«Сокровище» как правильно пишется?
Как пишется слово?
Чтобы узнать как пишется это слово, необходимо узнать какой частью речи является это слово. Затем найти правило русского языка, которое определяет правописание. Давайте разбираться.
Правильно пишется:
«СОКРОВИЩЕ»
Другие варианты написания
Здесь мы приводим все формы слова, склонение по падежам (если это возможно с точки зрения правил русского), единственное и множественное число слова сокровище
Мало кто может пройти этот тест по русскому с первого раза! Попробуйте свои силы!
Сокровище — существительное среднего рода единственного числа в именительном падеже
Сокровище — существительное среднего рода единственного числа в винительном падеже
Сокровище — существительное среднего рода единственного числа в предложном падеже
Ед. число | Мн. число | |
---|---|---|
Им. | сокровище | сокровища |
Род. | сокровища | сокровищ |
Дат. | сокровищу | сокровищам |
Винит. | сокровище | сокровища |
Тв. | сокровищем | сокровищами |
Пред. | сокровище | сокровищах |
«СОКРОВИЩЕ» в контексте
Скажи, какое бесценное сокровище могут потребовать от меня боги?
Он подчеркнул, что самым ценным сокровищем в мире была свобода…
Глаза разбегались от собранных здесь сокровищ искусства.
– Ну и потом, вы что, правда не хотите больше искать сокровища?
РАЗБОЙНИЧЬИ «ПОКЛАЖИ» ДИКОГО ПОЛЯ
РАЗБОЙНИЧЬИ «ПОКЛАЖИ» ДИКОГО ПОЛЯ
История не донесла до нас достоверных сведений о времени появления на Руси профессиональных кладоискателей. Известно лишь, что уже в XV веке были люди, специализировавшиеся на розыске старинных «поклаж» и «скровищ». По сегодняшним меркам их можно считать романтиками-авантюристами, ибо такое занятие не сулило большого богатства, но зато таило немало опасностей как со стороны татей-разбойников, так и со стороны государевых людей. Те и другие рьяно охотились за кладоискателями, чтобы в случае удачи отнять у них добычу.
В более позднее время среди профессиональных кладоискателей существовала четкая специализация, главным образом в соответствии с географией торговых путей. Однако порой они пренебрегали ею и отправлялись в Дикое поле. Как утверждала молва, «в степи там тысячи баб каменных стоят, и под каждой богатая «поклажа» татями зарыта».
Кладов в Диком поле в силу его географического положения было спрятано действительно великое множество. Но вовсе не одними только разбойниками. Для такого огромного количества «скровищ» понадобилась бы целая армия «лихих людей», которая не должна была давать прохода ни конному, ни пешему.
На самом деле все обстояло иначе. Исторически Диким полем называлась бескрайняя степь между Доном, Верхней Окой и левыми притоками Десны и Днепра, то есть нынешние Полтавская, Сумская, Харьковская, Белгородская, Курская, Липецкая и Воронежская области. Это был край непрерывных войн, который, по словам писателя Ивана Бунина, «первым вдыхал бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над Русью, первым видел зарева страшных ночных и дневных пожарищ, ими запаляемых, первым давал знать Москве о грядущей беде и первым ложился костьми за нее».
Туда, на Дон, в вольные казаки издавна стремились тысячи русских людей, по большей части беглых крестьян и холопов. Они основывали «засечные городки», служившие передовой охранной линией Русского государства. Их основным занятием было земледелие, которое, конечно, не могло стать источником столь больших богатств, чтобы стоило зарывать их в землю. Тем более что Крымская орда постоянно совершала набеги, разоряя, а то и сжигая дотла многие городки и поселения в Диком поле. А купцы старались преодолевать его не поодиночке, а караванами с сильной охраной.
Получается, что грабить разбойникам было просто некого. Но тогда откуда взялись клады?
Их появление объясняется просто. Тамошние вольные люди, прозывавшиеся казаками, на своих вертких стругах часто совершали набеги на турецкие населенные пункты на берегах Азовского моря. Поэтому, строго говоря, их нельзя считать разбойниками, хотя при случае они были не прочь ограбить и купеческий караван. По возвращении казаки «дуванили хабар» — делили взятую добычу. Мягкую «рухлядь» — шелк, бархат, дорогие одежды сбывали заезжим купцам. А вот золото и драгоценности припрятывали до тех времен, когда подступит старость и уже нельзя будет участвовать в опасных походах. И хотя казак обычно поверял одному-двум своим самым близким товарищам, где зарыл «поклажу», очень многие клады так и остались невостребованными. Ведь ни один набег не обходился без потерь в схватках с татарами. И до «пенсионного возраста» доживали немногие.
По преданию, одним из самых удачливых был атаман Кунам. На высоком правом берегу Дона он основал засечный городок, окруженный земляным валом. Оттуда Кунам вместе с сыновьями Тяпкой и Русой не раз ходил в набеги на басурман и всегда возвращался с богатым хабаром, который прятал в потайной пещере. Уже в старости атаман пал в схватке с татарским богатырем. Над его могилой сыновья насыпали курган на правом берегу реки Красивая Меча при ее впадении в Дон.
После смерти отца во главе ватаги отчаянных удальцов встал Тяпка — это прозвище, данное ему еще в молодости, означало что-то вроде «рубаки». Оно увековечено в названии Тяпкиной горы в центре города, на которой в XVII веке была заложена Лебедянь. Смелостью и удачливостью сын пошел в отца. Так что потайная пещера постоянно пополнялась богатой добычей. Но однажды, как гласит предание, Тяпке было знамение, которое изменило всю его последующую жизнь.
Неподалеку от этих мест в Романцевском лесу жил отшельник Петр, известный по всей Рязанской земле своим подвижничеством. Тяпка и Руса пришли к святому человеку, приняли от него монашеский постриг и решили поселиться рядом. Братья заложили монастырскую обитель, в которой их прежние товарищи, также оставившие разбойничий промысел, стали послушниками. Во искупление грехов в 1353 году Тяпка истратил часть ранее награбленных богатств на строительство Ильинской церкви.
Правда, есть и другая версия истории Тяпкиного клада. Согласно ей, в начале XIV века московский князь Иван Калита направил в Орду дань хану Узбеку с боярином Тяпкиным. Но посол присвоил подарки хану и бежал с ними в Романцевские леса. Там он собрал шайку вольных людей, основал сторожевой городок на берегу Дона и стал грозой татар, убивая ханских баскаков и освобождая русских пленников. Во время одной из вылазок он освободил русского священника, который сначала поселился в его городке, а потом перебрался в лес, где около 1353 года построил церковь Святого Ильи о двух этажах: нижний для жилья, верхний для богослужений.
Позднее Тяпкин со своими товарищами тоже переселился туда и, приняв монашество, основал небольшой монастырек. В 1380 году его разграбили татары, бежавшие с Куликова поля. Немного позже в монастыре стал жить отшельник Петр, о котором говорилось выше, снискавший ему большую известность. Богомольцы везли туда богатые дары, которые иноки прятали в потайных местах. Однако в 1542 году монастырь был разорен татарами. Монастырские же сокровища они найти не смогли.
Столетия спустя крестьяне в окрестных деревнях рассказывали, будто в склоне горы над рекой Красивая Меча есть пещера, где Тяпка — неизвестно только, первый или второй, — схоронил бочонки с золотом. Но найти их, пока не наступит час, никто не может. А в качестве подтверждения приводился такой факт. Было немало охотников за сокровищами Тяпки, лазавших в ту пещеру, но они никому не дались. Причем якобы чтобы отвадить их, дожди вдруг начали намывать в пещеру песок. Ее дно стало подниматься все выше к каменному потолку, пока не остался лишь узкий просвет, по которому с большим трудом можно протиснуться ползком. Если же какой-нибудь смельчак проникнет в глубь подземного лабиринта, его охватывает непреодолимый ужас. Человеку кажется, будто он очутился в могиле и каменные глыбы сейчас раздавят его. В панике кладоискатель думает только о том, как выбраться из заколдованной пещеры.
Так и лежит разбойничья «поклажа» в ожидании своего часа.
КЛАДЫ РОССИИ
Реальные истории кладоискателей о поисках кладов
Разбойничьи клады
Ах, эти легендарные разбойничьи атаманы! Ах, эти лихие сказочные душегубы! До сей поры подними любого обывателя с кровати глухой ночью и спроси: «Какие прежде на Руси промышляли разбойники?» И можете быть твердо уверены, припомнят практически всех. Это современных правозащитников могут не вспомнить, но тех, стародавних Робин Гудов, Кудея-ров и Степанов Разиных не пропустят ни одного! Конечно, довольно интересно проследить жизненный путь этих сухопутных пиратов и перечислить все совершенные ими налеты, но в данной книге мы ставим перед собой совершенно иную задачу — понять, какими методами они действовали, и прояснить злосчастную судьбу награбленных ими сокровищ.
О подвигах Емельяна Пугачева конечно же наслышаны все. А вот что пишется об оставленных им кладах. В начале 1840 года два молодых человека, Александр и Степан Гусевы, переезжая с хутора Гусевского в Оренбург, остановились на ночлег в деревне Синегорка. Когда они распрягли лошадей и зашли в хату, то заметили лежащую на печи слепую старуху. Внимания на нее поначалу не обратили, а продолжили начатый на улице разговор. Но старушка недолго оставалась безучастной.
— Вы не из Никольского, случаем, приехали? — поинтересовалась она.
— Нет, из хутора Гусевского,
— Это который на Малом Ику, возле устья речки Ямшалы?
— Верно, бабуся, откуда знаешь?
— Я в молодые годы с Пугачевым ходила, была у него кухаркой. Когда по дороге на Иргизилу за нами гнались сакмарс-кие казаки, Пугачев приказал закопать на левом берегу Яшма-лы, возле устья, золото. Много ведь золота отнял у бар. Оно, чай, и теперь в земле лежит. Небольшая справка. Емельян Иванович Пугачев был казнен в 1775 году, и, следовательно, евидется им в последний раз довелось самое малое 65 лет назад. Поэтому в то время, когда происходил данный разговор, ей было не менее 85, а то и все 90 лет. О многом, вероятно, забыла старая женщина, но только не о зарытых некогда сокровищах.
Слух о том, что где-то в Синегорке живет некая Прасковья, столетняя старуха, которая в молодости ходила с Пугачевым, прошел по округе давно, поэтому братья отнеслись к ее рассказу с полным доверием. Когда братья вернулись домой, то старший из них, Александр Петрович (он уже был женат и жил отдельно), дождавшись, когда все домашние уснут, взял лампу и пошел ночью к устью речки. Искал, копал, буравил землю, но к утру все же откопал неглубоко зарытое деревянное ведерко с золотом. Перепрятав его в другое место (очень распространенное явление), он вернулся домой, не сказав никому ни слова.
Его брат тоже вскоре вспомнил о разговоре со старухой и поведал отцу про пугачевский клад. Отец удивился: «Почему же сразу не сказал?» Пошли и долго рылись в земле, но, как вы понимаете, ничего не нашли.
Тем временем старший брат медленно, но верно принялся осваивать доставшееся богатство. Занялся сплавом леса, прикупил много земли, выстроил две мельницы. Короче говоря, вложил его в материальное производство. И так удачно вложил, что когда раскулачивали в 1930 году его сына (старика уже), то изъяли золота едва ли не больше, нежели отыскал его отец. Богатейший был человек, хотя так и оставался по сути своей крестьянином.
А вот другая история. И все на ту же тему. Несколько легенд и даже кладовых записей было связано еще с одним пугачевским кладом, спрятанным вблизи бывшей крепости Рассыпной, все под тем же самым Оренбургом в Дикой балке (глубоком овраге). По рассказам местных жителей, этот клад был выкопан еще в середине XIX столетия. В том заросшем овраге скрывались беглые крестьяне, которые строили там для себя землянки. И вот однажды утром пронеслась молва: «Клад, клад вырыли!» И все, естественно, пошли смотреть. Клад нашли случайно, но вскоре выяснилось, что его уже искали ранее. Будто бы приезжали казаки с Урала, имевшие на руках план самого Пугачева. Но основную примету — большую березу они не смогли найти и вернулись ни с чем.
Кстати,, тема захоронений возле деревьев очень четко просматривается именно в линии кладов, связанных с именем Пугачева. Примерно в 1820/21 году, в морозный декабрьский день к внуку смотрителя Златоустовских заводов постучалась вечером нищая старуха, из тех, которые, потеряв родных и не имея средств для пропитания, сотнями побирались по российским дорогам.
— Пустите переночевать Христа ради, — попросила она, — сил нет идти дальше.
Старушку, которой на вид уже было за 80, на ночлег пустили, но наутро выяснилось, что дальше та идти не может. Да и некуда было идти бездомной. Делать было нечего, и ее оставили жить до весны, благо, требовалось старушке немного. Но к весне силы оставили ее совершенно и она, почувствовав приближение смерти, уже на смертном одре подозвала хозяйку дома и прошептала ей: «Слушай, Ивановна! Жить мне уже недолго, день, два. Грешница я была великая. Ведь я была полюбовницей пугачевского атамана. Когда разбили нас на Урале (имеется в виду река Урал), мы бежали через Сатку. Ехали в кибитке и везли большой сундук. Ночью приехали к реке Ай. Мой-то и говорит мне: «Акулина! Дело нашего «батюшки» обернулось плохо. Этот сундук полон серебра и золота. Давай его зароем здесь». Вытащили мы сундук, нашли на берегу два дуба, вырыли под ними.яму топором. положили в нее клад и завалили землей да каменьями. »
Дальнейший ход событий нам уже ие столь интересен. И понятное дело, что через 45 лет, после того как был зарыт сундук у «двух дубов», его и не пытались отыскать, да еще по такой «редкой» примете, как два дуба, с которыми за это время неизвестно что стало. Да и вряд ли кто-то в те неспокойные времена отправился бы за сотню верст в поисках сундука, о котором в предсмертном бреду поведала безродная бабка.
Так что весьма возможно, что какая-то часть ценностей, собранных армией Пугачева, все еще лежит на берегу реки с необычным названием
— Ай. И именно теперь появилась реальная возможность достать его на свет Божий. Ведь старушка во время исповеди указала и некоторые прочие приметы, используя которые, можно вычислить примерный район захоронения клада. Пусть он будет достаточно велик, пусть работать по нему придется не менее двух недель, а то и месяца, но овчинка выделки стоит. Давайте прикинем. Сундук тащили два здоровых и тренированных человека. Следовательно, вес его был не менее 80 кп Так скромно возьмем, не с перебором. Золото и серебро. Пусть в отношении 1:5.
13 кг золота дает нам по самому минимуму 140 000$. Да серебряные изделия или монеты. Все в том заветном сундуке — редкий антиквариат и нумизматическая ценность. И самый минимум, на что может рассчитывать парочка удачливых кладоискателей, это по 100 000$ на брата. Согласитесь — весьма неплохо для начала.
Но, разумеется, и это еще не все. Данный сундук лишь небольшая кроха от спрятанных пугачевцами богатств. Его, спасаясь от погони вез обычный «атаман», каких у самого «батюшки» было довольно много. Свою основную казну сам Пугачев спрятал при своем последнем отступлении, и случилось это событие где-то между Саранском и Пензой. Ориентир конечно слабоватый, согласен, но есть и кое-какие уточняющие детали. В тот момент он остановился на отдых в доме священника. Значит, это было село. А в те далекие годы было не так много сел между этими двумя городами. Если как следует изучить историю с географией, то наверняка удастся еще более сузить круг поисков. В конце концов, именно в этом-то и состоит наш основной интерес. В том вся соль и содержится, чтобы не с помощью примитивной лопаты, а с помощью своего интеллекта докопаться до сути и найти самый перспективный район для завершающих поисков. Там башковитого человека ждут уже не «жалкие» сотни тысяч, а полновесные миллионы!
Но и это еще не все. Будучи достаточно умным человеком, Емельян Пугачев (большие у меня сомнения в том, что это были его настоящие имя и фамилия) старался не отягощать себя в походах громоздкой добычей. Ведь все, что ему было нуэкно для пропитания и обмундирования его «войска», он захватывал силой, не имея привычки при этом расплачиваться. А все, что накапливалось ценного, он старался при каждом удобном случае закопать понадежнее. Так, большой склад добычи он устроил в местечке Берды вблизи Оренбурга. Там есть очень характерная местность со старинными курганами. Вот среди них предводитель крестьянского восстания и закопал (по преданию) немалые ценности. Есть, как водится, и еше несколько сходных историй, но достоверность их невелика, хотя, если пропустить их через интеллектуальное сито, и там можно будет что-то нарыть. Таким образом, проведя даже краткий анализ кладоискательских историй, связанных с именем Емельяна Пугачева, можно сделать однозначный вывод о том, что какую-то реальную подоплеку они имеют.
Совсем иное направление принимают наши мысли, едва мы беремся за исследование аналогичного наследства не менее известного исторического персонажа — Степана Разина. Да, разумеется, действовал этот выдающийся налетчик и грабитель намного раньше Пугачева (до 1671 года), но и о его подвигах народ помнит до сих пор. Помнят и о кладах, якобы им закопанных. Но очень странные эти легенды, очень неправдоподобные. А ведь ценности, захваченные им, могли быть весьма и весьма значительны. Кроме опустошительных набегов на западное и южное побережья Каспийского моря, он умудрился захватить и несколько крупных городов, таких как Астрахань, Саратов, Царицын. Население данных городов широко занималось торговлей и имело и многомиллионные капиталы, и ценное имущество. С толком потратить захваченные ценности или с толком вложить денежки в какое-либо прибыльное дело главарь бандитской армии явно не намеревался.
А если и намеревался, то просто не успел. Времени у него на это не было. Смотрите, с 1667 по 1669 года он во главе пиратской банды грабит каспийский регион, после чего отступает назад, в волжские плавни. С 1670-го он уже руководит «крестьянским восстанием» и организует массовые грабежи в весьма богатом районе Нижней Волги. А 6 июня 1671 года его уже казнили в Москве на Лобном месте. Когда тут вкладывать? Когда обналичивать награбленное?
Максимум, что успел Разин, так это действительно позакапывать похищенное по всевозможным тайникам вдоль линии своего следования. Линия эта известна — река Волга. Но это сотни километров, сотни островов, в значительной части ныне затопленных! Нет ли более конкретных указаний? К сожалению, они очень расплывчаты. Якобы имелась некая рукописная «сказка», указывающая на громадный по ценности клад, спрятанный в Лукояновском уезде Нижегородской губернии. Другое весьма обширное захоронение вроде бы сделано им вблизи села Шатрашаны Буи некого уезда Симбирской губернии.
По большей части все эти легенды были устными и напоминали детские страшилки. Вот, например, что рассказывалось про только что упомянутый мною клад. «Около реки тянется земляной вал, в этом валу вырыта пещера — выход частично обвалившийся. В глубине пещеры, за железной дверью, хранится сорок пудов золота и множество сундуков с жемчугом. Здесь также стоит икона Божьей Матери * а перед ней горит неугасимая лампада. Кто отыщет список этой иконы, тот отроет и клад, а кто станет рыть без иконы, тот тотчас и уснет. Во время рытья ударит двенадцать громов, явится всякое войско, и конное и пешее, и будут всякие привидения, только бояться этого не надо. » А вот другое описание на ту же тему.
«В четырех верстах от села Труслейки, говорят, Разин в подземном срубе спрятал клад в 104 миллиона рублей золотом. Там находится жестяная таблица, прибитая к матице из черного дуба. В выходе стоит стол, на столе лежит Евангельская книга, тут же стоит блюдо, а на блюде лежит камень-самоцвет весом в полтора фунта (600 г— 1 000 000000$) и камень невидимый. В углу выхода поставлены сорок два ружья, вокруг них — медная шпоночка, блестящая как золото. В выходе же стоит часовня, а в ней находится Крест Животворящий да Божья Матерь и Никола Милостивый. Перед их иконами горит большая неугасимая свеча. В кладу положено двойное золото, серебро— все крестовики, жемчуг и медные деньги, все с конями. Около клада стоит пристав-черт и никому денег не дает. Кто возьмет тот клад, тому положено построить собор-церковь и поставить в нем Животворящий Крест, а икону Божьей Матери отнести в Соловецкий монастырь. Камень же самоцвет и камень невидимый отослать царю. Невидимый камень нужно носить на груди, а в карман не класть. От него много пользы: если царь обойдет с ним всю Россию, то она сделается невидимой для неприятеля. Есть поверье, что если кто-то начнет копать этот клад, то из-под земли услышит женский голос: «Не усиляйся, раб Божий, своей силой поднять казну! Найди разрыв-траву и выручи Божью Матерь из неволи, и тогда твоему роду и породью будет Царствие Небесное.
Правда, похоже на предыдущую сказку? Но здесь, конечно, несколько покруче будет. Такое впечатление создается, что писана сия история человеком, который все это складывал и устраивал. Тут тебе все — и двойное золото, и Матерь Божья, и черт-охранник. Просто пещера Аладдина какая-то. Но почему-то представляется, что в то время Разину было не до устройства всяческих хитрых подземных хранилищ. Наверняка его основные припасы и награбленное имущество он транспортировал на больших челнах, в изобилии захватываемых его передовыми конными отрядами. И тактика его действий была основана на использовании этого транспортного средства* Нападение на крупные города он осуществлял комбинированным ударом с суши и реки. Вначале на окраинах появлялись многочисленные конные отряды, основной задачей которых было оттянуть силы тогдашних правоохранительных органов из центра города и «размазать* их по предместьям. Вот тут-то и вступали в дело основные ударные силы Стеньки. Высаживаясь внезапно с подошедших челнов, бандиты сотенными толпами вываливали из них на городские пристани и начинали безжалостно громить беззащитный город или более мелкий населенный пункт. К тому времени, когда стражи отваживались вернуться в охваченный пожарами городок, там уже не было ни налетчиков, ни захваченных ими ценностей.
Скажите теперь сами, как вывозилась захваченная разине-кой бандой добыча? Ну конечно же все вывозилось по реке! Использовать какие-либо иные возможности было просто глупо. Зачем искать телеги, зачем везти на них? Во-первых, их грузоподъемность невелика. Во-вторых, они свяжут своей неторопливостью кавалерию, и та разом потеряет свою мобильность. И к чему все это? Разин ведь был по сути своей именно морским пиратом и поэтому действовал соответственно. То, что он грабил по большей части расположенные на суше города и поселки, ничуть не противоречит этому утверждению. Прочие пираты, действовавшие в акватории Карибского моря и Атлантического океана, поступали точно так же. Громили прибрежные поселения и крепости с большим удовольствием и энтузиазмом. Главное, что в них можно было захватить богатую добычу!
И разинские «орлы», вернее будет сказать стервятники, поступали точно таким же образом, хотя вряд ли слышали о своих более именитых подельниках из Америки. Все пираты всегда и всюду с захваченным имуществом поступали примерно одинаково. Его грузили на пиратские суда и вывозили в море. И только потом, после раздела, заботливо прятали на суше. Причем, заметьте, не на всякой суше, а только на той, которая была как можно дальше удалена от материка, то есть на островах. Но так поступали именно морские пираты.
А как же действовали в аналогичной обстановке наши, речные разбойники? А действовали они, скорее всего, аналогично Добычу делили и растаскивали по своим личным тайникам. Поскольку сам Разин наверняка получал львиную долю добытого, то он в первую голову был заинтересован в том, чтобы время от времени припрятывать весьма массивные и обременительные ценности. Ведь, повторяю, тратить их либо использовать как-то еще он был просто не в состоянии. Но и постоянно таскаться по реке с целым караваном разнокалиберных посудин с барахлом ему тоже было не с руки. Проблемы те же. Потеря маневренности. Нецелевое использование подвижного состава. Постоянное отвлечение значительных сил для охраны награбленного имущества. Короче говоря, негатива в данной ситуации было намного больше, нежели позитива.
А раз так, то он постоянно устраивал тайные хранилища: либо на островах, (что характерно для всех пиратов), либо вблизи берегов, особенно тех, которые были пустынны и непригодны для житья. Если наша гипотеза верна, то в народных сказаниях обязательно должна была прослеживаться линия кладовых захоронений, связанная именно с водой. И такие нашлись!
«Плыли рыбаки по Волге-матушке, а тут возьми прямо на их глазах обвались песчаный склон на крутом берегу волжского плеса, и отвалившийся кусок косогора обнажил полусгниь-шую ладью, груженную сундуками и бочками с золотыми и серебряными монетами. Потом еше рассказывали волжские жители, что такую же ладью нашли на одном из безымянных островов». И вот еше послание, будто бы писанное самим Степаном: «Предъявляю тебе, другу милому, клады и выходы на реке Али-тыре. На реке суходолемною была проведена плотина к реке Мару, к искусственному кургану, в том месте от Мару зарыт пивной котел денег, рядом изба, там было зарыто серебро — 3 пуда, жемчуг — 3D фунтов, украшения золотые и дорогие часы. Четыре осмины золота и образа жемчужные с разными распятиями, медь и серебро без счета. От воды примерно в трех аршинах закопан сундук арабский. И привалили камень, и сделали на нем тайный знак. И много чего еше».
Рекой «Мара» вполне может быть Самара. В нижнем своем течении весьма широкая и удобная для судоходства река. Замечаете, все действие крутится около воды, что для пиратов вполне естественно. Но вот еще свидетельства. Симбирский (Ульяновск) мещанин Косолапов перед смертью поведал родным о том, что как-то во время сенокоса на одном из львоа-ских островов он случайно наткнулся на занесенную песком лодку с серебром. Снова острова, вода, заметьте, и снова лодка, наполненная ценностями. Уж не Разина ли это кладовушка?
На самом деле прятать taKne объекты очень легко. Лодку с ценным грузом загоняют в узкую бухточку или промоину и попросту забрасывают речным песком, даже без лопат, руками. Полчаса работы, и лодка неизбежно тонет. Отыскать ее впоследствии очень нелегко, поскольку она моментально замывает* ся песком, речным илом и сливается с окружающей местное* тью. Но если это так, то почти со всеми захоронениями подобного рода придется проститься навсегда. Дело в том, что массовое строительство гидроэлектростанций на Волге привело к тому, что было затоплено не только множество островов, но и тех прибрежных долин, которые 400 лет назад были сушей, Таким образом, эту часть возможных кладовых захоронок мы с чистой душой списываем со счетов. Но, вполне возможно, остаются те, что были заложены задолго до последнего похода Разина. Где они могут находиться? Обратимся к истории. Возьмем в руки «Хронологический указатель важнейших событий русской истории» Н. Всеволжского, выпушенный в свет в 1845 году.
«В 1667 году донской казак Стенька Разин начинает разбои, по Волге спускается в Каспийское море. Астраханский воевода князь Хилков посылает к нему стольника Сивцова объявить тому прощение и царскую милость, если он перестанет грабить. Но Разин убивает Сивцова и увеличивает размах своих разбойных «операций». Он буквально опустошает берега Гиляни и Мизан-дерана (прибрежные районы современного Азербайджана и Ирана). Разбивает направленные против него персидские суда. Посланное Хилковым под начальством воеводы Сиверова царское войско Стенька разбивает наголову. После этого он поворачивает на север и легко овладевает Яицким городком, который впоследствии брал и Пугачев. Шайка Разина завоевывает авторитет, и к ней присоединяется шайка Сергея Косого. Государь посылает против него уже двух князей: Прозоровского и Львова. В 1668 году Львов окружает шайку Разина. Предвидя невозможность спасения, Разин заводит переговоры, обещая загладить свои преступления. Львов соглашается на его предложения. Разбойников отправляют в Астрахань, а воевода едет к царю для принятия повеления, 1669 г. Царь соглашается простить Разина, который принимает присягу, и его отсылают на Дон со всем награбленным добром».
По-русски это называется просто — пустить козла в огород. Посмотрим, к чему такая милость привела впоследствии. В нестабильном и без того регионе появляется тертая, удачливая бандгруппа, несказанно обогатившаяся и к тому же получившая сверху прощение по всем статьям. Это был не только вызов всему донскому казачеству, но и пример, причем самого дурного толка. Своими залихватскими рассказами и грудами неправедно нажитого добра они возбуждают в округе самые низменные инстинкты и желания. Все казаки жаждут разбогатеть, причем как можно быстрее. Начинается брожение в массах, которое очень скоро выливается в настоящий бунт. И только что прощеный царем Разин очень быстро возглавляет «народное Движение». Пиратская вольница оседлала привычный лодочный транспорт и двигается вверх по Волге. Снова повальный грабеж и массовые убийства. Перед захваченными жителями Поволжья стоит единственный выбор: примкнуть к пиратам или быть убитыми. В таких условиях банда растет как на дрожжах, буквально на ходу превращаясь в мощную военную силу. После предательства охранявших Царицын стрельцов разницы лет-ко захватывают и подчистую грабят город. Отрезанный от метрополии в Астрахани Прозоровский вновь направляет Львова против распоясавшегося бандита, но у.того проблемы с войсками. Стрельцам не выплачено жалованье, и воевать на пустой желудок они не хотят. Положение критическое, и местный митрополит выплачивает служивым 2600 рублей из собственных доходов, но положения это не спасает. Стрельцы капитулируют, и Астрахань также подвергается разграблению.
Вот здесь наступает самый интересный момент. В планах Разина — подняться но’ Волге и взять Саратов; Но суда и так набиты награбленным «под завязку». И чтобы они не затрудняли общий ход операции, их наверняка разгрузили. Куда же дели добро? Скорее всего, его спрятали вблизи Царицына. И вот почему. Ведь раньше Волго-Донского канала не было, и переправить награбленное на Дон водным путем было невозможно. Налетчики же не имели времени, для того чтобы предпринять длительную транспортную операцию, поскольку достигнутый тактический успех следовало быстрее развивать. И велика вероятность того, что значительную часть обременявшего их груза они спрятали на правом берегу Волги, несколько ниже разоренного ими Царицына. То есть в том месте, откуда до Дона рукой подать. Здесь вполне могли остаться несколько стародавних захоронений, если, конечно, за ними впоследствии не вернулись те, кто их прятал.
Конечно, так бесконечно продолжаться не могло, и несчастного обезглавили. Но вот какая странность. Фрол водил царских кладоискателей вдоль Дона и никогда не совался на Волгу. А реалии же таковы, что основные находки кладов, относящихся к тем годам, сделаны именно на островах и прибрежных долинах Волги! Так что же это брат Степана Разина преднамеренно валял дурака? Выдал бы хоть один кладик, глядишь, и послабление ему бы выпало, ведь наверняка жить-то хотелось. Но он рыскал лишь вдоль Дона. Загадка!
Отгадку ее мы вряд ли найдем, но весьма вероятно, Фрол ничего толком и не знал о волжских захоронениях. Что. если он организовывал доставку имущества, захваченного его братом, именно на Дон, в родовую вотчину и поспеть везде просто не мог? Так это или не так. можно только догадываться. Однако не мешало бы провести поисковые действия на наиболее крупных речных островах, хотя это можно сделать только на участке реки, лежащей ниже Волгодонска. Впрочем, это дела дней будущих, а мы с вами пока вернемся в прошлое.
Далее Разин двинулся к Ростову. Кроме этого города, его конные орды взяли и разграбили такие города, как Воронеж, Тула, Усмаиь, Елец, Алатырь, Пенза, Саранск и т.д. Короче говоря, всевозможной добычи было захвачено немало* Конечно, какая-то часть ее разошлась по рядовым бандитам и командирам низшего звена, но основное (и. разумеется, самое ценное) заграбастал ненасытный Стенька. Это была его роковая ошибка. Ведь основная масса «полевых командиров» пошли за ним именно из-за желания быстро и незамысловато обогатиться.
Недовольство в бандитской Среде — дело обычное. Зависть, ущемленное самолюбие, всепоглощающая жадность и поныне заставляют нижестоящих бандитов бороться с вышестоящими главарями, не особо выбирая методы и средства. Вот и в случае с Разиным мы наблюдаем точно такую же ситуацию. Своей ненасытностью он собственными руками создал в своем ближайшем окружении сильную оппозицию. И пока главарь самозабвенно набивал свои «закрома», эта оппозиция ждала удобного момента, чтобы скинуть его с престола. Момент не замедлил представиться.
И когда сильно потрепанное воинство его начало откатываться вдоль Волги, спешно закапывая, топя и пряча награбленное, Разина сдали властям при первом же удобном случае. Отсюда мы тоже можем сделать кое-какие выводы относительно возможного местонахождения кладовых захоронок. Их может быть два вида: сухопутные и речные. Сухопутные кладики образовывала та часть разинского ополчения, которая воевала в основном на суше. Поскольку с собой много не унесешь и глубоко не закопаешь, то такие клады могут иметь небольшой объем, но быть весьма распространенными. Залегать они будут вдоль линии поспешного отступления отброшенных от Симбирска «повстанцев». Значит, искать их стоит с юга от Ульяновска, в Сурском или Карсунском районах. Собственно говоря, там большинство «разинских» кладов, которые можно отнести к категории мелких, и найдено.
Но где же основное сокровище? Почему же до сих пор не найдено? Может быть, клады Разина таятся во всевозможных естественных и искусственных сооружениях, встречающихся вдоль Дона и Волги? Таких мест немало. Вблизи села Котюко-во заблудившаяся девочка случайно наткнулась в овраге на пещеру, где лежали старинные пистолеты, иконы и сундуки. Повторно отыскать ее не удалось. Долго велись поиски в долине реки Черемшан Симбирской губернии, в районе станции Средняя Абаза. Самарская лука также связана с именем Разина, особенно самая высокая ее точка — Молодецкий курган. Еше больше подобных мест имеется в районе Жигулевских гор. Но там есть многочисленные карстовые пещеры, есть где спрятать. А вот стародавняя запись на ту же тему: «Недалеко от деревни Банновки, между селом Золотым Саратовской губернии и устьем Большого Еруслана, есть крутой бугор Стеньки Разина. »
Говорят, что именно там, под охраной колдовского заклятья, лежат сокровища, добытые донским казаком, осмелившимся поднять народное восстание против царя. Заклятье — это, конечно, здорово, это сильно впечатляет, но в поисках, к сожалению, помогает крайне мало. Единственно, что остается современным кладоискателям, — обследовать доступные пространства вдоль волжских и особенно донских берегов- Ведь «на Дону» прятал свои сокровища не только Разин, но и другие исторические персонажи. Взять, например, историю клада кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Кал-нышевского. Сам он был похоронен на кладбище Соловецкого монастыря, но до своей опалы успел позаботиться о сохранности казны войска и личных сбережениях. Подозревают, что сей громадный клад был им спрятан вблизи станицы Раздорская (Ростовская область), где до сих пор живут потомки славного атамана.
Где все же следует искать? Прежде чем приступать к поискам столь стародавних захоронений, следует максимально полно ознакомиться с архивными материалами, связанными с именными кладами той или иной исторической личности. Это поможет обозначить и несколько сузить пункт дальнейших поисков. Далее следует выехать в наиболее вероятный район и собрать легендарный материал прямо на месте. Обычно это по могает оперативно выявить конкретные полигоны, компактные географические образования и, разумеется, природные достопримечательности. На последние объекты надо обратить наибольшее внимание. Всегда, во все времена тот, кто что-то прятал, невольно искал глазами ориентир, который помог бы спрятанное найти. Ведь раньше был другой темп жизни, другие скорости. За кладом его владелец мог вернуться и через десятилетия. Следовательно, ориентир, обозначающий его присутствие, должен был, по возможности, быть монументальным и несокрушимым. На эту роль, особенно в равнинной местности, хорошо подходят следующие объекты: старые плотины и дамбы, мощные устоявшиеся овраги, отдельно лежащие валуны, выходы из-под земли коренной породы, выложенные камнем колодцы, точки слияния двух рек, мосты, привычные броды, пещеры, курганы, карстовые провалы, мощные, отдельно стоящие и долгоживу-шие деревья (дубы, сосны) и прочее. И если вам в своих исследованиях удастся увязать имя того или иного исторического кяа-доукрывателя с чем-то подобным из приведенного списка, то будьте особенно внимательны. Именно здесь-то и возможны самые значительные находки! Подозрительный район следует зарисовать, сориентировав рисунок по сторонам света. Зачастую материальные захоронения делаются не рядом с валуном иди столетним дубом, а в некотором отдалении. Очень часто такие тайники увязаны с указаниями компаса. Подавляющая часть кладов была и заложена и найдена с помощью обычного компаса. Согласитесь, что гораздо легче выдерживать направление, двигаясь согласно указанию красно-синей стрелки. Кроме того, нужно иметь в виду и простейшие приемы геометрии. Так, есть масса свидетельств того, что захоронения делают внутри образованного деревьями или валунами треугольника.
Поэтому не ленитесь добросовестно изучить окружающую вас местность и прикинуть, где бы вы сами спрятали нечто ценное. При этом вы должны все время помнить старинную русскую пословицу «Подальше положишь, поближе возьмешь». В прежние века ее понимали буквально и действовали соответственно ей. Наши предки тоньше чувствовали природу и ловчее к ней примеривались* Кроме того, необходимо понимать, что время и человеческая деятельность в иных случаях неузнаваемо меняют ландшафт. Поэтому не стесняйтесь опрашивать старожилов, которые если чего-то не знают сами, так могут направить к сведущему человеку.
Поиск исторического клада — это не бездумное хождение по местности с тем или иным прибором. Нет! Это полноценное расследование с проверкой множества версий. И очень советую собрать по тому или иному кладу всю возможную и доступную информацию. Поверьте, гораздо продуктивнее и дешевле посидеть в библиотеке или архиве, нежели то же самое время провести в «поле». В качестве примера хочу привести данные, которые получил лично. Допустим, что по условиям проведения магнитной разведки нам необходимо обследовать луг площадью в 1 кв. километр. Вроде немного. Один километр мы, не торопясь, проходим за 15 минут.
Но квадратный километр для поисковика — это совсем другое дело. Опыт показывает, что такую плошадь на идеальной местности (ровная, твердая поверхность без строений и естественных препятствий) можно обработать за 4—5 дней, да и то, если погода хорошая и мы разыскиваем достаточно массивный предмет вроде 4 бочонков Якоба Кёнига. Но если мы работаем в лесу, то время на поиски уйдет вдвое больше. Если же нам предстоит обследовать сильно заболоченные пространства либо работать на воде, то времени на обследование все того же квадратного километра потребуется еще вдвое больше. Иными словами, на тот же километр уйдет от 16 до 20 дней! При этом надо иметь в виду, что работа одного оператора в течение суток потребует затрат от 20 до 50$.
Легко составить простейшую таблицу, по которой каждый сможет заранее спланировать время и средства, потребные для решения практически любой конкретной задачи. Вот пример непосредственно из жизни. Требовалось выяснить местонахождение снятого с колокольни и сброшенного в реку старинного колокола. Задача была бы проста и очевидна, но река несколько раз меняла свое русло, и выяснить, куда почти двести лет назад отволокли колокол, было непросто. Исходя из отработки картографического материала, было решено, что общая площадь полигона может составить 0,5 кв. километра и 0,1 кв. километр водной поверхности. Массу колокола мы оценивали в 800 кг, и, следовательно, основной рабочей ячейкой для работы мы избрали квадрат 5×5 метров. Грубо говоря, два замера давали мне 25 квадратных метров обследованной площади.
Такой размер рабочей ячейки как раз и соответствует поиску клада герра Кёнита. Отсюда следовали и все остальные расчеты. На сухопутную часть должно было уйти не менее двух дней. И обследование водной части тоже заняло бы примерно два дня. Итого четыре. Но четырех дней у нас не было. Поэтому решили использовать двух операторов. Они должны были работать параллельно, один на земле, другой — на водной глади. За два дня они вполне гарантированно могли «прозвонить» указанные площади. Общие затраты в среднем составляли по 40$ за день работы. Итого получилось: вся работа за два дня должна была стоить 320$. Теоретически. Но фактически вышло более 450$, т.к. неожиданно много денег «съела» дорога. Но вы понимаете, что это была только разведка, установление самого факта пребывания колокола в данном месте. Извлечение же находки потребовало и новых усилий и новых затрат. Они вылились в четыре дня работы и порядка 870$.
Но и это еще не все. Транспортировка находки, хранение ее, поиски покупателей и вновь транспортные расходы. На все про все ушло более 2000. Примерно столько же было получено в качестве «прибыли». Но, разумеется, полноценной прибылью такую сумму считать нельзя. Все-таки четыре человека потратили на это дело уйму своего времени, не говоря уж о прочих материальных ресурсах.
Но в данном случае имелась хоть какая-то материальная компенсация потраченных усилий. А ведь в 9 случаях из 10, как показывает практика, картина наблюдается прямо противоположная. Поэтому хочется всех наших последователей заранее ориентировать на то, что неудач и разочарований в поисковых делах на порядок больше, нежели выигрышей. Единственное, что можно твердо гарантировать в нашем нелегком и непредсказуемом деде, так это массу всевозможных приключений да еще молодой блеск в глазах, вплоть до самой старости. Все же надо честно признать и во всеуслышание сказать, что поиск исторических и прочих клад — это все же в большей степени экстремальный спорт, нежели способ обогатиться.
Выигрышные случаи, разумеется, бывают, но уж очень редко. Здесь вот какая хитрая закономерность прослеживается. Выигрывает по крупному только тот, кто либо обладает уникальной информацией (что почти невероятно), либо вкладывает в поиски такие средства, которые большинству из нас просто не снились. Ведь надо понимать, что поиски, в общем-то ограниченного и небольшого набора исторически прославившихся захоронок ведется многие десятилетия. И если часть из них на данный момент все еще не найдена, то это произошло только потому, что в конкретном месте, на конкретном объекте не был достигнут нужный уровень капиталовложений. Здесь все так же, как и при создании атомной бомбы. Со 100 000$ ее не сделаешь, а со 100 000 000$ — нет проблем!
Впрочем, пора вернуться к нашим разбойникам. Еще более интересной и загадочной личностью был легендарный разбойник со странным именем Кудеяр. Со своего детства помню, как еще молодые мои родители и их гости после пирушки начинали петь песни. Пели и про Стеньку Разина, как тот бросал княжну в набежавшую волну, и про замерзающего в степи купца, и про Кудеяра тоже пели. Жили двенадцать разбойников и Кудеяр атаман, Много разбойники проли-и-и-и крови честных христиан.
Видимо, это был и в самом деле незаурядный человек, если и через 400 лет после его смерти о нем пели песни. Хотел бы я лишь раз взглянуть в глаза хоть одного из современных деятелей, о котором через четыре столетия будут помнить. По всей видимости, это был не просто разбойник, а и личность просто незаурядная. Это был человек, легенды о котором слагались во всех южных и центральных губерниях России. Создается такое впечатление, что он действовал с поистине царским размахом, буквально сотрясая своим присутствием и без того шаткую власть Ивана Грозного. Может быть, все внешне нелогичные и чрезмерно жестокие действия царя были в конечном счете направлены против того, кто дерзнул помериться с ним силой, против грозного Кудеяра! А что? Ведь есть же вполне обоснованные утверждения некоторых историков, прямо заявляющих о том, что Кудеяр являлся не кем иным, а старшим братом Ивана Грозного! Незаконнорожденным, но братом и, следовательно, непримиримым соперником в борьбе за престол!
Вот как происходило дело. Известно, что первая жена великого князя Василия Ивановича, отца Ивана IV, Соломония Сабурова была бездетна. После многих попыток и «медицинских» ухищрений стало окончательно ясно, что наследников у князя не будет. Тогда Соломония Сабурова была насильно пострижена в монастырь, а Василий женился вторично, на Елене Глинской. Та родила ему двух сыновей — Ивана (Иоанна) и Георгия (Юрия). Между тем у монахини Сабуровой тоже родился сын. И возможно, отцом его стал (да, скорее всего, и был на самом деле) князь Василий. Родился он, естественно, раньше и прав на княжий престол имел больше. Но все равно с рождением он опоздал, ибо обстановка в царских покоях коренным образом переменилась. Там уже на законных основаниях главенствовала новая жена, которая всеми доступными ей методами боролась за место при дворце и власти.
Следовало ожидать наемных убийц, и поэтому был немедленно пущен слух о том, что новорожденный-де умер вскоре после рождения и погребен в суздальском Покровском монастыре. (В 1934 году могилку мальчика вскрыли, но обнаружили там только деревянную, грубо вырезанную куклу в детской одежде.) Есть предположение о том, что малыша с соблюдением всех норм конспирации тайно переправили к крымскому хану. Можно спросить, почему именно туда? Да потому что Крым был отдельным государством, от России не зависящим, и у Сабуровой наверняка имелись с крымским ханом некие тайные договоренности.
Другими словами, легендарный Кудеяр самим фактом своего рождения как бы предвосхитил появление «железной маски» во Франции. Но там Людовику удалось выкрутиться из щекотливого положения, заточив одного из претендентов в тюрьму. А в России этого сделать не удалось. Последствия были столь катастрофичны, что о них помнят и по сию пору. Мальчики вскоре подросли и в определенный момент им открыли страшную тайну, связывающую их незримой, но неразрывной цепью.
И началась между ними тайная, но абсолютно беспощадная битва за российский престол. У каждого из природных государей была и своя партия сторонников и партия противников, и методы борьбы они использовали самые коварные и беспощадные. Иван Грозный наверняка прекрасно понимал, что Кудеяр имеет больше прав на трон, но добровольно от него отказаться не мог. И используя весь доступный ему «административный ресурс», боролся за свое место под солнцем.
Косвенным подтверждением того, что претендент действовал под эгидой крымского хана, может служить тот факт, что все места, где действовали его боевые дружины, так или иначе, привязаны к транспортным, в основном торговым путям из Крыма в центральные районы России. О размахе действия «повстанческой армии» Кудеяра свидетельствует то, что так называемых Кудеяровых городков только в южных регионах России насчитывается больше сотни. О самих «городках» я еще вам расскажу, а пока мы подумаем над тем, как, какими методами велась борьба между претендентом и правящим царем. Как вообще такое противостояние могло происходить?
А происходить оно могло на первом этапе, если не политическими, то экономическими мерами. Правда, меры те были, на современный взгляд, довольно своеобразными. Под контроль войск претендента были взяты практически все торговые пути. Массовые грабежи на всех без исключения торговых путях должны были, рано или поздно, вызвать в стране всевозможные трудности и недовольство. А оттуда было уже недалеко до народных восстаний, бунтов и потрясений на самом верху, в Кремле. Вот тогда и можно было заявить свои права на престол. И борьба началась. Длительная, упорная. При мощной финансовой и политической поддержке из Крыма были набраны тысячи, как сказали бы сейчас, наемников, которым была поставлена простая и конкретная задача— грабить в России каждого встречного-поперечного. И повальный грабеж, причем не в какой-либо отдельной губернии, а вообще везде, на любой более или менее приличной дороге начался незамедлительно. Ведь для грабителей было сделано максимум удобств, в том числе и бытовых. Для них даже были построены специальные долговременные убежища (в основном подземные), в которых натрудившиеся за день грабители могли отдохнуть и привести себя в порядок перед новым трудовым днем. Да, да, все это мероприятие было рассчитано не на однократную акцию устрашения, а на долговременную осаду крепости под названием Российская держава.
Ну а где грабеж, там должны были быть и клады, так, во всяком случае, считала народная молва. И в качестве основных мест, где могли быть укрыты отобранные у купцов и служилых людей сокровища, назывались именно такие подземные бункеры, прозванные в народе «Кудеяровы городки». Соответственно, ходили по рукам и «кладовые записи», так или иначе указывающие на данные места. Такой была и кладовая запись, хранившаяся в библиотеке монастыря Оптина пустынь. Там, в частности, говорилось об одном таком городке, расположенном в окрестностях Козельска и Лихвина (ныне Чекалин). Он располагался в 18 км от Оптиной пустыни недалеко от старинной дороги из Козельска в Лихвин, и назывался соответственно — «Чертово городище» или «Шутовская гора».
«. На заросшем лесом высоком бугре, господствующем над окружающей местностью, почти на самой его вершине, тремя отвесными стенами поднимается из земли громадная глыба сероватого песчаника, изборожденная многочисленными трещинами и поросшая мхом. Четвертая сторона «городища», полуразрушенная временем, почти сравнялась с площадкой на вершине холма, образуя своеобразный «двор» Чертова городища. По преданию, здесь находился замок Кудеяра, построенный для него «нечистой силой». В толще песчаника, из которого сложено городище, скрывается несколько пещер. В главной пещере, называемой «входом на нижний этаж», могло свободно разместиться несколько человек. Из пещеры уходят в толщу горы два узких лаза. » Рассказывали, что строившая каменный замок «нечистая сила» оберегает теперь зарытые на городище и в окрестных оврагах и лесных урочищах заговоренные клады Кудеяра. А неподалеку от городища находится «Ку-деяров колодезь», в котором укрыты, по преданию, «12 бочек золота».
Особый интерес кладоискателей вызвало «Кудеярово городище», расположенное в дебрях Усманского леса. Оно было окружено высоким валом и даже окружено рвом. Примерно в 1840 году одной из крестьянок села Студенки посчастливилось найти там массивный золотой перстень. С тех пор многочисленные охотники за наживой изрыли весь лес ямами и траншеями. Отыскивали всякую мелочь, но ничего существенного найдено не было.
А вот в других местах кладоискателям везло больше. Известно но крайней мере четыре случая, когда именно в подобного рода «городищах» и урочищах находили значительное количество серебряных монет и некоторые золотые вещи. Но довольно большое число подобного рода объектов все еше ждет современного кладоискателя, вооруженного не одной лишь лопатой, а и соответствующей современной техникой. Например, в Липецкой области, на Дону, напротив села Долгое возвышается гора, именуемая «Черный Яр» или «Городок», как еще говорят местные жители. На ней лежит большой синеватый камень, в который, по преданию, обратилась лошадь Кудеяра.
В бывшем Пронском уезде, близь сел Чулково и Абакумо-во, находится урочище «Каменные Крестцы». По слухам, именно здесь находилась одна из главных ставок Кудеяра. Вроде бы даже в XVIII веке здесь нашли камень с именем всероссийского налетчика. В Орловской области, в Брянских лесах, Тульской, Калужской и т.п. местах везде есть объекты, так или иначе связанные с нашим «героем». Разумеется, один и тот же человек при всей своей пронырливости и вездесущности никак не мог одновременно присутствовать во всех этих местах. Но для нас это и неважно. Ведь рядовому поисковику в общем-то все равно, кто именно спрятал награбленное, сам легендарный Кудеяр или кто-то из его соратников. Но тщательное обследование подобных именных объектов, связанных с именами знаменитых грабителей и душегубов, может образовать целое направление в кладоискательстве.
И чтобы лучше искалось, приведу еще один рассказ про нашего «героя». 24 мая 1664 года в Землянском уезде (между Воронежем и Ельцом), в степи за рекой Ведугой (приток Дона), верстах в десяти от города можно было увидеть необычное оживление. Человек сорок дружно пере кап ывали склоны обширного оврага, разделявшего две горы, на одной из которых возвышались оплывшие валы старинного городища. Так как люди эти были пришлые, то на их работу сейчас же обратили внимание несшие сторожевую службу землянские служилые казаки и немедленно доложили о происшествии начальству.
После некоторых размолвок и те и другие принялись копать вместе. Вырыли три значительных котлована и, потеряв еще два дня на поиски, разошлись в разные стороны* Мечты о несметной казне развеялись. Но слухи о том, что на Ведуге ищут клад, молнией разнеслись по округе. Уже 9 июня приехал в Землянск воронежец, боярский еын Иван Астремский и объявил Островскому, что у него имеется подлинная грамота с росписью и признаками тому воровскому Кудеярову городку и иным местам, где какая казна положена. «Та подлинная грамота и роспись, — показывал Астремский, — выслана была из Крыму в Путивль в прошлых годах от того вора Кудеяра к брату его Кудеярову (сводному) и от товарища его Кудеярова, от некого князя Лыкова».
В доказательство своих слов Астремский предъявил воеводе саму «кладовую запись» — небольшую узенькую полоску бумаги, на которой был написан следующий текст: «Двинулись на сутки, ров перекопали, и вал завалили и надвое городище перекопали. А где была съезжая изба, тут кирпичные ступени, из дуба в березу ухват, дуб на горе, а береза под горою. Во лбу колодезя сруб срублен, землею осыпан. Колодезь потек на восход по мелкому по серому камешку, покаместа лески, покамес-та колодезь, ниже лески поникнул, на нем же заплот, ношена земля из одной горы, а в ту яму положена медь.
А на заплоте железо всякое, по колодезю метано железо всякое. А пошел колодезь через поле, пошел в столбовую реку. А посторонь пруда баня, а то наше городище обошло логии и болота. На среднем валу стоит дуб изстрелян^ а через ров мост мощен, под мостом гробница. На выезде курган на четыре угла, на нем пушки леживали. На том же валу два дуба, в них были ворота. Во лбу колодезя стоит дуб, на нем лук тянут вдоль по колодезю, да через колодец липа перегнута. »
Воевода долго вчитывался в «кладовую запись», пытаясь понять ее загадочные указания. Было очевидно, что в грамотке перечислены приметы дороги к Кудеярову городку, и той потайной полянке с озером, где стоят «семь изб земляных» баня и кузня. От этой поляны дорога ведет к караульному кургану, а рядом с тем курганом и находится «погреб» с поклажей. По всей видимости, именно этим текстом руководствовался поп Киприан, когда начал копать с Черновцами лог на реке Ведуге. Воевода пытался сопоставить приметы «росписи» с той местностью и приложить приметы Кудеярова клада к городищу на Ведугской вершине, хотя сам местность знал плохо и «того городка не ведал». По его просьбе Астремский даже пытался составить «чертежец». Долго ездил по окрестностям воевода, но к определенным выводам так и не пришел. Послал грамоту царю.
В Москве признали все дело заслуживающим внимания и 27 сентября 1664 года докладывали об этом государю. Так что даже московские государи не гнушались заниматься поисками Кудеяровых кладов. А уж нам и сам Бог велел этим заниматься.