Главная » Правописание слов » Как пишется правильно иерусалим

Слово Как пишется правильно иерусалим - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Иерусалим

Иерусалим лежит на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями в отрогах Иудейских гор, на высоте 650—840 м над уровнем моря, и является одним из древнейших городов мира. Первые поселения датируются IV тысячелетием до н. э. В XI веке до н. э. город был занят евреями и провозглашён столицей Израильского царства, а с X века до н. э. — Иудейского. В VI веке до н. э. город был завоёван Вавилоном, а затем перешёл под власть Персидской империи. С IV по II век до н. э. город последовательно принадлежал Македонской Империи, Египту, Государству Селевкидов. После еврейского восстания во II веке до н. э. на некоторое время было восстановлено Иудейское Царство, но уже в 6 году н. э. на месте него была провозглашена римская провинция Иудея. После распада Римской империи, Иерусалим отошёл к Византии. С этого момента начинается христианизация города. C захватом в 639 году арабским халифом Умаром ибн Хаттабом город начинает приобретать мусульманский облик. В XIII веке город на короткое время оказался под властью крестоносцев, но уже в 1244 году был захвачен Египтом. С 1517 года по 1917 год Иерусалим находился в составе Османской империи, после чего перешёл под управление Великобритании.

Содержание

Статус Иерусалима

Статус Иерусалима — предмет горячих дискуссий. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181 от 29 ноября 1947 года, известная под названием «Резолюция о разделе Палестины», предполагала, что международное сообщество возьмёт под свой контроль будущее Иерусалима после окончания британского мандата (15 мая 1948 года).

13 декабря 1948 года парламент Трансиордании принял закон об аннексии оккупированной ею территории Палестины, включающей в том числе и восточный Иерусалим. 5 декабря 1949 года Израиль объявил Иерусалим своей столицей. В 1948—1967 годах этот статус распространялся только на западную часть города.

В Восточном Иерусалиме располагаются консульства США и некоторых других стран, осуществляющих контакты с Палестинской автономией.

Иерусалим — святыня трёх религий

Иерусалим имеет совершенно особый статус для приверженцев авраамических религий как место расположения святынь иудаизма, христианства и ислама. Святынями для евреев является Храмовая гора и западная стена Иерусалимского храма — Стена плача («Ко́тель»); для мусульман — мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс Аль-Харам аль-Шариф), а для христиан всех конфессий — Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) и множество церквей, возведённых там, где ступала нога Иисуса.

Иерусалим в иудаизме

В иудаизме Иерусалим является самым святым городом. Согласно еврейской традиции это место, где Божественное присутствие наиболее полно проявляется в нашем мире. Наиболее святым местом в Иерусалиме является Храмовая гора. Здесь находится камень, с которого началось основание мира. Это место жертвоприношения Ицхака. Участок земли, где располагается Храмовая гора был приобретен царем Давидом. Здесь царь Давид установил жертвенник, а впоследствии его сын Соломон в 960 году до н. э. воздвиг Первый Храм, который был разрушен в 586 г. до н. э. царём Вавилона Навуходоносором. После завоевания Вавилона персами евреи вернулись из плена и построили Второй Храм, просуществовавший свыше 400 лет [35] и полностью перестроенный царём Иродом (34—7 гг. до н. э.). Иерусалимский храм, который был одним из самых великолепных сооружений своего времени, стал символом Иерусалима, олицетворением его мощи и величия. Величайшая еврейская святыня была полностью разрушена в 70 году римским императором Титом. В еврейском священном писании Иерусалим упоминается 656 раз. Также он множество раз упоминается в Мишне, Талмуде и других более поздних еврейских литературных источниках. Три раза в день евреи всего мира молятся, обернувшись лицом в сторону Иерусалима.

Иерусалим в исламе


на страницу обсуждения участника, создавшего статью

Автору статьи: Авторские права, Получение разрешений, Что делать?

В 638 году Иерусалим был завоеван мусульманами.

В исламе данная гора связана с историей о ночном вознесении (мирадже) пророка Мухаммада. По преданию, он был разбужен и перенесен на волшебном животном к возвышенности на краю (الاقصى), описание в котором некоторые толкователи Корана видят Иерусалим. По их толкованию, над местоположением разрушенного иерусалимского Храма разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммада к трону Бога, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джибрилу(Гавриилу) не было дозволено вступить в запредельные области. Само место, на котором стоял Храм, было отмечено Абд-аль-Маликом Куполом Скалы, впоследствии приобретшем религиозное значение, как «женская» мечеть. Священным для мусульман местом на Храмовой горе ныне является Мечеть Аль-Акса.

Иерусалим в христианстве

Согласно Библии, в Иерусалиме происходили многие события. В частности, главные из них — Распятие Христово на прилегающей к городу «Лысой горе» (Голгофе) и Воскресение Господне. В результате этого Иерусалим считается главным священным городом христиан. [38]

Начиная с середины IV века и до VII века в Иерусалиме начинается византийская эпоха правления. В этот период было построено большое количество кафедральных соборов, храмов и монастырей по всему округу города Иерусалима. Были открыты теологические кафедры, семинарии и иконописные школы в самом святом для христиан городе. В частности именно тогда было воздвигнуто первое комплексное архитектурное сооружение вокруг погребальной пещеры Гроба Господнего, Голгофы, Камня Помазания и вдоль всей улицы Виа Долороза. Тогда весь этот комплекс назывался «Святые сады». На каждом святом месте было воздвигнуто по храму, монастырю или часовне. Так были воздвигнуты монастыри в честь первых христианских мучеников и святых Ветхого Завета: пророка Илии, пророка Иоанна Крестителя, св. Анны, св. Харлампия, св. Степана, св. Иакова, монастырь Успения Богородицы, монастырь святых Константина и Елены, монастырь Честного Креста, и многих других. Также был построен комплексный монастырь «Святой Софии» на Храмовой горе, где находился разрушенный Иерусалимский храм.

С 1099 по 1187, а также с 1229 по 1244 гг. Иерусалимом владели европейские крестоносцы. Именно они построили в Старом городе большинство церквей и храмов и значительно перестроили уже имевшиеся в тех местах, которые связаны с библейскими событиями.

В 1173 году в Иерусалиме умерла Ефросинья Полоцкая. После канонизации она стала считаться покровительницей Полоцка, а позднее и всей Белоруссии. [39]

В Иерусалиме похоронен Шота Руставели.

Отказ Османской империи предоставить России право распоряжаться христианскими храмами в Иерусалиме и Вифлееме послужил поводом к Крымской войне. [40]

Название города повторяется в названиях многих русских церквей и монастырей (Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь и т. д.).

Доступ к святым местам

Кроме полного отказа евреям в доступе к их святым местам, политика ограничений, налагаемых Иорданией на христиан в период оккупации ею города [41] привела к тому, что «их число уменьшилось с 25 тыс. человек в 1949 г. до менее чем 13 тыс. в июне 1967 г.». Ситуация полностью изменилась после Шестидневной войны. Согласно бывшему президенту США Джимми Картеру, нет «никакого сомнения, в том, что Израиль предоставил более широкий доступ к святым местам, чем это было в период контроля Иордании. Сегодня обеспечивается беспрепятственный доступ к этим местам. В 1948—1967 годах этого не было». Подобного мнения придерживаются и другие источники, включая и мусульманские. [9]

История Иерусалима

Археологические исследования Иерусалима начались в 1864 и продолжаются до настоящего времени. История Иерусалима начинается в протогородском периоде, к которому относятся несколько погребений.

Первым поселением в позднем бронзовом веке стал город евусеев, одного из ханаанских народов. Он находился на горе Офел (на юго-восточной окраине современного Иерусалима).

Город упоминается в Ветхом завете как столица Иевусеев — доеврейского населения Иудеи, которое в конце III тысячелетия до н. э. основало город Иерусалим (прежде известный как Салим или Иевус — Суд.19:10) и первоначально населяло его. Так же есть упоминание, как о городе-государстве Рушалимум в XX—XIX веках до н. э. на египетских статуэтках, содержащих проклятия враждебным городам.

Библейский период

В Пятикнижии Иерусалим упоминается под названием Шалем [43] или Иевус, как место жительства иевусеев. Однако до прихода евреев царями Иерусалима были амореи (Иисуса Навина 10:5). Под названием Сион (Цион), значение которого неизвестно (возможно, цитадель или укреплённый холм), в Библии [44] первоначально подразумевалась крепость иевуситского города.

Когда он (Авраам) возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что [ныне] долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.

Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира
Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме и по сей день

Период Первого Храма (950—586 до н. э.)

Предположительно в 1000 году до н. э. город был захвачен евреями под предводительством царя Давида. Давид построил здесь свой город, который получил название Ир Давид («Град Давида») и торжественно перенёс туда величайшую еврейскую святыню — Ковчег Завета (2Цар.6. Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды (Иехуды) (к которому принадлежал Давид) и колена Вениамина (Биньямина) (к которому принадлежал первый царь Израиля Саул). Перенеся Ковчег Завета — символ присутствия Бога — в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давид тем самым превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.

Со временем, гора Мориа, на которой стоял Храм, стала считаться Божией горой, а Храм — жилищем Господним. Уже древнейшие пророки [49] провозглашают, что Сион (частью которого является гора Мориа) является исключительным местопребыванием Господа на земле (как некогда гора Синай).

Западный хребет за долиной Тиропеон вошёл в черту города во времена царя Езекии (Хизкияу) в VIII веке до н. э. (727—698 гг. до н. э.).

Чудесное избавление Иерусалима и вместе с ним всей Иудеи от нашествия Сеннахирима (Санхерива) в 701 году до н. э. ещё больше окружило Иерусалимский храм ореолом святости и чудодейственной силы.

В 598 году до н. э., при царе Иехонии Навуходоносор захватил Иерусалим и «вывез все сокровища дома Господня… и изломал… все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем» (4Цар.24:13). Множество знатных жителей вместе с иудейским царём Иехонией были уведены в плен в Вавилонию.

Период Второго Храма (516 до н. э. — 70 год н. э.)

В 538 году до н. э., после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм, разрушенный вавилонским царём Навуходоносором. Киром, вероятно, руководило при этом политическое соображение, что на границе Египта стоит иметь расположенный к персам народ.

Около 333 г. до н. э., Иерусалим и вся Иудея без сопротивления покоряются Александру Македонскому, который подтверждает привилегии, данные городу персидскими правителями. Вскоре, во время войн диадохов после смерти Александра Иерусалим был захвачен и частично разрушен правителем Египта Птолемеем I Сотером, установившим контроль над Иудеей.

В 63 году до н. э. римские войска под предводительством Помпея после трёхмесячной осады взяли штурмом Иерусалим и укреплённый Храм. Город становится административным центром римского протектората Иудея.

Обветшавший Иерусалимский храм не гармонировал с новыми великолепными зданиям, которыми Ирод украсил свою столицу. Примерно в середине своего царствования (19 год до н.э.) Ирод принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма, надеясь этим актом приобрести расположение не любившего его народа. Кроме этого он руководствовался желанием исправить те повреждения, которые он сам причинил на святом месте при завоевании города.

Храмовая гора и Храм не только были настоящим сердцем Иерусалима эпохи Второго Храма, но и служили духовным центром всей еврейской нации.

Великое иудейское восстание против римлян, вошедшее в историю как Первая Иудейская война, (66-73 гг.) ознаменовалось прекращением регулярных жертв за благополучие римского императора. При подавлении этого восстания римская армия, во главе с Титом, осадила Иерусалим. С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг Храма. В 70 году Иоханан Гисхальский укрепился в Храме и в ходе сопернической борьбы с Симоном (Шимоном) Бар-Гиорой соорудил на углах храмового здания башни.

Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами — эти трофеи (среди которых знаменитая Менора) изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме.

После разрушения Храма

Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру. Город длительное время находился в руинах и запустении.

Восставшие евреи овладели городом и соорудили временный Храм, где на короткое время возобновились жертвоприношения. Иерусалим оставался в руках повстанцев почти три года (132—135), пока летом 135 года восстание не было подавлено и римляне вновь захватили город. Адриан издаёт декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещён.

После распада Римской империи начинается Византийский период. Иерусалим постепенно приобретает христианский облик. За полвека до Юлиана Константин Великий и его мать Елена возводят Храм Гроба Господня.

Средние века

Новое время

Муниципалитет

Мэры Иерусалима

Городской совет был создан в 1863 году во время господства Османской империи. С 1948 по 1967 год в городе работали две мэрии: израильская на западе города и иорданская в восточной части.

С 2008 года мэром Иерусалима является Нир Баркат.

Население

В течение последних ста лет перед основанием Государства Израиль евреи составляли большинство населения Иерусалима:

Население Иерусалима в разные периоды:

год иудеи мусульмане христиане всего источник
1471 250 семей ? ? ? Salo Baron [76]
1488 76 семей ? ? ? Salo Baron [76]
1489 200 семей ? ? ? Avraham Yaari [77]
1525 199 семей 616 семей 119 семей ? Salo Baron [76]
1525 1000 3700 ?
1538 1150 6750 ?
1539 1630 взрослых мужчин ? ? ? турецкие документы регистрации налогов (Tahrir) [78]
1553 1958 взрослых мужчин 11,750 358 взрослых мужчин ? Bruce Masters [79]
1556 2350 взрослых мужчин ? ? ? турецкие документы регистрации налогов (Tahrir) [78]
1562 1200 11 450 ?
1563 1720 взрослых мужчин ? ? ? турецкие документы регистрации налогов (Tahrir) [78]
1568 1160 взрослых мужчин ? ? ? османская перепись населения [78]
1640 4000 ? ? ? Roger — французский путешественник [78]
1723 2000 ? ? ? Johann Aegidius Van Egmont и John Heyman — христианские путешественники [78]
1838 ? ? ? 11 000 Энциклопедия Британника [80]
1844 7120 5000 3390 15 510 Краткая еврейская энциклопедия [81]

1850 13 800 ? ? ? перепись Англо-Еврейского общества
1869 3200 семей ? ? ? H. J. Sneersohn, New York Times, 19 февраля 1869 [83]
1872 10,600 [84] 5000 5300 20 900 Энциклопедия Британника [80]
1876 12 000 7560 5470 25 030 Краткая еврейская энциклопедия [81]
Manashe Harrel [82]
1896 28 112
28 110
8560
8560
8748
8750
45 420
45 420
Краткая еврейская энциклопедия [81]
Manashe Harrel [82]
1905 40 000 7000 13 000 60 000 Краткая еврейская энциклопедия [81]
1913 48 400 10 050 16 750 75 200 Краткая еврейская энциклопедия [81]
1922 33 971 13 413 14 699 62 578 данные переписи населения [81]
Manashe Harrel [82]
1931 51 222
51 200
19 894
19 900
19 335
19 300
90 503
90 053
данные переписи населения [81]
Manashe Harrel [82]
1944 97 000 30 600 29 400 157 000 ?
1948 100 000 40 000 25 000 165 000 Краткая еврейская энциклопедия [81]
Manashe Harrel [82]
1967 196 500
195 700
58 300
54 963
13 000
12 646
267 800
263 307
данные частичной переписи населения [81]
Manashe Harrel [82]
1971 222 200 68 000 11 000 301 300 Краткая еврейская энциклопедия [81]
1980 292 300
292 300
103 890 11,000 407 190
407 100
Краткая еврейская энциклопедия [81]
данные иерусалимского муниципалитета
1985 327 700 ? ? 457 700 данные иерусалимского муниципалитета
1987 340 000 121 000 14 000 475 000 данные иерусалимского муниципалитета
1990 378 200 131 800 14 400 524 400 данные иерусалимского муниципалитета
1995 417 100
482 000
182 700
164 300
14 100
16 300
617 000
662 600
данные иерусалимского муниципалитета
?
1996 421 200 ? ? 602 100 данные иерусалимского муниципалитета
2000 448 800 208 700 ? 657 500 данные иерусалимского муниципалитета
2003 470 000 190 000 10 000 670 000 Краткая еврейская энциклопедия [81]
2004 464 500
458 000
?
225,000
?
15 000
693 200
706 000
данные иерусалимского муниципалитета
?
2005 469 300 ? ? 706 400 данные иерусалимского муниципалитета
2006 474 435 233 568 14 598 729 900 ?
2009 476 000 247 800 15 200 760 800 данные иерусалимского муниципалитета

Восточный Иерусалим

В 1980 году Израиль объединил Западный и Восточный Иерусалим в административном отношении и объявил весь город целиком столицей Израиля. Совет безопасности ООН в своей резолюции 478, однако, не признал это действие законным. Территория Восточного Иерусалима включена в Иерусалимский избирательный округ по выборам в Палестинский Законодательный Совет — парламент Палестинской автономии.

Старый город

Под Старым городом подразумевается историческая часть Иерусалима, которая окружена крепостной стеной. Именно здесь происходили все исторические события, связанные с Иерусалимом, и здесь находятся практически все исторические места города, включая святые места трёх мировых религий.

Старый город исторически поделён на еврейскую, армянскую, христианскую и мусульманскую части. В ходе начавшейся в 2000 году интифады Аль-Акса, которая проходит под мусульманскими лозунгами, арабы-христиане на Западном берегу реки Иордан подвергаются преследованиям со стороны палестинских террористических организаций, что породило их массовую эмиграцию, в том числе и из Старого города.

Храмовая гора

Стена плача

Храм Гроба Господня

Транспорт

В 2011 году была открыта первая линия городского трамвая.

В городе действуют автобусные линии, часть из них работает ночью. Начиная с вечера пятницы и заканчивая вечером субботы, городской и междугородний транспорт не функционирует (по соображениям соблюдения традиций Шаббата). Существует также специальный туристический маршрут № 99, по которому ходит двухэтажный экскурсионный автобус.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется правильно иерусалим, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется правильно иерусалим", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется правильно иерусалим:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн словарь однокоренных слов русского языка.