Как направить обращение депутату Государственной Думы: пошаговая инструкция
В Конституции РФ закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Обращения можно направить как конкретным депутатам, так и во фракции, и в Государственную Думу.
Информация о персональных данных граждан, направивших обращение, хранится и обрабатывается в Государственной Думе с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
Что нужно обязательно указать в обращении?
Важно правильно составить сам запрос, чтобы работа по нему прошла наиболее быстро и эффективно.
Обязательно нужно указать:
К обращениям можно приложить необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить их по почте.
Четко укажите суть предложения или жалобы, какие права и интересы нарушены
Направление обращения в электронном виде конкретному депутату можно сделать без авторизации на сайте Приемной, но тогда вы не сможете отслеживать стадии обработки отправленных данных.
В свою очередь, создание личного кабинета позволит вам не только получать информацию о статусе вашего обращения, но и записаться в Приемную ГД, на прием к депутату или во фракции.
Обращаем внимание, что для обеспечения неразглашения сведений, содержащихся в вашем обращении, а также сведений, касающихся вашей частной жизни, при заполнении поля ввода текста обращения в форме электронного документа действует защита от возможного внедрения вредоносного кода.
Что будет дальше с вашим обращением?
Срок предоставления ответа на правильно составленное обращение — 30 дней с момента его регистрации.
Информацию о рассмотрении письменных обращений и запросов можно получить по телефону:
При направлении обращений, касающихся обжалования судебных решений, необходимо иметь в виду следующее:
Согласно Конституции Российской Федерации, правосудие в России осуществляется только судом. Органы судебной власти самостоятельны и действуют независимо от законодательной и исполнительной властей. Решения судебных органов обжалуются в установленном законом процессуальном порядке.
Потому обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается автору с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Ответы на самые часто задаваемые вопросы по составлению и рассмотрению обращений вы можете прочитать на сайте Приемной ГД: priemnaya.duma.gov.ru
Как проводится личный прием граждан?
Личный прием граждан и рассмотрение обращений граждан и организаций, адресованных в Государственную Думу, проводится государственными гражданскими служащими Управления по работе с обращениями граждан.
Прием граждан депутатами Государственной Думы в помещении Приемной ГД проводится по предварительной записи.
Чаще всего обращения касаются социальной сферы, экономики, политики, обороны и безопасности, жилищно-коммунальной сферы.
Также можно направить вопрос, касающийся сферы ведения Государственной Думы. Так, граждане отправляют отклики на рассматриваемые и принятые законопроекты, предложения о внесении изменений в действующее законодательство. Таким образом, вы можете напрямую высказать свою позицию по той или иной законодательной инициативе.
С обзором поступивших обращений можно ознакомиться на нашем сайте.
Общероссийский день приема граждан
В соответствии с поручением Президента РФ ежегодно в День Конституции Российской Федерации (12 декабря) проводится общероссийский день приема граждан.
Инструкция: составляем письмо депутату с просьбой о помощи
Письмо депутату с просьбой о спонсорской помощи — это официальное обращение граждан к представителю власти. Жители избирательного округа вправе ходатайствовать о материальной или иной поддержке в затруднительной ситуации.
Когда обращаются
Депутаты обязаны рассматривать обращения граждан и отвечать на них. Вот в каких случаях вы вправе подать официальное обращение:
Это далеко не полный перечень ситуаций, в которых вы можете обратиться к народному избраннику. Пишите жалобу или заявление, когда ваши права нарушены или же вы не в состоянии самостоятельно повлиять на ситуацию. У вашего выборного представителя есть возможность напрямую обратиться в вышестоящие органы власти, заручиться их поддержкой. Но ваш запрос не должен противоречить действующему законодательству.
Порядок обращения
Граждане вправе обращаться лично, направлять и направлять индивидуальные и коллективные просьбы в государственные и муниципальные органы власти (ст. 33 Конституции). Такие прошения регулируются Федеральным законом №59-ФЗ от 02.05.2006. Запросы подают как в электронной, так и в бумажной форме. Вот основные правила:
Как правильно составить письмо
Направляйте прошение в соответствии с требованиями закона №59-ФЗ. Следите за структурой и содержанием: пишите кратко, логично и аргументированно. Изучите пошаговую инструкцию, как написать заявление депутату с просьбой о материальной поддержке:
Шаг 1. Выберите формат обращения — письменный или электронный. Если вы составляете электронный запрос, перейдите на официальный сайт местной администрации и заполняйте форму по предложенным рекомендациям. Бумажное письмо напишите собственноручно и передайте в общественную приемную или канцелярию вашего избранника.
Шаг 2. При написании заявления следуйте положениям ст. 7 59-ФЗ. В первую очередь укажите фамилию, имя и отчество (полностью) адресата. Дальше пропишите персональные данные: ФИО (полностью), адрес для обратного ответа и другие контакты. Информация для обратной связи обязательна!
Шаг 3. Опишите суть проблемы. Сошлитесь на законодательные нормы и, при возможности, предоставьте подтверждающие документы. В завершение четко сформулируйте просьбу. Если есть сопроводительные документы, перечислите их и укажите количество страниц-приложений. Поставьте подпись и актуальную дату.
Обязан ли депутат ответить
Если ваше письмо составлено правильно, ответ обязательно придет в течение 30 дней с момента регистрации входящего документа. Разъяснения отправят на адрес, указанный в заявлении.
Не ответят на обращения, в которых нет сведений о заявителе, ответа не последует и в случае подачи некорректного запроса — в течение 7 дней вам направят уведомление об отказе в приеме, после чего вы вправе подать новый запрос.
Оставят без внимания документы, в которых содержатся нецензурные слова, оскорбления и угрозы, адресованные представителям власти.
Образцы обращений к депутату
Этот шаблон — примерный образец, как написать письмо депутату с просьбой, независимо от цели обращения. В шапке заполняйте персональные сведения, а в тексте описывайте вашу проблему и суть вопроса к представителю власти.
Депутату Городской Думы _________________________
(либо в Городскую Думу)
проживающего по адресу
В тексте изложите суть
предложения, заявления или жалобы.
Так выглядит образец обращения к депутату с просьбой помочь с благоустройством детской площадки:
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Что такое депутатский запрос? Образец, как написать?
Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня я рассказу о том, что такое депутатский запрос и как его написать. Депутатский запрос образец которого я приложу по тексту статьи, это обращение депутата в органы власти с предусмотренной законом обязанностью указанных органов власти ответить на такой запрос. Кроме того, расскажу как правильно его составить и какие есть особенности с ним связанные.
Федеральный закон З от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
Не смотря на то, что данная статья касается запросов депутатов Госдумы ФС РФ, н о она может быть применима и к деятельности депутатов региональных и местных. В чем различия между запросом депутата Госдумы и регионального или местного депутата написано ниже.
Чем отличается запрос депутата Госдумы от запросов депутатов других уровней?
Дело в том, что закон о статусе члена СФ и статусе депутатов Госдумы распространяется только на запросы депутатов Государственной думы. Таким образом запросы депутатов других уровней не имеют соответствующего статуса. Т.е. фактически запрос муниципального, городского или регионального депутата будет представлять собой простое обращение в общегражданском порядке.
Ответ на депутатский запрос депутата Госдумы должно дать то лицо, в адрес которого был направлен запрос. На соответствующее обращение представителя органа законодательной власти другого уровня ответ может дать компетентное лицо нижестоящего уровня.
Например, если депутатских запрос из Госдумы будет направлен прокурору Московской области, то ответ должен будет подписать непосредственно прокурор Московской области. Если же обращение поступит от муниципального депутата в адрес прокурора МО, то ответ может дать прокурор района.
В итоге можно сказать, что запрос депутата Госдумы — это самое статусное обращение в органы государственной и муниципальной власти, какое только может быть. Статус придает соответствующий закон и повышенная ответственность представителей власти за корректность ответа.
Фактически только обращение депутата Государственной Думы является депутатским запросом. Все остальные депутаты направляют простые письма или обращения, даже, несмотря на то, что формально своё письмо они могу назвать «депутатским запросом», но по сути он таким не будет являться.
Как написать депутатский запрос?
При написании депутатского запроса необходимо придерживаться некоторых правил:
Вот образец написания:
Руководителю Управления ФС государственной регистрации,
кадастра и картографии по ____________
главному государственному регистратору Краснодарского края
Иванову В.В.
Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ленина, 28
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
«о предоставлении информации и принятии мер»
Уважаемый Виктор Викторович!
Решением Первомайского районного суда от 00.00.0000 (дело № 000000) земельный участок с кадастровым номером 00:00:000000:000 был снят с кадастрового учета путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведения об указанном объекте.
Мне стало известно, что администрация МО г. Краснодара обратилась в Управление Росреестра за погашением в ЕГРН записи о государственной регистрации указанного земельного участка. По информации администрации МО г. Краснодар в регистрации было отказано. Администрация МО г. _______________ также сдала в управление Россреестра определение о снятии ареста.
В настоящее время, как указано, в ответе администрации регистрационные действия приостановлены.
На основании статей 14,17 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации», прошу Вас предоставить мне следующую информацию о
О результатах рассмотрения и принятых мерах прошу проинформировать Государственную Думу ФС РФ.
Приложение: копия обращения, копия решения первомайского районного суда, копия кадастровой выписки
С уважением, депутат В.А. Долгов
Адресат, куда направлять?
Вопрос, который поднимает народный избранник, может касаться федерального, регионального или местного уровня
Образец:
Генеральному прокурору РФ Чайке Ю.Я.
125993, г. Москва, ул. Б.Дмитровка, 15а
о нарушениях Государственного, Земельного,
Водного, Природоохранного и др. законодательства
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Юрий Яковлевич!
В мой адрес в Государственную Думу продолжают поступать многочисленный коллективные обращения граждан, в которых приводятся факты, по их мнению, совершения преступлений и нарушений Градостроительного, Земельного, Водного, Природоохранного и др. законодательств при реализации инвестиционного проекта «______________».
В частности, граждане не раз обращали внимание правоохранительных органов на то, что при принятии решений по инвестиционному проекту были фальсифицированы документы, а при дальнейших действиях допускался прямой подлог при получении результатов экспертиз и согласований, необходимых для ведения работ.
В коллективном обращении указывается на нарушения законодательства при проведении общественных слушаний в мае 2006 года, на которых из 93 участников только 30 человек были жителями микрорайона.
Неоднократные обращения граждан в прокуратуру, по их мнению, рассматривались не объективно.
В связи с вышесказанным, в соответствии со ст. 7, 14, 17 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», прошу н аправить материалы коллективных обращений в органы дознания или следственные органы для их проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Ответ прошу дать по адресу Государственной Думы, а также координатору инициативной группы.
Приложение: по тексту на 65 листах.
С уважением, депутат П.П. Смирнов
Образец:
Главе администрации (губернатору) _________________
А.И. Белову
_________________________________________
350014, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красная, д.35
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
о сносе самовольных построек, используемых в коммерческой деятельности
Уважаемый Андрей Иванович!
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями 14, 17 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» прошу Вас сообщить мне, какие меры применяются для выявления незаконно возведенных коммерческих объектов в городе ____________, и применяются ли к нарушителям последствия в виде сноса незаконно возведенных объектов, подпадающих под признаки самовольной постройки (ст. 222 ГК РФ).
Надеюсь, что логика понятна. Адресатами являются руководители органов власти, такие как Премьер-министр РФ, генеральный прокурор, руководитель федерального следственного органа, губернатор региона, глава города.
Какие сроки исполнения?
Депутатский запрос подлежит рассмотрению в 30-дневный срок. Если в рамках обращения будет проводиться проверка, то на запрос может быть дан промежуточный ответ и продлен срок рассмотрения.
Пример работы депутата Госдумы РФ Обухова Сергея Павлович
Решением городской Думы Краснодара от 30.12.2015 № 9 п. 1 было дано согласие администрации МО город Краснодар на согласование передачи в собственность ООО КБ «Кубанский универсальный банк» на безвозмездной основе акций, находящихся в оперативном управлении муниципального учреждения.
Депутат Обухов просил прокуратуру Краснодарского края проверить законность передачи в собственность ООО КБ «Кубанский универсальный банк» на безвозмездной основе акций и принять меры прокурорского реагирования для предотвращения незаконных действия по безвозмездной передаче муниципальной собственности в коммерческий банк.
В итоге, прокуратура Краснодарского края в обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края и вернула акции в муниципальную собственность.
Более подробно об этом деле можно почитать здесь.
Пример работы депутата Рашкина Валерия Федоровича
В качестве примера вновь приведу Краснодарский край. В городе Краснодаре существует система муниципальных платных парковок. За неуплату парковки существует штраф, предусмотренный Законом Краснодарского края «Об административных правонарушениях».
Депутат Рашкин В.Ф. обратился в органы прокуратуры, указав на то, что идея штрафа за неоплату муниципальной парковки противоречит гражданскому законодательству.
Тезисы обращения депутата Рашкина В.Ф.
Ответ прокуроры РФ
Надеюсь, что статья оказалась полезной для вас!
Как пишется депутатский запрос
Статья 14. Запрос сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы (депутатский запрос)
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Запрос сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок.
4. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до дня заседания соответствующего органа.
5. Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.
Депутатский запрос как вид обращения депутатов субъектов Российской Федерации
Карасев Анатолий Тихонович, профессор кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета, доктор юридических наук, профессор (г. Екатеринбург).
Савоськин Александр Владимирович, советник судьи Уставного Суда Свердловской области, кандидат юридических наук, доцент (г. Екатеринбург).
В статье представлены анализ депутатского запроса как вида депутатского обращения и результаты исследования этого института на примере законодательства всех субъектов Российской Федерации (включая Республику Крым и город федерального значения Севастополь). Установлено, что универсальное право депутата направлять обращения предусмотрено во всех региональных законах (кроме законов Саратовской области), тогда как право депутатского запроса закреплено в законах лишь половины субъектов РФ. Выявлено, что в субъектах Федерации представлены две основные формы депутатских запросов: традиционный и квазипарламентский, а также такая особая, но малораспространенная форма депутатского запроса, как интерпелляция. Квазипарламентский запрос в законах субъектов Федерации именуется «депутатским», инициируется депутатом, но признается таковым только по решению представительного (законодательного) органа субъекта Федерации. Авторы приходят к выводу, что субъектам РФ следует отказаться от формы квазипарламентского депутатского запроса и разграничить традиционный депутатский запрос и классический парламентский запрос; при этом полезно усилить традиционный депутатский запрос за счет его обязательного оглашения (а в последующем и ответа на него) на заседании представительного органа (с возможностью обсуждения, но без голосования по нему).
Ключевые слова: депутатский запрос, парламентский запрос, обращение, депутат.
A deputy’s request as a form of appeal of deputies of the Russian Federation subjects
A.T. Karasev, A.V. Savos’kin
Karasev A.T., Yekaterinburg, Ural State Law University.
Savos’kin A.V., Yekaterinburg, Statutory Court of the Sverdlovsk Region.
Key words: deputy’s request, parliamentary request, appeal, deputy.
Закон Саратовской области от 28 сентября 2010 г. N 164-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О статусе депутата Саратовской областной Думы».
Отсутствие единого понятийного аппарата применительно к институту обращений привело к тому, что большинство субъектов Федерации не закрепляют отдельного права депутата направлять обращения, поскольку это право растворено в формах работы депутата и упоминается в статьях, посвященных правам депутата и гарантиям его деятельности. Законы субъектов РФ (по аналогии с федеральным законодательством) используют термин «обращение» для обозначения процесса и распространяют его исключительно на действия депутата по получению информации. То есть право направлять обращения подразумевается, но таковым не именуется (Орловская область, Республика Башкортостан). Часть же субъектов Федерации выделяют депутатское обращение в качестве самостоятельного, фактически противопоставляя его всем остальным видам обращений (Санкт-Петербург, Ульяновская, Томская, Ярославская, Новгородская области и некоторые другие субъекты).
Статья 1 Закона Санкт-Петербурга от 6 марта 2013 г. N 99-19 (в ред. от 8 апреля 2016 г.) «О порядке внесения и рассмотрения депутатских запросов».
Представленность форм депутатского запроса в субъектах РФ
Наименование субъекта РФ
Вид запроса и соответствующая статья закона субъекта РФ о статусе депутата
Непосредственно депутатский запрос
Еврейская автономная область
Ненецкий автономный округ
Республика Марий Эл
Республика Саха (Якутия)
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Важно отметить, что в тех субъектах Федерации, где применяется квазипарламентский запрос, институт парламентского запроса отсутствует. В то же время в тех субъектах Федерации, где есть депутатский запрос, повсеместно существует и классический парламентский запрос. Исключения из последнего правила выявлены только в 14 субъектах Федерации: Москве, Свердловской, Ростовской, Кемеровской, Псковской, Смоленской и Амурской областях, республиках Коми, Башкортостан, Бурятия, Чечня, Кабардино-Балкарской Республике, Красноярском и Пермском краях. В этих регионах представлен только депутатский запрос, в то время как запрос законодательного (представительного) органа не предусмотрен. Отсутствие института запроса не обнаружено ни в одном субъекте Федерации.
Большой энциклопедический словарь. 2000. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsfenc3p/151986.
Овсепян Ж.И. Становление парламента в России. Ростов н/Д, 2000. С. 101.
Областной закон Ленинградской области от 24 апреля 2007 г. N 62-оз (в ред. от 11 июля 2017 г.) «О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области».
Отличие квазипарламентских запросов от классических парламентских состоит также в механизме реагирования на них должностных лиц, которым направлен запрос. Квазипарламентские запросы, как правило, менее эффективны, поскольку ответы на них могут направляться непосредственно депутату (а не представительному (законодательному) органу) и могут быть оглашены на заседании палаты (или ее структурного элемента) лишь по инициативе депутата (тогда как ответ на классический парламентский запрос всегда оглашается на заседании парламента).
Часть 3 ст. 12 Закона Волгоградской области от 8 ноября 1994 г. N 12-ОД (в ред. от 28 марта 2017 г.) «О статусе депутата Волгоградской областной Думы».
Пункт 7 ст. 13 Закона Республики Татарстан от 18 марта 2004 г. N 15-ЗРТ (в ред. от 14 декабря 2017 г.) «О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан».
Несмотря на концептуальное единство традиционного депутатского и квазипарламентского запросов как видов депутатского обращения, конкретная модель депутатского запроса в субъектах РФ может обладать существенной спецификой.
Например, особой разновидностью модели депутатского запроса является механизм внесения депутатских обращений в Москве, где законодательно выделены обычные обращения депутатов и депутатский запрос как особая форма обращения депутата (депутатов) Московской городской Думы о предоставлении информации, применяемая в тех случаях, когда иные установленные законом формы обращения не позволяют получить запрашиваемую информацию или когда из содержания запроса следует необходимость ее оперативного получения.
Пункт 2 ст. 13 Закона г. Москвы от 13 июля 1994 г. N 14-60 (в ред. от 27 декабря 2017 г.) «О статусе депутата Московской городской Думы».
Статья 1 Закона г. Москвы от 22 ноября 1995 г. N 24 (в ред. от 9 октября 2013 г.) «О порядке внесения и рассмотрения депутатского запроса».
Запрос депутата Москвы сочетает в себе элементы как обычного обращения, так и парламентского запроса. Депутат, желающий направить запрос, предварительно представляет его всем депутатам Московской городской Думы, а затем на заседании Думы информирует о факте направления запроса и его содержании. Дума по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов может принять решение о начале обсуждения запроса, однако постановление (иное решение) Думы о признании обращения депутатским запросом не выносится. По результатам обсуждения автор запроса может внести в него изменения или направить его адресату в первоначальной редакции. В любом случае запрос направляется за подписью и от имени депутата Московской городской Думы, но с пометкой «Запрос сделан на заседании Московской городской Думы (число, месяц, год)».
Лицо, получившее запрос, обязано предоставить ответ по существу запроса в устной (на заседании Московской городской Думы) или письменной форме (депутату) не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной срок, согласованный с автором запроса. По предложению автора запроса лицо, подписавшее ответ на запрос, может быть приглашено Московской городской Думой на заседание комиссии Думы для предоставления необходимых разъяснений.
Нетрадиционный вариант депутатского запроса с элементами парламентского запроса предусмотрен ст. 19 Закона Республики Крым от 10 сентября 2014 г. N 64-ЗРК «О статусе депутата Государственного Совета Республики Крым», согласно которой депутатский запрос не просто вносится депутатом и требует оглашения на заседании Государственного Совета, а получает свой статус после того, как на заседании Государственного Совета его поддержит не менее одной трети голосов от избранного числа депутатов. Иными словами, подобный запрос исходит непосредственно от депутата, но направляется через секретариат и нуждается в одобрении достаточно весомой группы депутатов. Вместе с тем в отличие от классического парламентского запроса его направление не требует абсолютного числа голосов. При этом неясно, почему необходима именно одна треть голосов (а не одна четвертая или одна пятая).
Подобное регулирование, хоть и является нетипичным, не уникально, а основывается на опыте использования интерпелляций.
Стенина В.К. Парламентский контроль и парламентское расследование в парламентских республиках и монархиях // Междунар. публичное и частное право. 2007. N 2. С. 48.
Стародубский Б.А., Туманов В.А. Парламент. Гл. 10 // Современное буржуазное государственное право. Критические очерки: В 2 т. М., 1987. Т. 2: Основные институты. С. 243.
Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: Учеб. М., 2006. С. 674.
Чиркин В.Г. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. М., 1999. С. 46.
Конституционное право: Энциклопед. словарь / Сост. С.А. Авакьян. М., 2000. С. 221.
Статья 4 Закона Республики Алтай от 6 февраля 2004 г. N 10-РЗ (в ред. от 30 марта 2012 г.) «О депутатском запросе депутата Республики Алтай».
Статья 11 Закона Астраханской области от 22 июля 2003 г. N 35/2003-ОЗ (в ред. от 3 апреля 2017 г.) «О статусе депутата Думы Астраханской области».
Статья 14 Закона Красноярского края от 14 мая 2007 г. N 1-18 (в ред. от 24 декабря 2015 г.) «О статусе депутата Законодательного Собрания Красноярского края».
Статья 12 Закона Алтайского края от 4 мая 2016 г. N 30-ЗС (в ред. от 5 мая 2017 г.) «О парламентском контроле в Алтайском крае».
Список литературы
Авакьян С.А. Депутат: статус и деятельность. М., 1991.
Большой энциклопедический словарь. 2000. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/151986.
Карасев А.Т. Депутат в системе представительной власти (конституционно-правовое исследование): Моногр. Екатеринбург, 2009.
Карасев А.Т., Савоськин А.В. Институт обращения депутатов в суды конституционной юстиции требует совершенствования // Рос. юрид. журн. 2013. N 4.
Конституционное право: энциклопед. словарь / Сост. С.А. Авакьян. М., 2000.
Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран: Общая часть: Учеб. М., 2006.
Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. СПб., 2004.
Овсепян Ж.И. Становление парламента в России. Ростов н/Д, 2000.
Основин В.С. Право запроса депутатов местных Советов. М., 1957.
Стародубский Б.А., Туманов В.А. Парламент. Гл. 10 // Современное буржуазное государственное право. Критические очерки: В 2 т. Т. 2: Основные институты. М., 1987.
Стенина В.К. Парламентский контроль и парламентское расследование в парламентских республиках и монархиях // Междунар. публичное и частное право. 2007. N 2.
Чиркин В.Г. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. М., 1999.