Главная » Правописание слов » Как пишется слово литературному чтению

Слово Как пишется слово литературному чтению - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Значение слова «чтение»

2. То, что читают, читаемый текст. [Почтмейстер:] Я вам скажу, что это преинтересное чтение! иное письмо с наслажденьем прочтешь. Гоголь, Ревизор. [Статья Берга «Десять дней в Севастополе»] представляет в настоящее время интереснейшее чтение. Н. Некрасов, Заметки о журналах за июль месяц 1855 г.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Также чтение — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.

ЧТЕ’НИЕ, я, ср. 1. только ед. Действие по глаг. читать во всех знач., кроме 6 и 8. Ч. про себя. Ч. вслух. Учиться чтению и письму. Художественное ч. Выразительное ч. Ч. по складам. Книга для чтения. Рая до чтения была охотница. Короленко. 2. только ед. То, что читают, читаемый текст. Достал интересное ч. Классики — лучшее ч. для юношества. 3. Устное изложение чего-н., лекция (книжн.). Чтения о русском языке. || Собрание, на к-ром что-н. читают вслух (книжн.). Литературное ч. Посещать какие-н. чтения.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

чте́ние

1. действие по значению гл. читать ◆ Было что-то необыкновенно обаятельное в его тогдашней манере чтения и во всём его облике В. Ф. Ходасевич, «Брюсов», 1924 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Овладев ещё в молодости, в юности, языками немецким, французским, шведским, норвежским, итальянским, английским для радости чтения поэтов этих стран в подлиннике, я напечатал первую книгу стихов «Сборник стихотворений» в Ярославле в 1890 году К. Д. Бальмонт, «На заре», 1929 г. (цитата из НКРЯ)

2. читаемый текст ◆ Давно я не помнил такого интересного чтения, как речи на XXII-м съезде А. И. Солженицын, «Бодался телёнок с дубом», 1967–1974 гг. г. (цитата из НКРЯ) ◆ Как правило, это чтение с криминальным или любовным сюжетом, которое по известным технологиям готовят коллективы специалистов Сергей Есин, «Маркиз Астольф де Кюстин», Почта духов, или Россия в 2007 году. Переложение на отечественный Сергея Есина, 2008 г. (цитата из НКРЯ)

3. мн. ч. конференция, цикл докладов, проводящиеся обычно в память выдающегося писателя, учёного ◆ Помимо бесед с ныне живущими Голицыными он опирается и на их письменные свидетельства (самое ценное — «Записки уцелевшего»), и на материалы ежегодных Голицынских чтений в Больших Вязёмах (там сохранился дом, где когда-то жил один из потомков) Лев Аннинский, «Русь — взгляд из-под голицы» // «Наука и жизнь», 2008 г. (цитата из НКРЯ) ◆ По свидетельству непредвзятых участников Тимирязевских чтений, присутствовавшие поняли, что открыта новая страница в науке о жизни растений, увидели раздвинувшиеся горизонты биологии — с активным привлечением знаний из органической химии, биохимии, с рассмотрением физических основ жизнедеятельности растений. Ж. Василенко, Э. Кушнир, «Надеюсь на свет…» // «Наука и жизнь», 2008 г. (цитата из НКРЯ)

4. мн. ч. собрание, на котором что-либо читают вслух ◆ Понедельник Страстной седмицы даёт нам в евангельских чтениях картину Суда и картину того, на чём основан Суд Божий митрополит Антоний (Блум), «Страстная седмица», 1980 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В Киеве он организовал воскресные чтения для детей и сам прочёл здесь несколько увлекательных популярных лекций по химии с демонстрацией опытов. В. И. Оноприенко, «Яркий талант экспериментатора», К 150-летию со дня рождения М. М. Коновалова // «Вестник РАН», 2009 г. (цитата из НКРЯ)

5. цикл рассмотрения какого-либо закона в парламенте ◆ Они будут учтены в дополнение к уже принятым поправкам до второго чтения, которое, как прогнозируют в РАО «ЕЭС», состоится к середине февраля. Варвара Агламишьян, «Реформаторы пошли на попятную» // «Независимая газета», 10 июня 2003 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Вчера Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, разрешающий Банку России участвовать в торгах на фондовом рынке. Полина Смородская, «ЦБ выйдет на биржу» // «rbcdaily.ru», 24 октября 2008 г. (цитата из НКРЯ)

6. школьный предмет, посвящённый развитию навыков чтения [1] у учеников ◆ Сегодня первым уроком будет чтение, а не математика.

Источник

Нормы техники чтения по ФГОС: 1-4 классы. Как проверять технику чтения, какие параметры следует контролировать и важно ли понимание текста?

Чтение — один из базовых навыков школьника. Действительно, уметь читать необходимо не только на уроках литературы, но и на математике (прочесть задачу), окружающем мире (параграф), музыке (например, текст песни). Не умея достаточно бегло читать и понимать прочитанное, ребенок теряет возможность успешно учиться вообще. Что же такое техника чтения и как ее проверить и повысить при необходимости?

Две составляющие процесса чтения

В своей книге «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» Г.Г. Мисаренко рассуждает о том, из чего складывается процесс чтения. Педагог приходит к выводу, что надо различать технику чтения и осмысленность чтения. Первое — это умение узнавать буквы, декодировать их в звуки, составлять слоги, а в дальнейшем — слова.

Второе — это способность понимать смысл прочитанного, воспринимать его суть и языковые особенности.

Прежде чем сформирован навык «декодирования» слов, невозможно требовать от ребенка осмысленного чтения: все его интеллектуальные силы уходят на опознавание букв, слогов и слов, на смысл не остается ни времени, ни сил. Так что решать проблему формирования осмысленности надо лишь тогда, когда собственно техника доведена до автоматизма на уровне, необходимом для учеников данного класса.

Нормы для учеников разных классов

Ниже приведены таблицы, в которых указаны ориентировочные нормы техники чтения по ФГОС (1-4 класс). Эти таблицы можно использовать для проверки уровня навыка у ребенка дома и в школе; естественно, по классам показатели меняются. Однако необходимо осознавать, что техника чтения — необходимое базовое умение, но недостаточное. После того, как сформирована техника, необходимо переходить к освоению осмысленности чтения.

Как проверить технику чтения

Чтобы выяснить, соответствуют ли показатели ученика нормам техники чтения по классам по ФГОС, надо правильно проверить технику чтения.

Что при этом учитывается?

Готовя текст для проверки техники чтения, надо соблюдать следующие требования:

Ход проверки

Проверка техники чтения — важный вид работы в начальной школе. Учителю необходимо знать, какого уровня владения техникой «декодирования» букв достигли ученики. Поэтому во 2 – 4 классах требуется обязательный входной контроль.

Но этого мало. Проводить проверку техники чтения надо несколько раз в год; дети не должны воспринимать эту процедуру как нечто травмирующее. Поэтому выставлять оценку собственно по результатам проверки не следует. Оценивание чтения проводится на уроке литературного чтения.

Надо предложить ребенку читать текст в течение трех минут. Если ученик ошибся, запрещено его останавливать или поправлять: это нужно сделать после проверки. Следует постараться настроить ребенка на спокойное выполнение работы. Если не получилось (ребенок заикается от волнения, его голос срывается), лучше перенести проверку: ее результаты будут неточными.

Как считать слова

После того как ребенок читал в течение трех минут, его надо остановить и пометить слово, до которого он дошел. Затем подсчитать все прочитанные слова, в том числе предлоги, союзы и частицы. Полученный результат надо разделить на три, чтобы узнать, сколько слов в минуту прочитал школьник; в школе результат вносится учителем в бланк проверки. Это поможет следить за динамикой учеников; результаты можно также заносить в портфолио школьника.

Если проверку проводят родители дома, то ученику 3-4 класса можно предложить читать в течение 5 минут и разделить затем количество слов, прочитанных за это время, на пять. Такой результат будет еще точнее.

Осмысленность чтения

Следуя требованиям ФГОС, стоит после прочтения текста задать ребенку несколько несложных вопросов по содержанию, чтобы проверить, понимает ли школьник, что он читает.

Но при этом надо помнить, что осмысленное чтение — это уже второй этап при обучении. Сначала необходимо отработать технику.

Как можно повысить технику чтения

Существует огромное количество упражнений, направленных на повышение техники чтения. Некоторые виды удобны для работы в классе, другие результативнее при использовании дома, индивидуально.

Для индивидуальных занятий, например, отлично подойдет упоминавшийся выше сборник упражнений Г.Г. Мисаренко. В нем подобраны слова и предложения в соответствии с уровнем сложности.

Прекрасные результаты дают следующие упражнения:

Полезны и обычные игры-головоломки типа «Эрудита» или филворда.

Как тренировать осмысленность чтения

После того как техника чтения стала достаточной, можно уделить время формированию осмысленности чтения.

Порекомендуем несколько игр.

Развитие техники чтения — важнейшая задача. Надеемся, наша статья будет полезна и поможет достичь высоких результатов.

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Как пишется слово по литературному чтению

Чтение

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.

Содержание

Цитата

Цитата из «The World Book Encyclopedia»:

«Чтение… заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. […] Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они сами живут более насыщенной жизнью».

История чтения

«Чтение» в нашем понимании, то есть чисто глазная деятельность, по-видимому, не было известно вплоть до XV века. Даже при чтении в одиночку, характерном для образованных лю­дей, читаемый текст произносился вслух. [1]

Виды чтения

На родном языке и на иностранном

Чтение на иностранном языке значительно труднее чтения на родном; определяется степенью владения иностранным языком и целями обучения.

Просмотровое и изучающее

Просмотровое (ознакомительное) чтение преследует цель получения самой общей информации. Этим видом чтения мы пользуемся тогда, когда нам необходимо просмотреть книгу, журнал, статью и т. п. Нам не нужно знать подробности и понимать смысл текста. Здесь для нас главное — получить самое общее представление о содержании в целом. О чём текст вообще и определить, представляет ли данный материал для нас интерес.

Все наши усилия направлены лишь на то, чтобы определить есть ли нужная нам информация в данном тексте.

Просмотровое чтение мы используем для того, чтобы понять в самых общих чертах, о чём данный текст, а не что именно сообщается по тому или иному вопросу.

Этот вид чтения требует наличия у читающего довольно значительного объёма языкового материала, поэтому в школе обучают лишь отдельным его приёмам, обеспечивающим определение темы текста. Время, отводимое на просмотр, определяется из расчёта 1 — 1,5 страницы за минуту.

Изучающее чтение имеет своей целью детальное изучение содержания текста.

Наряду с практическими обучение чтению преследует также образовательные и воспитательные цели. Чтение во многом реализует познавательную функцию языка, и правильный подбор текстов даёт возможность использовать содержащуюся в них фактическую информацию и для расширения общего кругозора учащихся, и в воспитательных целях. При чтении развивается языковая наблюдательность, и учащиеся приучаются внимательнее относиться к языковому оформлению своих мыслей.

Художественное чтение

Художественное чтение — публичное исполнение литературных произведений. Художественное чтение — жанр эстрадного искусства.

Обучение чтению

Помимо традиционных, «школьных» методик обучения чтению, во второй половине XX века появились и новые методики, обычно направленные на «раннее» обучение чтению, такие как метод Домана.

Примечания

Ссылки

Литература

Смотреть что такое «Чтение» в других словарях:

ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ, чтения, ср. 1. только ед. Действие по гл. читать во всех знач., кроме 6 и 8. Чтение про себя. Чтение вслух. Учиться чтению и письму. Художественное чтение. Выразительное чтение. Чтение по складам. Книга для чтения. «Рая до чтения была… … Толковый словарь Ушакова

чтение — редакция, проект; проглядывание, прочтение, произнесение, считка, зачитывание, прочитывание, читание, считывание, скорочтение, мелодекламация, декламация, итацизм, чтиво, читка, декламирование, литература Словарь русских синонимов. чтение читка… … Словарь синонимов

ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ, чтец, см. чести. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ. Один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения. Важнейшая среди целей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЧТЕНИЕ — совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Возникает вместе с появлением письменности, письма как формы фиксации выражаемых в языке содержаний, знаковой системы коммуникации людей, отделенной от ситуации ‘здесь и сейчас’… … История Философии: Энциклопедия

ЧТЕНИЕ — специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации. Ч. не одностороннее воздействие произведений на читателя, выражающееся в пассивном восприятии, усвоении… … Новейший философский словарь

ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ, я, ср. 1. см. читать. 2. То, что читается, читаемое произведение, сочинение. Интересное, занимательное ч. 3. обычно мн. Собрание, на к ром читают вслух (устар.). Литературные чтения. 4. мн. Цикл лекций или докладов в память выдающегося… … Толковый словарь Ожегова

чтение — закончить чтение • действие, окончание заниматься чтением • действие, непрямой объект заняться чтением • действие, непрямой объект, начало начать чтение • действие, начало окончить чтение • действие, окончание прервать чтение • действие,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

чтение — сущ., с., употр. часто Морфология: (нет) чего? чтения, чему? чтению, (вижу) что? чтение, чем? чтением, о чём? о чтении; мн. что? чтения, (нет) чего? чтений, чему? чтениям, (вижу) что? чтения, чем? чтениями, о чём? о чтениях 1. Чтением называется… … Толковый словарь Дмитриева

Чтение — умение реагировать на письменные графические знаки (буквы) и переводить их в слова, смыслы, значения. Как процесс, чтение есть воссоздание и произнесение вслух содержания, символически переведенного в письменные знаки. Чтение – это всегда реакция … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Нормы техники чтения по ФГОС: 1-4 классы. Как проверять технику чтения, какие параметры следует контролировать и важно ли понимание текста?

Чтение — один из базовых навыков школьника. Действительно, уметь читать необходимо не только на уроках литературы, но и на математике (прочесть задачу), окружающем мире (параграф), музыке (например, текст песни). Не умея достаточно бегло читать и понимать прочитанное, ребенок теряет возможность успешно учиться вообще. Что же такое техника чтения и как ее проверить и повысить при необходимости?

Две составляющие процесса чтения

В своей книге «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» Г.Г. Мисаренко рассуждает о том, из чего складывается процесс чтения. Педагог приходит к выводу, что надо различать технику чтения и осмысленность чтения. Первое — это умение узнавать буквы, декодировать их в звуки, составлять слоги, а в дальнейшем — слова.

Второе — это способность понимать смысл прочитанного, воспринимать его суть и языковые особенности.

Прежде чем сформирован навык «декодирования» слов, невозможно требовать от ребенка осмысленного чтения: все его интеллектуальные силы уходят на опознавание букв, слогов и слов, на смысл не остается ни времени, ни сил. Так что решать проблему формирования осмысленности надо лишь тогда, когда собственно техника доведена до автоматизма на уровне, необходимом для учеников данного класса.

Нормы для учеников разных классов

Ниже приведены таблицы, в которых указаны ориентировочные нормы техники чтения по ФГОС (1-4 класс). Эти таблицы можно использовать для проверки уровня навыка у ребенка дома и в школе; естественно, по классам показатели меняются. Однако необходимо осознавать, что техника чтения — необходимое базовое умение, но недостаточное. После того, как сформирована техника, необходимо переходить к освоению осмысленности чтения.

Как проверить технику чтения

Чтобы выяснить, соответствуют ли показатели ученика нормам техники чтения по классам по ФГОС, надо правильно проверить технику чтения.

Что при этом учитывается?

Готовя текст для проверки техники чтения, надо соблюдать следующие требования:

Ход проверки

Проверка техники чтения — важный вид работы в начальной школе. Учителю необходимо знать, какого уровня владения техникой «декодирования» букв достигли ученики. Поэтому во 2 – 4 классах требуется обязательный входной контроль.

Но этого мало. Проводить проверку техники чтения надо несколько раз в год; дети не должны воспринимать эту процедуру как нечто травмирующее. Поэтому выставлять оценку собственно по результатам проверки не следует. Оценивание чтения проводится на уроке литературного чтения.

Надо предложить ребенку читать текст в течение трех минут. Если ученик ошибся, запрещено его останавливать или поправлять: это нужно сделать после проверки. Следует постараться настроить ребенка на спокойное выполнение работы. Если не получилось (ребенок заикается от волнения, его голос срывается), лучше перенести проверку: ее результаты будут неточными.

Как считать слова

После того как ребенок читал в течение трех минут, его надо остановить и пометить слово, до которого он дошел. Затем подсчитать все прочитанные слова, в том числе предлоги, союзы и частицы. Полученный результат надо разделить на три, чтобы узнать, сколько слов в минуту прочитал школьник; в школе результат вносится учителем в бланк проверки. Это поможет следить за динамикой учеников; результаты можно также заносить в портфолио школьника.

Если проверку проводят родители дома, то ученику 3-4 класса можно предложить читать в течение 5 минут и разделить затем количество слов, прочитанных за это время, на пять. Такой результат будет еще точнее.

Осмысленность чтения

Следуя требованиям ФГОС, стоит после прочтения текста задать ребенку несколько несложных вопросов по содержанию, чтобы проверить, понимает ли школьник, что он читает.

Но при этом надо помнить, что осмысленное чтение — это уже второй этап при обучении. Сначала необходимо отработать технику.

Как можно повысить технику чтения

Существует огромное количество упражнений, направленных на повышение техники чтения. Некоторые виды удобны для работы в классе, другие результативнее при использовании дома, индивидуально.

Для индивидуальных занятий, например, отлично подойдет упоминавшийся выше сборник упражнений Г.Г. Мисаренко. В нем подобраны слова и предложения в соответствии с уровнем сложности.

Прекрасные результаты дают следующие упражнения:

Полезны и обычные игры-головоломки типа «Эрудита» или филворда.

Как тренировать осмысленность чтения

После того как техника чтения стала достаточной, можно уделить время формированию осмысленности чтения.

Порекомендуем несколько игр.

Развитие техники чтения — важнейшая задача. Надеемся, наша статья будет полезна и поможет достичь высоких результатов.

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.

Необходимо детей научить учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой деятельности.

Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Главное в идеях творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести “таинственному цветку” в душе ребенка.

Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее.

В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения.

Практика организации творческой работы на уроках литературного чтения в начальной школе позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности:

– наличие системы в использовании заданий для организации творческой работы;
– разработка планирование заданий творческой работы, как по форме, так и по содержанию;
– соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;
– последовательное усложнение содержания задач творческой учебной деятельности учащихся;
– стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;
– разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения.

Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе. Это умение включает в себя следующие составляющие:

С этой целью на уроках литературного чтения практикую разнообразные виды творческих работ.

1. Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения.

Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.

Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.

Мною был опробован и показал неплохие результаты следующий прием детского иллюстрирования прочитанных текстов.

На одном из уроков я рассказала о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.

Свой рассказ я конкретизировала определенной, заранее отобранной иллюстрацией к знакомому детям тексту из учебника.

Интересную работу мы проводили по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения.

– по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;
– какие строки из текста вы соотнесете с ними;
– определите количество кадров.

Это введение системы “заменителей” (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги.

Таким образом, моделирование позволяет:

– включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова;
– дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;
– создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;
– поддержать интерес к художественной литературе;
– обогащать духовный мир ребенка;
– осознанно воспринимать художественные произведения. (Приложение №1)

Одно из самых интересных заданий для ребят– это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Есть книжки в форме елочки, грибка, домика, кораблика и т.д. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе.

Например, у Юли Даниловой книжка “Котик вам расскажет” имеет силуэт котика. А у Данила Юдина “Веселый поезд”: странички – вагончики.

В этих книжках– самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.

2. Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.

Начиная с 1-го класса учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).

Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.

Например, пересказывая рассказ Л.Н. Толстого “Прыжок” от лица сына капитана Бердияров Сережа опускает упоминания о поведение матросов, о том, какая участь ждет мальчика, когда он возьмет шляпу, и другие детали. Но Сережа подробно рассказал о том чувстве, которое вызвали у мальчика проделки обезьяны, описал состояние ужаса, пережитое мальчиком при взгляде на палубу, почему он повиновался отцовской команде.

Для развития творческих способностей использую написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.

Значение творческого сочинения как формы вводных занятий:

– привлечение внимания учащихся к теме изучаемого литературного произведения;
– мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;
– упражнения в самостоятельном построении сочинения.

Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.

Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.

Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.

Со 2-го класса пробуем писать стихи. Сначала это были рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше ребятам самим быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи.

Хочу привести некоторые стихотворения.

Снег летит ко мне в окошко.
Засыпая все дорожки.
К нам во двор пришла зима.
Будет долгая она!

У меня есть кошка.
Она глядит в окошко.
И хочет поскорей
Найти себе друзей.

Осень золотая!
Как ты хороша!
Красные листочки,
Желтая трава.

Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова.

У детей имеются тетради для творческих работ. В них они учатся сочинять стихи, загадки, сказки, басни, хокку и другое. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивают творчество и все это помогает им полноценно воспринимать любое художественное произведение.

Каждая сказка, как жемчужина из шкатулки мудрости и красоты, предлагает массу ситуаций для обыгрывания и слова– творчества.

Вот некоторые темы, которые подсказала сказка.

Сказки Х-К. Андерсена (предметные: “Штопальная игла”, “Серебряная монета”)– “Умные вещи” (возможность вжиться в образ собственного портфеля, зубной щетки, тапочек, будильника и посмотреть их “глазами” на мир).

Однажды я просмотрел на своего хозяина. Надо же, он совсем не такой, как я. Он совсем не такой круглый, как я. И у него нет таких стрелок, как у меня. Интересно, кто его заводит?

Прочитав сказку “Снежная королева” дети писали “Письмо Герде”

Вот некоторые из писем.

Герда, ты спасла Кая. И я поумнела от этой сказки. И если бы я потеряла Кая, то поступила, как ты. Дорогая Герда, твоя сказка самая добрая, которую я видела в моей жизни.

Герда, я тебя понимаю, тебе задали много испытаний. Я очень рад, что ты осталась такой же доброй. Я очень рад, что в тебя не попал осколок. Ты стала еще мужественнее. Герда, ты сильнее всех.

При чтении “Синей птицы” М. Метерлинк была подсказана такая тема, как “Разговор стихий” (ощущения воды, воздуха, земли, огня).

Прочитав произведение А.Сент-Экзюпери “Маленький принц” дети писали “Письмо Маленькому принцу”. Вот один из примеров.

Дорогой Маленький принц, если ты очень любишь свою розу и ей не будет хватать воды, то я попрошу своего знакомого сантехника, и он сделает тебе на планете водопровод, и ты всегда сможешь поливать свою розу.

Одним из видов сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только высказать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения.

В своей практике я организую письмо отзыва следующим образом. В классе вывешивается лист картона с большим конвертом внизу. На листках учащиеся помещают свои отзывы, составленные по определенному плану. Затем проверяю поданные отзывы, ученики их переписывают, затем листочки вывешиваются в уголок чтения. Отзывы читаются товарищам. После ознакомления с ними всех учащихся отзывы складываются в конверт, в на их месте вывешиваются новые отзывы.

Не позднее 3-го класса я приучаю учащихся к ведению записей о прочитанном. Образцы этой записи показываю на отдельных уроках. В особой тетради (Дневнике) ученики записывают фамилию автора и название книги, чтобы у него получился перечень книг, им прочитанных. Он может записать тут же имена главных действующих лиц, чтобы при надобности (например, для рассказывания в классе) легче было вспомнить содержание книги. Желательно, чтобы тут же были рисунки ученика в связи с прочитанным и соответствующие подписи под рисунками. Учащимся, более сильным, можно рекомендовать делать выписки понравившихся мест.

Аннотация в книге помещается на обороте титульного листа. Из нее можно узнать, о чем говорится в книге, так как в аннотации есть сжатое изложение содержания. Часто аннотация пишется так, чтобы заинтересовать читателя.

Для написания аннотации к книге я предлагаю детям следующую памятку.

Памятка

3. Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения.

Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.

Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению.

Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же применяется во всех классах начальной школы.

Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.

Называю возможные формы драматизаций:

– пальчиковый театр;
– кукольный театр;
– костюмированные представления по известным произведениям;
– музыкальные инсценировки;
– спектакли по собственным сценариям.

Есть компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение. Воображение– основа любого творчества. Большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.

Одним из видов игры является составление сказочных объявлений и телеграмм.

Учитель стимулирует творчество детей. Так, учитель может спросить, какое объявление может дать Мальвина, ослик Иа-Иа, Медведь или Маша, доктор Айболит, дед Мазай, Дениска и его мама; кто дает данную телеграмму? Это чрезвычайно важная работа, несмотря на видимость шуточности, поскольку она требует от ребенка выявления определенной сюжетной линии литературного произведения. (“Ищу свой хвост”, “Учу детей грамоте”, “Лечу зверей и птиц”) или нравственной коллизии (“Жду гостей на свой день рождения”, “Меняю “Азбуку” на билет в кукольный театр” и т.д.).

Дети с большим удовольствием сами составляют сказочные объявления и телеграммы, оформляют их и предлагают своим одноклассникам. (Приложение №3)

4. Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения.

Развивают творческое воображение и литературные игры, которые дают полноценнее воспринимать художественные произведения в дальнейшем.

Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности.

Привожу некоторые примеры таких игр, которые провожу на уроках литературного чтения со своими детьми.

Учителем или ребенком предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк придуманных самими. Ученики должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определенное время. Можно разделить всех ребят на команды, предложив для выполнения разные стихотворные начала.

По окончании работы мини-поэтические тексты обсуждаются. Предлагается провести авторскую защиту своей творческой работы. Детей радует, увлекает такая работа, развивает их речевое творчество. Не случайно очень часто рождаются маленькие шедевры. Вот один из них.

Учитель.

Маленькая кнопочка.
Лежала в коробочке…

Аня Б.

Тут девочка пришла
И кнопочку нашла.

Марина Г.

Прошептала она:
– Ах, я одна. Ах, я одна.
Никому я не нужна.

Сережа Б.

Она вышла тихонько
И вдохнула легонько.

Юля Д. Попасть хотелось ей туда,

Куда звала ее душа.

Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица.

Дети сами составляют цифровые диктанты по прочитанному произведению и предлагают их в виде игры своим одноклассникам.

Записывают дети только две цифры:

0 – если утверждение неверное и 1– если оно верно.

Цифровой диктант может быть проведен в устной форме или может быть записан на доске. Это один из наиболее интересных способов активизировать внимание детей, полноценнее воспринимать художественное произведение.

Можно использовать любое количество предложений цифрового диктанта, но удобнее когда их число кратно трем.

Один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное.

Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.

Все приемы задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется слово литературному чтению, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется слово литературному чтению", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется слово литературному чтению:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *