Пропан бутан – основные особенности и свойства
Пропан бутан, это основа для создания СУГ – сжиженного углеводородного газа. При незначительном росте давления смесь меняет агрегатное состояние на жидкое, что является экономически выгодным с точки зрения транспортировки, хранения и использования, как в промышленных, так и в бытовых нуждах.
Сжиженный пропан бутан выделяют в процессе перегонки нефти (попутные нефтегазы) или получают из газоконденсатных месторождений. В процессе переработки их очищают от этана, а так же выделяют газовый бензин.
Характеристика газов входящих в смесь
Газы пропан и бутан несколько отличаются друг от друга по своим эксплуатационным параметрам.
Пропан (С3Н8)
Температура кипения сжиженной фракции газа при давлении 680-810 мм рт. ст. составляет – 42,1°С. Это позволяет отбирать газ из газгольдера даже при очень низких температурах окружающей среды путем естественного перехода из жидкой фазы в газообразную – испарением.
Бутан (С4Н10)
Основные эксплуатационные характеристики
Смесь пропан бутана может иметь различный состав в процентном отношении. Наиболее распространенными являются смеси со следующим соотношением газов:
ВАЖНО! Если содержание бутана в смеси превысит 60%, то в условиях климата большей части европейской территории России работа резервуарных установок может быть затруднена. Для обеспечения бесперебойного функционирования газгольдер комплектуют дополнительным оборудованием – испарителем СУГ.
Газ пропан бутан характеризуется следующими эксплуатационными характеристиками и требованиями к оборудованию, в котором смеси транспортируются и хранятся:
пропан-бутан
Смотреть что такое «пропан-бутан» в других словарях:
пропан-бутан — пропан бутан, пропан бутана … Орфографический словарь-справочник
пропан-бутан — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови
Бутан (вещество) — Бутан (вещество) … Википедия
Пропан — Пропан … Википедия
Бутан (химия) — Бутан (вещество) Общие Химическая формула C4H10 Молярная масса … Википедия
пропан — а, м. propan m. нем. Propan <гр. pro перед, до + pion жир. Органическое соединение, представляющее собой насыщенный углеводород; применяется как бытовое топливо и в двигателях внутреннего сгорания. БАС 1. Только газ гармонирует с современным… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
бутан — I. БУТАН а, м. butane m. <гр. Добываемый из нефти газ без цвета и запаха, который в сочетании с некоторыми другими углеводородами используется как топливо. БАС 2. Только газ гармонирует с современным прогрессивным жилищем. Не место печной… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
бутан — ((гр. but(yron) масло, жир) органическое соединение, насыщенный углеводород алифатического ряда, газ без цвета и запаха; содержится в нефтяных газах и продуктах нефтепереработки; примен. для производства бутадиена. Новый словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка
жидкий пропан или бутан — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN bottled gas … Справочник технического переводчика
Е943a — Бутан (вещество) Общие Химическая формула C4H10 Молярная масса … Википедия
Чем отличается бутан и пропан?
Бутан и пропан – это химические углеводородные соединения, которые имеют как сходства, так и различия. Основным сходством является их гомологическое родство и их принадлежность к классу алканов, которые также известны как «парафины». В данной статье мы расскажем о том, что такое пропан и бутан; к какому классу химических соединений они относятся; в чем их основные сходства и различия; а также расскажем, какое топливо лучше всего выбрать для заправки газгольдеров.
Чем алканы отличаются от других химических соединений
«Парафины» – это химические соединения, которые имеют низкую реакционную способность. Алканы не растворяются в воде и не имеют какого-либо цвета. При горении алканы выделяют очень много тепла, а пламя их – бесцветное или светло-голубое. Этот класс соединений активно применяют в промышленности, в частности – при синтезировании топлива и нефти.
Что такое пропан и бутан и как их получают
Пропан и бутан, как и все алканы, – это горючие вещества, которые используются в качестве топлива. Однако из-за разных физических свойств они имеют разную специализацию. Пропан и бутан – это гомологи метана.
Их можно получить из природного сырья – например, газа, горного воска или нефти. Кроме того, пропан и бутан можно синтезировать из смеси оксида углерода и водорода.
Лабораторным путем бутан и пропан получают с помощью каталитического гидрирования пропена, пропина, бутена и бутина, а также по реакции Вюрца.
Как используют пропан и бутан
Пропан и бутан часто используют как пропеллент. Это вещества, которые создают в аэрозольных баллонах избыточное давление и позволяет вытеснить из баллона летучее(основное) вещество. Так как пропан и бутан, как и все алканы, не имеют запаха, его можно использовать в освежителях воздуха и дезодорантах. Пропан и бутан также используют в пищевой промышленности при создании холодильных установок в качества хладогентов.
Пропан применяют в качестве заправок не только для автомобилей, но и зажигалок, а также как топливо в портативных электрогенераторах.
Бутан имеет менее разноплановую специализацию, так как его трудно эксплуатировать в период холодов.
Но чаще всего пропан и бутан используют в качестве автомобильного топлива, а также источника питания для газовых плит и систем отопления.
В чем разница между бутаном и пропаном
Из этого складывается и разная специфика использования этих газов.
Бутан менее устойчив к воздействию низких температур, поэтому его сложно эксплуатировать в холодное время года.
У пропана же другой значимый недостаток – его опасно использовать как топливо при воздействии высоких температур. При нагреве пропан расширяется и давит на стенки газгольдера или баллона. Это может привести к появлению трещины стенок сосуда и к его взрывы.
Что лучше использовать в качестве топлива: пропан или бутан
Какой же газ лучше всего использовать при заправке газгольдера? В соответствии с ГОСТ для заправки газгольдеров допустимо использование технического пропана(ПТ), технического бутана (БТ), а также их смеси (СПБТ).
Следует помнить о том, что недопустимо использование бутан-бутиленовой фракции (ББФ), которая представляет собой дешевое низкокачественное сырье. Используя ББФ вы ускоряете процесс износа оборудования.
Какое сырье лучше использовать для заправки газгольдера зависит от климатических условий и типа газгольдера.
В случае с заправкой газгольдеров желание сэкономить может привести к сбою в работе оборудования. Если вы заправили газгольдер смесью, которая преимущественно состоит из бутана, вы рискуете остаться без источника тепла в периоды понижения температур.
Оптимальным решением будет заправки 50/50. В холодное время года вы можете положиться на тепло от сжигания пропана, а при потеплении – бутана.
Наши специалисты оказывают комплексные услуги по газификации объектов и помогут вам выбрать оптимальный состав топлива для газгольдера.
Пропан-бутан
Сжи́женные углеводоро́дные га́зы (СУГ), или сжиженный нефтяной газ (англ. Liquefied petroleum gas (LPG) ) — смесь сжиженных под давлением лёгких углеводородов с температурой кипения от −50 до 0 °C. Предназначены для применения в качестве топлива, а также используются в качестве сырья для органического синтеза. Состав может существенно различаться, основные компоненты: пропан, изобутан и н-бутан. Производятся СУГ в процессе ректификации широкой фракции лёгких углеводородов (ШФЛУ).
Содержание
Классификация [ | ]
В зависимости от компонентного состава СУГ подразделяются на следующие марки
Марка | Наименование | ОКП (общероссийский классификатор продукции) |
---|---|---|
ПТ | Пропан технический | 02 7236 0101 |
ПА | Пропан автомобильный | 02 7239 0501 |
ПБА | Пропан-бутан автомобильный | 02 7239 0502 |
ПБТ | Пропан-бутан технический | 02 7236 0102 |
БТ | Бутан технический | 02 7236 0103 |
Свойства [ | ]
Параметры торговых марок [ | ]
Наименование показателя | Пропан технический | Пропан автомобильный | Пропан-бутан автомобильный | Пропан-бутан технический | Бутан технический |
---|---|---|---|---|---|
1. Массовая доля компонентов | |||||
Сумма метана, этана и этилена | Не нормируется | ||||
Сумма пропана и пропилена | не менее 75 % масс. | Не нормируется | |||
в том числе пропана | не нормируется | не менее 85±10 % масс. | не менее 50±10 % масс. | не нормируется | не нормируется |
Сумма бутанов и бутиленов | не нормируется | не нормируется | не нормируется | не более 60 % масс. | не менее 60 % масс. |
Сумма непредельных углеводородов | не нормируется | не более 6 % масс. | не более 6 % масс. | не нормируется | не нормируется |
2. Доля жидкого остатка при 20 °C | не более 0,7 % об. | не более 0,7 % об. | не более 1,6 % об. | не более 1,6 % об. | не более 1,8 % об. |
3. Давление насыщенных паров | не менее 0,16 МПа |
Сжиженные углеводородные газы пожаро- и взрывоопасны, малотоксичны, имеют специфический характерный запах углеводородов, по степени воздействия на организм относятся к веществам 4-го класса опасности. Предельно допустимая концентрация СУГ в воздухе рабочей зоны (в пересчёте на углерод) предельных углеводородов (пропан, бутан) — 300 мг/м³, непредельных углеводородов (пропилен, бутилен) — 100 мг/м³.
СУГ образуют с воздухом взрывоопасные смеси при концентрации паров пропана от 2,3 до 9,5 %, нормального бутана от 1,8 до 9,1 % (по объёму), при давлении 0,1 МПа и температуре 15 — 20 °C. Температура самовоспламенения пропана в воздухе составляет 470 °C, нормального бутана — 405 °C.
Физические характеристики [ | ]
Показатель | Метан | Этан | Этилен | Пропан | Пропилен | н-Бутан | Изобутан | н-Бутилен | Изобутилен | н-Пентан |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Химическая формула | СН4 | С2Н6 | С2Н4 | С3Н8 | С3Н6 | С4Н10 | С4Н10 | С4Н8 | С4Н8 | С5Н12 |
Молекулярная масса, кг/кмоль | 16,043 | 30,068 | 28,054 | 44,097 | 42,081 | 58,124 | 58,124 | 56,108 | 56,104 | 72,146 |
Молекулярный объем, м³/кмоль | 22,38 | 22,174 | 22,263 | 21,997 | 21,974 | 21,50 | 21,743 | 22,442 | 22,442 | 20,87 |
Плотность газовой фазы, кг/м³, при 0 °C | 0,7168 | 1,356 | 1,260 | 2,0037 | 1,9149 | 2,7023 | 2,685 | 2,55 | 2,5022 | 3,457 |
Плотность газовой фазы, кг/м³, при 20° | 0,668 | 1,263 | 1,174 | 1,872 | 1,784 | 2,519 | 2,486 | 2,329 | 2,329 | 3,221 |
Плотность жидкой фазы, кг/м³, при 0° | 416 | 546 | 566 | 528 | 609 | 601 | 582 | 646 | 646 | 645,5 |
Температура кипения, при 101,3 кПа | −161 | −88,6 | −104 | −42,1 | −47,7 | −0,50 | −11,73 | −6,90 | 3,72 | 36,07 |
Низшая теплота сгорания, МДж/м³ | 35,76 | 63,65 | 59,53 | 91,14 | 86,49 | 118,53 | 118,23 | 113,83 | 113,83 | 146,18 |
Высшая теплота сгорания, МДж/м³ | 40,16 | 69,69 | 63,04 | 99,17 | 91,95 | 128,5 | 128,28 | 121,4 | 121,4 | 158 |
Температура воспламенения, °C | 545-800 | 530-694 | 510-543 | 504-588 | 455-550 | 430-569 | 490-570 | 440-500 | 400-440 | 284-510 |
Октановое число | 110 | 125 | 100 | 125 | 115 | 91,20 | 99,35 | 80,30 | 87,50 | 64,45 |
Теоретически необходимое количество воздуха |
Критические параметры газов [ | ]
Газы могут быть превращены в жидкое состояние при сжатии, если температура при этом не превышает определённого значения, характерного для каждого однородного газа. Температура, свыше которой данный газ не может быть сжижен никаким повышением давления, называется критической температурой. Давление, необходимое для сжижения газа при этой критической температуре, называется критическим давлением.
Показатель | Метан | Этан | Этилен | Пропан | Пропилен | н-Бутан | Изобутан | н-Бутилен | Изобутилен | н-Пентан |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Критическая температура, °C | −82,5 | 32,3 | 9,9 | 96,84 | 91,94 | 152,01 | 134,98 | 144,4 | 155 | 196,6 |
Критическое давление, МПа | 4,58 | 4,82 | 5,033 | 4,21 | 4,54 | 3,747 | 3,6 | 3,945 | 4,10 | 3,331 |
Упругость насыщенных паров [ | ]
Упругостью насыщенных паров сжиженных газов называется давление, при котором жидкость находится в равновесном состоянии со своей газовой фазой. При таком состоянии двухфазной системы не происходит ни конденсации паров, ни испарения жидкости. Каждому компоненту СУГ при определённой температуре соответствует определённая упругость насыщенных паров, возрастающая с ростом температуры. Давление в таблице указано в МПа.
Температура, °C | Этан | Пропан | Изобутан | н-Бутан | н-Пентан | Этилен | Пропилен | н-Бутилен | Изобутилен |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
−50 | 0,553 | 0,07 | 1,047 | 0,100 | 0,070 | 0,073 | |||
−45 | 0,655 | 0,088 | 1,228 | 0,123 | 0,086 | 0,089 | |||
−40 | 0,771 | 0,109 | 1,432 | 0,150 | 0,105 | 0,108 | |||
−35 | 0,902 | 0,134 | 1,660 | 0,181 | 0,127 | 0,130 | |||
−30 | 1,050 | 0,164 | 1,912 | 0,216 | 0,152 | 0,155 | |||
−25 | 1,215 | 0,197 | 2,192 | 0,259 | 0,182 | 0,184 | |||
−20 | 1,400 | 0,236 | 2,498 | 0,308 | 0,215 | 0,217 | |||
−15 | 1,604 | 0,285 | 0,088 | 0,056 | 2,833 | 0,362 | 0,252 | 0,255 | |
−10 | 1,831 | 0,338 | 0,107 | 0,068 | 3,199 | 0,423 | 0,295 | 0,297 | |
−5 | 2,081 | 0,399 | 0,128 | 0,084 | 3,596 | 0,497 | 0,343 | 0,345 | |
0 | 2,355 | 0,466 | 0,153 | 0,102 | 0,024 | 4,025 | 0,575 | 0,396 | 0,399 |
+5 | 2,555 | 0,543 | 0,182 | 0,123 | 0,030 | 4,488 | 0,665 | 0,456 | 0,458 |
+10 | 2,982 | 0,629 | 0,215 | 0,146 | 0,037 | 5,000 | 0,764 | 0,522 | 0,524 |
+15 | 3,336 | 0,725 | 0,252 | 0,174 | 0,046 | 0,874 | 0,594 | 0,598 | |
+20 | 3,721 | 0,833 | 0,294 | 0,205 | 0,058 | 1,020 | 0,688 | 0,613 | |
+25 | 4,137 | 0,951 | 0,341 | 0,240 | 0,067 | 1,132 | 0,694 | 0,678 | |
+30 | 4,460 | 1,080 | 0,394 | 0,280 | 0,081 | 1,280 | 0,856 | 0,864 | |
+35 | 4,889 | 1,226 | 0,452 | 0,324 | 0,096 | 1,444 | 0,960 | 0,969 | |
+40 | 1,382 | 0,513 | 0,374 | 0,114 | 1,623 | 1,072 | 1,084 | ||
+45 | 1,552 | 0,590 | 0,429 | 0,134 | 1,817 | 1,193 | 1,206 | ||
+50 | 1,740 | 0,670 | 0,490 | 0,157 | 2,028 | 1,323 | 1,344 | ||
+55 | 1,943 | 0,759 | 0,557 | 0,183 | 2,257 | 1,464 | 1,489 | ||
+60 | 2,162 | 0,853 | 0,631 | 0,212 | 2,505 | 1,588 | 1,645 |
Зависимость плотности от температуры [ | ]
Данные о значениях плотности компонентов СУГ при различных значениях температуры даны табл.
Температура,°C | Пропан | Изобутан | н-Бутан | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Удельный объём | Плотность | Удельный объём | Плотность | Удельный объём | Плотность | |||||||
Жидкость, л/кг | Пар, м³/кг | Жидкость, кг/л | Пар, кг/м³ | Жидкость, л/кг | Пар, м³/кг | Жидкость, кг/л | Пар, кг/м³ | Жидкость, л/кг | Пар, м³/кг | Жидкость, кг/л | Пар, кг/м³ | |
−60 | 1,650 | 0,901 | 0,606 | 1,11 | ||||||||
−55 | 1,672 | 0,735 | 0,598 | 1,36 | ||||||||
−50 | 1,686 | 0,552 | 0,593 | 1,810 | ||||||||
−45 | 1,704 | 0,483 | 0,587 | 2,07 | ||||||||
−40 | 1,721 | 0,383 | 0,581 | 2,610 | ||||||||
−35 | 1,739 | 0,308 | 0,575 | 3,250 | ||||||||
−30 | 1,770 | 0,258 | 0,565 | 3,870 | 1,616 | 0,671 | 0,619 | 1,490 | ||||
−25 | 1,789 | 0,216 | 0,559 | 4,620 | 1,639 | 0,606 | 0,610 | 1,650 | ||||
−20 | 1,808 | 0,1825 | 0,553 | 5,480 | 1,650 | 0,510 | 0,606 | 1,960 | ||||
−15 | 1,825 | 0,156 | 0,548 | 6,400 | 1,667 | 0,400 | 0,600 | 2,500 | 1,626 | 0,624 | 0,615 | 1,602 |
−10 | 1,845 | 0,132 | 0,542 | 7,570 | 1,684 | 0,329 | 0,594 | 3,040 | 1,635 | 0,514 | 0,612 | 1,947 |
−5 | 1,869 | 0,110 | 0,535 | 9,050 | 1,701 | 0,279 | 0,588 | 3,590 | 1,653 | 0,476 | 0,605 | 2,100 |
0 | 1,894 | 0,097 | 0,528 | 10,340 | 1,718 | 0,232 | 0,582 | 4,310 | 1,664 | 0,355 | 0,601 | 2,820 |
5 | 1.919 | 0.084 | 0.521 | 11.900 | 1.742 | 0.197 | 0.574 | 5.070 | 1.678 | 0.299 | 0.596 | 3.350 |
10 | 1,946 | 0,074 | 0,514 | 13,600 | 1,756 | 0,169 | 0,5694 | 5,920 | 1,694 | 0,254 | 0,5902 | 3,94 |
15 | 1,972 | 0,064 | 0,507 | 15,51 | 1,770 | 0,144 | 0,565 | 6,950 | 1,715 | 0,215 | 0,583 | 4,650 |
20 | 2,004 | 0,056 | 0,499 | 17,740 | 1,794 | 0,126 | 0,5573 | 7,940 | 1,727 | 0,186 | 0,5709 | 5,390 |
25 | 2,041 | 0,0496 | 0,490 | 20,150 | 1,815 | 0,109 | 0,5511 | 9,210 | 1,745 | 0,162 | 0,5732 | 6,180 |
30 | 2,070 | 0,0439 | 0,483 | 22,800 | 1,836 | 0,087 | 0,5448 | 11,50 | 1,763 | 0,139 | 0,5673 | 7,190 |
35 | 2,110 | 0,0395 | 0,474 | 25,30 | 1,852 | 0,077 | 0,540 | 13,00 | 1,779 | 0,122 | 0,562 | 8,170 |
40 | 2,155 | 0,035 | 0,464 | 28,60 | 1,873 | 0,068 | 0,534 | 14,700 | 1,801 | 0,107 | 0,5552 | 9,334 |
45 | 2,217 | 0,029 | 0,451 | 34,50 | 1,898 | 0,060 | 0,527 | 16,800 | 1,821 | 0,0946 | 0,549 | 10,571 |
50 | 2,242 | 0,027 | 0,446 | 36,800 | 1,9298 | 0,053 | 0,5182 | 18,940 | 1,843 | 0,0826 | 0,5426 | 12,10 |
55 | 2.288 | 0.0249 | 0.437 | 40.220 | 1.949 | 0.049 | 0.513 | 20.560 | 1.866 | 0.0808 | 0.536 | 12.380 |
60 | 2,304 | 0,0224 | 0,434 | 44,60 | 1,980 | 0,041 | 0,505 | 24,200 | 1,880 | 0,0643 | 0,532 | 15,400 |
Транспорт [ | ]
От заводов производителей к потребителям сжиженные углеводородные газы доставляются в сосудах под давлением или в изотермических (т.е. сохраняющих одинаковую температуру) ёмкостях, а также по трубопроводам. Доставка — сложный организационно-хозяйственный и технологический процесс, включающий транспортирование сжиженных газов на дальние расстояния, обработку газов на железнодорожных и морских терминалах, на кустовых базах и газонаполнительных станциях, транспортирование их на ближайшие расстояния для непосредственной доставки газа потребителям.
Железнодорожный транспорт [ | ]
Для транспортировки сжиженных углеводородных газов по сети железных дорог используют железнодорожные вагон-цистерны специальной конструкции. Цистерна представляет собой сварной цилиндрический резервуар с эллиптическими днищами, расположенный на железнодорожных тележках. Крепление резервуара к раме осуществляется стяжными болтами.
Модель | 15-1200 | 15-1200-02 | 15-1228 | 15-1209 | 15-1229 |
---|---|---|---|---|---|
Грузоподъёмность, т | 31 | 40,8 | 56,1 | 51 | 53,5 |
Масса тары, т | 36 ± 3 % | 37,6 ± 3 % | 36,4…37,9 ± 3 % | 36,7 ± 3 % | 40 |
Объём кузова (котла), м³ (полный) | 55,7 | 73,9 | 110 | 83,83 | 96,68 |
Нагрузка от колесной пары на рельсы, кН | 170 | 194,8 | 200 | 217,78 | 230,3 |
на один погонный метр, кН/м | 56,6 | 64,8 | 70 | 72,5 | 76,6 |
Скорость конструкционная, км/ч | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 |
Габарит по ГОСТ 9238-83 | 02-BM | 1-T | 1-T | 1-T | 1-T |
Длина, м | |||||
по осям автосцепок | 12,02 | 12,02 | 15,28 | 12,02 | 15,28 |
по концевым балкам рамы | 10,8 | 10,8 | 14,06 | 10,8 | 14,06 |
Ширина максимальная, м | 3,056 | 3,056 | 3,282 | 3,198 | |
Модель тележки | 18-100 | 18-100 | 18-100 | 18-100 | 18-100 |
Диаметр котла внутренний, мм | 2600 | 3000 | 3200 | 3000 | |
Давление в котле, МПа | |||||
избыточное | 2,0 | 2,0 | 1,65 | 1,8 | |
создаваемое при гидравлическом испытании | 3,0 | 3,0 | 2,5 | 2,5 | |
Основной материал | Сталь 09Г2С — 13 ГОСТ 5520-79 | ||||
Ширина колеи, мм | 1520 (1435) | 1520 | 1520 | 1520 | |
Срок службы, лет | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
Автомобильный транспорт [ | ]
В России на сравнительно небольшие расстояния (до 300 км) сжиженные углеводородные газы перевозят в автоцистернах. Автомобильная цистерна представляет собой горизонтальный цилиндрический сосуд, в заднее днище которого вварен люк с приборами. Автоцистерны по конструкции и назначению подразделяются на транспортные и раздаточные. Транспортные цистерны служат для перевозки относительно больших количеств сжиженного газа с заводов-поставщиков до кустовых баз и газонаполнительных станций, от КБ и ГНС до крупных потребителей и групповых установок со сливом газа в резервуары. Раздаточные автоцистерны предназначены для доставки сжиженного углеводородного газа потребителю с розливом в баллоны и снабжены полным комплектом оборудования (насос, раздаточная рамка) для розлива. При необходимости раздаточные автоцистерны могут использоваться как транспортные. Наружную поверхность всех автоцистерн окрашивают алюминиевой краской. С обеих сторон защитного кожуха цистерны по средней его линии на всю длину наносятся отличительные полосы красного цвета шириной 200 мм. Над отличительными полосами и по окружности фланца чёрным цветом делаются надписи «Пропан» (или другой сжиженный газ) и «Огнеопасно». На металлической табличке, прикрепляемой к автоцистерне, выбиваются следующие клейма: завод-изготовитель; номер цистерны по списку завода, год изготовления и дата освидетельствования, общая масса цистерны в тоннах, вместимость цистерны в м³, рабочее и пробное давление в МПа; клеймо ОТК завода.
Показатель | Марка автоцистерны-полуприцепа | ||||
---|---|---|---|---|---|
ППЦТ-12 | ППЦТ-15 | ППЦТ-20 | ППЦТ-31 | ППЦТ-45 | |
Давление, МПа, не более | |||||
Рабочее | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 |
Расчетное | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,8 |
Пробное | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,3 |
Вместимость геометричекая сосуда, м³ | 12,45 | 14,5 ± 0,1 | 19,72 ± 0,1 | 31,2 ± 0,1 | 45,75 |
Вместимость полезная резевуара, м³ (при коэффициенте наполнения 0,85) | 10,58 | 12,32 | 16,76 ± 0,1 | 26,5 ± 0,1 | 38,89 |
Масса транспортируемого газа, кг, не более | 6080 | 7076 | 9620 | 15 237 | 21 000 |
Тип тележки | ТПК-16, САТ-109 | ТПК-16-0001100 | ТПА-301 | ||
Полная масса полуприцепа, кг, не более | 13 080 | 13 600 | 19 780, 20 160 | 26 762 | 35 000 |
Распределение полной массы полуприцеп-цистерны по осям, кг, не более | |||||
На седельное сцепное устройство | 5880 | 6440 | 7980, 8100 | 11 027 | 11 000 |
На ось колес | 7200 | 7200 | 15735 | 24000 | |
На переднюю ось, кг, не более | 5910, 6030 | ||||
На заднюю ось, кг, не более | 5910, 6030 | ||||
Колея колес, мм | 1850 | 1850 | 1850 | 1850 | 1850 |
Количество осей / колес полуприцепа-цистерны | 1/4 | 1/4 | 2/8 | 2/8 | 3/6 |
База, мм | 4765 | 5300 | 5365+1320, 5365+1370 | 5490+1320 | 4330+1320+1320 |
Производительност насоса, л/мин. | 90 | до 90 | |||
Габаритные размеры, мм, не более | |||||
Длина | 8350 | 7890 | 10 420 | 10 435 | 11 500 |
Ширина | 2500 | 2500 | 2430 | 2430 | 2490 |
Высота | 3150 | 3190 | 3190 | 3535 | 3650 |
Мощность электродвигателя, кВт | 2 | 2 | 2 | 5 | |
Напряжение питанияэлектродвигателя насоса, В | 380 | 380 | 380 | 380 | |
Производительность насоса, л/мин. | 90 | 90 | 90 | 220 |
Также автомобильный транспорт используется для перевозки сжиженных углеводородных газов в баллонах. Баллоны имеют два типа-размера 50 и 27 литров.
Марка баллоновоза | АТБ-1-51 | ЛС | ЛИ |
---|---|---|---|
Грузоподъёмность, т. | 2,5 | 5,2 | |
База автомобиля | ГАЗ-51 | ГАЗ-53 | МАЗ-504 |
Число баллонов: | |||
вместимостью 50 л | 32 | 112 | |
вместимостью 27 л | 132 | ||
Масса газа в баллонах, т | 0,7 | 1,45 | 3 |
Перевозка сжиженных углеводородных газов танкерами [ | ]
В 2006 году в мире насчитывалось 934 танкера-газовоза с суммарной вместимостью 8650 тыс. м³.
Современный танкер-газовоз представляет собой огромное судно, по размеру сравнимое с нефтяным супертанкером. В среднем грузовместимость газовозов в зависимости от вида газа и способа его сжижения составляет 100—200 тыс. м³.
Скорость газовозов варьируется от 9 до 20 узлов (16,7-37 км в час). В качестве двигателей чаще всего используются дизели. Средняя стоимость газовоза составляет 160—180 млн долл. США, что примерно в пять раз превышает затраты на постройку аналогичного по водоизмещению нефтяного танкера.
По архитектурно-конструктивному типу газовозы представляют собой суда с кормовым расположением машинного отделения и надстройки, двойным дном (в последнее время строятся исключительно газовозы с двойными бортами) и цистернами балласта.
Для перевозки сжиженных углеводородных газов, применяют вкладные грузовые танки с расчетным давлением в среднем не более 2 МПа. Они размещаются как на палубе, так и в трюмах на специальных фундаментах. В качестве материала для танков обычно выступает углеродистая сталь.
Существует три типа судов для транспорта сжиженных углеводородных газов.
Хранение [ | ]
Показатель | Условная вместимость, м³ | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
25 | 50 | 100 | 160 | 175 | 200 | ||||||||
Вместимость, м³ | действительная | 27,8 | 49,8 / 49,8 | 93,3 / 93,9 | 152,4 / 154,3 | 175 | 192,6 / 192,6 | ||||||
полезная | 23,2 | 41,6 / 44,8 | 77,8 / 83,4 | 128,9 / 139,2 | 146 | 160,6 / 173,5 | |||||||
Внутренний диаметр, м. | 2,0 | 2,4 /2,4 | 3,0 / 3,0 | 3,2 /3,2 | 3,0 | 3,4 / 3,4 | |||||||
Общая длина, м. | 9,1 | 11,3 / 11,3 | 13,6 / 13,6 | 19,7 / 19,7 | 25,5 | 21,8 / 21,8 | |||||||
Длина цилиндрической части, м. | 8,00 / 8,00 | 10,0 / 10,0 | 12,0 / 12,0 | 18,0 / 18,0 | 23,8 / 23,8 | 20,0 / 20,0 | |||||||
Расстояние между опорами, м. | 5,5 | 6,6 / 6,6 | 8,0 / 8,0 | 11,5 / 11,5 | 15,1 | 12,8 / 12,8 | |||||||
Наибольшее рабочее давление, кгс/см². | 18 | 18 / 7 | 18 / 7 | 18 / 7 | 16 | 18 / 7 | |||||||
Толщина стенок, мм. | Ст.3 (спокойная) | корпус | 24 | 28 / 14 | 34 / 16 | 36 / 18 | 22 | 38 / 18 | |||||
днище | 24 | 28 / 16 | 34 / 16 | 36 / 18 | 28 | 38 / 18 | |||||||
Ст.3 Н | корпус | 20 | 24 / 15 | 28 / 14 | 30 / 14 | 32 / 16 | |||||||
днище | 20 | 24 / 12 | 28 / 16 | 30 / 20 | 32 / 20 | ||||||||
Расстояние между штуцерами, м. | 1,1 | 1,4 / 1,4 | 1,1 / 1,1 | 1,4 / 1,4 | 0,9 | 1,1 / 1,1 | |||||||
Расстояние между штуцером и люком, м. | 1,4 | 1,4 / 1,4 | 1,4 / 1,4 | 1,7 / 1,7 | 3,15 | 1,4 / 1,4 | |||||||
Общая масса, т. | Ст.3 (спокойная) | 11,7 | 20,2 / 10,4 | 37,2 / 19,1 | 60,1 / 31,9 | 44,6 | 73,9 / 55,8 | ||||||
Ст.3 Н | 9,7 | 17,4 / 9,2 | 30,5 / 16,8 | 50,4 / 25,5 | 62,7 / 32,4 | ||||||||
Удельный расход металла (ст.3) на 1 м³, т. | 0,420 | 0,405 / 0,209 | 0,399 / 0,205 | 0,399 / 0,200 | 0,255 | 0,384 / 0,168 |
Номинальная вместимость, м³ | Внутренний диаметр, м | Внутреннее даление, 10 5 Па | Марка стали | Толщина стенки, мм | Масса одного резервуара, т | Число стоек | Относительная сметная стоимость, руб. на 1 кгс/см² |
---|---|---|---|---|---|---|---|
300 | 9 | 2,5 | 09Г2С (М) | 12 | 24 | 6 | 1400 |
600 | 10,6 | 2,5 | 09Г2С (М) | 12 | 33,3 | 8 | 1200 |
600 | 10,5 | 6 | 09Г2С (М) | 16 | 43,3 | 8 | 700 |
600 | 10,5 | 10 | 09Г2С (М) | 22 | 60 | 8 — 9 | 550 |
600 | 10,5 | 10 | 09Г2С (М) | 34 | 94,6 | 8 | 500 |
600 | 10,5 | 18 | 12Г2СМФ | 25 | 69,5 | 8 | 440 |
900 | 12 | 18 | 09Г2С(М) | 38 | 140 | 8 | 480 |
900 | 12 | 18 | 12Г2СМФ | 28 | 101,5 | 8 | 420 |
2000 | 16 | 2,5 | 09Г2С (М) | 16 | 101,2 | 12 | 1070 |
2000 | 16 | 6 | 09Г2С (М) | 22 | 143 | 10 | 650 |
4000 | 20 | 2,5 | 09Г2С (М) | 20 | 218 | 16 | 1100 |
4000 | 20 | 6 | 09Г2С (М) | 28 | 305 | 14 | 650 |
На крупных предприятиях все чаще используется способ хранения сжиженных углеводородных газов при атмосферном давлении и низкой температуре. Применение этого способа достигается путём искусственного охлаждения, что приводит к снижению упругости паров сжиженных углеводородных газов. При температуре −42 °C сжиженный пропан может храниться при атмосферном давлении, в результате чего уменьшается расчетное давление при определении толщины стенок резервуаров. Достаточно, чтобы стенки выдержали только гидростатическое давление хранимого продукта. Это позволяет сократить расход металла в 8-15 раз в зависимости от хранимого продукта и объёма резервуара. Замена парка стальных резервуаров высокого давления для пропана объёмом 0,5 млн м3 низкотемпературными резервуарами такого же объёма обеспечивает экономию средств в капиталовложения в размере 90 млн долларов США и металла 146 тыс. тонн., эксплуатационные расходы при этом снижаются на 30-35 %. На практике, в низкотемпературных резервуарах газ хранится под небольшим избыточным давлением 200—500 мм вод. ст. в теплоизолированном резервуаре, выполняющем в холодильном цикле функцию испарителя охлаждающего агента. Испаряющийся в результате притока тепла извне, газ поступает на приём компрессорного блока, где сжимается до 5-10 кгс/см². Затем газ подается в холодильник-конденсатор, где конденсируется при неизменном давлении (в качестве хладагента в данном случае чаще всего используется оборотная вода). Сконденсировавшаяся жидкость дросселируется до давления, соответствующего режиму хранения при этом температура образовавшейся газо-жидкостной смеси опускается ниже температуры кипения находящихся на хранении сжиженных углеводородных газов. Охлаждённый продукт подается в резервуар, охлаждая сжиженные углеводородные газы.
Наземные низкотемпературные резервуары сооружаются различной геометрической формы(цилиндрические, сферические) и обычно с двойными стенками, пространство между которыми заполнено теплоизолирующим материалом. Наибольшее распространение получили вертикальные цилиндрические резервуары объёмом от 10 до 200 тыс. м³., выполненные из металла и железобетона.