Как пишется бриф для дизайнера
Как написать бриф
Приходилось ли вам выполнять графические работы на заказ, или, может быть, наоборот, заказывать их у дизайнера? Если да, то вам наверняка известно, что успешное выполнение заказа в большой степени зависит от взаимопонимания между дизайнером и заказчиком.
Нередко работа над проектом страдает из-за недостатка предварительно полученной информации или из-за несоответствия возможностей дизайнера ожиданиям заказчика.
Как сделать рабочий процесс максимально продуктивным и комфортным для обеих сторон? В этой статье я дам важный совет потенциальному заказчику.
В вашей голове, как всегда, масса гениальных идей по поводу организации бизнес мероприятия, создания товара или проведения рекламной компании… Но как им придать столь же гениальное визуальное воплощение?
Мой ответ будет предельно краток: прежде, чем обращаться к дизайнерам, сядьте и напишите бриф!
Вам и вашему дизайнеру это здорово облегчит задачу и поможет найти общий язык.
Что такое бриф?
Бриф, или резюме — это важнейшая и неотъемлемая часть любого дизайн-проекта, поскольку именно он предоставляет дизайнеру всю необходимую для работы информацию.
Бриф должен прежде всего сосредоточиться на конечных результатах и на коммерческих целях дизайн-проекта.
Бриф не должен заниматься эстетическими или художественными аспектами проекта, всё это определяет дизайнер в процессе работы.
Написание брифа позволит вам определиться с конкретными задачами еще до начала работы над проектом.
Составив хороший бриф, вы с большей вероятностью обеспечиваете вашему проекту высококачественный и прогнозируемый результат… Ну, разумеется, если Вы нашли себе понятливого дизайнера.
Как Написать Эффективный Бриф?
Если вы ответите на нижеследующие вопросы, то можете считать, что 90% работы уже сделано! Oставшиеся 10% добавятся из дальнейших вопросов дизайнера после того, как вы представите ему свой свое бриф. Итак, сделайте глубокий вдох и выдох и приступайте!
Чем занимается ваш бизнес?
Никогда не надейтесь, что дизайнер уже знает что-нибудь о вашей компании. Ясно и кратко напишите:
Какова окончательная цель нового дизайн-проекта?
Чем вы отличаетесь от своих конкурентов?
В любом случае постарайтесь предоставить дизайнеру уже существующие рекламные материалы. Ему это здорово поможет.
Кто является вашей целевой аудиторией?
Какой текст и изображения вам необходимы?
Текст и изображения, используемые в проекте, столь же важны как и дизайн, и вы должны четко определиться, кто вам пишет рекламный текст и где вы берете фотографии. Возможно, вам придется обратиться к профессиональному копирайтеру и фотографу. Если у вас еще нет таковых на примете, спросите своего дизайнера, скорее всего он сможет вам кого нибудь порекомендовать.
Каковы технические детали проекта?
Покажите дизайнеру известные вам образцы дизайна, которые, по вашему мнению, наиболее вас бы устроили, пусть даже это будет дизайн ваших главных конкурентов… Тем самым вы установите планку Ваших ожиданий.
Покажите дизайнеру примеры дизайна, который вам НЕ нравится и стили, которые вы не любите или не желаете видеть в вашем проекте. Это даст ему общее представление о ваших вкусах и предпочтениях и предотвратит вас от разочарования результатом работы.
Каков ваш Бюджет?
Определите бюджет проекта заранее. Это поможет дизайнеру оптимизировать затраченное время и ресурсы.
Определение бюджета также позволяет дизайнеру определиться, стоит ли ему браться за работу. Удостоверьтесь, что работа над проектом способна заинтересовать дизайнера с финансовой точки зрения.
Каковы временные рамки и крайний срок?
Задайте дизайнеру временные рамки и установите реалистический крайний срок для завершения работы. вы должны принять во внимание различные стадии работы над дизайном, такие как консультация, создание концепта, исполнение, производство и поставка.
Разумеется спешка никого не радует и приводит к ошибкам, но часто бывает просто необходимо выполнить работу в фантастически короткий срок. В таких случаях вы должны честно сообщить об этом дизайнеру заранее.
Совет дизайнеру
Если ваш заказчик явился к вам без своего брифа, предложите ему составить бриф на основе заранее приготовленного шаблона. Это лишний раз покажет заказчику ваш профессионализм и в конечном счете экономит вам обоим время и деньги.
Как создать хороший бриф на разработку дизайна
Любые дизайн-проекты начинаются с написания брифа. Хороший бриф должен обозначить задачи и рамки проекта, вдохновить на творческий процесс и привести к желаемому результату. А еще желательно, чтобы составление брифа не занимало много времени. Получается та еще задачка. Но, к счастью, идеально работающий алгоритм существует.
За последние три года я получил сотни дизайнерских брифов от различных компаний-заказчиков. Независимо от отрасли проекта и размеров команды в брифах постоянно допускаются одни и те же ошибки. Залог успешного брифа — всего лишь следование простым, но тем не менее эффективным правилам, о которых я и расскажу в этой статье.
Начну с пары полезных советов:
А теперь перейдём к главному: из чего состоит идеальный бриф?
Составление брифа на разработку дизайна чем-то напоминает первое свидание: не стоит рассказывать о себе слишком много — это только все усложнит. У вас еще будет много времени для обсуждения деталей, но немного позже. Сейчас же самое время быть кратким и точным
Кто мы такие? Мы X, работаем в индустрии Y с командой из Z человек.
Наша цель? Нам необходимо изменить сайт — обновить устаревший дизайн и тем самым поднять конверсию. Нам также требуется ребрендинг, который будет соответствовать нашему позиционированию инновационного стартапа.
Услуги, которые нам потребуются: дизайн, разработка, брендинг и т.д.
Бриф в графическом дизайне: главные вопросы, которые нужно обсудить с заказчиком
От языкового барьера страдают не только иностранцы, но и узкие специалисты. Разберёмся, как дизайнеру и владельцу бизнеса понять друг друга.
В студиях общение с заказчиками частично берут на себя менеджеры проектов, а вот фрилансеру нужно налаживать контакт с клиентами своими силами. Давайте рассмотрим главные вопросы, которые стоит обсудить до начала работы, и соберём из них шаблон рабочего брифа.
Чем занимается компания?
Вероятно, это основополагающий вопрос. Если речь идёт о продуктовом магазине или парикмахерской, сфера деятельности понятна любому дизайнеру хотя бы на бытовом уровне. Но если клиент занимается изготовлением металлоконструкций или торгует кондитерским оборудованием, нужны детали, чтобы вникнуть в работу компании.
Сильнее всего проблема заметна в B2B. Специфика работы этих фирм не всегда знакома сторонним людям (и дизайнерам в частности), а вот реклама или логотип должны быть понятны специалистам в отрасли. Неверно понимая деятельность компании, можно допустить фактические ошибки в выборе визуальных решений.
Но даже если работа клиента кажется простой и понятной, есть смысл узнать больше подробностей. Чем глубже дизайнер понимает сферу деятельности бизнеса, тем больше возможностей для творчества. Можно сделать акцент на нюансах работы или найти интересные метафоры.
Итак, первый вопрос для брифа:
1. Чем занимается компания?
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
Кто конкуренты и чем от них отличается заказчик?
Знать основных конкурентов и УТП продукта тоже весьма полезно. Обычно фирменный стиль и рекламу стараются сделать отличными от конкурентных компаний, чтобы выделиться. И именно уникальные преимущества бренда стоит отражать в дизайне — чтобы выделиться и запомниться среди конкурентов.
Уникальное торговое предложение – характеристика продукта или бренда, которая отличает его от конкурентов и определяет стратегию продвижения.
А иногда конкурентная борьба даже становится поводом для креатива:
Ещё пара вопросов, как обещали:
2. Укажите названия брендов-конкурентов.
3. Чем ваш продукт отличается от конкурентов, какое у него УТП?
Кто целевая аудитория и какая она?
Пенсионеры вряд ли проникнутся доверием к логотипу TikTok, а подростки не оценят фирменный стиль «Почта Банка». Дизайн во многом субъективен, он не будет нравиться всем; надо понять, кому он должен понравиться в первую очередь.
Описание целевой аудитории включает в себя возраст людей, образование, семейное положение, род занятий и доход. Вы сможете понять, кто эти люди, куда они ходят, с дизайном каких брендов взаимодействуют. Это будет подспорьем в работе.
Вопрос для вашего брифа:
4. Опишите, пожалуйста, свою целевую аудиторию: что это за люди, какие у них есть особенности и предпочтения.
Какие задачи должен решать дизайн?
Если клиент сам не понимает, для чего ему нужен новый логотип или баннер на сайте, угодить ему будет практически невозможно. Поэтому важно проговорить с заказчиком задачи дизайна.
Если задача рекламы в большинстве случаев — продать конкретные товары в определённый срок, то с фирменным стилем всё сложнее. Вот самые популярные причины, которые побуждают заказывать разработку айдентики :
Фирменный стиль от англ. identity — идентичность.
Список можно продолжать до бесконечности. Но лучше не гадать, а спросить напрямую у заказчика.
И наш следующий вопрос:
5. Какие задачи вы хотите решить с помощью дизайна?
Как сам клиент видит дизайн?
Некоторые клиенты не имеют чёткого представления, каким должен получиться дизайн, и предпочитают полностью довериться специалисту. Иногда это оправданный ход, но нередко с такими заказчиками работать труднее: если у них нет конкретных ожиданий, невозможно предсказать, какой результат им понравится. К счастью, большинство клиентов рады сформулировать свои пожелания — сами или с помощью наводящих вопросов.
Бесшовный узор, состоящий из повторяющихся элементов.
Чтобы лучше понять заказчика, можно показать ему несколько чужих логотипов, элементов айдентики или рекламных креативов, отличающихся по стилистике, и попросить их оценить. Также на этапе обсуждения полезно использовать мудборды — коллажи из картинок, демонстрирующие цветовую гамму и настроение проекта. На основе предпочтений клиента можно составить несколько таких коллажей и более точно определить вектор работы.
Чтобы узнать предпочтения клиента, надо задать сразу несколько вопросов:
6. В каком стиле вы хотите дизайн?
7. Какие образы вы хотите использовать?
8. Какая цветовая гамма предпочтительна?
9. Какие шрифты подходят вашему бренду?
В каком виде представить результат работы?
Возможно, вы решите презентовать элементы фирменного стиля в отдельных файлах pdf, а клиент ожидал получить полноценный брендбук. Или вы отправите дизайн-макет афиши под печать, а заказчик хотел, чтобы вы сделали мокап и показали, как плакат будет смотреться на его двери.
Часто фрилансеры до получения оплаты предпочитают показывать новым клиентам исключительно файлы jpeg в небольшом размере, чтобы обезопасить себя от кражи интеллектуальной собственности. Конечно, это сомнительная мера, ведь самое ценное в дизайне — концепция. Но презентация в jpeg как минимум спасёт от прямого воровства конкретно вашего макета. Если вы готовы согласовывать работу только в таком формате, это тоже лучше заранее обсудить с клиентом.
Возьмем отсюда ещё пару вопросов:
10. В каком формате подготовить для вас готовые макеты?
11. Согласны ли вы получить макеты в полном размере после оплаты заказа?
Сколько текста будет на макете?
Это очень важный пункт. Многие клиенты этого не понимают: предлагают начинать работу над макетом этикеток или рекламных листовок, просто оставив для текста несколько пустых строчек. Соглашаться на это нежелательно: велик риск, что работу придётся переделывать. Текст — часть дизайна, и вписать его в готовый макет крайне трудно по двум причинам.
1. Текст может не уместиться
Представим, что вы делаете дизайн совсем маленькой упаковки, наподобие спичечного коробка, и клиент просит оставить для текста три строчки. После согласования макета выясняется, что клиент хочет вместить туда текст на пять строк.
Это несложно сделать на мониторе, просто уменьшив кегль, но после печати в реальном размере прочитать текст будет невозможно. Придется двигать все элементы на макете, чтобы выделить больше места для текста, — но это будет уже совсем другой дизайн, который заново придётся согласовывать с заказчиком. И опять переделывать, если ему что-то не понравится. За это время заказчик может захотеть как-нибудь ещё изменить текст, и работа растянется на неопределённый срок.
Проблема особенно остро касается маленьких носителей. Но столкнуться с ней можно и в иных ситуациях: например, если все элементы на макете расположены очень плотно, а для текста отведена ограниченная площадка.
2. Текст может не вписаться в композицию
Работа с типографикой — это одна из задач дизайнера как при вёрстке буклетов в несколько страниц сплошного текста, так и при дизайне рекламного баннера или логотипа, в которых текст занимает одну-две строчки. Текст должен быть нужного размера, нужного цвета и занимать на макете уютное местечко.
Если бы в этот макет попросили добавить ещё несколько строк, пришлось бы просто начинать заново, потому что в этом подходящего места нет. А если бы клиент изначально не дал никакого текста, дизайн просто не мог бы быть реализован, потому что размещение надписей играет тут ключевую роль.
Нам нужно попросить заказчика предоставить текст для макета и согласовать его структуру:
12. Укажите, пожалуйста, текст, который будет использован на макете.
13. Укажите желаемое размещение текста или порядок текстовых блоков.
На каких носителях будут использовать дизайн?
Важно выяснить точные размеры, форму носителей, а желательно ещё и тип бумаги/материала, которые будут использованы. Если клиент просто присылал размеры нужных макетов единым списком, этого может быть недостаточно.
Например, если делать этикетку на гранёную баночку, о её шести гранях непременно надо знать. Зная только ширину и высоту макета, есть вероятность сделать слишком длинные строки текста, которые не будут читаться с одного ракурса. А для читаемости макет нужно также разделить на грани.
Такие нюансы важны для любых носителей. При дизайне сувенирного значка необходимо знать, плоский он или скруглённый. При дизайне пакета нужно уточнить, будет ли он из белой бумаги, крафта или прозрачной плёнки — потому что чисто-белые участки макета на крафте станут коричневыми, а на плёнке прозрачными. Если заказчик ещё не определился с носителями, стоит решить вместе с ним и упомянуть, что в других вариантах дизайн может измениться до неузнаваемости.
Крафтовая бумага, из которой могут делать упаковки, пакеты и так далее.
Вот наши следующие вопросы:
14. Приведите список носителей, для которых будет разработан дизайн.
15. Укажите, пожалуйста, для каждого из них точный размер, тип носителя и материал, из которого он изготовлен.
Сколько финальных вариантов требуется?
Нет единого правила, сколько готовых вариантов показывать заказчику. Возможно, дизайнер планирует сделать три или и вовсе один, а клиент рассчитывал на пять. Обычно это заранее обговаривается, но почти каждый дизайнер в своей жизни сталкивался с клиентами, которым понравилось что-то из предложенного, но они просят подумать над другими вариантами «на всякий случай».
Такая работа не всегда выгодна. Более того, в огромном количестве разрозненных концепций нет ничего хорошего: скорее всего, заказчик окончательно запутается в том, что ему нужно. Поэтому есть смысл показывать меньше вариантов, но более детально их прорабатывать, основываясь на подробном брифе.
Новый вопрос для брифа:
16. Согласны ли вы получить N готовых вариантов дизайна на выбор?
Каковы сроки и бюджет?
Это важно обсудить, чтобы потом избежать взаимных претензий. Здесь нужно выяснить пять вещей:
Вот последние вопросы для вашего брифа:
17. Когда вы готовы согласовать концепцию и эскизы?
18. Когда вы хотите получить готовые макеты?
19. Когда вы готовы внести предоплату и оплатить заказ полностью?
20. Готовы ли вы дополнительно оплачивать работу с правками?
Заключение
Проводить брифинг с заказчиком перед началом работы нужно со всей серьёзностью.
У вас может возникнуть иллюзия, что вопросы банальные, а ответы на них очевидны. Мол, вот же, есть закусочная, в целевой аудитории люди от 15 до 115 лет, и нужно сделать дизайн фартуков официантам — всё и так понятно. Но здесь масса нюансов. Что продают в закусочной? Какая там атмосфера? Какие именно люди туда ходят? И, наконец, какой формы будут фартуки? От знания всех этих деталей будет зависеть качество дизайна.
В итоге мы собрали примерный шаблон брифа: в него вошли все пункты, которые были затронуты в статье. Естественно, для конкретных заказчиков потребуется что-то убирать, добавлять или сформулировать чуть иначе. Но в целом этот перечень вопросов освещает все главные моменты и вполне годится для работы.
Пример заполненного брифа
Представим, что к вам обратился владелец фитнес-центра « Геркулес » за созданием логотипа.
1. Чем занимается компания? Предоставляет зал с тренажёрами для занятий спортом частным лицам, проводит групповые занятия и оказывает услуги персонального тренера.
2. Укажите названия брендов-конкурентов. Спорткомплекс « Аполлон » и тренажёрный зал « Гефест ».
3. Чем ваш продукт отличается от конкурентов, какое у него УТП? Мы находимся в каждом районе города, до нас удобно добираться.
4. Опишите, пожалуйста, свою целевую аудиторию. Главный сегмент нашей ЦА — мужчины 20–35 лет, со средним или высшим образованием, неженатые, со средним или высоким доходом.
5. Какие задачи вы хотите решить с помощью дизайна? У нас новый бренд и до сих пор не было логотипа, с его помощью мы рассчитываем повысить узнаваемость компании.
6. В каком стиле вы хотите дизайн? Контурную иллюстрацию без лишних деталей.
7. Какие образы вы хотите использовать? Хотим изображение человека со штангой на логотипе.
8. Какая цветовая гамма предпочтительна? Жёлтые, оранжевые, терракотовые оттенки.
9. Какие шрифты подходят вашему бренду? Мы хотим шрифты без засечек, чтобы логотип смотрелся современным.
10. В каком формате подготовить для вас финальные макеты? В формате pdf.
11. Согласны ли вы получить макеты в полном размере после оплаты заказа? Да.
12. Укажите, пожалуйста, текст, который будет использован на макете. Фитнес-центр « Геркулес ».
13. Укажите желаемое размещение текста или порядок текстовых блоков. На первой строке название бренда, на второй — тип заведения.
14. Приведите список носителей, для которых будет разработан дизайн. Нам нужно разместить логотип на абонементах и на брелках для ключей.
15. Укажите, пожалуйста, для каждого из них точный размер, тип носителя и материал, из которого он изготовлен. Абонемент — карточка 86 х 54 мм из пластика. Брелок — круглый, с диаметром 39 мм, из прозрачного пластика.
16. Согласны ли вы получить три готовых варианта дизайна на выбор? Нет, это мало, надо пять вариантов.
17. Когда вы готовы согласовать концепцию и эскизы? Давайте созвонимся в следующий понедельник и, при необходимости, в пятницу.
18. Когда вы хотите получить готовые макеты? Логотип и макеты носителей нужны 20 июля.
19. Когда вы готовы внести предоплату и оплатить заказ полностью? Готов внести предоплату сегодня и остаток в день принятия работы.
20. Готовы ли вы дополнительно оплачивать работу с правками? Да.
Хотите научиться не только работать в графических редакторах, но и грамотно общаться с клиентами? Эти навыки вы можете прокачать с нашими преподавателями. Записывайтесь на курс по графическому дизайну.
Бриф для веб дизайнера. Что это, зачем нужно и как правильно составить
Небольшой дисклеймер. В своём блоге я делюсь исключительно своим опытом и своими знаниями в веб дизайне. Я не претендую на энциклопедическую точность формулировок и стараюсь рассказывать всё понятным человеческим языком.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, для кого мы делаем сайт. В узком смысле для заказчика. Он платит, вы делаете ему сайт. Но если взглянуть чуть шире, то в конечном итоге сайт делается для пользователей. Сайт должен быть понятен и удобен для целевой аудитории бизнеса. Чтобы дизайнеру представить себе эту ЦА, её интересы и предпочтения, как раз и нужно заполнять бриф
То же самое работает и в обратную сторону. Безумно качественный и дорогой продукт будет плохо продаваться, если сайт будет выглядеть так, будто на него денег не хватило и слепили его на коленке.
Самое главное правило, которого я придерживаюсь — это разделение его на смысловые блоки. Психологически легче заполнить бриф, в котором вопросы структурированы в маленькие группы, чем сплошное полотно вопросов.
Я использую следующие категории:
— Данные заказчика (стоит ограничиться ФИО, телефоном, почтой и должностью. Если потребуются всякие ИНН ОГРН, их можно попросить отдельным файлом в дальнейшем) Вопросы по сотрудничеству (цели и задачи сотрудничества, базовая информация о проекте, планируемые результаты работы)
— Клиенты бизнеса или пользователи услуги (кто они, делятся ли они на группы, что чаще всего покупают, как часто возвращаются. А также как бизнес взаимодействует с текущими клиентами и привлекает новых)
— Продукт или услуга (ценовой сегмент, материальные и нематериальные ценности продукта, из чего он состоит, чем можно заменить)
— Компания (Сильные и слабые стороны, возможности для развития, причины убытков и прибыли, где происходят основные продажи, какая происходит в компании аналитика. Тут же ссылка на фирменный стиль и контакты человека, который с ним работает)
— Конкуренты (кто они, их ценовой сегмент, их процент рынка, что у них выходит лучше, а то хуже, в чём заключается их узнаваемость)
— Сценарии использования (кто, как и зачем придёт на сайт)
А теперь вернёмся к вопросу, поставленному в начале. Почему в брифе нет вопросов о том, какие цвета, шрифты и стили предпочитает сам заказчик? Ответов на этот вопрос несколько
— Иногда заказчик на своём сайте может начать реализовывать свой творческий потенциал. И это ведёт к бесконечным правкам, появлению на сайте “продающих красных” и “красивых” цветов и постоянному “сделайте логотип покрупнее”.
В вопросе вкусов главное не ударяться в крайности. Если заказчик совершенно не хочет тёмный сайт, не нужно говорить, что его не спрашивали, с просим у ЦА, это как минимум не профессионально. Но и также не стоит стремиться реализовать все хотелки заказчика, они могут вредить конверсии и иногда противоречить друг другу.
Спасибо, что дочитали о конца, буду рада почитать фидбек в комментариях
Жду вас на своей страничке в инстаграм, если вы любите дизайн так же, как и я