Как составить общий план рассказа
Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
Еще несколько полезных советов для пересказа:
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
Составляем план по рассказу:
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
Памятка «Как составить план текста»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Памятка «Как составить план текста»
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. Вырази идею в одном предложении.
5. Раздели произведение на части.
6. Озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.
• План – опорная схема
Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».
Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).
План записывают в виде тезисов*.
*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
— В море поймали черепаху.
— Пойманная черепаха все время плачет.
— Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
— Настоящая причина слёз черепахи.
План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь.
Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Урок русского языка 4 класс развитие речи. Составление плана
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Р азвитие речи. Работа с текстом »
Урок знаний и систематизации и обобщение умений
Цели : формирование развития умений подбирать заголовок к тексту, составлять план, находить в тексте образные языковые средства; создать условия для наблюдения за взаимосвязью абзацев текста
Планируемые результаты обучения.
Предметные: Подбирают заголовок к тексту, обосновывают свой выбор. Находят в тексте образные языковые средства. Составляют план текста. Наблюдают за взаимосвязью абзацев текста
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные : воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия
Коммуникативные : умеют участвовать в учебном диалоге, поддерживать деловое общение, использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные : Расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют контроль работы; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических
Всем нам хочется учиться,
Чтоб работою гордиться.
Будьте же внимательны
И во всём старательны!
Проверка подготовки к уроку.
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности
На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов. Это наша речь.
Постановка темы урока
Подготовка мышления обучающимися и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Какие 2 вида речи мы с вами уже знаем?
Сегодня на уроке мы будем работать с текстом.
Устная и письменная.
Обобщение и систематизация знаний
Повторение знаний о тексте.
Повторим то, что знаем о тексте.
С какими видами текстов мы знакомы?
Игра «Определи вид текста»
-Из каких частей состоит текст?
Что ещё имеет текст?
Текст-повествование рассказывает о каком-то событии и отвечает на вопрос что произошло?
Текст-описание описывает что-то, отвечает на вопросы какой? какая? какие?
Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений и отвечает на вопросы почему? зачем?
вступление, основная часть, заключение
тему, заголовок, в котором отражена основная мысль, т.е. что хотел рассказать автор.
Полёт осеннего листа
Построение проекта для реализации
Повторение основных этапов работы с текстом
Повторим шаги работы с текстом
2. определение темы
5. Составление плана.
Реализация построенного проекта
Формирование умений работать с текстом по алгоритму в группах
2. определение темы
5. Составление плана.
Тема. Осень. Полёт осинового листа на землю.
Несмотря, что осенью всё отмирает, жизнь на земле не исчезает.
А жизнь на Земле продолжается.
1. Мечты осинового листа
Анализ и итог урока
Осознание учащимися метода преодоления затруднений, и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
Что такое план статьи и как его правильно составить: советы и примеры
Привет всем, кто решил познавать искусство письма! С вами Анна – копирайтер с двухлетним стажем, написавший более 500 статей. Сегодня у нас важный урок.
Думаю, вам не раз встречались тексты в интернете, в которых сложно уловить суть. Автор резко переходит от одной мысли к другой, отходит от темы. Хочется закрыть этот кошмар и забыть о нем.
Чтобы вы избежали участи горе-писателя, работы которого никому не нужны, я вам покажу, как составить план текста просто и правильно, также объясню, что это такое.
Пользуйтесь моими советами, чтобы подняться на новый уровень в копирайтинге.
Что такое план текста и зачем он нужен?
План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.
Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.
Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:
Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.
Составляем структуру правильно: подробная инструкция
Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.
Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.
С чего начать и как закончить:
Несколько советов на дорожку:
Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.
Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.
Какие виды планов существуют?
План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.
Тезисный
Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.
Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.
Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:
Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с водой в тексте, материал будет приятно читать.
Вопросительный
Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.
Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.
Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:
Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.
Назывной
Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.
Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:
Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.
Опорный
Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.
Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.
Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:
Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.
Смешанный
Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.
Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:
Можете им пользоваться для любых целей.
Простой и сложный
Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?
Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.
Например, сказку “Колобок” можно представить так:
Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.
Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.
Как жанр статьи влияет на создание структуры?
Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:
Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.
Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.
Типичные ошибки + примеры
В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся обучением копирайтингу и готовы вам помочь.
А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:
Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.
Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.
Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”
Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.
Какие ошибки здесь допущены:
А вот исправленная версия:
Учитесь писать подобные тексты для биржи статей, чтобы зарабатывать.
Заключение
План – опора, помогающая собрать мысли в кучку. Когда я начинала на бирже статей, я и понятия не имела, как он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.
А вы уже пробовали составлять планы? Заметили, как проще пишутся статьи? Пишите комментарии. Поделитесь своим опытом.
Подписывайтесь, чтобы стать независимым, свободным фрилансером! У нас целый цикл статей по копирайтингу и фрилансу.
Как пишется план текста 4 класс
Автор: Игуменова Юлия Геннадьевна
Организация: МБОУ »Калининская ООШ»
Населенный пункт: Кемеровская область, п. Калининский
Технологическая карта урока
Предмет: родной русский язык
Тема урока: учимся составлять план текста
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования у учащихся навыка составления плана текста
1. образовательная: научить младших школьников составлению плана текста.
2. воспитательная: воспитывать внимательность, воображение, навык парной работы.
3. развивающая: развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.
1. умение составлять план текста;
2. навык определения основной мысли и темы текста;
3. способность разделять целый текст на смысловые части, находить главное в каждом из выделенных абзацев.
1. планирование учебного сотрудничества с учителем;
2. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
3. владение монологической и диалогической формами речи.
1. выбор наиболее эффективных способов решения задачи;
2. осознанное и произвольное построение высказываний в устной и письменной речи;
3. анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений;
4. постановка и решение проблем.
— Здравствуйте, ребята! И для начала давайте обратим внимание на слайд. Кто прочитает эпиграф сегодняшнего урока вслух?
— Молодец! Ребята, эти слова когда-то сказал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. А теперь скажите, пожалуйста, кто как их понял? Как вы думаете, почему всем нам так важно красиво и правильно говорить на своём языке?
— Верно, ребята, вы все абсолютно правы. Всем нам важно красиво и правильно говорить на своём родном языке, потому что только так мы сможем понимать друг друга и только так мы сможем сберечь нашу культуру и нашу историю.
Читают эпиграф вслух.
2. Актуализация знаний + определение темы урока
— А теперь давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число. Сегодня у нас десятое февраля.
— Проведем небольшую словарную работу. Запишем в тетрадях следующие слова:
Текстоведение, текстовой, подтекст.
— Не забудьте подчеркнуть в этих словах орфограммы. Выделите в них корень.
Выведение правильно написанных слов на экран.
— Внимательно посмотрите на слова. Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки? У кого одна ошибка? У кого больше одной ошибки?
— Молодцы, ребята! А теперь скажите, как вы думаете, что означает слово «текстоведение»? «Подтекст»?
— Хорошо. Давайте посмотрим на слайд и проверим, правы ли мы были.
— Я попросила вас выделить в этих словах корень. Скажите, какой корень у вас получился?
— Значит, как вы думаете, с чем мы будем работать на этом уроке?
— Верно. На сегодняшнем уроке мы будем работать с текстом, а именно учиться составлять его план. Скажите, а вы уже работали с планами текстов? Что это такое?
— Для чего нам нужен план текста?
— Правильно. А какие виды плана вы уже знаете?
— Хорошо, ребята, молодцы!
Выполняют словарную работу.
— На этом уроке мы будем работать с текстом.
— План текста нужен нам, чтобы кратко передать его содержание.
— Мы знаем простой и сложный вид плана текста.
— Давайте откроем учебник на странице 85 и ещё раз повторим, для чего же нам нужен план текста. Кто прочтет нам то, что дано в красной рамочке?
— Спасибо. А теперь давайте мы с вами обратимся к упражнению номер 1. Послушаем аудиозапись предложенного вам текста, а после попробуем вместе его озаглавить.
— Как вы думаете, как можно озаглавить данный текст?
— Хорошо, а теперь давайте постараемся определить тему и основную мысль этого текста, но для начала давайте вспомним с прошлого урока: что же такое тема и основная мысль? Кто-нибудь помнит?
— Проверим, правы ли вы были.
Выведение правильных ответов на слайд.
— Хорошо, молодцы! А теперь скажите, как вы думаете, какая тема будет у данного текста? А основная мысль?
— Верно, ребята. Запомните: при составлении плана небольшого текста один пункт у нас будет обозначать один абзац, поэтому давайте мы с вами еще раз обратимся к первому абзацу, прочтём его вслух. Как мы можем его озаглавить?
По аналогии подводит к анализу остальных абзацев.
— Молодцы! Давайте запишем получившейся план в тетрадь.
Проводит фронтальную проверку записей.
— Хорошо, ребята. Я вижу, что большинство из вас справилось с этим заданием, вы назвали пункты плана верно, но записи у некоторых из вас получились разными. Как думаете, почему?
— Ну конечно же, есть определенные правила, которые все мы должны знать. Может, кто-нибудь уже знает, что это за правила?
— Верно. А чтобы проверить, правы ли вы были, давайте посмотрим на слайд и увидим, как примерно должен выглядеть план, который вы составили у себя в тетрадях.
— Ну, а теперь, когда мы с вами точно знаем, как должен быть составлен и записан план текста, давайте обратимся к упражнению 2. Кто прочтет его вслух?
— Итак, ребята, скажите, о чём напомнила музыка ребятам? Как нужно слушать музыку, чтобы что-то понять?
— Верно, ребята. А теперь давайте попробуем определить тему и основную мысль этого текста.
— Хорошо. Давайте попробуем разделить этот текст на абзацы и озаглавить каждый из них, а после запишем план этого текста к себе в тетради.
Работа с каждым абзацем. Составление плана.
Фронтальная проверка правильности выполнения.