Конспект урока русского языка во 2 классе «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России»
Тема. Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Цель. Обобщение и систематизация знаний учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных.
· углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных;
· развитие внимания, мышления, памяти; формирование орфографического навыка, развитие исследовательских умений учащихся;
· формирование навыков сотрудничества.
— Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
— Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в группе, оказывать взаимопомощь.
— Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.
— Какая буква написана на доске?
— Что вы можете о ней сказать?
— Пропишите букву до конца строки.
3. Орфографическая минутка .(Веер букв)
— Прочитайте слова, покажите при помощи веера букв, какие буквы нужно вставить, объясните почему.
П…лзёт, к…р…ндаш, гри…ки, ж…вёт, ч…щ…, в рощ…, л…ёт, лен….
4. Постановка проблемы.
— Посмотрите внимательно на буквы: Б, д, г, В, з, С.
— На какие две группы можно разделить эти буквы?
— А зачем нужны заглавные буквы в русском языке?
— Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Написание слов с заглавной буквы)
— В течение урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»
Упражнения на внимание.
5. Работа над новой темой.
· Введение в тему урока.
— Запишите под диктовку предложение: «У крыльца лежит шарик.»
— Поднимите руку, кто написал слово шарик с маленькой буквы? А кто написал с большой? (Шарик – в одном случае с маленькой буквы, в другом с большой)
— Смотрите, одно и то же слово написано по-разному.
— Какое же из этих двух предложений правильное? От чего это зависит?
От значения слова в предложении.
— Какие же слова пишутся с заглавной буквы?
«Имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда!»
-А сейчас мы будем работать в группах.
-На столе у вас карточки, на которых записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух вариантов правильный и доказать почему.
-А прежде чем вы приступите, давайте вспомним правила работы в группе:
· слушать друг друга;
Под нашим окном расцвела___________(Роза, роза).
Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся в первом классе.
Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия).
В пруду растёт____________(Лилия, лилия).
В небе парил__________(Орёл, орёл).
Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.
В огороде росла зеленая ____________________ (Петрушка, петрушка)
В клетке сидел попугай ________________________ (Петрушка, петрушка)
В клетке сидел _____________(Лев, лев).
Совещание вёл _____________(Лев, лев) Егорович.
Гриб _____________(Рыжик, рыжик) растёт в лесу.
Котёнок_____________(Рыжик, рыжик) играл с клубком.
Проверка (один человек из группы объясняет)
— Итак, почему слова произносятся одинаково, но начало слова пишется по-разному? От чего это зависит.
— Это зависит от значения слова в предложении.
Если слово пишется с большой буквы, то вы встаёте, если слово пишется с маленькой буквы, то вы все дружно садитесь (корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Бобик, Простоквашино, ландыш, автобус, дерево, Таня, Москва, деревня).
ü Работа по учебнику.
— Откройте учебник на стр. 87, упр. 132.
ü Работа по карточкам.
— Найдите и исправьте ошибки.
В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг Кот матроскин доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.
— Из какого произведения этот отрывок? Кто автор?
— Какие же слова пишутся с заглавной буквы?
— Оцените свою работу на уроке.
Жёлтый смайлик – я справился, но допускал ошибки.
Красный смайлик – нужна помощь.
8. Домашнее задание.
Под нашим окном расцвела___________(Роза, роза).
Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся в первом классе.
Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия).
В пруду растёт____________(Лилия, лилия).
В небе парил__________(Орёл, орёл).
Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.
В огороде росла зеленая ____________________ (Петрушка, петрушка)
В клетке сидел попугай ________________________ (Петрушка, петрушка)
В клетке сидел _____________(Лев, лев).
Совещание вёл _____________(Лев, лев) Егорович.
Гриб _____________(Рыжик, рыжик) растёт в лесу.
Котёнок_____________(Рыжик, рыжик) играл с клубком.
В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг Кот матроскин доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.
В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг Кот матроскин доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.
В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг Кот матроскин доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.
В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг Кот матроскин доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.
В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг Кот матроскин доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.
В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг Кот матроскин доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Рабочая программа курса по выбору для 1 класса «Час чистописания»
Статья на тему «Актуальный практический опыт учителя в преподавании предметов ОРКСЭ и ОДНКНР в соответствии ФГОС»
Дипломная работа на тему «Формирование учебной мотивациии младших школьников через создание проблемной ситуации на уроке»
Презентация открытого урока по математике 3 класс «Внетабличное умножение и деление»
Презентация урока: «Решение задач на увеличение числа в несколько раз»
Конспект урока по литературному чтению «Мартышка и очки»
Разработка открытого урока по математике «Внетабличное умножение и деление»
«Организация эффективной контрольно- оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС».
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5439490 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока русского языка «Какие слова пишутся с заглавной буквы» (2 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка во 2 классе
Тема. Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных;
3) развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.
4) формировать навыки сотрудничества;
· Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
· Развитие внимания, мышления, памяти; формирование орфографического навыка, развитие исследовательских умений учащихся.
· Формирование навыков сотрудничества.
· Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
· Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
I. 1. Организационный момент (психологический настрой)
Дети произносят хором.
2. Мотивация (самоопределение к деятельности)
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем
И друг другу помогаем.
(Дети тихо садятся на места)
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка?
— Раз всё в порядке продолжаем урок.
Дети эмоционально настраиваются на работу
-Ребята, предлагаю наш урок начать с высказывания:
«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься».
-Как вы понимаете эти слова? (Если стоять на месте, то никуда не дойдешь, а если не учиться, то ничего не узнаешь.)
-Мы сегодня вновь пойдем к новым знаниям!
3. Минутка чистописания
— Ребята, откройте тетради, запишите число.
— Посмотрите внимательно на доску Сс, Оо, Ээ, Хх,
— На какие две группы можно разделить эти буквы?
— Запишем группу заглавных букв в тетрадь в алфавитном порядке. Проверим: О, С, Х, Э
-А зачем нужны заглавные буквы в русском языке?
— Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? ( Написание слов с заглавной буквы)
В течение урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»
II 1. Постановка проблемы.
— Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит шарик.
— Поднимите руку, кто написал слово шарик с маленькой буквы? А кто написал с большой? (Шарик – в одном случае с маленькой буквы, в другом с большой)
— Смотрите, одно и то же слово написано по-разному.
— Какое же из этих двух предложений правильное? От чего это зависит?
От значения слова в предложении.
1) Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если слово пишется с маленькой буквы, то вы все дружно приседаете (корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Бобик, Простоквашино, ландыш, автобус, дерево, Таня, Москва, деревня).
— Молодцы! Хорошо отдохнули. Умеем не только дружно работать, но и отдыхать и следить за своим здоровьем.
Формулируют вывод: имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда!
2. Открытие нового знания
-А сейчас мы будем работать в группах (4 группы)
-На столе у вас карточки, на которых записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух вариантов правильный и доказать ПОЧЕМУ.
-А прежде чем вы приступите, давайте вспомним правила работы в группе.
· Слушать друг друга;
1гр. Под нашим окном расцвела___________(Роза, роза).
Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся в первом классе.
2гр. Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия).
В пруду растёт____________(Лилия, лилия).
Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.
4гр В огороде росла зеленая ____________________ (Петрушка, петрушка)
В клетке сидел попугай ________________________ (Петрушка, петрушка)
ПРОВЕРКА (КАЖДАЯ ГРУППА ПО ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
-Устно придумайте предложения со словом: серёжка Серёжка
Вывод. Итак, какие Вам встретились слова, которые нужно писать с заглавной буквы?
Поиграем в игру с мячом. «Как тебя зовут?» Называть только свое полное имя.
-А когда я выросла, меня стали называть не только по имени, но и по …..
-А какое у меня отчество?
-А кто сможет назвать свое отчество? Продолжение игры.
-А с какой буквы пишутся отчества? Добавить в схему ОТЧЕСТВО
-Сегодня на наше имя пришла телеграмма, от героя из произведения Эдуарда Успенского. Отгадайте, от кого.
В Простоквашино живёт.
Всё хозяйство там ведёт.
Адрес точно я не знаю,
Но фамилия морская.
— Ребята, кот Матроскин написал заметку в газету о жизни в деревне Простоквашино, просил нас помочь исправить ошибки.
Самостоятельная работа. (карточки двух вариантов)
Зачеркни лишнюю букву.
Найди и исправь ошибки.
В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг Кот матроскин доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.
Теперь давайте проверим. Поменяйтесь друг с другом карточками.
-Оцените себя смайликами, а я после проверки оценю вас отметкой.
Какие фамилии встретились в заметке? (Матроскин, Печкин)
— С какой буквы написали фамилии?
Значит, фамилии тоже пишутся с большой буквы.
Дополнить схему: ФАМИЛИИ. С заглавной буквы пишутся города РЕКИ, МОРЯ, ОКЕАНЫ, ГОРЫ, ПЛАНЕТЫ…
-Как можно назвать это одним словом? (Одним словом можно сказать, что это географические названия.)
-А почему слово ДЯДЯ написано с большой буквы? Дополнить схему: перваое слово в предложении
— Как будем писать их названия?
2.Домашнее задание (по выбору)
— Выписать слова, которые пишутся с большой буквы из любой газеты (не менее 10 слов), или У. с.87 у. 132.
Оценка деятельности на уроке
3. Рефлексия. (Интерактивная доска)- Ребята, помните выражение, с которого мы начали наше занятие?
(«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься»)
-Сегодня на уроке мы с вами прошли небольшую часть длинной дороги знаний.
На экране вы видите разноцветные кружки.
Оцените свою работу на уроке. Выберите след нужного цвета
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Презентация к уроку
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Раз, два, три (хлопают в ладоши) – слушай и смотри
Три, два, раз (хлопают в ладоши) – урок начнём сейчас.
Улыбнёмся мы друг другу
Успехов пожелаем другу
Руку для удачи мы пожмём
В дорогу знаний
Наш девиз возьмем:
Не ленись, не отставай,
Активность, любознательность проявляй.
2) Повторение правил работы и поведения на уроке.
Чтобы быть спортивным – занимайся. (физическими упражнениями, спортом и т. п.)
Что бы быть грамотным – обучайся (правописанию, грамоте и т. п)
Орфографические ошибки в письме — как пятно на белой блузке.
— Как вы понимаете высказывание? (Отсутствие грамотности словно делает человека менее опрятным, неряшливым. Каждый человек должен стремится быть грамотным, постигать тайны родного языка, стремиться к совершенству.)
1 слайд Русский язык. Презентация.
— С какими понятиями будем работать, какие тайны языка познавать на сегодняшнем уроке?
Узнаем через несколько минут.
3) Минутка чистописания из заглавных букв.
Образец на слайде 1.
Образец выполнения детьми в тетради:
Мозговой штурм для установления темы урока (тематических рамок)
— Что можете сказать про написанные буквы? (Написаны только заглавные, большие.)
— Что вам известно об этих буквах с 1 класса? (Заглавные буквы пишутся в начале предложения, в именах и др. ответы детей)
— Тема урока: (говорят дети) Какие слова пишутся с заглавной буквы?
На доске (или в презентации) зафиксированы эталоны с перечнем мест в словах, где написание большой буквы не известно.
Для детей
С большой (заглавной, прописной) буквы пишутся:
Всем успешной работы на уроке!
— С чего начнём работу? (с повторения)
— Цель повторения? (Повторенье мать ученья – как гласит пословица. Повторим для того, чтобы определить, какие уже имеющиеся знания нам потребуются для открытия орфографического правила.)
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Повторение известных сведений о написании большой буквы в словах, в начале предложений.
Восстановите эталоны, которые помогут в открытии новых знаний.
Слайд 3. Презентация.
Работа в паре в карточках. Приложение 2.
Упр. 1. Прочитать текст. Определи границы предложений. Первое слово в предложении пиши с большой буквы. В конце каждого предложения ставь точку.
у оленёнка были длинные ножки с острыми копытцами и круглая головка с большими ушами он беспрестанно встряхивал и шевелил ими глаза у него были как крупные сливы ростом он был с новорожденного жеребёнка по обе стороны спины проглядывали белые пятнышки
4 слайд Презентация. Эталон (на экране) для проверки.
У оленёнка были длинные ножки с острыми копытцами и круглая головка с большими ушами. Он беспрестанно встряхивал и шевелил ими. Глаза у него были как крупные сливы. Ростом он был с новорожденного жеребёнка. По обе стороны спины проглядывали белые пятнышки.
— Что повторили? Вывод: (Большая заглавная буква пишется в начале предложения.)
5 слайд Презентация. Работаем с комментированием. Приложение 2
Упр 2. Прочитай. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни заглавные буквы.
Слайд 6 Презентация. Проверка. Эталон (на экране)
1. Мою подругу зовут Розой.
2. Я срезала с куста красную розу.
3. В комнате у Лилии стояла ваза с ароматными белоснежными лилиями.
4. Летом мы ездили отдыхать на Чёрное море.
5. Мама приколола на чёрное платье жемчужную брошь.
— Что повторили? Вывод: (Большая буква пишется в именах людей, названия морей )
3) Задание для пробного действия.
— Какое задание будем выполнять? (Пробное действие)
Слайд 7 Презентация.
(Учащиеся выполняют задание самостоятельно на листочках или на индивидуальных магнитных досках – демонстрируют и выявляют затруднение).
— Затруднения это трудности, которые дают возможность искать пути решения – т.е. ведут к выявлению причин затруднения.
Останавливаемся и выясняем причину затруднения.
Выявление места и причины затруднения
Слайд 8 Презентация.
— Какое задание выполняли? (Подбирали первую букву, пропущенную в словах)
— Где возникло затруднение? (При подборе буквы большой или маленькой)
— Почему возникло затруднение? (Не знаем, в каких группах слов нужно выбрать большую буквы в начале слова, а в каких маленькую).
Построение проекта выхода из затруднения.
— Какова же цель дальнейшей работы? (Узнать группы слов, в которых безошибочно подберём первую заглавную букву.)
— Как будем узнавать?
Слад 9 Презентация.
4. Поупражняемся в написании заглавных букв, отвечая на вопросы в личной анкете.
Реализация построенного проекта.
Слайд 10 Презентация.
Изучение правила
Обратимся к правилу. (на экране в форме определения и в стихах)
С большой (заглавной) буквы пишутся:
1. Первое слово в предложении.
2. Имена, отчества и фамилии.
4. Названия городов, и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Слайд 11. Презентация.
2. Упр. 3. Упражняемся по правилу. Приложение 2.
Проверка по эталону.
Правило С большой буквы пишутся: Приложение 1
1. Первое слово в предложении.
2. Имена, отчества и фамилии.
4. Названия городов, и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Слайд 12. Презентация.
Работа в паре (карточки с недостающими словами). Приложение 2.
Цель: разложить и приклеить в нужные пустые строчки следующее:
1 вариант карточек: Восстановление названий групп слов (где пишутся заглавные буквы) в соответствии с предложенными примерами слов
Тема: “Большая (заглавная ) буква” Карточки в конверте для приклеивания. 1 . Стояли сильные морозы. Река покрылась льдом.
Первое слово в предложении. 2 . Доктор Иван Николаевич Орлов.
Имена, отчества, фамилии. 3 . кот Мурзик, собака Дружок
Клички животных. 4 . город Тверь, река Днестр, страна Россия, Японское море, деревня Рябово, село Рождественское, Садовая улица
Названия городов и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц. 2 вариант карточек: Восстановление по предложенным названиям групп примеров слов.
Тема: “Большая (заглавная ) буква” Карточки в конверте для приклеивания. 1 Первое слово в предложении. .
Стояли сильные морозы. Река покрылась льдом. 2 Имена, отчества, фамилии. .
Доктор Иван Николаевич Орлов. 3 Клички животных. .
кот Мурзик, собака Дружок 4 Названия городов и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц. город Тверь, река Днестр, страна Россия, Японское море, деревня Рябово, село Рождественское, Садовая улица
Слайд 13 Эталон таблицы для сравнения Презентация.
Стояли сильные морозы. Река покрылась льдом.
2 Имена, отчества, фамилии. Доктор Иван Николаевич Орлов.
3 Клички животных. кот Мурзик, собака Дружок
4 Названия городов и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц. город Тверь, река Днестр, страна Россия, Японское море, деревня Рябово, село Рождественское, Садовая улица
Включение в систему знаний и повторение.
14 слайд Презентация. Закрепление. Приложение 2.
Упражнение 4. Письменно ответь на вопросы нашей анкеты. Пользуйся правилом написания заглавной буквы в группах слов.
Место твоего рождения_________________________________________________
В каком городе ты живёшь? _____________________________________________
Твой домашний адрес __________________________________________________
Какие клички носят твои домашние питомцы (если они у тебя есть)?___________
Как зовут твоего лучшего друга (твою лучшую подругу)?_____________________
В каких странах ты хотел бы побывать?____________________________________
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Слайд 15 Презентация.
— Какие цели вы ставили на уроке?
— Какие цели достигли? Докажите.
— Что является итогом работы? (Найдены группы слов, с написанием заглавной буквы.)
— У кого были трудности?
Оцените свою работу в Радуге успеха (Лесенке успеха или Смайликом) (самооценка).