Главная » Правописание слов » Как пишется свободный диктант в 7 классе по русскому языку

Слово Как пишется свободный диктант в 7 классе по русскому языку - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Чудо-упражнение: свободный диктант

В нашем сообществе мы уже обсуждали вопрос, как научить ребёнка писать изложение, рассматривали специальный алгоритм, некоторые наши читатели уже им воспользовались и прислали свои отзывы. Очень рада, что мои советы и приёмы помогают.

Мы уже говорили о том, что изложение — это специальное речевое упражнение — письменный пересказ текста. Чтобы ему научить, нужно начинать с устного пересказа и письма по памяти (в 1-м классе), а во 2-м классе добавить предварительное письменное упражнение — свободный диктант.

Что такое свободный диктант? Помню, после экзамена по методике преподавания русского языка на четвёртом курсе в МПГУ заведующий нашей кафедрой Михаил Трофимович Баранов рассказал, как его студентка на вопрос о том, что такое свободный диктант, ответила: «Это когда учитель диктует, а ученик хочет пишет, а не хочет — не пишет».

На самом деле, конечно, свободный диктант — это совсем другое. Это чудо-упражнение! Оно сочетает в себе изложение, диктант и письмо по памяти. Начинать писать свободные диктанты можно уже в конце 2-го класса, а в 3-м рекомендуется проводить их как можно чаще. Это очень эффективное комплексное обучающее упражнение.

КАК ПРОВЕСТИ СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ?

Надо для первого раза выбрать текст из двух абзацев, в каждом абзаце не больше трёх коротких предложений. В предложениях должны быть слова с изученными орфограммами, тогда это будет и упражнение в правописании. И вообще тексты для свободных диктантов должны быть короткие, меньше по объёму, чем тексты для изложения.

1. Ребёнок слушает текст, следит по книге, озаглавливает текст.
2. Ребёнок слушает 1-й абзац. Проводим его анализ.
3. Ребёнок слушает 2-й абзац. Проводим его анализ.
4. Ребёнок слушает 1-й абзац и записывает так, как запомнил. Затем слушает 2-й абзац и тоже записывает, как запомнил.

То есть, получается, что мы диктуем текст, но не по предложениям, а по абзацам, а ребёнок записывают, как запомнил, — излагает содержание абзаца. А поскольку абзац короткий и мы его проанализировали, получается почти письмо по памяти.

Если ребёнок научится писать свободные диктанты, с изложением он будет справляться гораздо лучше.

Покажу на примере, как можно провести свободный диктант во 2-м классе (лучше начинать во втором полугодии).

1. Послушай текст, следи по книге. О чём он? Озаглавь текст. Напиши заглавие в тетради.

Тихо зимой в лесу. На снегу у куста большой след. Вот ещё следы. А если это медведь? Нет, медведь спит.
На пеньке я вижу птичку. Это дрозд? Нет, это клёст. У него особый клюв. Он похож на клещи.

6. Закрой текст. Послушай 2-ю часть. Сколько в ней предложений? (Тоже пять.)
7. Перескажи 2-ю часть текста.
8. Открой и перечитай 2-ю часть. В каких словах можно допустить ошибки? Подчеркни орфограммы-буквы, объясни. Устно подбери проверочные слова, где это нужно.

9. Закрой текст. Послушай ещё раз 1-ю часть. Напиши так, как запомнил.
10. Послушай ещё раз 2-ю часть. Напиши так, как запомнил.

11. Проверь свою запись: найди и обозначь в словах все знакомые орфограммы. Проверь абзацы, большую букву в начале и знаки в конце предложений.
12. Открой текст и сравни со своей записью: сколько в 1-м абзаце предложений? А у тебя? Сравни предложения. Твои могут отличаться, их может быть меньше или больше, но вместе они должны передавать тот же смысл. Так же сравни 2-ю часть в тексте и у себя. Если заметил ошибки в словах, исправь.
13. Оцени свою работу: что получилось хорошо, а что не очень хорошо. Расскажи, чему тебе нужно научиться.

Источник

Проверочная работа по русскому языку «Свободный диктант по пунктуации предложений с причастными оборотами» (7 класс).

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка

Тема: «Проверочная работа. Свободный диктант по пунктуации предложений с причастными оборотами».

Цель урока: проверка усвоения правил пунктуации в простом предложении, осложнённом причастными оборотами, для устранения пробелов в знаниях перед написанием контрольной работы.

Задачи: повторить структуру причастного оборота; повторить правила обособления причастного оборота запятыми; повторить правописание окончаний причастий, а также орфограмм в корне слова.

1. Слово учителя. Сегодня мы проверим, насколько хорошо усвоили правила обособления причастия на письме, а также морфемное строение причастий и их правописание, чтобы выявить существующие пробелы и устранить их перед написанием контрольной работы.

— Итак, вспомните, что такое причастие? (Особая форма глагола, обладающая признаками глагола и прилагательного одновременно.)

— Что такое причастный оборот? (Это причастие с зависимыми словами.)

— Каким членом предложения является причастный оборот? (Определением.)

— Что такое определяемое слово? (Это слово к которому относится определение – причастный оборот.)

— Какими частями речи чаще всего бывает определяемое слово? (Существительным, местоимением, субстантивированным прилагательным.)

— Когда причастный оборот обособляется запятыми? (В случаях, если причастный оборот стоит после определяемого слова или перед определяемым словом, выраженным личным местоимением.) Примечание: сложные случаи пока не рассматриваем.

— Когда причастный оборот не обособляется запятыми? (В случаях, когда оборот стоит перед определяемым словом.) Примечание: сложные случаи пока не рассматриваем.

— Вспомните, как определяется правописание окончаний у причастий? (Так же, как у прилагательных, – по вопросу.)

— Приступаем к проверочной работе. Ваша задача списать текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть причастные обороты как члены предложения, причастия разобрать по составу. Время выполнения – 30 минут.

2. Самостоятельная работа учащихся.

Ле..ко и приятно и..ти по такому лесу! Душа как будто тоже поёт вместе с птицами радос..но хл..поч..щими над обустройством гнёзд для буду(?)щих пт..нцов.

И только старые дубы ещё прод..лжают др..мать… Их крох..тные листоч(?)ки появ..(т,ть)ся ближе к лету. (107 слов.)

3. Завершение урока. Домашнее задание.

— Сдаём тетради. Спасибо за работу. Домашнее задание: повторите материал параграфов 13 – 14.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Свободный диктант – средство подготовки к написанию изложения

– учитель высшей категории

МОУ СОШ № 000 г. Челябинска

Свободный диктант – средство подготовки к написанию изложения.

Формирование навыков, необходимых для успешной практической деятельности (умение изложить содержание прочитанного или услышанного, законспектировать лекцию, статью, написать отчёт, чётко сформулировать свои мысли, составить план и тезисы доклада), может быть осуществлено только на основе развития мышления и речи учащихся в процессе обучения. Именно поэтому необходимо систематически развивать у школьников умение связно излагать свои мысли, используя разные виды изложений и сочинений, а также свободные диктанты.

Свободный диктант – это диктант, при котором учитель диктует текст по частям, а ученики не дословно, а свободно воспроизводят прочитанное. С помощью свободных диктантов можно ввести в речевую практику учащихся определённую лексику и разнообразные конструкции, формировать навыки правописания.

Свободный диктант является прекрасным средством подготовки учащихся к овладению навыкам, необходимым при изложении целого текста. Систематическое проведение такой работы помогает преодолеть основной недостаток ученических изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания. Кроме того, свободный диктант воспитывает и развивает внимание и память учащихся.

Сравнительно небольшой объём отрывков, на который расчленяется текст свободного диктанта, их смысловая законченность позволяют учащимся при внимательном прослушивании успешно воспроизводить содержание своими словами.

Систематическое проведение свободных диктантов вырабатывает школьников важное в жизни умение отбирать в процессе прослушивания основное, отсеивать второстепенное. Умение выделить главное, становить логические связи и передать своими словами содержание прослушанных отрывков (объём которых постепенно увеличивается) – вот тот фундамент, который закладывается свободными диктантами для изложений.

На начальном этапе работы по проведению свободных диктантов нужно подбирать такие тексты, которые доступны воображению и переживанию ребёнка. Основные темы этих диктантов: жизнь детей, животных, описания природы. Текст должен быть связным, легко члениться на абзацы и своим содержанием воспитывать детей.

В 6–7 классах можно использовать описательные тексты для проведения свободного диктанта. Важно, чтобы подобранные тексты были доступны, интересны детям и являли собой образец в языковом отношении.

Объём текста должен быть таким, чтобы можно было отвести время на необходимую подготовительную работу и чтобы сам диктант писался без спешки. Учитывая уровень подготовки класса, психофизические возможности детей и необходимость проведения подготовительных упражнений, целесообразно использовать текст для свободного диктанта в полтора раза больше контрольного.

В процессе работы над обучающим свободным диктантом в классе проводится чтение текста, его смысловой анализ, речевая, орфографическая и пунктуационная подготовка, диктовка текста по абзацам. В работе над некоторыми текстами можно включать вступительное и заключительное слово учителя, дополнительную творческую работу учащихся.

В подготовительной работе к свободному диктанту два основных момента: 1) анализ содержания и языка текста; 2) предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок. И если первый момент – обязательный этап, предваряющий свободный диктант, то орфографическую и пунктуационную подготовку можно проводить по-разному в зависимости от уровня сложности подобранного текста и вида свободного диктанта (предупредительный, объяснительный, проверочный): либо перед написанием свободного диктанта, либо за 2-3 дня до него, либо частично до урока и на самом уроке.

Вступительное слово учителя может иметь характер краткой справки, в которой сообщаются сведения, необходимые для понимания текста, или подготовку к эмоциональному восприятию текста.

Первичное чтение всего текста должно возбудить интерес детей к содержанию, вызвать у них эмоциональный настрой. Так как при проведении свободного диктанта ставится задача обогащения речи учащихся определённой лексикой и различными синтаксическими конструкциями, то при чтении по абзацам можно подчеркивать голосом те или иные слова, словосочетания, предложения, которые желательно ввести в речевую практику детей.

Чтобы помочь детям в осмыслении текста, необходимо ставить такие вопросы, которые помогли бы учащимся понять обусловленность основных действий. Много вопросов задавать не нужно, с помощью 1-2 вопросов выяснить, как дети поняли основное содержание текста. Вопросы по содержанию и языку текста иногда целесообразно ставить к отдельным абзацам, их можно ставить до их чтения и после него. В первом случае предлагаются вопросы, которые заставят детей обратить внимание на язык текста и употребить определённые языковые средства. Если вопрос ставится после чтения абзаца, то нужно прочесть его ещё раз, чтобы восстановить в памяти учащихся его целостное восприятие.

В некоторых текстах встречаются незнакомые детям слова. Выяснение их значения помогает понять содержание. Целесообразно спросить: «Какие слова вам непонятны?»

Работа над текстом только тогда принесёт свои плоды, когда смысловой анализ будет сочетаться с языковым. С этой целью рассматриваются средства, с помощью которых автору удаётся подчеркнуть основную мысль, ярко описать тот или иной факт.

При анализе языка текста можно давать такие задания:

1) Выбрать из текста слова, которые характеризуют отношение автора к…

2) Выбрать из текста слова, с помощью которых описывается….

3) В какой форме используются глаголы в данном тексте? С какой целью?

4) Какую роль играют вводные слова в тексте?

5) Подберите синонимы к слову. Объясните, почему автор употребляет данное слово из ряда близких по значению?

Можно предлагать для использования речевые модели, но не обязывать учащихся применять их в работе.

Орфографическая и пунктуационная подготовка складывается из повторения соответствующих правил и выполнения упражнений.

В соответствии с написаниями, которые имеются в тексте диктанта, составляются упражнения, например:

а) объяснить правописание выделенных букв;

б) подобрать проверочные слова;

в) расставить знаки препинания;

г) смоделировать предложение по заданной схеме;

д) закончить начатое предложение (по содержанию текста);

е) заменить одну конструкцию другой;

ж) заменить один из глаголов деепричастием и т. п.

В целях предупреждения орфографических ошибок необходимо выписывать на доске имеющиеся в тексте незнакомые учащимся слова с непроверяемыми орфограммами, отдельные слова на неизученные правила, а также собственные наименования.

Практиковать свободные диктанты нужно начинать с 5 класса, буквально с первых дней – при повторении изученного в начальных классах. Изначально брать тексты адаптированные и интересные по содержанию. Постепенно усложняя работу и выполняя её систематически, мы приходим к 9 классу с прочно сформированными умениями написания изложения.

Источник

Подготовка к свободному диктанту по русскому языку в 7 классе «Байкал» (упр. 293)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка Республики Мордовия Подготовка к свободному диктанту по упр. 293 ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ русского языка в 7 классе Байкал

Цель: подготовить учащихся к написанию подробного изложения текста публицистического стиля

озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды. Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал морем. Байкал –

Озеро протянулось с юго-запада на северо-восток на 620 км в виде гигантского полумесяца. Ширина водоёма колеблется в пределах от 24 до 79 км. Дно Байкала в самой глубокой его части на 1167 метров ниже уровня Мирового океана. Высотная отметка уреза воды Байкала установлена в пределе 456—457 метров над уровнем моря. Площадь водной поверхности Байкала — 31 722 км² (без учёта островов), что примерно равно площади таких стран, как Бельгия или Нидерланды. По площади водного зеркала Байкал занимает седьмое место среди крупнейших озёр мира. Площадь водосборного бассейна — 570 000 км². Длина береговой линии — 2000 км. Байкал –

Байкал (Не) так уж много людей бывало на Байкал.. однако для русского человека это одно из самых дорогих мест. Не так уж много людей бывало на Байкале, однако для русского человека это одно из самых дорогих мест.

Байкал Байкал вполне заслуж..вает любовь обращ..нную (к) нему. Вид, который открывает(?)ся перед путешестве(н, нн)иком, вышедш..м на берег Байкала, ост..ёт(?)ся (в) памят.. на всю жизнь. Байкал вполне заслуживает любовь, обращённую к нему. Вид, который открывается перед путешественником, вышедшим на берег Байкала, остаётся в памяти на всю жизнь.

Байкал «Море» — так зовут это огромное озеро все мес(?)ные жители. Оно лежит в гористых берегах. Высокие хребты покрытые тайгой и (на) верху посып..нные снегом отр..жают(?)ся в син..й воде если она не взбудораж..на ветром. Холодная вода похожа на жидкое стекло: сквозь неё весной видно (в) глубь на сорок метров. «Море» — так зовут это огромное озеро все местные жители. Оно лежит в гористых берегах. Высокие хребты, покрытые тайгой и наверху посыпанные снегом, отражаются в синей воде, если она не взбудоражена ветром. Холодная вода похожа на жидкое стекло: сквозь неё весной видно вглубь на сорок метров.

Байкал Впадина Байкала содерж..т в себе самое большое на нашей планет.. скопление пресной воды. По площад.. Байкал в тринадцать раз меньше Балтийского моря, но по объёму воды пр..восход..т его. Впадина Байкала содержит в себе самое большое на нашей планете скопление пресной воды. По площади Байкал в тринадцать раз меньше Балтийского моря, но по объёму воды превосходит его.

Байкал Озеро выт..нуто с севера на юг пр..мерно на такое же ра(с, сс)тояние которое разделя..т Санкт-Петербург и Москву. Па(с, сс)ажирскому пароходу требует(?)ся шесть суток, чтобы совершить кольц..вой рейс вдоль байкальских берегов. Озеро вытянуто с севера на юг примерно на такое же расстояние, которое разделяет Санкт-Петербург и Москву. Пассажирскому пароходу требуется шесть суток, чтобы совершить кольцевой рейс вдоль байкальских берегов.

Какова основная мысль текста? Красота Байкала заслуживает любовь человека Как иначе можно озаглавить текст? Красота Байкала Море Байкал Байкал – одно из самых дорогих мест Составьте план текста Байкал – одно из самых дорогих мест. Байкал остаётся в памяти на всю жизнь. «Море» – так зовут это огромное озеро. Байкал – это скопление пресной воды. Кольцевой рейс вдоль байкальских берегов.

ПУТЕШЕСТВЕ … ИК МЕС … НЫЙ ОТР … ЖАТЬСЯ ПР … ВОСХОДИТЬ ПА … АЖИРСКИЙ Орфографическая работа Е А СС НН Т

Повторное чтение текста и пересказ по плану Не так уж много людей бывало на Байкале, однако для русского человека это одно из самых дорогих мест. Байкал вполне заслуживает любовь обращённую к нему. Вид, который открывается перед путешественником, вышедшим на берег Байкала, остаётся в памяти на всю жизнь. «Море» — так зовут это огромное озеро все местные жители. Оно лежит в гористых берегах. Высокие хребты, покрытые тайгой и наверху посыпанные снегом, отражаются в синей воде, если она не взбудоражена ветром. Холодная вода похожа на жидкое стекло: сквозь неё весной видно вглубь на сорок метров. Впадина Байкала содержит в себе самое большое на нашей планете скопление пресной воды. По площади Байкал в тринадцать раз меньше Балтийского моря, но по объёму воды превосходит его. Озеро вытянуто с севера на юг примерно на такое же расстояние, которое разделяет Санкт-Петербург и Москву. Пассажирскому пароходу требуется шесть суток, чтобы совершить кольцевой рейс вдоль байкальских берегов.

Повторное чтение текста и пересказ по плану Байкал – одно из самых дорогих мест. Байкал остаётся в памяти на всю жизнь. «Море» – так зовут это огромное озеро. Байкал – это скопление пресной воды. Кольцевой рейс вдоль байкальских берегов. Желаю удачи!

есть ли в предложении грамматическая основа; правилен ли порядок слов; правильно ли связаны слова по смыслу; не повторяются ли одинаковые слова и выражения; правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания. Закончив работу, проверьте: ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Источник

Свободный диктант как средство развития связной речи

Свободный диктант как средство развития связной речи

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Развитие речи — большая и сложная область мето­дики русского языка. По вопросам развития речи име­ется большая методическая литература. И, тем не менее, развитие речи как определенная область теории методики только начинает складываться.

Вопросами развития речи занимались многие языко­веды: В. А. Добромыслов, В. И. Чернышёв, А. В. Текучёв, Л. Щерба, Т. А. Ладыженская, и другие.

Считаю, что обучение связной речи поможет ученикам овладеть разумными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями. Думаю, что с по­мощью свободных диктантов можно ввести в речевую прак­тику учащихся определенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции, развивать творческое вооб­ражение. Это первый этап по овладению навыками напи­сания эссе, а затем и сочинений разных жанров. Свободные диктанты не нашли ещё должного применения на практике.

II. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выяснить эффективность использования свободных диктантов для развития творческого воображения.

III. ИСХОДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Изучив опыт работы Т. А. Ладыженской, С. П. Бе­лицкой, Л. Н. Виноградовой

Содержимое разработки

Свободный диктант как средство развития связной речи

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Развитие речи — большая и сложная область мето­дики русского языка. По вопросам развития речи име­ется большая методическая литература. И, тем не менее, развитие речи как определенная область теории методики только начинает складываться.

Вопросами развития речи занимались многие языко­веды: В. А. Добромыслов, В. И. Чернышёв, А. В. Текучёв, Л. Щерба, Т. А. Ладыженская, и другие.

Считаю, что обучение связной речи поможет ученикам овладеть разумными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями. Думаю, что с по­мощью свободных диктантов можно ввести в речевую прак­тику учащихся определенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции, развивать творческое вооб­ражение. Это первый этап по овладению навыками напи­сания эссе, а затем и сочинений разных жанров. Свободные диктанты не нашли ещё должного применения на практике.

II. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выяснить эффективность использования свободных диктантов для развития творческого воображения.

III. ИСХОДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Изучив опыт работы Т. А. Ладыженской, С. П. Бе­лицкой, Л. Н. Виноградовой, В. А. Флеровой по методике развития речи, решила использовать свободные диктанты как средство развития связной речи, т. к. свободный дик­тант позволяет непосредственно перейти от диктанта к из­ложению, являясь промежуточной работой между ними.

С диктантами его сближает то, что текст прослуши­вается учениками не только целиком, как в изложении, но и по частям. С изложением — то, что он не записы­вается под диктовку, а пересказывается свободно. Дик­тантом этот вид работы можно назвать только условно.

IV. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Свободный диктант — это диктант, при котором текст диктуется по частям, а ученик не дословно, а свободно воспроизводит услышанное (прочитанное учителем). Свободный диктант требует большой самостоятельности и активности от учеников. Текст выбирается таким об­разом, чтобы он легко делился на части.

Первый раз читаю весь текст целиком, далее провожу работу над незнакомыми словами и словами трудного на­писания, затем читаю текст ещё раз. После вторичного прочтения, учащиеся пересказывают услышанное, от­вечают на вопросы учителя, выясняют главную мысль текста, количество частей, кратко пересказывают их. После чтения каждой отдельной части и пересказа, уче­ники самостоятельно записывают то, что запомнили.

Первый свободный диктант можно провести устно, второй — из двух, трех частей. По мере работы в даль­нейшем тексты усложняются.

Методисты советуют брать для свободных диктантов тексты описательного характера, так как рассуждения за­поминаются труднее.

V. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА

Если свободные диктанты проводить в системе, то можно преодолеть основной недостаток ученических изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания, развить творческое воображение. Это явля­ется и подготовительной работой к будущим сочинениям, а не пустому их переписыванию из Интернета.

VI. ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ

Обобщить теоретический материал по теме.

Разработать критерий отслеживания результатов.

Подобрать методические приложения.

VII. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАБОТЫ

Привлекательность работы со свободным дик­тантом состоит в том, что используется текст с занима­тельным, познавательным содержанием. И самое главное, по моему мнению, при работе над свободным диктантом ученик получает образец для подражания, следовать ко­торому легче, чем при описании изложения, так как текст диктуется по частям. У учащихся появляется уверенность в своих силах, значительно повышается интерес к работе, появляется возможность творчески проявить себя.

Цель учителя — донести до учащихся содержание и основную мысль текста.

Цель ученика — запомнить содержание, главную мысль и отметить трудные места, максимально прибли­женно к тексту записать его.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется свободный диктант в 7 классе по русскому языку, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется свободный диктант в 7 классе по русскому языку", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется свободный диктант в 7 классе по русскому языку:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *