Подача обращений физических и юридических лиц
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации не является вышестоящей организацией по отношению к квалификационным коллегиям судей субъектов Российской Федерации и не рассматривает жалобы на ответы, данные председателями квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации и председателями судов, а также на принятые судьями процессуальные решения.
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации не наделена полномочиями по разъяснению законов и порядку их применения.
Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации не являются судебными органами, не вмешиваются в деятельность судей, не осуществляют контроль (надзор) над судопроизводством и делопроизводством в судах и не наделены полномочиями ревизии судебных актов с целью установления наличия оснований для применения к судье мер дисциплинарной ответственности.
Соответствующая квалификационная коллегия судей рассматривает по существу только те вопросы, которые соответствуют ее полномочиям, установленным статьями 17 или 19 Федерального закона от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Порядок рассмотрения жалобы о совершении судьей дисциплинарного проступка определен ст. 22 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и ст. 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей. Указанные жалобы Вы можете подать лично или направить по почте по адресу Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
В электронном виде могут быть поданы обращения, заявления, жалобы, рассмотрение которых определено Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Как обратиться в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации с заявлением на действия судей:
1. Воспользоваться электронным сервисом «Система подачи обращений»;
2. Подать обращение лично или направить по почте;
Справки по обращениям можно получить по телефону: +7 (495) 609-5517;
Подача обращений физических и юридических лиц
Правила подачи обращений, заявлений, жалоб в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в электронном виде.
В соответствии с Федеральным Законом от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» принимаются запросы о деятельности Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
При заполнении бланка обращения, заявления, жалобы, согласно Федеральному закону от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Вам необходимо указать свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), паспортные данные, почтовый адрес, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения, а также изложить суть обращения (предложения, заявления или жалобы). В случае отсутствия указанных обязательных реквизитов, а также в ряде иных, обращение оставляется без рассмотрения (более подробно правила раскрыты в ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Обращение не принимается к рассмотрению, если оно не адресовано в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации; не содержит конкретных заявлений, жалоб, предложений или запросов.
Обращения, касающиеся обжалования судебных решений, не рассматриваются, так как согласно Конституции Российской Федерации, правосудие в России осуществляется только судом. Органы судебной власти самостоятельны и действуют независимо от законодательной и исполнительной властей. Решения судебных органов обжалуются в установленном законом процессуальном порядке. Действующее законодательство запрещает всякое вмешательство в процесс отправления правосудия.
Обращаем Ваше внимание, что:
Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
Ответ на обращение, поступившее в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Так же сообщаем, что по причинам технического характера может быть не рассмотрен текст: напечатанный с использованием латиницы, набранный целиком заглавными буквами; не разбитый на предложения.
Обращения граждан, направленные в электронном виде через официальный WEB-сайт Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, обрабатываются Аппаратом Высшей квалификационной коллегии судей.
Размер электронного обращения не может превышать 2000 знаков.
ККС: как правильно жаловаться на судей
ВККС РФ опубликовала на своем сайте Рекомендации по написанию и подаче обращений в квалификационную коллегию судей, подготовленные Квалификационной коллегией судей Ханты-Мансийского автономного округа — Югра.
Данные рекомендации можно использовать в качестве образца гражданам и других регионов РФ.
Как отмечается в Рекомендациях, при рассмотрении обращений граждан, квалификационная коллегия судей руководствуется Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992г., ФЗ «Об органах судейского сообщества» от 14.03.2002г., ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006г. и Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей.
Жалоба на действия судьи должна содержать сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, а именно:
– грубом или систематическом нарушении процессуальных и иных правовых норм;
– неэтичном поведении (грубости) в отношении участников процесса и иных граждан;
– недостойном поведении в быту.
В случае же несогласия с судебным актом, обжалования определений и решений суда, необходимо обращаться в суд вышестоящей инстанции.
Отмена вышестоящим судом решения судьи не является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.
Согласно п. 2 статьи 16 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” предусмотрено, что судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при отправлении правосудия мнение или принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного судебного акта.
Жалоба подлежит возвращению заявителю без рассмотрения с указанием оснований возвращения в случаях:
– отсутствия в ней сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка;
– обжалования судебного акта;
– наличия в ней нецензурных, оскорбительных слов или выражений,
– если текст не поддается прочтению;
– если ранее по ней давался ответ, и жалоба не содержит новых доводов;
– если жалоба касается охраняемой федеральным законом тайны.
Жалоба, не подписанная гражданином, без указания его фамилии, имени, отчества или данных о месте его жительства, работы или учебы, признается анонимной и рассмотрению не подлежит.
П ри поступлении жалобы или сообщения, содержащих сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, председатель квалификационной коллегии судей, либо член этой коллегии по его поручению, принимает решение об их проверке квалификационной коллегией судей или направлении для проверки председателю соответствующего или вышестоящего суда.
При принятии решения о проверке квалификационной коллегией судей поступившей жалобы, содержащей сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, информация о результатах проверки направляется председателю соответствующего или вышестоящего суда, а также председателю соответствующего совета судей для решения вопроса о внесении в квалификационную коллегию судей представления или обращения о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности или об отказе в этом.
За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона » О статусе судей в РФ», а также кодекса судейской этики) на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:
– досрочного прекращения полномочий судьи.
Для всех видов обращений, индивидуальных и коллективных, поданных в письменной форме, устанавливаются единые предельные сроки рассмотрения. Сроки исчисляются со дня регистрации обращения.
Если обращение не содержит вопросов, относящихся к компетенции квалификационной коллегии, оно не позднее 5 дней после поступления направляется органам или должностным лицам, правомочным разрешить обращение, с сообщением об этом заявителю.
Обращения граждан, принятые к производству квалификационной коллегией разрешаются в течение одного месяца со дня их регистрации, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, — безотлагательно, но не позднее, чем через 15 дней.
Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки — в течение не более 15 дней со дня их поступления в квалификационную коллегию.
В тех случаях, когда для разрешения предложений, заявлений и жалоб необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их разрешения могут быть в порядке исключения продлены председателем коллегии, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему обращение.
Отдельные категории обращений рассматриваются в сроки, отличные от установленных:
– поручения по обращениям граждан, поступившие из аппаратов Верховного Суда Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, Законодательного Собрания Республики Башкортостан и Администрации Президента Республики Башкортостан с пометкой «срочно», исполняются в 3-х дневный срок, с пометкой «оперативно» — в 10-ти дневный срок, остальные — в срок не более 1 месяца.
– запросы по обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации исполняются безотлагательно, в 3-х дневный срок, а требующие изучения и проверки — в 20-дневный срок (при обязательном уведомлении о получении запроса в 3-х дневный срок).
– запросы и обращения других субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, также исполняются в 3-х дневный срок, а требующие изучения и проверки — в 20-дневный срок (при обязательном уведомлении о получении запроса в 3-х дневный срок). Сроки исчисляются со дня регистрации обращения.
Как правильно и результативно обжаловать судью
Жалоба на судью
Практика показывает, что на судей жалуются не только стороны, подсудимые, но и их представители, защитники. Профессиональные юристы не любят этот исключительный способ воздействия на судей. Он не столько может помочь по делу, сколько может навредить профессиональной карьере судьи. Однако, нерадивым судьям не место в судейском сообществе, согласитесь!
Интернет забит образцами и скриншотами таких жалоб. Почти все они содержат одни и те же ошибки, не позволяющие достичь желаемого результата. И именно поэтому в обществе создается неверное мнение о непробиваемой защите судейского сообщества. Конечно, лучше вообще не обращаться в суд и разрешать проблемы без судебного разбирательства.
Внимание! Нельзя применять жалобу на судью как способ восстановления справедливости по делу, решению. Ни в коем случае и никаким образом жалоба на судью не должна быть инструментом вмешательства в правосудие. Поэтому важно правильно понимать случаи, форму, содержание такой жалобы.
Для чего нужна жалоба
Например, жалоба на судью должна быть направлена в ответ или на пресечение его административных проступков во время служебной или внеслужебной деятельности. Хамская выходка в судебном заседании кубанского арбитражного судьи, ставшая широко известной в Интернет, является ярким примером подобного проступка.
Нарушение Кодекса судейской этики при рассмотрении дела тоже может оцениваться как административный проступок.
Различить дисциплинарный проступок от процессуального нарушения иногда довольно сложно, зачастую они взаимосвязаны и тем пользуются квалификационные коллегии судей, отказывая в рассмотрении жалоб на судей. И, конечно, лучше, если такую жалобу готовит профессионал!
Чтобы отличить признаки дисциплинарного проступка надо точно знать содержание статьи 12.1. Закона РФ N 3132−1 (ред. от 12.11.2018) «О статусе судей в Российской Федерации»:
1) замечания; 2) предупреждения;3) досрочного прекращения полномочий судьи
Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка, за исключением периода временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки, и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.
Внимание! Даже если обоснованная жалоба на судью подается на имя председателя суда, то она для разрешения передается в квалификационную коллегию судей.
Как подготовить эффективную жалобу
Хотя жалобы на судей подаются довольно часто, но случаи привлечения по ним к ответственности являются все же исключительными. И это не только потому, что судейское сообщество защищает своих коллег, но и потому что жалобы неправильно оформлены, недостаточно обоснованы, ошибочно поданы.
Подавая жалобу, примите во внимание следующее важные обстоятельства:
Бесполезно жаловаться на судью в квалификационную коллегию судей в ходе рассматриваемого дела и до вынесения решения
Такие жалобы оцениваются средством давления на судью и попыткой вмешательства в правосудие. Более разумным будет подать жалобу на имя председателя суда, указывая на определенные действия судьи, нарушающие процессуальные нормы, этику ведения судебного заседания. Грубое отношение к участникам процесса, нарушения процессуальных сроков, порядка работы с документами и другие подобные нарушения.
Но при этом важно не ссылаться на материалы, обстоятельства дела, не выражать свою позицию и мнение по существу дела. На такие жалобы председатели суда отвечают формальными отписками. И даже если председатель суда не ответит на жалобу, но с судьей все равно проведет соответствующий разговор для исправления ситуации.
Жалуясь в квалификационную коллегию судей, всегда соотносите свои доводы с положениями вышеупомянутых Кодекса судебной этики и ст. 12.1. Федерального закона «О статусе суде в Российской Федерации». И никогда при этом не упоминайте о незаконности вынесенного судьей решения!
Для обжалования судебных решений существует отдельный процессуальный порядок и иные инстанции. Поэтому коллегия не станет рассматривать процессуальные нарушения по делу как повод для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.
Большой ошибкой, не имеющей перспективы для удовлетворения, является негативное мнение о судье в жалобе на судебное решение, им вынесенное
Жалоба на судью бывает максимально эффективна уже после отмены его решения вышестоящей инстанцией
Важно! Жалуясь на судью, не следует опасаться судейского или иного преследования, негативных последствий, если жалоба достаточно обоснована и аргументирована. Виновные сами боятся излишнего к себе внимания.
Автору жалобы надо помнить, что оспорить ответ квалификационной коллегии судей невозможно, такой порядок не предусмотрен законодательством.
Жалоба на судью и уголовная ответственность
Подавая жалобу на судью надо помнить, что она может стать поводом для возбуждения уголовного дела в отношении судьи. В настоящее время в отношении судей действует особый порядок возбуждения уголовных дел. Решение о возбуждении уголовного дела принимает председатель Следственного комитета России, но для этого ему нужно получить согласие Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) — или региональной квалификационной коллегии судей в случаях, когда речь идет о судье районного, городского, межрайонного суда или о мировом судье.
Но прежде, чем такое согласие квалификационной коллегии вступит в силу, его решение может быть обжаловано в ВККС. А после использования внесудебной процедуры обжалования судья вправе оспаривать решение в судах. А это длительная процедура, растягивающаяся на месяцы, а иногда и на годы. Что не идет на пользу ни заявителю, ни судебной системе.
Практика по теме
27 ноября 2018 года Пленумом Верховного суда РФ принято решение об изменении процедуры согласия о возбуждении уголовного дела в отношении судей.
Так, в целях оптимизации этих процедур, обеспечения их оперативности, а также повышения гарантий независимости судей предлагается передать в компетенцию ВККС рассмотрение вопросов о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи районного, городского, межрайонного суда, мирового судьи либо на привлечение их в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.
Кроме того, Пленум решил расширить полномочия ВККС в процедуре рассмотрения жалоб на решения региональных квалифколлегий о привлечении судей к дисциплинарной ответственности.
Пленум ВС предложил дать ВККС возможность изменять вид дисциплинарной ответственности, к которой привлекают судей. В настоящее время таких полномочий ВККС не имеет.
Свое решение Пленум оформит законопроектом и внесет на рассмотрение в Госдуму. Результат рассмотрения законопроекта будет размещен здесь на сайте.
Выводы
Чтобы достигнуть желаемого результата, надо правильно обжаловать действия судей, о корпоративной солидарности которых складываются мифы. Судейское сообщество без сожалений избавляется от своих нерадивых коллег, надо лишь дать ему для этого обоснованный повод.
Таким образом положительный эффект от жалоб очевиден. Каждая жалоба качественно формирует личное дело судьи, тем более, если она была достаточно обоснована. Поэтому можно считать, что жалуясь на судью, вы тем самым, используете жалобу как элемент общественного влияния. И тем формируете качество всего судейского сообщества.
Внимание! Презентация проекта «Моральное правосудие»
Общественный проект под названием «Моральное правосудие» нацелен на улучшение качественного состава судейского сообщества, когда в основе судебной деятельности фактически, а не декларативно, должна находиться мораль правоприменения.
Задачей проекта является выявление нерадивых судей, нарушающих Кодекс судейской этики и оказание воздействия на судейское сообщество, покрывающее таких нарушителей.
Для реализации данного проекта по контактам на сайте принимаются описания нарушений, допущенные конкретными судьями, оказывается помощь в подготовке жалоб на них.
*** Положение о порядке рассмотрения жалоб и сообщений о совершении судьей дисциплинарного проступка и обращения в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им дисциплинарного проступка
Публикация подготовлена с использованием материалов информационно-правового портала Консультант Плюс (http://www.consultant.ru)
Если мой сайт РОСТОВСКИЙ АДВОКАТ Вы считаете полезным и он может еще пригодиться в жизни, оставьте его в закладках или поделитесь им с друзьями. И не забудьте получить мой бесплатный СПРАВОЧНИК КЛИЕНТА.
Жалоба на судей в квалификационную коллегию судей: порядок действий, необходимые документы, сроки
Далеко не каждому обычному гражданину приходит в голову мысль подать жалобу на судью. Квалификационная коллегия судей – это государственный орган, который выполняет контрольные функции в судебной системе РФ и восстанавливает права граждан, нарушенные некомпетентностью или неподобающим поведением служителей Фемиды.
Можно ли пожаловаться на судью
Мало кто задумывается о том, что привлечь к ответственности можно любое должностное лицо, какой бы высокопоставленный пост оно ни занимало. Первым шагом на пути к восстановлению справедливости и верховенства права станет обращение в вышестоящую инстанцию. То же самое касается и федеральных судей. Жалобу в квалификационную коллегию судей подавать нужно в том случае, если действие или бездействие стража правосудия унижает достоинство гражданина, приводит к нарушению процессуальных норм и сроков.
Обращение в этот судейский орган – дело ответственное, но учитывая, что в большинстве случаев люди и понятия не имеют, как составлять документ, куда его направлять и как действовать дальше, лишь единицы решаются отстаивать свои права и интересы. На практике это оказывается со всем несложно, если знать о некоторых нюансах. Благодаря информации, которая имеется в открытом доступе, можно и без адвокатов составить жалобу в квалификационную коллегию судей. Образец, порядок действий, правила и форма оформления, сроки рассмотрения – чтобы узнать обо всем, не придется потратить много времени.
Сфера профессиональной деятельности
Перед тем как писать донос на служителя закона, нужно понимать, какой компетенцией обладает вышестоящий орган. Подать жалобу в квалификационную коллегию судей (ККС) несложно, но действительно ли этот орган имеет соответствующие полномочия, чтобы наказать должностное лицо?
Исходя из содержания Федерального Закона «Об органах судейского сообщества в РФ», ККС является государственным органом власти, на который возложен ряд функций:
Чем отличается Высшая квалификационная коллегия судей
В отличие от ККС, действующих в регионах, этот орган находится на более высокой ступени в судебной системе. В составе Высшей квалификационной коллегии судей действуют 29 представителей из разных судебных инстанций. Участие в назначении членов ВККС принимают президент РФ, Верховный Суд РФ и Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные и военные суды, краевые, республиканские и областные суды общей юрисдикции.
Региональная квалификационная коллегия судей – не единственная и не последняя инстанция, в которую можно обратиться для решения конфликтных ситуаций и споров с судьей. Полномочия ВККС обширны, она занимает более высокое положение в судебной системе РФ, но вместе с тем региональные ККС не зависят от нее. Соподчиненности между этими структурами нет, поэтому многие задаются вопросом о том, куда же в первую очередь направлять жалобу – в Высшую квалификационную коллегию судей или в местную ККС?
Сначала необходимо направить письменное обращение в местный коллегиальный орган. Если на региональном уровне вопрос не удастся разрешить, тогда жалобу нужно писать в ВККС с указанием причин, по которым предыдущая инстанция вынесла отрицательное решение.
Профессиональная этика судей
Возможна масса поводов для составления жалобы в квалификационную коллегию судей. Образцов написания может быть огромное множество, как и оснований для обращения. В одном случае причиной жалобы является хамское и наглое отношение судьи по отношению к участникам процесса, в другом – некомпетентность служителя Фемиды в вопросах рассматриваемого дела. А некоторые представители правосудия в открытую грубо нарушают закон и злоупотребляют служебным положением. Все это вызывает возмущение и протест, поэтому судейский произвол не должен оставаться безнаказанным.
В своей работе российские судьи обязаны руководствоваться законодательством, определяющим их статус в системе органов власти, и Кодексом судейской этики. Представитель правосудия должен соответствовать ряду требований, в частности:
Причиной судейского произвола являются широкие властные полномочия, высокая коррумпированность судебной системы и важный социальный статус. Представители закона ощущают безнаказанность за свои действия.
Основания для подачи обращения в ККС
Без жалобы на судью в коллегию судей не обойтись, если:
Каждое из указанных обстоятельств может послужить поводом к разбирательству, поскольку существенно отражается на результатах судебного процесса и свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей и непрофессионализме должностного лица.
Процедура разбирательства
После подачи жалобы на судью в квалификационную коллегию судей начинается детальная проверка. Ежегодно ККС приходится разбираться с тысячами претензий рядовых граждан, которые стремятся хоть каким-нибудь образом воздействовать на блюстителей правосудия, обжаловать их неправомерные действия и восстановить свои нарушенные права. Рассмотрение жалоб в квалификационных коллегиях судей подразумевает осуществление контроля специализированной комиссией либо выдачу направления председателю соответствующей инстанции на проведение проверки на местах.
После рассмотрения претензии коллегия анализирует деятельность судьи, поднимается вопрос о его дальнейшей профпригодности. Если вина должностного лица будет доказана, его отстранят от работы или уволят при наличии достаточно веских оснований. Самой распространенной мерой ответственности, к которой привлекают судей, является дисциплинарное взыскание в виде предупреждения.
Самое главное – принятое судьей решение квалификационная коллегия не сможет отменить. Такими полномочиями не обладает даже Высшая квалификационная коллегия судей. Данный орган судейского сообщества занимается непосредственно отбором кандидатов на должности, приостановлением или прекращением их полномочий, присвоением государственных наград и званий, привлечением к дисциплинарной ответственности. Однако влиять на постановления и решения судей, вносить изменения или отменять санкции ККС не вправе. Жалоба в квалификационную коллегию судей РФ подразумевает подробное изучение деятельности должностного лица и его поведения по отношению к участникам судебного слушания. Чтобы опротестовать решение судьи, необходимо обращаться в апелляционные и кассационные инстанции.
Алгоритм действий после конфликта
С первого судебного заседания необходимо быть предельно внимательным к действиям судьи и следить за ходом разбирательств. Даже формальности, которые кажутся на первый взгляд несущественными, имеют принципиальное значение. Например, подавая дополнения к иску, нужно убедиться в том, что документ будет прикреплен к делу и ему присвоят новый номер в канцелярии.
Во время слушаний не запрещено использовать устройства записи во время заседания. Их использование позволит доказать факт нарушений, некомпетентность и ошибки работников суда, составить развернутую жалобу. Решение квалификационной коллегии судей будет основано на предоставленной гражданином доказательной базе.
Заявитель должен четко понимать, что все обвиняющие факты, которые он приводит, должны быть объективными. В противном случае гражданину придется отвечать по встречному иску, поданным должностным лицом. Права судей на защиту чести, достоинства и профессиональной репутации защищены Конституцией РФ.
Если же оснований для подачи жалобы в квалификационную коллегию судей Москвы или любого другого российского города предостаточно, можно приступать к оформлению претензии. Причем забывать нельзя о порядке обращения и сроках подачи документа. Прежде чем отправлять жалобу в ККС, важно ознакомить с ее содержанием председателя судебной инстанции. Претензию необходимо составить и направить должностному лицу в течение пяти рабочих дней с момента оглашения вердикта. В жалобе следует указать все документы и улики, которые не были приобщены к делу, что является прямым нарушением принципа состязательности сторон судебного спора. Если председатель не увидит нарушений, обращение (жалобу с просьбой) в квалификационную коллегию судей РФ направляют в течение пяти дней после получения ответа. Причем претензия предъявляется в адрес не только судьи, который рассматривал дело, но и бездействующего председателя.
Срок для принятия решения
После подачи жалобы на судью в квалификационную коллегию судей заявителю необходимо дождаться ответного письма. Сроки рассмотрения претензии различаются, в зависимости от того, подлежит она удовлетворению или же в ней будет отказано.
В случае отказа непринятую жалобу направляют компетентным органам и должностным лицам, о чем извещается заявитель. Обращение рассматривается на местах в течение пяти рабочих дней. Если же претензия принята, коллегия открывает производство, после чего дается месяц на проработку данного вопроса, а при отсутствии необходимости в осуществлении проверки – 15 дней.
В отличие от граждан, должностные лица, обладающие правом законодательной инициативы, имеют право получить ответ от квалификационной коллегии в течение трех дней. Если же для рассмотрения требуется проверка, срок увеличивается до 20 суток.
Как правильно составить письменную претензию?
Чтобы заставить судью понести ответственность за свои действия, необходимо грамотно написать обращение в квалификационную коллегию судей. Жалоба должна содержать разумные аргументы в пользу позиции заявителя. К тому же послужить поводом для вмешательства ККС может только объективная оценка профессионализма должностного лица. При написании жалобы нужно учитывать важные нюансы:
При соблюдении основных правил написания жалобы появляется максимальная вероятность ее рассмотрения и принятия справедливого решения. Основаниями для отказа в рассмотрении обращения могут быть угрозы в адрес представителей ККС, использование бранных слов, сленга, ненормативной лексики, неразборчивый почерк заявителя. В рассмотрении жалобы может быть отказано, если она связана с информацией о государственной тайне.
Гражданину необходимо подготовить три экземпляра жалобы: первый вариант направят для ознакомления судье, второй останется на руках у заявителя в качестве доказательства регистрации обращения, а третью копию передадут для рассмотрения в ККС.
Чего делать не нужно
Написание жалобы в коллегию судей на судью подразумевает соблюдения определенных правил. Чтобы не получить отказ в принятии документа, нужно обратить внимание на ряд моментов. Самыми распространенными ошибками при составлении претензии является некорректное написание названия органа. Иногда наименование ККС искажается гражданами до неузнаваемости, и коллегия отказывается даже рассматривать обращение. Ошибки часто делают и в названии инстанции, в которой работает судья и его действия, по их мнению, заслуживают дисциплинарного наказания.
Некоторые граждане пишут претензию и не понимают, какие полномочия имеет квалификационная коллегия судей. Жалоба составляется с учетом компетенции ККС. Например, данный орган не имеет права представлять интересы заявителя, отменять решение суда. Некоторые граждане и вовсе обращаются с просьбой привлечь представителя правосудия к уголовной ответственности, однако ни Высшая квалификационная коллегия, ни коллегии в регионах не обладают подобными полномочиями, поэтому оставляют жалобу гражданина без рассмотрения. Если судья действительно совершил криминальные действия, имеются доказательства его вины, то начать уголовное производство может только прокуратура, а точнее ее следственный комитет.
Законодательная база
Нет ничего сложного в написании жалобы в ККС на судью по образцу, который можно найти в открытом доступе. Претензия составляется на основании неправомерных действий должностного лица, но, помимо объяснений и аргументов заявителя, должна содержать ссылки на соответствующие нормативно-правовые акты.
В жалобе детально указываются все нарушения, а также нарушенные положения законов и подзаконных документов, в частности Гражданско-процессуального кодекса, Кодекса административного судопроизводства и Уголовно-процессуального кодекса РФ. Помимо указанных законов и подзаконных актов, заявитель имеет право ссылаться и на другие не менее важные документы, нарушение положений которых не допустимо. К ним относят:
Процесс рассмотрения претензии в квалификационной коллегии не требует привлечения сторон. Если судьям понадобится уточнить информацию или получить дополнительные сведения, ККС направляет соответствующий письменный запрос. Кроме того, в момент регистрации обращения заявителя знакомят с возложенной на него ответственностью, сообщают о сроке рассмотрения жалобы квалификационной коллегией судей, способе оповещения о принятом решении и о ходе рассмотрения жалобы.
Чем обычно заканчивается дело
По неофициальным данным, из всего объема направляемых претензий, по каждой третьей принимается решение в пользу заявителя. Это говорит о том, что у каждого гражданина, чьи права были нарушены из-за судейского непрофессионализма, есть неплохие шансы доказать свою правоту. Кроме того, отмечается и высокая эффективность применения мер воздействия в отношении должностных лиц, запятнавших честь судейского звания. В большинстве случаев после рассмотрения жалоб квалификационные коллегии принимают решение об отстранении от должности и увольнении нарушителя.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что многие граждане элементарно не знают о своих правах, а потому не способны защитить собственные интересы. Чтобы жалоба попала в местную коллегию судей или ВККС, в некоторых случаях целесообразнее обратиться к опытному юристу, который имеет опыт в решении подобных споров и обжаловании действий должностных лиц.