Выпускники российских школ напишут «президентское» сочинение
Чтобы познакомить выпускников с процедурой написания сочинения, Рособрнадзор 20 ноября провел его апробацию, в которой приняло участие подавляющее большинство учеников выпускных классов. Апробация прошла успешно и не выявила никаких организационных и технологических сбоев.
О чем писать
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах были отобраны следующие направления тем итоговых сочинений: «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем живы люди».
Сами темы сочинений школьники узнают за 15 минут до экзамена на месте его проведения. Одновременно темы будут опубликованы на сайтах органов управления образованием субъектов РФ, а также на сайте Федерального института педагогических измерений и на портале ЕГЭ. Темы будут разными для каждого из часовых поясов.
На апробации школьникам предлагали, в частности, такие темы: «Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы бы посоветовали прочитать другу?», «Можно ли обойтись без книг?», «Почему важно уметь сострадать другому?», «Зачем человек бросает вызов судьбе?» (по произведениям Лермонтова), «Способна ли книга сделать человека лучше?», «Какие вопросы задаёт жизни литература?», «Чем опасна вседозволенность?», «Почему так важно научиться понимать другого?», «Кого из литературных героев вы узнаёте в своих современниках?», «Легко ли говорить правду?», «Чем страшен эгоизм?», «Возможно ли полное взаимопонимание между людьми?»
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов сочинение может быть заменено изложением, однако дополнительные баллы за него при поступлении в вузы абитуриенты не получат.
Как писать
Писать итоговое сочинение обучающиеся будут в своих школах. Для выпускников прошлых лет и участников с ограниченными возможностями здоровья будут определены специальные места проведения экзамена. На написание сочинения экзаменуемым отводится 3 часа 55 минут, для лиц с ограниченными возможностями здоровья продолжительность проведения сочинения увеличена на 1,5 часа.
Рекомендуемый объем сочинения составляет 350 слов, минимально допустимый — 250 слов. Участнику нужно взять с собой на экзамен черную гелевую ручку, документ, удостоверяющий личность, при необходимости лекарства и питание. Писать сочинение необходимо на специальных бланках. Орфографический словарь должен быть выдан участникам на месте.
Во время проведения экзамена запрещено иметь при себе телефоны и смартфоны, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки, а также выносить из учебных кабинетов темы сочинений на бумажном или электронном носителях, фотографировать бланки и темы сочинения.
Как будут оценивать
Оценкой за сочинение может быть зачет или незачет. В школе сочинение будет оцениваться по пяти параметрам: 1. соответствие теме; 2. аргументация и привлечение литературного материала; 3. композиция и логика рассуждения; 4. качество письменной речи; 5. грамотность. Для получения зачета выпускнику необходимо будет получить положительный результат по трем критериям, причем по первым двум — в обязательном порядке.
С результатами итогового сочинения участники смогут ознакомиться в местах сдачи экзамена. В случае получения незачета, можно будет пересдать сочинение 4 февраля и 6 мая.
Школьное итоговое сочинение может быть в дальнейшем учтено вузами при приеме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.
Вузам рекомендовано оценивать сочинение уже по 10 критериям: 1. соответствие теме; 2. аргументация и привлечение литературного материала; 3. композиция; 4. качество речи; 5. оригинальность; 6. соблюдение речевых норм; 7. орфография; 8. пунктуация; 9. грамматика; 10. фактическая точность в фоновом материале. При этом выполнение первого и второго критериев является обязательным. Если за них выставлен 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется.
Порядок учета результатов итогового сочинения указывается в правилах приема, утвержденных вузами. Сканированный бланк сочинения выпускника будет доступен вузу через специально разработанные информационные ресурсы. При поступлении в вуз в заявлении абитуриенту нужно будет указать, что он желает предоставить для оценки свое итоговое сочинение.
План и структура итогового сочинения 2021-2022
Обновлено 04.01.2021
Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку.
АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2022 ГОДА
Коротко о композиции и структуре итогового сочинения
Общая структура итогового сочинения
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.
III. Заключение (60-70 слов)
А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
Аргумент нужно:
Аргумент состоит из 3 элементов:
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение:
Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.
Что вас ждёт в документе ниже:
Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).
Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.
Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Композиционная структура
Логическая структура
Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)
Вывод. Обобщение по всей теме
Как пишется президентское сочинение
В первую среду декабря все ученики 11 классов пишут итоговое сочинение. Выпускнику предлагается пять тем сочинений, из которых ему нужно выбрать одну. Как бы то ни было, конкретные темы становятся известны за 15 минут до начала экзамена. Заранее (примерно 1 сентября) публикуются только направления, в рамках которых будут даны темы. В 2019/2020 учебном году даны следующие направления:
● «Война и мир» – к 150-летию великой книги
● Надежда и отчаяние
● Добро и зло
● Гордость и смирение
● Он и она
Многие выпускники задаются вопросом: «Как писать это сочинение?». В данной статье мы ответим на этот вопрос! С тематическими направлениями, критериями и рекомендациями по итоговому сочинению 2019/2020 гг. мы подробно ознакомились в этой статье. Повторяем, что для получения зачёта необходимо, чтобы выпускник:
• раскрыл предложенную тему, написав не менее 250 слов;
• привёл хотя бы один литературный аргумент.
Если Вы ищете короткую инструкцию по написанию итогового сочинения, то вот она:
1) Написать Введение, в котором нужно плавно подвести читателя к тому, что Вы будете доказывать в Основной части.
2) Написать Основную часть, в которой нужно доказать своё мнение с помощью литературных аргументов.
3) Написать Заключение, которое содержит вывод по всему сочинению.
Если Вы ищете подробную инструкцию по написанию сочинения, то приступаем.
При подготовке к сочинению учащиеся часто спрашивают: можно ли готовиться только к одному тематическому направлению? Наш ответ: нет, нет и нет! А если конкретная тема покажется Вам сложной? Вы попадёте в затруднительное положение: не сможете перестроиться и подобрать необходимый материал.
Первым делом необходимо выбрать тему сочинения. На этом этапе главное – иметь ввиду, что СОЧИНЕНИЕ БЕЗ ЛИТЕРАТУРНОГО АРГУМЕНТА ОЦЕНИВАЕТСЯ НУЛЁМ БАЛЛОВ. Поэтому не стоит выбирать тему, в рамках которой Вы не сможете сформулировать литературный аргумент, подтверждающий Вашу позицию по проблеме.
Если Вы можете привести аргументы в рамках нескольких тем, то выбирайте самую понятную и простую тему.
Писать сочинение Вы можете по следующему алгоритму:
Черновик — это листы для предварительных, черновых записей. Черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.
Существуют различные способы работы с черновиком:
• Одни выпускники привыкли полностью писать текст на черновике, а затем после правки переносить его в чистовик.
• Другие предпочитают работать с отдельными частями: сначала написать законченный фрагмент на черновике, а затем, отредактировав его, переносить в чистовик.
• Некоторые сразу записывают текст в чистовик.
Последний способ нежелателен: текст всё равно потребует правки, а исправления в чистовике сделают работу неаккуратной. К тому же, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, на всё сочинение даётся почти 4 часа; этого времени хватит, чтобы переписать сочинение даже несколько раз.
На этапе выбора темы Вы можете набросать на черновике названия художественных произведений, необходимых для раскрытия темы. После того, как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис — мысль, которую Вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы Вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.
Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис — это поможет Вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал будет вспомогательным — его можно будет использовать для пояснения основной мысли.
Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов значения не имеет):
Например, раскрывая тему «Любовь: счастье или трагедия?», можно нарисовать такую схему:
Работа над сочинением едва ли возможна без построения плана. План сочинения — это кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в сочинении. Функцию плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика развёртывания мысли. Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.
Приведём два примера составления плана:
Критерием оценки сочинения №3 является композиция, т.е. смысловая целостность сочинения, насколько продумано построение работы.
Традиционно выделяют три части сочинения:
1) введение, задача которого — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
2) основная часть, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
3) заключение, в котором подводится итог, обобщается написанное.
Отсутствие в сочинении одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении баллов.
Структура сочинения должна выглядеть следующим образом:
ВВЕДЕНИЕ | Подготовка к восприятию основных мыслей работы |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | Тезис 1 Доказательства, примеры (один или несколько) Микровывод (обобщение написанного) Логический переход к новой мысли |
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Логический переход к новой мысли
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
ВИД ВВЕДЕНИЯ | ОПИСАНИЕ | ПРИМЕР |
Аналитическое | Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.п.). | Что такое гордость? Это чувство собственного достоинства, самоуважения, которое не позволяет опускаться до низких поступков. Однако непомерная гордость перерастает в гордыню – высокомерие, пренебрежение к окружающим. В чём же различие между гордостью и гордыней и где та грань, которая разделяет эти понятия? |
Биографическое | Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме. | Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.Н. Толстого — это бесконечный творческий поиск. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске истины и гармонии. Не случайно для ответа на вопрос «Какого человека можно назвать добрым?» мы обращаемся к творчеству Л.Н. Толстого. |
Цитатное | В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли. | «Добро – не наука, оно действие». Я думаю, этой фразой французский писатель Ромен Роллан даёт каждому из нас правильный совет: если хочешь стать добрым человеком, начни действовать, помогать людям, поддерживать окружающих в трудную минуту, часто не дожидаясь просьбы о помощи. |
Личностное | Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения. | Для меня «Война и мир» Льва Николаевича Толстого не только одно из величайших произведений мировой литературы, но и книга, сыгравшая особую роль в моей жизни. Читая этот роман, я впервые по-настоящему глубоко задумался о таких вечных вопросах, как смысл жизни, предназначение человека, сущность добра и зла… Не случайно для размышления над вопросом «Чем гордость отличается от гордыни?» я бы хотел обратиться к роману-эпопее «Война и мир». |
Историческое | Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени. | XX век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем — нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала XX века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь — всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла. Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей. |
Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы, поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты.
В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от Вас потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.
При аргументации Вашего мнения следует избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения.
ВИД ЗАКЛЮЧЕНИЯ | ОПИСАНИЕ | ПРИМЕР |
Обобщение написанного | Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. | Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даёт остановиться на пути вечного стремления к идеалу. |
Риторический вопрос | Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. | Итак, на протяжении тысячелетий люди воюют. В войнах погибают сотни, тысячи, миллионы человек. Пожалуй, война – самое ужасное явление на свете, и мало кто это может оспорить. И даже в XXI веке человечество не может избежать военных конфликтов. Неужели войны никогда не закончатся? |
Цитата | Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее Вашу мысль. | «Кто жесток, тот не герой», — метко сказал Пётр I. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной литературы, жестокость не только не делает человека великим, но и внутренне опустошает его, обрекая на мучительное одиночество. |
Призыв к читателю | Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме. | Завершая своё сочинение, я хочу обратиться к Вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем Вы хотите быть — равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим? |
№ | ВИД ОШИБКИ | ПРИМЕР |
1 | Искажение жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий, авторства произведений и т.д.) | Живя за границей, Пушкин ни на минуту не забывал о родине. (Пушкин никогда не бывал за границей) |
2 | Искажение информации художественного произведения (названий, имён героев и т.д.) | В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам. (Речь идёт об Аркадии Кирсанове) |
3 | Неверная интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведения | Когда вернулся Тихон, Катерина проговорилась ему и свекрови о своих встречах с Борисом. (Катерина прилюдно кается в своём грехе, а слово проговориться означает «нечаянно сказать то, чего не следовало говорить») |
№ | ВИД ОШИБКИ | ПРИМЕР |
1. | Употребление слова в несвойственном ему значении | Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма. |
2. | Нарушение лексической сочетаемости слов | Кабаниха старается казаться добродетельной и несколько праведной женщиной. |
3. | Смешение паронимов | Детство Максима Горького прошло в бедноте. |
4. | Неразличение синонимичных слов | Рабочие за свой труд получали жалкую плату, которой не хватало даже на корм. |
5. | Употребление слов иной стилистической окраски | Кулигин поначитался стихов Ломоносова и Державина. |
6. | Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов | Плюшкин зациклился на почве жадности. |
7. | Употребление лишних слов | Иван Денисович привык беречь каждую минуту времени. |
8. | Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | Писатель подробно описывает своего героя. |
9. | Неоправданное повторение слова | Автор создаёт образ столичного города. Автор показывает людей, погружённых в будничную суету. |
10. | Ошибки при употреблении фразеологизмов | Глава «Сон Обломова» играет большое значение в художественной структуре романа. |
11. | Неудачное употребление местоимений | Это произведение написал В. Астафьев. В нём затрагивается множество актуальных проблем. |
Часто причиной грамматических ошибок, особенно нарушения согласования, является невнимательность при переписывании текста. Необходимо правильно распланировать время, чтобы внимательно перечитать текст сочинения и внести необходимые исправления.
При написании статьи была использована презентация.