Как правильно написать и оформить научно-исследовательскую работу
Как правильно написать и оформить научно-исследовательскую работу.
Цели и задачи научно- исследовательской работы.
Научно–исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
Задачами научно – исследовательской работы являются:
-развитие навыков самостоятельной научно- исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
-проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;
-проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;
-демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;
-привитие интереса к научной деятельности.
Организация выполнения работы
Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам.
Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.
Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.
Во введении, фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.
Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.
Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.
В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.
Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.
Кроме объекта и предмета исследования, во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.
Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.
Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.
Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.
Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:
Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно – исследовательской работы.
Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.
В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:
В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.
Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы в психологии, от вида работы обучающегося.
В последующих частях работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.
При описании методик обязательными данными является: ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.
В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие данные, значимые для интерпретации.
Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.
После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т. д.
Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:
Требования к оформлению научной работы в 2021 году
К научным работам относят учебные отчёты (курсовые, дипломные, диссертации), статьи, публикации, исследовательские и проектные труды. Они различаются объёмом, глубиной вхождения в предмет изучения и др. параметрами. Оформление научной работы любого формата выполняют в соответствии с Государственными стандартами.
Общие требования ГОСТа
В 2021 году Государственные стандарты РФ в отношении написания и оформления научных работ не изменились. Они должны соответствовать требованиям, изложенным в ГОСТ 7.32-2017. Это основной документ, который распространяется на все труды научно-исследовательской направленности.
К общим требованиям относятся:
нумерация страниц сквозная арабскими цифрами по центру снизу начинается со второго листа. Титульный не нумеруют, но учитывают;
общие сведения: ФИО автора и руководителя, названия ОО, имена собственные пишут на языке оригинала (допускается перевод);
титульную страницу оформляют по единому образцу с указанием информации об ОО, структурного подразделения, статуса и темы работы, данных об авторе и руководителе. Внизу обозначают место и год написания.
единицы измерения обозначают согласно системе СИ;
сокращения и аббревиатуры расшифровывают в самом тексте или в сносках при их первом употреблении.
Требования могут варьироваться. Каждое образовательное учреждение принимает локальные документы, где отражаются нюансы в части представления учебных и научных трудов.
Оформление отдельных элементов научно-исследовательской работы
Научная работа имеет чёткую структуру. Она состоит из ряда элементов, которые должны соответствовать требованиям ГОСТа.
Заголовки
Для удобства восприятия основную часть текста делят на фрагменты, которые сопровождают заголовками. Строгих требований, как оформлять главы и пункты научной работы, не существует. Допускается использование тематических фраз-формулировок или традиционных обозначений: «Глава 1 (2, 3)».
Согласно государственному стандарту заголовок располагают посередине строки. Точку в конце не ставят. Печать осуществляют заглавными буквами. Рекомендуется использование опции «Заголовки» в формате Word разного уровня.
Каждую главу начинают с новой страницы. Их нумеруют арабскими цифрами или оставляют без числовых обозначений. Если главы делятся на параграфы и пункты, нумерация их обязательна.
Заголовки этих элементов печатают с начала абзацной строки без точки в конце и подчёркиваний. Длинные названия делят знаками препинания. Перенос слов запрещён.
Размер отступа абзаца ГОСТом 7.32-2017 не регулируется, но обычно равен 15-17 мм. Расстояние между текстом и заглавием – 3-4 интервала (15 мм).
Содержание
За титульным листом обычно размещают страницу, где обозначено содержание текста. Его иногда называют оглавлением.
Слово-заголовок пишут посередине строки большими буквами. Далее следует перечисление структурных элементов в порядке, как они располагаются в тексте.
Напротив каждого элемента указывают номер страницы, с которого он начинается. В конце указывают Приложения при их наличии. Они представляют собой отдельный документ. По страницам нумеруются отдельно, в основном тексте не учитываются. В «Содержании» могут иметь числовое обозначение, если их несколько.
Рисунки
Графические объекты, рисунки, фото являются элементом иллюстрации текстового материала. Правила оформления научных работ в этой части ГОСТ определяет следующим образом:
Формат и цвет изображений не значения имеет. Графики и диаграммы строят с использованием программы Microsoft Excel. Заимствованные иллюстрации используют с обязательным указанием источника, откуда они взяты.
Таблицы
Большинство научных трудов сопровождают структурными элементами, которые способствуют систематизации и обобщению сведений. Таблица по содержанию не должна дублировать основной текст.
Согласно ГОСТ 7.32-2017 таблицы размещают под номерами, обозначенными сверху (например, «Таблица 1»). Наименование необязательно. Но некоторые ОО требуют сопровождать каждый новый элемент данного типа названием. Тогда его оформляют так: «Таблица 2 – Структурные элементы сочинения».
Само изображение располагают после фрагмента, где идёт упоминание о нём. Если таблица не помещается на одной странице, переносимую часть сопровождают словом «Продолжение». В первой строке повторяют форматирование и дублируют названия столбцов. Таблицы с большим количеством столбиков делят по вертикали. Непоместившиеся фрагменты переносят на следующую страницу.
Заголовки в таблицах пишут с большой буквы, подзаголовки с маленькой без точек в конце. Наименования столбцов располагают горизонтально. В некоторых случаях возможно изменение направления текста.
Примечания
Специальные пометы, пояснения в виде примечаний располагают после текста, графических объектов под номерами, если таковых несколько. Для этого используют арабские цифры без точки.
ГОСТом определены правила оформления примечаний научно- исследовательской работы в виде сносок. Для их обозначения используют числовые обозначения или «*». Количество звёздочек соответствует порядку примечания. На одной странице допускается применение только 3-х звёздочек.
Сноски фиксируют в конце страницы под горизонтальной чертой. Звёздочки или цифры располагают в начале абзаца. Возможно использование более мелкого шрифта.
Формулы и уравнения
Для работ технической направленности обязательным является использование формул, уравнений, математических расчётов. Согласно ГОСТу их выделяют отдельной строкой. Перед ними и после оставляют 1 интервал.
Уравнения больших размеров переносят после знаков «=», «+», «-», «:», «х». Их повторяют с начала следующей строки.
Формулы нумеруют сквозным способом. Для этого используют арабское числовое обозначение. Пояснения к символам размещают непосредственно под формулой по порядку, в котором они идут в основной записи. Например, С = а:b (1)
Если данные элементы применяют в Приложениях, их нумеруют в сопровождении с порядком этого дополнения.
Не все компьютерные программы позволяют создавать уравнения и формулы. Поэтому ГОСТ допускает применять рукописный способ их оформления с помощью чернил чёрного цвета по строчному трафарету.
Списки
При печати научной работы в программе Microsoft Word для оформления списков используют специальную функцию, которая есть в строке «Главная». Здесь автоматически может быть сформирована нумерованная, маркированная или многуровневая нумерация.
Если такая опция недоступна, списки составляют в ручном режиме. Для этого существует ряд правил:
Конструктивно списки позволяют выделить ключевые моменты, обозначить перечисления. Их применяют, чтобы избежать частых повторений одного и того же, тавтологии.
Приложения
Если научно-исследовательская работа сопровождается материалами опросов, анкетирования, результатами опытов и пр., их выносят отдельно и оформляют приложением к основному тексту. По Государственному стандарту они размещаются после списка источников информации. В самом тексте оставляют пронумерованные ссылки, если дополнительных материалов несколько.
Каждый фрагмент фиксируют на новой странице, сопровождая словом «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его номером или буквенным символом. Оно должно быть озаглавлено и соответствовать формату основного текста. Если материалы. Дополняющие работу, делятся на разделы и пункты, их фиксируют соответственно общим правилам. Страницы приложений нумеруют сквозным способом отдельно от основного текста.
Список литературы
Согласно ГОСТу 7.32-2017 перечень литературы в научных работах именуется «Список использованных источников», поскольку многие книги сейчас переведены в цифровой формат, а статьи авторитетных авторов размешены на электронных ресурсах. Особых требований к его оформлению нет. Каждое образовательное учреждение самостоятельно регламентирует данный пункт.
ГОСТ 7.32-20171 определяет расположение материалов, к которым обращался автор при написании работы, в соответствии с порядком возникновения ссылок в тексте. Их оформляют нумерованным списком.
Данный раздел имеет свою структуру.
Источники размещают по алфавиту (первой букве названия материала) в соответствии со статусом документа по степени значимости:
источники на локальных электронных носителях;
источники сети интернет.
В первую очередь следуют материалы отечественных авторов, затем – зарубежных на других языках.
Расположение нормативных актов строится по степени значимости. Сначала идут международные, затем государственные, федеральные, субъектные и т.д. При обозначении федеральных законов используют сокращение «ФЗ». Начинают с даты, потом пишут номер документа. Некоторые официальные акты публикуются в газетах, журналах, сборниках. При их использовании в перечне должно быть указано, из какого периодического издания взята цитата.
При оформлении авторских книг сначала ставят инициалы и фамилию писателя (учёного). Затем пишут полностью название его произведения, статьи. Далее указывают, кем и когда оно издано. Чтобы правильно это оформить, можно посмотреть на последнюю страницу книги.
Все источники информации должны быть корректными. Не допустимы ошибки, опечатки и дезинформация.
Требования ГОСТа, предъявляемые к оформлению научных работ 2021 году, обязательны для представления и публикации всех трудов, связанных с интеллектуальной деятельностью.
Методические рекомендации «Правила написания исследовательских работ»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА»
СТРУКТУРА. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ.
Методист по организационно-массовой работе
первой квалификационной категории
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА»
В данном сборнике представлены структура и правила оформления исследовательских работ, с помощью которых юный исследователь сможет грамотно оформить и представить на публику, результат своего исследования.
Рекомендации по написанию исследовательской работы…………………………….4
Логика исследовательской работы …………………………………………………4
Структура исследовательской работы……………………………………………..5
Правила оформления титульного листа ………………………. …………7
Правила оформления таблиц и иллюстраций …………………..…………7
Правила представления формул, написания символов …………………. 8
Правила оформления цитат и ссылок ……………………………………. 9
Правила оформления приложений и примечаний ……………………….10
Правила оформления библиографического списка ……………………. 10
Процедура защиты исследовательской работы …………………………………11
ПО НАПИСАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
1.1. ЛОГИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная деятельность.
Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:
Найти проблему – что надо изучить.
Тема – как это назвать.
Актуальность – почему эту проблему нужно изучить.
Цель исследования – какой результат предполагается получить.
Гипотеза – что не очевидно в объекте.
Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
Методика исследования – как и что исследовали.
Результаты исследования – собственные данные.
Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
Значимость – как влияют результаты на практику.
Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.
Структура исследовательской работы стандарта, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную.
Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.
Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть актуальной, конкретной, реализуемой в имеющихся условиях. Формулировка темы может содержать спорный момент или уточнения экологического, краеведческого характера.
После определения цели формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать, то есть это шаги, которые необходимо осуществить для достижения цели. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования.
В исследовании важно выделить гипотезу. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями, должна быть реальной, непротиворечивой.
В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.
Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. Прописываются методы исследования.
Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.
Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.
Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста.
И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.
Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.
1.2.СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Структура исследовательской работы – это последовательность расположения ее основных частей, к которым относится основной текст (т.е. главы и параграфы), а также все части справочно-сопроводительного аппарата (таблицы, графики, программы).
Традиционно сложилась определенная композиционная структура, основными компонентами которой в порядке их расположения являются следующие:
3.1. Обзор литературы
4. Технология возделывания
5. Условия, методика и схема проведения опыта
5.1. Характеристика места проведения исследования
6. Методика исследования
6.1. Объекты исследования
6.1.1. Характеристика сортов
6.2.. Методы исследования
7. Результаты исследования
8. Заключение (выводы)
9. Список использованной литературы
Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам.
Введение – очень ответственная часть работы, она ориентирует читателя в раскрытии темы, а также содержит важные квалификационные характеристики.
Заключение – это не просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и их соотношение с целью и задачами, поставленными в вводной части работы. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также конкретные задачи, которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала.
После заключения принято размещать библиографический список использованной литературы. Каждый литературный источник, включенный в такой список, должен иметь отражение в работе. Если автор делает ссылку на какие – либо факты или цитирует работы других авторов, то он обязательно должен указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Ссылка на источник с указанием страниц может быть вставлена в основном тексте в квадратных скобках. Не следует включать в список те работы, которые фактически не были использованы. Не рекомендуется размещать в списке справочники, энциклопедии, научно-популярные издания. Если есть необходимость использования таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте исследовательской работы.
1.2.1.ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Титульный лист печатают на формате А4 по следующим правилам:
В верхнем поле титульного листа указывается название руководящей организации (полное наименование учебного заведения, научная организация, где выполнялась работа или название конкурса, куда работа представляется). Верхнее поле с указанным текстом отделяется от остальной площади титульного листа сплошной чертой.
В середине титульного листа пишется фраза «Исследовательская работа», под ней крупным шрифтом без кавычек название работы. Под названием работы полностью указывается фамилия, имя автора в именительном падеже. Ниже указывают школу и класс исполнителя работы. Фамилия, инициалы, звание научного руководителя указываются ближе к правому краю листа. В нижнем поле листа указывают город и год написания работы.
Внимание! Некоторые моменты в оформлении титульного листа могут меняться в зависимости от требований конкурса, на который представляется работа.
1.2.2.ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ И ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Когда много цифрового, справочного материала или имеется необходимость в его сопоставлении, оформляют таблицы. Если таблица одна, то ни заголовок, ни слово таблица не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица» необходимо писать без сокращения, например:
Как видно из таблицы…
По результатам анализа (см. таблицу) видно, что…
Если в работе две и более таблицы, то они должны быть пронумерованы, и на каждую необходима ссылка в тексте. Например:
Данные анализа (табл.5) показывают, что…
При переносе таблицы на следующую страницу заголовки вертикальных глав следует повторить и над ней поместить слова «продолжение таблицы 5». Если заголовки столбцов громоздкие, допускается их не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и на следующей странице повторяют их нумерацию. Заголовок таблицы не повторяют.
Основными видами иллюстративного материала в исследовательских работах являются: чертеж, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график.
Чертеж – основной вид иллюстраций в технических работах. Он используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма, оборудования или их части.
Фотография – особенно убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Фотография – это не только иллюстрация, но и научный документ (изображение ландшафта, вида растения или животного, расположение объекта наблюдения и т.д.).
Схема – это изображение, передающее с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов.
Диаграмма – способ изображения зависимости между величинами. К диаграммам прибегают для наглядности изображения и анализа массовых данных.
Иллюстративные материалы должны быть выполнены на стандартных листах бумаги тех же размеров или наклеены на стандартные листы бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям и рисункам должны быть с лицевой стороны.
1.2.3. ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОРМУЛ, НАПИСАНИЯ СИМВОЛОВ
Формула – это комбинация математических или химических знаков, выражающих какое-либо предложение.
Формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа и внутри текстовых строк. Внутри строк рекомендуется помещать формулы короткие, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные.
Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования располагают на отдельных строках. Также поступают и с химическими уравнениями.
Нумеровать следует только наиболее значимые формулы, на которые есть ссылки в тексте. Порядковые номера формул обычно обозначают арабскими цифрами в круглых скобках и располагают у правого края страницы. Если номер не умещается после формулы, его располагают также справа, но строкой ниже. Место номера формулы в рамке находится вне рамки против основной строки формулы по правому краю. Место номера формулы- дроби располагают на середине основной горизонтальной черты формулы.
Формула включается в предложение как полноправный элемент, поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.
Индексом могут служить строчные буквы русского, латинского и греческого алфавита, арабские и римские цифры, штрихи. Располагаются индексы справа от символа внизу или вверху. Не допускается одновременное применение верхнего и нижнего индексов.
Экспликация – это объяснение символов, входящих в формулу. Экспликация должна отвечать следующим требованиям:
1. Размещаться только после формулы, от которой отделяется запятой.
2. Начинаться со слова «где».
3. Символы надо располагать в порядке упоминания в формуле. В формулах с дробями сначала поясняют числитель, а потом – знаменатель.
4. Должна включать все символы из формулы, после которой расположена.
Знаки препинания в экспликации располагаются следующим образом:
Между символом в расшифровке ставят тире.
Внутри расшифровки единицы измерений отделяют от текста запятой.
После расшифровки перед следующим символом ставят точку с запятой.
В конце последней расшифровки ставят точку, например:
1.2.4. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЦИТАТ И ССЫЛОК
Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного научного произведения следует приводить цитаты. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый материал.
Допустимы лишь следующие отклонения:
1. модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препинания не являются индивидуальной особенностью стиля автора;
2. развертывание произвольно сокращенных слов до полных с заключением дополнительной части слова в прямые скобки, например: [сказать];
3. пропуск отдельных слов и фраз в цитате при условии, что мысль автора не будет искажена пропуском, а пропуск будет обозначен многоточием;
4. изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому строю фразы, куда они включены.
Цитирование автора делается только по его произведениям. Если источник труднодоступен, разрешается воспользоваться цитатой, опубликованной в каком-либо издании. При этом в библиографической ссылке пишутся слова «цитируется по:».
Если необходимо выразить свое отношение к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, после цитаты ставят восклицательный знак или знак вопроса, который заключают в круглые скобки.
Часто по ходу текста необходимо делать ссылки на таблицы, иллюстрации, примеры, схемы, рисунки, формулы и другие элементы, расположенные по условию содержания не рядом с текстом, к которому они относятся.
Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», например: рис.3,табл.4, с.34, гл.2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать полностью, без сокращений, например: «из таблицы видно, что…».
Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящий в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, помещая впереди сокращение «см.».
Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают вверху строки (поднимают на один щелчок каретки). От основного текста сноска отделяется сплошной чертой.
Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова. Если же он относится к предложению или группе предложений, то знак ставиться в конце перед знаком препинания (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия).
Ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают сначала.
Чтобы не быть обвиненным в научном плагиате, следует обязательно указывать в ссылке, из какого научного источника заимствован тот или иной материал.
1.2.5. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ И ПРИМЕЧАНИЙ
Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы.
Приложениями могут быть копии подлинных документов, переписка, программные продукты, и т.д.. По форме они могут представлять собой текст, графики, таблицы, карты.
Приложения оформляются как продолжение исследовательской работы на последних ее страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в верхнем правом углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. Если работа имеет более одного приложения, то их нумеруют арабскими цифрами без знака №. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста работы.
Примечания – это разъяснения, дополнительные факты, рассуждения и уточнения. Примечания помещаются внутри текста в круглых скобках, или, если такие примечания содержат довольно значительный по объему материал, вносят в сноску, или располагают в конце глав и параграфов.
Примечания связываются с основным текстом, к которому они относятся, с помощью знаков сноски: арабских цифр – порядковых номеров. Иногда нумеруются звездочками
1.2.6. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА
Библиографический список (список использованной литературы) – список источников, которыми пользовался автор при написании исследовательской работы. Такой список составляет одну из существенных частей исследовательской работы, отражающей самостоятельную творческую работу ее автора, и потому позволяет судить о степени фундаментальности проведенного исследования.
В исследовательских работах в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте работы, и которые фактически не были использованы. Не включаются также справочники, энциклопедии, научно-популярные издания.
Список использованной литературы оформляется после заключения к основному тексту исследовательской работы. Он может быть сгруппирован различными способами: алфавитным, тематическим, по видам изданий (официальные, государственные, справочные), смешанным, размещая источники в том порядке, в котором они использовались в тексте.
Список литературы оформляется нумерованным списком, при оформлении которого необходимо указать фамилию и инициалы автора, название источника, том, страницу (если информация берется выборочно), город, издательство, год издания, например:
1. Скулачев В.П. Кислород в живой клетке: добро и зло. Соросовский
Образовательный Журнал. 1996, № 3. Стр. 4-16
2. Скулачев В.П. Мембранные преобразователи энергии. М.; Высш. шк.,
1989.
ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы.
Для того, чтобы лучше донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, содержать основные положения работы. Его можно составить по такому плану:
Почему избрана именно эта тема?
Какой была цель исследования?
Какие ставились задачи?
Какие гипотезы проверялись?
Какие использовались методы и средства исследования?
Какие результаты исследования были получены?
Какие выводы можно сделать по итогам исследования?
Что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении?
Надо иметь в виду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 7-10 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится «жертвовать» и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.
Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы. Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.
Тема работы и обоснование выбора темы
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …
Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса
Вторая глава – описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …
Заключение
Перспективы дальнейшего исследования
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …
Что дала работа самому исследователю
В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …