Паломничество к местам религиозно-исторической памяти — одна из форм внешнего выражения веры. Традиция почитать памятные сердцу, святые места восходит к временам Ветхого Завета.
Так, патриарх Иаков, увидев во сне таинственную лестницу, ведущую в Небо и стоящего на ней Вседержителя, проснувшись, не только отметил это священное место памятным камнем, но и возлил на него елей ( Быт.28:12-18 ). По слову Божию памятными камнями было отмечено место чудесного перехода сынов Израиля через Иордан: двенадцать камней было взято со дна реки и уложено на берегу Обетованной земли ( Нав.4:5-6 ), а двенадцать других — среди Иордана, там, где во время перехода располагались стопы священников ( Нав.4:9 ).
Подобных памятных мест на территории Палестины было много. Все они вкупе напоминали сынам Израиля о Божественной благости, служили свидетельством Его милости и человеколюбия, способствовали укреплению веры.
Христиане издревле почитали места, связанные со служением Господа Иисуса Христа (Вифлеем, гора Фавор, Гефсимания, Голгофа). И это было угодно Творцу. Так, например, о славе места Рождения Мессии, города Вифлеема, за несколько столетий до этого события возвестил пророк Михей ( Мих.5:2 ), а всеобщую славу Иерусалима, опять же, в связи со служением Спасителя, провозгласил пророк Исая ( Ис.2:2-3 ).
Между тем, при всей важности такой благочестивой традиции как традиция паломничества Церкви известно огромное количество имен славных подвижников, которые, посвятив жизнь монашеским подвигам, оставив мирские соблазны и суету, не только не имели привычку паломничать, но и, спасаясь в затворах, не покидали территории обителей, келий, пещер.
Стало быть, благоговейно осуществляемое паломничество хотя и угодно Создателю, однако не является необходимым условием спасения.
Достаточно часто под святынями мы понимаем или особые географические места (например, освященные стопами Христа, окропленные кровью мучеников), или особые предметы (например, связанные с богослужением, как то: иконы, образы Животворящего Креста…). В круг этих предметов могут входить и личные вещи, принадлежавшие прославленным святым.
Роль святынь в жизни верующих трудно переоценить. С одной стороны, приобщение человека к святыням (в рамках паломничества ко святым местам, через благоговейное прикосновение к священным предметам) может влиять на него субъективно, способствуя богоугодному воодушевлению, формированию доброго религиозного настроения.
С другой стороны, святыни служат особыми орудиями Божественного Промысла, средствами передачи Божественной благодати. В этом следует видеть объективный фактор влияния святынь на жизнь верующих. К сожалению, иногда это положение интерпретируется таким образом, будто сами святыни источают Божественную благодать, будто они являются святыми едва ли не сами по себе.
Чтобы не стать жертвой подобных иллюзий, необходимо помнить, что Источником благодати, в точном значении слова, является не предмет, но Господь. И именно Он (в данном случае — опосредованно) преподаёт её верующим.
Характерным поучительным примером может служить случай с Елисеем, ветхозаветным пророком, учеником Илии.
Незадолго до взятия Илии на Небо Елисей стал свидетелем чуда. Когда он с Илией должен был перейти через Иордан, Илия снял свою милоть и ударил по водам реки, отчего они расступились ( 4Цар.2:8 ). Это чудо дало им возможность перейти Иордан посуху. После того как Илия был вознесен на огненной колеснице, Елисей остался один, но при этом ему досталась милоть учителя ( 4Цар.2:13 ).
Елисей видел, что после удара Илии своей милотью по глади реки воды разошлись. Возвращаясь, он решил повторить это действие. Милоть учителя была в его руках, но когда он ударил ею по воде, чудо не повторилось: воды не разошлись ( 4Цар.2:14 ) (в Синодальном варианте Библии об этом не сообщается; см. Церковно-славянский вариант).
Не получив ожидаемого результата, Елисей взмолился Богу: «где Бог Илиин Аффо?» ( 4Цар.2:14 ). Затем он снова ударил милотью по воде. На сей раз воды расступились, после чего он смог перейти Иордан по обнажившемуся дну.
Это случай объясняется следующим образом. Елисей справедливо связывал чудо, совершенное Илией, с милотью. Однако, как считается, с ней он связал и саму чудодейственную силу. Но хотя Бог, в первый раз, и благоволил явить чудо через милоть, Творцом чуда был именно Он. И чтобы у Елисея не возникало даже малейших сомнений на этот счёт, Он разъединил воды лишь после того, как тот помолился ( 4Цар.2:14 ).
Как видно из примера, связь чуда с милотью существует. Вместе с тем очевидно, что не сама по себя милоть, но Бог, по молитве её обладателя, явил через неё чудодейственную силу.
1. Предмет или место религиозного почитания. Поругание святыни. □ Заботой тайною хранима Перед иконой золотой Стоишь ты, ветвь Ерусалима, Святыни верный часовой! Лермонтов, Ветка Палестины.
2. перен.; обычно чего или какая. Высок. Что-л. особенно дорогое, любовно хранимое, чтимое. Как музыку знала! Как пела она! Искусство ей было святыня. Н. Некрасов, Русские женщины. У него нет более важной цели, чем спасти полковую святыню — боевое знамя. Поповкин, Семья Рубанюк.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СВЯТЫ’НЯ, и, ж. 1. У верующих — предмет религиозного почитания (церк.). Как святыню, берегу я сей перстень, данный мне тобой. Языков. || Святое, священное место; место, где находятся предметы поклонения или где оно совершается (церк. и поэт.). Забыт Мазепа с давних пор; лишь в торжествующей святыне раз в год анафемой доныне, грозя, гремит о нем собор. Пушкин. Другим курил я фимиам, но вас носил в святыне сердца. Баратынский. 2. перен. Что-н. особенно дорогое, заветное, любовно хранимое и чтимое. Он не ведает святыни. Пушкин. Последний звук твоих речей — одно сокровище, святыня, одна любовь души моей. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. религ. предмет или место почитания ◆ Тихвинская икона, сопровождавшая их в долгом путешествии, стала той гонимой святыней, которая разделила участь многих русских людей, лишившихся родины, крова, уверенности в завтрашнем дне. «Краткая летопись Тихвинского Успенского Богородицкого мужского монастыря», 2004 г. // «Журнал Московской патриархии» (цитата из НКРЯ) ◆ Главной святыней Олимпии был храм верховного бога Зевса со статуей работы великого скульптора Фидия. Борис Руденко, «Чудеса света: семь и другие», 2008 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ)
2. перен. нечто особенное дорогое, чтимое ◆ Неумолимая жестокость, презрение к высшей святыне русской революции ― свободе и тут же рядом, в груди того же человека, чистый, юношеский восторг перед прекрасной музыкой, книгой. Василий Гроссман, «Всё течёт», 1989 г. // «Октябрь» (цитата из НКРЯ)
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: богословие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
! Современные орфографические словари дают рекомендацию писать родовые слова также с прописной: церковь Святой Мученицы Татианы. Однако в церковных текстах, в т.ч. публицистических, это рекомендация не соблюдается.
Полное название храма может содержать слова «во имя» или «в честь» — они пишутся со строчной:
Устоялась традиция написания прописными буквами родового названия московского кафедрального соборного храма Рождества Христова: Храм Христа Спасителя.
Если храм освящен в честь какого-либо праздника или иконы, то название праздника или иконы сохраняет прописную букву:
Если название храма дается в сокращенной форме, оно также пишется с прописной буквы: Николаевский храм (или Никольский, в зависимости от местной традиции), Успенский храм.
Дополнительные названия храмов, образованные от собственных имен, географических наименований, исторических, религиозных терминов и пр., пишутся с прописной:
Со строчной буквы пишется общее название домовых храмов в архиерейских резиденциях: крестовый храм.
В названиях храмов на Святой Земле родовые слова пишутся с прописной буквы: Храм Гроба Господня, Кувуклия, Базилика Рождества Христова и пр.
Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется священное место, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется священное место", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.