Значение слова «керамика»
1. Гончарное производство, гончарное искусство.
2. собир. Изделия из обожженной глины. Античная керамика.
3. Спец. Масса, из которой изготовляются такие изделия.
[Греч. κεραμική (τέχνη)]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.
Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.
Современные высокотемпературные сверхпроводящие материалы также являются керамикой.
КЕРА’МИКА, и, мн. нет, ж. [греч. keramikē] (спец.). 1. собир. Глиняные изделия. Отдел керамики в музее. Книга о персидской керамике. 2. Гончарное производство.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кера́мика
2. изделия из обожжённой глины
3. масса, из которой изготовляются такие изделия
Керамика
Керамика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. [1]
В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.
Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.
Содержание
Виды керамики
В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок [2] стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики — фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики — гончарная керамика. кроме того различают керамику карбидную, боридную, силицидную и пр.
Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2 %), при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырье для фарфора — каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.
Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 — 12 %. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырье для производства фаянса — беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.
Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, водопоглощение 3 — 5 %, используется в производстве посуды.
Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15 %, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырье — беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.
Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18 %. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками — ангобами
История
Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры (поздний энеолит — ранний бронзовый век) позволило значительно ускорить и упростить процесс формовки изделия. В доколумбовых культурах Америки индейская керамика изготавливалась без гончарного круга вплоть до прихода европейцев.
Отдельные виды керамики формировались постепенно по мере совершенствования производственных процессов, в зависимости от свойств сырья и получаемых условий обработки.
Древнейшие виды керамики — это разнообразные сосуды, а также пряслица, ткацкие грузики и другие предметы. Эта бытовая керамика разными способами облагораживалась — наносился рельеф штамповкой, прочерчиванием, налепными элементами. Сосуды получали разную окраску в зависимости от способа обжига. Их могли лощить, окрашивать или разрисовывать орнаментом, покрывать ангобом, глянцеватым слоем (греческая керамика и римские Terra sigillata [4] ), цветной глазурью («Гафнеркерамика» Ренессанса).
К концу XVI века в Европе появилась майолика (в зависимости от происхождения, также часто называется фаянсом). Обладая пористым черепком из содержащей железо и известь, но при этом белой фаянсовой массы, она была покрыта двумя глазурями: непрозрачной, с высоким содержанием олова, и прозрачной блестящей свинцовой глазурью.
Декор писали на майолике по сырой глазури, прежде чем обжечь изделие при температуре порядка 1000 °C. Краски для росписи брались того же химического состава, что и глазурь, однако их существенной частью были окислы металлов, которые выдерживали большую температуру (так называемые огнеупорные краски — синяя, зеленая, жёлтая и фиолетовая). Начиная с XVIII века стали применять так называемые муфельные краски, которые наносились на уже обожжённую глазурь. Они используются и для росписи фарфора.
В XVI веке в Германии распространилось производство каменной керамической посуды. Белый (например, в Зигбурге) или окрашенный (например, в Ререне), весьма плотный черепок состоял из глины, смешанной с полевым шпатом и другими веществами. После обжига при температуре 1200—1280 °C каменная керамика становилась твердой и практически не пористой. В Голландии производили красную каменную керамику по образцу Китайской керамики, и ту же особенность обнаруживает керамика Бёттгера.
Каменная керамика также изготовлялась Веджвудом в Англии. Тонкий фаянс как особый сорт керамики с белым пористым черепком, покрытым белой же глазурью, появился в Англии в первой половине XVIII века. Фаянс в зависимости от крепости черепка делится на мягкий тонкий фаянс с высоким содержанием извести, средний — с более низким ее содержанием и твердый — совсем без извести. Этот последний по составу и крепости черепка часто напоминает каменную керамику или фарфор.
Значение слова керамика
Словарь Ушакова
кер а мика, керамики, мн. нет, жен. (греч. keramike) (спец.).
1. собир. Глиняные изделия. Отдел керамики в музее. Книга о персидской керамике.
2. Гончарное производство.
Этимологический Словарь Русского Языка
Греческое – keramos (глина, глиняные изделия).
Слово проникло в русский язык во второй трети XIX в. Оно было заимствованно из немецкого языка, в который попало из французского (ceramique).
В современном русском языке слово употребляется в значении – «изделие, созданное из глины».
Культурология. Словарь-справочник
(греч. keramike – гончарное искусство, keramos – глина)
изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и других неорганических соединений. Основные виды керамики – терракота, майолика, фаянс, фарфор.
Архитектурный словарь
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Античный мир. Словарь-справочник
гончарное производство, а также изделия из обожженной глины, преимущественно посуда (лепная и гончарная к., изготовленная на гончарном круге). Форма и стиль керамических изделий постоянно менялись в зависимости от хозяйственных потребностей, спроса и моды. В период эгейской цивилизации возник своеобразный стиль вазописи «камарес» (от названия критского поселения, где археологами впервые найдены подобные изделия). В VI в. до н.э. в Элладе возникли чернофигурные и краснофигурные стили вазописи. Основой их сюжетов были мифологические сценки, а также реалии повседневной жизни. В эпоху эллинизма стали популярными т. наз. магарские чаши, поверхность которых не разукрашивалась, а обрабатывалась тисненым орнаментом. В Риме была распространена краснолаковая рельефная посуда (terra sigillata).
Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М., 1953; Горбунова К.С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983; Сидорова Н.А., Тугушова О.В., Забелина В.С. Античная расписная керамика из собрания Гос. музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М., 1955; Buschor E. Criechische Vasen. Mьnchen, 1940; Folsom R.S. Handbook of Greek pottery. A guide for amateurs. London, 1967; Paul E. Antike Keramik. Entdeckung und Erforschung bemalter Tongefдsse in Griechenland und Italien. Leipzig, 1982.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Морфологический разбор слова «керамика»
Слово можно разобрать в 2 вариантах, в зависимости от того, в каком контексте оно используется.
1 вариант разбора
Часть речи: Существительное
Начальная форма слова: «КЕРАМИК»
Все формы слова КЕРАМИКА
КЕРАМИК, КЕРАМИКА, КЕРАМИКУ, КЕРАМИКОМ, КЕРАМИКЕ, КЕРАМИКИ, КЕРАМИКОВ, КЕРАМИКАМ, КЕРАМИКАМИ, КЕРАМИКАХ
2 вариант разбора
Часть речи: Существительное
Начальная форма слова: «КЕРАМИКА»
Все формы слова КЕРАМИКА
КЕРАМИКА, КЕРАМИКИ, КЕРАМИКЕ, КЕРАМИКУ, КЕРАМИКОЙ, КЕРАМИКОЮ, КЕРАМИК, КЕРАМИКАМ, КЕРАМИКАМИ, КЕРАМИКАХ
Разбор слова по составу керамика
Разбор слова в тексте или предложении
Если вы хотите разобрать слово «КЕРАМИКА» в конкретном предложении или тексте, то лучше использовать морфологический разбор текста.
Примеры предложений со словом «керамика»
Звездный билет (сборник), Василий Аксенов
Расскажи мне об Антэросе, – попросил Птолемей, когда они поднялись в мраморное сияние площадей и храмов, выше Керамика и Стои.
Таис Афинская, Иван Ефремов, 1971г.
Он не знал, что точный, исполнительный критянин сам еще только пробирался с опущенной головой по переулкам Керамика после прощания с Эгесихорой.
Таис Афинская, Иван Ефремов, 1971г.
Таис не ходила читать предложения на стене Керамика уже много дней.
Таис Афинская, Иван Ефремов, 1971г.
Пигмей, Чак Паланик, 2009г.
Напишите слово боту и он мгновенно сделает морфологический разбор слова @morphology_analysis_bot
Морфологический разбор слова «керамика»
Слово можно разобрать в 2 вариантах, в зависимости от того, в каком контексте оно используется.
1 вариант разбора
Часть речи: Существительное
Начальная форма слова: «КЕРАМИК»
Все формы слова КЕРАМИКА
КЕРАМИК, КЕРАМИКА, КЕРАМИКУ, КЕРАМИКОМ, КЕРАМИКЕ, КЕРАМИКИ, КЕРАМИКОВ, КЕРАМИКАМ, КЕРАМИКАМИ, КЕРАМИКАХ
2 вариант разбора
Часть речи: Существительное
Начальная форма слова: «КЕРАМИКА»
Все формы слова КЕРАМИКА
КЕРАМИКА, КЕРАМИКИ, КЕРАМИКЕ, КЕРАМИКУ, КЕРАМИКОЙ, КЕРАМИКОЮ, КЕРАМИК, КЕРАМИКАМ, КЕРАМИКАМИ, КЕРАМИКАХ
Разбор слова по составу керамика
Разбор слова в тексте или предложении
Если вы хотите разобрать слово «КЕРАМИКА» в конкретном предложении или тексте, то лучше использовать морфологический разбор текста.
Примеры предложений со словом «керамика»
Звездный билет (сборник), Василий Аксенов
Расскажи мне об Антэросе, – попросил Птолемей, когда они поднялись в мраморное сияние площадей и храмов, выше Керамика и Стои.
Таис Афинская, Иван Ефремов, 1971г.
Он не знал, что точный, исполнительный критянин сам еще только пробирался с опущенной головой по переулкам Керамика после прощания с Эгесихорой.
Таис Афинская, Иван Ефремов, 1971г.
Таис не ходила читать предложения на стене Керамика уже много дней.
Таис Афинская, Иван Ефремов, 1971г.
Пигмей, Чак Паланик, 2009г.
Напишите слово боту и он мгновенно сделает морфологический разбор слова @morphology_analysis_bot