Главная » Правописание слов » Как пишется слово велась

Слово Как пишется слово велась - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как пишется не велась: слитно или раздельно?

Почему? Правописание, правило.

Как правильно пишется слово: не велась или невелась?

Как правильно писать слово: не велась или невелась?

Какая часть речи слово не велась?

Пример предложения со словом не велась?

Если вы не знаете, как правильно пишется слово «(не)велась», то давайте искать правильный ответ.

Мы должны понять, какой части речи относится данное слово. Оно отвечает на вопрос «что делал» и является глаголом.

Для глаголов простое правило русского языка при написании с частицей «не»: пишем всегда раздельно, за исключением слово не употребляющихся без частицы «не».

Слово «велась» есть в русском языке, поэтому правильным ответом будет: «не велась».

1) Новая запись в очередь сегодня не велась, так как пришло небольшое количество людей.

2) Коммерческая деятельность в новой фирме не велась.

Слово НЕ ВЕЛАСЬ пишется раздельно,так как это глагол, а НЕ с глаголами всегда пишется раздельно. За исключением тех случаев,когда глагол без НЕ не употребляется:нездоровится,негодовать.

Пример:Учетная запись не велась.

Перед нами слово с орфограммой «Правописание частицы Не с различными частями речи «. Чтобы правильно написать это слово, нужно определить часть речи. Для этого введем слово в контекст.

Беседа об этом со мной не велась.

Беседа что делала? Не велась. Это глагол, обозначает действие предмета. Вспомним правило, как пишется частица не с глаголами. Не с глаголами всегда пишется раздельно, кроме если без не слово не употребляется. Например, не знал и негодовал. Теперь определим, есть ли слово велась?

Беседа велась в дружеской обстановке.

Такое слово есть, значит, пишем раздельно. НЕ ВЕЛАСЬ. Таким образом, ответим на ваш вопрос.

Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.

А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».

Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.

Других доказательств не потребуется.

Предложение.

Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.

Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.

Например (предложения).

1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.

2) Отрицание:

Случай этот отнюдь не преступный.

Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.

Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».

Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».

Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.

Предложения:

Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).

Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.

Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:

Например.

Источник

ВЕСТИСЬ

Смотреть что такое «ВЕСТИСЬ» в других словарях:

вестись — См … Словарь синонимов

ВЕСТИСЬ — ВЕСТИСЬ, ведусь, ведёшься, прош. вр. вёлся, велась; ведшийся, несовер. 1. страд. к вести в 1, 2, 5 и 6 знач. Корабль ведется опытным капитаном. Ведутся переговоры. В этом учреждении хорошо ведутся книги. 2. Соблюдаться (разг.). Ведется… … Толковый словарь Ушакова

вестись — ВЕСТИСЬ, ведусь, ведёшься; несов. 1. без доп. Вести активный образ жизни, откликаться на выгодные предложения, иметь богатые связи, воспринимать новое, проявлять инициативу. Раньше пил, теперь ведётся. 2. в 3 л., ведётся, у кого что. Быть,… … Словарь русского арго

вестись — вестись, ведусь, ведётся; прош. вёлся (устарелое велся), велась, велось, велись … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

вестись — ВЕСТИСЬ, арх. У приказных людей веджется (так! – Б.Ш.) наряд, а у посадских людей послушание с ними, но толк с обоих сторон тот, чтобы теснить татар, вогулов и остяков во всяких промыслах и рыбных ловлях (3. 385). Скорее всего, опечатка: вместо… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

Вестись — I несов. неперех. разг. страд. к гл. вести I 1. II несов. неперех. разг. страд. к гл. вести III 2., 3. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

вестись — вестись, ведётся, велось (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

вестись — вест ись,ведётся; прош. вр. вёлся, вел ась … Русский орфографический словарь

вестись — (I), веду/(сь), дёшь(ся), ду/т(ся) … Орфографический словарь русского языка

вестись — ведётся; вёлся, велась, лось; ведшийся; нсв. безл. Разг. Быть обычным; принятым. Так ведётся испокон веку. * У нас уж исстари ведётся, Что по отцу и сыну честь (Грибоедов) … Энциклопедический словарь

Источник

Словари

1. Перестать существовать; выйти из употребления. Вывелись старые обычаи.

2. Исчезнуть, уничтожиться, оказаться выведенным (см. вывести 1 в 4 знач.). Тараканы вывелись. Пятно вывелось.

Карликовый кит обитает в умеренных и холодных водах Южного полушария, в основном в районе Австралии и Новой Зеландии. Образ жизни плохо изучен. Ныряет неглубоко, питается мелкими рачками каланус. Держится в одиночку, иногда группами по 3-5 особей. Находится под угрозой исчезновения. Промысел никогда не велся.

[ обзавестись

вести́, веду́, ведём, ведёшь, ведёте, ведёт, веду́т, ведя́, вёл, вела́, вело́, вели́, веди́, веди́те, веду́щий, веду́щая, веду́щее, веду́щие, веду́щего, веду́щей, веду́щих, веду́щему, веду́щим, веду́щую, веду́щею, веду́щими, веду́щем, ве́дший, ве́дшая, ве́дшее, ве́дшие, ве́дшего, ве́дшей, ве́дших, ве́дшему, ве́дшим, ве́дшую, ве́дшею, ве́дшими, ве́дшем, веду́сь, ведёмся, ведёшься, ведётесь, ведётся, веду́тся, вёлся, вела́сь, вело́сь, вели́сь, веди́сь, веди́тесь, ведо́мый, ведо́мая, веду́щаяся, ведо́мое, веду́щееся, ведо́мые, веду́щиеся, ведо́мого, веду́щегося, ведо́мой, веду́щейся, ведо́мых, веду́щихся, ведо́мому, веду́щемуся, ведо́мым, веду́щимся, веду́щийся, ведо́мую, веду́щуюся, ведо́мою, веду́щеюся, ведо́мыми, веду́щимися, ведо́мом, веду́щемся, ведом, ведома, ведомо, ведомы, ведённый, ведённая, ведённое, ведённые, ведённого, ведённой, ведённых, ведённому, ведённым, ведённую, ведённою, ведёнными, ведённом, ведён, ведена́, ведено́, ведены́

Морфология: про́ст, проста́, про́сто, просты́ и про́сты; про́ще; нар. по-просто́му, про́сто

1. Называя простыми какое-либо дело, какую-либо задачу и т. п., вы имеете в виду лёгкость их выполнения или решения.

Не могу поверить, что ты не решил такую простую задачу.

2. Говоря о простых решениях, доказательствах и т. п., вы подразумеваете их лёгкость, доступность для понимания.

Приведённые аргументы были просты и убедительны.

3. Говоря простой о каком-либо предмете, вы имеете в виду несложность его устройства или работы с ним.

4. Говоря о простом химическом веществе, вы подразумеваете вещество, состоящее из атомов только одного химического элемента.

Все инертные газы представляют собой простые химические вещества.

5. Простым предложением называется предложение, не поддающееся делению на более мелкие синтаксические единицы.

Назовите простые предложения, встречающиеся в данном тексте.

6. В математике под простым числом подразумевается число, делящееся без остатка только на единицу и само на себя, например, числа 3, 5, 7, 11.

Ряд простых чисел можно продолжать бесконечно.

7. В биологии под простейшими (организмами) понимаются живые существа, состоящие из одной живой клетки.

Изучим под микроскопом поведение этих простейших организмов.

8. В экономике под простым товарным производством подразумевают производство мелких производителей, основанное на личном труде и частной собственности на средства производства.

9. Если вы говорите о простой пище, вы подразумеваете блюда, приготавливаемые из обычных продуктов, без использования большого количества специй и экзотических добавок и не требующие больших затрат времени на приготовление.

Ах, деревня! Свежий воздух, простая и здоровая пища!

10. Говоря о простой одежде, обстановке и т. п., вы подразумеваете обычную, непритязательную одежду, обстановку и т. п., предназначенную для повседневного употребления, а не рассчитанную на то, чтобы произвести впечатление.

Одетая в простое домашнее платье, певица совсем не напоминала свой экранный образ. | Обстановка у Николая на даче была простая, почти спартанская.

11. Говоря, что в какой-либо группе людей царят простые нравы, вы имеете в виду, что в этой группе людей связывают естественные, приятельские отношения без каких-либо формальностей. При этом часто (но не обязательно) подразумевается также некоторая свобода, распущенность поведения.

В компании однокурсников царили весьма простые нравы.

12. Называя кого-либо, что-либо простым, вы подразумеваете, что это обыкновенный, ничем не примечательный, заурядный человек, предмет, явление.

Есть своя прелесть в том, чтобы быть простым обывателем. | Моя жена работает простым инженером. | Разговор в курилке вёлся о самых простых вещах.

13. Говоря о чём-либо простом, вы подразумеваете что-то обычное, типичное для какого-либо вида предметов, не имеющее специального назначения, особых признаков.

14. Говоря о каком-либо простом продукте, вы подразумеваете грубый, недостаточно обработанный или невысокого качества предмет или материал.

Хлеб, испечённый из простой муки, очень полезен.

15. Называя кого-либо простым, вы подразумеваете открытость и прямоту этого человека.

Несмотря на высокое положение, человек он очень простой и лёгкий в общении.

16. Называя человека простым или говоря, что он простого звания, происхождения и т. п., вы указываете на то, что он принадлежит к непривилегированному классу, сословию.

Мой отец родом из простых крестьян. | Семья состоит из людей простого звания.

17. Говоря, что что-то видно, различимо и т. п. простым глазом, вы подразумеваете, что это можно увидеть без помощи оптического прибора.

На этом фотоснимке вы можете простым глазом различить следы оставленных разрушений.

18. Говоря, что что-то видно, заметно простым глазом, вы подразумеваете, что это очевидно, заметно без пристального изучения.

Простым глазом видно, что новичок отлично справляется со своей работой.

ВЕСТИ́СЬ, ведусь, ведёшься, прош. вр. вёлся, велась; ведшийся, несовер.

1. страд. к вести в 1, 2, 5 и 6 знач. Корабль ведется опытным капитаном. Ведутся переговоры. В этом учреждении хорошо ведутся книги.

2. Соблюдаться (разг.). Ведется обыкновение, обычай.

|| безл. Есть какой-нибудь обычай (разг.). «У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь.» Грибоедов.

3. Плодиться (спец. о домашних животных). Хорошо ведутся куры.

ВЕСТИ́СЬ (ведусь, ведёшься, 1-ое лицо и 2-е лицо не употр.), ведётся; вёлся, велась; ведшийся; несовер.

1. Производиться, осуществляться. Ведутся переговоры. Ведётся расследование.

2. Быть в обыкновении, быть принятым. Так ведётся исстари.

1. Совершаться, происходить, производиться.

В дворянских имениях велась раздача земли по известной установленной системе. Гарин-Михайловский, Несколько лет в деревне.

Разговоры велись шепотом. Симонов, Дни и ночи.

Горнорудные разработки ведутся в десяти километрах к югу. Каверин, Два капитана.

Быть обычным; принятым.

Так испокон веку ведется.

[Фамусов:] Вот например у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь. Грибоедов, Горе от ума.

Иметься, быть в достаточном количестве, жить, плодясь (о птицах, животных).

Многие домохозяева кормят [голубей] хлебными зернами, ставят им полки для гнезд, и всякий хозяин считает благоприятным знаком, если голуби хорошо ведутся у него на дворе. С. Аксаков, Записки ружейного охотника.

В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями ее не ловили. Н. Некрасов, Дедушка Мазай и зайцы.

4. страд. к вести (в 1, 2, 3, 5 и 9 знач.).

вести́сь,ведётся; прош. вр. вёлся, вела́сь

вести́сь, веду́сь, ведётся; прош. вёлся (устарелое велся́), вела́сь, вело́сь, вели́сь.

[Игорь Туробоев] корректно расшаркался пред матерью Клима. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

Разговор велся на французском языке. Говорили на нем шведские офицеры вполне корректно. Игнатьев, Пятьдесят лет в строю.

Неизм. Очень далеко. = На край <на краю> света <земли> (в 1 знач.), у чёрта на куличках. ≠ В двух шагах, рукой подать. С глаг. несов. и сов. вида: быть, жить, находиться, пробыть, прожить… где? за тридевять земель; ехать, лететь, уехать, улететь… куда? за тридевять земель от кого-чего? от друзей, от родителей, от столицы, от города…

Жил-был за тридевять земель в тридцатом княжестве… великий и премудрый царь. (М. Лермонтов.)

Мысли его витали за тридевять земель от предмета его занятий. (Б. Пастернак.)

УВОДИТЬ, увести кого, уваживать, вести с собою на иное место, волей или неволей; сманить, отозвать, перезвать; похитить, пленить. Гость гостя не уводит, обида хозяину. Новобранцев вчера увели, угнали, повели куда нужно. Увели корову, так возьмите и подойник, украли.

ВЁЛ, велся, вела, велась. прош. вр. от вести, вестись.

САПА ы, ж. sape, нем. Sappe.

1) кто чьей, у кого Скрыто поддерживать кого-л.; скрыто направлять чью-л. деятельность.

Имеется в виду, что лицо или группа в т. ч. объединённых общими интересами и целями лиц (Х) тайно покровительствуют другому лицу или другой группе лиц (Y) или, являясь истинными хозяевами ситуации, побуждают их к определённым действиям, поступкам и оценкам, как правило, для реализации собственных планов и интересов. Говорится с неодобрением, если действие представляется говорящему предосудительным. реч. стандарт.Активная длительная ситуация: Х стоит за спиной Y-а <у Y-а>.

Именная часть неизм.

Порядок слов-компонентов нефиксир.

Мне помогали: мудрые всемогущие умники до сих пор оказывались рядом, когда это требовалось, а вот сейчас за моей спиной никто не стоит, и это в корне меняет дело. М. Фрай, Гнёзда Химер.

О чём это говорит? О том, что он не знает, где и как искать таких гостей, за спиной у которых стоят богатые спонсоры. Совершенно очевидно, что этим занимался директор программы. А. Маринина, Я умер вчера.

— А Вы правы, господин Путилин, праздновать победу рано. Мы ведь ещё не знаем, кто стоял за спиной убийцы. Л. Юзефович, Костюм Арлекина.

Смог бы никому не известный сержант с образованием семь классов одержать победу в состязании с опытными оружейниками, если бы за его спиной не стояла определённая группа знающих, талантливых и власть имевших людей? МК, 2002.

Основной комментарий см. в ЗА СПИНОЙ 3..

Целостное восприятие образа фразеол. построено на пространственной метафоре, в которой постоянное и ощутимое присутствие субъекта (на что указывает глагол стоять, принадлежащий к процессуальному коду культуры) максимально близко сзади, но вне зоны видимости уподобляется тайному влиянию, скрытому давлению с его стороны на других лиц.

В метафорически образном содержании фразеол. спина символически связывается с «заслоном», который позволяет скрывать истинных хозяев ситуации, контролирующих и направляющих действия других.

фразеол. в целом отображает стереотипное представление о тайном покровительстве, о скрытой поддержке какого-л. лица.

2) что [у кого] Влиять из прошлого.

Именная часть неизм.

Порядок слов-компонентов нефиксир.

⊡ Тяжко молчавшая много лет страна заговорила, но этот вольный разговор вёлся при закрытых дверях, страх всё ещё стоял за спиной. Л. Улицкая, Сонечка.Женя уже хорошо себя чувствовала, часто гуляла в больничном дворике, но ужас от пережитой аварии всё ещё стоял у неё за спиной. Н. Наметов, Закат.

Основной комментарий см. в ЗА СПИНОЙ 4..

Целостное восприятие образа фразеол. построено на пространственной метафоре, в которой преследующее человека чувство, являющееся следствием какого-л. имевшего место в прошлом пережитого психологического потрясения, уподобляется постоянному и психологически ощутимому присутствию объекта (на что указывает глагол стоять, принадлежащий к процессуальному коду культуры) сзади, в максимальной близости, но вне зоны видимости (ср. дышать в спину).

Рашковский Е.Б. С высоты Востока. Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Бёрни Фанни (Burney) (1752-1840), английская писательница. В психологическом романе «Эвелина» (1778), «Цецилия» (1782), «Камилла» (1796) в идиллических тонах изобразила быт и нравы аристократической среды.

Выносливая, крепкая собака с грубой, жесткой шерстью и мягким подшерстком. Высота в холке 46-56 см, вес 16-24 кг. У этой гончей хорошо развиты усы и борода. Допустимые окрасы: чепрачно-серый, чепрачно-желтый, двух- и трехцветный.

1. Казачье сословие.

2. собир. Казаки. По Дону селилось к.

Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды (см. ЗОЛОТАЯ ОРДА), проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар (см. ХАЗАРЫ), алан (см. АЛАНЫ), киргизов, татар, горских черкесов, касогов (см. КАСОГИ), бродников (см. БРОДНИКИ), черных клобуков (см. ЧЕРНЫЕ КЛОБУКИ), торков (см. ТОРКИ (народ)) и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры. Другие историки, напротив, доказывали русскость казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества. Оригинальная концепция была выдвинута историком-эмигрантом А. А. Гордеевым, считавшим, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро-монголами на будущих казачьих территориях. Долгое время доминировавшая официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости (а также взгляд на казачество как на особое сословие), были подвергнуты в 20 веке аргументированной критике. Но и теория автохтонного (местного) происхождения имеет слабую доказательную базу и не подтверждается серьезными источниками. Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым.

Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах (см. ВОЙСКОВОЙ КРУГ), или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому (см. КОШЕВОЙ АТАМАН) в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Роль казачества в истории России

Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную (см. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1700-1721 годов) и Семилетнюю войны (см. СЕМИЛЕТНЯЯ ВОЙНА), во время Итальянского (см. ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОХОД СУВОРОВА) и Швейцарского походов А. В. Суворова (см. ШВЕЙЦАРСКИЙ ПОХОД СУВОРОВА) в 1799. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М. И. Платовым (см. ПЛАТОВ Матвей Иванович) иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А. П. Ермолова (см. ЕРМОЛОВ Алексей Петрович), «казаки стали удивлением Европы».

Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях нерегламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы и др. Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты» оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиями европейских государств.

Казачество в 20 веке

В конце 19 века в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. Накануне Первой мировой войны (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-18) в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%). Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.

На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий. Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА в России).

Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии (см. ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ АРМИЯ) в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества (менее 10 %). По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).

В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций». Тем не менее казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование с 1942 также формировало части из русских казаков (15 корпус вермахта, командир генерал Г. фон Панвиц) численностью более 20 тыс. человек. Во время боевых действий они главным образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции. После поражения Германии в 1945 англичане передали разоруженных казаков и членов их семей (около 30 тыс. человек) советской стороне. Большинство из них было расстреляно, остальные попали в сталинские лагеря.

Весьма осторожное отношение властей к казачеству (результатом чего стало забвение его истории и культуры) породило современное казачье движение. Первоначально (в 1988-1989 годах) оно возникло как историко-культурное движение за возрождение казачества (по некоторым оценкам, около 5 млн. человек). К 1990 движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов, как на местах бывшего компактного проживания, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества. Дальнейшему росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (МВД, Погранвойска, Минобороны).

В Ипатьевской летописи под 1147 Климент назван «книжником и философом». Исходя из свидетельств его современников, мы можем судить, что Климент был автором большого количества сочинений, однако до нас дошли только «Послание, написанное Климентом, митрополитом русским, Фоме пресвитеру, истолкованное монахом Афанасием» и поучение «В субботу сыропустную», приписываемое Клименту.

«Послание Климента Фоме» (текст известен в рукописи 15 в.) состоит из двух частей. В первой части автор отводит обвинения в тщеславии и увлечении древнегреческой философией, выдвинутые против него священником Фомой. Вторая часть представляет собой обширную компиляцию из отрывков толкований Феодорита Кирского (см. ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ), Никиты Ираклийского, а также извлечений из «Шестоднева» Иоанна экзарха Болгарского и «Диалектики» Иоанна Дамаскина (см. ИОАНН ДАМАСКИН). Этот подбор источников указывает, что спор между Климентом и Фомой велся о допустимых пропорциях между богословием и философией в рамках христианской мысли. Судя по всему, Климент являлся приверженцем традиции александрийско-каппадокийской школы богословия, которая максимально соединяла христианскую догматику с идеями древнегреческих философов. Это, вероятно, и объясняет то, что в летописи он назван «философом». В то же время его оппонент Фома, как следует из текста, принадлежал к той христианской традиции, которая чрезвычайно отрицательно относилась к языческой мудрости, основываясь на буквальном анализе Библии. Именно поэтому в своем «Послании» Климент активно отстаивает право толковать Библию не буквально, но аллегорически, иносказательно, что было основным методом анализа в александрийско-каппадокийской школе.

После смерти в 1154 Изяслава Мстиславича Климент лишился политической поддержки. В 1155, после того как князем становится Юрий Долгорукий (см. ЮРИЙ Долгорукий), считавший необходимым назначение церковных иерархов из Константинополя, Смолятич оставляет престол митрополита. О его дальнейшей жизни достоверно ничего не известно. Как считается, он был изгнан во Владимир-Волынский вместе с детьми Изяслава Мстиславича. Умер не ранее 1164.

Леопард распространен в Африке, Юго-Восточной Европе, южной половине Азии; в том числе на Кавказе, в Средней Азии, на юге Приморского края. Он обитает в глухих тропических, субтропических и смешанных лесах, на горных склонах и равнинах, в саваннах и долинах рек. Хищник держится по одиночке и активен ночью. Леопард может лазать по деревьям, где даже охотится на обезьян. Но в основном он охотится на земле. Леопард способен тихо подкрадываться к жертве и настигает ее несколькими быстрыми прыжками, а также подкарауливает добычу звериной тропы или водопоя. Он питается в основном разнообразными антилопами, оленями, косулями, реже грызунами, птицами, насекомоядными, и даже насекомыми. Отдельные особи охотятся и на домашний скот, леопард иногда нападает на человека, но реже, чем тигры или львы. В природных сообществах этот хищник играет важнейшую роль, регулируя численность копытных, уничтожая, в первую очередь, слабых и больных животных.

Леопард размножается круглый год. Беременность длится три месяца, рождается обычно 1-3 детеныша. Логовом служат пещеры, расщелины, ямы под корнями. Шкуры леопардов высоко ценятся на пушном рынке, поэтому на него велся неограниченный промысел. В результате животное находится на грани уничтожения и занесено в Международную Красную книгу. Известны случаи размножения леопардов в неволе.

1. В Западной Европе в средние века: феодал, принадлежавший к военно-землевладельческому сословию и находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена Турнир рыцарей. Шлем рыцаря.

3. чего и с опр. Высок. О том, кто преданно служит кому-, чему-л., увлечённо занимается чем-л. (обычно одним). Бескорыстные рыцари науки. Р. просвещения. Р. правды и справедливости. Р. сцены (об актёре). Р. плаща и кинжала (о тайном убийце, грабителе). Рыцари большой дороги, ночи (о грабителях, разбойниках). Скупой р. (о скупце, тщательно оберегающем своё богатство, наслаждающемся им; первоначально: характеристика героя одноимённой трагедии А.Пушкина).

1. Ставший выше нормы, выше обычного, повысившийся. П-ая возбудимость. П-ое кровяное давление. П-ая температура, стипендия.

2. Более громкий, чем обычно, раздражённый, резкий (о голосе). Говорить повышенным голосом. Разговор вёлся в повышенном тоне.

С 1855 И. М. Филиппов состоял Поставщиком Двора Его Императорского Величества, звание он получил за отличное качество и широкий ассортимент продукции.

Д. И. Филиппов занимался общественной деятельностью. Он состоял сотрудником общества поощрения трудолюбия в Москве, почетным членом Московского совета детских приютов, выборным Московского ремесленного общества, попечителем Московской ремесленной богадельни и состоящего при ней Александровского училища, старостой одного из Кремлевских соборов и старостой при церкви богадельни Цесаревича Николая Александровича в Петербурге. После смерти Дмитрия Ивановича его дело продолжили сыновья Николай, Дмитрий, Борис. Семейная фирма просуществовала до национализации после революции.

На Руси к Ж. относились с большим почтением. Ловцы Ж. перед началом промысла ходили в баню, переодевались во все чистое, брали у священника отпущение грехов, во время лова воздерживались от бранных слов и ссор. На Рус. Севере с Ж. издавна связаны представления как о радости, так и о горе. В «Изборнике Святослава» (11 в.) говорилось, что Ж. способствует благоденствию и долголетию, считается счастливым талисманом. Ж. украшали церк. утварь, оклады икон, кресты, его использовали для украшения одежд церк. служителей, государя, вел. князей и бояр. Ж. шили по льну, парче, бархату, коже, им расшивали переплеты книг.

В сокровищницах Алмазного фонда России и Оружейной палаты хранятся уникальные изделия, украшенные Ж.: «Шапка Мономаха», «Шапка казанская», оклады икон «Богоматерь Одигитрия», «Владимирская Богоматерь» и др. Одежды, шитые Ж., хранятся также в Загорском гос.-ист. музее (Троице-Сергиевой Лавре), Киево-Печерском гос. ист.-культ. заповеднике и др. музеях.

Большое значение имел Ж. и для украшения одежды простых людей. Особенно богато украшались Ж. одежды женщин Поморского берега: шапки, рукавицы, даже обувь; необходимой частью рус. одежды были пояса, расшитые Ж. Ж. имел значение в украш. нар. одежды вплоть до 1-й пол. 19 в. Затем его роль уменьшилась. Шитые Ж. одежды носили в осн. жители сев. р-нов, где существовал его промысел. Еще в 20-х гг. 20 в. там можно было встретить свадебный наряд невесты, украш. Ж. В др. местах это стало большой редкостью. В 20 в. распространен искусственный Ж., гл. обр. как основа жен. бус и серег.

Исчезновение Ж. из обихода, по-видимому, связано с сокращ. численности жемчужниц. Пресноводный Ж. образуется в раковинах моллюска Margaritana margaritifera, к-рый может обитать лишь в чистых проточных реках и ручьях с медленно текущей водой, содержащей минимальное кол-во солей кальция и магния. Сразу же после Окт. рев-ции были проведены биологич. эксп. в сев. края, показавшие, что восстановлению численности жемчужницы препятствует ухудшение гидрологич. и гидрохим. режима рек, засорение их отходами лесосплава, вырубка лесозащитных полос. Орг-ция промысла была тогда признана нерентабельной. Продолжит. время на нек-рых реках лесосплав уже не ведется, и появились возможности для возобновления промысла Ж. в водоемах Карелии, Кольского п-ова и Арханг. обл.

Кроме Margaritana margaritifera, промысловое значение имеют даурская жемчужница Dahurinaia dahurica, распространенная в басс. р. Амур, и камчатская жемчужница Dahurinaia middendorfii, распространенная на Охотском побережье Камчатки в горн. и полугорных реках с чистой водой. Все 3 вида занесены в Красную книгу России.

интенсивности, длительности, темпа речи и

тембра произнесения. Некоторые исследователи включают в состав

компонентов интонации паузы. Вместе с

просодическую систему языка (см. Просодия). Интонация является важным средством

формирования высказывания и выявления его

вопрос, восклицание, повествование, импликацию (подразумевание);

различает части высказывания соответственно их смысловой важности,

выделенности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно

расчленяя его на ритмические группы и синтагмы;

выражает конкретные эмоции; вскрывает подтекст высказывания;

характеризует говорящего и ситуацию общения. Две первые функции относят

интонацию к системе языка, остальные связаны с

Особую роль играет интонация в рамках целого текста: различным образом окрашивает тексты разных

стилей и жанров, расчленяет текст на смысловые

куски, осуществляя вместе с тем межфразовую связь, является активным

фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя. В художественном тексте интонация выполняет

изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности:

быстрое и медленное движение, больших и маленьких персонажей,

эмоциональное состояние персонажей, силы добра и зла в сказках и

взаимосвязанные изменения частоты основного тона и интенсивности,

развёртывающиеся во времени. Для лингвиста важны не абсолютные, а

относительные значения акустических параметров интонации.

Акустические параметры воспринимаются как модификации

мелодического движения (выше​/​ниже, плавно​/​резко), мелодического

диапазона (шире​/​уже), громкости (слабее​/​сильнее), темпа речи (быстрее​/​медленнее). Регулярности

совокупность интонационных признаков (параметров), достаточных для

дифференциации значения высказывания или его части и передающих

коммуникативный тип высказывания, смысловую важность синтагм, членение на тему и рему.

Интонема имеет план выражения и план содержания и является одним из знаков языка. Интонемы образуют систему

лингвистических единиц супрасегментного уровня языка. В системе интонации вычленяются также

фигуры: повышения и понижения мелодического движения на различных

участках фразы (восходящая интонация, нисходящая интонация),

мелодические пики. Сами по себе они значения не имеют, но могут

изменять коммуникативные и тема-рематические характеристики

Специфика интонации отдельных языков связана прежде всего с типом

словесного ударения, в зависимости от которого происходит

перераспределение функцией, нагрузки компонентов интонации. Например, в

языках, имеющих смыслоразличительные тоны

(китайский), мелодика не является самым важным

компонентом фразовой интонации и ведущая роль в интонационной

организации высказывания принадлежит динамическим и временны́м

параметрам. Абсолютные универсалии в области

интонации не выделены. Собственно типологические работы по интонации касаются

нетональных языков (Т. М. Николаева).

Интонация находится в тесной взаимосвязи с синтаксическими и лексико-семантическими

средствами формирования высказывания и текста. Она может действовать одновременно с этими

средствами, усиливая их эффект, либо компенсировать отсутствие некоторых

из них, например союзов. В тексте отсутствие

прямой смысловой связи может компенсироваться тесной интонационной

спаянностью. Например, однонаправленное воздействие

лексико-семантических средств и интонации проявляется в оформлении

слов-усилителей во многих европейских языках мелодическим пиком.

Изучение интонации ведётся с конца 19 в. (Г. Суит, Д. Джоунз). В отечественном языкознании основы изучения

интонации заложены В. А. Богородицким, А. М. Пешковским, Л. В. Щербой.

До середины 20 в. интерес исследователей сосредоточивался в основном

на выявлении роли интонации в различении типов высказываний

(вопрос, побуждение и т. д.), в 40-50‑х гг. в центре внимания была

проблема соотношения интонации и синтаксиса, в 60‑х гг. велся

интенсивный поиск единиц интонации, в 70-80‑х гг. возрос интерес к

исследованиям в области фоностилистики и интонации текста.

Интонация изучается при помощи анализаторов и синтезаторов речевого

сигнала с применением ЭВМ. Акустические

параметры обязательно соотносятся с данными восприятия. Результаты

исследований интонации используются при обучении иностранному языку,

при разработке систем автоматического распознавания и синтеза речи,

идентификации личности говорящего и его эмоционального состояния по

акустическим характеристикам речевого сигнала, диагностике некоторых

Богородицкий В. А., Лекции по общему языковедению, Каз.,

Торсуев Г. П., Фонетика английского языка, М., 1950;

Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении,

Щерба Л. В., Фонетика французского языка, М., 1963;

Фланаган Д. Л., Анализ, синтез и восприятие речи, пер. с

Румянцев М. К., Тон и интонация в современном китайском

Реформатский А. А., Пролегомены к изучению интонации, в его

кн.: Фонологические этюды, М., 1975;

Брызгунова Е. А., Звуки и интонация русской речи, 3 изд.,

Николаева Т. М., Фразовая интонация славянских языков, М.,

Зиндер Л. Р., Общая фонетика, М., 1979;

Торсуева И. Г., Интонация и смысл высказывания, М.,

Sweet H., A new English grammar, logical and

historical, pt 1, Oxf., 1892;

Pike K., The intonation of American English, Ann

Lieberman Ph., Intonation, perception and

language, Camb. (Mass.), 1967;

Léon P. R., Martin Ph., Prolégomènes à

L’intonation de l’acoustique à la sémantique, P.,

СКУЛЬПТУРА ДОИНКСКОГО ПЕРИОДА

ИНКСКАЯ ИМПЕРИЯ И КУЛЬТУРА

Язык. Кечуа, язык инков, имеет очень отдаленное родство с языком аймара, на котором говорили индейцы, жившие вблизи озера Титикака. Неизвестно, на каком языке общались инки до того, как Пачакутек в 1438 возвел кечуа в ранг государственного языка. Благодаря политике завоеваний и переселений кечуа распространился по территории всей империи, и на нем по сей день говорит большинство перуанских индейцев.

Инка. Нового императора обычно избирал совет членов царской семьи. Прямое престолонаследие соблюдалось не всегда. Как правило, императора выбирали из сыновей законной жены (койя) умершего властителя. У Инки была одна официальная жена при бесчисленном количестве наложниц. Так, по некоторым оценкам, Уайна Капак имел около пятисот одних только сыновей, которым довелось жить уже при испанском господстве. Своих отпрысков, составлявших особый царский айлью, Инка назначал на самые почетные должности. Инкская империя была подлинной теократией, поскольку император был не только верховным правителем и жрецом, но также, в глазах простых людей, полубогом. В этом тоталитарном государстве император имел абсолютную власть, ограниченную лишь обычаями и страхом перед мятежом.

Колонизация. Для подчинения и ассимиляции завоеванных народов инки вовлекали их в систему трудовых повинностей. Как только инки покоряли новую территорию, они изгоняли оттуда всех неблагонадежных и вселяли кечуа-говорящих. Последние назывались «мита-кона» (в испанской огласовке «митамаэс»). Оставшимся местным жителям не возбранялось блюсти свои обычаи, носить традиционные одежды и говорить на родном языке, однако всем чиновникам вменялось в обязанность знание кечуа. На мита-кона возлагались задачи военные (охрана пограничных крепостей), управленческие и экономические, а кроме того, колонисты должны были приобщать покоренные народы к инкской культуре. Если строящаяся дорога пролегала по совершенно безлюдной местности, в эти районы вселялись мита-кона, обязанные надзирать за дорогой и мостами и тем самым повсюду распространять власть императора. Колонисты получали значительные социальные и экономические привилегии подобно римским легионерам, служившим в отдаленных провинциях. Интеграция покоренных народов в единое культурное и экономическое пространство была настолько глубокой, что до сих пор 7 млн. человек говорят на кечуа, среди индейцев сохраняется традиция айлью, и на огромной территории доныне ощутимо влияние инкской культуры в фольклоре, земледельческой практике, психологии.

Главные дороги инков

Сохранение информации. Исторические события и предания сохраняли в памяти специально обученные сказители. Инки изобрели мнемоническое средство для хранения информации под названием «кипу» (букв. «узел»). Оно представляло собой веревку или палку, с которой свисали цветные шнурки с узелками. Содержавшуюся в кипу информацию устно пояснял специалист по узелковому письму, кипу-камайок, иначе она осталась бы непонятной. Каждый правитель провинции держал при себе множество кипу-камайок, которые вели дотошный учет народонаселения, воинов, податей. Инки пользовались десятичной системой исчисления, у них существовал даже символ нуля (пропуск узелка). Испанские конкистадоры оставили восторженные отзывы о системе кипу. Придворные кипу-камайок выполняли обязанности историографов, составляя перечни деяний Инки. Их усилиями создавалась официальная версия истории государства, исключавшая упоминания о достижениях покоренных народов и утверждавшая абсолютный приоритет инков в формировании Андской цивилизации.

ГОБЕЛЕН из шерсти лам.

СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ в Мачу-Пикчу.

ПАДЕНИЕ ИНКСКОЙ ИМПЕРИИ

Башилов В. Древние цивилизации Перу и Боливии. М., 1972 Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л., 1974 Зубрицкий Ю. Инки-кечуа. М., 1975 Культура Перу. М., 1975 Березкин Ю. Мочика. Л., 1983 Березкин Ю. Инки. Исторический опыт империи. Л., 1991

Реформа Тайка и Кодекс Тайхо. Основной смысл реформ Тайка сводился, согласно указам 645-646, к утверждению прав императора на земли и на народ Японии в противовес претензиям, предъявлявшимся знатными родами и наследственным дворянством. Вся земля была провозглашена собственностью государства. Часть ее должна была выделяться дворянству в соответствии с социальным и служебным положением, однако большая часть предназначалась для тех, кто ее обрабатывает, с учетом размера крестьянских семей. В свою очередь, крестьяне должны были платить налоги, преимущественно рисом и тканями, а также выполнением определенных работ. Для контроля за положением дел на местах императорские чиновники назначались главами провинций и округов, с тем чтобы централизованная власть повсеместно заменила юрисдикцию частных лиц. Имеющиеся данные позволяют сделать вывод, что реформы никогда не были осуществлены полностью, возможно, за исключением районов, прилегающих к столице. Многие чиновники в округах набирались из среды влиятельных местных семей, заинтересованных в плохом исполнении указов. Не было полностью уничтожено и влияние знати, даже при дворе. Позднее, в том же 7-м веке, процесс концентрации власти был возобновлен и принес свои плоды в виде законодательного и административного кодекса, изданного в 701-702, уже в эру Тайхо. Кодекс Тайхо, помимо утверждения и закрепления перемен, произошедших в период Тайка, привел к созданию в стране системы централизованного управления. Ее форма была взята из Китая, где правила тогда Танская династия, но имела ряд отличий, обусловленных специфическими проблемами и идеями, присущими Японии. Административный контроль оказался в руках советов и групп, члены которых набирались из числа придворных в соответствии с их наследственными титулами. Высшие провинциальные чиновники, чьей основной заботой был сбор налогов, назначались из тех же слоев. Однако чиновники низшего ранга были местными жителями, а деревни пользовались автономией. В ходе поиска новых форм практически никогда не уничтожались старые, и система Тайхо установила традицию централизованного императорского управления, которая впоследствии никогда не уничтожалась, хотя на протяжении длительных периодов японской истории ей в большей степени отдавали дань на словах, чем на деле.

Нара и Хэйан. Ярким примером уподобления японцами своей жизни китайскому укладу было основание постоянной столицы в Нара в 710. Ранее столица находилась там, где располагался дворец, и меняла место расположения с приходом нового императора. Однако Нара, созданная по образцу китайской столицы Чанъань, оставалась столицей до 784. В ней самой и вокруг нее было построено много святилищ и храмов. В 712 ученые завершили составление хроники, в деталях повествующей об истории страны начиная с мифических времен (Кодзики, написанная на одном из вариантов японского языка). В 720 появилась летопись Нихонги, или Нихон-секи, написанная по-китайски. Она была первой в серии подобных работ, продолживших повествование вплоть до 887. Столь же знаменита и Манъесю, коллекция поэм на японском языке, составленная во второй половине 8 в.

Большую известность как центр культуры приобрела столица Хэйан. Решение перенести столицу было принято в 784, вероятно, из-за роста влияния буддизма. Однако лишь через 10 лет после появления соответствующих намерений было выбрано место и, наконец, построен город, также возведенный по образцу Чанъаня. Это был Хэйан (Хэйанке), позднее известный как Киото, остававшийся императорской резиденцией вплоть до 1869. Буддизм и в новой столице не утратил своей жизнеспособности. Организация религиозной жизни в сектах, тоже проведенная по китайскому образцу, началась в Нара, однако ведущими вскоре стали две молодые секты, возникшие в начале 9 в. Первой из них была Тэндай, созданная вернувшимся из Китая монахом Сайте в 805. Многочисленные обитатели основанного им монастыря, Энрякудзи на горе Хиэй, северо-восточнее Хэйана, со временем начали играть видную роль в политической жизни. Другая религиозная секта, Сингон, также позаимствованная в Китае, была организована Кобо Дайси, который выбрал в 816 в качестве своей резиденции гору Коя, расположенную к югу от долины Нара. Акцент этой секты на магию и ритуал приобрел популярность в окружении монарха, что позволило ей сравняться по влиянию с более эклектичной Тэндай. В 8-9 вв. монастыри появились и в провинции. Однако в двух столицах, Нара и Хэйан, была сосредоточена большая часть достижений японской цивилизации того времени. Именно в этих центрах развивались живопись и скульптура, во многом под влиянием буддизма, а сочинение стихов, каллиграфия, исполнение музыки и танцев стали символами изысканного аристократического общества. Это общество насчитывало всего несколько тысяч членов, увлеченных главным образом церемониалом, остро ощущавших престижность своих титулов и убежденных в том, что выезд за пределы столицы означает ссылку в культурную пустыню. Они тщательно вели хронику событий на китайском языке, на котором, как и на японском, писали стихи. Прилагая огромные усилия к тому, чтобы окружающая действительность удовлетворяла их эстетические вкусы, они отразили ее в увлекательных жизнеописаниях, наиболее выдающимся из которых признается Гэндзи Моногатари (Повесть о Гэндзи), написанная придворной дамой Мурасаки Сикибу.

Фудзивара. К концу 9 в. члены семьи Фудзивара доминировали в Хэйане как в политическом, так и в социальном плане. Наследники государственного деятеля 7 в. Накатоми-но Каматари, они с первых дней существования клана использовали любую возможность, чтобы выдать своих дочерей замуж за представителей императорской династии, так что в эпоху Хэйан (794-1185) большинство императоров являлись их родственниками материнской линии. Пользуясь положением, Фудзивара вскоре установили контроль над всеми важными государственными учреждениями. В 858 Фудзивара Ёсифуса стал первым регентом не по принципу ближайшего кровного родства с императором (хотя мальчик и являлся ему внуком). В 880 Мотоцунэ, племянник Ёсифуса, принял титул кампаку, дававший права регента при взрослом императоре. Власть рода Фудзивара достигла своего пика во времена Фудзивара Митинага (правил с 996 по 1017). Его богатство и престиж запечатлены в названии наиболее известной хроники того периода Эйга Моногатари (Сказание о великолепии). Мощь Фудзивара зависела не только от связей с императорским двором. Семья создала огромные богатства благодаря приобретению земельных владений в провинции, однако не имела войска. Кроме того, члены семьи оставались людьми столицы и двора. Император Го-Сандзе (1068-1072) был первым из правителей, кто попытался всерьез укрепить собственную власть, отрекшись в пользу сына, и воспользоваться отцовскими привилегиями в противовес подобным правам, которые обеспечили себе Фудзивара за счет установления родственных отношений с императорами. Таким образом, возник прецедент, который так называемые императоры в отставке могли использовать в дальнейшем. Наряду с наблюдавшимся усилением могущества вооруженных феодалов в провинции это способствовало упадку власти Фудзивара.

Тайра и Минамото. Организация, хотя и не жесткая, оформилась в процессе развития системы вассальных отношений. Стержнем ее стал ряд видных военных домов. Крупнейшими из них были Тайра и Минамото, оба включавшие потомков императорской семьи и основанные людьми, оставившими столицу с тем, чтобы попытаться получить власть в провинции. Тайра первоначально осели в районе Канто на востоке, где в 935 один из них выступил против центра. Развернутая против него кампания была отмечена подъемом рода Минамото, которые приобрели большое число сторонников как в Канто, так и в районах, прилегавших к столице. Тайра отреагировали на это расширением своего влияния на побережье Внутреннего Японского моря. Минамото создали альянс с Фудзивара, подавив ряд мятежей на периферии, вспыхнувших в 11 в. Однако в 12 в. Тайра также успешно сблизились с двором, оказывая поддержку отрекшимся императорам. В 1156-1159 Тайра Киемори, победив в противостоянии по вопросу о престолонаследии, захватил власть и удалил большинство представителей Минамото из государственных учреждений. На 20 лет ему удалось установить свое господство. Затем, в 1180, произошло восстание в Канто под предводительством Минамото Ёритомо. После пяти лет сражений Тайра были окончательно разгромлены в морской битве при Данноура (1185), что дало возможность Минамото привести клан Фудзивара к полному упадку и создать новые формы управления для Японии.

Асикага. Одним из тех, кто внес важный вклад в победу Го-Дайго, был Асикага Такаудзи, воин из рода Минамото. Его амбиции вскоре привели к разрыву с союзником-императором, а в 1336 он захватил Киото и назначил императором своего выдвиженца. Однако Го-Дайго сумел скрыться и основал свой двор в Ёсино, в горах к югу от Нара, где к нему присоединились сторонники. Население по всей стране усматривало в существовании враждующих центров оправдание собственным конфликтам. До тех пор пока в 1392 не был достигнут компромисс между двумя ветвями императорской семьи, в стране шла непрерывная гражданская война. Асикага Такаудзи принял титул сегуна и основал свою резиденцию в Муромати, одном из районов Киото, но он не сумел отладить систему управления, как его предшественники Ходзе. Частично это было связано с тем, что гражданские войны во многом способствовали укреплению позиций и независимости самураев, которые отняли часть земель у буддийских общин и у семей из придворного круга. Многие создали на местах крупные поместья, и к концу века некоторые правители провинций (сюго-дайме) могли уже безбоязненно игнорировать приказы сегуна. В середине 15 в. группа крупных семейств, частично родственники Асикага, контролировали большинство важнейших учреждений в администрации сегуна. В 1467 спор о престолонаследии ускорил начало схватки за власть, продолжавшейся с небольшими перерывами и с постоянно менявшимся шансами вплоть до 1573, когда был изгнан последний из Асикага. Эта история политической слабости страны и возобновлявшейся гражданской войны не помешала вызреванию предпосылок для экономических и культурных сдвигов. В сельском хозяйстве постоянное увеличение площади обрабатываемых земель, улучшение качества семенного фонда и распространение ирригации привели к расширению производства, что способствовало прогрессу сельских ремесел и торговли. К 15 в. были созданы постоянные рынки, часто возникавшие вблизи монастырей и храмов, и на их базе стали расти города. В дальнейшем ремесленники и купцы все более специализировались в своих занятиях и часто объединялись в гильдии (дза). Внутренняя торговля испытывала подъем, в значительной мере благодаря каботажному судоходству, давшему в ряде случаев импульсы для развития портов. Новым явлением стала активизация внешней торговли. Экономические связи с Китаем так и не были восстановлены после нашествий монголов. Даже приход к власти династии Мин в 1368 не принес в этом плане реальных улучшений из-за недовольства, вызванного на континенте распространившимся японским пиратством на побережье Китая и Кореи. Тем не менее в 1401 третий сегун Асикага по имени Ёсимицу направил послания с выражением почтения китайскому императору, которые привели к обмену представительствами. Последние стали посредниками в торговле, которая приобрела важное экономическое значение. Японские товары, такие как мечи и медная руда, обменивались на китайский шелк, фарфор и медные монеты. Проблема пиратства продолжала отравлять отношения между двумя странами. Тот же негативный эффект имели попытки японцев расширить торговлю, выведя ее за рамки лимитов, установленных Китаем. Однако она была окончательно прервана лишь в 1549; к тому времени в регионе появились португальцы, предложившие альтернативу прямым китайско-японским связям. Среди тех, кто настаивал на продолжении торговли с Китаем, были буддийские монахи из секты Дзэн, стремившиеся восстановить контакты с дзэнскими (чаньскими) монастырями в Китае. Некоторые из этих священнослужителей сопровождали миссии за границу, выступая в качестве посланников и переводчиков. Был заимствован стиль пейзажной живописи времен сунской династии, одним из ярких представителей которого является художник Сэссю (1420-1506). Дзэнские идеи использовались и в чайной церемонии, и в ландшафтном садоводстве. Многие наиболее знаменитые сады Киото были созданы в тот период. С того же времени ведут отсчет замечательные архитектурные сооружения, такие, как Кинкакудзи, или Золотой храм (1394, восстановлен 1955), и Гинкакудзи, или Серебряный храм (1479). Если добавить, что это была эпоха, ставшая свидетелем развития классической драмы но благодаря таланту Сэами (1363-1443), становится ясно, что Асикага способствовала возникновению одного из наиболее ярких периодов в истории японской культуры истории.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется слово велась, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется слово велась", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется слово велась:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *