Плохо бедным воробьям,
Нет у них квартиры.
Очень плохо им в морозы,
На глазах замерзли слезы.
Солнце, выйди поскорей
И воробушков согрей! Н. Шаманадзе
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»м
Выбранный для просмотра документ prilozhenie_1.docx
Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматическую основу.
Язык это богатство народа.
Солнце не планета, а звезда.
Лес вот наше спасение от засухи.
Гранит очень прочный камень.
Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматическую основу.
Книга это зеркало жизни.
Аистята очень прожорливые птицы.
Взаимное доверие вот основа дружбы.
Байкал очень глубокое озеро.
Москва столица России.
Март это первый месяц весны.
Собака вот лучший друг человека.
Литература не наука, а искусство
Выбранный для просмотра документ tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx
Разработка урока по русскому языку в 5 классе
Учитель Кузнецова Лариса Ростиславовна
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым (с презентацией)
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
научиться извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схему, ключевые слова), анализировать, сравнивать, строить рассуждения.
приобретать навыки работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль).
анализировать постановку тире между подлежащим и сказуемым, ставить тире, где необходимо, объяснять выбор знака устно и графически.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, обрабатывать информацию и представлять ее в готовом виде.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Языковая разминка.
— Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке.
Надеюсь, мы сегодня узнаем новое и интересное.
— Откройте тетради, запишите дату. Прежде, чем открывать новое, давайте вспомним материал предыдущих уроков.
— Внимание на экран. Ответьте на вопросы:
Что такое грамматическая основа предложения?
Что такое подлежащее?
Какой частью речи может быть выражено подлежащее?
Какой частью речи может быть выражено сказуемое?
Какие члены предложения являются второстепенными?
– «Составьте предложение из слов:
поэты, художники, и, красоту, прославляют, природы, родной
Ученики проговаривают варианты предложения, затем записывают авторский вариант:
Поэты и художники прославляют красоту родной природы
2) Синтаксический разбор предложения,
2. Адекватно понимать информацию устного сообщения.
3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.
III. Введение в тему и постановка проблемы урока.
Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока». (Можно воспользоваться презентацией )
1. Введение в тему урока.
Я — минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут …
– Где нам встречался этот знак препинания? (В предложениях с прямой речью, в диалоге, при обобщающих словах.)
– Сегодня мы узнаем ещё одну «тайну» этого знака – тире.
– Прочитайте и запишите тему урока.
– Какие вопросы возникают? (Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?)
2. упр 169 – уточнение основного вопроса урока, постановка проблемы. Работа в парах.
– Подчеркните подлежащее и сказуемое в упражнении.
– Уточните учебную проблему урока. (Когда ставится и когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными?)
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать проблему урока.
IV. Открытие нового знания. Поиск решения.
Чтение правила на стр 79
– Какое главное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым? (Оба главных члена должны быть выражены именами существительными в И.п.)
А теперь посмотрите на слайд
Я школьник
Мой брат не студент
Книга словно лучший друг
-Почему здесь не поставлено тире?
– Сделайте вывод: при каких условиях нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым, а при каких – не нужно.
– Давайте заполним таблицу примерами Распределить предложения, написанные на доске по столбикам:
История это наука о прошлом
Овощи и фрукты вот полезные продукты.
Осенние листья как ковер.
История – это наука о прошлом
Овощи и фрукты – вот полезные продукты.
Осенние листья как ковер.
Руки протяните, яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву.
3. Задание для закрепления
– Что разделяет тире? (Подлежащее и сказуемое.)
– Прочитайте предложения, в которых ставится тире.
– Какая подсказка есть в устной речи? (Пауза между подлежащим и сказуемым.)
– Изобразите в виде рисунка постановку тире.
– Составьте план рассказа о постановке тире (правила) в виде схемы.
1. Искать пути решения проблемы.
2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
V. Развитие пунктуационных умений.
1. Комментированный диктант под руководством учителя.
– Запишите предложения под диктовку, подчерните грамматические основы предложений, поставьте, где нужно, знаки препинания.
Первые три предложения выполняются на доске, остальные самостоятельно в тетрадях.
Чтение – вот лучшее учение.
Книга – это история народов Земли.
Слово не стрела, но острей стрелы.
Самопроверка с помощью компьютера (предложения с подчёркнутыми главными членами, выделенными частицами, необходимыми знаками представлены на слайде).
2. Работа по карточкам. Взаимопроверка.
3. Работа в группах (на группу раздаются карточки с заданием).
– Расставьте знаки препинания в данных предложениях.
Каждой группе выдается карточка с предложениями. (Прил1)
Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматическую основу.
Язык это богатство народа.
Солнце не планета, а звезда.
Лес вот наше спасение от засухи.
Гранит очень прочный камень.
Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматическую основу.
Книга это зеркало жизни.
Аистята очень прожорливые птицы.
Взаимное доверие вот основа дружбы.
Байкал очень глубокое озеро.
Москва столица России.
Март это первый месяц весны.
Собака вот лучший друг человека.
Взаимопроверка работы между группами.
1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.
2. Владеть приемами отбора и систематизации материала.
1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
2. Приобретать навыки работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль).
Подведем итоги. Продолжите предложения:
— На уроке мы учились …
— Между подлежащим и сказуемым ставится …
— Мне понравилось на уроке…
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VII. Домашнее задание.
Составить 5 предложений с тире между подл. и сказ.
Георгий СКРЕБИЦКИЙ
Аистята
Один год мы прожили на Украине, в небольшой станице, среди сплошных вишнёвых садов.
Неподалёку от нашего дома росло старое дерево. И вот однажды ранней весной на него прилетел и уселся аист. Он долго что-то осматривал, неуклюже переступая на своих длинных ногах по толстому суку. Потом улетел.
А на следующее утро мы увидели, что на дереве хлопотали уже два аиста.
Они устраивали гнездо.
Скоро гнездо было готово. Аистиха снесла туда яйца и стала их насиживать. А аист то улетал за кормом на болото, то стоял около гнезда на суке, поджав под себя одну ногу. Так, на одной ноге, он мог простоять очень долго, даже мог немного вздремнуть.
Когда в гнезде вывелись аистята, для старых аистов начались большие хлопоты. Птенцы были очень прожорливы. Они целый день требовали еды, и аисты-родители по очереди с утра до вечера таскали им из болота лягушек, рыбёшек, ужей.
Пока один из аистов летал за кормом, другой стоял на краю гнезда караулил птенцов. Как только он замечал подлетевшего к гнезду второго аиста, он закидывал голову на спину и громко трещал клювом, словно трещоткой. Ведь аисты кричать не умеют и приветствуют друг друга, часто-часто щёлкая клювом.
Прилетевший отдавал добычу детям и садился отдыхать у гнезда, а другой аист тут же улетал охотиться за лягушками на болото.
Так аисты целые дни по очереди кормили птенцов. А когда те подросли и стали ещё прожорливее, тут уж оба родителя начали вместе летать и добывать детям корм.
Прошло ещё недели полторы, и вдруг один из аистов-родителей исчез. Что с ним случилось, неизвестно: может, его убили, а может, и сам от чего-нибудь погиб.
Вот когда настала трудная пора для оставшегося аиста! Птенцы стали уже совсем большими. Их было трое, и они требовали очень много еды.
Как только начинало светать, аист уже спешил на болото за добычей, приносил её, совал в рот одному из птенцов и, не отдыхая ни минуты, летел обратно на охоту.
Так он трудился до позднего вечера.
Нам было очень жаль бедную птицу, но мы не знали, чем ей помочь.
Один раз мы пошли ловить на речку рыбу. Возвращаемся домой и видим, что все три аистёнка тянут из гнезда свои длинные шеи, открывают клювы и просят есть. А аиста около гнезда нет. Значит, на болоте лягушек ловит.
— Что, если попробовать их рыбой покормить? — предложил мой товарищ.
В тот же миг мы залезли на дерево. Увидев нас, аистята заволновались, засуетились, чуть из гнезда не попадали.
Но вот один из них заметил в руках у меня рыбёшку. Аистёнок потянулся к ней, схватил клювом и проглотил. Другие сейчас же последовали его примеру.
Мы отдали аистятам всю нашу рыбу, слезли с дерева и тут только увидели старого аиста. Он поспешно подлетел к гнезду и стал беспокойно осматривать, всё ли там в порядке.
С этих пор мы каждый день начали кормить аистят: ловили специально для них рыбок и лягушек.
Аистята очень быстро смекнули, в чём дело. Как только мы влезали на дерево, они все разом тянули к нам из гнезда свои длинные шеи и раскрывали рты, прося, чтобы мы их накормили.
Наконец наши питомцы совсем выросли. Они покрылись перьями и начали вылетать из гнезда. И тут нам от них просто житья не стало — аистята не давали нам проходу. Стоило только показаться на дворе, как они слетали с гнезда и опрометью бросались к нам, требуя еды.
А взрослый аист как будто понял, что и без него дело обойдётся: все реже и реже приносил детям корм. Большую часть дня он или бродил по болоту, поедая лягушек, или дремал на дереве возле гнезда. Аист дремал на дереве, а в это время аистята гонялись за нами по двору, требуя еды.
Однажды они увязались с нами на болото. Там было много лягушек. Аистята начали ловить их сами и вовсе забыли про нас. С этого дня они каждое утро стали летать на болото — охотиться за лягушатами и другой добычей.
Лето кончалось. Все аисты собирались в стаи, готовясь к отлёту. Наши тоже перестали ночевать на дереве у гнезда — наверное, примкнули к какой-нибудь стае, и мы уже начали забывать о своих питомцах.
Но вот как-то раз идём мы с рыбной ловли домой. Смотрим — по лугу разгуливает стая аистов. Заметили нас, насторожились — сейчас полетят. Вдруг видим — от стаи отделяются три аиста и направляются прямо к нам.
— Да это же наши аистята! — обрадовались мы и начали манить их рыбой.
И вот эти большие дикие птицы подбежали к нам, захлопали крыльями, засуетились — так и хватают рыбу из рук! Схватит рыбёшку клювом, подбросит вверх, перехватит поудобнее и проглотит, а потом от удовольствия даже голову на спину закинет и клювом защёлкает.
Наши аисты рыбу из рук едят, а вся стая издали смотрит. Шеи вытянули, глядят — ничего, видно, понять не могут.
Наелись аистята, клювами в благодарность похлопали и обратно к стае вернулись. А мы домой пошли.
Эти удивительные прожорливые птицы
Обмен веществ
Клюют все подряд
На первых порах цыпленок пробует клевать все предметы, попадающие в его поле зрения. Постепенно по личному опыту цыплята начинают отличать съедобное от несъедобного и уже редко потом ошибаются.
Органы вкуса у птиц представлены вкусовыми почками в слизистой оболочке ротовой полости, на языке и у его основания. Многие птицы различают соленое, сладкое и горькое.
Слюна – строительный материал
Долгая голодовка
Кормятся, не пачкая перьев
Языки
Морские птицы любят мандарины
Гагарки Aethia cristatella
. живут на Аляске колониями до 100 тысяч особей. При встрече птицы прижимаются клювами друг к другу к шеям – здесь перья пахнут сильнее всего. Пахучие перья или вату, пропитанную теми же соединениями, птицы предпочитают другим смесям и непахучим субстанциям.
Что этот запах означает – неизвестно. Возможно, он демонстрирует качество птицы как продолжательницы рода, и более плодовитые птицы пахнут сильнее. Запах дает смесь масел, правда, неизвестно, каких. Пахнут птицы только во время брачного сезона, самки и самцы – с одинаковой силой.
Французы называют голубя «летучей крысой».
Растяжимый пищевод
Изо рта корм проходит в пищевод. У индеек, тетеревиных, фазановых, голубей и некоторых других птиц часть его, называемая зобом, постоянно расширена и служит для накопления пищи. У многих птиц весь пищевод достаточно растяжим и может временно вместить значительное количество корма, прежде чем тот поступит в желудок.
Способность поглощать пищу и обходиться без нее Масса корма, необходимого птице в течение суток, равно 10-15% от веса ее тела.
Нехватка корма
Пингвины кормятся раз в 14 дней
Пингвины (например, пингвин королевский Aptenodytes patagonicus) кормятся раз в 14 дней. В перерывах между кормежкой они сбрасывают половину своего веса.
Пьют все подряд
Пингвины пьют и пресную, и соленую воду, а за ее неимением едят снег.
Постятся восемь недель
Самцы императорскогопингвина Aptenodytes forsteri приходят на юг с наступлением зимы и нагуливают жир, у многих подкожные запасы настолько значительны, что брюхо волочится по льду. В это время жировые запасы самца достигают 5,5 кг, которые распределены по всему телу, но большая их часть сосредоточена в области брюха. Самцы постятся в период восьми недель инкубации яиц. В это время самки уплывают на север для нагула, и через два месяца они возвращаются. К моменту вылупления птенца они приобретают хорошую физическую форму.
Черные стрижи (Cypseloides cryptus) едят один раз в сутки
Они вылетают из пещеры на охоту только на 30-40 минут вечером и утром, но в это время над лесом столько насекомых, что они успевают накормить и себя и птенцов.
Накормить до смерти
Чистики: ихтиофаги и планктофаги
Питается исключительно улитками
Общественный коршун-слизнеед Rostramus sociabilis ест исключительно улиток рода Pomacea. Сильно изогнутый клюв этой птицы хорошо приспособлен к извлечению тела моллюска из раковины, но малопригоден для любых других операций.
Делают запасы еды
Хранители
Известно, что корм запасают вороны, синицы, но среди них можно считать рекордсменом ореховку американскую (Nucifraga columbiana)– светло-серую птицу с черными крыльями и длинным клювом, обитающую на западе Северной Америки, которая на зиму запасает 22 000 – 33 000 семян, используя при этом 2 500 тайников. Две трети своего запаса птица съедает в течение 13 месяцев. Кедровки из Сан-Франциско могут переносить свои семена на расстояние 25 км, чтобы спрятать их в горах выше линии леса. В том случае, если семена из тайников пропадали, птицы обновляли запасы, но уже в других местах. Когда аналогичный эксперимент был проведен с человеком, то через месяц он мог найти только половину спрятанных семян.
Установлено, что при отыскивании семян птицы руководствуются не столько расположением визуальных объектов, а чутьем. Среди птиц есть отдельные особи (так называемые криминальные объекты), которые выкапывают семена, положенные другими птицами. Среди хранителей запасов есть такие, которые раскапывают свои тайники уже через несколько часов, другие находят только половину семян – таланты развиваются в зависимости от условий среды обитания.
Птицы-пираты
Некоторые виды отбирают корм у других пернатых. Отъявленными пиратами считаются фрегаты и поморники, которые нападают на других морских птиц, вынуждая их бросить добычу.
Наводит на пчел
Африканские медоуказчики Indicator indicator «ведут» за собой человека или медоеда из семейства куньих к гнезду пчел, перелетая с ветки на ветку, призывно крича и взмахивая хвостом. Когда млекопитающее вскрывает гнездо, добираясь до меда, птица лакомится восковыми сотами.
Серебристая чайка Larus argentatus разбивает моллюсков о скалы
Корм с тела
Цапля следует за коровами
Пурпурная щурка (Merops nubicus) кормится с дрофы
Могут пользоваться орудиями труда
Раньше считалось, что орудиями труда могут среди животных пользоваться только обезьяны. Оказывается, это не совсем так. Например, галапагосский вьюрковый дятел способен доставать иголкой кактуса личинок насекомых из трещин коры. Африканские стервятники разбивают скорлупу страусовых яиц с помощью камней.
Питаются ядовитыми растениями
Павлиньи фазаны (Phasianus), живущие на острове Борнео, питаются без вреда для себя ядовитыми растениями.
Обходятся без пищи
Мелкие птицы могут обходиться без пищи более 2-3 часов. Крупные способны голодать дольше. Так, например, императорский пингвин (Aptenodytes forsteri), высиживая яйцо, держит его на лапах 65 дней и ничего не ест, теряя при этом до 405 собственной массы.
Зерноядные птицы могут голодать дольше, чем насекомоядные, так как зерна и семена перевариваются дольше, чем животные корма. Зерно переваривается до 4 час., жук – 1 час., а гусеница – всего 15-20 мин.
Уничтожение вредителей
В ходе одного из экспериментов было подсчитано, что во время весеннего перелета 11 особей птиц уничтожили на одном гектаре 144 тыс. насекомых, из них 124 тыс. безусловных вредителей.
Пингвины укрепляют свои яйца
Попугай кеа (Nestor notabilis) против овец
В горах Новой Зеландии обитает попугай кеа (Nestor notabilis), длиной около 50 см. В теплое время он растительнояден, но зимой нападает на овец и выклевывает у них кусочки подкожного жира, что приводит животное к гибели.