Как правильно пишется слово «маршрутка»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова эмир (существительное):
Ассоциации к слову «маршрутка»
Синонимы к слову «маршрутка»
Предложения со словом «маршрутка»
Сочетаемость слова «маршрутка»
Значение слова «маршрутка»
1. разг. то же, что маршрутное такси: вид городского транспорта, имеющего определённый маршрут следования (Викисловарь)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «маршрутка»
1. разг. то же, что маршрутное такси: вид городского транспорта, имеющего определённый маршрут следования
Предложения со словом «маршрутка»
Водитель автобуса или троллейбуса более-менее на виду, до водителя маршрутки рукой можно дотянуться, а машинист метрополитена – призрачен и недосягаем.
Осушив почти всю бутылку, он выплеснул остатки на ладонь, смочил шею и бегом устремился к уже переполненной маршрутке.
Когда началась блокада, самым дорогостоящим и дефицитным товаром стал бензин, поэтому городских муниципальных автобусов не стало вовсе, автобусы частные и маршрутки ходили очень редко.
Маршрутное такси
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ) ст. 19. 3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
4. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
5. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
Содержание
История
Всемирная история
Возможно, местом возникновения маршрутных такси являются США (англ. jitney или jittney ) в 1910-х годах. Повышение качества мощения улиц, возрастающая доступность транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания в некоторых городах привели к утере трамваем монополии на городские перевозки. На улицах с трамвайным движением появились частные автомобили, дублирующие наиболее выгодные участки трамвайных маршрутов. Такая деятельность позволяла новым владельцам автомобилей быстро окупать свою покупку и давала источник дополнительного заработка, при этом автовладельцы часто нанимали безработных. Пик подобного бизнеса пришёлся на 1914-й год, а популярность новой услуги отразилась даже в языке — слово «маршрутка» (jitney) стало синонимом слова «пятицентовик» (nickel) и наоборот. Всё это не могло не вызвать протестов трамвайных компаний, теряющих пассажиров и оказывающих давление на городские власти. Пассажиры маршруток не были застрахованы, водители выбирали выгодные им часы работы и прибыльные направления, не гарантируя качество услуг по сравнению с трамваями. Несмотря на то, что маршрутки ходили чаще и быстрее трамваев, их хаотические передвижения резко ухудшали общие условия езды, особенно в центрах городов. Поэтому многие муниципалитеты и штаты, начиная с 1915 года, стали либо запрещать подобную деятельность законодательно, либо подвергать её строгому регламентированию. В частности, были введены:
Среди прочих требований были запреты:
В некоторых местах, также:
В результате этих мер число «маршруток» за один год сократилось в десять раз, оставшиеся постепенно вытеснялись автобусами и вскоре окончательно исчезли.
История маршрутных такси в СССР
Были маршрутные такси и в других крупных городах СССР. Например, в Горьком маршрутные такси ЗиС-101 курсировали между Сормовом и Советской площадью (ныне площадь Минина и Пожарского) с заездом к Горьковскому (ныне Московскому) вокзалу. Стоимость проезда по полному маршруту составляла 3 рубля 50 копеек; для сравнения поездка на трамвае обошлась бы в 50 копеек, на автобусе — 1 рубль.
Именно с междугородных маршрутов началась история маршрутных такси в Ленинграде. 30 апреля 1960 года от автовокзала № 1 (площадь Мира) в Лугу, Новгород, Сланцы и Нарву начали курсировать машины ГАЗ-12. В июне 1960 года появился и первый городской маршрут (ДК Промкооперации — Новая деревня).
В 1960-е годы в качестве маршрутных такси начали использоваться автобусы особо малого класса РАФ-977 и малого класса ПАЗ-652. Очень скоро они вытеснили легковые автомобили с маршрутного движения. В разных городах маршрутные такси заняли разные ниши. В больших городах, где роль основного транспорта играет метро, — в Москве, Ленинграде, Киеве — маршрутные такси преимущественно использовались для подвоза пассажиров от станций метро к популярным объектам городской среды: паркам, выставочным центрам, крупным магазинам. В Ленинграде маршрутные такси являлись для туристов довольно комфортным средством добраться до парков и фонтанов в Пушкине, Павловске и Петродворце, большим успехом пользовалось круглосуточное маршрутное такси 39-Э, которое соединяло Центральное агентство воздушных сообщений на Невском проспекте с Аэропортом Пулково. В таких городах с конца 60-х применялись автобусы особо малого класса РАФ-977, а с конца 70-х РАФ-2203 «Латвия».
В других городах, где не было метро, или оно не играло большой роли в перевозках, линии маршрутных такси соединяли разные части города, иногда дублируя маршруты остальных видов транспорта, иногда по оригинальным маршрутам. В таких городах применялись автобусы малого класса: ПАЗ-652, ПАЗ-672 с модификациями, КАвЗ-685 с модификациями, а также малые автобусы других отечественных марок. В пригородном (кроме туристских маршрутов) и междугороднем сообщении маршрутные такси применялись редко.
До возникновения кооперативного движения в СССР в 1987 году, маршрутные такси обслуживались либо государственными автобусными парками, либо таксопарками. С конца 1980-х годов стали появляться и кооперативные маршрутные такси (например, ПК «КормаРАФ» в Колпинском районе Ленинграда).
Маршрутное такси
Типичная маршрутка, Газель
Основным отличием маршрутных такси от городских, пригородных или междугородных маршрутных автобусов являются, как правило, более высокий проездной тариф (не всегда), отсутствие проездных билетов длительного действия (не всегда) и льгот (или значительное урезание их списка).
В тех случаях, когда в качестве маршрутного такси работает автобус особо малого класса, следуя по маршруту, он может делать произвольные остановки для посадки и высадки пассажиров. В остальных случаях, как правило, остановки делаются только на обозначенных или общепринятых остановочных пунктах по сигналу пассажира.
Название «маршрутное такси» используется в России, Украине, Болгарии, Литве. Аналогичный транспорт с другими названиями распространён и в некоторых других странах, и в каждой стране в его работе имеются местные особенности.
Содержание
Всемирная история маршрутных такси
История маршрутных такси в СССР
Были маршрутные такси и в других крупных городах СССР. Например, в Горьком маршрутные такси ЗиС-101 курсировали между Сормовом и Советской площадью (ныне площадь Минина и Пожарского) с заездом к Горьковскому (ныне Московскому) вокзалу. Стоимость проезда по полному маршруту составляла 3 рубля 50 копеек; для сравнения поездка на трамвае обошлась бы в 50 копеек, на автобусе — 1 рубль.
Во время Великой Отечественной войны работа маршрутных такси прерывалась. После её окончания линии маршрутных такси стали появляться вновь. Парк маршрутных такси пополнился автомобилями ЗиМ-12 (позже назывались ГАЗ-12 ).
В пригородном (кроме туристских маршрутов) и междугороднем сообщении маршрутные такси применялись редко.
Общими свойствами всех маршрутных такси, отличающими их от иных видов транспорта, были: более высокий проездной тариф (в сравнении с автобусом обычно в 1,5—3 раза), отсутствие льгот по оплате, отсутствие проездных билетов длительного действия. Как правило, в правилах пользования маршрутными такси оговаривалась возможность остановки автобуса для посадки и высадки пассажиров вне остановочных пунктов, в местах, допускаемых Правилами дорожного движения, хотя в некоторых городах этой возможностью пользовались редко. Маршрутные такси считались более комфортной и более быстрой альтернативой автобусу, троллейбусу и трамваю (которые в те годы работали исправно) для тех, кто готов за неё платить.
До возникновения кооперативного движения в СССР в 1987 году, маршрутные такси обслуживались либо государственными автобусными парками, либо таксопарками. С середины 80-х годов стали появляться и кооперативные маршрутные такси (например, ПК «КормаРАФ», г. Колпино, Колпинский р-н Ленинграда, в настоящее время соответствующий р-н Санкт-Петербурга).
Маршрутные такси в современной России и других странах бывшего СССР
Двухэтажное маршрутное такси-автобус «МАН» на маршруте Т-4 в Санкт-Петербурге. На борту нарисованны «шашечки» типа такси.
Микроавтобус БАЗ-2215 в Киеве
После распада СССР условия существования общественного транспорта резко изменились. В условиях обеднения граждан власти шли по пути предоставления широким слоям населения различных натуральных льгот, в том числе прав бесплатного проезда в общественном транспорте. Значительно возросло число пассажиров, уклоняющихся от оплаты проезда («зайцев»). Это привело к резкому сокращению доходов транспортных предприятий. При этом существовавшая централизованная система пополнения подвижного состава была развалена. Муниципалитеты и областные правительства неохотно шли на компенсацию затрат транспортных предприятий на перевозки. С другой стороны, в большинстве городов и областей ослаб контроль за их деятельностью.
В результате в автобусных парках стали уделять особое внимание перевозкам маршрутными такси, приносящим «живые деньги», работающим по существу на коммерческих началах, в ущерб перевозкам так называемыми «социальными» автобусами. Маршрутные такси появились и в тех городах, где ранее их не было.
Первоначально маршрутные такси воспринимались пассажирами как более дорогая (и без льгот), но более быстрая и комфортная альтернатива традиционным автобусу, троллейбусу и трамваю. Однако «социальные» перевозки сокращались, их качество падало (это доминирующая тенденция; в каждом городе имеется своя специфика, например, есть города, в которых муниципальный троллейбус эффективно конкурирует с маршрутными такси). Для многих платежеспособных пассажиров в конечном счёте маршрутные такси оказались единственным способом передвижения, так как качество «социального» транспорта стало для них неприемлемым. Естественным исключением является метро в Москве и Санкт-Петербурге (и до какой-то степени в Новосибирске), так как маршрутным такси не по силам соревноваться с ним по скорости и комфорту на дальних перевозках.
Вскоре на маршрутах стали работать автобусы, принадлежащие частным фирмам и предпринимателям. Крупнейшей в России фирмой, работающей на рынке перевозок маршрутными такси, является группа компаний «Автолайн» ([1]). В некоторых местах в разговорной речи её название стало нарицательным обозначением маршрутки вообще.
Интересной особенностью маршрутных такси является различие момента оплаты проезда в разных городах или даже на разных маршрутах в одном городе. Если в большинстве случаев деньги за проезд пассажиры передают плату водителю (кондуктору) сразу после посадки, то в некоторых местах (например во Владивостоке и Калининграде) принято в маршрутных такси оплачивать проезд при выходе.
Обычно линии маршрутных такси только дублируют существующие маршруты муниципального или государственного общественного транспорта, фактически паразитируя на направлениях с разработанным пассажиропотоком и игнорируя возможности по организации новых маршрутов с хорошим пассажиропотоком. Однако в последнее время ситуация улучшается, например, в Москве появился ряд маршрутов, удобно соединяющих периферийные районы и обслуживающие таким образом важные пассажиропотоки, не покрываемые другим общественным транспортом.
Маршрутные такси в других странах
В Индии паcсажиры чаcто ездят на крышаx маршрутных такси, автобусов и т.п.
Лесное такси (Западная и Центральная Африка)
В Западной и Центральной Африке маршрутные такси называют лесными такси (англ. bush taxi ). Как правило, лесные такси бывают трёх типов: автомобиль-универсал, микроавтобус и грузовик. Многие автомобили, используемые в этом качестве, импортируются из Европы или Японии, некоторые собираются в региональных центрах, напр., в Нигерии или Кении. Оригинальное оборудование транспортных средств обычно вынимается, чтобы иметь больше места и разместить более длинные скамьи. Обычно количество людей в салонах таких такси больше запланированных пассажирских мест.
Достоинства маршрутных такси
Недостатки маршрутных такси
Ссылки
cs:Dolmuš de:Marschrutka en:Marshrutka hu:Iránytaxi nl:Marsjroetka
Выделить Маршрутное такси и найти в:
Как правильно пишется словосочетание «маршрутное такси»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова антропоморфизм (существительное):
Ассоциации к словосочетанию «маршрутное такси»
Синонимы к словосочетанию «маршрутное такси»
Предложения со словосочетанием «маршрутное такси»
Сочетаемость слова «маршрутный»
Сочетаемость слова «такси»
Значение словосочетания «маршрутное такси»
Маршрутное такси (в просторечии «маршрутка» и др.) — микроавтобусы (иногда микровэны и даже легковые автомобили), осуществляющие перевозку пассажиров и багажа по установленным маршрутам регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах и в любых местах, зачастую с нарушением ПДД. Маршрутки широко распространены во многих странах мира. (Википедия)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение словосочетания «маршрутное такси»
Маршрутное такси (в просторечии «маршрутка» и др.) — микроавтобусы (иногда микровэны и даже легковые автомобили), осуществляющие перевозку пассажиров и багажа по установленным маршрутам регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах и в любых местах, зачастую с нарушением ПДД. Маршрутки широко распространены во многих странах мира.
Предложения со словосочетанием «маршрутное такси»
– Вижу, – кивнул наёмник, мельком глянув в пыльное окно маршрутного такси. Мимо проплыл заросший парк, больше всего похожий на джунгли.
Если же речь идёт о профессии водителя, то в качестве, например, водителя маршрутного такси лучше работать мужчине, а водителем трамвая вполне может быть женщина.
В темпе переодевшись, я уже мчалась на остановку маршрутного такси, прикидывая в уме, что делать.
Поиск ответа
Вопрос № 292589 |
Нужна ли в предложении «Никто не хотел возвращаться в город, но в автобус е ждали и нужно было торопиться» запятая перед союзом «и»?
Ответ справочной службы русского языка
Скажите, пожалуйста, какой предлог (на или в ) употребляется в сочетании с существительным «автобус» в предложном падеже?
Ответ справочной службы русского языка
Возможны варианты: на автобусе и в автобус е. Конструкции с предлогом на употребляются для подчеркивания способа передвижения (добирался до работы на автобусе), тогда как сочетания с предлогом в обращают внимание на нахождение внутри данного средства передвижения ( в автобус е было душно).
Ответ справочной службы русского языка
Верны два варианта: на автобусе, автобусом.
Здравствуй, Грамота! Подскажите, как правильно говорить: прийти на кухню (в кухню), готовить на кухне (в кухне), ехать на автобусе ( в автобус е)? С уважением,
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: прийти на кухню и в кухню, готовить на кухне и в кухне.
Также возможно: ехать на автобусе и в автобус е. Конструкции с предлогом на употребляются для подчеркивания способа передвижения, тогда как сочетания с предлогом в обращают внимание на пребывание внутри данного средства передвижения.
Подскажите, а почему в автобус ах пишут ЗАПАСНЫЙ ВЫХОД, а не ЗАПАСНОЙ?
В каких же случаях надо употреблять ЗАПАСНЫЙ а в каких ЗАПАСНОЙ?
Ответ справочной службы русского языка
Стоимость билета на проезд в автобус е внутри города составит 6,90 рублей вместо 6,60 рублей.
Рубля или рублей? (когда с десятыми) Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Существительным управляет дробная часть: 6,90 рубля (девяносто сотых рубля). Но лучше: 6 рублей 90 копеек.
Подскажите, пожалуйста, правильной ли будет фраза: » В автобус е с нами ехала наша тренер», подразумевая, что тренер-женщина? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день!
Часто вижу в автобус ах и маршрутных такси пометку «запаснЫй выход».
В то же время с детства привыкла говорить, например, «запаснОй вариант».
Как правильно ставить ударение и в каких случаях?
Ответ справочной службы русского языка
как правильно: «33 человека ехало в автобус е» или «33 человека ехали в автобус е»?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый вечер! Скажите пожалуйста, в автобус е висит табличка следующего характера: «Автобус работает без кондуктора выход через ПЕРЕДНЮЮ дверь». На самом деле окончание у слова ПЕРЕДНЮЮ я считаю не верным! Действительно ли это так? И скажите пожалуйста как я могу исправить данную грубейшую ошибку в общественном транспорте.
Ответ справочной службы русского языка
Окончание переднюю правильно, ошибки нет.
Здравствуйте, подскажите, как правильно «запасный выход»( в автобус е) или «запасной выход» (в газеле)?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте!Как правильно?Стоящие пассажиры в автобус е или стоячие?
Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
2. Остан о вите – форма изъявительного наклонения, останов и те – повелительного. Если предложение вопросительное, верно: остан о вите? Если предложение восклицательное, верно: останов и те!
Здравствуйте!
Корректно ли написание следующих предложений:
1. Войти внутрь автобуса
2. Горшок с ручкой во внутрь
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка