Главная » Правописание слов » Как пишется в паспорте крещенные татары

Слово Как пишется в паспорте крещенные татары - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Крещеные татары

Крещеные татары

Кряшены
Самоназвание: керәшен
Общая численность: около 25 тыс. [1]
Расселение: Россия
Язык: татарский язык, русский язык
Религия: Православие, ислам [2]
Родственные народы: Татары

Кря́шены (крещёные тата́ры, тат. керәшен, keräşen tatarlar от русск. крещён ) — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие, живут в основном в Татарстане, небольшие группы в Удмуртии, Башкирии и Челябинской области.

В настоящее время нет единого мнения о статусе кряшен: в советское время было официально распространено мнение, что кряшены являются частью татарского народа, этой же версии придерживаются татарские исследователи [3] ; в то же время заметная часть кряшенской интеллигенции отстаивает мнение о кряшенах, как отдельном народе.

Содержание

Происхождение кряшен

Численность и размещение

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в России насчитывалось 24668 кряшен. Большинство из них (18760 чел.) проживали в Республике Татарстан. Значительные группы кряшен проживают также в Республике Башкортостан (4510 чел.) и Удмуртской Республике (650 чел.).

Таблица 1. Численность кряшен в Республике Татарстан по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.

Город/район Численность, чел. Доля во всем населении города/района, %
г. Казань с подчинёнными населёнными пунктами 2123 0,2
г. Азнакаево 4 0,0
г. Альметьевск с подчинёнными населёнными пунктами 185 0,1
г. Бавлы 1 0,0
г. Бугульма 8 0,0
г. Буинск 3 0,0
г. Елабуга 1197 1,7
г. Заинск с подчинёнными населёнными пунктами 91 0,2
г. Зеленодольск 26 0,0
г. Лениногорск 2 0,0
г. Набережные Челны с подчинёнными населёнными пунктами 3439 0,8
г. Нижнекамск 3277 1,5
г. Нурлат
г. Чистополь 258 0,4
Агрызский район 8 0,0
Азнакаевский район 1 0,0
Аксубаевский район
Актанышский район
Алекееевский район 47 0,2
Алькеевский район
Альметьевский район 523 1,4
Апастовский район
Арский район 7 0,0
Атнинский район 6 0,0
Бавлинский район
Балтасинский район 161 0,5
Бугульминский район
Буинский район
Верхнеуслонекий район 16 0,1
Высокогорский район 17 0,0
Дрожжановский район
Елабужский район 262 2,4
Заинский район 86 0,5
Зеленодольский район 43 0,1
Кайбицкий район 5 0,0
Камско-Устьинский район 2 0,0
Кукморский район 1087 2,0
Лаишевский район 21 0,1
Лениногорский район 111 0,5
Мамадышский район 1891 3,9
Менделеевский район 652 2,1
Мензелинский район 56 0,2
Муслюмовский район 3 0,0
Нижнекамский район 954 2,5
Новошешминский район 6 0,0
Нурлатский район 69 0,2
Пестречинский район 283 1,0
Рыбно-Слободский район 113 0,4
Сабинский район 26 0,1
Сармановский район 343 0,9
Спасский район 1 0,0
Тетюшский район
Тукаевский район 658 2,2
Тюлячинский район 15 0,1
Черемшанский район
Чистопольский район 151 0,7
Ютазинский район 12 0,1

Антропологические типы кряшен

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп кряшен.

Признаки Кряшены Елабужского района Кряшены Чистопольского района
Число случаев 103 121
Рост 166,7 165,0
Продольный диаметр головы 189,8 189,7
Поперечный диаметр головы 155,5 152,9
Высотный диаметр 127,3 126,9
Головной указатель 81,9 80,7
Высотно-продольный указатель 67,3 67,2
Морфологическая высота лица 124,9 127,6
Скуловой диаметр 141,7 141,4
Морфологический лицевой указатель 88,0 90,3
Носовой указатель 66,2 65,0
Цвет волос (% черных-27, 4-5) 45,4 62,0
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку) 70,9 76,0
Горизонтальный профиль % плоских 1,0 2,5
Средний балл (1-3) 2,32 2,22
Эпикантус(% наличия) 1,0 0
Складка века 61,0 51,8
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2) 54,9 43,0
Средний балл (1-5) 2,25 2,57
Высота переносья Средний балл(1-3) 2,24 2,34
Общий профиль спинки носа % вогнутых 15,5 8,3
% выпуклых 13,6 24,8
Положение кончика носа % приподнятых 18,4 30,5
% опущенных 18,4 26,5
Таблица 2. Антропологические типы кряшен, по Т. А. Трофимовой

Группы населения Светлые европеоидные Понтийские Сублапоноидные Монголоидные
N % N % N % N %
Кряшены Елабужского района Татарии 24 52,2 % 1 2,2 % 17 37,0 % 4 8,7 %
Кряшены Чистопольского района Татарии 15 34,9 % 12 27,9 % 13 30,2 % 3 7,0 %
Все 39 43,8 % 13 14,6 % 30 33,7 % 7 7,9 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип — характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип — характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей — строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других — сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) — характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) — характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний. [16]

Язык и алфавит

В языке кряшен выделяется четыре говора:

Кряшены в основном говорят на среднем диалекте татарского языка. Говор молькеевских кряшен, является исключением, он ближе к западному диалекту татарского языка. Главные отличия языка кряшен — малое количество арабизмов и фарсизмов, сохранение архаичных старотатарских слов.

Кряшены пользуются алфавитом Н. И. Ильминского, который отличается от современного татарского алфавита. Этот алфавит разрабатывался начиная с 1862 года и окончательно оформился к 1874 году. По сравнению с русским алфавитом, алфавит Ильминского имел четыре дополнительных буквы необходимых для передачи звуков татарского языка. Официальные государственные инстанции алфавит не утверждали. Считалось, что печать литературы ведется на «крещёно-татарском наречии русскими буквами». В 1930 году, после введения яналифа, использование алфавита Ильинского было прекращено на несколько десятилетий. Возобновлено использование в начале 90-ых годов XX века, когда на нем начали издаваться богослужебные книги и издания кряшенских общественных организаций.

Печать и литература

Газеты

Журналы

Художественная литература

Наиболее известным кряшенским поэтом XIX века является Яков Емельянов, получивший в народе прозвище «певец Яков». Пробовать перо начал ещё в период обучения в Казанской центральной крещёно-татарской школе. Поэт подготовил два поэтических сборника, которые были изданы под общим названием «Стихи на крещёно-татарском языке. Дьякон Я. Емельянов стихлары» в 1879 году. Также известны такие кряшенские писатели, как Давид Григорьев (Саврушевский), Дарҗия Аппакова, Н. Филиппов, А. Григорьев, В. Чернов, Гаврила Беляев.

Самоидентификация и современное положение

Существуют различные взгляды на кряшен; традиционным является мнение, что кряшены являются своеобразной частью татарского народа, её отстаивал Глухов-Ногайбек.

… «Старокряшены же, прожившие в христианстве целый ряд поколений, так и остались в нём, создав как бы особую народность с татарским языком, но со своеобразной культурой.

Вопрос о том, были ли старокряшены крещены из ислама, ещё достаточно спорный. Наблюдая их современный быт и даже язык, можно со значительной долей вероятности сказать, что эти татары или вовсе не были мусульманами или находились в исламе так мало, что он не проник в их быт. Язык кряшен лингвисты считают более чистым, чем татарский, засорённый колоссальным количеством варваризмов: арабского, персидского и русского происхождения… Кряшены сохранили свой древний быт почти целиком и могут до известной степени служить живым остатком того быта, который имели татарские массы до русского завоевания»…

— Воробьёв Н. И. «Кряшены и татары», Казань, 1929 года

Сторонники того, что кряшены являются отдельным от татар народом считают также, что с того времени быт татар-мусульман под влиянием и по требованию ислама, менялся, по мере проникновения последнего в массы. Помимо языка и быта кряшены и в этническом отношении сохранили свои первоначальные древние качества в то время, как современные татары в этом смысле во многом, по их мнению, являются отатарившимися другими народностями, как чуваши, марийцы, удмурты и пр., перешедших в ислам.

Для того, чтобы убедиться в том, что современные татары и кряшены представляют родственные, но разные народности, пожалуй, даже не требуется исторических исследований, а достаточно, например, в той же Татарской Республике посетить татарскую, а также кряшенскую деревни и присмотреться к жизни в той и другой.

Православный священник из кряшен Павел Павлов находит саму идею «возвращения» в Ислам оскорбительной: «За минувшие пять лет было множество призывов в прессе, чтобы мы вернулись в лоно Ислама, что нас простят. Это действует, капля за каплей — соседи начинают поговаривать: „Почему вы ходите в церковь? Пойдем с нами в мечеть“. Но если мы православные, за что нам извиняться?» [23]

Культура

Этнографы отмечают, что по особенностям языка и традиционной культуры можно выделить пять этнографических групп кряшен:

По основным элементам культуры, кряшены сближаются с казанскими татарами, хотя отдельные группы кряшен связаны происхождением и с татарами-мишарями. Многие характерные черты традиционного быта кряшенов уже исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь в виде семейных реликвий. Быт кряшенов испытал сильное воздействие городской культуры.

Одним из лидеров Этнографического общества кряшен был писатель и историк Максим Глухов-Ногайбек

Источник

Крещёные татары

Этноконфессиональная группа (общность) в составе поволжско-приуральских татар. Самоназвание – керәшен

Содержание

Верующие крещеные татары исповедуют православие.

Численность, расселение

Прекрасна наша страна

Кряшенская народная песня. Исполняет Елена Григорьева, на гуслях – Э.З.Чавлинов, на курае – Е.М. Григорьева. По фольклорным материалам из деревни Владимирово Мамадышского района Республики Татарстан. Полевые записи Е.М.Григорьевой. Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек»

Живут в Татарстане (18,76 тысяч человек), небольшие группы – в Удмуртии (650 человек), Башкортостане (4,51 тысяч человек), Челябинской области (в последней – нагайбаки).

По данным переписи 1926 г., когда крещеные татары и нагайбаки учитывались как самостоятельные этнические единицы, крещеных татар насчитывалось 104,4 тысяч, нагайбаков – 11,2 тысяч человек.

По переписи 2010 г. численность крещеных татар составила 34,82 тысяч человек.

Этнографические группы

В составе крещеных татар имеются молькеевская, чистопольская, западно-предкамская, елабужская, мензелинская, бакалинская, нагайбакская этнографические группы.

Праздник кряшен – Питрау

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

В основном крещеные татары говорят на среднем диалекте татарского языка (исключение составляет близкий к западному диалекту говор молькеевских крещеные татары).

В языке выделяется 5 говоров: нагайбаков, крещеных татар Нижнего Прикамья, заказанских, чистопольских и молькеевских крещеных татар.

Крещеные татары. Конец XIX в

История

Формирование крещеных татар как самостоятельной общности проходило в несколько этапов; в этом процессе участвовали как финно-угорские, так и тюркские, в том числе позднетюркско-кипчакско-ногайские, компоненты.

Принявшие православие в XV – первой половине XVI вв. крещеные татары быстро обрусели.

В XVII–XVIII вв. обрусение происходило и среди татарской аристократии, многие представители которой (например, Беговатовы, Бигловы, Енгалычевы, Урусовы, Ширинские) перешли в христианство в XVI – начале XVIII вв., чтобы сохранить свои владения.

В целом формирование происходило в процессе христианизации части татар Поволжья во второй половине XVI – XVII вв. Эта группа (численность на начало XVIII в. – около 17 тысяч человек) впоследствии получила название «старокрещёных татар».

В первой половине XVIII в. производство проводило политику массовой христианизации нерусских народов Поволжья. Попытка обратить в православие татар вызвала их сопротивление (Батырши восстание 1755–1756 гг., Крестьянская война 1773–1775 гг. под предводительством Е.И.Пугачёва) и в целом не увенчалась успехом. Возникшая в этот период новая группа татар, принявших православие (около 12,8 тысяч человек), стала именоваться «новокрещёными».

К 1760-м гг. вес крещеных татар в составе татар Поволжья и Приуралья достиг максимальной величины – 7,6%. В XIX в., особенно с 1860-х гг., среди крещеных татар, прежде всего новокрещеных, началось движение за возвращение в мусульманство. Отпадение крещеных татар от христианства, в том числе и старокрещеных, усилилось в 1905–1907. В начале XX в. в мусульманство перешли около 40% крещеных татар.

Численность крещеных татар в XVIII – первой четверти XX вв. составляла:

в 1719 г. – 17 тысяч человек,
в 1744 г. – 23 тысяч,
в 1762 г. – 30,3 тысяч,
в 1795 г. – 40 тысяч,
в 1833 г. – 68,7 тысяч,
в 1857 г. – 86,3 тысяч,
в 1897 г. – 110 тысяч,
в 1911 г. – 123 тысяч,
в 1926 г. – 120,7 тысяч человек.

В начале XX в. этноконфессиональная общность крещеных татар состояла из групп, у которых самоназвание кряшен (у некоторых, например, у нагайбаков, другие этнонимы) прочно закрепилось. Об устойчивости данной общности свидетельствует факт ее выделения во время переписей 1920 и 1926 гг. в качестве самостоятельной этнической единицы – народности.

После Октябрьской революции в Татарстане возник «кряшенский вопрос», в решении которого наметились 2 подхода: предоставление крещеным татарам определенной автономии или постепенное духовное сближение с остальными татарами. В острой борьбе одержала победу так называемая средняя линия, когда при предоставлении крещеным татарам определенной культурной автономии велась политика стирания различий между крещеными татарами и татарами-мусульманами.

В 1990-е гг. наметилась тенденция к возрождению духовной жизни крещеных татар, основанной на традициях исповедования православия; ее проявлениями стали создание в 1990 г. «Этнографического культурно-просветительского объединения кряшен», созыв в 2001 г. ряда конференций, съездов крещеных татар (с принятием «Декларации о самоопределении кряшен как этноса»).

Однако выдвинутые радикально настроенными лидерами крещеных татар лозунги о самоопределении в ходе переписи 2002 г. поддержало не более 1/10 части крещеных татар. Определенные проблемы культурно-религиозного развития крещеных татар в современных условиях сохраняются.

Праздник кряшен – Питрау

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Традиционные занятия

Культура крещеных татар достаточно своеобразна.

В условиях изоляции от общей массы татар-мусульман произошла консервация отдельных элементов традиционной культуры, которая со временем переплелась с христианской культурой. В основном крещеные татары близки к казанским татарам, хотя их отдельные группы (чистопольская, молькеевская) связаны и с татарами-мишарями.

Ведущую роль в хозяйстве крещеных татар изначально играло земледелие с зерновой специализацией (рожь, пшеница, полба, овёс, гречиха, ячмень, горох, чечевица и др.). Из технических культур возделывали коноплю, реже – лён.

Основным орудием вспашки до начала XX в. оставалась соха (сука). Огородничество и садоводство, как у и татар-мусульман, были развиты слабо (выращивались картофель, лук, иногда капуста, тыква).

Животноводство являлось подсобным, содержали лошадей, коров, овец, коз, свиней (о позднем появлении свиноводства свидетельствует то, что эти животные не фигурировали в традиционных ритуалах и их мясо в обрядовой пище не использовалось). Птицеводство практиковалось широко (куры, гуси, местами утки, индейки). Развивались пчеловодство, рыболовство, охота.

Промыслы были достаточно разнообразны: ткачество, плетение лаптей, обработка дерева, шерсти, кожи, рогожное производство и т. п.

Кряшенская народная песня. Исполняет Оксана Дмитриева. Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек»

Поселения и жилища

Деревни и сёла (аулы) в основном овражно-речного или долинного типов, в XIX в. преобладала линейная форма планировки деревень.

Усадебные постройки, образующие единый комплекс, состояли из бревенчатых изб (преимущественно двухкамерные жилища типа изба-сени) и хозяйственных построек (клети, амбары, хлева, бани, кладовые, погреба и т. д.). Крыши жилищ покрывались тёсом и соломой, хозяйственные постройки, кроме того, – лубом и камышом.

Традиционным было деление дома на 2 половины: белую (ак өй) и чёрную (кара өй).

Почетным местом у крещеных татар, наряду со светлицей (түр – священное место, расположенное напротив двери), было и местонахождение иконы (кояш почмак, тәре почмак).

Жилая часть комнаты, как и у татар-мусульман, делилась перегородкой или занавеской (чаршау) на 2 половины (мужскую и женскую).

Во внутреннем убранстве жилища широко использовались домотканые полотенца с цветными концами, салфетки и др. Основной мебелью служили сэке, полати, лавки.

В конце XIX в. появились некоторые детали городского быта (столы, буфеты, зеркала, часы и т. д.).

Праздник кряшен – Питрау

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Традиционная одежда

Куплеты к пляске-восьмерке

Кряшенская народная песня. Оркестровая обработка Э.З. Чавлинова. По фольклорным материалам из деревни Старое Гришкино Менделеевского района Республики Татарстан. Полевые записи Л.В.Мироновой. Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек»

Одежда разных групп крещеных татар имеет различия. Во второй половине XIX в. она шилась из холста и пестряди (алача), в конце XIX – начале XX в. стали популярны фабричные ткани, хотя в основном они использовались для изготовления праздничной одежды.

У крещеных татар, в отличие от татар-мусульман, домотканая одежда вышла из употребления значительно позже.

Комплекс одежды крещеных татар отличался от одежды татар-мусульман наличием пояса (эзәр), который довольно быстро перестал использоваться, но сохранился в одежде отдельных групп.

Наиболее распространенными были рубахи из белого холста туникообразного покроя, без плечевых швов (покрой, одинаковый для мужчин и женщин). Другой тип женской рубашки – с отрезной талией, украшением грудного выреза (изю), с оборками по подолу. Переход к городской одежде произошел на основе именно такого типа одежды: добавились кокетка и ряд других элементов.

Замужние женщины носили под рубахой украшенные тамбурной вышивкой или аппликацией из кусочков цветного ситца нагрудники – кукрякче.

У мужских рубашек вышивались концы рукавов, подол, у рубашки жениха – приполок.

Штаны шились с широким шагом, были одинакового покроя для обоих полов. У мужчин в начале XX в. получили распространение штаны городского типа (чалбар).

Как у мужчин, так и у женщин были популярны передники. У женщин передник являлся также частью праздничной одежды.

В качестве верхней одежды женщин и мужчин до середины XIX в. использовался камзол (у женщин имел приталенную форму). Праздничные камзолы, особенно у девушек, украшались аппликацией из цветных тканей, лент, серебряного позумента и т. д.

Характерной летней одеждой как девушек, так и молодых женщин был холщовый джилян. Позже его шили также из фабричных тканей. Праздничные джиляны, особенно у невест, украшались.

В старину у крещеных татар имелась и другая халатообразная одежда – джуа (чыба).

У мужчин наиболее распространенной верхней одеждой был казакин. Весной и осенью носили суконный чекмень (чикмән): мужчины – прямоспинный, женщины – приталенный; женщины носили также приталенный армяк из черного сукна.

Зимней мужской и женской одеждой служили бешмет, шуба, полушубок, тулуп. У девушек шубы украшались прошивными цветными узорами или аппликацией (ее широкое использование отличает одежду крещеных татар от одежды татар-мусульман).

Обувью служили лапти татарского образца, суконные (тула оек) и вязаные чулки, сапоги (в том числе чәрек башмак), валенки.

Головные уборы у мужчин в основном того же типа, что и у других татар, – зимняя шапка из овчины, иногда опушённая по краям мехом; широко бытовал и русский малахай. Летом носили войлочные шляпы черного и серого цветов. Позже получили распространение городские фуражки. Татарско-мусульманские типы головных уборов (тюбетейка, каляпуш, бархатный калфак, каттаджи) у крещеных татар отсутствовали. Девушки обычно не покрывали голову, лишь в праздники надевали шлемообразный убор (такия) или белый вязаный колпак (ак калфак) с налобной повязкой (ука чәчәк). Женщины носили сурэкэ (головной убор типа русской «сороки»), в некоторых группах – тастарный комплект (см. Тастар).

Украшения были весьма разнообразны – серебряные монеты, ювелирные поделки с использованием бисера, мелких кораллов и т. д. (на головных повязках, накосниках, серьгах, шейных украшениях, браслетах и пр.).

Напев деревни Дурга

Кряшенская народная песня. Хоровая обработка Л.В.Мироновой, оркестровая обработка Э.З.Чавлинова. По фольклорным материалам из деревни Дурга Балтасинского района Республики Татарстан. Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек»

Традиционная кухня

Основу пищи крещеных татар составляли мучные и крупяные изделия. Из мясных продуктов предпочтение отдавалось баранине, телятине, говядине; конина и свинина употреблялись не везде, мясо кур, гусей, уток – повсеместно.

Молочные продукты разнообразны: молоко, сметана, масло, катык, творог, в некоторых районах изготовляется разновидность сыра (чыгыр).

Основной напиток крещеных татар – чай, они также употребляют айран, квас, пиво (сыра, непременный напиток на свадьбах), медовые напитки (в том числе алкогольные), самогон.

Многие характерные черты бытового уклада крещеных татар давно исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь как семейная реликвия.

Быт крещеных татар испытал сильное воздействие современной городской культуры. Тем не менее крещеные татары сохраняют этнокультурную специфику, связанную с исповеданием христианства православного толка.

См. также: Питрау, «Бермянчек».

Литература

Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967.

Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены. М., 1977.

Исхаков Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона: принципы выделения, формирование, расселение и демография. Казань, 1993.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется в паспорте крещенные татары, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется в паспорте крещенные татары", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется в паспорте крещенные татары:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *