Термины и определения в музыке
Общие сведения об оркестровой партитуре и оркестре.
Краткие исторические сведения о партитурном принципе нотации.
Существенные признаки партитуры наиболее точно даются в энциклопедических изданиях и музыковедческих трудах.
Оркестровая партитура – многострочная нотная запись всех партий музыкального произведения, предназначенного для оркестра.
Основным признаком партитурного принципа нотации является вертикальное расположение нотоносцев, объединённых акколадой и разделённых на такты. Партитурный принцип нотации развивался на протяжении IX – XIII столетий как письменная форма многоголосия и композиторской техники, когда эволюционировали ранние образцы европейской буквенной нотации, а также невменная, дасиальная (дасийная), диастематическая, крюковая, квадратная и готическая её формы. Поворотным моментом стало распространение мензуральной нотации, органной и лютневой табулатур.
Слово партитура используется не только для обозначения собственно партитурной нотации. Оно применяется также в широком смысле для обозначения трудностей многоголосной нотации к.-л. произведения, а также метонимически для замены сходных по значению слов (лист, тетрадь, том или сборник, содержащие партитуры) и метафорически в отношении музыкального произведения, нотированного в виде партитуры.
В XIII веке возникли так называемые «мнимые партитуры», включавшие инструментальные хоры в музыке вокальных жанров, а несколько позже, в XIV веке, представлявшие инструментальную многоголосную музыку.
Прообразом подлинной партитуры стали «композиторские дощечки» («tabula compositoria»). В ранних формах записи полифонии, в певческих (хоровых) книгах и книгах голосов (партий), постепенно совершался переход от нотации in corpo к нотации in partito.
«Партитурой называется нотная запись музыкального произведения, предназначенного для оркестра, хора или ансамбля». М.Готлиб, Я.Каабак, Е.Макаров.
К середине XVI века в вокальной полифонической музыке утвердился способ нотации на четырёх нотоносцах. Его основными признаками стали тесситурный порядок голосов на горизонтальных нотоносцах и вертикальные тактовые линии. Так образовались горизонтальная и вертикальная координаты партитурной нотации.
Способ нотации облегчил и предопределил способ чтения партитуры по горизонтали и вертикали.
Позднее партитурный способ нотации вокальных полифонических произведений был использован в инструментальной музыке XVII века.
Видоизменение партитурной нотации произошло на рубеже XVI – XVII веков, когда в недрах полифонии возникла гомофония и, как следствие, появилась партитура с генерал-басом. В партитурах с генерал-басом нотами фиксировались партии баса и мелодических голосов. Дополнительные (верхние) голоса гармонического сопровождения обозначались посредством цифр и знаков альтерации. Цифры и относящиеся к ним знаки альтерации указывали на аккорд и диатонический интервал, построенный от баса.
Со второй половины XVIII века в хоровых, ансамблевых и оркестровых произведениях утвердился единый принцип партитурной нотации, применяемый в нотопечатании. Первыми печатными оттисками партитур были «Tutti i madrigali» Киприана (Чиприано) де Рорé, изготовленные Анжело Гардано (Angelo Gardano) в Италии (1577). Первые печатные оркестровые партитуры были изданы в Париже (1582). В России первые опыты нотопечатания относятся к середине XVII века, а первая печатная партитура появилась в 1798 году. Современная организация партитуры оформилась к середине XIX века.
Средневековые манускрипты и дарственные экземпляры позднего времени сохранили различные формы нотоносцев: горизонтальную, кругообразную, спиралевидную, фигурную. В сочинениях ХХ столетия сочетаются традиционные и специфические формы записи для воплощения особых звуковых эффектов в оркестровой музыке.
Табулатура (лат. tabula – доска, таблица) – система записи инструментальной музыки в XIV – XVIII вв. с использованием букв, цифр и особых знаков. «Специфика различных видов табулатуры связана с особенностями устройства инструментов и техники игры на них, с фактурными принципами записываемой музыки». МЭС.
Как пишется партитура для оркестра
итал. partitura, букв. — разделение, распределение, от лат. partio — делю, распределяю; нем. Partitur, франц. partition, англ. score
Нотная запись многоголосного музыкального произведения (инструментального, хорового или вокально-инструментального), в к-рой для партии каждого инструмента или голоса отведён отдельный нотоносец. Партии в определённом порядке располагаются одна под другой таким образом, чтобы одинаковые доли такта находились на одной вертикали и зрительно легко было бы охватить возникающие из сочетания голосов созвучия. В процессе эволюции П. вид её существенно менялся, что было связано с развитием композиторской техники.
Ф. Вердело. Мотет. Партитура. (Из книги Лампадия.)
Даже в нач. 19 в. дирижёры часто пользовались дирекционом; лишь с появлением дирижёров в совр. значении слова (см. Дирижирование)
Расположение инструментов в партитуре для большого симфонического оркестра
Русские названия Итальянские названия
Деревянные духовые
Малая флейта Flauto piccolo
Флейты Flauti
Гобои Oboi
Английский рожок Corno inglese
Кларнеты Clarinetti
Басовый кларнет Clarinette basso
Фаготы Fagotti
Контрафагот Contrafagotto
Медные духовые
Валторны Corni
Трубы Trombe
Тромбоны Tromboni
Туба Tuba
Ударные инструменты
Литавры Timpani
Треугольник Triangolo
Бубен Tamburino
Малый барабан Tamburo militare
Тарелки Piatti
Большой барабан Gran cassa
Ксилофон Silofonо
Колокольчики Campanelli
Челеста Celesta
Арфа Аrpа
Струнные инструменты
1-е скрипки 1 Violini
2-е скрипки 2 Violini
Альты Viole
Виолончели Violoncelli
Контрабасы Contrabassi
П. становится необходимой для исполнения орк. и вок.-орк. музыки.
Принятая ныне организация П. сложилась в сер. 19 в. Партии инструментов располагаются по орк. группам, внутри каждой группы инструменты записываются по тесситуре сверху вниз (за исключением труб, партии к-рых по старой традиции пишутся ниже партий валторн, см. таблицу выше).
Н. А. Римский-Корсаков. Испанское каприччио. Часть I. Альборада.
Нек-рые исключения из установившихся правил допускали Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Н. Я. Мясковский и др. В П. принят ряд условностей (ключи, транспозиция, запись флажолетов), к-рые в связи с усложнением гармонич. и полифонич. языка в нач. 20 в. стали затруднять чтение П. Так возникла потребность упростить П., освободив её от нек-рых ключей (Н. А. Римский-Корсаков и др. композиторы петербургской школы отказались от тенорового ключа) и от транспозиции (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн, С. С. Прокофьев, А. Онеггер). В 50-70-х гг. 20 в. в П. вошли многочисленные условные способы нотации, связанные с появлением новых видов композиторской техники (алеаторика, соноризм). См. Чтение партитур.
Литература: Нюрнберг М., Нотная графика, Л., 1953, с. 192-199; Маталаев Л., Упростить партитуру, «СМ», 1964, No 10; Mальтер Л., Таблицы по инструментоведению, М., 1966, с. 55, 59, 67, 89.
Термины и определения в музыке
Нотная графика — это совокупность знаков и правил для фиксации основных параметров музыкального звучания: высоты, длительности (ритма), громкости и тембра.
Партитурная нотация является одной из наиболее сложных форм письменного закрепления информации, одним из компонентов истории музыки и частью письменной культуры человечества.
Оформление партитуры начинается с создания партитурной системы нотоносцев — полной или сокращённой.
Партитурная акколада полной партитурной системы включает все инструменты избранного состава оркестра. Её составляют общая вертикальная линия, объединяющая все нотоносцы, утолщённая линия, охватывающая партии инструментов оркестровой группы, дополнительные скобки, выделяющие партии одноименных и видовых инструментов. Левее партитурной акколады указываются полные названия всех инструментов и строи транспонирующих инструментов (обозначаются латиницей). На последующих страницах названия инструментов не указываются. Партитурные акколады для малого, среднего и большого составов духового оркестра показаны на соответствующих примерах:
Сокращённая партитурная система может состоять из одной партии, оркестровой группы или какого-либо инструментального ансамбля. Если партитура начинается с такой системы, то на обороте титула указывается полный перечень инструментов. На одной странице могут размещаться две или более сокращённые партитурные системы. Вводимые инструменты и оркестровые группы указываются левее партитурной акколады сокращённо, а нотоносцы выключающихся инструментов опускаются на следующей странице.
Справа от партитурной акколады выставляются ключи, ключевые знаки и тактовый размер. Над тактовым размером выше верхнего нотоносца указываются темп и характер музыки.
Создание партитурной системы завершается разметкой тактовых линий. Тактовая линия является прерывистой, она соответствует утолщённой линии акколады, которой объединяются партии инструментов оркестровой группы.
В отличие от общих правил в партитуре принято записывать ноты, расположенные на средней линии нотоносца, только штилем вниз.
Если на нотоносце размещается одна партия, то:
Если на нотоносце размещаются две партии, то:
Если на нотоносце размещается одна партия или две единые по ритму партии, то штрихи указываются со стороны нотных головок, динамические оттенки, в том числе и их словесные обозначения, — ниже нотоносца, а способы извлечения звука и изменения ха-рактера звучания указываются над нотоносцем.
Буквенные или цифровые ориентиры выставляются над верхней строкой партитуры.
По отношению к партитуре термин «ранжир» означает строгое вертикальное и синхронное расположение оркестровых партий, динамических оттенков, а также горизонтальное соответствие между верхними и нижними добавочными линиями нотоносца.
В оркестротечно выполненных партитурах применяется система т.н. выписок — партий, которые исполняются в зависимости от конкретных обстоятельств (отсутствие исполнителя на каком-либо инструменте, акустические условия исполнения и т.п.).
Партитура завершается двойной тактовой чертой, последняя из них, подобно группповой линии в партитурной акколаде, является утолщённой.
Партитура представляет собой систему графем и детерминатив. Графемами являются: нотные головки различной формы, штили и вязки, ритмические точки, продлевающие продолжительность звуков, мелизматические группы нот. К числу детерминатив относятся: партитурная система, партитурная и фигурные акколады, нотоносцы, ключи, ключевые знаки и знаки альтерации, наименования и указатели строя инструментов, цифровые указатели оркестровых партий, прерывистые и заключительные тактовые линии, обозначения размера и темпа, динамики и экспрессии, пауз и лиг, артикуляции и штрихов, приёмов звукоизвлечения и способов изменения характера звука, знаки сокращения нотного письма, обозначения мелизмов, фермат, а также буквенные или цифровые ориентиры. В музыкальной нотации, поясняет И. Барсова, «детерминативы сами по себе не «произносятся», но уточняют «произнесение» графемы». // Барсова И. Очерки по истории партитурной нотации (XVI — первая половина XVIII века). – М., 1997. – С. 370.
Некоторые издательства следуют такому правилу: первая страница произведения или его отдельной части оформляется как полная партитурная система, где указываются названия всех инструментов.
Некоторые издательства и компьютерные системы смену размера и ключевых знаков, а иногда и структурных частей формы, подчёркивают двойной чертой.
В компьютерных нотных системах эти требования соблюдаются.
«Особенности работы над партитурами для оркестра русских народных инструментов»
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПАРТИТУРАМИ
ДЛЯ ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»
Пед. доп. обр. МБОУ ДОД
ДДТ, г. Мурманск, 2015.
Глубокое изучение и чтение партитуры во всех её деталях дает возможность находить в ней все новые и новые средства художественной выразительности. Знание этих деталей и выявление всех приемов художественной выразительности очень важно при разучивании и исполнении произведения перед слушателями.
Ключевые слова: Оркестр русских народных инструментов «Калинка»
1. Виды партитур для оркестра русских народных инструментов
Термин партитура произошёл от итальянского слова partitura, означающего «деление», «распределение». Он обозначает нотную запись музыкального произведения для какого-либо исполнительского коллектива, в которой сведены партии отдельных инструментов.
В партитурах принят особый порядок записи партий: они расположены одна под другой, объединяясь в группы однородных инструментов. Внутри группы партии записываются сверху вниз: от более высоких к более низким по регистру инструментам.
Оркестровая фактура имеет свои особенности. Наличие большого количества голосов предполагает многострочную запись, но это не вся специфика оркестровой фактуры. Она отличается от других партитур не только количеством строк и номенклатурными обозначениями, но и принципом изложения музыкальной ткани.
В камерном составе каждый голос развивается самостоятельно, случаи исполнения одного голоса одновременно несколькими инструментами встречаются редко. В оркестре исполнение одного голоса несколькими инструментами является типичным приёмом. Поэтому оркестровая партитура состоит из многократного повторения одних и тех же элементов в различных регистрах или тембрах и производит впечатление многоэлементной.
Для оркестра русских народных инструментов характерен следующий порядок расположения групп в партитурах:
- домры; гармоники; ударные; гусли; балалайки.
Партия солиста-инструменталиста и вокальные партии размещаются над группой балалаек.
Для удобства чтения нотные знаки располагаются с соблюдением ранжира, то есть ноты, исполняемые одновременно должны быть на одной вертикали. С этой же целью при помощи акколад (особые скобки) и разрывов в тактовых чертах графически отображается структура оркестра.
Каждая акколада имеет своё предназначение. В партитуре используются следующие акколады:
- главная (или общая) – тонкая вертикальная линия, которая располагается в начале партитурной строки и охватывает все нотные станы, образующие партитуру; групповая – утолщённая линия с «усиками» по краям, примыкает к главной и охватывает каждую оркестровую группу в отдельности; добавочная – тонкая квадратная скобка, которая охватывает станы тождественных инструментов внутри группы, ставится слева от групповой; витая (или фигурная) – охватывает станы партии каждого из инструментов, не образующих группы (баяны, ксилофон, колокольчики и др.); ставится слева от главной.
Партия литавр объединяется групповой акколадой с партиями ударных инструментов, записанных на нитках. Концертирующая инструментальная партия (кроме концертирующего баяна) не имеет самостоятельной акколады. Эпизодические соло струнных, нотируемые на отдельном нотоносце, включают в общую акколаду их группы. Все акколады выставляются только в начале нотной строки. Тактовые черты в партитурной строке имеют разрывы в местах, где кончается одна и начинается другая группа. Протяжённость отрезков тактовой черты соответствует протяжённости групповых или фигурных акколад. При отсутствии акколад черта имеет разрывы в промежутках между станами. Партитурную строку иначе называют «системой». Она может быть:
- полной (включающей нотные станы для всех голосов); сокращённой (исключающей паузирующие партии).
Названия инструментов (номенклатурные обозначения) выставляются на левой стороне первой страницы партитуры у соответствующих нотоносцев и при полной системе не повторяются. При сокращённой партитурной строке на полях или над соответствующими нотными станами выставляются названия играющих инструментов (Приложение. Система акколад).
2. Способы нотации партий русских народных инструментов
Партии большинства русских народных инструментов нотируются в строе С. При этом партии одних инструментов записываются так, как они звучат, а партии других – октавой ниже или выше.
2.1 Сравнительная таблица записи и звучания инструментов
в партитурах для оркестра русских народных инструментов
по отношению к нотации
Домра трёхструнная пикколо
Домра трёхструнная пикколо
Домра трёхструнная пикколо
Домра трёхструнная пикколо
Домра трёхструнная пикколо
Домра трёхструнная пикколо
Домра трёхструнная пикколо
Домра четырёхструнная пикколо
Домра четырёхструнная пикколо
Домра четырёхструнная пикколо
Домра четырёхструнная пикколо
Домра четырёхструнная пикколо
Домра четырёхструнная пикколо
В басовом ключе – как написано
В скрипичном ключе – октавой ниже
Двумя октавами выше
3. Способы изучения партитур
Чтение партитур – это процесс всестороннего изучения музыкального произведения, в ходе которого можно получить представление о реальном звучании и художественном содержании данного сочинения. Чтение партитуры требует наличия специальных навыков. Метод освоения партитуры путём зрительного анализа наиболее экономичен, но он возможен, если читающий обладает хорошо развитым внутренним музыкальным слухом и опытом.
В начале практической деятельности можно рекомендовать как основной способ чтения партитуры ознакомление с оркестровыми партитурами за фортепиано.
Способы чтения партитур:
а) по отдельным голосам (партиям), по группам, по отдельным оркестровым функциям;
б) соединяя отдельные голоса, группы;
в) полное воспроизведение музыкального текста.
Использование фортепиано может быть различным:
- исполнение мелодических голосов; исполнение гармонических сочетаний; исполнение отдельных пассажей; исполнение фигураций.
При проигрывании за фортепиано исполнитель воспроизводит звуковысотную и метроритмическую стороны музыкального произведения, дополняя в себе тембральную окраску, уровень динамики, детали фактуры, тем самым развивает и совершенствует свой внутренний музыкальный слух. Этот метод в сочетании со всесторонним анализом партитуры даёт точное представление о музыкальном содержании произведения, его реальном звучании в исполнении оркестра.
Чтобы сохранить темп, динамику, ритм, тембральную специфику с целью максимального приближения фортепианного звучания к реальному в исполнении оркестра, оркестровое изложение может быть переработано и довольно значительно. Поэтому читающий партитуру должен знать закономерности, свойственные фортепианному переложению оркестрового сочинения. Этого можно достичь на основе анализа множества музыкальных произведений с точки зрения изучения структурных особенностей их фактуры.
Вертикальный и горизонтальный анализ партитуры подразумевает:
- детальный анализ оркестровых функций отдельных групп и отдельных инструментов оркестра; анализ оркестровой фактуры; анализ формы произведения; анализ общего оркестрового плана; художественная проработка произведения.
4. Разновидности музыкальных фактур
Термин фактура происходит от латинского слова facture, что означает «обработка», «строение», «конструкция». Он обозначает совокупность средств музыкального изложения. В это понятие входит всё, что образует технический склад музыкальной звучности: мелодия, бас, аккорды, подголоски, аккомпанемент, фигурация, виртуозные пассажи, орнаментальные украшения, полифонические сочетания и т. п.
Разновидности фактур многообразны и бесконечны. Выбор той или иной фактуры определяется художественными намерениями композитора и техническими возможностями музыкальных инструментов. Фактура также отражает принадлежность сочинения к определённой исторической эпохе, стилю, жанру. На изменение характера фактуры влияет также драматургическое развитие музыкальной формы произведения.
Основными типами фактур в настоящее время считаются:
- гомофонная (или гомофоническая); полифоническая.
Гомофонная фактура состоит из двух элементов:
- мелодия; гармоническое сопровождение.
Полифоническая фактура состоит из:
- нескольких мелодических линий (полифонических голосов); гармоническое сопровождение отсутствует; гармонические сочетания возникают при движении полифонических голосов в соответствии с особыми закономерностями полифонического письма. Разновидностью полифонической фактуры является подголосочная полифония, которая возникает при одновременном сочетании различных вариантов одной (основной) мелодии. Эта фактура характерна для многих народных песен: русских, белорусских, украинских. Фактура, состоящая из одной мелодии, называется монодической. В этой фактуре мелодия может быть изложена как в одной, так и в нескольких октавах одновременно. Аккордовая (или аккордово-гармоническая) фактура образуется последованием аккордов. Мелодический голос и голоса сопровождения при этом образуют общую ритмическую формулу и воспринимаются как слитный мелодико-гармонический комплекс. Эту фактуру можно рассматривать как особый вид гомофонной, в которой мелодия и гармоническое сопровождение объединены общей ритмической структурой. Фактура, содержащая гомофонные и полифонические элементы, называется смешанной. В произведениях для оркестра русских народных инструментов можно встретить все типы фактуры. Наиболее распространённым является смешанный тип, в котором гомофонное изложение обогащено полифоническими элементами.
Типы фактуры различаются не только внешними признаками, но и способом внутренней организации:
- в монодической фактуре все голоса исполняют только мелодию; в подголосочной полифонии исполняют мелодию и её варианты; в имитационно-полифоническом складе мелодию, контрапункт или одновременно несколько контрапунктических линий; в гомофонной фактуре мелодия исполняется на фоне гармонического сопровождения.
Музыкальная фактура, таким образом, состоит из одного или нескольких компонентов, которые различаются по роли, выполняемой ими в общей музыкальной ткани. Эти компоненты сводятся к следующим:
- ведущая мелодия; гармония; контрапункт (подголосок).
Основные компоненты фактуры называются фактурными функциями. Функция гармонии состоит из следующих элементов:
- бас (его перемещения при обращении аккорда изменяют содержание общей гармонии); гармонические голоса (при их расположении в ином звуковысотном порядке общая гармония не меняется).
Бас, являясь своеобразным антиподом мелодии, в то же время является основой, фундаментом для всего звучания оркестра. Исходя из этого, можно выделить басовый голос в отдельную фактурную функцию.
Таким образом, к фактурным функциям относятся:
- мелодия (ведущий голос); бас (басовый голос гармонии); гармония (совокупность гармонических голосов, за исключением басового); контрапункт (дополнительная мелодия, контрастирующая ведущей или варьирующая её).
Каждая из этих функций может проявляться очень разнообразно в зависимости от содержания произведения, его стиля и характера.
4.1 Специфика оркестровой фактуры
В оркестровой фактуре каждый голос является принадлежностью какой-то фактурной функции. При её анализе, можно легко определить какой из голосов относится к функции мелодии, баса, гармонии или контрапункта.
Мелодическая функция может быть представлена проведением мелодии в одной или нескольких октавах. Каждый из голосов, исполняющих мелодию, может быть удвоен, утроен в той же октаве.
Кроме унисонного и октавного проведений, мелодия может быть изложена интервалами и даже аккордами. В этом случае мелодическая функция состоит из главного голоса, ведущего мелодию, и поддерживающих голосов, которые находятся с главным в интервальном и ритмическом соподчинении. Вместе с главным обычно дублируются в смежных октавах и поддерживающие голоса.
Функция баса излагается либо в одной октаве с унисонными удвоениями или без них, либо в двух октавах с прибавлением второй снизу. Эта функция связана не только с низким регистром, но и сохраняется в среднем и даже высоком регистрах. В некоторых случаях бас не имеет функциональной самостоятельности, а сливается с остальными гармоническими голосами.
Гармоническая функция предполагает неограниченное число вариантов изложения музыкальной ткани в исполнении оркестра. Могут излагаться несколько вариантов одновременно: одни инструменты исполняют выдержанную гармонию, другие – гармоническую фигурацию, которая у различных инструментов может быть с разным метроритмическим строением.
Функция контрапункта встречается в различных регистрах, в различных голосах. Нередко её выполняет какая-либо группа оркестра в полном или частичном составе. В этом случае контрапункт проводится одновременно в нескольких октавах.
Изучение оркестровой партитуры является первым и основным этапом подготовки к репетиции и исполнению произведения оркестром. Оно должно начинаться с подробного анализа, необходимо определить музыкальную форму сочинения, соотношение его частей, кульминации, темповые сдвиги, развитие динамики, тип фактуры, к какой функции относится каждый голос, случаи удвоения голосов и их принадлежность к оркестровым группам. Затем можно разобрать каждую функцию в отдельности. Если исключить все удвоения и оставить основные мелодические линии, то получится комплекс основных голосов, то есть мелодико-гармоническая основа произведения. Следующим этапом является прочтение голосов партитуры за фортепиано, из-за насыщенности оркестровых партитур на фортепиано приходится ограничиваться проигрыванием только комплекса основных голосов. Исполнение сочинения на фортепиано с достаточной художественной убедительностью является признаком завершения предварительной работы над партитурой.
Глубокое изучение и чтение партитуры во всех её деталях дает возможность находить в ней все новые и новые средства художественной выразительности. Знание этих деталей и выявление всех приемов художественной выразительности очень важно при разучивании и исполнении произведения перед слушателями. Процесс изучения партитур требует наличия следующих компетенций: