Для чего нужен приказ об изменении графика работы?
Рассматриваемый документ необходим для обеспечения правомерности изменения режима рабочего времени сотрудников компании. Такое изменение режима в общем случае должно быть согласовано посредством издания и подписания внутрикорпоративных актов, предполагающих внесение соответствующих изменений в трудовой договор или правила внутреннего распорядка.
Основанием для одностороннего изменения режима работы сотрудников, в соответствии со ст. 74 ТК РФ, могут быть изменения организационных либо технологических условий трудовой деятельности работников фирмы. При этом работодатель вправе издать приказ, содержащий разъяснения касательно объективных причин изменений в графике работы сотрудников.
Если же работодатель не может воспользоваться основаниями, указанными в ст. 74 ТК РФ, то для корректировки графика работы ему обязательно нужно получить согласие сотрудников, которых она касается. Если данное согласие предоставлено не будет, то издавать приказ, изменяющий рабочий график, работодатель не имеет права.
Как изменить график работы и какие риски несет такое изменение, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Приказ об изменении графика работы: особенности структуры документа
Приказ о корректировке графика работы сотрудников должен включать:
1. Основные реквизиты — наименование, дату издания, номер.
2. Текстовый блок с обоснованием изменения графика работы, а также ссылкой на ст. 74 ТК РФ, на основании положений которой издается приказ.
Обоснованием может быть, к примеру, модернизация технологии производства товаров, вследствие чего количество рабочих смен на предприятии изменяется.
3. Текстовый блок с резолютивными формулировками («Приказываю») и перечнем локальных норм, вводимых посредством приказа.
4. Текстовый блок, в котором фиксируются распоряжения руководства в адрес отдельных сотрудников относительно обеспечения законности реализаций положений приказа.
В частности, в ст. 74 ТК РФ указано, что работодатель должен предложить сотрудникам, чей график работы меняется, другие позиции.
5. Текстовый блок, устанавливающий дату и порядок вступления приказа в силу.
Документ подписывается руководителем фирмы. Необходимо также ознакомить с его положениями сотрудников. На основании приказа впоследствии составляются новые правила трудового распорядка (или дополнительные соглашения к трудовым договорам), в которых фиксируется измененный режим работы.
В том случае, если имеет место изменение графика работы по инициативе работника, то основанием для издания аналогичного приказа будет служить заявление самого инициатора, то есть работника.
Где можно скачать приказ, утверждающий изменение графика работы по инициативе работодателя?
На нашем портале вы можете скачать заполненный бланк данного приказа.
Как временно изменить график (режим) работы по инициативе работодателя, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Воспользовавшись нашим образцом, вы сможете самостоятельно заполнить аналогичный документ на основании собственных данных.
Итоги
ТК РФ в ряде ситуаций разрешает работодателю в одностороннем порядке изменять график работы сотрудников. Основной локальный нормативный акт в рамках данной процедуры — приказ об изменении графика работы. Он должен содержать обоснование соответствующего решения работодателя, а также регламентировать, каким образом фирма будет исполнять предписание ст. 74 ТК РФ в части необходимости предоставления сотрудникам, не согласным с новым графиком, альтернативных должностей в компании.
Изучить иные нюансы кадрового менеджмента, связанные с рабочим графиком, вы можете в статьях:
Приказ об изменении режима рабочего времени
Сколько, в каком режиме и по какому расписанию работать сотрудникам, каждый работодатель решает самостоятельно. Главное условие, чтобы рабочее время не превышало порогов, установленных в законодательстве. Как правило, режим работы устанавливается один раз и на достаточно длительный срок, но иногда, в силу различных обстоятельств, может наступить потребность изменить его. Основной документ, на основании которого происходят перемены — приказ об изменении режима рабочего времени.
Как и где отражается режим работы
Документы, которые фиксируют рабочее время сотрудников:
При этом если на предприятии существует профсоюзная организация, ее мнение при установке рабочего режима должно быть обязательно учтено.
При внесении каких-либо изменений в данный параметр условий работы, в компании должен быть составлен соответствующий приказ, также одобренный профсоюзом. Отсутствие этого документа в случае чего может привести к административному наказанию со стороны надзорных органов в виде достаточно большого штрафа как на само предприятие, так и на его руководителя.
Кто составляет приказ
Приказ об изменении режима рабочего времени составляется от имени директора предприятия любым сотрудником, уполномоченным на написание распорядительной документации. Это может быть руководитель какого-либо структурного подразделения, секретарь, юрисконсульт и т.д.
Готовый приказ передаётся на визирование руководителю фирмы.
Без его подписи он не приобретет законной силы и его без особого труда можно будет оспорить с помощью судебной инстанции или инспекции по труду.
На что опираться про создании приказа
Все приказы, издаваемые в компаниях должны иметь под собой какое-либо обоснование в виде письменного документа или законодательной нормы. В данном случае, в качестве такового можно указать 74 статью Трудового кодекса РФ, положения которой служат прямым основанием для написания распоряжений такого рода, но только при условии, что перемены вызваны изменениями в технических характеристиках или организации условий труда.
При ссылке на эту статью закона, работодатель может менять режим рабочего времени, не интересуясь мнением подчиненных.
А вот на 72 статью Трудового кодекса РФ, которая также может служить основанием для издания приказа об изменении режима рабочего времени, можно ссылаться только в том случае, если данные перемены произошли по взаимной договоренности сторон.
Основные моменты составления приказа
Сейчас не существует стандартного единого для всех образца приказа об изменении режима рабочего времени, поэтому работодатели могут писать его в произвольной форме. В некоторых случаях предприятия используют внутренние шаблоны документа, утвержденные в учетной политике фирмы. Но, вне зависимости от того, какой путь будет выбран, приказ должен включать в себя ряд обязательных сведений. К ним относятся:
Хорошо, если тут же будут указаны причины, по которым произошли данные изменения (оптимизация производственного процесса, сложное материальное положение компании или, напротив, увеличение объема работ и т.д.). Если к документу прикладываются какие-то дополнительные бумаги, то их наличие нужно обозначить в отдельном пункте.
Надо сказать, приказ может касаться как отдельных работников предприятия, так и всего коллектива в целом: информацию об этом также нужно отразить в документе.
Как правильно оформить приказ
Как и к описательной части документа, так и к его оформлению закон не предъявляет никаких особых требований, так что приказ можно писать на обычном чистом листе А4 или А5 формата или на фирменном бланке компании, в печатном или рукописном виде. Единственное, что надо соблюдать непременно: наличие подлинной подписи руководителя организации или лица, уполномоченного на визирование таких бумаг.
Кроме этого, приказ обычно подписывают работники, ответственные за его выполнение и те представители персонала, кого он касается напрямую.
Подписи последних, хоть и не должны присутствовать на документе в обязательном порядке, свидетельствуют о том, что их авторы ознакомлены с распоряжением и согласны с ним.
Ставить на приказе печать строгой необходимости на сегодняшний день нет: различного рода клише и штемпели могут использоваться только в тех случаях, если эта норма установлена во внутренних локальных актах фирмы. В общем порядке, относимом, в том числе и к юридическим лицам, печати и штампы к применению уже не требуются.
Обычно приказ пишется в одном оригинальном экземпляре, но при необходимости могут быть сделаны и его дополнительные копии (например, для предъявления в отдел кадров и бухгалтерию).
После написания приказа
После того, как приказ будет издан и все сотрудники с ним ознакомятся, на основании него происходит заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам (в связи с переменами в условиях труда, к которым относится режим рабочего времени), а также вносятся необходимые изменения в правила внутреннего трудового распорядка.
Как и сколько времени хранить бланк
На весь период действия приказ должен быть подшит с остальной распорядительной документацией в отдельную папку, которую необходимо держать в месте с ограниченным доступом. После того, как актуальной документа пройдет, его следует отдать в архив организации, где он должен храниться период, установленный по закону (но не менее трех лет) или срок, прописанный во внутренних локальных нормативных бумагах предприятия.
Заявление на изменение графика рабочего времени
Любые изменения в условиях труда работника должны происходить только с его согласия и сопровождаться оформлением целого пакета документов. И изменение графика рабочего времени не исключение. Одним из главных пунктов проведения этой процедуры является составление соответствующего заявления.
Что такое график рабочего времени
Под этим определением подразумевается информация о начале рабочего дня сотрудника предприятия, его окончании, перерывах и общей продолжительности. Сведения о ней в обязательном порядке содержатся в трудовом договоре, коллективном договоре (если таковой имеется в организации) и нормативно-правовых бумагах компании (например, в правилах внутреннего распорядка и режима рабочего времени).
С графиком работник обычно знакомится при трудоустройстве и в дальнейшем неукоснительно его соблюдает. Если возникает необходимость перемены в режиме рабочего времени, от сотрудника требуется написание соответствующего заявления (причем, постоянное это будет изменение или временное, значения не имеет).
По чьей инициативе может происходить изменение графика работы
Изменение рабочего графика может происходить как по инициативе работника, так и по воле работодателя. При этом, вне зависимости от того, кто хочет его поменять, необходимо чтобы для этого были веские причины.
В случае с работником это могут быть какие-то семейные обстоятельства (например, наличие ребенка младше 14 лет или 18, если ребенок с ограниченными возможностями, уход за тяжелобольными или пожилыми родственниками), а также наличие беременности, заболеваний, смена места жительства и даже изменение (ухудшение) материального положения, в связи с чем приходится искать совместительство — причем, все это должно быть подтверждено соответствующими справками.
Что касается работодателя, то тут перемены в графике работы сотрудников может быть вызваны причинами организационными или технологическими. К первым относятся реорганизация или подготовка к ликвидации компании, появление финансовых проблем и т.п. Ко вторым – метаморфозы, происходящие в производственных процессах и циклах, в том числе модернизация оборудования, внедрение инноваций и т.д.
Но вне зависимости от повода, по которому работодатель хочет поменять график рабочего времени сотрудника, он обязан уведомить его в письменной форме как минимум за два месяца до наступления данного события (и работник вправе либо принять это, либо отказаться и уволиться).
Также, независимо от того, кто именно является инициатором изменений в графике работы, от сотрудника требуется написание заявления.
Роль заявления
Значение документа переоценить невозможно. Он является свидетельством добровольного волеизъявления работника компании на то, чтобы его рабочее время было изменено. В будущем, если вдруг между работодателем и его подчиненным возникнут какие-либо споры и разногласия, которые дойдут до трудовой инспекции или суда, именно этот документ станет свидетельством того, что организация со своей стороны выполнила процедуру в полном объеме и без нарушений.
Можно ли обойтись без заявления
Без заявления обойтись нельзя, поскольку режим (график) рабочего времени является одним из основных условий трудового договора сотрудника предприятия, который заключается на стадии его устройства на работу.
А любое последующее изменение пунктов договора всегда должно происходить только по взаимному согласию сторон. После того, как между сторонами будет достигнута договоренность, о той или иной перемене между ними формируется дополнительное соглашение к трудовому договору.
Как написать заявление
Заявление пишется в произвольной форме, поскольку его унифицированный образец на сегодняшний день отсутствует. Однако если работодатель предлагает какой-то свой установленный формат, рекомендованный к применению, то следует воспользоваться именно им.
Заявление можно написать от руки или напечатать, никаких ограничений в этом смысле нет, единственное, что следует учесть – электронный бланк надо распечатать для того, чтобы поставить в нем «живую» подпись. Кроме того, прежде чем набирать бланк на компьютере, желательно убедиться в том, что в организации принимаются напечатанные заявления (в некоторых компаниях сотрудники кадровых отделов рассматривают только рукописные).
Писать текст можно только ручкой (карандаш и иные пишущие средства использовать нельзя). При этом в бланке недопустимы ошибки и помарки, если без них обойтись не удалось, их не надо исправлять, лучше сформировать новое заявление.
Документ следует делать в двух идентичных по тексту экземплярах, один из которых надо передать представителю работодателя, второй оставить у себя (на случай возникновения различных разногласий между сторонами трудовых отношений).
Образец заявления на изменение графика рабочего времени
Если вам потребовалось составить заявление на изменение графика рабочего времени, которое вы ранее не писали, ознакомьтесь с его образцом и прочитайте разъяснения – с их помощью вы без труда создадите то, что вам нужно.
График сменности и приказ его утверждения
Формирование графика сменности – во многих случаях одно из основных условий бесперебойной работы предприятия или организации.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Когда применяется сменный график работы
Сменный график – явление достаточно распространенное. Используется он в самых разных отраслях деятельности, чаще всего в компаниях с непрерывным круглосуточным производственным циклом – необходимость его применения здесь обусловлена тем, что простои оборудования недопустимы, т.к. они ведут к сбоям в системе и немалым финансовым потерям. А вот регулярная своевременная смена персонала приводит к увеличению объема выпускаемой продукции, улучшению производительности труда и, как следствие, большей прибыли.
Также сменный график распространен и в других сферах, например, в медицинских учреждениях, охранных структурах, пожарных, газовых службах, в железнодорожных и транспортных перевозках, авиасообщении и т.д.
Количество смен и работников в них
Число смен зависит от особенностей деятельности организации. Это может быть две, три и даже четыре смены в сутки. Каждая смена работает определенный промежуток времени – от трех-четырех часов до двенадцати.
Индивидуально и количество работников в одной смене. Это может быть один человек или даже несколько десятков (верхний порог не ограничен).
Зачем нужен график сменности
График сменности является одним из важнейших внутренних документов компании.
На основе графика ведется учет рабочего времени сотрудников и впоследствии производится начисление им заработной платы.
Таким образом, он относится не только к методам организации труда на предприятии, но и является серьезным учетным бланком.
Не нужно забывать и о том, что если в компании предусмотрена работа в сменном режиме, то наличие графика в обязательном порядке проверяется государственными надзорными структурами (например, трудовой инспекцией и налоговой службой). Отсутствие этого документа может послужить причиной к наложению на предприятие и его руководство административного наказания в виде достаточно крупного штрафа.
Законодательное регулирование, обязательные условия
Сменный график регулируется законодательством, а именно ст. 372 ТК РФ (ч. 3 ст. 103 ТК РФ). При введении его в организации требуется неукоснительно соблюдать нормы и условия вышеназванного раздела Трудового Кодекса Российской Федерации.
Правила работы в данном режиме прописаны здесь достаточно обстоятельно и четко. Перечислять их в этой статье смысла нет, но на некоторых просто необходимо заострить внимание:
Если организация испытывает потребность в применении сменного графика для разных категорий (должностей) работников, то для каждой из них продолжительность смены может определяться отдельно (такие ситуации встречаются в транспортных компаниях – для водителей применяется один режим работы, для диспетчеров другой, а для обслуживающего персонала – третий).
При формировании графика следует учитывать и еще один важный момент — если большая часть выпадает на ночь, то смена автоматически должна быть уменьшена на час.
Все остальные условия работы должны также соответствовать законодательству, в том числе и в тех вопросах, которые касаются выдачи зарплаты, предоставления больничных, отпуска и т.п.
Что не считается сменным графиком
Некоторые кадровики ошибочно полагают, что график работы сутки через двое/трое, два дня через два и т.п., относится к сменным. Если внимательно ознакомиться с трудовым законодательством РФ, выяснится, что это не так. Группа работников, выполняющая свои должностные обязанности в течение одного дня, и сменяющаяся на следующий день другими, работает в режиме, закрепляемом внутри предприятия, однако при этом четкой процедуры разработки такого режима, его согласования и утверждения не предусмотрено.
Некоторые моменты, касающиеся оплаты
Расчет оплаты труда при сменном графике несколько отличается от стандартного. Специфика здесь заключается в том, что количество рабочих часов по установленному на предприятии режиму может отличаться от нормы, установленной по закону, причем как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения (так называемая плановая переработка или недоработка).
Для того, чтобы в расчетах зарплаты не было ошибок, по завершении периода учета следует осуществлять сверку следующих параметров: количества рабочих часов в соответствии с нормой и их же количество, исходя из реальных показателей. Если при сравнении второй показатель будет больше первого, потребуется рассчитать и доплатить сотруднику за переработанное время.
Если смена работнику выпадает на выходной день, то она оплачивается как обычная (это обосновывается особенностями условий сменного режима). Если же он вынужден работать в праздничный день (государственные нерабочие дни указаны в Трудовом Кодексе РФ), то оплата ему должна производиться по соответствующему стандартному тарифу, т.е. в двойном размере.
Закрепление порядка работы
Если руководство предприятия решает применять посменный график работы, эту норму оно обязано закрепить в учетной политике, если точнее – в Правилах внутреннего распорядка.
Если в компании действует профсоюзная ячейка, данные Правила, в том числе по части сменного режима работы, должны утверждаться ее представителем. На взаимодействие с профсоюзом отводится пятидневный период – за этот срок профсоюзные деятели должны либо одобрить представленные им Правила, либо доказательно их оспорить.
Также допускается установить использование сменного графика в коллективном договоре.
Помимо Правил внутреннего распорядка и коллективного договора, пункт о сменном режиме работы должен быть прописан в разделах индивидуальных трудовых договорах с сотрудниками, с указанием количества часов в смене и иных параметров.
Процесс формирования графика сменности
Первым практическим этапом воплощения сменного графика в жизнь является приказ о его создании, выпускаемый от имени директора организации. В нем прописывается указание создать график сменности, период, ответственное лицо и прочие необходимые сведения.
Образец приказа об утверждении графика сменности
Далее идет непосредственное составление документа. Здесь должны быть учтены интересы работодателя и сотрудника.
График формируется заранее – как минимум за тридцать дней до наступления смены.
Каждый сотрудник, упомянутый в документе, должен быть с ним ознакомлен под роспись. Таким образом, он свидетельствует о том, что согласен с данным режимом работы.
После разработки, согласования и окончательного утверждения график будет обязательным к исполнению как для руководства предприятия, так и для сотрудников, которые в нем обозначены.
На какой период составляется бланк
График посменной работы может формироваться на любой период времени. Как правило, срок, на который составляется данный документ, указывается в нормативных актах компании. Чаще всего графики составляются на один месяц. Каждый раз новый график должен утверждаться в установленном порядке.
Можно ли менять в нем сведения
В утвержденный сменный график изменения вносить допускается, но только в крайнем случае и с соблюдением некоторых правил.
Во-первых, если перемены происходят по инициативе работодателя, он в обязательном порядке должен заранее уведомить о них подчиненных и получить их письменное согласие – без них законным образом внести правки будет проблематично.
Если изменить график смен просит кто-либо из сотрудников, он должен составить специальное заявление на имя руководителя. В заявление нужно указать причины просьбы (она должна быть обязательно уважительной с приведением соответствующих письменных обоснований), затем должно быть получено согласие остальных сотрудников, которых касается документ. Если коллегам и руководству удалось достичь компромисса, формируется новый приказ, на основе которого в график вносятся нужные коррективы.
Можно ли меняться сменами без внесения изменений в график сменности
Иногда на предприятиях случаются ситуации, когда работники меняются сменами без предварительного уведомления об этом начальства. Это категорически недопустимо.
За подобную замену руководство вправе наложить на подчиненных дисциплинарное взыскание.
А в случае не единичного нарушения трудовой дисциплины (а именно к этой категории относятся данные проступки) даже уволить провинившихся.
Кто составляет документ
Непосредственная задача по составлению графика сменности может быть возложена либо на специалиста кадрового отдела, либо на начальника структурного подразделения, либо на секретаря организации. Главное условие, которое должен соблюдать исполнитель – учитывать нормы законодательства, интересы предприятия и работников.
При этом документ после формирования обязательно должен быть передан на подпись руководителю отдела и директору.
Как согласовывать с работниками
С сотрудниками график смен нужно согласовывать заранее, как уже говорилось выше – не позднее, чем за тридцать дней до наступления первой по нему смены.
Подписи о согласии можно ставить непосредственно в самом графике или же сделать для этого отдельный лист.
Если выбран второй вариант, то в листе согласования нужно сделать таблицу, вписать туда всех работников и собрать их автографы (с датой их постановки). Данный документ будет официальным приложением к графику сменности.
Особенности формирования графика сменности, общие сведения
Если вам поручено сделать сменный график, а вы не представляете, как именно его формируют, прочитайте наши рекомендации – они дадут вам точное представление о данном документе. Также ознакомьтесь и с примером заполнения – на его основе у вас легко получится оформить собственный бланк.
Прежде чем перейти к детальному описанию графика, приведем общую информацию о документе. Начнем с того, что унифицированной формы графика нет. Это обозначает, что писать его можно в свободном виде или по образцу, утвержденному в учетной политике организации. При этом способ формирования бланка должен быть отражен в нормативных актах фирмы.
Независимо от того, какой метод составления графика будет выбран, нужно, чтобы документ содержал в себе ряд обязательных данных:
Бланк обязательно должен быть заверен несколькими лицами. Во-первых, теми работниками, в отношении которых он формировался, во-вторых, руководителем структурного подразделения и, в-третьих, директором компании.
Заверять бланк печатью не обязательно – делать это необходимо только тогда, когда такое условие есть в локальной документации фирмы.
График допускается составлять на простом чистом листе бумаги (предпочтительно А4 формата) или на фирменном бланке организации (если такое требование установлено руководством). Писать его можно вручную или на компьютере (с обязательным последующим распечатыванием).
Как учитывать график сменности
Все графики, разрабатываемые на предприятии, подлежат обязательной регистрации в соответствующем журнале учета. После проведения с ними всех необходимых процедур (разработка, согласование, утверждение, ознакомление), они передаются на хранение в отдел кадров компании. Здесь они подшиваются в отдельную папку с другими такими же документами. Доступ к месту их содержания для посторонних людей должен быть ограничен.
Длительность их хранения обозначается либо в локальных актах организации, либо устанавливается законодательством РФ (но не менее пяти лет). После истечение этого срока, графики можно утилизировать с соблюдением процедуры, установленной в законе.
Образец графика сменности
Прежде чем начать заполнение бланка, следует условно поделить его на три основные последовательные части.
Первая – это начало, или, как его еще называют — «шапка». Сюда вносится:
Вносить эти данные можно как посередине документа, так и слева или справа – значения не имеет. Единственное, что следует учесть, чтобы тут же, вверху, было отведено несколько строк под утверждение графика руководителем организации (сюда надо вписать его должность и ФИО).
Ниже находится основной блок. Обычно он оформляется в виде таблицы. В нее поэтапно вписываются:
Можно дополнить таблицу и другими столбиками (например, о табельном номере сотрудника и т.п.). Под таблицей надо обязательно дать расшифровку информации, внесенной в график, в том числе о количестве смен, количестве работников, в них задействованных, продолжительности каждой смены (в часах), а также об условных обозначениях, внесенных в график.
Далее следует поставить отметку о том, что мнение сотрудников, внесенных в документ, учтено и собрать их подписи. Если подписи ставятся в листе согласования, то в графике сменности нужно указать его наличие, обозначив его в качестве приложения к основному документу.