Правильное произношение Nike
Вы можете удивиться, но правильное произношение бренда Nike – «найки». Большинство людей, говорящих на русском языке, привыкли к другому произношению – «найк». А «найками» называют кроссовки бренда.
В этой статье мы разберемся, откуда появилось название компании, как его произносят американцы, и как правильно говорить у нас.
Nike и Bike – не одно и то же
Если поменять первую букву в слове «nike», то получается «bike» – велосипед. Произносится это английское слово как «байк». По аналогии многие также произносят и название компании – «найк», «байк». Кажется, что здесь используется один и тот же принцип построения слова. Но это не так.
Богиня Ника
Название известного бренда произошло от имени древнегреческой богини Ники, символа победы, а не от американского слова, которое читалось бы как «найк». Назвать компани в честь Ники предложил один из первых сотрудников Джефф Джонсон, после того как увидел её во сне.
Богиня Ника
Основателю компании Филу Найту изначально не особо понравилось это название. Но настойчивость Джонсона и несколько дополнительных факторов все-таки сделали свое дело.
Во-первых, Фил и его коллеги заметили, что названия многих успешных компаний короткие и содержат сильный звук – английские буквы k или x: Kodak, Xerox, Clorox и др. Вписывалось в этот ряд и Nike.
Во-вторых, Ника напомнила Филу посещение храма Ники в Афинском Акрополе во время кругосветного путешествия. Тогда в храме он заметил всадников на стенах, а его фамилия очень созвучна слову всадник на английском: Night – Knight. Это выглядело символично.
В итоге выбор был сделан в пользу Nike. И на английском языке имя богини произносится именно «Найки». Позже дизайнер Кэролин Дэвидсон нарисует знаменитый логотип «свуш», который станет олицетворением скорости и по форме напоминает крыло богини Ники.
Привычное название в России
Незнание этого факта привело к широкому распространению неправильного произношения бренда в России. Интересно, что даже официальный импортер продукции Nike в нашей стране называется ООО «Найк».
Под таким же названием зарегистрирована и торговая марка в России – «Найк» (свидетельство 323683 от 03.04.2007).
С учетом этого вы можете свободно использовать вариант названия «найк» в России, потому что большинство людей готовы воспринимать именно такое произношение бренда. Но если вы находитесь в Америке или других западных странах, то однозначно нужно говорить правильно – «найки».
Как пишется слово найк по английскому
1 Nike™
2 Nike
3 Nike
4 nike
5 Nike
6 Nike
7 nike
8 Nike
9 Nike
См. также в других словарях:
Nike — Cet article possède un paronyme, voir : Niké (homonymie) … Wikipédia en Français
Nike — Nike, Inc. Тип … Википедия
Nike — ist: die Siegesgöttin in der griechischen Mythologie, siehe Nike (Siegesgöttin) Statuen, die die Siegesgöttin Nike darstellen: Nike von Samothrake Nike des Paionios Nike des Kallimachos in der antiken Geografie eine Stadt in Thrakien, im heutigen … Deutsch Wikipedia
Nike+ — Nike+iPod Boîte du kit Nike+ … Wikipédia en Français
Nike — may refer to: Nike (mythology), Greek goddess who personifies victory The Nike of Samothrace, an ancient statue of the goddess Nike Nike, Inc., major U.S. manufacturer of athletic shoes, apparel, and sports equipment Project Nike, US Army missile … Wikipedia
Niké — de bronce, Museo del Louvre. En la mitología griega, Niké o Nice (en griego Νίκη) era la diosa de la victoria. Era capaz de correr y volar a gran velocidad, aparte de lo cual no se le atribuían otras cualidades extraordinarias. Se la consideraba… … Wikipedia Español
Nikè — Niké Pour les articles homonymes, voir Niké (homonymie). Bas relief de Niké à Éphèse Dans la … Wikipédia en Français
Nikê — Niké Pour les articles homonymes, voir Niké (homonymie). Bas relief de Niké à Éphèse Dans la … Wikipédia en Français
Nike J — at Hamamatsu Air Base NIKE J was the name for the Japanese version of the Nike Hercules Missile surface to air missile. It was produced by Mitsubishi Heavy Industries. First test firings of the missile occurred in November 1970. The Nike J was… … Wikipedia
Nike — Nike, bei den Griechen die Göttin des Sieges in jedem Wettstreit, nach Hesiod Tochter des Titanen Pallas und der Styx, die sie Zeus zum Beistand im Titanenkampf zuführte. Nike (Bronze im Museum zu Kassel). Als Siegesbringerin und Botin erscheint… … Meyers Großes Konversations-Lexikon
Nike — <
Как все-таки правильно говорить – «Найк» или «Найки»?
Логотип компании Nike
С детства многие привыкли, что известный во всем мире американский спортивный бренд называется «Найк». Английскими буквами пишется как Nike. Думаю, что большинство его называют так и сейчас, однако в последнее время все чаще можно услышать альтернативное произношение «Найки». Какой из двух вариантов верный и как его называют сами американцы? В этой статье расставляем все точки над i.
Сразу отмечу, что некорректно будет эти два варианта произношения делить на «верное» и «неверное». Они оба глубоко пустили корни в лексикон тех, кто говорит на русском языке, и скорее можно рассматривать их как два альтернативных названия бренда. При этом, одно из них все же можно считать каноническим. Давайте разбираться, как-все таки стоит произносить название всемирно известной компании из Орегона.
Доводы за «Найк»
1. Название бренда состоит из 4 английских букв — NIKE. Если рассматривать это название как абстрактное слово, то по правилам произношения их стоит читать как «Найк». По аналогии с другим английским словом «bike» — байк, велосипед. Или, например, имя Майк по-английски пишется аналогичным образом — Mike.
Логотип Nike с измененной первой буквой в слове
Логотип Nike с измененной первой буквой в слове
2. Культурное наследие 90-х гг., когда Nike впервые появился на прилавках российских магазинов. Я отчетливо помню, что в то время все вокруг называли кроссовки и одежду этого бренда как «Найк». Слово «Найки» в первый раз я услышал значительно позже, уже в 00-х гг.
Самодельные кроссы Найк )
Самодельные кроссы Найк )
3. Официальный импортер продукции Nike в России имеет название ООО «Найк» (https://www.rusprofile.ru/id/121402). Организация поставляет продукцию Nike для продажи через розничные сети компаний-партнеров, генеральным директором является Андрей Кришнев.
Гендиректор Nike Россия Андрей Кришнев
Гендиректор Nike Россия Андрей Кришнев
4. В России зарегистрирована торговая марка под названием «НАЙК», свидетельство 323683 от 03.04.2007. Правообладатель — компания «НАЙК ИНТЕРНЕШЕНЕЛ ЛТД.» («NIKE INTERNATIONAL LTD.») адрес: Уан Боуерман Драйв, Бивертон, Орегон, 97005-6453, США (One Bowerman Drive, Beaverton, Oregon, 97005-6453, USA).нформация о торговой марке «НАЙК»
Информация о торговой марке «НАЙК»
Информация о торговой марке «НАЙК»
5. На официальном сайте nike.com можно найти условия использования платформы. В них используется вариант «НАЙК» русскими буквами.
Условия использования платформы Найк
Условия использования платформы Найк
6. В книге «Продавец обуви» от сооснователя компании Фила Найта рассказывается вся история возникновения и развития бренда. Книга была переведена на русский язык и в ней используется вариант названия «Найк».
Фрагмент из книги «Продавец обуви»
Фрагмент из книги «Продавец обуви»
Казалось бы, после таких аргументов сомнений в единственно верном произношении Nike быть не может. Но не все так просто.
Доводы за «Найки»
1. Мы уже выяснили, что абстрактное слово «nike» по правилам должно произноситься как «найк», однако название бренда имеет определенное происхождение. Назван он в честь древнегреческой богини Ники, которую увидел во сне один из первых сотрудников Blue Ribbon (именно так первоначально называлась компания) Джефф Джонсон.
В то время Фил Найт с коллегами как раз подбирали звучное и запоминающееся название для выпуска первых кроссовок под собственным брендом, и Джонсону во сне явилась крылатая богиня победы Ника. Логотип компании Nike, который был создан немного позже, олицетворяет крыло богини Ники. А теперь, главное: имя Ники по-английски пишется как Nike, а произносится — «Найки». Именно так его произносили основатели компании.
Монета Королевства Новой Зеландии — «Богиня Ника и Виктория»
Монета Королевства Новой Зеландии — «Богиня Ника и Виктория»
2. Как произносят название бренда сами Американцы? Ответ однозначный — «Найки». Проверить это можно, например, по зарубежным песням.
Или даже у отечественных исполнителей. Например, в популярном треке «Плачу на техно» (№1 в чарте Яндекс.Музыки) от Crem Soda & Хлеб есть такие строки:
«Ночью уснуть не могу никак,
И пришла я на техно, чтобы найти тебя снова тут.
Vans’ы твои, как год назад, но рядом Найки
Уже не мои, топчут знакомый мне groove.»
3. Чтобы установить истину, я обратился к первоисточнику — официальному сообществу Nike ВКонтакте. Ответ — «Найки!»
Ответ от сообщества Nike
Ответ от сообщества Nike
В итоге получается довольно противоречивая картина: одни источники подтверждают произношение «Найк», а другие — «Найки». Но все-таки из этого расследования можно сделать следующий вывод.
Если вы находитесь в России или общаетесь с носителями русского языка, то можете использовать оба варианта произношения. А если вы за рубежом или общаетесь с иностранцами, то единственно верным вариантом является «Найки».
Нравится Nike? Подписывайтесь на канал Nike Fans!
Первый раз на канале? Посмотрите другие статьи:
Так как правильно произносится «Nike»? Как по-английски называется «галочка» на логотипе? + 5 more facts
Episode 7. Дзен-сериал » Произнести непроизносимое» на канале EnglishLab.Net. Season 2018.
The company was founded on January 25, 1964, as Blue Ribbon Sports, by Bill Bowerman and Phil Knight, and officially became Nike, Inc. on May 30, 1971. The company takes its name from Nike, the Greek goddess of victory. Source: Wikipedia
ФАКТ 1. ПЕРВОЕ НАЗВАНИЕ
Когда компания Nike была основана в 1964 году, её назвали Blue Ribbon Sports («виды спорта голубой ленточки или с голобой ленточкой», если дословно)
ФАКТ 2. КОГДА ПЕРЕМЕНОВАЛИ
Своё теперешнее название фирма Nike получила в 1971 году.
ФАКТ 3. ЧТО ЗНАЧИТ «NIKE»?
Это имя греческой крылатой богини победы (скульптура на фото). Её звали «Ника».
Wikipedia Creative Commons
Wikipedia Creative Commons
ФАКТ 4. КАК ПО-АНГЛИЙСКИ НАЗЫВАЕТСЯ «ГАЛОЧКА» НА ЛОГОТИПЕ?
Она называется «the (Nike) Swoosh»
ФАКТ 5. КТО АВТОР ЛОГОТИПА? И КАКОВ БЫЛ ГОНОРАР?
Carolyn Davidson. За дизайн Swoosh-а, она получила 35 долларов. Позднее компания Nike подарила ей 500 cвоих акций, стоимость которых на сегодня, по оценке, приведённой в Business Insider в 2016 году, превышает 640,000 долларов. Милая такая галочка )
Почитать об этом дизайнере по-английски и посмотреть на эскиз Swoosh-а можно в статье, написанной по поводу 8 марта в 2017 году на сайте NiceKicks.
Как видно на инфографике ниже, Swoosh сильно эволюционировал c начала 70х, и на сегодня вытеснил слово Nike из логотипа совсем:
ФАКТ 6. ЧТО ОБЩЕГО У BEATLES И NIKE?
В 1987 году по заказу Nike был снят рекламный ролик кроссовок Nike Air. Это очень раритетный видеоклип: в нём были задействованы фрагменты песни Revolution музыкальной группы Beatles. Это был первый раз, когда музыка Beatles была использована в рекламном ролике. Посмотреть на Vimeo
ФАКТ 7. ТАК КАК ПРОИЗНОСИТСЯ «NIKE»?
БОНУС. 9 февраля 2018 года на в сети и ТВ был показан новый ролик Nike под названием «Nothing Beats a Londoner» (cмысл в том, что лондонца ничто не победит и не остановит). Довольно длинный клип (около 3 минут) и, на мой взгляд, чуток занудный), но если с субтитрами, то может иметь некоторую ценность с точки зрения изучения языка.
Ролик был зашарен множеством интернет-пользователей, став т.н. вирусным видео. Одна из причин такой популярности в том, что в нём снялось более десятка Лондонских знаменитостей, представителей разных субкультур и были задействовано около 285 британских спортсменов:
It boasts mega stars like Big Shaq, Skepta, Giggs, Dave, as well as a reported 285 British athletes, some of whom include like Harry Kane, Mo Farah, Alex Iwobi, Diner Asher-Smith, Steph Houghton and more. Read more
Одновременно клип вызвал сильный резонанс в британской прессе. Что в нём такого не так (если кратко, то часть общественности в расстройстве, что практически никто из спортсменов-азиатов не снимался в клипе), почитать можно в статье на сайте metro.co.uk.
Сам роликк можно посмотреть его можно на официальном канале (на сегодня уже 6 миллионов просмотров)
ЕСЛИ БЫЛО ИНТЕРЕСНО и/или ПОЛЕЗНО
Перейти к оглавлению на Дзен-канале EnglishLab.Net.Подписаться на рассылку EnglishLab.Net. Узнать, что ещё такого есть на канале, помимо сериалов: почитать дайджесты статей за 3-9 февраля 2018 или за 10-16 февраля 2018.
ДЗЕН-ХАК Читателям, кому этот дзен-сериал «Произнести непроизносимое» на нашем канале нравится, нравится, рекомендуется сохранить себе ссылку на оглавление на стену или профиль в соцсети (если вы на лаптопе, то слева, если на телефоне — внизу, у вас есть КНОПКИ «поделиться» в FB, и VK), чтобы легко можно было найти нужную серию или проверить, не вышла ли новая (если в такой Дзен-пост оглавление добавить ссылку на новую серию, то у человека, кто сохранил себе ссылку на него, все данные обновятся автоматически). При помощи кнопки «поделиться», вы также можете сохранить себе любую публикацию в Дзене на стену в FB или VK for future reference. Пользуйтесь на здоровье
Как правильно читается Nike? Найк или Найки? Почему?
Правила английского языка.
Буква «е» в конце не читается.
То есть правильно читается — НАЙК. Не вдаваясь в подробности такую информацию можно еще из рекламы и фильмов получить.
Правильно читать слов Nike как Найк, потому что это первый открытый тип слога в правилах чтения английского языка. Также нужно добавить это ударный тип слога. Согласно правилам первого типа слога гласная читается как в алфавите, а в конце слова немая e, она не читается.
Вообще-то это имя греческой богини Ники. Слово не английское, поэтому и читается не совсем по-английски: Найки. Английская статья на Вики даёт оба варианта, найки и найк, причём именно в таком порядке.
Ориентироваться на «как говорят у нас» не стоит. У нас и зирэкс переиначили в ксерокс (ведь «X» по-английски «кс»), и хёндэ в хундай…
С легкой руки рекламщиков и переводчиков названия многие брендов закрепились в искаженном варианте. Один из таких примеров — слово Nike. Оно восходит к имени богини Ники. На родине бренда оно изначально звучало как «Найки», что соответствовало грамматическим нормам. В США и сейчас иногда используется такое произношение. Однако у нас, не без влияния английского языка, прижилось «Найк». К тому же сама компания приняла этот вариант как официальный.
Ни одна фирма-производитель спортивной обуви не рекомендует использование для повседневной носки специальных моделей кроссовок, предназначенных для конкретных условий.
Это касается и беговых кроссовок — они созданы для активного занятия спортом (бегом) и их использование должно быть кратковременным.
Дело в том, что беговые кроссовки имеют специфические формы, поверхности, ведь при беге человек задействует разные мышцы стоп, чем при ходьбе, и как следствие, возможен дискомфорт или даже случайные травмы.
Касаемо материалов использующихся при изготовлении беговых кросовок, то тут предьявляется требование:
Сейчас ведущие фирмы, в том числе Nike и Adidas при изготовлении кроссовок используют комбинированную подошву с разной упругостью, например для бега по асфальту нужна мягкая подошва, при беге на грунте — более жесткая, а при беге по парковым дорожкам достаточно только жесткая подметка.
Поэтому сказать, какие кроссовки лучше Nike или Adidas крайне проблематично — и та и другая фирма производит все типы кроссовок, нужно попросту выбрать нужные.
Помню что это связанно с кроссовками, кто-то говорил из-за денег, а кто-то что Канье Веста не понимали и не давали добро на новую коллекцию или ее не одобрили. Интересно было бы еще узнать мнения тех кто знает об этом что-нибудь?
Кроме Коутиньо и Неймара в данном клипе снялись еще Кевин Де Брейне, Роналдиньо, Гаттузо, Андреа Пирло, Обмейянг и многие другие.
Все хорошо сыграли свои роли и получился довольно впечатляющий, даже слегка пугающий, мини-фильм с ярким музыкальным сопровождением.
А звучит микс Justice — Genesis и Justice — Heavy l.
«Радужная» коллекция от Найк, которая фирма выпустила к лету 2015 года, можно посмотреть прямо здесь.
Не так уж и трудно догадаться, что коллекция создана для удовлетворения запросов ЛГБТ-сообщество и им сочувствующим, а это сейчас очень можно, таким пиаром не брезгуют западные политики.
Не думаю, что для России это актуальная тема. Нет, представители этого сообщества, конечно же, есть. О его численности можно только догадываться, так как открыто выражать свою принадлежность к сообществу не принято. Человек одевший такую майку сильно рискует своим здоровьем.
Поэтому мне в очередной раз непонятны требования Милонова запретить в России данную продукцию. По-моему в этом случает запрет распространится естественным путем.
Начнем с того, что Reebok уже давно принадлежит Адидасу, поэтому между ними особой разницы нет.
Все кроссы данных брендов очень качественные, и дорогие, а потому выбор стоит лишь в разности дизайна.
Но я рекомендую кроссовки Nike. Потому что они более яркие, стильные, модные, современные, притягивающие внимание. Идут в противовес Адидасу.
Советую присмотреться к кроссовкам Puma. Они тоже очень яркие и стильные.
Nike – история создания и развития спортивного бренда
Кто создал Nike (Найк) и чья это компания? Как правильно Найк или Найки, и как переводится это слово? Где делают кроссовки Найк? Как создавался логотип? Обо всем этом и не только в истории успеха компании Nike.
Nike, Inc. – американская международная корпорация, специализирующаяся на проектировании и производстве спортивной и повседневной обуви, одежды, аксессуаров.
Компания является крупнейшим в мире производителем спортивной обуви и одежды и ведущим поставщиком спортинвентаря. Ее продажи в 2019 составили 38,7 млрд.$, а рыночная капитализация 224,3 млрд.$ (данные Forbes на март 2020).
Nike назван самым дорогим спортивным брендом в мире и оценивается в 36,8 млрд.$, занимая 14-ую строчку в рейтинге Forbes World’s Most Valuable Brands 2019. В рейтинге Fortune 500 концерн занял 90-ое место, а его сеть торговых точек насчитывает 1152 магазина по всему миру.
А ведь история успеха мирового спортивного бренда началась «всего лишь» с мечты 24-летнего спортсмена, который занялся перепродажей японских кроссовок. Как торговля обувью с багажника авто и опыты с вафельницей превратились в транснациональную компанию с многомиллиардным оборотом? Заглянем за кулисы истории создания компании Nike.
Судьбоносная встреча: Фил + Билл
Фил Найт (Philip «Phil» Hampson Knight, 24.02.1938) и Билл Бауэрман (William «Bill» Jay Bowerman, 19.02.1911-24.12.1999) являются сооснователями компании Nike. Биографии Фила Найта посвящена отдельная статья нашего сайта.
В 1955, когда Найт поступил в Орегонский университет (University of Oregon), он записывается в легкоатлетическую команду ВУЗа. Наставником по бегу становится 44-летний Билл Бауэрман – легендарный тренер, за свою карьеру взрастивший 31 олимпийского спортсмена. Под его руководством университетская сборная легкоатлетов 16 раз входила в десятку лучших команд США.
Сооснователи компании / Фил Найт на беговой дорожке
В истории успешных компаний случай знакомства бизнес-партнеров в университетских стенах не редкость: в ВУЗе произошла встреча сооснователей Google Ларри Пейджа и Сергея Брина, а такжесоздателей Yahoo! Inc Джерри Янга и Дэвида Фило.
Соучредители Nike – выпускник и тренер Орегонского университета
Бауэрман был инноватором и пытался модернизировать беговую обувь, которую тестировали «середнячки» – участники команды, не отличающиеся блестящими результатами (их не жалко). Среди «опытных кроликов» был и Фил, из-за тренерских нововведений иногда натирающий ступни на беговой дорожке до крови.
Идея создания компании
После окончания в 1959 университета и службы в армии, Фил Найт поступает в Стэнфордскую высшую школу бизнеса. Здесь во время работы над заданием придумать стартап, к Найту приходит идея будущего бизнеса. Учеба в ВУЗе не только для него стала отправной точкой – Илон Маск подготовил доклад о важности использования солнечной энергии тоже в универе.
Студенческий проект Найта был посвящен исследованию, сможет ли японская спортивная обувь составить конкуренцию немецким кроссовкам так же, как это сделали кинокамеры. В то время американские добротные кроссовки стоили 30$ и были по карману лишь профессиональным атлетам, а бегуны-любители довольствовались третьесортными бутсами за 5$. По мнению Найта, японские кроссовки обладали идеальным соотношением «цена/качество». 24-летнему парню приходит в голову «Безумная Идея» (собственное определение, данное в книге «Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем») – продавать в США японскую беговую обувь.
В 1962 Фил отправляется в Японию, откуда возвращается с контрактом на импорт кроссовок компании Onitsuka Tiger. Первой торговой операцией становится перепродажа в 1963 трехсот пар спортивных бутс японской фирмы, которая приносит первую прибыль 8 000$. Посылки с обувью из Страны восходящего солнца хранились в прачечной родительского дома Найта, а продажи осуществлялись с багажника машины. В качестве бизнес-партнера Найт привлекает своего тренера. 25 января 1964 была зарегистрирована фирма «Blue Ribbon Sports», стартовый капитал которой составил1200$.
В 1966 открывается первый магазин компании.
Вначале Nike Inc. называлась «Blue Ribbon Sports» (BRS) и перепродавала японские кроссовки фирмы Onitsuki Tiger (в н.вр. корпорация ASICS)
Бауэрман продолжает эксперименты с обувью, в 1968 появляются разработанные им кроссовки с нейлоновым верхом Cortez.
Главный герой фильма «Форрест Гамп» (1994) пробежал Америку именно в бутсах Cortez
Легкие «кортезы» становятся первой массово выпускаемой беговой обувью BRS собственного дизайна. В 1969 их продажи составили 1 млн.$. Руководство Onitsuka Tiger решает, что настало время выкупить часть BRS, но такой поворот событий не устраивает Фила Найта. В итоге он лишается прав на продажу кроссовок Tiger, что в итоге простимулировало разработку собственных кроссовок.
Nike: В поисках идентичности
1971 становится годом появление названия и логотипа компании. Также в этом году фирма получила финансирование от японского торгового дома Nissho Iwai Corp., за счет которого существенно расширила деятельность.
История названия компании: «сон в руку»
Что объединяет Nike с формулой бензола, моделью атома, швейной машинкой и армянским алфавитом? Известно, что эти открытия пришли к людям во сне, точно так же, как приснилось и название компании. Имя бренда в сновидениях подсмотрел не Фил Найт, а его коллега Джефф Джонсон (Jeff Johnson), который был первым нанятым сотрудником компании.
В 1965 Джефф был приглашен на должность менеджера по продажам, но не стал продавцом в обычном понимании. Он составил базу данных профессиональных спортсменов и лично с ними беседовал, объезжая соревнования. Легкоатлеты рассказывали ему о плюсах и недостатках кроссовок, о беге, травмах и соревнованиях, о пожеланиях к спортивной обуви. Собранная информация помогла усовершенствовать опытные образцы кроссовок. До сих пор Nike использует обратную связь от покупателей, интересуясь мнением и профессиональных спортсменов, и школьников-любителей.
Джефф Джонсон – менеджер, давший имя компании
Однажды ночью в 1971 Джонсону приснилась Ника – богиня победы в древнегреческой мифологии.
Обитательница Древнего Олимпа Ника – персонификация победы, изображается крылатой в позе быстрого движения
Идея названия пришла вовремя – на днях в печать отправлялись обувные коробки, на которых в противном случае могла красоваться надпись «Dimension Six» – вариант имени от Фила Найта.
Название Nike символизирует победу
Название компании правильно произносить «Найки» (транскрипция имени богини Ники с английского), но в русскоязычной (и частично в англоязычной) среде прижилось прочтение «Найк» (транскрипция «nike»). Некорректное прочтение «Найк» даже было закреплено в названии официального дистрибьютора фирмы в РФ.
История логотипа Nike: «галочка» на миллион долларов
Для продвижения бренда компания нуждалась в логотипе. Узнаваемую символику разработала Кэролин Дэвидсон (Carolyn Davidson), студентка факультета графического дизайна Портлендского университета, в котором Найт преподавал бухгалтерский учет. Фил обратился к Кэролин и кратко сформулировал требования к фирменному знаку: «Я бы хотел видеть то, что пробуждает ощущение движения».
Студентка представила несколько набросков, и выбор пал на эмблему-росчерк. Лаконичный логотип был зарегистрирован 18.06.1971, его дебют состоялся в 1972 во время отборочных состязаний Олимпийских игр. Найту фирменный символ вначале не приглянулся, зато сейчас он щеголяет с татуировкой логотипа на икре левой ноги.
Т.к. мисс Дэвидсон согласилась поработать за 2 бакса в час, то за создание эмблемы, занявшее у нее чуть более 17 часов, получила 35$. В 1983, три года спустя после IPO, Фил Найт устроил в ее честь вечеринку, на которой сделал «предложение кольца и акций»:вручил дизайнеру золотой перстень с логотипом Nike и 500 акций компании. Дэвидсон была удивлена рыцарским поступком босса, недаром фамилия «Найт» переводиться как «рыцарь».
дизайнер Кэролин Дэвидсон создала «галочку» Nike за 35$, но в итоге получила 2,8 млн.$
В 1983 стоимость 500 акций равнялась 125$ (за 1 ценную бумагу давали 0,25$), но сейчас это 2,8 млн.$ (1 акция = 88$ на момент написания статьи). С 1990 по 2015 Nike провела 6 дроблений акций, и 500 акций, подаренные в 1983, стали 32 000 акциями.
Динамичный логотип получил собственное имя – «свуш» (англ. swoosh), созвучное свисту ветра при движении на высоких скоростях. Символ также расшифровывают как изображение крыла богини Ники.
За свою историю фирменный знак компании претерпевал незначительные изменения и не утратил аутентичности. С 1978 написание названия фирмы стало не рукописным, а с 1995 и вовсе было удалено, т.к. «свуш» уже не нуждался в подписи.
история логотипа Найк
Сейчас Swoosh выполняется в различных цветовой палитре и является одним из самых узнаваемых мировых торговых марок.
Логотип Nike впервые появился на кроссовках в 1972
Разработка «вафельной» подошвы: 1971-1973
Все гениальное – просто: «вафельная» подошва получила свое название от вафельницы. Идея придать подметкам бутсов рифленость с помощью электроприбора для выпечки вафель пришла Биллу Бауэрману в 1971 на собственной кухне. Эксперименты с вафельницей приводят в 1972 к появлению кроссовок-прототипов Nike Moon Shoe, получивших название от сходства со следами, оставленными американскими астронавтами на Луне. Нейлоновый верх для «лунных кроссовок» закупался в Японии, а подошва с вафлеобразным оттиском пришивалась вручную и обеспечивала отличное сцепление с поверхностью.
модель Nike Moon Shoe, в которой впервые появилась рифленная подошва
В 1973 состоялся выпуск кроссовок с «вафельной» подметкой Waffle Trainer, которые стали самой продаваемой беговой моделью в США.
беговая обувь Nike Waffle Trainer
В 1974 на обувь с вафлеобразной подошвой был получен патент №3793750, где новаторское изобретение описывалось как «улучшенная подошва с короткими многогранными шипами квадратного, прямоугольного или треугольного сечения, имеющие множество плоских сторон, значительно улучшающие сцепление».
Рисунок запатентованного изобретения – «вафельной» подошвы
«Вафельная» подметка распространилась и на другие модели Nike, в том числе с более современными технологиями.
В головном офисе Nike размещена вафельница Бауэрмана, на которой «готовились» первые вафельные подошвы
В 1972 стартовали продажи за границами Америки – в Канаде, 1974 – в Австралии, в этом же году открывается первая фабрика компании в штате Нью-Гэмпшир, США. В 1977 Nike выходит на азиатский рынок, в 1978 – европейский и южноамериканский. В 1978 кенийский легкоатлет Генри Роно в кроссовках «Найки» устанавливает 4 мировых рекорда. Что может служить лучшей рекламой, чем победа на соревнованиях? Вспоминается Генри Форд, который в 1902 на своем авто опередил чемпиона Америки.
Разработка «воздушной» подошвы: 1977-1979
Разработчиком амортизационной подушки Nike Air является ученый-авиаинженер из NASA Фрэнк Руди (Frank Rudi, 24.01.1925-13.12.2009). Идея «воздушной» (англ. «аir») подошвы – система амортизации на основе инертного газа, капсулированного в полиуретановый пластик – зародилась в 1977. Технология была запатентована в 1980.
Отец технологии «Nike Air» – инженер-аэронавт Фрэнк Руди
Технология амортизации, которая уменьшала ударное воздействие при занятиях спортом, была опробована на прототипах и воплотилась в беговых кроссовках Air Tailwind. Дебют бутсов состоялся на марафоне в Гонолулу (Гавайи) в конце 1978, ограниченную партию в 230 пар раскупили за сутки! В 1979 Air Tailwind были широко выпущены на рынок. Модель становится самой продаваемой в США, и «Найки» обгоняет лидирующий ранее на американском рынке немецкий Adidas.
кроссовки Nike Air Tailwind, в которых впервые была применена амортизация на основе газонаполненных подушек
Идея сделать технологию амортизации видимой пришла в голову дизайнеру Тинкеру Хэтфилду (Tinker Hatfield, 30.04.1952) после поездки в Париж. В столице Франции его вдохновила архитектура Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду – здания, в котором функциональные и структурные элементы размещены снаружи. Впервые прозрачные окошки на подошвах появились в 1987 в Nike Air Max 1.
первые кроссовки Nike Air Max 1 с технологией Visible Air, позволяющей разглядеть «воздушную» подушку / Центр Жоржа Помпиду в Париже
В качестве саундтрека в рекламном ролике Air Max 1 использовали песню «Revolution» The Beatles. Релиз обуви вызвал фурор.
Над дизайном продукции Nike Хэтфилд работает с 1985. За проектирование Air Max 1, Air Max 90, Air Jordan 15, Air Jordan XX и др.моделей кроссовок он получил имя «легенда дизайна». В 2017 появился фильм о его карьере «Tinker Hatfield: Footwear Design», а в 2019 он удостоился релизом кроссовок «имени себя» – модели React «Tinker Hatfield». В н.вр. Хэтфилд занимает пост вице-президента компании по дизайну и спецпроектам.
Создатель технологии «Air» Тинкер Хэтфилд
С 1979 «Найки» начинает выпуск спортивной одежды, а в следующем году выходит на биржу.
IPO Nike
Первичное публичное размещение акций произошло 2 декабря 1980. Свою компанию Фил Найт ценил высоко и смог убедить инвесторов, что стартовая цена акции должна быть не менее 22$ – стоимости одной ценной бумаги Apple, чье IPO ожидали на днях (12.12.1980).
После выхода на биржу сооснователи Nike становятся миллионерами – Бауэрману досталось 9 млн.$, а Филу, владеющему 46% компании, 178 млн.$. Привлеченный IPO капитал был направлен на строительство офиса в Орегоне, завода с научно-исследовательской лабораторией в Нью-Гэмпшире и на увеличение присутствия компании в Европе.
С тех пор произошло 6 дроблений акций: первое от 08.10.1990, №2 от 31.10.1995, №3 от 24.10.1996, №4 от 03.04.2007, №5 от 26.12.2012, №6 от 24.12.2015. Каждый раз число первоначальных акций увеличивалось вдвое (сплит 2 к 1). Акции Nike торгуются под листингом NKE на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE).
К 1982 компания спонсировала более половины игроков NBA.
В 1983 Nike впервые демонстрирует падение выручки: внутренний рынок достиг насыщения, а европейские отделения приносили убыток. И хотя в 1984 58 спортсменов, соревнующихся в «найковской» экипировке, завоевали на XXIII летних Олимпийских играх в Лос-Анджелесе 65 медалей, продажи на американском рынке падают, что приводит к закрытию 3 заводов.
В 1984 компания подписывает рекламный контракт с перспективным новичком-баскетболистом Майклом Джорданом.
Модель обуви Air Jordan, разработанная специально для спортсмена, имела беспрецедентный успех на рынке и дала старт успешной линейке баскетбольной обуви. Выручка компании к 1990 выросла более чем вдвое за 5 лет и достигла 2,2 млрд.$.
Кроссовки Air Jordan, спроектированные для Майкла Джордана, были выполнены в черно-красной гамме
Хорошей рекламой послужило и то, что цвета Air Jordan были запрещены баскетбольной лигой, но Джордан продолжал выходить в ярких бутсах на площадку – Nike оплачивало за нарушение штраф в 1000$. Сотрудничество с баскетболистом стало самым прибыльным в истории партнерства между спортсменом и производителем обуви.
История рекламной кампании «Просто сделай это»: «выстрел в яблочко»
Журнал Campaign охарактеризовал слоган «Just do it» как «лучший в ХХ столетии, преодолевший возрастные и классовые барьеры и связавший Nike с успехом». По версии издания Advertising Age девиз занимает 2-ое место в «ТОП-10 слоганов 20 века», а сама рекламная кампания «Just Do It» – 4-ое место в ТОП-100 рекламных кампаний минувшего столетия.
Создателем слогана является рекламное агентство «Weiden + Kennedy», в частности, его соучредитель Дэн Виден (Dan Wieden). После встречи с командой «Найки» рекламист, восхищенный энергичностью и напористостью команды Nike, произнес: «You Nike guys, you just do it» («Вы, ребята из Nike, вы просто делаете это»). Так появился меткий лозунг, ставший лейтмотивом имиджевой рекламы.
кампания «Просто сделай это» стала классикой в мировой истории рекламы
На конференции Design Indaba в 2015 г-н Виден озвучил полную версию создания рекламного девиза. Он рассказал, что в процессе работы над слоганом ему пришли на ум предсмертные слова убийцы (Гэри Гилмора), приговоренного к расстрелу в 1977, который на вопрос о своей последней просьбе ответил: «Let’s do it». Рекламист вполне мог вспомнить слова преступника, ведь история душегуба освещалась не только в прессе, но и в книге Нормана Мейлера «The Executioner’s Song» (1979) и в фильме «Песня палача» (1982). Видену приглянулось меткое «do it», которое трансформировалось в «just do it». По понятным причинам, «Найки» не стремится распространять эту версию о происхождении рекламной фразы.
Впервые слоган появился в ролике, в котором в кроссовках Nike снялся 80-летний легендарный бегун Уолт Стэк (Walt Stack), ежедневно преодолевающий мост «Золотые Ворота» в Сан-Франциско.
Рекламная кампания, в которую «Найки» вложила более 300 млн.$, принесла рост объема продаж, который в 1989 составил 9,2 млрд.$ против 877 млн.$ в 1988. 1991 выручка концерна достигла 3 млрд.$, в частности, за счет роста продаж на европейском рынке, где Nike вышла на 2-ое место после Adidas. В 1996 Nike была названа самой узнаваемой спортивной маркой и утвердила статус транснационального супербренда.
«Города Найки»
В 1990 в Бивертоне открылся первый розничный магазин NikeTown, который стал не просто местом продаж, но магазином впечатлений: в нем демонстрировалась хроника моделей прошлых лет и транслировалось видео о жизни спортсменов.
В московском NikeTown, открытом в 2017, присутствует футбольная зона для тестирования шипованной обуви, беговая дорожка, сервис по химчистке кроссовок и персональные стилисты.
магазин нового поколения NikeTown в столице РФ занимает 5 этажей исторического здания на Кузнецком мосту и является самым большим «найковским» магазином Центральной и Восточной Европы
Самым большим в мире торговым центром NikeTown является британский магазин, открытый в 1999 (в 2010 – после реконструкции) и занимающий 1,3 Га 4-этажного здания в центре Лондона.
Флагманские магазины NikeTown по всему миру транслируют ценности компании и укрепляют имидж бренда. Ритейл-пространства отличаются не только удивительными интерьерами и масштабностью, но и такой организацией торгового пространства, где посетители получают уникальный покупательский опыт.
NikeTown – пример того, как точка продажи товаров превращается в достопримечательность
Компания в III тысячелетии
Инновационные разработки
В эпоху цифровых технологий Nike стремится не только шагать в ногу со временем, но и опережать его. В 2016 по данным Boston Consulting Group «Найки» обогнала по инновационным разработкам Intel и SpaceX. В 2014 компания презентовала футбольные бутсы, созданные на базе Nike Flyknit – технологии компьютерного «вязания» с комбинированием нитей из полиэфирной пряжи, благодаря которой создается легкая и практичная обувь.
Nike внедряет технологию компьютерного шитья Flyknit
В 2015 совместно с Apple компания выпустила смарт-часы Watch Nike+, в 2016 презентовала Anti-Clog Traction – кроссовки, которые не боятся грязи. В 2019 дебютировали самозатягивающиеся баскетбольные кроссовки с технологией FitAdapt.
«интеллектуальные» кроссовки Nike Adapt BB не только сами завязываются, но и измеряют параметры тела пользователя и обмениваются данными со смартфоном
Не удивительно, если скоро «найковские» кроссовки на вопрос «Чей туфля?» смогут ответить «Моё»! Ведь в 2019 Nike запатентовала обувь с блокчейном CryptoKicks. Данное изобретение исключит подделку бутсов, т.к. подлинность пары можно проверить сканированием кода на коробке.
Вектор на экологичность
Приверженность защите планеты «Найки» декларирует не словом, а делом. Про деятельность в сфере экологических инициатив Nike информирует еще с 2010. В этом же году она стала лидером рейтинга Climate counts – системы подсчета, ранжирующей предприятия по 22 критериям (поддержка климатического законодательства, обнародование собственного влияния на климат и др.).
В 2014 «Найки» разработала форму для футболистов «Манчестер Юнайтед» из переработанного пластика; на выпуск одной футболки пошло 8 пластиковых бутылок.
В июне 2019 Nike присоединилась к программе ООН по экологическим вопросам, участники которой к 2050 планируют добиться углеродной нейтральности.
«NIKE существует для развития спорта, но в последние годы перед нами стоит более широкая задача: помочь защитить сам спорт», – заявляет СЕО Джон Донахью в открытом письме.
«Не будет планеты – не будет и спорта», – гласит стенд мирового ритейлера спорттоваров
Nike освоила технологию натурального окрашивания, запустила проекты по сокращению отходов и снижению выбросов углекислого газа. Что же еще предпринято?
- Внедрены инновационные ткани
Из вторсырья (пластиковых бутылок, производственных отходов резины и пряжи) выпускаются материалы Nike Grind (полиэстер и нейлон). Они применяются в различных продуктах компании: с 2008 все «воздушные» подошвы содержат не менее 50% переработанных материалов, а модель бутсов Nike Air Vapormax содержит 75% вторсырья. Nike Grind используется в беговых дорожках, кортах и игровых площадках. Дополнительный бонус: вторичный полиэстер снижает выбросы углерода на 30%.
Компания выпускает кроссовки из отходов
- Логистические центры обеспечены возобновляемой энергией
В Северной Америке собственные и эксплуатируемые объекты Nike на 100% используют возобновляемую энергию. Европейский распределительный центр The Court, открытый в 2019, также применяет только регенеративную энергию и перерабатывает до 95% образующихся отходов. 6 ветряных турбин центра вырабатывают электроэнергию, достаточную для питания 5 тыс. домов, а солнечные панели занимают площадь, равную трем футбольным полям. Помимо энергии ветра и солнца, The Court использует гидроэнергию, геотермальную энергию и энергию биомассы.
Дистрибьюторский центр Court в г.Хам (Бельгия) занимает площадь 13,9 Га и функционирует на «зеленой» энергии
- Осуществлен переход на безотходное производство
В 2019 99,9% отходов от производства обуви было переработано или преобразовано в энергию.
- Запущен проект «Move to Zero»
Его целью является внедрение новых технологий в серию спортивной одежды. Капсульная коллекция Move to Zero, которая поступит в продажу летом 2020, почти полностью состоит из переработанных материалов.
Коллекция из экологичных смесовых и переработанных тканей Move to Zero
В ближайших эко-планах «Найки»:
- ежегодно перерабатывать 1 млрд. пластиковых бутылок; к 2025 на 100% обеспечить собственные и эксплуатируемые центры «зеленой» энергией; к 2030 уменьшить собственные выбросы углерода на 30%.
Головной офис
Штаб-квартира Nike открылась в 1990 в окрестностях города Бивертон, штат Орегон.
Головной офис Nike World Headquarters расположен в пригороде Бивертона по адресу проезд Уан-Боуэрмэн, 1
Штаб-квартира является мультифункциональным объектом, где можно не только поработать, но и заняться спортом, купить продукты и помыть автомобиль. Это целый кампус с широкой инфраструктурой и рядом построек: на территории размещены лаборатория для спортивных исследований, 3 футбольных поля, 50-метровый бассейн, салон красоты, фитнес-центр, парк велосипедов, центры развития детей, магазинчики, кафе и передвижные закусочные.
Современные здания кампуса подчеркивают инновационность Nike
Дорожки для пробежек на территории головного офиса компании
Торговые марки компании и рынки сбыта
Портфель брендов «Найки» то пополнялся, то освобождался от ряда фирм. В 2012 Nike рассталась с двумя дочерними компаний:
- Cole Haan, купленной в 1988 и Umbro, приобретенной в 2008; В 2019 продала компанию Hurley, купленную в 2002.
Это помогло сосредоточиться на собственных брендах.
«Найки» выпускает продукцию под своими торговыми марками и брендом дочерней фирмы Converse Inc.:
Converse – дочерний бренд «Найки», приобретенный в 2003
В 2019 на собственные бренды «Найки» пришлось 95% выручки (37,2 млрд.$), на Converse 5% (1,9 млрд.$).
Компания реализует продукцию через собственные магазины, дочерние фирмы и сеть дистрибьюторов, более двух третей товаров продается оптовым покупателям. В 2019 Nike управляла 1152 розничными магазинами, из них 33% расположены в США, 67% – за пределами Америки. Основными рынками сбыта концерна являются Северная Америка, Европа, Китай, Япония и развивающиеся рынки.
Подразделения «Найки» сформированы по географическому принципу:
- филиал Северной Америки – на него приходится 43% продаж; регион, включающий Европу, Ближний Восток и Африку – 26% продаж. Общая выручка за обувь в 2019 составила 24,2 млрд.$, из них на российский рынок пришлось менее 1% (242 млн.$); рынок Китая – 17% общей выручки; подразделения стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинская Америка – 14% продаж.
Направления деятельности: 7 дорог Nike
Компания выпускает продукцию в следующих направлениях:
Компания своевременно проводила диверсификацию бизнеса: когда ее продажи падали, запускала производство нового спортинвентаря и аксессуаров (очки, часы, мячи) и одежды (тайтсы, поло, худи), расширяла линейку товаров для женщин.
К ее второстепенным направлениям деятельности относятся товары для бейсбола, крикета, гольфа, тенниса, волейбола, ходьбы, борьбы; продукция для детей. «Найки» также разрабатывает протезы для спортсменов.
Коллектив Nike
Число штатных сотрудников компании составляет 76 700 по данным Bloomberg. Над разработкой функциональных и одновременно стильных товаров работают дизайнеры, ИТ-специалисты, специалисты по биомеханике, физиологи, химики, разработчики материалов и даже астрофизики.
По данным Linkedin компания занимает 45 строчкув рейтинге компаний, где хотят работать американцы 2019. Ресурс INDEED расположил концерн на 21-й строчке в ТОП-50 Самых престижных рабочих мест-2019, а издание Career bliss разместило на 12-м месте в Списке американских компаний с самыми счастливыми сотрудниками.
Как ответственный работодатель, Nike предоставляет медицинскую страховку на офтальмологию и стоматологию, компенсирует транспортные расходы, помогает в вопросах усыновления и вкладывает средства в раскрытие потенциала сотрудников. В 2019 дополнительное обучение прошли 10 000 менеджеров, ведь главной мышцей своих работников корпорация называет мозг.
Компания предпринимает шаги по созданию более приветливого офиса для женщин и меньшинств и выступает за справедливость в оплате труда мужчин и женщин. В 2019 представительство женщин в топ-менеджменте увеличилось на 3% и составило 39%. В рейтинге Forbes Лучший американский работодатель для женщин-2019 спортивный бренд занимает 106-ую строчку.
Руководство компании: «большие боссы Найки»
Пост генерального директора со дня основания компании до 2004 занимал Фил Найт, он же до 2016 являлся председателем совета директоров. На посту СЕО 66-летнего сооснователя Nike в 2004 сменил 57-летний Уильям Перес (William D. Perez), а на посту председателя совета директоров в 2016 – Марк Паркер (Mark G. Parker).
Переса, до этого возглавлявшего SC Johnson & Son, через 2 года отправили в отставку из-за потери позиций на рынке. Новым гендиректором стал 51-летний Марк Паркер, примкнувший к «Найки» в качестве дизайнера обуви в 1979. Годы его руководства были финансово успешными для Nike, но в 2020 его правление подошло к концу и с января новым СЕО и президентом Nike назначен 59-летний Джон Донахью (John J. Donahoe II), ранее руководящий облачной компанией ServiceNow.
Благотворительная деятельность
Филантропические инициативы «Найки» направлены не только на спортивную отрасль. В 2009 стартовала акция «Lace up Save Lifes» («Шнурки во имя жизни»), во время которой часть средств от продажи фирменных найковских шнурков направлялась во Всемирный Фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. В 2018 сотрудники Nike свыше 9 млн.$ пожертвовали 3610 общественным организациям. В 2019 на развитие спортивных сообществ было направлено 81 млн.$, благодаря которым к спорту были приобщены более 17 млн. детей.
Особое внимание «Найки» уделяет популяризации активного и здорового образа жизни среди подростков и детей
За неполный 2020 год более 17 млн.$ грантовых пожертвований было направлено организациям, работающим в сфере здравоохранения, социального обслуживания и гуманитарной помощи.
Критика в адрес компании
Использование дешевой рабочей силы
Производственные мощности компании базируются на 612 заводах в 42 странах, где трудятся более миллиона человек. Не все фабрики принадлежат «Найки», частью владеют подрядчики, получающие от Nike плату за производство товаров.
бОльшая часть рабочей силы компании – 80% – сосредоточено в Азиатско-Тихоокеанском регионе
по числу предприятий «Найки» лидирует КНР
С 1990-х гг. Nike подвергается критике за нарушение трудового законодательства на ее фабриках, в вину вменяются низкие зарплаты, использование детского труда. Зафиксированы и экологические нарушения: в 1997 на вьетнамском заводе зарегистрировано превышение концентрации токсических испарений в 177 раз.
Новости BBC сообщали, что дети трудятся по 16 часов без перерыва, а журнал Life Magazine печатает фото пакистанского мальчугана, сшивающего «найковский» мяч за 60 центов.
фото Мари Дориньи в июньском номере Life Magazine, 1996
Обвинения в адрес Nike приводят бойкоту ее продукции
«Благие намерения правозащитников могут привести к негативным последствиям, когда компании останавливают производство, а дети выбрасываются на улицу, – заявила пресс-секретарь Nike Донна Гиббс, убеждая, что «процесс изменений занимает время». В 2000 на пакистанских линиях «Найки» еще использовался детский труд.
В 1997 выходит документальная лента кинорежиссера-антиглобалиста Майкла Мура «Большая Америка» (The Big One,1997), в которой критикуется ряд американских корпораций, включая «Найки». В 2000 публикуется книга Наоми Кляйн (Naomi Klein) «No Logo. Люди против брендов», где писательница развивает мысль о том, что крупные корпорации (включая Nike) виноваты в отсталости стран «третьего мира».
Nike подвергается критики со стороны противников глобализма и неолиберального капитализма
Фил Найт рядом действий продемонстрировал намерение стать социально-ответственным работодателем. Компания разработала соединяющее вещество на базе воды, которое исключило 97% токсичного испарения, ранее присутствовавшего при соединении верха и подошвы кроссовок и поделилась изобретением с конкурентами.
В 2005, в ответ на многолетнюю критику, компания опубликовала список своих фабрик с адресами и отметила «проблемные», что, по словам Найта, стало попыткой открытости и честности в вопросах производства. Nike обязалась улучшить условия труда, выполнять проверки на фабриках, привлечь специальную комиссию к заводам с нарушениями.
Уклонение от уплаты налогов
Организация Oxfam, деятельность которой направлена на решение проблем бедности и несправедливости, назвала Nike «злостным неплательщиком», скрывающем от налогообложения миллиарды долларов. «Найки» использует «лазейки» в законодательстве разных стран (от властей Нидерландов получила разрешение на уменьшение суммы налогов на 10 лет), открывает дочерние фирмы, с помощью которых перемещает прибыли на Бермудские острова (одну из мировых «налоговых гаваней»). Компания не единственная, чья налоговая стратегия подвергается критике, вспомним осуждение французского миллиардера Бернара Арно за его попытки оптимизировать налогообложение.
Секреты успеха компании
Среди качеств, сделавших NIKE мировым лидером в спорте, СЕО компании называет «смелость, креативность, амбиции».
Среди сильных сторон концерна находятся также:
- Инновационность
Точная сумма средств, направленных на разработку технологий, не оглашается. Известно, что Nike не ограничивается продуктовыми инновациями, патенты приходятся не только на обувь и одежду, но и на работу с данными и производство. По данным Business Journal, в 2016 «Найки» получила 687 патентов, в 2017 – 1212 патентов, в 2018 – 867. Эксперименты с новыми технологиями приводят к созданию удобных и имиджевых продуктов, благодаря которым компания продолжает диктовать тенденции и задавать моду отрасли.
- Маркетинговая стратегия
«Просто сделай это» – не единственный пример удачных рекламных кампаний в истории Nike. Авторитетный фестиваль творчества «Каннские львы» (Cannes Lions) дважды назвал Nike «Рекламодателем года» (1994, 2003), а в 2017 вручил награды сразу 5 видео компании. Награды Emmy Awards были удостоены рекламные ролики «The Morning After» (2000), «Move» (2002) и «Dream Crazy» (2019). В 2005 рекламный ролик «Touch of Gold» с бразильским футболистом Рональдиньо стал первым роликом на ютубе, набравшим миллион просмотров.
Успех маркетинговой стратегии компании во многом определен ее сотрудничеством со спортсменами, профессиональными командами и командами университетов (Nike спонсирует 85 баскетбольных команд Национальной ассоциации студенческого спорта).
рекламная акция «So Fast» 2015 собрала самых быстрых спортсменов (Майкл Джонсон, Коби Брайант, Уэйн Руни, Серена Уильямс и др.) со всех игровых площадок
В 2019 на рекламу Nike потратила 3,6 млрд.$.
Бренд победителей: «быстрее, выше, сильнее!»
Миссией «Найки» является «дарить вдохновение и инновации каждому атлету в мире», при этом спортсменами компания считает не только олимпийцев. Билл Бауэрман утверждал, что «если у тебя есть тело – ты уже атлет», и Nike унаследовала философию сооснователя.
Компания изменила индустрию, пройдя непростой путь от перекупщика до создателя высококлассных товаров, чей дизайн и функциональность привлекают к «Найки» уже не одно поколение покупателей.
Спортивный гигант стал больше, чем просто успешным брендом, Nike превратился в символ успеха и не собирается останавливаться на достигнутом.
«Мы ставим перед собой задачу подняться над собственными стандартами, так же, как и любой спортсмен», – озвучивают руководители Nike цель компании.